УДК 373.66
DOI: 10.31862/1819-463X-2020-6-183-192
ББК 74.20
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРОГРАММЫ «ИНТЕЛЛЕКТ» В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Н. Н. Савельева
Аннотация. В связи с кризисной ситуацией в образовании особенно остро встает вопрос о подготовке педагогических кадров, .значимым при этом является организация предпрофильной подготовки старшеклассников в профильных классах педагогической направленности. В статье раскрываются особенности реализации программы «Интеллект», дана четкая характеристика содержания программы, этапов ее реализации, указаны конкретные тьюторские действия для решения поставленных задач, описание предполагаемых результатов.Основная идея нашего исследования заключается в том, что если процесс реализации программы «Интеллект» обеспечить тьюторским сопровождением, то в результате реализованной программы у старшеклассников произойдут позитивные изменения в сфере интеллектуальной (познавательной) деятельности; обозначится направленность подростков в будущем на деятельность в педагогической сфере. Новизна программы «Интеллект» заключается в следующем: 1) впервые в предпрофессиональной педагогической подготовке учащихся старших классов делается акцент на интеллектуальное воспитание; 2) программа представляет целостное воздействие на учащихся: интеллектуальное, эмоционально-ценностное, коммуникативное; 3) процесс реализации программы обеспечивается тьюторским сопровождением. Результаты реализации программы «Интеллект» свидетельствуют о положительных изменениях у старшеклассников в выборе профессии связанной в будущем с педагогической деятельностью.
Ключевые слова: тьюторское сопровождение старшеклассников, тьюторское действие, профильные классы педагогической направленности, программа «Интеллект», интеллектуальное воспитание учащихся, предпрофильная подготовка старшеклассников.
© Савельева Н. Н., 2020
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
TUTOR SUPPORT FOR HIGH SCHOOL STUDENTS OF THE 'INTELLECT' PROGRAM IN SPECIALIZED PEDAGOGICALLY ORIENTED CLASSES
N. N. Savelyeva
Abstract. Due to the crisis situation in education the issue of teacher training has become particularly acute, while the organization of pre-profile training for senior high school students in specialized classes of pedagogical orientation is becoming increasingly significant. The article reveals the peculiarities of „Intellect" program realization, gives a clear characteristic of the program content, stages of its implementation defines specific tutor actions to solve the tasks, description of the expected results. The main idea of the study lies in the fact that if the process of implementing the „Intellect"program to provide tutor support, then as a result of the program implementation high school students will have positive changes in the field of intellectual (cognitive) activity; will be focused on the future activities of teenagers in the pedagogical sphere. The novelty of the program „Intellect" is as follows: 1) for the first time in the pre-professional pedagogical preparation of high school students, the emphasis is placed on the intellectual education; 2) the program is a holistic impact on students: intellectual, emotionally-valuable, communicative; 3) the process of implementing the program is provided by tutor support. The results of the program „Intellect" testify to the positive changes in high school students in choosing a profession associated with future pedagogical activities.
Keywords: tutor support of high school students, tutor action, profile classes of pedagogic orientation, program „Intellect," intellectual education of students, pre-profile training of high school students
Образование сегодня призвано формировать у молодежи «грамотность в отношении будущего»; должно «вызывать интерес, освобождать энергию и активно задействовать способности каждого человека учиться для самого себя и помогать учиться другим»; носить ценностный характер [1]. Поэтому особенно остро встает вопрос о том, каким должен быть педагог в будущем.
Проблема заключается в том, что, с одной стороны, существует дефицит современных, интеллектуально подготовленных педагогических кадров, а с другой стороны, наблюдается непривлекательность, непрестижность этой трудовой сферы для молодежи.
Нужно отметить, что в психолого-педагогической и методической литературе представлено достаточно материалов по организации профильных классов педагогической
направленности, но организация и содержание работы в профильных классах часто остаются непривлекательными как для старшеклассников, так и для их родителей.
