Научная статья на тему 'Принципы формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографией'

Принципы формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1135
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СРЕДСТВА ХОРЕОГРАФИИ / ПРИНЦИПЫ / GENDER CULTURE / PRIMARY SCHOOL PUPILS / MEANS OF CHOREOGRAPHY / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абакумова Анжелика Геннадьевна

Выявлены принципы формирования гендерной культуры младших школьников средствами хореографии в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are found out the principles of formation of gender culture of primary school pupils by means of choreography in a secondary school.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографией»

ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А.Г. АБАКУМОВА (Волгоград)

принципы формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографией

Выявлены принципы формирования гендерной культуры младших школьников средствами хореографии в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: гендерная культура, младшие школьники, средства хореографии, принципы.

В условиях материальной и духовной нестабильности общества, внедрения «рыночной» психологии в сферу отношений мужчины и женщины важно оздоровление гендерных взаимоотношений в обществе на основе идей, свободных от гендерных стереотипов, целенаправленного формирования гендерной культуры подрастающего поколения за счет новых ценностных ориентиров непротивопо-ставления маскулинности-фемининности, не саморазрушения, а саморазвития, самостанов-ления женской и мужской индивидуальности, овладения ими гендерной культурой, основанной на эгалитарных гендерных отношениях: партнерских, взаимоуважительных, равноценных (Е.Н. Каменская, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Л.И. Столярчук).

Хореография является видом искусства и важным средством эстетического и гендерного воспитания детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе и в сфере дополнительного образования. На ее роль в жизни детей обращали внимание основатели классического и народного танца (А.Я. Ваганова, И.В. Смирнов, Н.И. Тарасов, Т.С. Ткаченко и др.), подчеркивая положительное влияние на здоровье (физическое, психическое, духовное, социальное) подрастающего поколения.

В работах по методологии научно-педагогического исследования отмечается, что педагогическое исследование не выполнит своего назначения, если не будет получено норма-

тивное знание о требуемом характере педагогической деятельности (В.В. Краевский). Нормирование педагогической деятельности, по мнению многих исследователей (Н.М. Борыт-ко, О.С. Гребенюк, Н.С. Пряжников, Н.Е. Щур-кова и др.), осуществляется при помощи принципов. «Под принципами мы понимаем внутреннее принятие требования педагога к своей деятельности. Если исследователь находится во внешней к педагогу позиции (т.е. речь идет о теоретической концепции), то он вправе на основании своего исследования предложить систему принципов как регулятивных правил, обеспечивающих (но не гарантирующих!) ожидаемые результаты» [1, с. 19].

Базируясь на концепции гендерного воспитания (Л.И. Столярчук), мы выделили общие и специфические принципы формирования гендерной культуры младшего школьника, реализация которых является выражением закономерности целесообразного построения педагогической деятельности по гендерному воспитанию детей начальной школы. «Специфика гендерного подхода в младшем школьном возрасте (6-10 лет) заключается в формировании гендерной культуры (ценностные ориентации, содержание и структура мотивационно-потребностной сферы, гендерного самосознания, ценностного отношения к семье, взаимоотношениям полов). от своевременности и полноты воспитания гендерной культуры младших школьников зависят уверенность детей в себе, цельность переживаний, устойчивость ценностных установок и, в конечном итоге, эффективность общения с людьми, деловых и семейных взаимоотношений в другие возрастные периоды» [4, с. 35].

К общим принципам формирования гендерной культуры младших школьников мы относим следующие.

