Научная статья на тему 'К вопросу о воспитательном пространстве вуза'

К вопросу о воспитательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY / КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / COMPONENTS OF THE EDUCATIONAL SPACE / СРЕДА / ENVIRONMENT / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / СИСТЕМНЫЙ И СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM AND EVENT-DRIVEN APPROACH / СО-БЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SYNERGY AND HERMENEUTIC APPROACH / BYTIJNAâ COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогалева Галина Ивановна

Феномен воспитательного пространства высшего учебного заведения представляет интерес для современной педагогической науки и требует детального рассмотрения и анализа. Это обеспечивается многогранностью понятия « воспитательное пространство вуза» и его значимостью для педагогов и практиков, а также возможностью видеть новые смыслы в уже состоявшейся педагогической теории. Предлагаемые в статье подходы к проектированию воспитательного пространства вуза, его компоненты, особенности широко используются высшими учебными заведениями в педагогической практике и в тоже время требуют детального осмысления. В качестве методологических подходов в проектировании воспитательного пространства вуза предлагаем рассматривать и выделять системный, событийный, синергетический и герменевтический подход и определять на их основе понятие воспитательное пространство вуза как систему, среду и общность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The phenomenon of educational space in higher educational establishments of interest to modern pedagogical science and requires detailed consideration and analysis. This is ensured by the versatility of the notion of "educational space of the University" its importance to educators and practitioners, as well as the opportunity to see new meanings in the already held pedagogical theory. The proposed article design approaches of educational space of the University, its components, especially the widely used by universities and at the same time require detailed reflection. As the methodological approaches in designing educational space of the University the author offers to review and allocate system, event, synergistic and hermeneutic approaches, and define on their basis the concept «educational space of the University» as a system, environment and community.

Текст научной работы на тему «К вопросу о воспитательном пространстве вуза»

Г.И. Рогалева

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ..

УДК 378.018

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

© 2015

Г.И. Рогалева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Бурятский государственный университет, Улан-Удэ (Россия)

Аннотация. Феномен воспитательного пространства высшего учебного заведения представляет интерес для современной педагогической науки и требует детального рассмотрения и анализа. Это обеспечивается многогранностью понятия « воспитательное пространство вуза» и его значимостью для педагогов и практиков, а также возможностью видеть новые смыслы в уже состоявшейся педагогической теории. Предлагаемые в статье подходы к проектированию воспитательного пространства вуза, его компоненты, особенности широко используются высшими учебными заведениями в педагогической практике и в тоже время требуют детального осмысления. В качестве методологических подходов в проектировании воспитательного пространства вуза предлагаем рассматривать и выделять системный, событийный, синергетический и герменевтический подход и определять на их основе понятие воспитательное пространство вуза как систему, среду и общность.

Ключевые слова: воспитательное пространство вуза, компоненты воспитательного пространства, среда, воспитательная система; системный и событийный подход, со-бытийная общность, синергетический и герменевтический подход.

Возрождающийся интерес общества к проблемам воспитания становится сегодня главным приоритетом модернизации системы образования. Выделенные в «Законе об образовании в РФ» (2012г.) определения категорий: образование, воспитание, обучение становятся методологической опорой для поиска выявления воспитательного потенциала в образовании в целом, и в высшем профессиональном образовании в частности.

Российская высшая школа имеет богатый опыт организации воспитательной деятельности, в современных условиях продолжает сохраняться актуальность исследования проблем создания воспитательных систем в вузах и теоретических обоснований организации воспитательной деятельности. Одним из важных направлений развития воспитательной системы высшего учебного заведения в существующих педагогических реалиях продолжает оставаться проектирование воспитательного пространства вуза как элемента системы его деятельности, и эффективного механизма воспитания личности студента.

В представленной статье на основе теоретических исследований и практической работы в вузе мы размышляем о феномене воспитательного пространства вуза и делаем попытку определить основные подходы к его проектированию.

