ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
А.Г. АБАКУМОВА (Волгоград)
принципы формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографией
Выявлены принципы формирования гендерной культуры младших школьников средствами хореографии в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: гендерная культура, младшие школьники, средства хореографии, принципы.
В условиях материальной и духовной нестабильности общества, внедрения «рыночной» психологии в сферу отношений мужчины и женщины важно оздоровление гендерных взаимоотношений в обществе на основе идей, свободных от гендерных стереотипов, целенаправленного формирования гендерной культуры подрастающего поколения за счет новых ценностных ориентиров непротивопо-ставления маскулинности-фемининности, не саморазрушения, а саморазвития, самостанов-ления женской и мужской индивидуальности, овладения ими гендерной культурой, основанной на эгалитарных гендерных отношениях: партнерских, взаимоуважительных, равноценных (Е.Н. Каменская, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Л.И. Столярчук).
Хореография является видом искусства и важным средством эстетического и гендерного воспитания детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе и в сфере дополнительного образования. На ее роль в жизни детей обращали внимание основатели классического и народного танца (А.Я. Ваганова, И.В. Смирнов, Н.И. Тарасов, Т.С. Ткаченко и др.), подчеркивая положительное влияние на здоровье (физическое, психическое, духовное, социальное) подрастающего поколения.
В работах по методологии научно-педагогического исследования отмечается, что педагогическое исследование не выполнит своего назначения, если не будет получено норма-
тивное знание о требуемом характере педагогической деятельности (В.В. Краевский). Нормирование педагогической деятельности, по мнению многих исследователей (Н.М. Борыт-ко, О.С. Гребенюк, Н.С. Пряжников, Н.Е. Щур-кова и др.), осуществляется при помощи принципов. «Под принципами мы понимаем внутреннее принятие требования педагога к своей деятельности. Если исследователь находится во внешней к педагогу позиции (т.е. речь идет о теоретической концепции), то он вправе на основании своего исследования предложить систему принципов как регулятивных правил, обеспечивающих (но не гарантирующих!) ожидаемые результаты» [1, с. 19].
Базируясь на концепции гендерного воспитания (Л.И. Столярчук), мы выделили общие и специфические принципы формирования гендерной культуры младшего школьника, реализация которых является выражением закономерности целесообразного построения педагогической деятельности по гендерному воспитанию детей начальной школы. «Специфика гендерного подхода в младшем школьном возрасте (6-10 лет) заключается в формировании гендерной культуры (ценностные ориентации, содержание и структура мотивационно-потребностной сферы, гендерного самосознания, ценностного отношения к семье, взаимоотношениям полов). от своевременности и полноты воспитания гендерной культуры младших школьников зависят уверенность детей в себе, цельность переживаний, устойчивость ценностных установок и, в конечном итоге, эффективность общения с людьми, деловых и семейных взаимоотношений в другие возрастные периоды» [4, с. 35].
К общим принципам формирования гендерной культуры младших школьников мы относим следующие.
Принцип природо со образно сти (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушин-ский и др.) вытекает из того, что в младшем школьном возрасте закладываются основы мужской/женской личности, первые установки, ценностные ориентации, основы гендерного поведения, гендерной культуры, влияющие на развитие и дальнейшее становление мужской/женской индивидуальности, ее будущую
© Абакумова А.Г., 2013
социальную и интимную жизнь, удовлетворенность и успешность в ней (П.П. Блонский. И.С. Кон, А. Моль, В.С. Мухина, Л.И. Столярчук и др.). В современных условиях применительно к проблеме формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографией этот принцип направлен на обращение к девочке и мальчику начальной школы как части природы, их сущностным силам, телесности и духовности как равноценным компонентам целостной индивидуальности через различные гендерные хореографические образы (маскулинные, гипер-маскулин-ные, фемининные, гиперфемининные, унисекс). Хореографическая постановка «Первоклассники» учитывает, что оценки учителей и воспитателей становятся значимыми, т.к. достижения и неудачи приобретают официальный характер; хореографическая постановка «Веселая семейка» ориентирует на взаимоотношения со взрослыми, основанные на уважении, заботе и любви, учитывает возрастные и индивидуальные гендерные особенности.
Требования принципа природосо-о б р а з н о с т и выражаются в следующих правилах для педагогов-хореографов:
- изучение индивидуально-личностных и гендерных особенностей младших школьников обоего пола;
- формирование естественного отношения ребенка к своему телесному облику, «дистанцирование» от него, представление о теле как о средстве взаимоотношений с окружающим миром, регуляторе гендерного поведения;
- оказание педагогической поддержки, индивидуальной помощи в развитии способности детей внимательно и ответственно относиться к самому/самой себе как субъекту жизнедеятельности, внутренним потребностям своего женского/мужского я.
