Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОСТУЛАТОВ КИРЕНСКОЙ ЭТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ШИРОТЫ ЭРУДИЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОСТУЛАТОВ КИРЕНСКОЙ ЭТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ШИРОТЫ ЭРУДИЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ДОБРОДЕТЕЛЬ / БЛАГО / СЧАСТЬЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭТИКА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чимаров С.Ю.

В статье проводится анализ отдельных положений античной мысли, сформированной представителями философской школы киренаиков. Выявляя наиболее существенные аспекты этического учения древне-греческих мыслителей указанной школы, автор акцентирует внимание на важности самообразования руководителя органов внутренних дел, что выступает непременным условием эффективности его педагогического воздействия на подчиненный личный состав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL SIGNIFICANCE OF THE POSTULATES OF KIREN'S ETHICS IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF THE BREAD OF ERUDITION OF THE HEAD OF THE INTERNAL AFFAIRS

The article analyzes certain provisions of ancient thought, formed by representatives of the Cyrenaic philosophical school. Revealing the most significant aspects of the ethical teachings of the ancient Greek thinkers of this school, the author focuses on the importance of self-education of the head of the internal affairs bodies, which is an indispensable condition for the effectiveness of his pedagogical influence on subordinate personnel.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОСТУЛАТОВ КИРЕНСКОЙ ЭТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ШИРОТЫ ЭРУДИЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОСТУЛАТОВ КИРЕНСКОЙ ЭТИКИ

В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ШИРОТЫ ЭРУДИЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-1-239-241

Аннотация. В статье проводится анализ отдельных положений античной мысли, сформированной представителями философской школы киренаиков. Выявляя наиболее существенные аспекты этического учения древне-греческих мыслителей указанной школы, автор акцентирует внимание на важности самообразования руководителя органов внутренних дел, что выступает непременным условием эффективности его педагогического воздействия на подчиненный личный состав.

Ключевые слова: воспитательная работа, добродетель, благо, счастье, педагогический смысл, самообразование, профессиональное мировоззрение, этика, органы внутренних дел.

Процесс изучения в системе МВД России сущностных вопросов профессиональной этики имеет прочное сопряжение с процессом формирования широты эрудиции руководителя органов внутренних дел (далее-ОВД), выступающего в качестве первенствующего должностного лица в организации воспитательной работы с подчиненным ему личным составом. Следует обратить внимание на то, что требование к развитию у руководителя ОВД широты эрудиции в новейшей России впервые было закреплено в «Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (2008 г.), введенного в действие Приказом МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1138. Этический характер зафиксированной в данном Кодексе констатации относительно того, что Кодекс является методологической основой формирования профессиональной морали в ОВД, подтверждается следующей формулой п. 4 ст. 16 «Профессионально-этические требования к руководителю»: «Культура профессионального поведения руководителя определяется степенью развития его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, уровнем образованности и воспитанности». Отмеченное положение «Кодекса профессиональной этики» по определению предполагает понимание руководителем

ОВД не только смысла основных канонов этики, но и знание им отдельных историко-философских вопросов, составляющих фабулу генезиса обширного свода этических понятий. В этой связи представляется необходимым осмысление теоретического наследия наиболее видных представителей философской мысли античного периода, среди которых необходимо выделить школу философов-«киренаиков», сформировавших основные положения «киренской этики». Основателем данной школы явился ученик Сократа - Аристипп Киренский (ок. 435 - ок. 355 гг. до н.э.), автор трех книг «История Ливии» и двадцати пяти диалогов, среди которых важно отметить его сочинения: «О воспитании», «О добродетели», «Поощрение», «Артабаз», «Потерпевшие кораблекрушение», «Изгнанники», а также «Слова»: «К Лайде», «К Пору», «К Сократу», «О судьбе» и ряд других.

Квинтэссенцию учения Аристиппа составляет его моральный принцип удовольствия, в соответствии с которым, лучшей долей для человека выступает не воздержание от наслаждений, а его способность господствовать над ними, не подчиняясь им [1, с. 115]. При этом, под конечным благом Аристипп понимал плавное движение, которое воспроизводится в процессе ощущения [1, с. 118]. Рассуждая о стрем-

лении человека к удовольствию, Аристипп исходил из того, что стремление к удовольствию не должно порабощать самого человека, поскольку осознание человеком чувства меры в этом стремлении и есть искомая добродетель. Указанная добродетель достигается не воздержанием от удовольствий, а в умелом пользовании ими: «кораблем владеет не тот, кто на нем не плавает, а тот, кто умеет вести его в нужную сторону [2].

