Научная статья на тему 'Религиозные ценности в рамках деятельности военного священника среди военнослужащих'

Религиозные ценности в рамках деятельности военного священника среди военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
187
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозность военнослужащих / патриотизм / военное духовенство / духовно-нравственные силы / religiosity of a military personnel / patriotism / military clergy / spiritual and moral forces

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андрей Юрьевич Фадеев

Автор статьи рассматривает деятельность военных священников как фактор влияния на духовно-патриотическое воспитание военнослужащих. В статье приводятся данные о методах и формах практической деятельности военных священников в дореволюционный период. Религиозная культура аккумулирует в себе нравственный опыт прежних поколений и транслирует его последующим поколениям, выступая в качестве регулятора поведения и сознания. Автор даѐт краткую характеристику положительных черт религиозного мировоззрения в рамках воинского служения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious values within the framework of the activities of a chaplain among a military personnel

The author of the article examines activities of military priests as a factor of influence of military personnel on the spiritual and patriotic education. In the article there have been shown data about the methods and forms of practical activity of military priests in the pre-revolutionary period. Religious culture accumulates the moral experience of previous generations and translates it to subsequent generations, acting as a regulator of behavior and consciousness. The author gives a short description of positive features of a religious worldview within the framework of military service.

Текст научной работы на тему «Религиозные ценности в рамках деятельности военного священника среди военнослужащих»

УДК 31:316.454.4

Протоиерей Андрей Юрьевич Фадеев, магистр богословия, аспирант Общецерковной аспирантуры и

докторантуры, доцент кафедры библеистики и богословия Пензенской духовной семинарии, Россия, г. Пенза fadeevandrei@mail.ru

Религиозные ценности в рамках деятельности военного священника среди военнослужащих

Аннотация. Автор статьи рассматривает деятельность военных священников как фактор влияния на духовно-патриотическое воспитание военнослужащих. В статье приводятся данные о методах и формах практической деятельности военных священников в дореволюционный период. Религиозная культура аккумулирует в себе нравственный опыт прежних поколений и транслирует его последующим поколениям, выступая в качестве регулятора поведения и сознания. Автор даёт краткую характеристику положительных черт религиозного мировоззрения в рамках воинского служения.

Ключевые слова: религиозность военнослужащих, патриотизм, военное духовенство, духовно-нравственные силы.

Archpriest Andrew Fadeev, master of theology, graduate student of the General Church Graduate School and Doctoral studies, Moscow;

Associate Professor of the Department of Bible Studies and Theology, Penza Theological Seminary Russia, Penza fadeevandrei@mail.ru

Religious values within the framework of the activities of a chaplain among a military personnel

Abstract. The author of the article examines activities of military priests as a factor of influence of military personnel on the spiritual and patriotic education. In the article there have been shown data about the methods and forms of practical activity of military priests in the pre-revolutionary period. Religious culture accumulates the moral experience of previous generations and translates it to subsequent generations, acting as a regulator of behavior and consciousness.

The author gives a short description of positive features of a religious worldview within the framework of military service.

Key words: religiosity of a military personnel, patriotism, military clergy, spiritual and moral forces.

Любовь к Отечеству (патриотизм) - акт личностного духовного самоопределения, без которого невозможны не только участие в военных операциях, но и организация воинского воспитания. К сожалению, всегда существует часть общества с атрофированным чувством такой преданности Отечеству. Можно сказать, что это духовно бедные члены общества, которые живут политико-эгоистическими или лично-эгоистическими интересами. Проблема современного патриотического воспитания тесно связана с религиозными факторами, так как невозможно на основании какой-либо секулярной идеи заставить часть общества убедить или принудить защищать сугубо материальные интересы другой (пусть и большей) части.

Практически невозможно построить систему воспитания с идеей жертвенного служения и, тем более, самопожертвования без религиозной мировоззренческой основы. Малопривлекательна такая идеологическая платформа, в которой индивид должен отдать свою жизнь за материальные блага другого человека. "Тот, кто сопротивляется злодеям силой и мечом, тот должен быть чище и выше своей борьбы, иначе не он поведёт её, не он завершит её победой, а она увлечёт его, исказит его обличье и извергнет его, сломленного, униженного и порочного, - писал русский философ И.А. Ильин. - Владеть мечом может лишь тот, кто владеет собой, т.е. своими страстями и своим видением; ибо если человек не владеет собой, то меч и сила овладевают им, не они будут его орудием и средством, а он сам станет их средством и орудием; тогда он "погибнет от меча" не физически, а нравственно и духовно: силы его будут растрачены, душа его будет изуродована и борьба проиграна. Вот почему очищение души есть основное условие победы в борьбе со злом" [4, с. 180-221].