Опытно-экспериментальная работа, проводимая автором в 2009-2012 гг. в МОУ СОШ № 9 Красноармейского района г. Волгограда, являющейся районной экспериментальной площадкой по теме «Гендерное самоопределение учащихся», а также в Волгоградском государственном институте искусств и культуры (в системе непрерывного образования), на начальном этапе показала, что у 85% детей гендерная культура не сформирована: 57% респондентов (учащихся начальной школы) испытывали затруднения в гендерных отношениях со сверстниками/сверстницами; 26% -не испытывали ценностного отношения к собственной гендерной идентичности (мальчики низкого роста, девочки с признаками ожирения, а также те и другие, имеющие плоско-
стопие, косолапие, сутулость, обладали более низкой по сравнению со сверстниками самооценкой, стыдились своей внешности). Наши занятия хореографией помогали детям преодолевать физические недостатки, через хореографические образы обретать уверенность в себе (повышалась их самооценка, происходило самоприятие гендерной идентичности); 17% - не овладели в процессе обучения в школе достаточными навыками позитивного гендерного поведения (наши наблюдения показали, что мальчики и девочки грубо обращались друг с другом на переменах: толкались, шипались, кривлялись, обзывались, передразнивались). На уроках хореографии мальчикам приходилось вежливо приглашать девочек на танец, подавать руку, поддерживать во время верчений, т.е. проявлять к девочке уважение и чувствовать себя «защитником» (повышалось самоуважение; хореографические образы в ходе исполнения хореографических постановок закрепляли навыки позитивного гендерного поведения). Наши дальнейшие наблюдения показали, что поведение на переменах девочек и мальчиков, занимающихся хореографией, стало позитивным (пусть и такое же шумное, но более уважительное, доброжелательное, без агрессии).
Принцип культуросообразности (Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.) исходит из ориентации на мир образцов (на культуру) современного общества, традиции народа, семьи, культурный уровень конкретного ребенка. С развитием общества меняются идеалы гендерных ролей, сложившийся гендерный порядок. На смену жесткого противопоставления маскулинности / фемининности приходят динамичные представления о мужских и женских ролях, основанные на гибких партнерских взаимоотношениях, которые мы стараемся отразить через гендерные хореографические образы в танце на уроках хореографии и факультативных занятиях. Дети с удовольствием танцуют образы любимых героев кинофильмов, мультфильмов: вместо маскулинного образа «Супермен» дети выбирают «Мега-мозг», «Джони-тест», отмечая, что, по их мнению, знание сегодня играет большую роль и нередко превосходит значение физической силы.
Требования принципа культуросообраз-ности выражаются в следующих правилах для педагогов-хореографов:
- признание правомерности, равноценности маскулинной, фемининной и андрогинной личности мужчины и женщины, предполага-
ющей как усвоение стандартов традиционной гендерной идентичности, так и овладение гибким гендерным репертуаром с помощью хореографической лексики, ориентацию на развитие уникальности, своеобразия женской / мужской индивидуальности младшего школьного возраста посредством хореографических образов;
- «окультуривание» детских переживаний без фетишизма на фоне общего развития культуры ребенка, развитие способности к саморегуляции гендерного поведения младших школьников, придание им эстетического и эмоционального смыслов, накопление опыта позитивного гендерного поведения, т.к. хореография как сфера искусства компенсирует издержки все большей рационализации и тех-нологизации жизни.
Принцип социальности исходит из того, что мальчик / девочка младшего школьного возраста осваивают гендерные роли в условиях гендерной социализации современного общества, приобщаются к целому миру правил, норм, регулирующих гендерное поведение «сильного» и «слабого» полов, пытаясь интуитивно понять специфику их поведения в быту, на улице, в различных общественных местах, дома. Степень овладения младшими школьниками гендерными ролями зависит от различных социализирующих влияний. На занятиях хореографией важную роль играет партнерство в танце. В танце-игре «Дразнилки», например, показан путь построения позитивных взаимоотношений от прямой конфронтации к примирению и дружбе детей обоих гендеров.
Требования принципа социальности выражаются в следующих правилах для педагогов-хореографов:
- учет непреднамеренных социализирующих влияний СМИ, Интернета, группы сверстников, отдельных значимых людей своего и другого пола, случайных наблюдений, которые могут оказать существенное влияние на формирование гендерной культуры детей «на уровне подсознания» (Я.А. Коменский);
- ориентация воспитателей на «препятствие» развитию девочки/мальчика по негативному руслу гендерной социализации и педагогическая поддержка их в позитивной гендерной социализации;
- создание педагогических условий для накопления опыта проявления гендерной культуры младшими школьниками на занятиях хореографией.
