DOI: 10.24412/2470-1262-2021-3-99-108
УДК (UDC) -37.013.46
Natalia V. Korepanova, Moscow State Pedagogical University (MPGU),
Moscow, Russia Elena A. Starodubova, Moscow State Pedagogical University (MPGU),
Moscow, Russia
Корепанова Наталия В., Московский педагогический государственный университет (МПГУ),
Москва, Россия Стародубова Елена А., Московский педагогический государственный университет (МПГУ),
Москва, Россия
For citation: Korepanova Natalia V., Starodubva Elena A., (2021).
Pedagogical Class in the Russian School as a Form of the Specialized Education. Cross-Cultural Studies: Education and Science, Vol.6, Issue 3 (2021),pp. 99-108 (in USA)
Manuscript received: 20/08/2021 Accepted for publication: 30/09/2021
The authors have read and approved the final manuscript.
CC BY 4.0
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ КАК ФОРМА
ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
PEDAGOGICAL CLASS IN THE RUSSIAN SCHOOL AS A FORM OF
THE SPECIALIZED EDUCATION
Abstract:
The article presents a deep analysis of the organization of the specialized education in the Russian school, in particular - of the organization of specialized pedagogical classes. This form of work effectively solves the problems of the vocational guidance; it gives to the reader the opportunity to get acquainted with the diversity of characteristics of teaching professions, immerse the reader in the practical creative teaching activities. From this, the future of school education depends on what kind of applicants will come to a teacher training institution: professionally oriented, knowing the positive aspects of the teaching profession and its difficulties, or a random people. The Study of the history of the ways of becoming specialized pedagogical classes, starting from the 19th century, allowed the authors to identify both positive
achievements and significant mistakes in the organization of the pre-university profile pedagogical preparation.
Since the current academic year, the Ministry of Education of Russia has opened 5,000 specialized pedagogical classes to train future teachers in the school [5].
The authors of this article are the developers of the working program of the "Pedagogical class" project, and the practical materials presented in the article. Personal achievements of the authors, were included as tasks in the workbooks for students of the pedagogical classes.
Keywords: pedagogical class, specialized training, vocational guidance, pedagogical bias, pre-university training
Аннотация:
В статье представлен анализ организации профильного образования в российской школе, в частности - организации профильных педагогических классов. Эта форма работы эффективно решает задачи профориентации; дает возможность познакомиться учащимся с разнообразием и особенностями педагогических профессий, погрузиться в практическую творческую педагогическую деятельность. От того, какие абитуриенты придут в педвуз: профессионально ориентированные, знающие положительные стороны учительской профессии и ее сложности или случайные люди, зависит будущее школьного образования. Изучение истории становления профильных педагогических классов, начиная с XIX века, позволяет выявлять как положительные достижения, так и существенные ошибки в организации довузовской профильной педагогической подготовки.
Министерство просвещения России с текущего учебного года открыло 5000 профильных педагогических классов для подготовки будущих учителей уже со школьной скамьи [10].
Авторы данной статьи являются разработчикам рабочей программы проекта «Педагогический класс», а приводимые в статье практические материалы, личные наработки авторов, вошли в качестве заданий в рабочие тетради для обучающихся в педагогических классах.
Ключевые слова: педагогический класс, профильная подготовка, профориентация, педагогический уклон, довузовская подготовка.
Профильное образование.
Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 утверждена Национальная доктрина образования в РФ, в которой ставится задача обеспечения «многообразия типов образовательных учреждений и вариативности образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированное воспитание и обучение» [10]. 29 декабря 2001 Правительством РФ принято решение № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы. Предусмотрено создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда... отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [7].
Согласно исследованию М.А. Виниченко, общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе. Доля учащихся, 100
продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%. Количество направлений дифференциации невелико. Например, два в англоязычных странах (академический и неакадемический), три во Франции (естественнонаучный, филологический, социально-экономический) и три в Германии (язык — литература — искусство, социальные науки, математика — точные науки — технология). Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана, обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множество курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англии, Шотландии, США и др) Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей — во Франции, гимназия — в Германии, высшая школа — в США [12 с 119].
В 2002 году Приказом Министра образования РФ № 2783 от 18.07.2002. была утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Утверждены различные модели профилизации: внутришкольная, сетевая, профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов.
Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности учащихся, стимулировать к развитию конкретные способности и личностные качества, черты характера, создавать условия для профессионального самоопределения старшеклассников: самопознания (самоосознания своих возможностей, способностей, особенностей характера); самооценивания (сравнения результатов самопознания с теми требованиями, которые предъявляет избираемая профессия к человеку); саморазвития (развитие в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения избранной профессиональной деятельности и той социальной роли, к которой готовит себя молодой человек). Профильное обучение - это «система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы, более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности» [12 с. 124].
Анализ периодической педагогической литературы показал, что наряду с профильными школами, распространение в России получили модели сетевой организации профильного обучения, представляющие собой:
• «объединение нескольких образовательных организаций вокруг «ресурсного центра» (профильные предметы и элективные курсы);
• кооперация образовательной организации с организациями дополнительного, высшего, среднего профессионального образования, привлечение дополнительных образовательных ресурсов (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.)» [5]
С 2004 года профильное обучение вводится в школах. Направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. Согласно концепции профильного образования, учебная программа в старших классах школы становится гибкой и предлагает ученикам, помимо общеобразовательных дисциплин, освоение дополнительных - селективных предметов, соответствующих выбранной специализации. Несмотря на недостатки профильного обучения - сильную временную загрузку школьника - педагоги подчеркивают реальную пользу от внедрения профильных классов.
Однако профильная школа в России имеет давнюю историю. В стране накоплен немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Одним из примеров являются педагогические классы.
История
Огромная роль в становлении педагогических классов принадлежит К.Д. Ушинскому. Со второй половины XIX века в дополнительных педагогических классах женских гимназий и пансионов начинается подготовка домашних учительниц: «Педагогичесюе классы существуютъ при женскихъ гимназiяхъ ведомства минестерства народного просвещения; восьмой классъ предназначается для практическаго ознакомлешя учащихся съ педагогической деятельностью» («Положение о 8 классе» Изд. 1874 г.). Данное образование позволяло выполнять так же функции учителя начальной школы.
В 20-30-е годы XX века педагогические классы получили распространение в советской школе. Они готовили пионервожатых, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и получили развитие, так как почти не требовали финансирования на создание старшеклассникам условий для прохождения педагогической практики. Ученики педагогического класса посещали уроки в первых классах, анализировали их на еженедельных занятиях-конференциях под руководством методистов, еженедельно практиковались в самостоятельном проведении подготовленных с помощью методиста уроков в закрепленном классе начальной школы. Недостатком являлась тенденция разработки программ и учебных планов не на основе учета содержания образовательной подготовки будущего учителя, а по желанию администрации школ в зависимости от «важности» предметов и наличия соответствующих преподавательских кадров [3]. Так же, рекомендованный школе педагогический уклон (наряду с другими) был для учащихся обязательным, принудительным и рассматривался как надежный путь обеспечения трудоустройства выпускников в условиях безработицы [8. с. 20]. Особенно привлекательно это было для юношей и девушек, которые не могли стать абитуриентами вузов по социальному происхождению.
В военные годы усиливается острая необходимость в ускоренной подготовке педагогических кадров. В школах в учебные планы вводят педагогику, психологию, логику, шефскую работу с младшими школьниками. После окончания педагогического класса выпускники могли продолжить учебу или поступать на работу, в соответствии со специализацией [1].
В 1958 г. Законом о школе предлагалось создание педагогических классов в качестве одного из непроизводственных профилей трудового обучения старшеклассников. Цель - подготовка выпускников к работе пионерскими вожатыми в школах и воспитателями в яслях. С середины 1960-х гг. основной функцией педагогических классов становится как подготовка педагогических кадров среднего звена, так и ориентация учащихся на педагогическую профессию.
В 1970-х гг. успешный эксперимент организуется МГПИ им. В. И. Ленина. Модель педагогического класса, близкая к современному, зарождается в конце 1970-х гг. на основе методического письма Министерства просвещения СССР «Об усилении работы общеобразовательных школ, органов народного образования, институтов усовершенствования учителей по ориентации учащихся на педагогические профессии» (1979).