Специфика ратного труда требует высокого уровня самоотдачи и даже самопожертвования в отношении общества, что безусловно определяет значимость духовного фактора для Вооруженных Сил Российской Федерации. "Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, - пишет профессор Ильин, - Родина останется без обороны, государство распадётся и нация сойдёт с лица земли" [5, с. 139]. Именно поэтому подготовка военного специалиста нелепа и гибельна вне вопроса о духовном воспитании и становлении личности, так как безнравственный воин - реальная опасность для своей Родины.

Религии свойственны регулятивные, коммуникативные и интегративные функции. Эти функции позволяют поддерживать и устанавливать межличностные связи и способствуют сохранению системы общественных отношений. Незнание или игнорирование обычаев, культурных ценностей, традиций большей части коллектива приводит к

усилению напряжённости во взаимоотношениях. Взаимодействие Русской Православной Церкви с Вооруженными Силами Российской Федерации и правоохранительными учреждениями препятствует распространению идеологии, направленной на насильственное изменение основ конституционного строя. Совместные усилия военных специалистов и православного духовенства направлены на создание морального заслона, предохраняющего наше Отечество от разжигания расовой, социальной, национальной и религиозной розни.

Религиозные ценности, нивелируя социальное неравенство в воинском коллективе, являются объединяющим фактором, способствующим формированию психологического единства коллектива. Тем самым религиозная вера довольно значительно гармонизирует межличностные отношения в воинской среде представителей различных классов, сословий и даже религиозных культур.

Религиозная вера всегда составляла существенную часть духовных основ общества и, как правило, занимала особое место в системе воинского воспитания. Последний протопресвитер армии и флота царской России отец Георгий Шавельский писал: "Священники делили с воинами все тяжести и опасности войны, возбуждали их дух, своим участием согревали уставшие души, будили совесть, предохраняли наших воинов от столь возможного на войне ожесточения и озверения" [9, с. 102]. Не секрет, что религиозные практики включают в себя психотерапевтическую составляющую, которая через стихийно найденные формы способствует психологическому утешению. Как писал

К.Д. Ушинский, "...духовный пастырь должен быть не только служителем алтаря, не только проповедником Слова Божия, но и наставником и учителем." [7, с. 450].

Одной из основных задач, стоявших перед военным духовенством, являлось воспитание воинов армии и флота для формирования у них религиозного мировоззрения. Формирование религиозного мировоззрения -многоступенчатый процесс выработки у воина системы представлений о мире и своём месте в нём, об отношении человека к этому миру и самому себе и, как правило, утверждение на этой основе своей жизненной позиции, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций. "Огромная напряженность военной работы в боевое время, - писал отец Георгий Шавельский, - требует духовной поддержки для воинов со стороны пастыря Церкви; постоянные опасности, близость смерти переносят мысль воина к вопросам вечности; душа воина на войне жаждет молитвы, чутко прислушивается к слову о вечном, просится к Богу" [10, с.4].

В тех странах, которые исторически вошли в круг христианской цивилизации, институционально закреплённый статус военных священников прослеживается начиная с XVI в., хотя эпизодически встречаются упоминания о более раннем присутствии священнослужителей в военных кампаниях. Священнослужители сопровождали войско и его святыни с

древнейших времён. Известно, что в Ветхом Завете упоминается о священниках, призванных сопровождать и наставлять воинов перед бранью. "Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдёт священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! Вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш, идёт с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими (и) спасти вас" (Втор. 20: 2-4). В Новом Завете не ставится под сомнение необходимость воинского служения: об основах воинской этики говорит Иоанн Креститель; римский сотник удостоился похвалы из уст Спасителя; от рук апостола Петра принимает крещение сотник Корнелий; апостолом Павлом используются аллегории военной действительности. Позже раннехристианская агиография описывает подвиги воинов-христиан, отдавших свои жизни за веру.

Армия - это государствообразующий институт, который в полном объёме отражает социальные отношения и процессы, проходящие в обществе. Российская армия всё больше и больше вовлекается в государственно-религиозные отношения путём проведения культовых мероприятий, пополнения подразделений верующими военнослужащими, закрепления в законодательной базе норм, гарантирующих учёт религиозного фактора.

