ФГОС является выполнение выпускной квалификационной работы/магистерской диссертации.
Таким образом, можно говорить о поэтапной систематической и целенаправленной подготовки будущих учителей к применению инновационных технологий в контексте ФГОС.
1. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности. М. : Институт психологии РАН, 2009. 656 с.
2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М. : НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.
3. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М. : Знание, 1991. 80 с.
4. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе : книга для учителей. М. : Просвещение, 1977. 240 с.
5. Дербуш М. В., Скарбич С. Н. Формирование приемов смыслового чтения при обучении учащихся математике // Вестн. Ом. гос. пед. ун-та. Гуманитар. исслед. 2017. № 3 (16). С. 141-143.
© Дербуш М. В., Скарбич С. Н., 2019
УДК 373.66 Науч. спец. 13.00.01
DOI: 10.36809/2309-9380-2019-24-139-142
деятельность педагогических классов: опыт омского государственного педагогического университета
В статье описан отечественный опыт развития педагогических классов. Обозначена значимость и особенности организации профориентационной работы со старшеклассниками в форме организации педагогических классов. Представлен опыт и результаты деятельности Омского государственного педагогического университета по вопросам организации допрофессиональной педагогической подготовки, а также модели работы педагогических классов.
Ключевые слова: педагогический класс, допрофессио-нальная подготовка, профориентация, педагогический вуз.
Э. Р. Диких, Е. В. Чухина E. R. Dikikh, E. V. Chukhina
ACTIVITY OF PEDAGOGICAL CLASSES: EXPERIENCE OF OMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
The article describes the domestic experience in the development of pedagogical classes. The significance and features of the organization of career guidance work with high school students in the form of the organization of pedagogical classes are indicated. The experience and the results of Omsk State Pedagogical University on the organization of pre-professional teacher training and the models of work of pedagogical classes are presented.
Keywords: pedagogical class, pre-professional training, career guidance, pedagogical university.
В конце XX в. в отечественной общеобразовательной школе достаточно широкое распространение получили педагогические классы. Они зарекомендовали себя как эффективная форма педагогической профориентации, приобщения обучающихся к педагогической культуре и профессионального самоопределения.
Профориентационная деятельность на педагогическую профессию в форме организации и работы педагогического класса в школе имеет обширную историю. С середины XVIII в. педагогическая наука изучается в системе духовных семинарий и в педагогических классах в Смольном институте благородных девиц, но на данном этапе эта деятельность имела более характер профессионального обучения. Системная профориентационная деятельность, направленная на учительские профессии, начинается в России с 1848 г., когда мещанская часть в Смольном институте благородных девиц была преобразована в Александровское училище, в этом же году там был открыт первый педагогический класс. В первые годы деятельности педагогических классов их программы включали педагогическую практику. Содержание педагогической практики представляло деятельность по попечению старших
воспитанниц над младшими для формирования опыта по воспитанию ребенка.
Большой вклад в организацию профориентационной работы по учительской профессии в педагогических классах внес знаменитый русский педагог К. Д. Ушинский. В 1859 г. он был направлен на работу в Смольный институт, где преподавал педагогику по созданной им учебной программе, затем данная программа длительное время применялась в педагогических классах прочих учебных заведений.
С 1864 г. в столичных и провинциальных школах для девочек открыты классы для учителей. Педагогический курс был введен в 1867 г. В 1870 г. в гимназии Министерства образования был создан учебный класс. Конец 8-го класса позволяет выпускникам получить звание домашнего учителя.
В период после Октябрьской революции 1917 г. из-за изменений социально-правовых условий в государстве педагогические классы временно прекратили свое существование. Педагогические занятия проводились в экспериментальных школах при Институте народного образования, где осуществлялась углубленная гуманитарная подготовка независимо от будущей специализации их выпускников.
С 1923 г. экспериментальные школы были закрыты, как и институты народного образования, но продолжалось функционирование десятилеток, имевших педагогический уклон, которые возникли еще в 1920-х гг. Затем начинается период некоторого затишья в деятельности педагогических классов, их заменяют системой подготовительных учебных групп, имевших более низкий в среднем показатель результативности в сравнении с педагогическим классом.
Проблема отсутствия достаточного количества педагогов была связана с войной. Необходимость восполнения учительских кадров становится актуальной задачей, которую нужно стало оперативно решать. Содержание обучения разных школ включало такие учебные дисциплины, как педагогика, психология и логика. С целью содействия профессиональному самоопределению учениц организуется шефская работа с младшими школьницами. После окончания педагогического класса выпускницам приходилось либо поступать на работу, либо продолжать учебу [1, с. 35].
