УДК 378 ББК 74.489
Педагогика профессионального образования DOI: 10.31862/2073-9613-2022-1-21-29
«ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИЗАИН»: сущность и структура
| Т.С. Кочурина
Аннотация. В статье автор актуализирует проблему применения педагогического дизайна, вызванную необходимостью использования инновационных технологий, связанных с информационно-коммуникационной средой вуза в соответствии с нормативными документами высшего образования. Осуществлен анализ подходов отечественных и зарубежных ученых к определению понятия «педагогический дизайн», раскрыты различные взгляды к его трактовке. Обоснованы сущностные черты понятия «педагогический дизайн», представлено авторское определение исследуемого понятия, его структура. Теоретический анализ литературы позволил автору утверждать, что включение технологии педагогического дизайна в курсы методических дисциплин, подлежащих освоению будущими бакалаврами и магистрами педагогики, будет способствовать эффективной подготовке компетентных выпускников. Выявлены перспективные вопросы разработки цифровых образовательных ресурсов с применением технологии педагогического дизайна.
Ключевые слова: педагогический дизайн, цифровые образовательные ресурсы, информационно - коммуникационные технологии, подготовка выпускников.
Для цитирования: Кочурина Т.С. «Педагогический дизайн»: сущность и структура // Преподаватель XXI век. 2022. № 1. Часть 1. С. 21-29. DOI: 10.31862/2073-9613-20221-21-29
T.S. Kochurina
Abstract. The article deals with the problem of pedagogical design application caused by the need to use innovative technologies related to the information and communication environment of higher education institution in accordance with the regulatory documents of higher education. The analysis of domestic and foreign scientists' approaches to defining the concept of «pedagogical design» is carried out, different views to its interpretation are revealed. The essential features of the concept of «pedagogical design» are substantiated, the author's definition of the concept under study and its structure are presented. Theoretical analysis of the literature allowed the author to state that the inclusion of pedagogical design technology in the courses of methodological disciplines to be mastered by future bachelors and masters of pedagogy will contribute to the effective training of competent graduates. The article identifies promising issues in the development of digital educational resources using pedagogical design technology.
PEDAGOGICAL DESIGN": Essence and Structure
21
© Кочурина Т.С., 2022
ES
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Keywords: pedagogical design, digital educational resources, information and communication technologies, training of graduates.
Cite as: Kochurina T.S. "Pedagogical Design": Essence and Structure. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2022, No. 1, part 1, pp. 21-29. DOI: 10.31862/2073-96132022-1-21-29
В нормативных документах высшего образования в настоящее время подчеркивается актуальность применения инновационных технологий, связанных с информационно-коммуникационной средой вуза.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2013-2020 гг. в России отмечена значимость повышения эффективности образовательного процесса в высших учебных заведениях с учетом обеспечения гибкости и индивидуализации обучения с использованием новых технологий [1, с. 3].
Данная тенденция прослеживается и в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 гг., устанавливающая цели и задачи, необходимые мероприятия по осуществлению государственной политики в обла-22 сти использования инновационных и информационно-коммуникационных технологий, призванных решить проблему обеспечения национальных интересов и способствовать реализации глобальных национальных приоритетов [2, с. 2].
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» подтверждает необходимость трансформации традиционной образовательной среды в современную цифровую среду, способствующую качеству и доступности образования всех видов и уровней [3, с. 10].
Актуальность исследуемой проблемы наблюдается в современных исследованиях, в которых обоснована необходимость моделирования цифровой образовательной среды и использования
возможностей информационно-коммуникационных технологий для достижения конкурентоспособности образовательных услуг вуза.
Проведенный анализ деятельности российских высших учебных заведений показывает, что в них изменяется образовательная среда: осуществляется разработка электронных учебных и методических материалов, эффективных условий обучения, стратегий проектирования процессов, отвечающих современным реалиям цифрового образовательного пространства. Для решения этих задач необходимы не только новые инструменты (платформы электронного обучения, информационные среды обучения, мультимедиа материалы и др.), но и новые образовательные технологии, в том числе педагогический дизайн.
Вместе с тем имеющийся теоретический задел в научных исследованиях, опыт практической деятельности высших учебных заведений, способствующий использованию цифровых образовательных ресурсов, позволяет выявить отсутствие единого определения сущности и структуры педагогического дизайна.