В 1979 году Приказом № 335 Министерства народного образования РСФСР было утверждено Типовое положение о педагогическом классе средней общеобразовательной школы (Д.М. Забродин, А.Л. Смятских) [6; с. 37]. В Москве, начиная с середины 1980-х годов, силами специалистов Московского педагогического государственного университета (МИГУ), Московского комитета образования (МКО), Московского института повышения квалификации работников образования (МИПКРО), была разработана и внедрена система работы с педагогическими классами [5; с. 39].
Московский комитет образования (М.И. Ермишкин, С.М. Суслопаров) курировал процесс поступления выпускников школ в педвузы и педколледжи. Представители школ, под руководством сотрудников МИПКРО Н.А. Морозовой и Т.Л. Холоденко, анализировали результаты проводимой работы. Ведущими преподавателями предметных
кафедр МПГУ- Мансуровым М.А., Шастиной Е.П. - осуществлялась консультативная помощь для учителей и учащихся. Преподаватели МПГУ и педагогических классов ежегодно проводили в школах единый экзамен. Успешные оценки учащихся в школе засчитывались как вступительные в вуз. Преподавателями кафедры педагогики МПГУ Л.П. Лаптевой, В.И. Блиновым, Т.Б. Соломатиной и др. осуществлялась организация общегородских творческих проектов для учащихся педагогических классов. Московский институт повышения квалификации работников образования обеспечивал повышение квалификации преподавателей педагогических классов [6; с. 40].
К 1990 году в России насчитывается более 500 педагогических классов [14]. Ярким примером профильной школы являлась московская Педагогическая гимназия № 388. Воспитательная система гимназии носила ярко выраженную психолого-педагогическую направленность. С 7 класса начиналась профильная подготовка: курс «Введение в специальность» (7-8 класс), самостоятельные педагогические пробы (8 класс); знакомство с работой учителей-предметников (10 класс); обучение в учебно-исследовательских педагогических мастерских под руководством лучших учителей гимназии (10 класс); выполнением самостоятельной исследовательской работы по педагогике (10 класс). К окончанию Педагогической гимназии учащиеся обладали знаниями о образовательных системах, закономерностях организации процессов воспитания, обучения и развития личности, имели опыт организации воспитывающей деятельности с младшими школьниками и подростками в поездках, походах, летнем лагере. Около 70 % выпускников гимназии поступали в средние и высшие педагогические учебные заведения [4; с. 45 - 59].
Цель педагогических классов конца XX века - подготовка учащихся к выбору педагогической профессии и дальнейшее обучение в педагогических институтах и университетах. Педагогические классы (одно-двухгодичные для учащихся 10-11 классов) осуществляли первоначальную подготовку к выбору педагогической профессии, обеспечивали первичную диагностику пригодности к учительскому труду [13].
В начале XXI века появление нормативных документов в области профильного образования [5, 10, 11] привело к созданию и реализации на практике новых моделей социально-педагогического класса: сетевая, муниципальная, школьная [1].
Сетевая модель педагогического класса организуется в рамках дополнительного образования во внеурочное время. Разрабатывается учебный план и расписание. Занятия организуются на базе школ, входящих в сеть педагогического класса, специалистами данных образовательных организаций. Основанием к зачислению является заявление родителей, учащихся, рекомендации учителей. Муниципальная модель педагогического класса организуется аналогично. Занятия проходят в очно-заочной форме с применением технологий дистанционного обучения. Школьная модель педагогического класса функционирует на основе устава, локальных актов и других нормативно-правовых документов школы. Педагогический класс организуется в рамках дополнительного образования во внеурочное время по отдельно составленному учебному плану и расписанию. Зачисление так же производится на основании заявлений родителей, учащихся, рекомендаций учителей [2; с. 140]. Эффективными формами профориентационной деятельности педагогических классов являются: слеты учащихся педагогических классов, виртуальные конференции, диспуты, экскурсии и педагогические мастерские [2, с.140-141].
Современность. Начиная с 2019 года МПГУ включается в проекты «Новый педагогический класс», «Педагогический класс Москвы». Разработка проектов ведется на основании нормативных актов: Приказ «Об организации работы педагогических классов при МПГУ»; Положение о профильном обучении (Протокол № 4 от 13.02.2014). Организация работы с педагогическими классами возложена на Управление
профессиональной ориентации, преподавателей кафедры профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина и носит системный характер:
1. Организация программы профессионально-ориентированных мероприятий для обучающихся педагогических классов.