Воспитательное пространство высшего учебного заведения в современной науке выделяется в качестве одного из педагогических феноменов действительности, рассматривается как механизм воспитания и развития личности и активно входит в категориальное поле педагогики. В публикациях Н.Л. Селивановой [1.] отмечается, что в современных исследованиях воспитательного пространства выделяется три варианта подходов к его проектированию: амбивалентный, событийный и герменевтический. Данные подходы в той или иной степени используются для создания и конструирования воспитательного пространства вуза и активно используются. В исследованиях (Ю. С. Майнулов, Новикова Л.И., Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Шакурова М.В.) воспитательное пространство рассматривается как среда, механизмом организации которой является педагогическое со-бытие. [2.]Воспитательное пространство высшего учебного заведения в исследованиях Д.В. Григорьева, М.Г. Резниченко определяется как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых в среде пребывания субъектов воспитания, выступающая условием личностного развития человека. [3.] В современных исследованиях мы встречаемся с выделением воспитательного пространства вуза в качестве педагогически организованной «со-бытийной», динамичной среды личностного роста участников при условии интеграции общих ценностей, целей субъектов, общества и государства в совместной образовательной и социально- общественно значимой деятельности сту-

дента и педагога[4.].

Подчеркиваем, что проектирование разнообразной социокультурной среды высшего учебного заведения на принципах мультикультурности с сохранением и развитием всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном образовательном учреждении (вузе), а также передачей существующего наследия и появляющихся инновационных форм студентам по сути является проектированием воспитательного пространства вуза, поскольку опирается на основные свойства социальной среды выражающиеся в следующем:

- быть пространством взаимодействия отдельных субъектов и социальных групп (коллективных субъектов и их совместной деятельности);

- быть пространством сохранения и передачи культурных норм; изменения символов, знаков, целей, вещей, орудий, ценностей т.е. культуры в ее глобальных и локальных формах;

- быть пространством общения.[5.]

Такое понимание воспитательного пространства позволяет объединять воспитательные возможности различных сфер среды (социальной, образовательной, культурной, информационной и др.) и на этой основе конструировать единое воспитательное пространство вуза, в котором будет успешно реализоваться педагогический опыт, традиции и новшества в формировании и развитии личности каждого обучающегося. Таким образом, создание воспитательного пространства вуза требует созидательной конструктивной деятельности, используя социальную среду как социально-культурную данность. Исходя из данного утверждения, возникает необходимость проектирования воспитательного пространства, включая те или иные компоненты для реализации целей личностного развития всех субъектов пространства. Соответственно, что воспитательное пространство вуза, проектируемое и рассматриваемое на основе активного преобразования среды, отвечает основным социально-культурным требованиям современного общества: формировать общественно и личностно значимые духовные потребности и интересы, запросы и обеспечивать их удовлетворение в соответствии с социальными и культурными нормами; создавать условия для самореализации личности; обеспечивать воспроизводство культурного потенциала.

На наш взгляд в соотношении понятий «воспитательная система» и «воспитательное пространство» существует определенная зависимость. Воспитательное пространство является элементом и подсистемой воспитательной системы вуза, но при конструировании его нередко складывается ситуация, когда воспитательная система вуза менее сформирована и менее интенсивно развивается, а воспитательное пространство как более развитая и функциональная организация в определен-

ГИ. Рогалева

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ...

ной степени стимулирует и направляет развитие воспитательной системы. Это объясняется тем, что организуемая и проводимая воспитательная работа в вузе на различных уровнях во многом способствует созданию воспитательного пространства и при определённых условиях оно может развиваться динамично.

Опора на системный подход позволяет утверждать, что вуз представляет собой сложную социальную систему, действующую в стремительно меняющейся социокультурной среде, деятельность которой разворачивается в поликультурном пространстве и обусловлена полисубъ-ектностью и поликонфессиональностью, множеством различных взаимовлияний. Кроме того позволяет избежать дробления, механического соединения разнородного, дает выход на целостное видение проблемы, начиная с философского обоснования концепции и завершая вопросами технологическими, теоретически доказывает способность систем к саморазвитию и самоорганизации.