Армейский коллектив, как правило, формируется из представителей разных этноконфессиональных групп, имеющих свои индивидуальные особенности в культуре, традиции, историческом пути развития и языке. Важной особенностью армейской службы является то, что она сопряжена со значительными ограничениями, а иногда и полным исключением объективно существующих культурных, духовно-нравственных, политических и бытовых потребностей личности, которые в гражданском состоянии не ущемляются государством. Процесс институциализации военно-религиозных отношений в России начался одновременно с реформами Петра I и был прерван Октябрьской революцией.

К началу XX столетия институт военного духовенства в Российской армии представлял собой стройную структуру, направленную на пастырское окормление личного состава. Численность военного духовенства впечатляет. В мирное время в подчинении протопресвитера армии и флота находилось 766 священнослужителей (по данным на 1913 г.), в военное время (1916 г.) некоторые исследователи указывают на возросшую численность до 2000 священнослужителей. Всего во время боевых действий Первой Мировой войны прошли школу военного духовенства около 4000 священнослужителей. Но такое увеличение численности не подкрепляется конкретными архивными данными, так как штатное духовенство зачастую дополнялось внештатными или "приглашёнными" священнослужителями православного вероисповедания, инославного или иноверного.

В 1890 г. два раза в месяц начал выходить журнал "Вестник военного духовенства", а затем - с 1911 по 1917 гг. - еженедельно "Вестник

военного и морского духовенства". В журнале печатались исторические очерки, проповеди военных священников, программы внебогослужебных бесед и методические рекомендации для их проведения, публичные лекции и многое другое. Материалы, публикуемые в журнале, предназначались для использования в практической деятельности строевых священников в полках. Публикации носили апологетический и миссионерский характер и были адаптированы для практического применения.

Деятельность военных священников регламентировалась уставами армии и флота, циркулярами Святейшего Синода, организовывалась и контролировалась через Присутствие и канцелярию протопресвитера. Внебогослужебная деятельность заключалась в проведении бесед с военнослужащими (индивидуальных и общих), разъяснении военнослужащим понятий о нравственном долге, благотворительной деятельности, посещении лазаретов, переписке с родственниками погибших, антиалкогольной пропаганде, антисектантской деятельности и распространении печатной (бесплатной) литературы. Богослужебная деятельность являлась ядром религиозно-нравственного воспитания и заключалась в организации и проведении частых богослужений, крестных ходов, воинских ритуалов (освящение знамён, орудий, кораблей, приведение к присяге), отпевании и поминовении погибших и умерших воинов [8, с. 175].

Существенные изменения в обществе, демократические реформы Александра II повлияли на структуру, формирование и содержание войска. Смена рекрутской системы на всеобщую воинскую повинность (1874 г.), освобождение крепостных крестьян, технический и научный прогресс, формирование рабочего класса - всё это стало определяющими факторами, позволившими военному духовенству вести довольно значимую просветительскую и воспитательную работу среди низших чинов в духе патриотизма и преданности престолу. На полковых и корабельных священников возлагалась непосредственная работа по религиозно-нравственному воспитанию. В их обязанности включалось: внушать нижним чинам любовь к Богу и ближним, ограждать военнослужащих от вредных учений, исправлять нравственные недостатки, предотвращать "отступления от православной веры", во время ведения боевых действий морально поддерживать личный состав словом проповеди и молитвой.

Для военнослужащих срочной службы Церковь часто становилась единственным убежищем в скорбях и несчастьях, источником душевного покоя и утешения. В полковом священнике, который разделял с военнослужащими все "тяготы и лишения", нижние чины видели посредника и ходатая в отношениях с командованием, "печальника о солдатских нуждах". Православное богослужение невольно возвращало оторванных от дома и семей солдат в атмосферу их родных мест. Образ священника, родной и знакомый с детства, как бы заменял мать и теплоту отчего дома. Но двойственный статус полкового священника как казённого чиновника и

служителя Бога вызывал у военнослужащих противоречивые чувства. Сама структура армейского духовенства соответствовала структуре епархиального управления: главный священник = архиерей; викарий = полевой главный священник; дивизионный благочинный = благочинный округа; полковой священник = приходской священник. Административная структура воинского духовенства состояла из двух параллельных однотипных управлений (канцелярий) главных священников: гвардии и гренадёр; армии и флота и, кроме того, схожего с ними управления главного священника Кавказской армии.

