ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КАК НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО ОРИЕНТИРА СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор А.А. Алексеев, канд. соц. наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-7-267-269
Аннотация. В статье представлен педагогический смысл воспитательного воздействия на личный состав органов внутренних дел в контексте формирования у сотрудников дисциплинированного отношения к исполнению долга своей службы как квинтэссенции правоохранительной миссии. Уточняя сущностные аспекты генезиса служебной дисциплины, авторы акцентируют внимание на выявлении корреляционной связи между воинской дисциплиной и служебной дисциплиной в системе органов внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: педагогический смысл, педагогический процесс, воспитание, воинская дисциплина, служебная дисциплина, органы внутренних дел, доверие общества.
Напряженный характер режима службы в органах внутренних дел (далее-ОВД) и социальное значение правоохранительной миссии их сотрудников предопределяют важность соблюдения личным составом служебной дисциплины, каноны которой исторически ориентированы на заповеди и нормативные положения воинской дисциплины, которая выступает в качестве «этически-правового средства согласования по содержанию, направлению и мотивам деятельности лиц, образующих армию» [1, с. 114].
В письме офицерам полков ополчения Вирджинии первый президент США Дж. Вашингтон заметил: «Дисциплина - это душа армии (англ. «Discipline is the soul of an army»). Она делает малые числа грозными, приносит успех слабым и уважение ко всем» [2]. Радикальная практика внедрения в сферу военного дела термина «дисциплина» непосредственно связана с именем римского императора Адриана (117-138 гг.).
Важно учесть, что в историческом плане феномен «дисциплина» изначально сопряжен с древнеримской мифологией и представлен в ней в качестве одного из божества второго плана (англ. «Disciplina was a minor deiti and the personication of discipline»). В переводе с латинского точ-
ное значение термина «дисциплина» (лат. «disciplina») суть «строгий порядок», однако смысл данного латинского слова многогранен и включает в себя упорядочение образа жизни человека применительно к областям самоконтроля, образования, обучения и демонстрации решимости. Именно эти свойства воплощала в себе римская богиня Дисциплина.
Согласно экспертному заключению, в данном случае значение термина «дисциплина» тождественно «обожествленной персонификации дисциплины». При этом в перечень основных добродетелей «дисциплины» входили строгость (лат. «severitas»), верность (лат. «fidelis») и бережливость (лат. «frugalitas») [3]. Между тем и в системе органов внутренних дел Российской империи и в первом «Дисциплинарном уставе для служащих советской рабоче-крестьянской милиции» (1919 г.) само понятие служебной дисциплины отсутствовало.
Первая трактовка служебной дисциплины в качестве «революционной милицейской дисциплины» была закреплена в п. 2 «Дисциплинарного устава рабоче-крестьянской милиции» (1923 г.). В указанном нормативно-правовом акте под революционной милицейской дисциплиной понималось точное соблюдение установ-
ленных в рабоче-крестьянской красной милиции законами и уставами правил службы и обязанностей поведения служащих [4, с. 1].
Согласно положениям Дисциплинарного устава 1923 г. основу революционной милицейской дисциплины составляли:
а) уважение всех законов РСФСР;
б) беззаветная преданность социалистическому отечеству, советскому строю и данному торжественному обещанию;
в) сознание необходимости подчинения своей воли предписаниям закона и приказам начальников;
г) взаимное уважение, сплоченность и товарищество всех служащих;
д) воспитание в себе и в других качеств и способностей, необходимых для безупречного и самостоятельного выполнения своего долга.
Следует заметить, что современная вариация действующего Дисциплинарного устава (2012 г.) органов внутренних дел Российской Федерации по-своему замыслу, основному содержанию и в сущностном измерении во многом ориентирована на аналогичного рода уставные документы армейской организации, вобравшие в себя многовековой опыт воинского уклада зарубежных и отечественной парадигм. Данное обстоятельство определяет правомерность апеллирования к истории проявления в армии феномена «дисциплина», составившей основу ее производной «служебная дисциплина» применительно к правоохранительной организации.
Наряду с отмеченным, мы считаем, что фактор интегрирования в теорию и практику деятельности органов внутренних дел незыблемости соблюдения каждым сотрудником канонов служебной дисциплины имеет педагогический смысл, под которым понимается «сущность и предна-
ния, обладающего признаком целеполага-ния, направленного на достижение конкретного результата» [5, с. 238].
Нацеленность педагогического процесса с каждым сотрудником органов внутренних дел на осознанное отношение к долгу своей службы, квинтэссенцией которого выступает его персональная дисциплинированность, предопределяет высокий уровень доверия общества к органам внутренних дел в целом. Указанное корреспондирует универсальным положениям, сформулированным английским реформатором полицейского дела Р. Пилем в его знаменитых 9 принципах, определяющих особенности правоприменения в сфере полицейской деятельности. В соответствии с положением второго принципа указанного полицеиста, «способность полиции к выполнению своих обязанностей зависит от фактора доверия общества к необходимости существования полиции, ее действиям и поведению» [6, с. 33].
Резюмируя изложенное, мы считаем:
- во-первых, оправданным и целесообразным апеллирование к теме прочной сопряженности воинской дисциплины со служебной дисциплиной в системе органов внутренних дел;
- во-вторых, активизация воспитательных усилий с личным составом органов внутренних дел по направлению формирования дисциплинированности у каждого сотрудника, имеет не только педагогическое значение, но и обеспечивает практическое проявление сотрудниками деонто-логических аспектов своей правоохранительной деятельности;
- в-третьих, сущностные каноны воинской дисциплины безусловно выступают в качестве нравственно-правового ориентира служебной дисциплины в органах внутренних дел.
значение феномена обучения и воспита-
Библиографический список
1. Дисциплина воинская // Военная энциклопедия / Под ред. В.Ф. Новицкого, А.В. Шварца. - Т. Двина Западная - Елец. - СПб.: Т-во И.Д. Сытина, 1912. - С. 114-116.
2. Martin S. The Making of a Soldier // The Patriot News. - October 2018. - Vol. 10 (Issue 10). - P. 2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.friendshipchristian.net/wp-content/uploads/2018/10/2018-10YRM.pdf (дата обращения: 18.07.2021)
3. Disciplina. The Obscure Goddess Online Directory [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thaliatook.com/OGOD/disciplina.php (дата обращения :15.07.2021)
4. Дисциплинарный устав рабоче-крестьянской красной милиции: утвержден 16 августа 1923 г. - Н. Новгород: «Нижполиграф», 1923. - 17 с.
5. Чимаров С.Ю. Педагогический смысл формирования профессионального мировоззрения личности руководителя органов внутренних дел по направлению развития у него широты эрудиции // Вопросы педагогики. - 2021. - №3-1. - С. 238-241.
6. Чимаров С.Ю. К вопросу о «Принципах правоприменения» Роберта Пиля в деятельности полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2017. - №3 (75). - С. 33-34.
PEDAGOGICAL SENSE OF MILITARY DISCIPLINE AS A MORAL AND LEGAL
REFERENCE OF OFFICE DISCIPLINE IN THE INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor
AA. Alekseev, Candidate of Social Sciences, Associate Professor
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article presents the pedagogical meaning of the educational impact on the personnel of the internal affairs bodies in the context of the formation of a disciplined attitude among employees to the performance of their duty as the quintessence of the law enforcement mission. Clarifying the essential aspects of the genesis of service discipline, the authors focus on identifying the correlation between military discipline and service discipline in the system of internal affairs bodies of the Russian Federation.
Keywords: pedagogical meaning, pedagogical process, education, military discipline, service discipline, internal affairs bodies, public confidence.