Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ И.А. ИЛЬИНА О «ХРИСТОЛЮБИВОМ ВОИНСТВЕ»: В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ И.А. ИЛЬИНА О «ХРИСТОЛЮБИВОМ ВОИНСТВЕ»: В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / «ХРИСТОЛЮБИВОЕ ВОИНСТВО» / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ЛИЧНЫЙ СОСТАВ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чимаров С.Ю., Паншина С.В.

В статье представлен анализ отдельных взглядов русского философа и публициста И.А. Ильина на проблему нравственного воспитания воинского сословия. По мнению авторов, отмеченные концептуальные суждения отмеченного мыслителя соответствуют деятельности представителя правоохранительной корпорации, миссия которого заключается в решении множества жизненных ситуаций, разрешение которых сопровождается, как правило, посредством морального выбора, в части проведения нравственно осознанного различия между областями права и морали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECT OF I.A. ILYINA ON THE «CHRIST-LOVING ARMY»: IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL WORK WITH THE PERSONNEL OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article presents an analysis of individual views of the Russian philosopher and publicist I.A. Ilyin on the problem of moral education of the military class. According to the authors, the noted conceptual judgments of the noted thinker correspond to the activities of a representative of a law enforcement corporation, whose mission is to solve many life situations, the resolution of which is usually accompanied by a moral choice, in terms of making a morally conscious distinction between the areas of law and morality.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ И.А. ИЛЬИНА О «ХРИСТОЛЮБИВОМ ВОИНСТВЕ»: В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

- Юридические науки-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ И.А. ИЛЬИНА О «ХРИСТОЛЮБИВОМ ВОИНСТВЕ»: В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор С.В. Паншина, канд. пед. наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-1-3-29-31

Аннотация. В статье представлен анализ отдельных взглядов русского философа и публициста И.А. Ильина на проблему нравственного воспитания воинского сословия. По мнению авторов, отмеченные концептуальные суждения отмеченного мыслителя соответствуют деятельности представителя правоохранительной корпорации, миссия которого заключается в решении множества жизненных ситуаций, разрешение которых сопровождается, как правило, посредством морального выбора, в части проведения нравственно осознанного различия между областями права и морали.

Ключевые слова: воспитание, «христолюбивое воинство», духовность, нравственность, патриотизм, личный состав, органы внутренних дел.

Сущностные параметры действующей в системе МВД России парадигмы воспитательной работы с личным составом содержат ряд базовых положений относительно необходимости учета национальных обычаев и традиций, религиозных чувств граждан, культурных и иных особенностей различных этнических, социальных групп, конфессий, достижению согласию между ними [1]. Апеллируя к теме защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» (далее-Стратегия), относящаяся к разряду базовых документов стратегического планирования, закрепляет актуальность обращения к решению свода проблем, ключевым компонентом в ряду которых выступает религиозный аспект. В частности, в разделе III. «Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты» указанного документа, в качестве проблемной, отмечается следующая область социального развития: угроза утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов, посредством: во-первых, разрушительного воздействия различных сил деструктивной направленности на религиозные устои; во-

вторых, насаждения чуждых идеалов и ценностей, включая культуру и религию; в-третьих, наращивания проявлений религиозного экстремизма.

С учетом отмеченного и по направлению защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, указанная Стратегия закрепляет актуальность решения двух задач:

1) поддержки религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечения их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, гармонизации российского общества, распространения культуры межконфессионального диалога, противодействия экстремизму;

2) защиты российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, недопущения распространения продукции экстремистского содержания, пропагандирующей насилие, расовую и религиозную нетерпимость, межнациональную рознь [2].

Выявляя педагогический аспект религиозно-нравственного воспитания, Е.Ф. Сосунцов [3] обращается к следующему суждению французского философа