Принцип природо со образно сти (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушин-ский и др.) вытекает из того, что в младшем школьном возрасте закладываются основы мужской/женской личности, первые установки, ценностные ориентации, основы гендерного поведения, гендерной культуры, влияющие на развитие и дальнейшее становление мужской/женской индивидуальности, ее будущую

© Абакумова А.Г., 2013

социальную и интимную жизнь, удовлетворенность и успешность в ней (П.П. Блонский. И.С. Кон, А. Моль, В.С. Мухина, Л.И. Столярчук и др.). В современных условиях применительно к проблеме формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографией этот принцип направлен на обращение к девочке и мальчику начальной школы как части природы, их сущностным силам, телесности и духовности как равноценным компонентам целостной индивидуальности через различные гендерные хореографические образы (маскулинные, гипер-маскулин-ные, фемининные, гиперфемининные, унисекс). Хореографическая постановка «Первоклассники» учитывает, что оценки учителей и воспитателей становятся значимыми, т.к. достижения и неудачи приобретают официальный характер; хореографическая постановка «Веселая семейка» ориентирует на взаимоотношения со взрослыми, основанные на уважении, заботе и любви, учитывает возрастные и индивидуальные гендерные особенности.

Требования принципа природосо-о б р а з н о с т и выражаются в следующих правилах для педагогов-хореографов:

- изучение индивидуально-личностных и гендерных особенностей младших школьников обоего пола;

- формирование естественного отношения ребенка к своему телесному облику, «дистанцирование» от него, представление о теле как о средстве взаимоотношений с окружающим миром, регуляторе гендерного поведения;

- оказание педагогической поддержки, индивидуальной помощи в развитии способности детей внимательно и ответственно относиться к самому/самой себе как субъекту жизнедеятельности, внутренним потребностям своего женского/мужского я.

Опытно-экспериментальная работа, проводимая автором в 2009-2012 гг. в МОУ СОШ № 9 Красноармейского района г. Волгограда, являющейся районной экспериментальной площадкой по теме «Гендерное самоопределение учащихся», а также в Волгоградском государственном институте искусств и культуры (в системе непрерывного образования), на начальном этапе показала, что у 85% детей гендерная культура не сформирована: 57% респондентов (учащихся начальной школы) испытывали затруднения в гендерных отношениях со сверстниками/сверстницами; 26% -не испытывали ценностного отношения к собственной гендерной идентичности (мальчики низкого роста, девочки с признаками ожирения, а также те и другие, имеющие плоско-

стопие, косолапие, сутулость, обладали более низкой по сравнению со сверстниками самооценкой, стыдились своей внешности). Наши занятия хореографией помогали детям преодолевать физические недостатки, через хореографические образы обретать уверенность в себе (повышалась их самооценка, происходило самоприятие гендерной идентичности); 17% - не овладели в процессе обучения в школе достаточными навыками позитивного гендерного поведения (наши наблюдения показали, что мальчики и девочки грубо обращались друг с другом на переменах: толкались, шипались, кривлялись, обзывались, передразнивались). На уроках хореографии мальчикам приходилось вежливо приглашать девочек на танец, подавать руку, поддерживать во время верчений, т.е. проявлять к девочке уважение и чувствовать себя «защитником» (повышалось самоуважение; хореографические образы в ходе исполнения хореографических постановок закрепляли навыки позитивного гендерного поведения). Наши дальнейшие наблюдения показали, что поведение на переменах девочек и мальчиков, занимающихся хореографией, стало позитивным (пусть и такое же шумное, но более уважительное, доброжелательное, без агрессии).

Принцип культуросообразности (Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.) исходит из ориентации на мир образцов (на культуру) современного общества, традиции народа, семьи, культурный уровень конкретного ребенка. С развитием общества меняются идеалы гендерных ролей, сложившийся гендерный порядок. На смену жесткого противопоставления маскулинности / фемининности приходят динамичные представления о мужских и женских ролях, основанные на гибких партнерских взаимоотношениях, которые мы стараемся отразить через гендерные хореографические образы в танце на уроках хореографии и факультативных занятиях. Дети с удовольствием танцуют образы любимых героев кинофильмов, мультфильмов: вместо маскулинного образа «Супермен» дети выбирают «Мега-мозг», «Джони-тест», отмечая, что, по их мнению, знание сегодня играет большую роль и нередко превосходит значение физической силы.

