DOI: 10.18287/2542-0445-2020-26-4-44-48
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
УДК 378.09
Дата поступления: 02.09.2020 рецензирования: 22.10.2020 принятия: 27.11.2020
Н.П. Устинова
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова,
г. Ижевск, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/QQQ0-QQQ1-8181-5719
Проектирование воспитательного пространства вуза
Аннотация: Актуальность проблемы воспитания молодежи в современных условиях обусловлена изменениями в социальной среде. Педагогический процесс в вузе в настоящее время ориентирован на развитие личности, что предполагает индивидуальный подход к каждому студенту с учетом его потребностей, стремлений, желаний, способностей. В статье автор описывает основные параметры традиционной системы воспитания, которая в существующих условиях модернизации образования требует изменений. Модернизация системы образования ведет к изменениям в воспитательной деятельности педагогов. Доминантой воспитания, позволяющего студентам реализоваться на всех ступенях их личностного развития, является формирование личной успешности воспитанников в социуме. Меняется роль педагога, осуществляющего воспитательный процесс: стимулирование самостоятельности и творчества, ориентация на инициативу и ответственность. Педагогические технологии проектирования воспитательного пространства, в основе которого лежит воспитательное событие, способствуют решению воспитательных задач. Актуальным является применение современных педагогических технологий при проектировании воспитательного пространства вуза.
Ключевые слова: воспитательное пространство, проектирование воспитательного пространства, педагогические технологии.
Цитирование. Устинова Н.П. Проектирование воспитательного пространства вуза // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 4. С. 44-48. Б01: http://doi.org/10/12287/2542-0445-2020-26-4-44-48.
Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
© Наталья Павловна Устинова - кандидат педагогических наук, руководитель группы методической работы управления воспитательной работы со студентами, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7.
Abstract: The relevance of the problem of youth education in modern conditions is due to changes in the social environment. The educational process at the university is currently focused on personal development, which implies an individual approach to each student, taking into account their needs, aspirations, desires, and abilities. The article describes the main parameters of the traditional system of education, which in the current conditions of modernization of education requires changes. Modernization of the education system leads to changes in the educational activities of teachers. The dominant feature of upbringing, which allows students to realize themselves at all stages of their personal development, is the formation of the personal success of pupils in society. The role of the teacher who carries out the educational process is changing: stimulating independence and creativity, focusing on initiative and responsibility. The application of modern pedagogical technologies in the design of the educational space of the university is relevant. Key words: educational space, design of educational space, pedagogical technologies.
Citation. Ustinova N.P. Designing the educational space of the university. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 2020, vol. 26, no. 4, pp. 44-48. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-4-44-48. (In Russ.) Information on the conpict of interests: author declares no conflict of interest.
SCIENTIFIC ARTICLE
Submitted: 02.09.2020 Revised: 22.10.2020 Accepted: 27.11.2020
N.P. Ustinova
Kalashnikov Izhevsk State Technical University, Izhevsk, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8181-5719
Designing the educational space of the university
© Natalya P. Ustinova - Candidate of Pedagogical Sciences, head of group of methodical providing and informing management of educational work with students, Kalashnikov Izhevsk State Technical University, 7, Studencheskaya Street, Izhevsk, 426069, Russian Federation.
Устинова Н.П.
Проектирование воспитательного пространства вуза
Введение
Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в мире SPOD, что значит: Steady (устойчивый), Predictable (предсказуемый), Ordinary (простой), Deonite (определенный). В данных условиях выпускники школ и вузов прогнозировали свой жизненный путь. Сейчас произошел переход к миру VUCA, то есть к жизни Volatility (нестабильность), где происходят постоянные изменения, преобладает высокий темп трансформации в ситуациях неопределенности, выражающейся непредсказуемостью действий, отсутствием четкости в анализе событий, столкновением идеалов и реальности [Мир VUCA... 2016]. В этих условиях помимо привычных контекстных и предметных навыков человеку необходимы экзистенциальные навыки, универсальные компетенции.