В системе непрерывного педагогического образования важным звеном является целенаправленная работа со старшеклассниками по подготовке их к осознанному выбору своей будущей профессии. Создание профильных классов педагогической направленности призвано привлечь к обучению на педагогические специальности наиболее мотивированных выпускников школ, сделавших свой осознанный выбор, проявивших склонность к педагогической деятельности еще на довузовском этапе обучения [2].
Мы считаем, что организация профильных классов педагогической направленности может быть одним из долгосрочных проектов по решению данной проблемы.
Наше предположение заключалось в том, что создание программы «Интеллект» и организация тьюторского сопровождения старшеклассников в профильных классах педагогической направленности может способствовать в будущем их осознанному выбору профессии, связанной с педагогической деятельностью.
Идея заключалась не только в том, чтобы обязательно ориентировать старшеклассников на выбор будущей профессии, связанной с образованием, а скорее в том, чтобы погрузить учащихся в интеллектуально насыщенную среду, возможно, «заразить» педагогической направленностью, показать, что психолого-педагогическое образование может быть основой успешной жизни.
Под тьюторским сопровождением старшеклассников в профильных классах педагогической направленности нами понимается продолжительная работа тьютора, являющегося одновременно организатором, партнером, консультантом и наставником учащегося с целью оказания ему помощи в самореализации, в осознании, как в дальнейшем использовать результаты обучения в школе и преобразовать свою учебную деятельность в процесс саморазвития [3].
Программа «Интеллект» реализовыва-лась на протяжении двух лет с 2017 по 2019 г. в пяти школах города Владивостока.
Всего в исследовании приняли участие 114 старшеклассников 10-х и 11-х классов, 13 педагогов в пяти школах г. Владивостока, из них 5 тьюторов.
Вначале реализации программы нами был проведен анализ состояния образовательной деятельности в профильных классах школ города за 2016-2017 гг. Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что профильные классы педагогической направленности и раньше организовывались во многих школах города, но желающих поступить в такой класс наблюдалось 25-30% старшеклассников. Содержание занятий в профильных классах строилось в основном на теоретическом изучении кур-
сов «Введение в педагогическую деятельность», «Психология и педагогика в образовании» и др. Ни в одной из школ не было специально организованных курсов, занятий по интеллектуальному воспитанию учащихся, не организовывалась деятельность тьютора по сопровождению старшеклассников в освоении содержании программы «Интеллект».
Было проведено анкетирование среди старшеклассников школ, результаты которого показали, что заинтересованность старшеклассников в освоении педагогической деятельности находится на низком уровне, всего трое готовы были связать свое дальнейшее обучение с педагогической деятельностью, 87 ответили «нет», 16 - «не знаю».
Вместе с тем результаты теста на профориентацию и выбор профессии (онлайн-тест) показали, что большинство старшеклассников (55%) могут выбрать профессии, связанные с педагогической деятельностью: логопед, воспитатель, социальный педагог и другие.
Анализ организации учебного процесса показал, что у старшеклассников нет опыта проектной деятельности.
Поэтому нами была разработана и апробирована программа «Интеллект» в профильных классах педагогической направленности.
Новизна программы заключается в том, что:
• впервые в предпрофессиональной педагогической подготовке учащихся старших классов делается акцент на интеллектуальное воспитание;
• программа представляет целостное воздействие на учащихся: интеллектуальное, эмоционально-ценностное, коммуникативное;
• процесс реализации программы обеспечивается тьюторским сопровождением.
Цель программы - пробуждение интеллектуальной (познавательной) активности старшеклассников с ориентацией в выборе будущей профессии, связанной с педагогической деятельностью.
Задачи программы:
1. Пробуждать интеллектуальную (познавательную) активность старшеклассников, способствовать развитию академического и практического интеллекта.
2. Способствовать развитию профессиональных предпочтений в области педагогического образования, содействовать развитию у старшеклассников образа «педагога будущего» как профессионально-личностной траектории развития.
3. Способствовать саморазвитию учащихся, ответственности за качество собственного образования.
