Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭТИЧЕСКИХ ПОСТУЛАТОВ ПЛОТИНА В ИХ ПРИЛОЖЕНИИ К ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭТИЧЕСКИХ ПОСТУЛАТОВ ПЛОТИНА В ИХ ПРИЛОЖЕНИИ К ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОДЕТЕЛЬ / ДУША / БЛАГО / ЗЛО / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭТИКА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чимаров С. Ю., Душкина О. Н.

В статье проводится анализ отдельных положений античного философа Плотина, носящих постулирующий характер и имеющих несомненное педагогическое значение при решении ряда воспитательных задач, нацеленных на область профессионального мировоззрения сотрудника органов внутренних дел. Акцентируя внимание на категориях «благо» и «зло», «добродетель» и «душа», авторы приходят к выводу о целесообразности интегрирования в систему самовоспитания сотрудника некоторых теоретических выводов античной философии, способствующих формированию всесторонне развитой личности сотрудника, действия которого должны корреспондировать полноценной реализации возложенной на него правоохранительной миссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECT OF PLOTINUS' ETHICAL POSTULATES IN THEIR APPLICATION TO THE FIELD OF PROFESSIONAL ETHICS OF AN EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article analyzes certain provisions of the ancient philosopher Plotinus, which are of a postulating nature and have undoubted pedagogical significance in solving a number of educational tasks aimed at the field of professional worldview of an employee of the internal affairs bodies. Focusing on the categories «good» and «evil», «virtue» and «soul», the authors come to the conclusion that it is advisable to integrate some theoretical conclusions of ancient philosophy into the employee's self-education system, contributing to the formation of a comprehensively developed personality of the employee, whose actions should correspond to the full realization the law enforcement mission entrusted to him.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭТИЧЕСКИХ ПОСТУЛАТОВ ПЛОТИНА В ИХ ПРИЛОЖЕНИИ К ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭТИЧЕСКИХ ПОСТУЛАТОВ ПЛОТИНА В ИХ

ПРИЛОЖЕНИИ К ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОТРУДНИКА

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор О.Н. Душкина, канд. юрид. наук Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-1-196-198

Аннотация. В статье проводится анализ отдельных положений античного философа Плотина, носящих постулирующий характер и имеющих несомненное педагогическое значение при решении ряда воспитательных задач, нацеленных на область профессионального мировоззрения сотрудника органов внутренних дел. Акцентируя внимание на категориях «благо» и «зло», «добродетель» и «душа», авторы приходят к выводу о целесообразности интегрирования в систему самовоспитания сотрудника некоторых теоретических выводов античной философии, способствующих формированию всесторонне развитой личности сотрудника, действия которого должны корреспондировать полноценной реализации возложенной на него правоохранительной миссии.

Ключевые слова: добродетель, душа, благо, зло, воспитание, педагогический смысл, профессиональное мировоззрение, этика, органы внутренних дел.

Для области этики проблема постулирования суть вербального изложения постулатов (лат. «postulatum» - требование) имеет существенное значение в силу особой значимости отдельных словесных конструкций морального значения, которые должны приниматься на веру и предопределять моральный аспект парадигмы поведения человека. В этой связи при определении значения термина «постулат» представляется необходимым обратиться к некоторым выводам, сформулированным философом, математиком и ученым немецкого просвещения Х. Вольфом (16791754 гг.), который «широко и справедливо считается самым важным и влиятельным немецким философом между Лейбницем и Кантом» [4]. В частности, Х. Вольф под термином «постулат» понимал «недоказуемое практическое положение» [6, с. 258-259], «которое показывает, что нечто возможно, и истинность которого ясна из самого определения» [5, с. 1086-1087]. Применительно к области эмпирического мышления вообще, И. Кант (1724-1804 гг.) выделил следующую группу постулатов:

1. То, что возможно, исходя из формальных условий опыта (созерцание, понятия);

2. То, что действительно, исходя из материальных условий опыта (ощущения);

3. То, что существует необходимо, обеспечивая связь общих условий опыта с действительным [1, с. 280].

С исторической точки зрения, апеллирование к постулирующим утверждениям известно уже в античный период Древней Греции, обобщение которых наиболее обстоятельно провел римский мыслитель и неоплатоник Плотин (ок. 204-270 гг.), по праву считающийся наследником «бога философов» Платона (429/427 - 347 гг. до н.э.). Предложив научной корпорации оригинальную систему понимания окружающего человека мира, в своей первой (из шести) эннеаде - девяти преимущественно этических трактатах на тему антропологии, Плотин акцентировал внимание на проблеме воспитания души, что имеет несомненно педагогический смысл. В контексте темы настоящей статьи, особого внимания заслуживают утверждения Плотина, изложенные в его трактатах «О том, что есть животное и что есть человек», «О добродетелях», «О диалектике» и «О том, откуда множество зол и что они суть» [2]. Выявляя перечень наиболее значимых постулирующих утверждений Плотина, без-

условно имеющих педагогическое звучание, мы акцентируем внимание на следующих постулатах римского мыслителя:

1. Заблуждение и грех принадлежат низшей природе человека.

