Научная статья на тему 'СОБЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ШКОЛА-ВУЗ» КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

СОБЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ШКОЛА-ВУЗ» КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОБЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОБЫТИЕ / SUBJECTIVITY / EDUCATIONAL SPACE / EVENT COMMUNITY / PEDAGOGICAL EVENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрозд Карина Владимировна

Цель данного исследования состояла в выявлении факторного влияния событийной общности субъектов воспитательного пространства «школа-вуз» на становление субъектности будущего учителя. В ходе исследования применялся метод систиматического наблюдения, метод психодиагностики, методика В.И. Панова, И.В. Плаксиной «Стадии становления субъекта профессиональной деятельности», метод статистического анализа. В статье обсуждается проблема необходимости подготовки студента - будущего педагога, способного к саморазвитию, умеющего принимать самостоятельные решения, проявляющего инициативу в работе и готовность к осуществлению инновационного содержания современного образования. В работе дано обоснование необходимости становления субъектности студента, так как студенческий возраст является сенситивным периодом для профессионального и личностного саморазвития. В статье представлен анализ теоретических положений и требований к условиям вузовского образования, способствующего становлению субъектности студентов. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что уровень субъектности студентов может изменяться под воздействием межвозрастного и межличностного взаимодействия субъектов воспитательного пространства «школа-вуз» в педагогических событиях разного уровня при объединении участников в событийную общность. В работе закрепляется вывод о том, что в образовательной практике педагогического вуза необходимо стимулировать становление субъектности будущих учителей и учитывать факторное влияние событийных профессиональных сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENT COMMUNITY OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL SPACE “SCHOOL-UNIVERSITY” AS A FACTOR IN THE FORMATION OF SUBJECTIVITY OF FUTURE TEACHERS

The purpose of this study was to identify the factor influence of the eventual community of the subjects of the educational space “school-university” on the formation of the subjectivity of the future teacher. In the course of the study, the method of systematic observation, the method of psychodiagnostics, the method of V.I. Panov, I.V. Plaksina “Stages of the formation of the subject of professional activity”, the method of statistical analysis were used. The article discusses the problem of the need to prepare a student - a future teacher capable of self-development, able to make independent decisions, showing initiative in work and readiness to implement the innovative content of modern education. The paper provides a substantiation of the need for the formation of a student's subjectivity, since student age is a sensitive period for professional and personal self-development. The article presents an analysis of the theoretical provisions and requirements for the conditions of university education, contributing to the formation of students' subjectivity. The results of the study indicate that the level of subjectivity of students can change under the influence of inter-age and interpersonal interaction of subjects of the educational space “school-university” in pedagogical events of different levels. The paper concludes that in the educational practice of a pedagogical university it is necessary to stimulate the formation of subjectivity of future teachers and take into account the factorial influence of event-driven professional communities.

Текст научной работы на тему «СОБЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА «ШКОЛА-ВУЗ» КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Событийная общность субъектов воспитательного пространства «школа-вуз» как фактор становления субъектности будущих педагогов

Дрозд Карина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» E-mail: drozdkv@yandex.ru

Цель данного исследования состояла в выявлении факторного влияния событийной общности субъектов воспитательного пространства «школа-вуз» на становление субъектности будущего учителя. В ходе исследования применялся метод систи-матического наблюдения, метод психодиагностики, методика В.И. Панова, И.В. Плаксиной «Стадии становления субъекта профессиональной деятельности», метод статистического анализа. В статье обсуждается проблема необходимости подготовки студента - будущего педагога, способного к саморазвитию, умеющего принимать самостоятельные решения, проявляющего инициативу в работе и готовность к осуществлению инновационного содержания современного образования. В работе дано обоснование необходимости становления субъектности студента, так как студенческий возраст является сенситивным периодом для профессионального и личностного саморазвития. В статье представлен анализ теоретических положений и требований к условиям вузовского образования, способствующего становлению субъектности студентов. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что уровень субъектности студентов может изменяться под воздействием межвозрастного и межличностного взаимодействия субъектов воспитательного пространства «школа-вуз» в педагогических событиях разного уровня при объединении участников в событийную общность. В работе закрепляется вывод о том, что в образовательной практике педагогического вуза необходимо стимулировать становление субъектности будущих учителей и учитывать факторное влияние событийных профессиональных сообществ.

Ключевые слова: субъектность; воспитательное пространство; событийная общность; педагогического событие.