Основные параметры традиционной системы воспитания
Тенденции развития современной системы образования задают ее новую парадигму [Руднева 2018]. Информатизация образовательного пространства ориентирует на новые методы обучения студентов, на создание инновационных учебных курсов. Учебный процесс проектируется с учетом запросов потребителей образовательных услуг (государство и общество, работодатель и студент). Вместе с тем воспитательный процесс в вузе базируется на традиционных подходах и методах. Тем не менее традиционное воспитание нельзя оценивать с жестких позиций «хорошо - плохо». Стоит отметить, что при всей своей внешней изменчивости ценностное ядро традиционной системы воспитания остается инвариантным [Телегин 2006].
Рассмотрим несколько системообразующих параметров традиционной системы воспитания [Сергеева 2016; Сидоров 2007].
- Традиционная система воспитания базируется на принципе субъект-объектных взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Равноправие сторон не предусмотрено. Традиционная система рассматривает педагога в качестве единственного полноценного и полноправного субъекта образовательной системы, деятельность которого нацелена на конечный результат без учета мнения, желания и потребности объекта воздействия. Задается нормативный тип поведения, который должен стать итогом учебно-воспитательного процесса [Традиционные и инновационные подходы...].
- В ходе обучения знания и навыки приобретаются под влиянием методов и средств, выбранных педагогом. Воспитание носит монологичный характер: право выбора, возможность суждения и оценивания принадлежит только педагогу.
- Воспитание носит массовый, коллективный характер: индивидуальный подход к личности не предусмотрен. Приоритетны авторитетность и жизненный опыт педагога при возникновении проблемных ситуаций.
Традиционная система воспитания характерна для такого общества, которое характеризуется постоянством и равновесным состоянием. На современном этапе общественного развития традиционное воспитание становится непродуктивным.
Современные подходы к воспитанию
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р (далее - Стратегия развития воспитания), является ориентиром для обновления воспитательного процесса любой образовательной организации [Стратегия развития воспитания... 2015]. Стратегия ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта и достижений научных школ, предусматривающих развитие личностного потенциала обучаемых. Основной задачей воспитания студенческой молодежи становится формирование ценностных ориентаций, мотивации на самостоятельную деятельность с учетом личных интересов. Таким образом, требуется организация воспитательного процесса на основе интеграции нескольких методологических подходов.
В основе возрастного подхода лежат закономерности возрастного развития отдельной личности, ее физиологических, психических, социальных качеств. Данный подход базируется на принципе природосообразности воспитания. Индивидуальный подход требует учета индивидуальных особенностей воспитанников. Личностно-направленный подход обеспечивает развитие нравственных качеств личности, не противореча ее потребностям и стремлениям. Деятельност-ный подход позволяет формировать субъектность воспитанника с учетом гуманитарных ориентиров ее развития (герменевтический подход). Событийный подход ориентирует воспитательный процесс на яркие, впечатляющие события в повседневном. Суть событийности состоит в обогащении личного опыта и ценностных отношений обучающихся [Традиционные и инновационные подходы... ].
Воспитательный процесс, основанный на внутреннем осознании студентом необходимости целенаправленной работы по самосовершенствованию, требует применения современных технологий проектирования воспитательного пространства вуза.
Технология событийного проектирования
Воспитание в вузе как система мер, с помощью которых осуществляется процесс саморазвития личности студента, его способностей социальной самореализации как специалиста с высшим образованием, предполагает построение воспитательного пространства вуза на основе гармоничного единства индивидуальной свободы саморазвития
личности и специфики проблем ее проявления в обществе [Резничеко 2009].
Событийное воспитание - это воспитание в действии. Воспитательное событие имеет определенную организационную структуру, интегрируя педагога, обучаемого и ситуацию в единое целое (рис. 1), что предполагает определенную технологию проектирования. Событийное проектирование отражает новый тип отношений участников воспитательного процесса в вузе - их совместную творческую деятельность. Студент сам участвует в обустройстве воспитательного пространства с учетом своих интересов, делая его более насыщенным в ходе организации событий и проектов, а управление событийностью становится инструментом педагогического воздействия.
Событийное проектирование, в отличие от обычного воспитательного мероприятия, отличается не только особыми отношениями участников процесса, но и постановкой цели и задач воспитательного события. Формы организации воспитательного процесса ориентируют на деятельность в решении актуальных проблем, фиксируя ключевые противоречия. Особое внимание уделяется формам, методам и средствам самого воспитательного события, так как в основе лежит ситу-
ация, связанная с переживаниями и осмыслением происходящего.