2. Организация курсов повышения квалификации для учителей «Преподаватель педагогического класса».
3. Разработка нормативной и методической документации для педагогических классов образовательных организаций общего среднего образования (программа «Педагогический класс. Введение в педагогическую профессию»; рабочие тетради по пропедевтическим курсам: «Педагогика 10 класс», «Педагогика 11 класс», «Психология 10 класс», «Психология 11 класс»; методические рекомендации учителям школ).
4. Организация работы сайта «Педагогический класс» с целью оказания оперативной помощи практикам.
5. Организация предпрофильного экзамена по психолого-педагогическому профилю для выпускников общеобразовательных школ.
Согласно Программе для педагогических классов, в учебный план школы внесены: курс «Введение в педагогическую профессию. Саморазвитие»; проектная деятельность; психолого-педагогический практикум.
Программа «Введение в педагогическую профессию. Саморазвитие» направлена на изучение основ педагогической профессии и содержит модули: «Педагогическая профессия: история становления и развития»; «Образ современного педагога», «Мой профессиональный выбор».
Программа предусматривает профессиональные пробы в учебном процессе (проектирование, организация и проведение мероприятий для младших школьников), защиту проекта «Моя будущая профессия», участие в работе профессиональных мастерских, участие в предпрофильном экзамене на базе университета.
Средством управления учебно-познавательной деятельностью учащихся педагогических классов являются рабочие тетради по педагогики и психологии На основе рабочей тетради «Педагогика: 10 класс» учащиеся познакомятся с
педагогическими профессиями, историей
Педагогическая профессия: истории становления и развития». I 1 г
1.1. Профессии типа «Человек человек». школы и образования, нравственными и
профессиональными требованиями к личности педагога и его деятельности, роли и значении личности педагога в судьбе тех, к кому он прикасается, его ответственности перед ЧЕЛОВЕКОМ и ОБЩЕСТВОМ. Особое внимание в заданиях тетради по педагогике отводится темам, ориентированным на организацию личностной рефлексии и развитие когнитивных, коммуникативных, организаторских и др. профессионально-
Рис. 2. Примеры заданий значимых способностей старшеклассников.
Управление коллективами и людьми, производством
Материально-бытовое Профессии «Чсловск-
и торговое __человек»
обслуживание людей
Информационное обслуживание людей
Обучение и воспитание, профподготовка и »организация детских коллективов
Руко водство художественных коллективов и их информационное обслуживание
Медицинская и другие помощи людям
Задание /. Из предложенного списка качеств личности выберите необходимые для представителей профессий «человек-человек».
Качества личности: оперативная память, крепкая эмоциональная устойчивость; развитые эстетические чувства; потребность в постоянном общении; аккуратность; систематичность; способность улавлива ть настроение и мысли людей; склонность к выполнению рутинной работы; любовь к красоте; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях и намерениях; скрупулезность; высокая и стабильная концентрация внимания; умение быстро находить общий язык с разными людьми; тонкое чувство прекрасного; хорошая выдержка; развитое наглядно-образное мышление; усидчивость; склонность к оперированию представлениями; художественный вкус; богатое и яркое воображение.
Важно понимать и осознавать свои индивидуальные и возрастные особенности, способности, потребности, соотнести их с требованиями профессии, целенаправленно выстроить программу самовоспитания и саморазвития. Обучающиеся выполняют задания (рис.3), знакомятся с особенностями организации педагогического исследования и воспитательной деятельности, осваивают
Задание. Успешному освоению профессий «Человек-человек» могут препятствовать некоторые личностные особенности. Найдите их в предложенном списке. Как вы думаете: можно ли их изменить? Что для этого необходимо сделать?
Личностные особенности: пер^еыщщюм; дефекты речи, импульсивность; невыразительность речевых навыков: чрезмерная общительность; замкнутость, закрытость, ответственность; погруженность в себя, необщительность: ярко выраженные физические недостатки; пунктуальность; щепетильность; склонность нарушать установленные правила; неаккуратность и нерасторопность; педантизм; отсутствие эстетического вкуса; чрезмерная медлительность; креативность; активность; склонность к доминированию; равнодушие, нелюбовь к людям; корыстный интерес к людям.
практические навыки конструктивного взаимодействия с окружающими.