В 1960-е гг. стремились внедрить педагогическую профориентацию на уроках и во внеурочной деятельности. С середины 1960-х гг. проводится эксперимент по созданию педагогического класса с ориентацией на педагогическую профессию. В 1970-х гг. подобный эксперимент организуется МГПИ им. В. И. Ленина. Результаты эксперимента подтвердили продуктивность этих форм педагогической профориентационной работы.
Близкая к современному пониманию содержания профориентационной деятельности модель педагогического класса зарождается в конце 1970-х гг. Нормативно-правовой документ, регламентирующий деятельность педагогических классов инструктивно — методическое письмо Министерства просвещения СССР «Об усилении работы общеобразовательных школ, органов народного образования, институтов усовершенствования учителей по ориентации учащихся на педагогические профессии» (1979). Сначала педагогические классы создаются в московских школах № 145 (1979), 588 (1981), 825 и ленинградской школе № 307. Важной чертой в деятельности педагогических классов значительной части школ является включение в их учебный план практических курсов по основам педагогики и психологии, содержание которых направлено на развитие педагогических умений и навыков обучающихся. В этот же период создаются педагогические классы в Ярославской области. Первым из них был класс, созданный в ярославской школе № 15 в 1985 г. (директор — Н. М. Томилина). С середины 1980-х гг. начинается своеобразный бум создания педагогических классов. В начале 1990-х гг. в России насчитывается более 500 педагогических классов [2].
Хотя институционально педагогические классы оформились достаточно давно, историография этого феномена начинается только с 1950-1960-х гг. Активное исследование истории и содержания деятельности педагогических классов продолжается в 1970-х и особенно в 1980-1990-х гг. В данный период появляются диссертационные исследования, научно-методические статьи в журналах «Педагогика», «Народное образование», «Вестник высшей школы» и других, в которых педагогические классы исследуются с позиций педагогической профориентационной работы.
Рассмотрим опыт Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) по организации педагогического класса для старшеклассников Омска и Омской области.
Цель создания педагогического класса — ориентация обучающихся 9-11-х классов на педагогическую профессию, расширение представления о многообразии сфер современной педагогической деятельности, обеспечение системы непрерывного образования (школа — вуз), создание условий для самореализации [3].
Для достижения поставленной цели в рамках педагогического класса решаются следующие задачи:
- разработка и проведение мероприятий для детей и молодежи, способствующих повышению интереса к педагогической профессии;
- осознанный выбор специальности дальнейшего профессионального обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- проведение конкурсов, конференций, олимпиад педагогической направленности;
- развитие социально значимых компетенций, необходимых будущему педагогу; навыков позитивного взаимодействия в группе и взаимопонимания; проектных и исследовательских умений старшеклассников;
- создание позитивного имиджа ОмГПУ как социально ориентированного вуза; знакомство с возможностями образовательного пространства ОмГПУ;
- разработка системы взаимодействия с потенциальными абитуриентами в социальных сетях с целью увеличения целевой аудитории и привлечения их в университет;
- разработка серии городских и областных телевизионных передач образовательного, просветительского и имиджевого характера с привлечением родителей, учителей, представителей системы департамента и Министерства образования области.
Для достижения поставленной цели и решения указанных задач педагогический класс осуществляет деятельность в соответствии с Уставом ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» по следующим направлениям:
- проведение комплекса информационных мероприятий по ознакомлению обучающихся, родителей, общественности, всех заинтересованных сторон с моделями обучения в педагогическом классе;
- проведение совместных встреч с представителями администрации учебных заведений школ Омска и руководителей районных отделов образования с целью изучения запросов школ Омска и Омской области на содержание и формат совместной профориентационной деятельности;
- проведение анкетирования среди школьников по изучению запросов на содержание работы педагогического класса и интереса к педагогической профессии;
- проведение конкурсов, конференций, олимпиад педагогической направленности; участие обучающихся школ-партнеров в Герценовской олимпиаде для школьников по педагогике;
- разработка программы элективного курса для обучающихся 9-11-х классов для осуществления процесса обучения в педагогическом классе;
- планирование, подготовка и проведение образовательных мероприятий педагогического класса, направленных на форми-
рование профессионально ориентированного контингента абитуриентов для всех учебных подразделений ОмГПУ;
- создание интерактивных методических материалов, которые помогут всем желающим познакомиться с профессией учителя XXI в., пройти тест на склонность педагогической деятельности.
Педагогический класс может выступать как дополнительное образование в виде психолого-педагогических пропедевтических курсов либо как составляющая часть социально-гуманитарного профиля.