Анализ проведенных научных исследований позволяет констатировать, что дефиниция «педагогический дизайн» раскрыта авторами проекта «Информатизация системы образования» как понятие, призванное обозначить направления педагогики, способствующие созданию образовательно-развивающей среды учебного заведения, эффективности процесса подготовки выпускников. Особое место в
проекте отводится изучению исследуемого понятия в аспекте организации деятельности обучающихся к реализации в будущей педагогической деятельности научно обоснованных цифровых образовательных ресурсов, электронных учебно-методических материалов.
Теоретическое осмысление сущности педагогического дизайна содержится в исследованиях отечественных и зарубежных ученых (А.Ю. Уварова, М.И. Нежу-риной, М.Ю. Бухаркиной, М.В. Моисеевой, Е.В. Оспенниковой, Т. Рэган, Р. Гла-зер, П. Смит и др.).
Педагогический дизайн как отдельная категория научного знания обнаружена в трудах американских дидактов и психологов Д. Брунера, Н. Краудера, Г. Найссера, С. Пайперта, Б. Скинера и др. В настоящее время изучением проблем педагогического дизайна занимаются ведущие педагоги университета штата Флориды, университетов Джорджии и Фрайбурга, Роосевелтского университета и др. Как область педагогической науки представляют данное понятие и отечественные ученые Е.В. Абызова, И.А. Демидова, В.Н. Подковырова, А.В.Токарева.
Так, Е.В. Абызова, рассматривая исследуемое понятие как отдельную отрасль практической педагогики, обозначает необходимость реализации педагогического дизайна с целью формирования познавательных мотивов обучающихся, развития их способностей, а также увеличения объема информации и в то же время обеспечения качества формируемых у них компетенций и др. [4, с. 3].
В.Н. Подковырова относит исследуемое понятие к области знания, предметом изучения которой является процесс «создания детальных спецификаций для разработки, реализации, оценки и сохранения ситуаций, которые облегчают процесс изучения как крупных, так и малых
предметных блоков всех уровней сложности» [5, с. 3].
Данной точки зрения придерживается А.В. Токарева, которая отмечает, что «педагогический дизайн есть область педагогической науки и практической деятельности обучающихся» [6, с. 79]. Исследователь обосновывает теоретические основы педагогического дизайна, которые базируются на концептуальных положениях дидактики как раздела педагогики, психологической науки, а также эргономики. Автор подчеркивает необходимость его реализации с использование информационных технологий.
И.А. Демидова рассматривает педагогический дизайн как область науки и творческой практико-ориентированной деятельности, которая опирается на «совокупность теорий познания, элементы инженерного и художественного конструирования и принципы наиболее успешных педагогических практик» и занимается «вопросами рационализации процесса обучения, создания комфорт-ной образовательной среды, стилистики, структуры и содержания современных учебных материалов» [7, с. 26].
А.Ю. Уваров, Е.В. Оспенникова, McArdlt, J3 L. Briggs, J. McGriff и др. рассматривают данное понятие как целостный процесс, способствующий проектированию образовательной среды, выбору оптимальных средств обучения, а следовательно, использованию эффективной организации деятельности обучающихся.
С.А. Асанов, Г.В. Акименко «педагогический дизайн» определяют как «психолого-педагогическую технологию, обеспечивающую эффективность усвоения учебных материалов, в том числе разработанных с использованием новых цифровых технологий», ориентированную на «цели и задачи восприятия материала, значимого для профессиональной деятельности» будущего выпускника [8, с. 8].
Ученые С.А. Асанов, Г.В. Акименко, М.Е. Акмамбетова, Л.М. Миляева, И.А. Романовская, М.М. Шалашова, Н.И. Шевченко особое внимание обращают на необходимость использования мультимедийных технологий в педагогическом дизайне» [8-10]. Ученые исследуемое понятие определяют как «совокупность процедур, позволяющих обеспечить эффективность образовательной среды посредством постоянного совершенствования образовательных ресурсов, в том числе разработанных с использованием новых информационных технологий» [8, с. 8].