Для старшеклассников важно задуматься над тем, что любая профессия, и особенно профессии типа «человек-человек» требуют постоянной работы над собой, а для того необходимо знать возможности, пути и способы эффективного саморазвития.
Рис 4. Страницы со справочным материалом и заданиями из рабочих тетрадей
Тетради по психологии для 10 и 11 классов дают возможность познакомиться с личностными особенностями, их ролью в развитии человека, ориентируют на знание и понимание своих действий и эмоций. Эмоциональный интеллект, азбука чувств, позитивное самоотношение, способность к рефлексии и самосовершенствованию - эти и другие проблемы обсуждаются в курсе психологии. Как построить доверительные отношения с друзьями и родителями, как понять ближнего, как донести свою мыль в диалоге? Как правильно выяснять отношения и нужно ли это делать? Что такое любовь, семья, родительство - эти и другие важнейшие для сегодняшней молодежи вопросы обсуждаются на занятиях по психологии.
Задание. Групповая работа.
А) Познакомьтесь с педагогической деятельностью Януша Корчака. Посмотрите художественный фильм Анджея Вайды «Корчак» о педагоге, Януше Корчаке, руководившем детдомом для еврейских сирот в Варшавском гетто в годы Второй мировой войны.
Б) Прочитайте отрывок поэмы Александра Галича «Кадиш». Кадиш - это еврейская поминальная молитва, которую произносит сын в память о покойном отце. Эта поэма посвящена памяти великого польского писателя, врача и педагога Якова Гольдшмидта (Януша Корчака), погибшего вместе со своими воспитанниками из школы-интерната "Дом сирот" в Варшаве в лагере уничтожения Треблинка. Напишите сочинение (эссе) о поступках педагогов, которыми можно гордиться, о подвигах педагогов в годы войны и в мирной жизни.
Тетрадь «Педагогика: 11 класс» знакомит с направлениями педагогической профессии нравственными и профессиональными требованиями к личности педагога различных учреждений образования, роли и значении личности педагога в образовании и развитии обучающихся разного возраста, от самых маленьких до взрослых. Знакомство с разнообразием и особенностями педагогических профессий, призвано помочь учащимся утвердиться в своем выборе направления профессионального обучения. Рас. 5.
Особое внимание в заданиях тетради по педагогике отводится темам, ориентированным на организацию личностной рефлексии и осмыслению своего «Я» в педагогической профессии (рис.5).
Задание 6. Кейс. Учитель начальной школы попросила вас рассказать детям о правилах поведения в школе. На основе «Правил поведения школьника» разработайте «Законы класса» для первоклассников. Разработайте конспект беседы с обучающимися по ознакомлению с предложенными «законами». Важно, чтобы в результате беседы первоклассники не только «знали» правила, но и сами их предложили, обосновали и начали их осознанно применять. Какие вопросы вы зададите детям во время беседы?
Мозговой штурм «Современный педагог в современной школе»
Задание 1. Групповая работа. Объединитесь в группы (3-5 человек) н на основании материала курса подготовьте идеи и предложения:
А^Сощ^менвый учитель {предметник, классный руководитель, тьютор воспитатель, организатор самообразования): требования к личности и профессиональным качествам.
БХ^^СЩШШЙШ, школа как образовательная среда: учебные предметы, материальная база, психологический комфорт, события, досуг и т.д.
Задание 7/ Кейс. Рассмотрите рисунки. Предположите контекст ситуации. Предложите варианты действий участников ситуации. Как бы поступили вы?
Рис.7 Ученики педагогического класса проводят командную игру, посвященную Дню космонавтики в группе продленного дня.
В программу работы в педагогических классах входит практикум, предполагающий посещение старшеклассниками уроков, наблюдения за особенностями работы учителей (в соответствии с заданиями программы практикума) и деятельностью обучающихся, проведение индивидуальных занятий в группе продленного дня и праздничных мероприятий (рис.7).
Вывод
Профильные педагогические классы в системе общего среднего образования существуют почти два века. Они показали себя как эффективная форма подготовки педагогических кадров в сложные периоды истории страны, как составляющая системы профессиональной ориентации школьников. Современный педагогический класс способен стать важным элементом системы непрерывного педагогического образования, с одной стороны, с другой - сформировать понимание значения и содержания педагогических профессий, решить задачи профориентации и профессионального самоопределения.
