Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД АНТИЧНОЙ МЫСЛИ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ САМОВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД АНТИЧНОЙ МЫСЛИ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ САМОВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ВОСПИТАНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / ГОЛОС РАЗУМА / СОВЕСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чимаров С.Ю., Бялт В.С.

Статья посвящена анализу педагогических воззрений древне-римской мысли, имеющих прямое отношение к решению важной педагогической задачи, а именно самовоспитанию личности. По мнению авторов, фактор обращения к наследию воспитательных постулатов наших великих предшественников коррелирует решению проблемы воспитания на опыте и традициях, заложенных предыдущими корпорациями великих людей и народами других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чимаров С.Ю., Бялт В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL APPROACH OF ANTIQUE THOUGHT TO SOLVING THE PROBLEM OF SELF-EDUCATION OF THE PERSONALITY OF THE EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article is devoted to the analysis of the pedagogical views of ancient Roman thought, which are directly related to the solution of an important pedagogical task, namely the self-education of the individual. According to the authors, the factor of addressing the legacy of the educational postulates of our great predecessors correlates with the solution of the problem of education on the basis of experience and traditions laid down by previous corporations of great people and peoples of other countries.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД АНТИЧНОЙ МЫСЛИ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ САМОВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД АНТИЧНОЙ МЫСЛИ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

САМОВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ РОССИИ

С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор В.С. Бялт, канд. юрид. наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-2-147-149

Аннотация. Статья посвящена анализу педагогических воззрений древне-римской мысли, имеющих прямое отношение к решению важной педагогической задачи, а именно самовоспитанию личности. По мнению авторов, фактор обращения к наследию воспитательных постулатов наших великих предшественников коррелирует решению проблемы воспитания на опыте и традициях, заложенных предыдущими корпорациями великих людей и народами других стран.

Ключевые слова: история педагогики, воспитание, самовоспитание, голос разума, совесть, органы внутренних дел.

Обширный пласт воззрений ярких мыслителей античного периода мировой цивилизации (применительно ко второй половине II в. н.э.) представлен ценными рекомендациями авторов, по праву вошедших в плеяду выдающихся деятелей и творцов замечательных трудов, презентующих нашим современникам уникальные педагогические воззрения. По нашему представлению, отмеченное в полной мере относится к руководителям служебных коллективов в системе российских органов внутренних дел (далее-ОВД), должность которых обязывает каждому руководителю неустанно работать над расширением горизонта своего мировоззрения и повышением общего уровня своей эрудиции. Следование указанной линии поведения со стороны отмеченной категории руководителей предопределяет повышение качества их воспитательного воздействия на своих подчиненных и способствует практическому воплощению триады воспитательных задач, нацеленных на более предметное понимание педагогической миссии руководителя (начальника):

- во-первых, обеспечение авторитета руководителя;

- во-вторых, достижение ожидаемого результата его воспитательной миссии;

- в-третьих, наполнение педагогического процесса по подготовке руководителей

в системе МВД России глубиной педагогического смысла.

В данном случае, под дефиницией «педагогический смысл» понимается сущность и предназначение феномена обучения и воспитания, обладающего признаком целеполагания, направленного на достижение конкретного результата [1, с. 238]. Более того, осознание руководителем педагогического смысла своего служебного труда выступает основанием для его самовоспитания с целью расширения своей эрудиции. Исходя из отмеченного, мы сводим общую эрудицию руководителя ОВД к получению им набора компетенций суть массива сведений, профессионально-значимых сведений, так и его ознакомления с заповедным наследием великих предшественников современного поколения людей, в ряде случаев по-прежнему выступающего в качестве путеводной звезды, указывающей направление нравственного движения людей нашего поколения.