Печатается при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00251.

Введение. Особую роль в решении задач модернизации жизни общества сегодня играет система образования. В Национальной доктрине образования до 2025 г. указано, что целью образования является становление подрастающего поколения, способного к ответственному саморазвитию и целенаправленной самореализации. Очевидно, что существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений в подготовке профессионально-педагогических кадров.

Современный процесс воспитания в образовательных организациях сегодня основывается на реализации положений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, определяющей необходимость создания детско-взрослых сообществ, деятельность которых была бы наполнена интересными объединяющими разные поколения педагогическими событиями, обладающими позитивным смыслом и ценностными отношениями.

С сентября 2020 года в педагогическую практику начато внедрение нового стандарта программы воспитания, которая требует качественной подготовки педагогов в области овладения профессиональными компетенциями по умению инициировать и поддерживать ученическое самоуправление на общешкольном и внутриклассном уровне, реализовывать развивающие возможности различных педагогических событий, организованных в условиях детско-взрослых сообществ.

Литературный обзор. В связи с осуществлением модернизации системы российского образования, в том числе и высшего, по мнению ряда исследователей, наиболее перспективным представляется образование на основе субъектной педагогики. В специально-моделируемых ситуациях опыт субъектного поведения можно формировать, развивая тем самым соответствующие субъектные качества, актуальные в современных условиях. Ряд исследователей (С.Н. Глаза-чев, С.С. Кашлев, Н.И. Соколова) утверждают, что в образовании учащегося «наряду с активностью, сознательностью, открытостью, стремлением к сотрудничеству, ответственностью, саморегуляцией, свободой, уникальностью необходимо выделить отраженную субъектность, самоактуализацию, творчество, рефлексию» [2].

Например, обсуждая необходимость создания в вузе условий становления субъектности студентов, Ольховая Т.А. считает, что в наиболее эффективной технологией в данном процессе является моделирование субъектно-ориентированных ситуаций, представляющих собой специально констру-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ируемые педагогические ситуации, актуализирующие субъектные качества личности и востребую-щие её субъектный опыт [6].

Субъектные качества личности будущего педагога, формируемые в соответствии с требованиями современных ФГОС ВО, сегодня активно обсуждаются научным сообществом. Актуальность обращения к проблеме становления субъектности студента, в частности будущего педагога, опирается на идею А.В. Брушлинского о том, что «субъект в своей деятельности, духовности и т.д. - это субъект творчества, созидания, инноваций» [1, с. 25]. По мнению Н.Л. Селивановой, П.В. Степанова, И.В. Степановой, в ходе подготовки будущих педагогов необходимо устранение мифологичного понимания того факта, что знания о ценностных основах, содержании принципов и закономерностей воспитательной деятельности обеспечат будущему учителю успешную профессиональную работу с детьми [9].

Также в последние годы в системе высшего образования большое внимание уделяется воспитательной деятельности, целью которой ставится разностороннее развитие личности и профессиональных компетентностей будущих профессионалов. Из опыта работы российских вузов, активно использующих потенциал внеучебной воспитательной деятельности, можно придти к выводу о том, что формирование будущего компетентного педагога будет более успешным, если в вузе разработана программа по основным направлениям воспитательной деятельности, организуется студенческое самоуправление и поддерживаются студенческие добровольческие отряды.

По мнению М.В. Кларина, «перспективная задача и вызов для теории и практики образования и подготовки педагогов - развить дидактическую теорию, в которой наряду с содержанием образования и процессом обучения концептуально учитываются и выстраиваются форматы освоения образовательных практик, субъектность ученика, субъект-ность педагога и коллективная субъектность образовательных сообществ, их роль и позиция в процессе реализации инновационых образовательных практик» [4, с. 44-45]. При этом благоприятным фактором развития личности является сообщество субъектов образовательной организации.

Например, Б.В. Куприянов считает, что студенческий педагогический отряд, который представляет собой демократическую форму организации жизни обучающихся, может как сообщество единомышленников обеспечить развитие у его участников способностей к принятию самостоятельных решений, согласованных с общими интересами. Цели деятельности и развития событийной общности студенческого отряда реализуются путем выполнения определенных функций, таких как: вза-° имодействие по интересам в различных педагоги" ческих событиях, объединение участников во мно-^ жественных совместных активных практиках, развитие ценностных отношений между участниками, Ц сохранение корпоративной культуры [5].