References:
1. Gushina T.I., Makarova L.N., Kurin A.U. Networked pedagogical class as a form of vocational guidance for high school students // Bulletin of the TSU. 2018. № 4 (174). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/setevoy-pedagogicheskiyk lass-kak-forma-professionalnoy-orientatsii-starsheklassnikov, p. 35
2. Dikikh E.R., Tchukhina E.V. Activities of pedagogical classes: the experience of the Omsk State Pedagogical University. Humanities research - 2019 - № 3 (24), p. 139, p. 140-141.
3. Magazine "Prosvestshenie" ("Education") 1927- № 5 - 6.
4. Kasprjak A.G. Pre-professional training of students and its place in the curriculum of a pedagogical gymnasium // Pedagogical classes as the first link in pedagogical training of a teacher: Materials of a scientific-practical conference dedicated to the 20th anniversary of pedagogical classes in Moscow city. - Moscow.: MPSU, 2000. - p. 45-59.
5. The concept of specialized education at the senior level of general education. Approved by the Order of the Minister of Education № 2783 18.07.2002: https://docs.cntd.ru/document/901837067.
6. Morozova N.A. The system of pre-university training of pedagogical personnel in the capital region // Pedagogical classes as the first link in the pedagogical training of teachers: Materials of the scientific-practical conference dedicated to the 20th anniversary of the pedagogical classes in Moscow. - M.: MSPU, 2000. - p. 36-41
7. The Ministry of Education of Russia will create five thousand pedagogical classes. https://edu.gov.ru/press/3524/minprosvescheniya-rossii-sozdast-pyat-tysyach-pedagogicheskih-klassov
8. Nazarov P. Ways of professionalization of the 2nd stage school // Enlightenment LRDPE. 1928.
9. Google official website - https://support.google.com/docs/answer/6281888? hl=ru&ref_topic =9055304
10. Decree of the Government of the Russian Federation of 04.10.2000 No. 751. National doctrine of education in the Russian Federation:
http s ://normativ.kontur.ru/document? modul eld =1&documentId=40758
11. Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2001 No. 1756-r on the approval of the Concept for the modernization of Russian education for the period until 2010 at the senior level of secondary schools.
12. Implementation of specialized training in the modern educational process. Collective monograph. - Modernization of Russian education: trends and prospects. - Book 5: Monograph. - Krasnodar. ANO "Center for Social and Political Research" Premier ", - 2012. - p. 264. - Paragraph. 6.
13. Revyakina, V.I., Osetrin K. Ye.Vocational guidance of schoolchildren: experience of the past and problems of the present // Bulletin of TSPU. 2015. № 5. p. 244- 247.
14. Sapozhnikova T.N. Profile preparation of students of pedagogical classes for training in a pedagogical university. Yaroslavl Pedagogical Bulletin 2004 № 4. p. 41-48.
15. Tyustina G.G., Bauer E.A. Pedagogical class at a university as a form of organizing vocational guidance for senior students // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2016. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-klass-v-vuze-kak-forma-organizatsiiprofessionalnoy-orientatsii-obuchayuschihsya-starshih-klassov.
16. Shlenev A.K. Pedagogical class as a subject of the educational system of the school: dis. Cand. Ped. Sciences. Yaroslavl, 2000. P.220.
Information about the authors:
Natalia V. Korepanova (Moscow, Russia) - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department Pedagogy and Psychology of Professional Education named after Academician V.A. Slastenin of the Moscow Pedagogical State University. Moscow. Russia. Research interests: organization of independent work of students, coaching in education, pre-university training of teachers. http://orcid.org/ 0000-0003-0359-8258, SPIN: 7108-5041, AuthorID: 754862. Email: nv.korepanova@mpgu.su
Elena A. Starodubova (Moscow, Russia) - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education named after Academician V.A. Slastenin of the Moscow Pedagogical State University. Moscow. Russia. Research interests: coaching in education, emotional and moral development of the individual, moral self-awareness, pre-university training of teachers. http://orcid.org/ 00000002-6502-2425; SPIN code: 4490-8140, AuthorID: 735116. E-mail: ea.starodubova@mpgu.su
Contribution of the authors. The authors contributed equally to the present research.