Таким образом, системный подход предполагает выделение особенностей воспитательного пространства вуза и рассмотрение их с позиций системообразующих связей, иерархических отношений, структурных характеристик и позволяет определить сущность воспитательного пространства высшего учебного заведения соединением в единую целостность элементов, образующих его для достижения результата, в качестве которого определяется развитие и саморазвитие личности студента. Выделенное соотношение понятия «воспитательное пространство» и понятия «воспитательная система» с учетом множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное целостное единство, позволяет нам рассматривать воспитательное пространство вуза как сложноорганизован-ную социально-педагогическую систему, структурные элементы которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей.

Целостность воспитательного пространства, как отмечают исследователи, это результат разнообразия, как его элементов, так и связей между ними при единой педагогической концепции. Концепция развития воспитательного пространства вуза должна быть ориентирована на гибкость его структуры, с постоянным добавлением и изменением элементов, а также быть обусловленной нестабильностью влияния внешних факторов, что обеспечивает способность к развитию.

Выделяемые в исследованиях Л.И. Новиковой компоненты воспитательной системы, на наш взгляд, могут являться компонентами, характеризующими воспитательное пространство вуза. Данные компоненты широко используются в педагогических воспитательных системах и представлены: исходной концепцией, т.е. совокупность идей и деятельность, обеспечивающая их реализацию; субъектами деятельности, ее организующие и в ней участвующие; отношениями, интегрирующими субъектов в некую общность; средой, освоенной субъектами; управлением, способствующим интеграции всех компонентов в целостность; инновационным режимом развития.[6.] Присутствие этих компонентов отмечается практически во всех воспитательных системах учебных заведений, часто они отражают специфику оригинальность и авторство системы. Учет выделенных компонентов в воспитательном пространстве вуза позволяет видеть тенденции его развития и влияния на субъектов пространства и внешнее окружение, расширяющее его.

В соответствии с пониманием воспитательного пространства как сети взаимосвязанных событий, созданных усилиями субъектов различного уровня в нем и выделением сети как интегрированного условия личностного развития, нам представляется возможным выделить в воспитательном пространстве вуза следующих индивидуальных и коллективных субъектов: студент и преподаватель (как индивидуальный субъект) и общно-

сти всех типов, форм и статусов: самодеятельные, общественные объединения, центры, лаборатории, службы, клубы и т.д., а также научные структуры, партнеры вуза (как коллективные субъекты). Представленные субъекты выделяются в качестве одного из компонентов воспитательного пространства вуза, в котором им предоставляются возможности для самореализации, обеспечивается развитие их субъектности, принятие самого факта существования друг друга и признания ценности каждого, по сути, признание полисубъектного воспитания. [7.] Однако следует отметить, что воспитательное пространство вуза будет более благоприятным для полисубъектного воспитания, если в нем будут созданы условия для взаимодействия, общения субъектов и их совместной деятельности. По сути, совместная деятельность субъектов является основным технологическим способом для организации «события» как механизма создания воспитательного пространства вуза.

Анализ природы воспитательного пространства с позиций гуманистической педагогики, с акцентом на становление человеческой субъективности, на развитии каждого студента в разнообразных процессах взаимодействия субъектов воспитания, позволяет выделять событие как совместное бытие и образ совместной жизни всех субъектов на основе единых ценностных оснований. Педагогическое событие является той реальностью, в котором происходят развивающие, целе- и ценностно ориентированные встречи всех субъектов воспитательного пространства.