На наш взгляд, в качестве важнейшего фактора становления субъектности будущих педагогов, может выступать событийная общность субъектов воспитательного пространства «школа-вуз», представляющего собой динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, которая создается усилиями социальных субъектов различного уровня (Д.В. Григорьев). Механизмом организации событийной общности в воспитательном пространстве «школа-вуз» является педагогическое событие, понимаемое как целе- и ценностно-ориентированная совместная встреча взрослых и детей [3].

Шустова И.Ю. обращает внимание на то, что «педагогическое событие, порождающее воспитательное пространство возникает вокруг коллективной деятельности, где в совместной деятельности, сотрудничестве ребенка и взрослого происходит первичное проявление той или иной психической функции, которая принимается ребенком и постепенно становится его внутренней способностью. Он может осуществлять ее уже самостоятельно, проявлять субъектные качества, отражая ее во внешней деятельности» [10, с. 198].

Так по мнению Н.Л. Селивановой, возможность становления субъектной позиции субъекта инновационной деятельности (педагогов, студентов, учащихся) в предлагаемом воспитательном пространстве «школа-вуз» будет успешно реализовы-ваться, если структура пространства будет богатой и разнообразной [8].

Материалы и методы исследования. В ходе исследования условий становления субъектности будущих педагогов в 2018 году было проведено анонимное анкетирование студентов разных курсов Педагогического института ВлГУ. В результате статистика показала следующие результаты. Оказалось, что 5% опрошенных студентов планируют продолжить педагогическую деятельность в сфере образования по получаемой ими специальности. Учиться по выбранной специальности данные студенты шли осознанно. Они хотят стать хорошими наставниками и педагогами. Эти студенты стремятся развивать свой педагогический потенциал. Они принимают активное участие во внеучебной деятельности волонтерского и педагогического студенческих отрядов, в творческих и профессиональных конкурсах, таких как: педагогическая олимпиада, Дни науки, КВН, Студенческая весна. Однако 15% из опрошенных студентов не заинтересованы во внеучебной педагогической деятельности и проявлению добровольной инициативы в связи с желанием после окончания вуза в корне изменить свою специализацию. 80% опрошенных студентов заинтересованы лишь в получении высшего образования по выбранным специальностям, но работать в сфере образования наотрез отказываются.

Цель опытной работы - выявление факторного влияния событийной общности субъектов воспитательного пространства «школа-вуз» на становление субъектности студентов - будущих педагогов.

Новизна исследования: участие студентов -будущих педагогов в педагогических событиях в составе событийной общности субъектов воспитательного пространства «школа-вуз» является фактором для последовательного становления их субъектности, а также базой для накопления студентами профессионального опыта, стимулом проявления педагогического творчества, укреплением мотивации к профессиональной деятельности, хорошей подготовкой к осуществлению инновационных воспитательных программ в образовательных учреждениях разного уровня.

Экспериментальную базу исследования составила опытная работа автора с 2018 года по 2020 год в со студентами разных курсов (50 человек), обучавшимися в школе вожатых педагогического отряда ВлГУ «Эвентум», включенными в педагогические события, разворачиваемые в условиях воспитательного пространства Педагогического института ВлГУ и СОШ № 15 г. Владимира. В качестве контрольной группы были определены 50 человек студентов 4 курса педагогических специальностей Педагогического института ВлГУ, не входящих в состав педагогического отряда, не посещавших школу вожатых и не участвовавших в педагогических событиях воспитательного пространства «школа-вуз».

Исследование проходило в три этапа. На первом этапе осуществлялась первичная диагностика уровня сформированности субъектности студентов педагогических специальностей. На втором этапе участникам экспериментальной группы было предложено добровольно войти в состав организаторов и участников разноуровневых педагогических событий воспитательного пространства «школа-вуз». На третьем этапе проведено повторное диагностическое исследование и подведены итоги работы по становлению субъектности студентов - будущих педагогов. В качестве основы диагностических процедур была выбрана методика В.И. Панова, И.В. Плаксиной «Стадии становления субъекта профессиональной деятельности» [7].