4. Создать условия для активизации личностных качеств у участников программы, необходимых в педагогической сфере деятельности: способность к исследованию, способность к коммуникации и организации взаимодействия, способность принимать решения и осуществлять их.
Сроки реализации программы: продолжительность образовательного процесса -1,5 года.
Тьюторское сопровождение старшеклассников в программе «Интеллект» направлено на развитие исследовательской деятельности ученика. Выбор технологии развития основывался на условии формирования навыков ведения научно-исследовательской деятельности как условия для развития мышления подростков на уровне формальных операций. В юношеском возрасте учебная деятельность носит характер профессиональной ориентации для дальнейшего жизненного пути. Мышление на уровне формальных операций включает размышления о возможностях, сравнение реальности и событий, которые на них оказали или не оказали влияние [4].
Однако мы учитывали, что не все учащиеся способны мыслить на уровне формальных операций, а тем более, достигнув его, удержаться на нем. Поэтому в работе тьютора одним из направлений деятельности в программе «Интеллект» стало сопровождение развития формально-операционального мышления учащихся, которое ре-ализовывалось в процессе изучения содер-
жания курсов: «Учись учиться» [5], «ЧеловекоВедения» [6] (табл. 1).
Нужно отметить, что в процессе реализации программы использовались различные тьюторские действия. Например, работа с личностной ресурсной картой осуществлялась на протяжении всего периода реализации программы, использовались различные типы ресурсных карт:
• карта интересов (познавательный интерес, направленность, эмоциональное проявление познавательных потребностей личности);
• карта ценностей (развития мышления, познавательной инициативы, совместной деятельности, свободы, индивидуализации);
• карта проектных идей, изменений (социальный эксперимент, проект, управленческая модель и т. д.);
• карта способов (исследование, изучение, освоение технологии, конструирование, проектирование, методические разработки, управление).
Работа с картой осуществлялась по следующему алгоритму: 1) обнаружение и актуализация образовательного интереса; 2) перевод обоснования интереса в предметно-научную сферу деятельности; 3) рефлексия собственного интереса и фиксация направлений его реализации; 4) выстраивание образовательной стратегии; 5) самоопределение в личностном росте [11].
В процессе тьюторского сопровождения для старшеклассников создавались условия по обеспечению индивидуализации личности в определении оптимальных условий жизненного выбора, которые реали-зовывались по следующим направлениям: выбор маршрута личностного роста; разрешение личностных проблем развития; преодоление затруднений в процессе социализации личности в образовательной организации и социуме; сопровождение здоро-вьесбережения; профессиональное развитие и конкурентоспособность. В каждом направлении тьютор осуществлял сопровождение выбора альтернатив развития и помогал разобраться в сути проблемной
Таблица 1
Тьюторское сопровождение старшеклассников в процессе реализации программы «Интеллект»
Задачи Содержание программы (через что решаем?) Сроки реализации, кол-во часов Тьюторское действие Ожидаемый результат
Пробуждение интеллектуальной (познавательной) активности старшеклассника, развитие академического и практического интеллекта Проведение орга-низационно-дело-вой игры (для осознания миссии программы), адаптационный процесс для учащихся, включенных в программу [7] 10-й класс. Сентябрь. 12 часов. Погружением, 2 дня по 6 часов Составление лич-ностно-ресурсной карты в четырех векторных плоскостях: личностном, социальном, культурно-предметном и антропологическом Осознание значимости программы для себя, сплочение коллектива классов, знакомство с участниками программы из других школ
Курс «Учись учиться», обогащение интеллектуальных умений старшеклассников 10-й класс. 1-е полугодие. 18 часов (по расписанию) Картирование. Тьюториал (учебный тьюторский семинар). Индивидуальные и групповые тьютор-ские консультации Академический интеллект: способность работать с информацией; способность мыслить логически, анализировать и решать задачи (проблемы) [8]