В кругу выдающихся мыслителей римской цивилизации второй половины II в. н.э. особого внимания заслуживает личность римского императора Марка Аврелия Антонина (121-180 гг.), запечатлевшего свои нравственно-педагогические мысли в работе, именуемой «Размышления» («Наедине с собой») [2]. По мнению

Л.Д. Урусова, Марк Аврелий, «силой своего духа поднимается выше стоического учения, на котором был воспитан и врывается в область чистой этики» [3, с. IX]. По нашему представлению, общее ядро размышлений указанного античного деятеля относительно безусловности профессионального исполнения каждым гражданином своего служебного долга заключается в его суждениях о важности концентрации внимания на добросовестном отношении к порученному делу, которое должно исполняться по совести, справедливости и с любовью, воспринимая каждое свое действие как последнее в жизни и избегая при этом суетливости и раздражительности, способствующие «заглушению» голоса разума [3, с. 18]. Наполняя область содеянного человеком чистотой своих помыслов, каждый индивид должен исходить из следующего положения: «жизнь человека по краткости своей есть точка» [3, с. 22]. Несомненно нравственным и однозначно нацеленным на область самовоспитания личности сотрудника ОВД, является поучение Марка Аврелия относительно скромности, удерживающей каждого человека от собственного превозношения и «купания» в своем почете, поскольку означенные ощущения почитания персоны со стороны ее окружения воспринимаются другими людьми лишь на короткое время [3, с. 19]. При этом, выходя за пределы своей сущности и вращаясь исключительно «во внешней теме», человек должен неизменно ощущать опасность подверженности своих действий мирским страстям и увлечения неразумным делом [3, с. 21], очищая при этом свои помыслы от всего бесполезного, праздного и простого любопытства [3, с. 25].

Проведенный анализ теоретического и нравственно-назидательного учения Марка Антония, корреспондирующего процессу самовоспитания человека, может быть представлен в его следующих пяти тезисах:

1. Развивать свой внутренний мир и избегать внешнего покровительства от других: «стой прямо сам, не жди, покуда тебя выпрямят» [3, с. 26].

2. Свобода человека предопределяется выбором им безусловно лучшего для себя

и обязательным следованием выбранному курсу своего жизненного пути [3, с. 28].

3. Постоянно обеспечивать поддержание персональной «завесы» от лицемерия, предательства, бессовестности, ненависти, злобы и заносчивости [3, с. 28].

4. Содержать в почете и соблюдать свою способность к обсуждению и выводам относительно происходящего, с целью ограждения себя от ошибок и направления своего движения по пути добра [3, с. 29].

5. Привыкать к постоянному и точному определению всякой вещи, о наличии которой следует размышлять, осознавая при этом ее природу, поскольку «ни в какой работе так не крепнут силы духа, как в точном и близком ознакомлении с явлениями, которые встречаются в этой жизни, и в развитии способности смотреть на них трезво, знать их настоящий смысл и оценку относительно общего целого» [3, с. 30].

Резюмируя отмеченное, мы приходим к следующим выводам:

- во-первых, рассмотренные суждения римского «философа на троне» Марка Аврелия Антония содержат теоретические указания на необходимость системной работы по совершенствованию личности руководителя ОВД в направлении формирования его общего мировоззрения, предопределяющего должное качество воспитательной работы руководителя с подчиненным ему личным составом;

- во-вторых, уяснение руководителем ОВД указанных советов великого римлянина выступает залогом его грамотной работы по правильной организации им процесса самообучения и, как следствие, достижения ожидаемого результата по эффективному решению педагогической задачи, ориентированной на самовоспитания своей личности;

- в-третьих, стремление руководителя служебного коллектива ОВД к расширению своей эрудиции выступает не только в качестве критерия его состоятельности в качестве указанного должностного лица, но и создает необходимые предпосылки для его действенного педагогического воздействия на подчиненный личный состав.

Библиографический список

1. Чимаров С.Ю. Педагогический смысл формирования профессионального мировоззрения личности руководителя органов внутренних дел по направлению развития у него широты эрудиции // Вопросы педагогики. - 2021. - № 3-1.- С. 238-241.

2. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. - М.: Изд-во АСТ, 2016. - 384 с.

3. Размышления Марка Аврелия Антонина о том, что важно для самого себя / Пер. князя Л. Урусова. - Тула: Типография Губернского Правления, 1882. - 180 с.

PEDAGOGICAL APPROACH OF ANTIQUE THOUGHT TO SOLVING THE PROBLEM OF SELF-EDUCATION OF THE PERSONALITY OF THE EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor V.S. Byalt, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the pedagogical views of ancient Roman thought, which are directly related to the solution of an important pedagogical task, namely the self-education of the individual. According to the authors, the factor of addressing the legacy of the educational postulates of our great predecessors correlates with the solution of the problem of education on the basis of experience and traditions laid down by previous corporations of great people and peoples of other countries.

Keywords: history of pedagogy, education, self-education, voice of reason, conscience, internal affairs bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.