известия вгпу
2. Веденеев А.Г. Формирование педагогической компетентности менеджеров социально-культурной сферы: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009.
3. Ибрагимов Г.И. Инновационные технологии обучения в условиях реализации компетент-ностного подхода // Инновации в образовании. 2011. № 4. С. 4-14.
4. Ильин В.С. Целостный процесс формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение // Целостный подход в учебно-воспитательном процессе: сб. науч. тр. Волгоград: ВГПИ, 1984.
5. Рындак В.Г. Креативная личность как ценность: научно-этическое сопровождение развития // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2016. № 4. С. 7-14.
6. Сериков В.В. личностно развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2016. № 2. С. 30-35.
7. ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность»: приказ № 995 Минобрнауки от 11.08.2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1920
(дата обращения: 02.09.2017).
* * *
1. Borytko N.M. Gumanitarnye principy profes-sional'nogo obrazovanija pedagoga-vospitatelja v sisteme nepreryvnogo obrazovanija // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2012. № 11. S. 41-45.
2. Vedeneev A.G. Formirovanie pedagogiche-skoj kompetentnosti menedzherov social'no-kul'tur-noj sfery: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2009.
3. Ibragimov G.I. Innovacionnye tehnologii ob-uchenija v uslovijah realizacii kompetentnostnogo pod-hoda // Innovacii v obrazovanii. 2011. № 4. S. 4-14.
4. Il'in V.S. Celostnyj process formirovanija vse-storonne razvitoj garmonichnoj lichnosti, ego stroenie // Celostnyj podhod v uchebno-vospitatel'nom processe: sb. nauch. tr. Volgograd: VGPI, 1984.
5. Ryndak V.G. Kreativnaja lichnost' kak cennost': nauchno-jeticheskoe soprovozhdenie razvitija // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2016. № 4. S. 7-14.
6. Serikov V.V. Lichnostno razvivajushhee obra-zovanie kak odna iz kul'turologicheskih obrazovatel'-nyh modelej // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2016. № 2. S. 30-35.
7. FGOS VO po napravleniju podgotovki 51.03.03 «Social'no-kul'turnaja dejatel'nost'»: prikaz № 995 Minobrnauki ot 11.08.2016 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1920 (data obrashhenija: 02.09.2017).
Pedagogical training of a manager of the socio-cultural sphere
The article deals with the need for pedagogical training of a manager of the socio-cultural sphere. It presents the system of pedagogical training of a manager of the socio-cultural sphere, describes the elements of the system implemented in the Volgograd State Institute of Arts and Culture in training of students and in the process of training the workers of the socio-cultural sphere. The effectiveness of the developed system of teacher training is proved in the article.
Key words: manager of socio-cultural sphere, system of teacher training.
(Статья поступила в редакцию 11.09.2017)
А.Н. СЛАДКОВ (Волгоград)
средства формирования тендерной культуры будущего учителя истории и оБЩЕСтвоЗНАНиЯ
Подробно рассматриваются средства формирования гендерной культуры будущего учителя истории и обществознания - гендерное просвещение, деловые игры, дискуссии, уроки-тренинги и др.
Ключевые слова: гендерная культура, учитель истории и обществознания, средства.
Тендерное равноправие является сегодня цивилизационным вектором в развитии демократических обществ в мире. Оно представляет важную составляющую стратегий развитых государств и предполагает равное включение мужской и женской социальных групп во все сферы общественной жизни. В Конституции РФ (от 12 декабря 1993 г., 30 декабря 2008 г.), а также в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 5 ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г.) отражены положения о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, предоставлении равных возможностей для их реализации независимо от половой при-
О Сладков А.Г., 2017
педагогические науки
надлежности, актуализирующие осуществление тендерного подхода. «Гендерный подход в психолого-педагогическом знании направлен на изучение <...> влияния институтов социализации и прежде всего образования <...> создание условий для развития способностей и склонностей независимо от пола <...>, ген-дерное просвещение общества» [1, с. 16], формирование гендерной культуры обучающихся и педагогов [4].
Под гендерной культурой вслед за Л.И. Сто-лярчук мы понимаем динамическое профессионально-личностное образование личности, обладающей гендерными знаниями (о смене традиционного жесткого противопоставления маскулинности / фемининности гибким партнерским гендерным диалогом, создании равных условий для наиболее полной самореализации обучающихся независимо от половой принадлежности), ценностным отношением к эгалитарным гендерным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми (взаимоуважительным, доброжелательным, толерантным), критическим отношением к гендерным стереотипам и предрассудкам, конструктивным гендерным поведением (способность к выявлению проявлений сексизма и владение средствами его преодоления), позитивной гендер-ной социализацией.