2. Этические добродетели являются следствием привычки и упражнения.

3. Истинное мышление и связанные с ним добродетели принадлежат высшей душе человека [2, с. 77].

4. Размышления человека суть действия его души [2, с. 86].

5. Злые поступки совершает худшее в нас, по причине подчиненности самому худшему, «ибо мы - многи: благодаря желаниям или страстям» [2, с. 87].

6. Гражданские добродетели:

а) практическая мудрость, направленная на рассуждение;

б) мужество, направленное на гнев;

в) благоразумие как некое согласие и созвучие побуждения с действием рассудка;

г) справедливость, приводящая каждую из этих добродетелей к согласию в том, что является свойственным ей делом - главенствовать или подчиняться [2, с. 111112].

7. Указанные гражданские добродетели приводят к порядку и делают человека неизменным и лучшим, ограничивая и соразмеряя его стремления и страсти в целом, устраняя ложные мнения при помощи того, что всецело лучше и при помощи ограничения и отбрасывания того, что не имеет меры и беспредельно относительно измерения. Таким образом, сами эти добродетели несут в себе границу дозволенного [2, с. 114].

8. Этическая философия в своей созерцательной части происходит из диалектики, но добавляет к ней душевные добродетели и упражнения, из которых эти добродетели возникают [2, с. 146].

Признавая фактор существования блага и зла в качестве дихотомии нормативно-оценочных дефиниций этики, Плотин замечает, что благо есть начало, а зло - ко-

нец; благо - эйдос (от греч. е1ёоБ - образ, вид), зло - лишенность. По мысли философа, благо есть то, от чего все зависит и к чему «стремятся все сущие», имеющие его началом и нуждающиеся в нем. При этом само благо ни в чем не нуждается и довольствуется собой.

Уточняя содержание категории «благо», Плотин констатирует следующее: «оно -мера и предел всех, дающее из себя и Ум и Сущность, и Душу и Жизнь, и деятельность Ума [2, с. 270-271]. Определяя сущностные аспекты категории «зло», Плотин приходит к следующему выводу: зло - это:

а) безмерное относительно меры;

б) беспредельное относительно предела;

в) безвидное относительно видообра-зующего;

г) всегда нуждающееся относительно самодостаточного;

д) никогда не покоящееся;

е) всепретерпевающее и ненасытное [2, с. 272].

Нам представляется, что приведенные суждения Плотина способствуют утверждению широты мировоззрения сотрудника органов внутренних дел, обеспечивая при этом глубину постижения им ряда этических выводов наших великих предшественников. Указанный тезис имеет право на существование в силу того, что уже в античное время наблюдается появление множества воззрений, сформированных сводом философских моделей, базовым элементом которых выступает многообразие концептуальных подходов в отношении генезиса воспитания [3, с. 90]. Таким образом, понимание сотрудником органов внутренних дел отдельных аспектов природы добродетелей, блага, зла, а также целесообразности постижения механизма мышления, нацеленного на полноту реализации сотрудником своей правоохранительной миссии, имеет несомненное воспитательное значение, распространяющееся на области его профессиональной этики и самовоспитания.

Библиографический список

1. Кант И. Критика чистого разума. Сочинения в шести томах. Том 3. - М.: Мысль, 1964. - 799 с.

2. Первая эннеада / Пер., вступ. ст., коммент. Т.Г. Сидаша, Р.В. Светлова. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2004. - 320 с.

3. Чимаров С.Ю. Сущностные основы воспитания человека на этапе общинно-родового строя: история педагогики // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 70. -Часть 5. - С. 90-92.

4. Hettche M. Christian Wolff // Stanford Encyclopedia of Philosophy. - First published Mon Jul 3, 2006. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://plato.stanford.edu/entries/wolff-christian/ (дата обращения: 15.04.2021).

5. Wolff Chr. Mathematisches Lexicon. - Leipzig: J. F. Gleditsch seel. Sohn, 1716. - 1494 p.

6. Wolff Chr. Philosophia rationalis sive Logica. - Leipzig, 1740. - 596 p.

PEDAGOGICAL ASPECT OF PLOTINUS' ETHICAL POSTULATES IN THEIR APPLICATION TO THE FIELD OF PROFESSIONAL ETHICS OF AN EMPLOYEE

OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor O.N. Dushkina, Candidate of Legal Sciences

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article analyzes certain provisions of the ancient philosopher Plotinus, which are of a postulating nature and have undoubted pedagogical significance in solving a number of educational tasks aimed at the field ofprofessional worldview of an employee of the internal affairs bodies. Focusing on the categories «good» and «evil», «virtue» and «soul», the authors come to the conclusion that it is advisable to integrate some theoretical conclusions of ancient philosophy into the employee's self-education system, contributing to the formation of a comprehensively developed personality of the employee, whose actions should correspond to the full realization the law enforcement mission entrusted to him.

Keywords: virtue, soul, good, evil, education, pedagogical meaning, professional worldview, ethics, internal affairs bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.