Проведение игры «Познаю себя» (квест). Подведение итогов курса «Учись учиться» 10-й класс. Декабрь. 4 часа Модерация как управление коммуникативными взаимодействиями в ходе дискуссии, обсуждения и в споре, вовлечение всех участников в процесс коммуникативного взаимодействия в ходе решения рабочей задачи Получение опыта, выходящего за пределы предыдущего опыта
Курс «Театр в школе». Подготовка театральной постановки 10-й класс. 2-е полугодие (внеклассная работа) Коммуникативная рефлексия, готовность субъекта к познанию и пониманию другого человека. Личностная рефлексия, как способность познавать себя, свои поступки и внутренний мир Улучшение коммуникаций, снятие страха, барьеров
Проектная сессия (знакомство учащихся с методом проектов, техноло- 10-й класс. Май. 6 часов Интеллектуальная рефлексия, способность к поиску решения задач раз- Практический интеллект: способность использовать усвоенные
Продолжение таблицы 1
гией их реализации). Выбор проблемы (близкой и понятной школьникам). Предъявление варианта темы проекта, над которым будут работать учащиеся личного рода, анализу и поиску наиболее рациональных способов их решения. Кооперативная рефлексия, как способность субъекта к новым идеям и действиям по отношению к прошлым знания и навыки (неявные знания) в преобразовании окружающего мира [9]
Способствовать саморазвитию учащихся, ответственности за качество собственного образования Курс «ЧеловекоВедение», направленный на понимание феноменов: «Человек культуры», «Субъект развития» себя и мира. Рождение ответственности за свое развитие 10-й класс. 2-е полугодие. 18 часов (по расписанию) Проектирование индивидуального образовательного маршрута: ♦ формулирование рабочего варианта цели; ♦ осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями; ♦ выбор траектории реализации образовательной цели; ♦ конкретизация цели Способность «обособления себя» в мире людей как субъекта своей деятельности, рождение «живого знания». Способность совершать выбор. Проявление активности (в школе или за ее пределами)
Приглашение старшеклассников на открытые лекции профессоров ДВФУ психолого-педагогической направленности. 10-й класс В течение года. 3—4 лекции Вопросно-ответные технологии. Тьюторант задает себе вопросы: «что я хочу (узнать, понять, увидеть, попробовать и т. д.)?» Создание образа «Образования в XXI веке», поиск места выпускника на карте «Будущего»
Способствовать развитию профессиональных предпочтений в области педагогического образования, содействие развитию у старшеклассников образа «педагога будущего» как профессионально-личностной траектории развития Летний лагерь, ведущие — вожатые педагогических отрядов, знакомство с особенностями педагогической деятельности [10]. Содействие развитию у старшеклассников образа «педагога будущего» как профессионально-личностной траектории 10-й класс. Май. 18 часов, погружением, 3 дня по 6 часов Вербализация, которая проявляется в коммуникации, умение вести беседу, выслушивать собеседника. Умение правильно задавать вопросы и отвечать на них. Техника активного слушания при коммуникативном взаимодействии. Используются следующие формы: «Дебаты «Портфо-лио», «Робинзонада», «Образовательные путешествия» Умение работать в команде, навыки проектировочной деятельности, приемы организации внешней среды, навыки самоорганизации в незнакомых ситуациях, процесс самосознания приобретенного опыта (рефлексия). Предпочтение учащихся в выборе профессионального пути связанного с образованием
Окончание таблицы 1
Создание ус- Показ спектакля 10-й класс. Рефлексивное слу- Способность к са-
ловий для ак- проводится в конце Апрель. шание: установле- моорганизации,
тивизации учебного года 6 часов ние обратной связи выявление лидер-
личностных (апрель) для всех в разговоре с це- ских качеств, уме-
качеств у участников про- лью более точного ние публичного
участников граммы в одной из представления ин- выступления, вза-
программы, школ или студий формации. Основ- имопомощь и вза-
необходимых (по возможности). ные приемы реф- имовыручка
в педагогиче- По итогам пред- лексивного слуша-
ской сфере де- ставления прово- ния: выяснение,
ятельности: дится коллектив- резюмирование,
способность к ное обсуждение перефразирование
исследованию, и др.