На учителя истории и обществознания возлагается особая миссия по формированию гендерной культуры, поскольку гуманитарные предметы обладают огромным воспитательным потенциалом формирования у обучающихся гендерной культуры. Однако для этого будущего учителя истории и обществозна-ния важно целенаправленно готовить в процессе обучения в вузе к решению данной проблемы, т.к. важно, чтобы педагог сегодня мог не только давать необходимые знания и умения. Он также должен формировать у своих учеников демократические установки, обусловленные модернизацией гендерных норм и практик, ориентированные на принципиально меняющиеся мировые стандарты образования, включающие требования «демократизации образовательной среды, ценностей толерантности, диалога, критического мышления и партнерства» [4, с. 3]. Тем не менее опрос, проведенный среди обучающихся и их педагогов (в том числе и молодых специалистов, недавних выпускников педвузов) МОУ СШ № 19, 28, 42 города Волгограда показал, что большая часть опрошенных (78 %) строят гендерные взаимоотношения на основе гендерных предрассуд-
ков и стереотипов, не проявляют во взаимоотношениях с представителями другого пола толерантность, не ориентированы на партнерство, не способны критически относиться к сексистским взглядам, т.е. отличаются низким уровнем сформированное™ гендерной культуры. Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная подготовленность педагогов к реализации гендерного подхода, которому препятствует недостаточная теоретическая разработанность средств формирования гендерной культуры будущего учителя. Об этом свидетельствует анализ теоретических исследований ученых (E.H. Каменская, О.И. Ключко, Л.И. Столярчук). В этой связи наше исследование, включающее экспериментальную работу с будущими учителями по направлению подготовки «Педагогическое образование» (44.03.01) с профилем подготовки «История», посвящено обоснованию средств формирования гендерной культуры будущего учителя истории и обществознания.
в качестве ведущего средства формирования гендерной культуры будущего учителя истории и обществознания применялось ген-дерное просвещение с использованием фрагментов курса по выбору «Гендерная культура», разработанного нами и реализуемого в ходе освоения учебных дисциплин «Педагогика», «Методика обучения истории», «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире», а также педагогических практик студентов волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) в общеобразовательных учреждениях.
Гендерное просвещение как ведущее педагогическое средство формирования гендерной культуры будущих педагогов включает их подготовку к модернизации уроков истории и об-ществознания, обогащение гендерным содержанием вузовских и школьных учебных программ (основные учебные дисциплины, курсы по выбору - в вузе; основные учебные предметы и элективные курсы, кружки во внеурочной деятельности - в школе). в ходе гендерно-го просвещения акцентируется внимание обучающихся не только на мужских, но и женских персоналиях, внесших вклад в историю российского общества и государства. Например, исходя из цели курса «Педагогика» (формирование у будущих педагогов профессиональной готовности к решению задач обучения, воспитания и развития школьников), мы ставим задачу формирования гендерной
культуры у будущих педагогов, чтобы, овладев ведущим и сопутствующими интерактивными средствами, студенты педвузов смогли бы применить эти средства формирования исследуемого качества у каждого обучающегося, адаптировав их к школьному учебно-воспитательному процессу в ходе педагогических практик в общеобразовательных школах, и поделиться результатами своего исследования с педагогами школ (на педагогических и методических советах), расширяя таким образом пространство профессиональной и личностной самореализации в связи со сменой содержания гендерных отношений в современном обществе.
Сопутствующие интерактивные средства формирования гендерной культуры будущих педагогов - деловые игры, дискуссии, практические занятия-тренинги и др. Рассмотрим их подробнее.
Деловые игры, организуемые самими студентами при поддержке преподавателя, создают атмосферу равноправных гендерных отношений, обеспечивают накопление соответствующего личностного опыта эгалитарных гендерных взаимоотношений.
В ходе дискуссий развивается критичность мышления, гендерная чувствительность к воспроизводимым в образовательном процессе вуза и школы гендерным стереотипам, которые нередко становятся препятствием в выборе учебных предметов, видов деятельности, соответствующих реальным интересам и способностям студентов и школьников, в профессиональном самоопределении, раскрытии индивидуальности, сужают жизненный выбор обучающихся и тиражируют гендерное неравенство.
Уроки-тренинги преодоления конфликтов в гендерных отношениях мужской и женской социальных групп позволяют осознавать, каким образом образовательные организации одновременно раскрывают и ограничивают возможности личностного и профессионального выбора, и самостоятельно приходить к выводу о том, что применение гендерного подхода в образовании способствует минимизации ген-дерных конфликтов, повышению его качества. «Отношения между полами в большей части мира стали скорее конфликтной сферой, чем сферой культурного воспроизводства. Отсюда следует фундаментальный пересмотр отношений между женщинами, мужчинами и детьми, а следовательно, семьей <...> и личностью» [2, с. 5].