Для устранения противоречивости во взглядах ученых о сущности педагогического дизайна важными являются взгляды теоретика педагогического дизайна Д. Меррилла, который считает, что «.. .сама по себе информация не является обучением как таковым, существуют различные типы знаний и навыков, требующие отдельных учебных стратегий и условий для овладения ими» [11, с. 21]. Д. Мер-рилл утверждает, что «.если стратегия обучения не подразумевает согласования подачи материала, практики и консульти-24 рования учащихся в соответствии с конкретным видом знания или навыка, то данная стратегия обучать не сможет» [там же].
Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой для обучающихся необходимо создать информационно-образовательную среду, в которой целесообразен синтез технологий, таких как «педагогическое проектирование, направленное на построение методической теории для конкретной предметной области, и технология Web-дизайна, способствующая компьютерной реализации данной методической теории для пространства сети Интернет» [12, с. 748].
Будущий выпускник педагогического вуза должен уметь ориентироваться в
информационном пространстве, работать в условиях цифровых площадок, социальных сетей и порталов, пользоваться инструментами, необходимыми для анализа, обработки, отбора и использования необходимой информации для успешного проектирования педагогического процесса в образовательных организациях.
Анализ сущности исследуемой дефиниции показал, что понятие «педагогический дизайн» вошло в научный оборот педагогической науки относительно недавно и не имеет однозначной трактовки; на сегодняшний день в нормативных документах не определены требования к уровню, содержанию подготовки выпускников с применением педагогического дизайна, недостаточно представлены учебные и методические материалы.
В статьях последних лет рассмотрены такие аспекты педагогического дизайна, как значимые компоненты (Р.А. Свири-дон), этапы проектирования (Г.В. Акименко, М.Е. Акмамбетова, С.А. Асанов, И.А. Демидова, И.Ф. Исаев, А.Г. Клепикова, Л.М. Миляева, И.А. Романовская и др.), обоснование его характеристики как «инновационной основы разработки образовательного процесса и проектирования эффективного контента учебных материалов нового поколения для подготовки магистрантов психолого-педагогической направленности» (С.С. Горбачева) [7-9; 13-15].
Нам близка точка зрения И.Ф. Исаевой, А.Г. Клепиковой, которые в педагогический дизайн включают технологический компонент, поскольку это позволяет разработать электронные образовательные ресурсы с учетом психолого-педагогических требований и в целом конструировать учебный процесс. И.Ф. Исаева, А.Г. Клепикова предлагают алгоритм разработки педагогического дизайна, включающего «анализ, проектирование, разработку,
применение и оценку эффективности электронных учебных ресурсов на основе функциональных, эстетических, фасилита-тивных требований к информационно-образовательной среде» [15, с. 130], поскольку это определяет возможность управления образовательным процессом с учетом особенностей педагогического дизайна.
Мы, разделяя точку зрения О.В. Катур-жевской, технологию педагогического дизайна представим как «последовательность действий в виде следующих этапов: анализ, определение целей, проектирование, реализация, контроль, принятие решений, коррекция». Они, по справедливому замечанию автора, подчинены целям профессиональной подготовки бакалавров педагогики, миссии конкретного вуза, определяющим особенности его образовательной среды [16, с. 102-103].
Теоретический анализ научных исследований в данной области позволил определить педагогический дизайн как технологию разработки цифровых образовательных ресурсов, включающую анализ, проектирование, реализацию, применение, контроль, оценку эффективности на основе методических, эргономических, функциональных, технико-технологических требований к построению электронной образовательной среды.
Исходя из этого, мы констатируем, что педагогический дизайн есть современная образовательная технология. При этом цифровые образовательные ресурсы включают учебную, методическую, справочную, нормативную, организационную информацию, необходимую для эффективной организации и проведения образовательного процесса с гарантированным уровнем качества.
В нашем исследовании на первом этапе выполняется анализ моделей педагогического дизайна: ADDIE (analysis, design, development, implementation, evaluation),
последовательных приближений (SAM — Successive Approximation Model); обратного дизайна (back ward design, understanding by design); модель Дика и Кэри (Dickand Carey Model) и др.
Анализ представленных моделей показывает их сильные и слабые стороны.
Модель ADDIE (analysis, design, development, implementation, evaluation)
Сильные стороны: возможность применения в качестве базовой, на основе которой осуществляется разработка последующих моделей; наличие общедоступной линейной структуры, этапов реализации; учет запросов заинтересованных сторон; возможность реализации для большинства курсов.