Обращаем внимание на то, что воспитательная система вуза является социальной организованностью и заданностью, в то время как воспитательное пространство вуза выделяется на наш взгляд как неструктурированная бытийная общность. В исследованиях В.И. Слободчикова, Е.И.Исаева отмечается, что общительность, общность являются сущностными атрибутами человека, замечено, что человек по своей природе есть бытие для других и в его природе заложено стремление трансцендировать себя, стремиться быть собой с другими. Соответственно мы можем рассматривать понятие общность и событийная общность не только как историческую и социальную проблему, но и педагогическую и психологическую личностно- смысловую проблему. Использование понятия в самых различных контекстах и его многозначность позволяет видеть в воспитательном пространстве те нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия, которые привносятся самими субъектами пространства. По мнению исследователей «со-бытие» означает совместное бытие, со-бытие есть живая общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней противо-поставляемости. Событие- это уникальная, внутренне противоречивая, живая общность двух людей. Для событийной общности характерна полнота связей и отношений, что важно для воспитательного пространства вуза, поскольку в формальной организации фактически отсутствуют связи, проявляются только отношения, в которых находятся субъекты пространства друг с другом. Здесь же можно отмечать, что воспитательное пространство не является симбиотической сращенностью, в которой отношения практически отсутствуют, действуют только связи, что и позволяет отмечать их сращен-ность. Отмечая значимость проектирования воспитательного пространства вуза, выделяем участие в этом процессе всех субъектов пространства с привнесенными ими нормами, ценностями, смыслами общения и взаимодействия. Такое участие субъектов позволяет характеризовать воспитательное пространство как позиционную общность, т.е. свободное человеческое сообщество, без жесткого регламентированного социума.

Для понимания воспитания и развития личности студента в пространстве вуза такой подход очень важен, поскольку основной функцией со-бытия является раз-

Г.И. Рогалева педагогические

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ... науки

вивающая функция, это то, что развивается и развивает. При этом ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, со-бытия другими формами - более сложными и более высокого уровня развития.[8.] В воспитательном пространстве вуза событийный подход позволяет включить в совместную деятельность всех субъектов пространства, преобразовывать их связи и отношения, что является фундаментальным условием становления индивидуальности.

В поисках и выделении подходов к исследованию воспитательного пространства вуза мы неизбежно приходим к синергетическому подходу, поскольку считаем возможным, отнести воспитательное пространство вуза к самоорганизующемуся пространству. Для понимания данного подхода используем обоснование Н.М. Таланчуком явления синергетизма в педагогических системах при помощи специальных «законов системного синергетизма, которые объясняют процесс развития и формирования личности: закон систем, закон гармонии, закон системогенеза, закон движения, закон развития и саморазвития, закон сообразности, закон синергетиз-ма»[9.] Выделенные законы существенно расширяют представление о развитии и саморазвитии воспитательного пространства вуза, поскольку важным становится вопрос перехода педагогического управления при проектировании воспитательного пространства в самоуправление студентов и их роли в этом процессе. Опираясь на идеи и закономерности синергетики можно выделить некоторые педагогические принципы, представленные в исследованиях В.И. Андреева.[10.] Представляется важным выделить принцип периодической децентрализации в управлении развитием и конструировании воспитательного пространства вуза, который базируется на следующих положениях: периодическое делегирование управленческих функций тем или иным коллективным субъектам пространства; поощрение инициативных групп и самостоятельного творчества; поддержка лидеров коллективных субъектов и их периодическое обучение. В воспитательном пространстве вуза также выделяется, базирующийся на синергетической закономерности принцип открытости. Данный принцип связан с созданием благоприятных условий для открытости, взаимообмена и взаимосвязи с другими пространствами, системами и общностями (международными, российскими, коммуникативными, информационными и т.д.). Принцип диверсификации и интеграции, базируется на понимании того, что развитие и саморазвитие воспитательного пространства будет эффективней, если активно идет процесс расширения поля деятельности коллективных и индивидуальных субъектов пространства с новыми людьми (значимыми в научном и творческом мире), организациями, другими вузами, коллективами, на основе взаимодействия, сотрудничества , сотворчества.