Модели организации социально-педагогического класса в ОмГПУ:
1. Учащиеся 9-11 -х классов могут входить в сетевой городской педагогический класс [1].
Сетевой педагогический класс организуется в рамках дополнительного образования во внеурочное время по отдельно составленному учебному плану и расписанию. Зачисление производится на основании заявлений родителей, учащихся, рекомендаций учителей. Один день в неделю обучение проходит на базе одной любой из школ, входящих в сеть педагогического класса. Занятия проводят специалисты данных образовательных организаций.
В рамках сетевого процесса обучения для учащихся 9-11-х классов предполагаются межшкольные проекты, познавательно-развлекательные игры, социально ориентированные проекты, педагогические практики, выездные школы, экспедиции и т. д. Предполагается использование материально-технических ресурсов сети: совместное использование лабораторий, библиотек, медиатек, спортивных сооружений, кадровых ресурсов.
Важной особенностью является ориентация на механизмы активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, реализуемые путем внедрения в учебный процесс деятельностных форм обучения (исследовательская, проектная работа, практикумы, форумы и виртуальные проекты, участие в вузовских конференциях и т. д.). В целях отслеживания выполнения обучающимися индивидуальных учебных планов в сети вводятся зачеты; защита социальных проектов, научно-исследовательских работ и др.
Образовательный процесс в педагогическом классе осуществляется педагогами либо психологами, прошедшими курсы повышения квалификации. Для работы могут привлекаться преподаватели средних и высших профессиональных учебных заведений.
2. Учащиеся 9-11-х классов могут входить в муниципальный педагогический класс.
Муниципальный педагогический класс организуется в рамках дополнительного образования во внеурочное время по отдельно составленному учебному плану и расписанию. Зачисление производится на основании заявлений родителей, учащихся, рекомендаций учителей. Занятия проходят в очно-заочной форме с применением технологий дистантного обучения.
Оптимальный режим проведения занятий педагогического класса — сочетание традиционных и активных форм обучения, приглашение к проведению занятий педагогов разных возрастных групп, магистрантов, студентов. В рамках процесса обучения для учащихся 9-11-х классов предполагаются межшкольные проекты, познавательно-раз-
влекательные игры, социально ориентированные проекты, выездные школы и т. д.
3. Учащиеся 9-11-х классов могут входить в школьный педагогический класс.
Деятельность профильного школьного педагогического класса осуществляется на основании устава, локальных актов и других нормативно-правовых документов школы. Педагогический класс организуется в рамках дополнительного образования во внеурочное время по отдельно составленному учебному плану и расписанию. Зачисление производится на основании заявлений родителей, учащихся, рекомендаций учителей.
Педагогический класс формируется из обучающихся 9-11-х классов при наличии у них склонностей и интереса к профессиям социально-гуманитарного направления, намерения приобрести соответствующую профессиональную подготовку и необходимый общеобразовательный уровень. Образовательный процесс в педагогическом классе осуществляется педагогами либо психологом, прошедшими курсы повышения квалификации. Для работы могут привлекаться преподаватели средних и высших профессиональных учебных заведений.
Результат работы педагогического класса ОмГПУ:
1. Определены методы сопровождения, поддержки и поощрения одаренных детей как будущих абитуриентов. В процессе обучения слушатель формирует портфолио достижений, которое он может использовать при поступлении в вуз. По окончании изучения курса слушателю педагогического класса выдается сертификат.
2. Привлечены абитуриенты, ориентированные на получение высшего образования в ОмГПУ.
3. Обучающиеся познакомились с образовательной средой ОмГПУ и сверстниками, ориентированными на педагогическую деятельность.
4. Усилена профориентационная работа на сайте университета и в социальных сетях.
5. Проводятся мероприятия для детей и молодежи, способствующие повышению интереса к научным проблемам на факультетах ОмГПУ (предметные олимпиады, интеллектуальные турниры, профильные педагогические олимпиады, конкурсы профессиональной направленности).
Эффективной формой работы в рамках профориентационной деятельности можно считать слет педагогических классов. Слет призван объединить не только большее количество обучающихся, проявивших особый интерес, способности к профессии педагога, желающих продолжить образование в педагогическом университете, но и педагогов-организаторов педагогических классов, студентов-волонтеров и преподавателей. Слет может рассматриваться как площадка обмена мнениями, профессионального общения, налаживания профессиональных связей. В рамках слета имеют место разные виды деятельности:
1. Лекции: о перспективах развития педагогических классов, о безусловной значимости профориентационной работы в педагогической профессии, о важности допро-фессиональной педагогической подготовки и мотивации будущих абитуриентов педагогического вуза, о перспективах развития педагогической профессии, о трансформации педагогической профессии, о форсайт-проектах в образовании, о перспективных направлениях педагогической
подготовки, о многообразии возможностей, открывающихся выпускнику педагогического вуза и т. д.