С помощью хореографических образов волшебниц фей «Винкс» (Блу, Стеллы, Тек-ны, Флоры, Музы, Лейлы, Рокси), добрых вол-
шебников (Скай, Ривен, Тимми, Гелио) младшие школьники в танцевальных постановках «побеждают» злого волшебника Валтора, монстров, обретают танцевальный опыт, который переносят в реальную жизнедеятельность и общение со сверстниками своего и другого пола, со взрослыми.
В отечественной психологии и педагогике вопросы о том, как человеческий индивид превращается в мужчину или женщину, как половые/гендерные черты и свойства формируются в процессе индивидуального развития человека, долгое время оставались вне поля зрения исследователей. Даже в классических работах психологов, исследующих возрастные особенности личности (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.), половая принадлежность ни на что не влияла, проблема гендерной идентичности не обсуждалась. В книге Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания» (1969) глава «Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека» являлась исключением. За прошедшие более чем сорок лет ситуация с новым психолого-педагогическим знанием о гендерной идентичности (как основе гендерной культуры) значительно изменилась. В настоящее время гендерные исследования проводятся довольно широко во всем мире, в том числе (в последнее десятилетие) и в России. Изучаются возможности гендерного подхода к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты (Н.Н. Куинджи), гендерного подхода в педагогическом взаимодействии в ходе организации совместных игр, нацеленного на преодоление разобщенности между мальчиками и девочками, но в соответствии с гендерными особенностями (М.В. Корепанова).
К специфическим принципам формирования гендерной культуры младших школьников относятся следующие.
Принцип эгалитаризма обусловлен мировыми стандартами образования, актуализирующими задачу анализа гендерных отношений, изменяющихся образцов гендерного поведения, модифицирующихся ролей и статусов женщин и мужчин, нового взгляда на понятия «маскулинность», «фемининность», «гендерная культура». Принцип эгалитаризма направлен на формирование гендерной культуры младших школьников как гуманитарной практики в начальной школе. Уроки хореографии способствуют развитию опорнодвигательного аппарата, всех групп мышц, корпуса, конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и
сердечно-сосудистой систем, повышающих жизненную активность организма младших школьников. Связь хореографии с историей, литературой, психологией и педагогикой дает возможность детям понять единство картины мира в художественно-эмоциональных хореографических гендерных образах, принять их как равноценные (эгалитарные).
Требования принципа эгалитаризма выражаются в следующих правилах для педагогов-хореографов:
- равноправное, равноценное отношение к детям обоего пола (без элементов сексизма);
- формирование моделей мужского и женского поведения с учетом эгалитарных позиций, способствующих гендерной адаптации и самореализации девочек и мальчиков младшего школьного возраста;
- педагогическая поддержка процессов становления здоровой и целостной мужской/ женской индивидуальности девочки и мальчика, способных к установлению равноценных взаимоотношений с людьми своего и другого пола в различных сферах жизни (учебной, досуговой, личностной).
Анализ учебных программ, проведенный нами в общеобразовательных учреждениях г. Волгограда, показал, что формированию гендерной культуры (в том числе и на уроках хореографии) не уделяется достаточного внимания. В содержании общеобразовательных предметов - заданиях по математике, физике, сочинениях по русскому языку и др. - доминируют гендерные стереотипы (ориентирующие мальчиков на общественную жизнь - карьеру, бизнес, успех, а девочек - только на приватную (мыть, убирать, готовить, «обслуживать» домашних, воспитывать детей; если работать, то мало и опять же на «обслуживающих» ролях)). В этой связи экспериментальная работа, осуществляемая нами в МОУ СОШ № 9 Красноармейского района г. Волгограда, классные часы «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки, сделаны наши девчонки?» и др., а также уроки хореографии, проводимые нами и под нашим руководством, стали наполняться гендерным содержанием. Внимание акцентируется на потенциале гендерной культуры как механизме формирования гендерной идентичности мальчика и девочки (самоприятие, самоуважение), ценностного отношения к их взаимодействию (взаимоуважение), накопления опыта позитивного гендерного поведения (толерантное отношение к различным стратегиям гендерного поведения: маскулинного, фемининного, гипер-
маскулинного, гиперфемининного, унисекс), способствующего гендерной самореализации детей с помощью хореографических образов в ходе уроков хореографии и концертной деятельности.
В процессе формирующего эксперимента на занятиях хореографией использовались хореографические постановки («Дочки-матери», «Морячки», танец-игра «Дразнилки», «Поколение NEXT» и др.), которые были направлены на понимание и осознание учащимися начальной школы особенностей своей женской/ мужской индивидуальности, становление личности по маскулинному, фемининному, ан-дрогинному типам, обогащение представлений о гендерных взаимоотношениях в современном мире, формирование гендерной культуры, основанной на эгалитарных (равноценных) взаимоотношениях мальчиков и девочек начальной школы.