Например, организовав в ходе педагогической практики в МОу «Средняя школа № 17 имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии Тракторозаводского района Волгограда» опрос старшеклассников (9-10-е классы) на уроках по истории России, всеобщей истории, обществознанию и включенное наблюдение, студенты педвузов обнаружили, что, несмотря на активное реформирование системы отечественного образования, выступающего ключевым звеном индивидуального и социального развития, ориентирующегося на ценности гражданского общества, сознание старшеклассников не свободно от множества гендер-ных предрассудков. Так, на уроке по истории России при изучении темы «Русская культура в ХУТ-ХУП вв.» (вопрос «Новые идеи в русской культуре») учащийся 10-го класса Иван К. высказал мнение о том, что хороши были времена, когда женщина практически всегда находилась в тени мужчины, а нормы поведения, семейных устоев и морали основывались на «Домострое», в соответствии с которым жену за ослушание можно было «плеткою вежливенько и побить». Высказывание Ивана было оформлено в виде шутки, но его всерьез поддержала большая часть парней класса, жалуясь на слишком вольное и независимое поведение современных девушек. Подобных спонтанных высказываний старшеклассников, поддерживающих гендерное неравенство, эпизодов дискриминационного сексист-ского гендерного поведения было выявлено немало будущими педагогами на уроках истории и обществознания, что явилось основанием для организации гендерного просвещения обучающихся старшей школы как ведущего средства, определения и обоснования сопутствующих интерактивных средств формирования гендерной культуры.
В период педагогических практик, когда студенты самостоятельно ведут уроки по истории России (например, при изучении темы «киевская Русь», вопрос «крещение Руси и его значение»), наряду с традиционным материалом о вкладе мужчин в историю, будущие педагоги уделяют особое внимание княгине Ольге (правившей киевской Русью в 945960 гг. в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе после гибели мужа - киевского князя Игоря Рюриковича). Студенты дают задания школьникам самостоятельно находить материал о княгине Ольге - первой правительнице Руси, самой принявшей христианство еще до крещения Руси. школьники с ин-
тересом готовятся и выступают с докладами о фактическом правлении княгини Ольги (как до совершеннолетия, так и после совершеннолетия сына Святослава, поскольку он постоянно находился в военных походах). Школьники готовят презентации о том, как она занималась благоустройством земель, селений, постройкой храмов, укреплением внешних связей с германией и византией. Старшеклассники сами приходят к выводу о том, что сын Святослава владимир (внук Ольги) в 988 г. крестил Русь (тем самым объединив ее) именно благодаря политике княгини Ольги.
На уроках истории во внеурочной деятельности (элективные курсы по истории), например при изучении темы «Русская культура XVIII в.» (вопрос «Основание Московского университета, его роль в развитии образования, науки и культуры России»), будущие педагоги дают задание учащимся «не забывать» заслуги одной из первых ученых женщин России, княгини Екатерины Романовны Дашковой, которая была членом многих ученых обществ: Вольного экономического общества, Филадельфийского философского общества, Стокгольмской академии наук, директором Императорской академии наук и художеств (Российской академии наук), передавшей в дар Московскому университету свой «естественный кабинет», собранный во время путешествий. Будущие педагоги обращают внимание на то, что Е.Р. Дашковой были основаны научно-литературные издания: «Собеседник любителей российского слова», «новые ежемесячные сочинения», где печатались Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин и др., и что она сама являлась автором многих литературных трудов. Таким образом, студенты ВГСПУ и школьники общеобразовательных учреждений совместными усилиями заполняют белые пятна истории России достижениями российских женщин, наряду с заслугами российских мужчин.
На уроках обществознания целенаправленно сосредотачивается внимание обучающихся на законодательно закрепленном ген-дерном равноправии мужчин и женщин при изучении таких нормативно-правовых документов, как конституция Российской Федерации (1993, 2008), Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г. (1996), Национальный доклад о выполнении в РФ Платформы действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (подготовленный к специальной
жие науки -
сессии Генеральной ассамблеи ООН «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке») и др.
гендерное просвещение как ведущее средство формирования гендерной культуры на уроках обществознания основывается на положении о признании гендерного равноправия как ценностной основы справедливого демократического общества и современной мировой цивилизации. Например, изучая тему «Социальная сущность человека», выполняя домашнее задание в виде тезисов и видеопрезентаций (вопрос «Социальные качества личности»), обучающиеся подводятся будущими педагогами к самостоятельному выводу о том, что гендерное равноправие является важной составляющей гражданского образования, нацеленного на развитие и укрепление социальных ценностей мира, способствующих формированию социальных качеств личности (толерантности, способности к справедливым социальным отношениям, основанным на уважении к человеку, независимо от его половой принадлежности, ориентированных на взаимопонимание и культурный диалог).