К ученикам-«киренаикам» Аристиппа относятся его дочь Арета Киренская (IV в. до н.э.), Эфион из Птолемаиды и Антипатр из Кирены [3]. Интегральная оценка основных воззрений «киренаиков» может быть сведена к своду следующих их воззрений:

1. Боль и наслаждение относятся к разряду двух состояний души: плавное движение является наслаждением, резкое -болью.

2. Для каждого живого существа наслаждение является привлекательным, а боль - отвратительным.

3. Конечное благо и счастье суть разные понятия: конечное благо есть частное наслаждение, а счастье - совокупность частных наслаждений, прошлого, настоящего и будущего времен.

4. К частным наслаждениям следует стремиться ради них самих, а к счастью -не ради него самого, но ради частных наслаждений.

5. Боль и наслаждение являются движением, между тем как отсутствие боли или наслаждения не есть движение: отсутствие боли даже напоминает состояние спящего.

6. Не всякое душевное наслаждение или боль порождаются телесным наслаждением или болью: например, можно радоваться единственному благоденствию Отечества как своему собственному.

7. По силе своего воздействия на природу человека телесные наслаждения как и телесные страдания намного выше душевных, что предопределяет фактор применения преимущественно телесного наказания для людей, нарушивших закон.

8. Человека, который стремится к достижению комбинации всех наслаждений ради достижения счастья, является мудре-

цом; человека, избегающего подобного рода стремления, следует воспринимать как невежду, которому доступны лишь случайные наслаждения.

9. Мудрец чужд зависти, любви и суеверия, поскольку данные чувства порождаются пустою мнительностью, но ему знакомы горе и страх, которые порождаются естественно.

10. Разумение есть благо, ценное не само по себе, а лишь благодаря своим плодам.

11. Наслаждение можно получить и при помощи богатства, которое само по себе самостоятельной ценности не имеет.

12. Страсти постижимы, но причины их непостижимы.

13. Постигая смысл добра и зла, человек избегает суеверий и обретает свободу от страха и смерти.

14. Нет ничего справедливого, прекрасного или безобразного по природе: все это определяется установлением и обычаем. Однако знающий человек воздерживается от дурных поступков, избегая наказания и дурной славы, ибо он мудр [1, с. 118-120].

Выявляя педагогический смысл отмеченных концептуальных положений Ари-стиппа Киренского и его последователей в решении отдельных воспитательных задач по формированию у руководителя ОВД осознанного отношения к необходимости самосовершенствования своей личности, представляется правомерным апеллирование к важности самостоятельной работы указанного должностного лица над освоением им классических постулатов философских утверждений наших великих предшественников. В данном случае под педагогическим смыслом понимается «сущность и предназначение феномена обучения и воспитания, обладающего признаком целеполагания, направленного на достижение конкретного результата» [4, с. 238].

Таким образом, понимание руководителем ОВД отдельных аспектов природы блага, счастья и содержания добродетели: во-первых, позволяет ему расширить горизонт своих представлений об этике долга и подлинной миссии правоохранителя; во-вторых, при постановке руководителем

подчиненному личному составу задач вос- тельного отношения к судьбе каждого че-питательного значения способствует более ловека, оказавшегося в поле профессио-четкой аргументации важности уважи- нальной деятельности сотрудника ОВД.

Библиографический список

1. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Изд-во «Мысль», 1986. - 572 с.

2. Солопова М. Киренская школа // Энциклопедия «Кругосвет» (электронное издание). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/KIRENSKAYA_SHKOLA.html (дата обращения: 12.05.2021)

3. Киренаики // Сайт об античной литературе, античной истории и людях античности «Симпосий». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://simposium.ru (дата обращения: 11.05.2021)

4. Чимаров С.Ю. Педагогический смысл формирования профессионального мировоззрения личности руководителя органов внутренних дел по направлению развития у него широты эрудиции // Вопросы педагогики. - 2021. - №3-1. - С. 238-241.

THE EDUCATIONAL SIGNIFICANCE OF THE POSTULATES OF KIREN'S ETHICS IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF THE BREAD OF ERUDITION OF THE

HEAD OF THE INTERNAL AFFAIRS

S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article analyzes certain provisions of ancient thought, formed by representatives of the Cyrenaic philosophical school. Revealing the most significant aspects of the ethical teachings of the ancient Greek thinkers of this school, the author focuses on the importance of self-education of the head of the internal affairs bodies, which is an indispensable condition for the effectiveness of his pedagogical influence on subordinate personnel.

Keywords: educational work, virtue, goodness, happiness, pedagogical meaning, self-education, professional worldview, ethics, internal affairs bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.