Пр и нц и п ге н де р н о й то л е р ан т -ности вытекает из принятия правомерности различных систем ценностей гендерной культуры (маскулинной: мужчина - ведущий, женщина - ведомая; фемининной: женщина - ведущая, мужчина - ведомый; андрогинной: равноправных, равноценных, партнерских взаимоотношений), толерантного, уважительного отношения к ним. Принцип гендерной толерантности направлен на развитие способности у детей толерантного и в то же время критического отношения к гендерному поведению окружающих - взрослых, которые в процессе жизнедеятельности демонстрируют детям младшего школьного возраста различные варианты не только позитивного, но и негативного гендерного поведения. В связи с этим требуется усвоение правила «понять - не значит принять», позволяющего детям получить представления как о традиционных, так и о современных стратегиях гендерного поведения.
Требования принципа гендерной толерантности выражаются в следующих правилах для педагогов-хореографов:
- толерантное отношение к развитию внутреннего мира детей дошкольного возраста обоего пола, своеобразию женской / мужской индивидуальности; способность сохранять право девочек и мальчиков младшего школьного возраста на интимность их мыслей, чувств, переживаний, развитие чувства собственного достоинства;
- диалог с мальчиком и девочкой, соединяющий идеальные установки и реальность, способствующий накоплению опыта позитивного гендерного поведения в условиях совре-
менной социокультурной реальности (танцевать образ Артура и Гарри Поттера, изображать монстров, лучи, космические костюмы, бы-стролеты, волшебниц и волшебников), создающий условия для обретения представлений девочками и мальчиками младшего школьного возраста о «добрых» и «злых» хореографических образах, существующих в виртуальном и реальном мире, толерантного отношения к ним;
- развитие способности к осознанному выбору стратегии гендерной культуры, соответствующей возрастным, индивидуальным и гендерным особенностям детей начальной школы (освоить хореографические образы деловой, более сильной, чем монстры, влияющей на других волшебством, т.е. такой, как одна из добрых волшебниц Винкс, доброго волшебника или злого Валтора; выучить танцы Супермена, Мега-мозга или другого героя, нацеливая на перспективы самореализации -маскулинность, фемининность, гипермаскулинность, гиперфемининность, унисекс).
Хореографические постановки способствуют освоению девочками роли будущей матери, ценностей материнства («Дочки-матери»), ориентируют мальчиков на освоение маскулинности через «мужскую» профессию («Морячки»), позволяют получить представление и примерить на себя наряду с традиционными гендерными ролями и новые гендерные роли (гибкие, многофункциональные), реализуемые мужчинами и женщинами в современном мире («Поколение NEXT»).
Гендерное воспитание младших школьников, базирующееся на гендерном подходе на основе вышеизложенных принципов, позволяет осуществить управление педагогическим процессом, обеспечивающим развитие индивидуальности девочки/мальчика, сфор-мированность гендерной культуры детей обоего пола на занятиях хореографией в начальной школе.
литература
1. Борытко Н.М. Целостный подход как система регулятивов научно-педагогического исследования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. 2010. № 9(53). С. 16-20.
2. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-н/Д., 2006.
3. Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Воспитательная работа в школе. 2003. № 5. С. 15-19.
4. Столярчук Л.И. Гендерный подход в условиях непрерывного образования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. 2012. № 4(68). С. 33-37.
Formation of gender culture of primary school pupils by means of choreography
There are found out the principles offormation of gender culture ofprimary school pupils by means of choreography in a secondary school.
Key words: gender culture, primary school pupils, means of choreography, principles.
л.п. разбегаева, о.и. томенко
(волгоград)
процессуальные
характеристики
формирования
у старшеклассников
отношения к труду
как нравственной ценности
Выделены этапы конструирования модели процесса формирования у старшеклассников отношения к труду как нравственной ценности в контексте целостного и аксиологического подходов. Определяются психологическая основа моделирования данного процесса, а также система средств формирования рассматриваемого личностного образования.
Ключевые слова: труд, нравственная ценность, личностно значимые педагогические ситуации, этико-смысловые задачи.
Ценностная картина современного общества отличается разнообразием. Проводимые исследования показывают, что за последние десятилетия актуализировались ценности материального порядка. Если в 1970-х гг. ценности «труд» и «работа» были на первом месте, то сейчас они не входят в тройку лидеров. Вместе с тем отношение к труду имеет исключительно важный социальный и нравственный смысл. Труд составляет неотъемлемое условие человеческой жизни, являет-
© Разбегаева Л.П., Томенко О.И., 2013