Наряду с дополнительными средствами (деловыми играми, дискуссиями, уроками-тренингами), наибольшей популярностью среди студентов и старшеклассников при изучении учебного предмета «Всеобщая история» пользуется урок-суд истории о трансформации гендерных отношений в мире, об устойчивых гендерных стереотипах, существующих в российской системе образования. Участники высказывают противоположные точки зрения, затем меняются местами, и ведущий выделяет наиболее аргументированные точки зрения (за маскулинные, фемининные или андрогинные взаимоотношения).
Выделенные нами в ходе проведенного исследования средства формирования гендерной культуры будущих педагогов - гендерное просвещение как ведущее и дополнительные интерактивные средства (деловые игры, дискуссии, уроки-тренинги, урок-суд истории) - активно используются и инициируются самими будущими педагогами и обучающимися, т.к. вызывают интерес, способствуют обогащению гендерными знаниями, развитию ценностного отношения к эгалитарным взаимоотношениям, развивают способность к конструктивному гендерному поведению, дают положительный эффект в образовательном процессе вуза и школы и поэтому требуют дальнейшей разработки и обоснования.
Список литературы
1. Гендерная психология и педагогика: учеб. пособие / под общ. ред. О.И. Ключко. М.: Юрайт, 2016.
2. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2006.
3. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
4. Столярчук Л.И. Методология целостности в понимании и реализации гендерного подхода в образовании // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2017. № 3(116). С. 23-27.
5. Шалаева Л.Г. Гендерная социализация в образовании: дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2003.
И.С. БЕССАРАБОВА, Н.Е. ВОРОБЬЕВ (Волгоград)
аналитический обзор современных исследований сша проблемы влияния средств массовой информации на воспитание детей
Представлено современное состояние проблемы влияния средств массовой информации на воспитание детей в США на основе анализа трудов американских педагогов и психологов, исследующих особенности влияния информации СМИ на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка и его поведение.
* * *
1. Gendernaja psihologija i pedagogika: ucheb. posobie / pod obshh. red. O.I. Kljuchko. M.: Jurajt, 2016.
2. Kamenskaja E.N. Gendernyj podhod v peda-gogike: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Rostov n/D., 2006.
3. Kastel's M. Informacionnaja jepoha. Jeko-nomika, obshhestvo i kul'tura. M.: GU VShJe, 2000.
4. Stoljarchuk L.I. Metodologija celostnosti v ponimanii i realizacii gendernogo podhoda v ob-razovanii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Peda-gogicheskie nauki. 2017. № 3(116). S. 23-27.
5. Shalaeva L.G. Gendernaja socializacija v obra-zovanii: dis. ... kand. sociol. nauk. Saratov, 2003.
Means of formation
of the gender culture of history
and social science teacher
The article represents the detailed description of the means of formation of the gender culture of a future teacher of history and social science - gender education, business games, discussions, training lessons, etc.
Key words: gender culture, teacher of history and social science, means.
(Статья поступила в редакцию 22.08.2017)
Ключевые слова: средства массовой информации, эмоциональное развитие ребенка, эмпа-тия, детские страхи, насилие в СМИ, просо-циальное поведение.
Проблема зависимости поведения детей от средств массовой информации приобрела особую актуальность в современном мире, т.к. сегодня родителям сложно изолировать ребенка от непременных атрибутов современной жизни - телевидения, кино, Интернета. Проблема осложняется тем, что зачастую родители постоянно не контролируют то, что ребенок смотрит, слушает, в какие компьютерные игры играет. По причине сверхзанятости родителей ребенок остается предоставленным самому себе и попадает под воздействие внешней информации, поскольку умение ее критического восприятия формируется со временем при педагогической помощи взрослого.
По словам психологов В. Ридеут и Э. Ха-мель (V. Rideout & E. Hamel), глобализация и распространение средств массовой информации относятся к ключевым факторам, которые сформировали нынешнее поколение молодых людей [4, р. 423]. В. Ридеут (V. Rideout) замечает, что сегодня в развитых странах мира дети с раннего возраста имеют неограниченный доступ к СМИ, начиная с обычных журналов, спутникового и кабельного телевидения, а также к Интернету, компьютерным играм и видеоиграм [Ibid., р. 426]. В этой связи, рассматривая роль СМИ в обществе, социологи Э. Хальберштадт, С. Денхам и Д. Дансмор (A. Halberstaadt, S. Denham & J. Dunsmore) отмечают, что прогресс в подходах к коммуни-
© Бессарабова И.С., Воробьев Н.Е., 2017