Требования принципа культуросообраз-ности выражаются в следующих правилах для педагогов-хореографов:

- признание правомерности, равноценности маскулинной, фемининной и андрогинной личности мужчины и женщины, предполага-

ющей как усвоение стандартов традиционной гендерной идентичности, так и овладение гибким гендерным репертуаром с помощью хореографической лексики, ориентацию на развитие уникальности, своеобразия женской / мужской индивидуальности младшего школьного возраста посредством хореографических образов;

- «окультуривание» детских переживаний без фетишизма на фоне общего развития культуры ребенка, развитие способности к саморегуляции гендерного поведения младших школьников, придание им эстетического и эмоционального смыслов, накопление опыта позитивного гендерного поведения, т.к. хореография как сфера искусства компенсирует издержки все большей рационализации и тех-нологизации жизни.

Принцип социальности исходит из того, что мальчик / девочка младшего школьного возраста осваивают гендерные роли в условиях гендерной социализации современного общества, приобщаются к целому миру правил, норм, регулирующих гендерное поведение «сильного» и «слабого» полов, пытаясь интуитивно понять специфику их поведения в быту, на улице, в различных общественных местах, дома. Степень овладения младшими школьниками гендерными ролями зависит от различных социализирующих влияний. На занятиях хореографией важную роль играет партнерство в танце. В танце-игре «Дразнилки», например, показан путь построения позитивных взаимоотношений от прямой конфронтации к примирению и дружбе детей обоих гендеров.

Требования принципа социальности выражаются в следующих правилах для педагогов-хореографов:

- учет непреднамеренных социализирующих влияний СМИ, Интернета, группы сверстников, отдельных значимых людей своего и другого пола, случайных наблюдений, которые могут оказать существенное влияние на формирование гендерной культуры детей «на уровне подсознания» (Я.А. Коменский);

- ориентация воспитателей на «препятствие» развитию девочки/мальчика по негативному руслу гендерной социализации и педагогическая поддержка их в позитивной гендерной социализации;

- создание педагогических условий для накопления опыта проявления гендерной культуры младшими школьниками на занятиях хореографией.

С помощью хореографических образов волшебниц фей «Винкс» (Блу, Стеллы, Тек-ны, Флоры, Музы, Лейлы, Рокси), добрых вол-

шебников (Скай, Ривен, Тимми, Гелио) младшие школьники в танцевальных постановках «побеждают» злого волшебника Валтора, монстров, обретают танцевальный опыт, который переносят в реальную жизнедеятельность и общение со сверстниками своего и другого пола, со взрослыми.

В отечественной психологии и педагогике вопросы о том, как человеческий индивид превращается в мужчину или женщину, как половые/гендерные черты и свойства формируются в процессе индивидуального развития человека, долгое время оставались вне поля зрения исследователей. Даже в классических работах психологов, исследующих возрастные особенности личности (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.), половая принадлежность ни на что не влияла, проблема гендерной идентичности не обсуждалась. В книге Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания» (1969) глава «Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека» являлась исключением. За прошедшие более чем сорок лет ситуация с новым психолого-педагогическим знанием о гендерной идентичности (как основе гендерной культуры) значительно изменилась. В настоящее время гендерные исследования проводятся довольно широко во всем мире, в том числе (в последнее десятилетие) и в России. Изучаются возможности гендерного подхода к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты (Н.Н. Куинджи), гендерного подхода в педагогическом взаимодействии в ходе организации совместных игр, нацеленного на преодоление разобщенности между мальчиками и девочками, но в соответствии с гендерными особенностями (М.В. Корепанова).

К специфическим принципам формирования гендерной культуры младших школьников относятся следующие.