До Первой мировой войны административное управление армейскими священниками, рассеянными по территории огромной империи, было затруднено объективными причинами. Протопресвитер осуществлял надзор за армейским духовенством через штат дивизионных благочинных. Структура управления была довольно бюрократична. До вступления в должность о. Георгия Шавельского полковые священники работали на местах без определённого плана и системы, по своему "собственному разумению". Количественное и качественное изменение армии после реформ повлекли за собой и изменение методов работы военного духовенства. С одной стороны, священнослужители традиционно обеспечивали поддержку морального духа военнослужащих, с другой стороны, противостояли духу космополитизма и инакомыслия.

Полковой священник формировал своеобразный церковный актив добровольных помощников из числа военнослужащих для совершения богослужений, проведения социальной работы и благотворительной деятельности. Нередко в церковный актив были включены члены семей военнослужащих, что способствовало сближению нижних чинов и офицеров. Многие задачи, возлагавшиеся на полковое духовенство, были обусловлены стремлением привить и укрепить духовно-нравственные силы в солдате, постараться сформировать его гармонично развитым человеком с истинно христианским мировоззрением. Нижним чинам прививался дух совестливого служения не из страха наказания, а исходя из понимания святости христианского долга воина-защитника. На этом основании строилась дисциплинарная система и воинская иерархия.

Параллельно распространению печатной продукции священнослужители стали привлекаться в полковые комиссии для выявления книг "сомнительного характера", выполняя таким образом роль цензоров. Полковые священники создавали общества трезвости, проводили профилактическую работу среди личного состава в отношении суицидальных настроений, являлись организаторами благотворительной деятельности в части, поддерживали выздоравливающих в госпиталях и вели переписку с членами семей погибших воинов [8, с. 240-250].

По воспоминаниям отца Георгия Шавельского, полковой священник был "...учителем, воспитателем в той великой русской школе, какою являлась для огромной части русского мужского населения армия.

Ежегодно принимая в свои ряды сотни тысяч молодых людей, в значительном проценте неграмотных и невежественных, армия и флот обучали их грамоте, сообщали им разные знания, дисциплинировали и культивировали их. И в отношении воспитания воинского духа, и в отношении общего обучения и воспитания нижних чинов священник в воинской, как и в морской части, мог играть выдающуюся роль" [11, с. 419]. Полковой священник способствовал формированию у нижних чинов особого религиозного мировоззрения с характерными для него качествами: личная ответственность за свои мысли, слова, дела и поступки; послушание и сострадание к больным и нуждающимся; патриотические чувства и высокую нравственность, основанную на христианских заповедях. "Вести свою пастырскую проповедническую работу на войне священнику и легче и проще, - делится своим личным опытом протопресвитер армии и флота отец Георгий Шавельский. - Тут он - как отец, окружённый своими детьми. И дело своё он должен вести по-отечески. Не надо ему здесь назначать определённых часов для беседы, не надо искать аудитории, не надо посредством приказов по полку собирать слушателей; тем более не надо ему читать своим слушателям лекций. Стоит ему отойти от палатки, заговорить с одним солдатом, как подойдёт другой, третий, соберётся группа, образуется толпа, и тогда говори, батюшка, как отец с детьми, говори просто, без риторических прикрас." [10, с. 22-23].

Отдельно нужно подчеркнуть нравственную значимость, которую вкладывали воины прошлых столетий в слова присяги. Принятие Военной присяги было военно-религиозным церемониалом, во время которого верующий человек добровольно возлагал на себя обязательства в отношении земной власти, отечества, Бога и своей веры. В вопросе принятия воинской присяги в дореволюционной России отчётливо просматривается динамика снижения требовательности и категоричности в отношении формального исполнения буквы закона для пополнивших ряды армии после 1874 г. новобранцев неправославного исповедания. Современная воинская присяга не имеет религиозной составляющей, что низводит её до уровня юридической сделки между гражданином и государством, лишая это торжественное обещание сакральной составляющей, низводя её на уровень человеческих взаимоотношений.

Уровень религиозности у абсолютного большинства военнослужащих возрастает перед реальной опасностью смерти. Каждый военнослужащий, собственно, с момента принятия им Военной присяги находится в состоянии потенциальной возможности отдать жизнь за то общество, которому он дал тожественное обещание. И именно в подобных условиях психологического, нравственного и эмоционального напряжения религия способна дать человеку некий "эликсир" бессмертия и, как правило, преодолеть в какой-то степени природный страх. Протестантский теолог П. Тиллих считает, что "религия есть животворящий ток, внутренняя сила, предельный смысл всякой жизни" [6, с. 227].