Событийная общность субъектов воспитательного пространства «школа-вуз», складывавшаяся в ходе реализации сети разноуровневых педагогических событий, включала в себя различных участников - школьников, преподавателей школы и университета, студентов, входящих в состав педагогического отряда ВлГУ «Эвентум», добровольно изъявивших желание освоить основы во-жатской деятельности. В нашем случае данная позиция студентов не связана, как это принято в большинстве педагогических вузов, с обязательством прохождения практики в детских оздоровительных лагерях, так как образовательная программа вуза на момент проводимого эксперимента не содержала подобного требования. В следствии этого педагогический отряд мы рассматривали как событийную общность, а его деятельность как направление внеучебной воспитательной работы со студентами вуза, реализуемой

на принципах самоуправления как личностного, так и общественного характера.

Планирование деятельности событийной общности осуществлял Совет педагогического события, в который добровольно входили студенты, уже имеющие опыт работы в лагере и получившие сертификат «Школы вожатых», преподаватели школы и вуза, студенты и школьники - новички. Среди таких педагогических событий можно выделить следующие:

- образовательные педагогические события (профориентационные сборы студентов и школьников, предметные деятельностные олимпиады, тематические интерактивные игры «Звуки истории», «Игра молодым», «Моя Россия - моя страна», «100 лет спустя ...», «Дневники Холокоста», квесты «Мой город», «Исторические улицы г. Владимира», конкурс «Студент года», игровой конкурс по физике «Фронтовые записки» и многие другие);

- совместные волонтерские и благотворительные акции бригады педагогического отряда и школьников (например, проекты «Память как бессмертие», «Городская среда», «Историческая остановка»);

- совместное оформление художественных объектов (создание стендов в школе и в вузе, плакатов, газет, буклетов, сайтов по итогам педагогических событий, лагерной смены);

- агитация, привлечение в отряд студентов и школьников - будущих студентов, распространение информации о деятельности педагогического отряда среди студентов университета и учащихся образовательных организаций города (День открытых дверей педагогического отряда, тематические флешмобы);

- школа вожатых, где одни студенты - наставники, педагоги обучали других студентов/ старшеклассников, т.е. осуществлялось взаимообучение, обмен опытом;

- встречи друзей (традиционная встреча с ветеранами студенческого движения в рамках празднования «Дня Российских студенческих отрядов», встреча с выпускниками педагогического отряда «Новый год по-нашему»);

- совместная рефлексия событий жизни посредством проблемно-ценностного общения в музыкальной/ творческой/ философской гостиной «Давай с тобой поговорим», «Круг друзей», диспут «Как с этим временем быть?» и другие;

- Дни науки и творчества - публичное представление итогов совместной исследовательской работы студентов, школьников и учителей. Успешность педагогического события опирается на последовательное разворачивание его организации и реализации с осуществлением подготовительного этапа, этапов педагогического стимулирования самоактуализации, самопознания, эмпатийного сопереживания, совместной работы и творческой самореализации, индивидуальной и коллективной рефлексии.

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

При реализации педагогических событий наиболее часто применялись такие методы воспитания:

- метод «деловой» игры, который позволял участникам приобрести опыт социально значимой деятельности, саморганизации и самоуправления;

- метод диалога культур между личностными культурами участников (учащимися, студентами, педагогами), который направлен на формирование диалогического сознания;

- метод свободного выбора деятельности и оценивания индивидуальной значимости учащимися и студентами отношения к различным людям и явлениям;

- метод рефлексивного круга, который состоит в формировании рефлексивных умений, направленных не просто на понимание самого себя, своего внутреннего мира, а на создание условий глубинного понимания того, какая степень ответственности лежит на каждом из его участников.

Результаты и обсуждение. В ходе исследования качественных характеристик становления субъектности студентов - будущих педагогов нами было проведено тестирование участников экспериментальной и контрольной групп в соответствии с экспериментальной методикой В.И. Панова, И.В. Плаксиной «Стадии становления субъекта профессиональной деятельности», в которой были выделены шесть критериев [7]. Каждый критерий оценивался в баллах по уровню представленности выраженных в поведении студента субъектных качеств (табл. 1): Наблюдатель - наблюдает, как задание выполняется другими (1 балл); Подмастерье - смотрит, как это делают другие, и повторяет не задумываясь (2 балла); Ученик - просит наставника проверить правильность выполнения задания (3 балла); Мастер - самостоятельно выполняет, составляет план работы, конструктивно взаимодействует (4 балла); Эксперт - замечает ошибки в выполнении заданий, предлагает новые решения (5 баллов); Творец - старается что-то предложить, сделать по своему (6 баллов).