Выделение герменевтического подхода при исследовании воспитательного пространства вуза ориентирует на осмысление опыта организации воспитательной системы в высшем учебном заведении, понимание личности студента, выявления истинных условий и барьеров, факторов и механизмов его развития и саморазвития. С герменевтической точки зрения важным является осознание деятельности по проектированию воспитательного пространства вуза, мотивированную на постижение интересов и запросов личности студента, направленную на создание условий для его максимальной самореализации. Выделенный подход связан с учетом в воспитательном пространстве вуза разнообразных культурных ценностей и национальных особенностей всех субъектов пространства. Среди особенностей выделяется поликультурность и полиэтничность, которые в виде принципов должны учитываться в проектировании воспитательного пространства вуза. Одной из основных ценностей воспитательного пространства вуза является принцип разнообразия, диалога и взаимодействия 92

тур, который позволяет рассматривать его как культурную систему, широко открытую и способствующую формированию культурной идентичности личности.

Таким образом, в современной педагогической науке подчеркивается феноменальность воспитательного пространства высшего учебного заведения быть: сложно организованной, предельно открытой, культурной социально-педагогической воспитательной системой, в которой существует многообразие связей и отношений; средой, механизмом организации которой является педагогическое со-бытие; динамической сетью взаимосвязанных педагогических событий; общностью; динамичной средой личностного роста студентов.

Полагаем, что каждое учебное заведение, проектируя воспитательное пространство использует свой педагогический опыт, традиции и вводит новые элементы и виды деятельности, вследствие чего выделяется уникальность воспитательного пространства в решении вопросов воспитания и развития личности студента. Считаем возможным на основе рассмотренных подходов определить воспитательное пространство вуза как открытую, культурную социально-педагогическую систему, среду, общность, где осуществляется ценностно-значимая деятельность при наличии устойчивых связей и отношений между субъектами пространства и результатируется процесс развития личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студ. высших учеб. заведений/ И.А.Колесникова, Н.М. Борытко ,С.Д. Поляков, Н.Л.Селиванова; под общ.ред.В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия»,2006.-336с.

2. Научная школа Л.И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития /Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Шакурова М.В.//Отечественная и зарубежная педагогика. -2014.-№1(16).-С.37-46.

3. Резниченко М.Г. Проектирование воспитательного пространства в теории и практике высшего образования //Высшее образование в России. -2009. - №8.- С. 83-89.

4. Воспитательная деятельность современного вуза: Научный доклад./ Под научной редакцией: доктора педагогических наук профессора Алиевой Л.В., кандидата педагогических наук Нефедовой Н.А. М.: Изд-во Академия МНЭПУ.- 2012.-48с.

5. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры / Институт педагогических инноваций РАО. Москва .1994.-37с.

6. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды /Под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. - М., 2009.

7. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности (концепция) / Ред.Н.Л. Селиванова. УРАО «ИТИП».2009.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов.- М.: Школа -Пресс, 1995.-384с.

9. Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса.-Казань НИИССО РАО,1993.

10. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга1- Издательство Казанского университета.199б.-568с.

11. Воспитание: научные дискуссии и исследования: Сборник научных трудов ( по материалам научной конференции- дискуссии)/ Под. ред. Е.Е. Титовой. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.2005.-196с.

12. Шалаев И.К., Веряев А.А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог.1999.№4 с.73-84

13. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев. 1986._

ГИ. Рогалева

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ...

TO THE ISSUE OF EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

© 2015

G. I. Rogaleva, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Buryat State University, Ulan-Ude (Russia)

Abstract. The phenomenon of educational space in higher educational establishments of interest to modern pedagogical science and requires detailed consideration and analysis. This is ensured by the versatility of the notion of «educational space of the University» its importance to educators and practitioners, as well as the opportunity to see new meanings in the already held pedagogical theory. The proposed article design approaches of educational space of the University, its components, especially the widely used by universities and at the same time require detailed reflection. As the methodological approaches in designing educational space of the University the author offers to review and allocate system, event, synergistic and her-meneutic approaches, and define on their basis the concept «educational space of the University» as a system, environment and community.

Keywords: educational space of the University, components of the educational space, environment, educational system; system and event-driven approach, bytijnaa community, synergy and hermeneutic approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.