способность к
коммуника-
ции и органи-
зации взаимо-
действия, спо-
собность к
умению при-
нимать реше-
ния и осу-
ществлять их
Таблица 2
Тематика проектов, реализованных учащимися профильных классов педагогической направленности г. Владивостока
№ школы Тема проекта Проблема
№ 44 «Доступный спорт — здоровое поколение» Отсутствие спортивных секций и кружков. Отсутствие спортивных площадок. Недостаточная пропаганда здорового образа жизни (качество жизни)
№ 52 Клубы по интересам «Внеклассное чудо» Отсутствие внутри школы бесплатных площадок для дополнительного развития, которые позволят углубиться в интересы, выйти за рамки среднего уровня знаний и приобрести опыт в конкретной сфере деятельности
№ 45 «Мы вместе» Отсутствие взаимодействия между учениками младших классов и учениками средних и старших классов
№ 70 Школьный стадион Стадион в школе не отвечает современным требованиям, не является привлекательным для учащихся и населения микрорайона
№ 77 Проект «Соавторы урока» Как обеспечить освоение предмета, расширить представление и углубить предметные знания эффективными методами (на примере предмета «История»)
Рис. Сравнительные результаты реализации программы «Интеллект» для старшеклассников в профильных классах педагогической направленности
ситуации, составить план личностного продвижения, определить пути и способы его реализации, сделать первые пробы [12].
Особое значение в программе «Интеллект» занимали педагогические проекты, тематику которых выбрали сами участники, исходя из проблем, которые они «обнаружили» в своей школе. Вначале на проектной сессии участников познакомили с особенностями проектной деятельности, помогли разработать проект, затем в течение полугода тьюторы сопровождали реализацию проектов в школах, на последней сессии, учащиеся 11-х классов представляли результаты реализованных проектов. Направление тьюторского сопровождения на данном этапе реализации программы -пробно-поисковая и проектная деятельность [13] (табл. 2).
На заключительном этапе реализации программы мы повторно провели анкетирование, результаты свидетельствуют, что из 114 старшеклассников готовы связать свое дальнейшее обучение с педагогической деятельностью 23 человека, 59 ответили «нет», и 32 - «не знаю». Сравнительные результаты представлены на рисунке.
Таким образом, результаты свидетельствуют о том, что тьюторское сопровождение реализации программы «Интеллект» в профильных классах педагогической направленности способствует осознанному выбору старшеклассниками в будущем профессии, связанной с педагогической деятельностью. Можно утверждать, что нам удалось погрузить учащихся в интеллектуально насыщенную среду, показать преимущества овладения педагогической деятельностью для своего успешного развития в будущем.
Тьюторы и директора школ отмечают положительные изменения у ребят: повышение академической успеваемости; повышение познавательной активности; приобретения умений работать в команде, расширение деятельности, выходящей за привычные рамки, формирование живого знания; приобретение навыков работы над проектом; приращение в компетенциях: проектировочных, коммуникативных, рефлексивных.
Программа оказалась нужной как старшеклассникам, их родителям, педагогам, так и городскому педагогическому сообществу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. MagisterLudi. Доклад Римского клуба 2018, Глава 1: «Устойчивое развитие - фигня». URL: https://habr.com/ru/company/philtech/blog/354596/ (дата обращения: 15.03.2020).
2. Шленев А. К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 2000. 222 с.
3. Ковалева Т. М. О возможности тьюторского сопровождения в современном образовании // Кафедра педагогики МПГУ: история и перспективы развития: сб. материалов науч. чтений. М., 2014. С. 81-91.
4. Гладкая Е. С., Тюмасева З. И. Технологии тьюторского сопровождения: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Юж.-Уральского гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2017. 93 с.
5. Савельева Н. Н. Учись учиться: модульно-рейтинговая программа для старшеклассников. Владивосток : Изд-во Дальневосточного федерал. ун-та, 2018.