Слабые стороны: отсутствие последовательности этапов цикла (регулярное возвращение к предыдущему для дополнения сделанного, т. е. проведение работы сразу по нескольким этапам).
Модель SAM (Successive Approximation Model)
Сильные стороны: гибкий вариант ADDIE, включающий основные блоки курса с последующим добавлением необходимого, позволяющий разработать 25 крупные проекты «малыми шагами»; наличие этапов реализации, направленных на поиск оптимального способа решения проблемы; создание стимулирующих, а не информационных материалов.
Слабые стороны: необходимость адаптации модели к образовательному процессу вуза, высокие требования к профессионализму обучающего.
Модель обратного дизайна (backward design, understanding by design)
Сильные стороны: отправная точка в разработке курса — четко сформулированный результат и обоснованный выбор способа оценки его достижения, формы обучения. Последующие действия представлены разработкой самого курса.
Слабые стороны: необходимость наличия высокого уровня профессионализма обучающего для подготовки контента.
Модель Дика и Кэри (Dick and Carey Model)
Сильные стороны: определение формирующего результата обучения с опорой на эффективность восприятия конкретной аудитории обучающихся (на основе анализа их личных предпочтений, поведенческих особенностей, факторов мотивации к обучению); критерии оценивания достижения целей (в учебных ситуациях или в условиях, приближенных к условиям профессиональной деятельности); разнообразие видов контроля достижения образовательных целей (тестирование, кейсы, ролевые игры и др.).
Слабые стороны: отсутствие возможности доработки курса в ходе реализации модели.
Анализ данных моделей показывает их широкие возможности использования на широкодоступных платформах Moodle, Google Класс, Blackboard Learn и др.
На данном этапе также осуществляется анализ программ, учебников, техноло-26 гий, которые наиболее эффективно могут быть использованы при применении выбранной модели. Этап анализа завершается целеполаганием, декомпозицией цели на подцели, определением форм, методов и средств образовательного процесса.
Этап проектирования вбирает в себя разработку программы действий с учетом последних достижений информационно-коммуникационных технологий. Выполняется создание возможных сценариев педагогического взаимодействия обучающего и обучаемых, разработка интерфейсов цифровых образовательных материалов; выбор стиля методических материалов с учётом законов психосемантики цвета, формы и света, их влияния на
сознание обучающихся; определение содержание учебного курса/дисциплины. Далее проектируется непосредственно сам образовательный контент. Осуществлено формулирование учебных целей, отбор материала для обучения, выбор формата (дистанционного — электронный курс с видео контентом, презентациями, вебинары, вебкасты с обучающим; очного — лекция, мастер-класс, дискуссия и др.).
На этапе применения происходит реализация курса в зависимости от выбранной формы обучения.
Этап контроля способствует определению эффективности выполненного с учетом научно-обоснованного диагностического инструментария. На этапе оценки достижения поставленных целей на основе полученных результатов осуществляется принятие объективных управленческих решений, направленных на коррекцию различных компонентов образовательного процесса. Возможны управленческие решения и о запросах обучающихся, работодателей в области применения педагогического дизайна и др.
Таким образом, педагогический дизайн должен быть основан на использовании новейших достижений в области тех-нологизации, позволяющих обеспечить качественное сопровождение образовательного процесса.
Включение технологии педагогического дизайна в курсы методических дисциплин, подлежащих освоению будущими бакалаврами и магистрами педагогики, позволит подготовить не только компетентных выпускников в области педагогического дизайна, но и высококвалифицированных педагогов.
Перспективными остаются вопросы обоснования научных подходов в реализации педагогического дизайна; теоретического обоснования и
экспериментальной проверки критериального комплекса для выявления эффективности цифровых образовательных
ресурсов и соответствующего диагностического инструментария в образовательной практике вузов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295). URL: http://static.govemment.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
2. Указ Президента от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201705100002 (дата обращения: 25.11.2021).
3. Цифровая образовательная среда: паспорт федерального проекта; приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г. № 3. URL: http://ermobrazovanie.ru/dokumenty/pasport-federalnogo-proekta-czifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-prilozhenie-k-protokolu-zasedaniya-proektnogo-komiteta-po-naczionalnomu-proektu-obrazovanie-ot-7-dekabrya-2018-god/ (дата обращения: 25.11.2021).