Достаточно новым явлением для современного российского образования является педагогический дизайн. Термин на первый взгляд достаточно противоречивый, отражающий специфику как педагогического проектирования курса, так и планирования самостоятельной деятельности учащихся [Воронина 2016].
Процесс педагогического проектирования образовательного процесса - это набор последовательных этапов со своими задачами и методикой их решения. Стандартом педагогического проектирования с использованием правил педагогического дизайна считается модель ADDIE [Педагогический дизайн...]:
• Analysis (анализ).
• Design (проектирование).
• Development (разработка).
• Implementation (реализация).
• Evaluation (оценка).
Данная модель вполне подходит для проектирования воспитательных событий и может быть предложена в качестве средства событийного проектирования. Модель событийного проектирования (рис. 2) отличается систематичностью (про-
BOt ПИТАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
< ч
M
Направление
Тема
Цель
Задачи
Принципы,
Содержание
Формы
Сре детва
Методы
п
H
ч>. й m В H
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
Рис. 1. Организационная структура воспитательного события Fig. 1. Organizational structure of an educational event
ОЦЕНКА
Воспитательное событие
ОЦЕНКА
ОЦЕНКА
РЕАЛИЗАЦИЯ
Рис. 2. Событийное проектирование при помощи модели ADDIE Fig. 2. Event design using the ADDIE model
Устинова Н.П.
Проектирование воспитательного пространства вуза
цесс последовательный, поэтапный); системностью (процесс охватывает систему целиком); итеративностью (конец процесса становится его началом); рефлексивностью (на каждом этапе оценивается степень его согласованности с предыдущими этапами).
Обратимся к структуре событийного проектирования.
Анализ воспитательного события. В процессе анализа определяются: актуальность предполагаемого события; целевая аудитория и ее потребности; тема воспитательного события, цели, задачи, ожидаемые результаты. Эффективность реализации этапа анализа обеспечивается его отдельными стадиями: определяются инструменты, возможности применения уже имеющихся ресурсов.
Проектирование (дизайн) воспитательного события. На этапе педагогического проектирования воспитательного события учитываются результаты анализа, что дает возможность начать разработку общего плана и структуры предполагаемого события: подбор средств и форм воспитания, используемых для определенной целевой аудитории; выбор условий и ресурсов. В процессе проектирования обучаемые получают недостающие знания и умения, которые будут необходимы при проведении события: проводятся творческие мастерские, мастер-классы; осуществляется просмотр тематических материалов.
Разработка и реализация воспитательного события. Разработка - технический и одновременно творческий этап педагогического проектирования, когда происходят согласование места и времени проведения события, проверка используемых технических средств, подготовка помещений, определяется форма обратной связи.
Оценка воспитательного события. Оценка эффективности прошедшего воспитательного события проводится сопоставлением поставленных задач, которые были выявлены в процессе анализа, с полученными результатами; анализируется опыт организации и осуществления события; с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в воспитательный процесс.
Заключение
Модернизация системы образования ведет к изменениям в воспитательной деятельности педагогов. Доминантой воспитания, позволяющего студентам реализоваться на всех ступенях их личностного развития, является формирование личной успешности воспитанников в социуме. Меняется роль педагога, осуществляющего воспитательный процесс: стимулирование самостоятельности и творчества, ориентация на инициативу и ответственность. Педагогические технологии проектирования воспитательного пространства, в основе которого лежит воспитательное событие, способствуют решению воспитательных задач.
Библиографический список
Воронина 2016 - Воронина Д.В. Педагогический дизайн в современной России: проблемы и пути развития // Педагогический журнал. 2016. № 3. С. 61-68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27165721.
Мир VUCA... 2016 - Мир VUCA: информационный ресурс для сообщества пользователей Бэкмологии, 2016. URL: http://becmology.blogspot.com/2016/03/vuca. html.
Педагогический дизайн. - Педагогический дизайн и проектирование: применение, задачи, модели. URL: https://etutorium.ru/blog/pedagogicheskij-dizajn-proektirovanie.