6. Невзоров М. Н. Педагогическое ЧеловековЕдение и педагогическое ЧеловековедЕние. Часть первая: Педагогическое ЧеловековЕдение: моногр. Владивосток - Уссурийск: Изд-во ДВФУ 2017. 201 с.
7. Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. 3-е изд. М.: 5 за знания, 2007. 352 с.
8. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
9. СтернбергР. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. (Сер.: Мастера психологии).
10. Летний образовательный отдых в рамках компетентностного подхода: метод. пособие / А. А. Попов, П. П. Глухов, Г. М. Лупа, О. А. Попова. Изд. 2-е. М.: ЛЕНАНД, 2017. 192 с.
11. Ковалева Т. М. Личностно-ресурсное картирование в современной дидактике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 5 С. 108-112.
12. Лях Ю. А. Тьюторские технологии в системе обучения школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 6. C. 68-72.
13. Боровкова Т. И. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской работы студентов. Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2014. 148 с.
REFERENCES
1. MagisterLudi. Doklad Rimskogo kluba 2018, Glava 1: "Ustoychivoe razvitie - fignya". Available at: https://habr.com/ru/company/philtech/blog/354596/ (accessed: 15.03.2020).
2. Shlenev A. K. Pedagogicheskiy klass kak subyekt vospitatelnoy sistemy shkoly. PhD dissertation (Education). Yaroslavl, 2000. 222 p.
3. Kovaleva T. M. O vozmozhnosti tyutorskogo soprovozhdeniya v sovremennom obra-zovanii. In: Kafedra pedagogiki MPGU: istoriya i perspektivy razvitiya: sb. materialov nauch. chteniy. Moscow, 2014. Pp. 81-91.
4. Gladkaya E. S., Tyumaseva Z. I. Tekhnologii tyutorskogo soprovozhdeniya: ucheb. poso-bie. Chelyabinsk: Izd-vo Yuzh.-Uralskogo gos. gumanitar.-ped. un-ta, 2017. 93 p.
5. Savelyeva N. N. Uchis uchitsya: modulno-reytingovaya programma dlya starsheklass-nikov. Vladivostok : Izd-vo Dalnevostochnogo federal. un-ta, 2018.
6. Nevzorov M. N. Pedagogicheskoe ChelovekovEdenie i pedagogicheskoe Chelovekove-dEnie. Chast pervaya: Pedagogicheskoe ChelovekovEdenie: monogr. Vladivostok - Us-suriysk: Izd-vo DVFU, 2017. 201 p.
7. Vorovshchikov S. G., Novozhilova M. M. Shkola dolzhna uchit myslit, proektirovat, issledovat: Upravlencheskiy aspekt: stranitsy, napisannye konsultantom po upravleniyu i direktorom shkoly. Moscow: 5 za znaniya, 2007. 352 p.
8. Kholodnaya M. A. Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya. St. Petersburg: Piter, 2002. 272 p.
9. Sternberg R. Prakticheskiy intellekt. St. Petersburg: Piter, 2002. (Ser.: Mastera psikhologii).
10. Popov A. A., Glukhov P. P., Lupa G. M., Popova O. A. Letniy obrazovatelnyy otdykh v ramkakh kompetentnostnogo podkhoda: metod. posobie. Moscow: LENAND, 2017. 192 p.
11. Kovaleva T. M. Lichnostno-resursnoe kartirovanie v sovremennoy didaktike. Otechest-vennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2012, No. 5, pp. 108-112.
12. Lyakh Yu. A. Tyutorskie tekhnologii v sisteme obucheniya shkolnikov. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2014, No. 6, pp. 68-72.
13. Borovkova T. I. Tyutorskoe soprovozhdenie nauchno-issledovatelskoy raboty studentov. Vladivostok: Dalnevostochnyy federalnyy un-t, 2014. 148 p.
Савельева Нина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет
e-mail: sav5757@mail.ru
Savelyeva Nina N., PhD in Education, Associate Professor, Psychology and Education Department, School of Arts and Humanities, Far Eastern Federal University e-mail: sav5757@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.03.2020 The article was received on 23.03.2020