Принцип эгалитаризма обусловлен мировыми стандартами образования, актуализирующими задачу анализа гендерных отношений, изменяющихся образцов гендерного поведения, модифицирующихся ролей и статусов женщин и мужчин, нового взгляда на понятия «маскулинность», «фемининность», «гендерная культура». Принцип эгалитаризма направлен на формирование гендерной культуры младших школьников как гуманитарной практики в начальной школе. Уроки хореографии способствуют развитию опорнодвигательного аппарата, всех групп мышц, корпуса, конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и

сердечно-сосудистой систем, повышающих жизненную активность организма младших школьников. Связь хореографии с историей, литературой, психологией и педагогикой дает возможность детям понять единство картины мира в художественно-эмоциональных хореографических гендерных образах, принять их как равноценные (эгалитарные).

Требования принципа эгалитаризма выражаются в следующих правилах для педагогов-хореографов:

- равноправное, равноценное отношение к детям обоего пола (без элементов сексизма);

- формирование моделей мужского и женского поведения с учетом эгалитарных позиций, способствующих гендерной адаптации и самореализации девочек и мальчиков младшего школьного возраста;

- педагогическая поддержка процессов становления здоровой и целостной мужской/ женской индивидуальности девочки и мальчика, способных к установлению равноценных взаимоотношений с людьми своего и другого пола в различных сферах жизни (учебной, досуговой, личностной).

Анализ учебных программ, проведенный нами в общеобразовательных учреждениях г. Волгограда, показал, что формированию гендерной культуры (в том числе и на уроках хореографии) не уделяется достаточного внимания. В содержании общеобразовательных предметов - заданиях по математике, физике, сочинениях по русскому языку и др. - доминируют гендерные стереотипы (ориентирующие мальчиков на общественную жизнь - карьеру, бизнес, успех, а девочек - только на приватную (мыть, убирать, готовить, «обслуживать» домашних, воспитывать детей; если работать, то мало и опять же на «обслуживающих» ролях)). В этой связи экспериментальная работа, осуществляемая нами в МОУ СОШ № 9 Красноармейского района г. Волгограда, классные часы «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки, сделаны наши девчонки?» и др., а также уроки хореографии, проводимые нами и под нашим руководством, стали наполняться гендерным содержанием. Внимание акцентируется на потенциале гендерной культуры как механизме формирования гендерной идентичности мальчика и девочки (самоприятие, самоуважение), ценностного отношения к их взаимодействию (взаимоуважение), накопления опыта позитивного гендерного поведения (толерантное отношение к различным стратегиям гендерного поведения: маскулинного, фемининного, гипер-

маскулинного, гиперфемининного, унисекс), способствующего гендерной самореализации детей с помощью хореографических образов в ходе уроков хореографии и концертной деятельности.

В процессе формирующего эксперимента на занятиях хореографией использовались хореографические постановки («Дочки-матери», «Морячки», танец-игра «Дразнилки», «Поколение NEXT» и др.), которые были направлены на понимание и осознание учащимися начальной школы особенностей своей женской/ мужской индивидуальности, становление личности по маскулинному, фемининному, ан-дрогинному типам, обогащение представлений о гендерных взаимоотношениях в современном мире, формирование гендерной культуры, основанной на эгалитарных (равноценных) взаимоотношениях мальчиков и девочек начальной школы.

Пр и нц и п ге н де р н о й то л е р ан т -ности вытекает из принятия правомерности различных систем ценностей гендерной культуры (маскулинной: мужчина - ведущий, женщина - ведомая; фемининной: женщина - ведущая, мужчина - ведомый; андрогинной: равноправных, равноценных, партнерских взаимоотношений), толерантного, уважительного отношения к ним. Принцип гендерной толерантности направлен на развитие способности у детей толерантного и в то же время критического отношения к гендерному поведению окружающих - взрослых, которые в процессе жизнедеятельности демонстрируют детям младшего школьного возраста различные варианты не только позитивного, но и негативного гендерного поведения. В связи с этим требуется усвоение правила «понять - не значит принять», позволяющего детям получить представления как о традиционных, так и о современных стратегиях гендерного поведения.