Таблица 1. Средние значения стадий субъектности студентов - будущих педагогов (максимальный балл - 6)

Год Наблюдатель Подмастерье Ученик Мастер Эксперт Творец

Эг* Кг** Эг Кг Эг Кг Эг Кг Эг Кг Эг Кг

2018 г. 2,8 2,9 3,2 3,2 3,3 3,4 2,9 3 1,7 2,3 2,8 3

2020 г. 2,1 2,5 2,2 3,1 3,2 3,3 4,5 3,6 3,5 2,7 3,8 3,3

о с

и

* Эг - экспериментальная группа ** Кг - контрольная группа

В целом нами было выявлено, что на первоначальном этапе исследования основным уровнем субъектности в каждой группе являются позиция «Ученик», когда студент становится субъектом произвольного выполнения действия-образца, но еще с опорой на внешний контроль со стороны наставника, и позиция «Подмастерье», при котором студенты способны воспроизвести действие-образец, подражая наставнику. Далее третье место занимают уровни проявления субъектности «Мастер», то есть субъект произвольно выполняет действия с опорой на внутренний контроль, и «Наблюдатель», за ними распределяются уровень «Творец» (владеющий способами применять действия по изученному образцу в качестве самостоятельного дальнейшего саморазвития, творческой самореализации) и «Эксперт» (способен заметить ошибки в организации педагогического события и внести конструктивные предложения по их совершенствованию).

При проведении повторного диагностического исследования было выявлено, что большая положительная динамика в проявлении уровня субъ-ектности произошла в экспериментальной группе, особенно на уровнях «Мастер» (Эг 2018 г. - 2,9 балла; 2020 г. - 4,5 балла, различие - на 1,6 балла; Кг различие - на 0,6 балла), «Эксперт» (Эг 2018 г. -1,7 балла; 2020 г. - 3,5 балла, различие - на 1,8 балла; Кг различие - на 0,4 балла) и «Творец»

(Эг 2018 г. - 2, 8 балла; 2020 г. - 3,8 балла, различие - на 1 балл; Кг различие - на 0,3 балла). Данные показатели свидетельствуют о том, что становление субъектности студентов - будущих педагогов, включенных в событийную общность субъектов воспитательного пространства «школа-вуз», осуществляется поэтапно и проявляется как инте-гративное личностное образование, основанное на положительных мотивах выбора профессии, как способность выстраивать и реализовывать перспективные линии социального, интеллектуального, культурного, нравственного, профессионального саморазвития и самосовершенствования. Совокупность системных знаний, умений и навыков в сфере педагогического и социального взаимодействия, полученная в педагогических событиях и выраженная в ходе диагностического исследования на уровнях «Наблюдатель», «Подмастерье» «Ученик», преобразовалась в сущностное качество профессиональной компетентности, выражающейся на уровнях «Мастер», «Эксперт» «Творец» в способностях к эффективному осуществлению реальной инновационной педагогической деятельности в воспитательном пространстве образовательной организации.

Заключение. Проанализировав результаты исследования можно сделать вывод, что событийная общность субъектов воспитательного пространства «школа-вуз» является фактором становле-

ния субъектности студента - будущего педагога, так как позволяет ориентироваться на настоящую детскую жизнь и на живое педагогическое взаимодействие, становится естественным институтом развития и взрослого, и ребенка. Взаимодействие в событийной общности субъектов воспитательного пространства «школа-вуз» позволяет удерживать несколько продуктивных для становления субъектности позиций:

- обеспечение условия для проявления и сохранения доброжелательной и открытой атмосферы, сопричастности/ событийности происходящего, защищенности, свободы и уважения;

- возникновение общего эмоционально-смыслового переживания значимого для всех и для каждого личностного события;

- ориентация педагогических событий на общий объединяющий интерес, на значимое для общества дело с опорой на самоорганизацию, со-управление и свободу выбора способов творческого самовыражения;

- стимулирование рефлексивных процессов во взаимодействии (коллективные и индивидуальные), позволяющих осознать личную позицию и ответственность.

Таким образом, описанный в статье фактор влияния событийной общности субъектов воспитательного пространства «школа-вуз» на становление субъектности будущих педагогов показывает возможность его учитывания в процессе реализации образовательной практики педагогического вуза. Можно утверждать, что привлечение студентов - будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях событийной общности субъектов воспитательного пространства «школа-вуз» позволяет подготовить специалистов, не просто имеющих достаточный запас знаний и умений, а обладающих творческой индивидуальностью и готовностью к инновационной педагогической деятельности, владеющих профессиональными компетенциями по развитию ответственных отношений сотрудничества и взаимообогащения на разных уровнях взаимодействия.