Резниченко 2009 - Резниченко М.Г. Организационно педагогические и дидактические условия основы построения воспитательного пространства вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11, № 4-1. С. 48-54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12954917&.
Руднева 2018 - Руднева Т.И. Развитие современного образования в категориях профессиональной педагогики // Известия Самарского научного центра РАН. 2018. Т. 20, № 2 (59) С. 14-18. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=35420817.
Сергеева 2016 - Сергеева А.Д. «Субъект-объектное» взаимодействие в процессе педагогической деятельности // Молодой ученый. 2016. № 2 (106). С. 843-845. URL: https://moluch.ru/archive/106/25196; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25319943.
Сидоров 2008 - Сидоров С.В. Совершенствование воспитательного процесса в сельской школе: монография. Москва; Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. 207 с. URL: https:// si-sv.com/Monogr/Texti/sovershenstvovanie_vospitat-processa_v_selskoj_shk.pdf.; https://www.elibrary.ru/item. asp?id=20522234.
Стратегия развития воспитания. - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: текстовое изложение: [утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р]. URL: http://static.government. ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB. pdf (дата обращения: 28.05.2020).
Телегин 2006 - Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Москва: МГППУ, 2006. 272 c. URL: http://psychlib.ru/mgppu/TTP/TTP-001. HTM#$p1.
Традиционные и инновационные подходы.. -Традиционные и инновационные подходы к воспитанию // Справочники от Автор24. URL: https://spravochnick.ru/ pedagogika/tradicionnye_i_innovacionnye_podhody_k_ vospitaniyu (дата обращения: 28.05.2020).
Reference
Voronina 2016 - Voronina D.V. (2016) Instructional design in modern Russian education: problems and ways of development. Pedagogical Journal, no. 3, pp. 61-68. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=27165721. (In Russ.)
VUCA world. 2016 - VUCA world: Information resource for the community of Beckmology users. Available at: http:// becmology.blogspot.com/2016/03/vuca.html. (In Russ.)
Pedagogical design... - Pedagogical design and engineering: applications, tasks, models. Available at: https://etutorium. ru/blog/pedagogicheskij-dizajn-proektirovanie. (In Russ.)
Reznichenko 2009 - Reznichenko M.G. (2009) The organizational, pedagogic and dedicational foundation to create bringing up area in the universities. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, vol. 11, no. 4, pp. 48-54. Available at: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=12954917&. (In Russ.)
Rudneva 2018 - Rudneva T.I. (2018) Development of modern education in categories of professional pedagogics. Izvestia of Samara Scientific Center ofthe Russian Academy of Sciences, vol. 20, no. 2, pp. 14-18. Available at: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=35420817. (In Russ.)
Sergeeva 2016 - Sergeeva A.D. (2016) «Subject-object» interaction in the process of pedagogical activity. Molodoi uchenyi, no. 2 (106), pp. 843-845. Available at: https:// moluch.ru/archive/106/25196; https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=25319943. (In Russ.)
Sidorov 2008 - Sidorov S. V (2008) Perfection of upbringing process in a rural school: monograph. Moscow; Shadrinsk: Izd-vo OGUP «Shadrinskii Dom Pechati», 207 p. Available
at: https://si-sv.com/Monogr/Texti/sovershenstvovanie_ vospitat-processa_v_selskoj_shk.pdf; https://www.elibrary. ru/item.asp?id=20522234. (In Russ.)
Strategy for the development of education... 2015 - Strategy for the development of education... (2015) Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025: text statement [approved by the order of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 № 996-r]. Available at: http://static.government.ru/ media/oles/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (accessed 28.05.2020). (In Russ.)
Telegin 2006 - Telegin M.V. (2006) Theory and practice of dialogical education of children of senior preschool and primary school age. Moscow: MGPPU, 272 p. Available at: http://psychlib.ru/mgppu/TTP/TTP-001.HTM#$p1. (In Russ.)
Traditional and innovative approaches... - Traditional and innovative approaches to education. References from Author24. Available at: https://spravochnick.ru/pedagogika/ tradicionnye_i_innovacionnye_podhody_k_vospitaniyu (accessed 28.05.2020). (In Russ.)