4. Абызова, Е.В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 3 (3). С. 12-16.
5. Подковырова, В.Н. Основы педагогического дизайна. URL: http://files.school-collection.edu. ru/dlrstore/cd9ae8e0-6880-4ee5-9e6f-f46b7629d00b/podkovirova-dezign.pdf (дата обращения: 25.11.2021).
6. Токарева, А.В. Педагогический дизайн и пути его развития // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. № 4. С. 78-83.
7. Демидова, И.А. Педагогический дизайн и его средства: теоретический анализ и опыт применения в педагогической практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. № 4. С. 25-32.
8. Асанов, С.А., Акименко, Г.В. Педагогический дизайн и педагогическое проектирование как эффективные технологии организации образовательного процесса в вузе // Дневник науки. 2020. № 8 (44).
9. Акмамбетова, М.Е., Миляева, Л.М., Романовская, И.А. Технологический подход к проектированию педагогического дизайна в условиях образовательного процесса // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 75-77.
10. Шалашова, М.М., Шевченко, Н.И. Педагогический дизайн проектирования образовательной среды // Вестник РМАТ. 2020. № 3. С. 75-81.
11. Merrill, M. David. Instructional Strategies that Teach // CBT Solutions. 1997. URL: https:// speakeasydesigns.com/SDSU/student/SAGE/compsprep/Instructional_Strategies_that_Teach.pdf (дата обращения: 18.10.2021).
12. Курносова, С.А. Теоретико-педагогические предпосылки проблемы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-4. С. 747-751.
13. Горбачева, С.С. Педагогический дизайн как средство эффективной организации магистерской подготовки психолого-педагогической направленности // Известия ВГПУ. 2021. № 2 (291). С. 80-84.
27
14. Свиридон, Р.А. Педагогический дизайн как важное условие эффективности массовых открытых обучающих курсов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. № 2. С. 57-62.
15. Исаев, И.Ф., Клепикова, А.Г. Технология педагогического дизайна в разработке электронных учебных материалов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. Вып. 1 (69). С. 130-135.
16. Катуржевская, О.В. Управление качеством образовательного процесса в современных условиях // Вестник КемГУ. 2014. № 2 (58). С. 101-105.
REFERENCES
1. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" na 2013-2020 gody (utverzhdena rasporyazheniem Pravitelstva RF ot 15 aprelya 2014 g. № 295) [The State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020 (Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated April 15, 2014, No. 295)]. Available at: http:// static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf (accessed: 25.11.2021). (in Russ.)
2. Ukaz Prezidenta ot 9 maya 2017 g. № 203 "O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody" [Presidential Decree, No. 203 of May 9, 2017 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 20172030"]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002 (accessed: 25.11.2021). (in Russ.)
3. Cifrovaya obrazovatelnaya sreda:pasport federalnogoproekta; prilozhenie kprotokolu zasedaniya proektnogo komiteta po nacionalnomuproektu "Obrazovanie" ot 7 dekabrya 2018g. № 3 [Digital Educational Environment: Passport of the Federal Project; Appendix to the Minutes of the Meeting of the Project Committee on the National Project "Education" dated December 7, 2018, No. 3]. Available at: http://ermobrazovanie.ru/dokumenty/pasport-federalnogo-proekta-czifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-prilozhenie-k-protokolu-zasedaniya-proektnogo-komiteta-po-
28 naczionalnomu-proektu-obrazovanie-ot-7-dekabrya-2018-god/ (accessed: 25.11.2021). (in Russ.)
4. Abyzova, E.V. Pedagogicheskij dizajn: ponyatie, predmet, osnovnye kategorii [Pedagogical Design: Concept, Subject, Main Categories], Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta = Bulletin of Vyatka State University for the Humanities, 2010, No. 3 (3), pp. 12-16. (in Russ.)
5. Podkovyrova, V.N. Osnovy pedagogicheskogo dizajna [Fundamentals of Pedagogical Design]. Available at: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd9ae8e0-6880-4ee5-9e6f-f46b7629d00b/ podkovirova-dezign.pdf (accessed: 25.11.2021). (in Russ.)