- Педагогические науки-

Ж.М. Гюйо: «Мы не видим причины изгонять религию из современного воспитания, так как оно, при настоящем состоянии человеческого ума, имеет свое морализующее значение» [4, с. 141]. В этой связи, мы считаем необходимым обратиться к теоретическому наследию русского философа И.А. Ильина и анализу его вклада в концепцию «христолюбивого воинства», по нашему представлению, распространяющую свое проявление и для сферы деятельности личного состава ОВД, воспитательная работа с которым по сути характеризуется глубиной педагогического смысла, позволяющего сотрудникам ОВД ориентироваться в своде современных вызовов и угроз, направленных на сферу духовности и нравственности российского общества. В данном случае мы руководствуемся тем, что под педагогическим смыслом следует понимать сущность и предназначение феномена обучения и воспитания, обладающего признаком целепо-лагания, направленного на достижение конкретного результата [5, с. 238]. Основные умозаключения И.А. Ильина по проблеме «христолюбивого воинства» изложены в его работах: «Основное нравственное противоречие войны» (1914 г.); «О сопротивлении злу силою» (1925 г.); «О христолюбивом воинстве» (1939 г.). Наиболее значимые положения данных трудов представлены в сборнике «Христолюбивое воинство», подготовленном коллективом ученых Военного университета [6]:

1. Совесть суть последний и высший источник нравственной очевидности [6, с. 17].

2. Нравственное осознание человеком действительности выражается в том, что «душа незаметно, целесообразным распределением света и тени», способствует концентрации внимания на отрицательных сторонах отвергаемого пути и на положительных чертах принимаемого исхода [6, с. 18].

3. Не делай врагу большего зла, чем того требуют цели войны [6, с. 19].

4. Любое применение воином меча должно соответствовать общей идее внешней борьбы, которая по сути своей должна корреспондировать идее духовной чистоты [6, с. 39].

5. С точки нравственности и религии, наложение абсолютного запрета на силу и меч, в ряде случаев, противоречит идее обязательности их применения [6, с. 41].

6. Нравственная праведность как цель и средство, определяется в их сопоставлении с полнотой добра, т.е. с идеей нравственного совершенства как единого и верховного критерия [6, с. 43].

7. Для борьбы со злом человеку необходим не только предметный источник и мотив, но и верное «видение», а также развитость его душевных качеств, позволяющих ему правильно определять подлинное зло [6, с. 57].

Заключая свои размышления о «христолюбивом воинстве», И.А. Ильин утверждает о схожести полицейской профессии с миссией Христа, обращенной к решению свода жизненных проблем и наделенной применением нравственных компромиссов. «Я-полицейский чиновник, верующий и честный. Но ведь нигде Христос не благословил полицейского дела...А это дело трудное, часто грубое, иногда жестокое, всегда готовое пустить в ход силу и принуждение» [6, с. 65], - утверждает философ. Таким образом, рассмотренные нами некоторые выводы И.А. Ильина имеют несомненное значение не только для отдельных сотрудников, являющихся по своим убеждениям приверженцами православия как одной из традиционных религий Российской Федерации, но и выступают в качестве теоретических концептов, на основе которых уместно проводить воспитательную работу с личным составом, в русле формирования у него высокоразвитых духовных и моральных качеств.

Библиографический список

1. Приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://media.mvd.ru/files/application/2104489

- Юридические науки-

2. Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001

3. Сосунцов Е.Ф. Религиозно-нравственное воспитание с точки зрения экспериментальной педагогики. Из беседы с учащимися на педагогических курсах 1913 г. в г. Иркутске. - 16 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kzref.org/religiozno-nravstvennoe-vospitanie-s-tochki-zreniya-eksperimen.html

4. Гюйо Ж.М. Воспитание и наследственность. - СПб.: Издательство «ЛКИ», 2013. -224 с.

5. Чимаров С.Ю. Педагогический смысл формирования профессионального мировоззрения личности руководителя органов внутренних дел по направлению развития у него широты эрудиции // Вопросы педагогики. - 2021. - №3-1. - С. 238-241.

6. Христолюбивое воинство. - М.: Военный университет; Независимый военно-научный центр «Отечество и воин», 1997. - 494 с.

PEDAGOGICAL ASPECT OF I.A. ILYINA ON THE «CHRIST-LOVING ARMY»: IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL WORK WITH THE PERSONNEL OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor S.V. Panshina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article presents an analysis of individual views of the Russian philosopher and publicist I.A. Ilyin on the problem of moral education of the military class. According to the authors, the noted conceptual judgments of the noted thinker correspond to the activities of a representative of a law enforcement corporation, whose mission is to solve many life situations, the resolution of which is usually accompanied by a moral choice, in terms of making a morally conscious distinction between the areas of law and morality.

Keywords: education, «Christ-loving army», spirituality, morality, patriotism, personnel, internal affairs bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.