2. Виртуальные экскурсии: по университету, по образовательному пространству города и т. д.
3. Станции-мастерсткие: знакомство с практико-ориен-тированными видами внеучебной деятельности студентов педагогического вуза, с секциями и клубами вуза, с университетскими проектами, с особенностями студенческой жизни факультетов, с международными студенческими проектами и т. д.
Очевидно, что допрофессиональная подготовка к педагогической профессии чрезвычайно важна. От эффективности данной работы будет зависеть, какой выбор сделает абитуриент, приходя в вуз. Будет ли его выбор педагогической профессии случайным или осознанным, профессионально ориентированным; хорошо ли представляет будущий студент преимущества и сложности педагогической деятельности, обладает ли он личностными качествами, необходимыми для профессии класса «Человек—Человек» и соответствующим уровнем мотивации к данной сфере. Результативность допрофессиональной подготовки характеризуется обратнопропорциональной зависимостью: чем больше недостаточно мотивированных абитуриентов и студентов «на входе», тем меньше оказывается на выходе из
УДК 372.881.1 Науч. спец. 13.00.01
DOI: 10.36809/2309-9380-2019-24-142-146
проблемы обучения русскому и английскому языкам
в 1992-1999 годах: требования
к коммуникативно-речевой подготовке студентов педагогического колледжа и учащихся старших классов средней школы
В статье исследуется проблема нормативно-правового регулирования коммуникативно-речевой подготовки по русскому и английскому языкам в старших классах средней школы и педагогическом колледже. Ключевым моментом в данном вопросе является введение государственных образовательных стандартов, содержащих единые для всех образовательных учреждений требования к языковой подготовке обучаемых. Результаты проведенного исторического анализа госстандартов (за рассматриваемый период), регулирующих учебный процесс по указанным языкам, демонстрируют концентрированное внимание к коммуникативному аспекту обучения, что необходимо для успешной социализации и адаптации учащихся в обществе и профессиональной сфере.
Ключевые слова: виды речевой деятельности, коммуникативная компетенция, Закон об образовании, образовательный стандарт, речевое взаимодействие, речевая культура, коммуникативно-речевые умения и навыки, сопоставительное изучение русского и английского языков, метапредметный подход.
системы педагогического образования выпускников, стремящихся к педагогической деятельности. Допрофессиональ-ная педагогическая подготовка в форме организации педагогического класса является действенной и перспективной.
1. Гущина Т. И., Макарова Л. Н., Курин А. Ю. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников // Вестн. ТГУ. 2018. № 4 (174). URL: https://cyberleninka.nj/artide/n/setevoy-pedagogicheskiy-klass-kak-forma-professionalnoy-orientatsii-starsheklassnikov (дата обращения: 01.11.2019).
2. Шленев А. К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы : дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2000. 220 c.
3. Тюстина Г. Г., Бауэр Е. А. Педагогический класс в вузе как форма организации профессиональной ориентации обучающихся старших классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskiy-klass-v-vuze-kak-forma-organizatsii-professionalnoy-orientatsii-obuchayuschihsya-starshih-klassov (дата обращения: 01.11.2019).
© Диких Э. Р., Чухина Е. В., 2019
Л. В. Казанцева L. V. Kazantseva
THE PROBLEMS OF TEACHING THE RUSSIAN AND ENGLISH LANGUAGES
IN 1992-1999: THE REQUIREMENTS OF THE SPEECH AND LANGUAGE TRAINING OF PEDAGOGICAL COLLEGE AND SENIOR SECONDARY SCHOOL STUDENTS
The article studies the problem of legal regulation of communicative and speech training in the Russian and English languages at upper secondary school and pedagogical college. The key moment in this problem is the introduction of the state educational standards containing the standard requirements for language training of students for all educational establishments. The results of the undertaken historical analysis of the state standards (for the period under review) that regulate the educational process in the given languages demonstrate a concentrated attention to the communicative aspect of education, which is necessary for successful socialization and adaptation of students in society and in the professional sphere.
Keywords: types of speech activity, communicative competence, Education Act, educational standard, speech interaction, speech culture, communicative and speech skills, comparative study of the Russian and English languages, intersubject approach.