6. Tokareva, A.V. Pedagogicheskij dizajn i puti ego razvitiya [Pedagogical Design and Ways of Its Development], Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya = Psychology and Pedagogy: Methodology and Problems of Practical Application, 2008, No. 4, pp. 78-83. (in Russ.)
7. Demidova, I.A. Pedagogicheskij dizajn i ego sredstva: teoreticheskij analiz i opyt primeneniya v pedagogicheskoj praktike [Pedagogical Design and Its Means: Theoretical Analysis and Experience of Application in Pedagogical Practice], Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki = Pedagogy. Questions of Theory and Practice, 2019, No. 4, pp. 25-32. (in Russ.)
8. Asanov, S.A., Akimenko, G.V. Pedagogicheskij dizajn i pedagogicheskoe proektirovanie kak effektivnye tekhnologii organizacii obrazovatelnogo processa v vuze [Pedagogical Design and
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХ1__1 , 2022
ВЕК ' 2022
Pedagogical Design as Effective Technologies for Organizing the Educational Process at the University], Dnevnik nauki = Diary of Science, 2020, No. 8 (44). (in Russ.)
9. Akmambetova, M.E., Milyaeva, L.M., Romanovskaya, I.A. Tekhnologicheskij podhod k proektirovaniyu pedagogicheskogo dizajna v usloviyah obrazovatelnogo processa [Technological Approach to the Design of Pedagogical Design in the Conditions of the Educational Process], Mir nauki, kultury, obrazovaniya = The World of Science, Culture, Education, 2019, No. 6 (79), pp. 75-77. (in Russ.)
10. Shalashova, M.M., Shevchenko, N.I. Pedagogicheskij dizajn proektirovaniya obrazovatelnoj sredy [Pedagogical Design of the Educational Environment Design], Vestnik Rossijskoj mezhdunarodnoj akademii turizma = Bulletin of the Russian International Academy of Tourism, 2020, No. 3, pp. 75-81. (in Russ.)
11. Merrill, M. David. Instructional Strategies that Teach. CBT Solutions, 1997. Available at: https:// speakeasydesigns.com/SDSU/student/SAGE/compsprep/Instructional_Strategies_that_Teach.pdf (accessed: 18.10.2021).
12. Kurnosova, S.A. Teoretiko-pedagogicheskie predposylki problemy podgotovki studentov vuza k proektirovaniyu pedagogicheskogo dizajna [Theoretical and Pedagogical Prerequisites of the Problem of Preparing University Students for the Design of Pedagogical Design], Fundamentalnye issledovaniya = Fundamental Research, 2011, No. 12-4, pp. 747-751. (in Russ.)
13. Gorbacheva, S.S. Pedagogicheskij dizajn kak sredstvo effektivnoj organizacii magisterskoj podgotovki psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti [Pedagogical Design as a Means of Effective Organization of Master's Training of Psychological and Pedagogical Orientation], Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Proceedings of the Voronezh State Pedagogical University, 2021, No. 2 (291), pp. 80-84. (in Russ.)
14. Sviridon, R.A. Pedagogicheskij dizajn kak vazhnoe uslovie effektivnosti massovyh otkrytyh obuchayushchih kursov [Pedagogical Design as an Important Condition for the Effectiveness of Mass Open Training Courses], Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya = Science of Man: Humanitarian Studies, 2020, vol. 14, No. 2, pp. 57-62. (in Russ.)
15. Isaev, I.F., Klepikova, A.G. Tekhnologiya pedagogicheskogo dizajna v razrabotke elektronnyh 29 uchebnyh materialov [Technology of Pedagogical Design in the Development of Electronic Educational Materials], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Bulletin
of the Tambov University. Series: Humanities, 2009, iss. 1 (69), pp. 130-135. (in Russ.)
16. Katurzhevskaya, O.V. Upravlenie kachestvom obrazovatelnogo processa v sovremennyh usloviyah [Quality Management of the Educational Process in Modern Conditions], Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2014, No. 2 (58), pp. 101-105. (in Russ.)
Кочурина Татьяна Сергеевна, преподаватель, кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики, Армавирский государственный педагогический университет, [email protected] Tatyana S. Kochurina, Lecturer, Theory, History of Pedagogy and Educational Practice Department, Armavir State Pedagogical University, [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.10.2021. Принята к публикации 21.12.2021 The paper was submitted 18.10.2021. Accepted for publication 21.12.2021