Требования принципа гендерной толерантности выражаются в следующих правилах для педагогов-хореографов:

- толерантное отношение к развитию внутреннего мира детей дошкольного возраста обоего пола, своеобразию женской / мужской индивидуальности; способность сохранять право девочек и мальчиков младшего школьного возраста на интимность их мыслей, чувств, переживаний, развитие чувства собственного достоинства;

- диалог с мальчиком и девочкой, соединяющий идеальные установки и реальность, способствующий накоплению опыта позитивного гендерного поведения в условиях совре-

менной социокультурной реальности (танцевать образ Артура и Гарри Поттера, изображать монстров, лучи, космические костюмы, бы-стролеты, волшебниц и волшебников), создающий условия для обретения представлений девочками и мальчиками младшего школьного возраста о «добрых» и «злых» хореографических образах, существующих в виртуальном и реальном мире, толерантного отношения к ним;

- развитие способности к осознанному выбору стратегии гендерной культуры, соответствующей возрастным, индивидуальным и гендерным особенностям детей начальной школы (освоить хореографические образы деловой, более сильной, чем монстры, влияющей на других волшебством, т.е. такой, как одна из добрых волшебниц Винкс, доброго волшебника или злого Валтора; выучить танцы Супермена, Мега-мозга или другого героя, нацеливая на перспективы самореализации -маскулинность, фемининность, гипермаскулинность, гиперфемининность, унисекс).

Хореографические постановки способствуют освоению девочками роли будущей матери, ценностей материнства («Дочки-матери»), ориентируют мальчиков на освоение маскулинности через «мужскую» профессию («Морячки»), позволяют получить представление и примерить на себя наряду с традиционными гендерными ролями и новые гендерные роли (гибкие, многофункциональные), реализуемые мужчинами и женщинами в современном мире («Поколение NEXT»).

Гендерное воспитание младших школьников, базирующееся на гендерном подходе на основе вышеизложенных принципов, позволяет осуществить управление педагогическим процессом, обеспечивающим развитие индивидуальности девочки/мальчика, сфор-мированность гендерной культуры детей обоего пола на занятиях хореографией в начальной школе.

литература

1. Борытко Н.М. Целостный подход как система регулятивов научно-педагогического исследования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. 2010. № 9(53). С. 16-20.

2. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-н/Д., 2006.

3. Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Воспитательная работа в школе. 2003. № 5. С. 15-19.

4. Столярчук Л.И. Гендерный подход в условиях непрерывного образования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. 2012. № 4(68). С. 33-37.

Formation of gender culture of primary school pupils by means of choreography

There are found out the principles offormation of gender culture ofprimary school pupils by means of choreography in a secondary school.

Key words: gender culture, primary school pupils, means of choreography, principles.

л.п. разбегаева, о.и. томенко

(волгоград)

процессуальные

характеристики

формирования

у старшеклассников

отношения к труду

как нравственной ценности

Выделены этапы конструирования модели процесса формирования у старшеклассников отношения к труду как нравственной ценности в контексте целостного и аксиологического подходов. Определяются психологическая основа моделирования данного процесса, а также система средств формирования рассматриваемого личностного образования.

Ключевые слова: труд, нравственная ценность, личностно значимые педагогические ситуации, этико-смысловые задачи.

Ценностная картина современного общества отличается разнообразием. Проводимые исследования показывают, что за последние десятилетия актуализировались ценности материального порядка. Если в 1970-х гг. ценности «труд» и «работа» были на первом месте, то сейчас они не входят в тройку лидеров. Вместе с тем отношение к труду имеет исключительно важный социальный и нравственный смысл. Труд составляет неотъемлемое условие человеческой жизни, являет-

© Разбегаева Л.П., Томенко О.И., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.