Любая форма религиозности всегда направлена на решение самой главной экзистенциальной проблемы - вопроса жизни и смерти, победы над смертью в онтологических рамках. Т. Роджерс указывает на эту особенность религиозного опыта как на одну из функций религии: религиозность помогает при встрече с фактом принятия смерти; помогает обнаружить и осознать значимость жизни; компенсирует возрастные потери и ограничения и способствует активной социальной позиции индивида [1, с. 121].

Социологические исследования, проводимые в Вооруженных Силах, позволили учёным выявить не только количественные, но и качественные характеристики религиозности военнослужащих. Эгоистические мотивы религиозной веры у военнослужащих выражены довольно слабо, и преобладают, как считает подполковник Е.В. Дубограй, "альтруистические: духовное самосовершенствование для построения лучших отношений с окружающим миром, людьми и с самим собой" [3, с. 109]. Из числа опрошенных в ходе социологических исследований 34% военнослужащих считают, что верующий воин более ответственно выполняет свой воинский долг, 21% считает, что верующий не выделяется среди сослуживцев своим отношением к обязанностям и 13% уверены, что верующие хуже справляются со своими обязанностями [2, с. 126]. Полученные данные вполне согласуются с проведённым опросом среди командного состава в рамках исследования религиозности военнослужащих. Согласно мнению военных экспертов, психологические и профессиональные данные у верующих военнослужащих развиты лучше на 15-20% в сравнении с подобными показателями у неверующих. Опрошенные эксперты не назвали ни одного личностного качества, которое было развито у неверующих военнослужащих лучше, чем у верующих. Причём ими было отмечено, что такие качества, как доброжелательность, чуткость, честность наиболее присущи верующим, чем неверующим, а в отношении решительности, требовательности и храбрости различия минимальны. Служение как личностная позиция неформального исполнения воинского долга и соответствующих обязанностей, сформированная за счёт религиозной составляющей (в общественных установках), поддерживается в действующей армии благодаря нарастающему сотрудничеству Вооруженных Сил с религиозными организациями на институциональном уровне.

Библиография

1. Белоусов С.А. Психология духовности, веры и религии // Психология

религиозности и мистицизма : хрестоматия / С.А. Белоусов. - М. : АСТ, 2001. - 121 с.

2. Веремчук В.И. Взаимодействие военной службы и религии на

институциональном уровне управления (социологический анализ): дис. . д-ра соц. наук: 22.00.88 / Веремчук Владимир Игоревич. - М., 2006. - 354с.

3. Дубограй Е.В. Религиозность военнослужащих вооружённых сил

Российской Федерации: состояние, структура, динамика и современная практика учёта в военно-социальном управлении (социологический анализ): дис. ... канд. соц. наук: 22.00.88 / Дубограй Евгений Викентьевич [Место защиты: воен. ун-т]. - М., 2008. - 209с.

4. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою / И.А. Ильин //

Христолюбивое воинство: Православная традиция Русской армии. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Русский путь, 2006. - 544 с.

5. Ильин И.А. проф. Путь духовного обновления / И.А. Ильин, проф. -

Мюнхен: тип. обители прп. Иова Почаевского, 1962. - 139 с.

6. Тиллих П. Теология культуры. - М., 1995. - 227 с.

7. Ушинский, К.Д. О нравственном элементе в воспитании. Собр. Соч. Т.

2. - Москва - Ленинград: Изд. АПН, 1948г. - 655 с.

8. Чимаров С.Ю. Русская Православная Церковь и религиозно-

нравственное воспитание личного состава армии и флота, 1800-1917 гг.: дис. ... д-ра ист. наук:07.00.02 / Чимаров Сергей Юрьевич. -СПб.,1999. - 497 с.

9. Шавельский Г.И, протопресвитер. Воспоминания последнего

протопресвитера русской армии и флота. - М., 1996. Т. 1. - 414 с.

10. Шавельский Г.И. Служение священника на войне // Ориентир. - 2010. - №5. - С. 71-75.

11. Шавельский Г.И., протопресвитер. Русская Церковь перед революцией.- М.: Артос - Медиа, 2005. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.