Литература

1. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Волови-ковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. C. 9-33.

2. Глазачев С. Н., Кашлев С.С., Соколова Н.И. Субъектность педагога как культуро-сообразная потребность общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 2010. Вып.3. С. 40-45

3. Григорьев Д.В. Создание воспитательного пространства: Событийный подход. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сборник научных статей/ сост. и отв. ред. Д.В. Григорьев, ред. Е.И. Соколова. Пермь, 2001. С. 77-88.

4. Кларин М.В. Вызовы освоения инновационных образовательных практик. // Образование и общество. 2017. № 4. С. 39-45.

5. Куприянов Б.В. Педагогический отряд как социальный организм (метафорическая репрезентация понятия) // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 1 (9). Режим доступа: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=2731

6. Ольховая Т.А. Становление субъектности студентов как параметр качества современного университетского образования Индикаторы качества образовательного процесса // Электронное научное издание «Аксиология и инно-ватика образования» С. 69-76

7. Плаксина И.В. Критерии становления субъекта инновационной педагогической деятельности // Virtus. 2018. № 26. С. 120-125.

8. Селиванова Н.Л. Воспитательное пространство как педагогическое понятие и феномен педагогической действительности. Режим доступа: http://www.instrao.ru/images/E_library_ Novikovoi/Articles.pdf

9. Селиванова Н. Л., Степанов П.В., Степанова И.В. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования// Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 39-48

10. Шустова И.Ю. Факторы, порождающие воспитательное пространство в школе// Гуманизация образовательного пространства: Сб. науч. статей / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. Н.Н. Саяпина. М.: Издательство «Перо», 2018. 439 с. [Электронное издание] С. 196-201 Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_37230859_65943429.pdf

EVENT COMMUNITY OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL SPACE "SCHOOL-UNIVERSITY" AS A FACTOR IN THE FORMATION OF SUBJECTIVITY OF FUTURE TEACHERS

Drozd K.V.

Vladimir State University Russia

The purpose of this study was to identify the factor influence of the eventual community of the subjects of the educational space "school-university" on the formation of the subjectivity of the future teacher. In the course of the study, the method of systematic observation, the method of psychodiagnostics, the method of V.I. Panov, I.V. Plaksina "Stages of the formation of the subject of professional activity", the method of statistical analysis were used. The article discusses the problem of the need to prepare a student - a future teacher capable of self-development, able to make independent decisions, showing initiative in work and readiness to implement the innovative content of modern education. The paper provides a substantiation of the need for the formation of a student's subjectivity, since student age is a sensitive period for professional and personal self-development. The article presents an analysis of the theoretical provisions and requirements for the conditions of university education, contributing to the formation of students' subjectivity. The results of the study indicate that the level of subjectivity of students can change under the influence of inter-age and interpersonal interaction of subjects of the educational space "school-university" in pedagogical events of different levels. The paper concludes that in the educational practice of a pedagogical university it is necessary to stimulate the formation of subjectivity of future teachers and take into account the factorial influence of event-driven professional communities.

СЭ

о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

Keywords: subjectivity, educational space, event community, pedagogical event.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Brushlinsky A.V. On the criteria of the subject // Psychology of the individual and group subject / Ed. A.V. Brushlinsky, M.I. Vo-lovikova. M .: PER SE, 2002.S. 9-33.

2. Glazachev S. N., Kashlev S.S., Sokolova N.I. Subjectness of the teacher as a culture-consistent need of society // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy, 2010. Issue 3. S. 40-45

3. Grigoriev D.V. Creation of educational space: Event approach. Modern humanitarian approaches in the theory and practice of education: collection of scientific articles / comp. and otv. ed. D.V. Grigoriev, ed. E.I. Sokolova. Perm, 2001.S. 77-88.

4. Klarin M.V. Challenges of mastering innovative educational practices. // Education and society. 2017. No. 4. S.39-45.

5. Kupriyanov B.V. Pedagogical detachment as a social organism (metaphorical representation of the concept)// Continuing edu-

cation: XXI century. 2015. Issue. nineteen). https://lll21.petrsu. ru/journal/article.php?id=2731

6. Olkhovaya T.A. The formation of students' subjectivity as a parameter of the quality of modern university education Indicators of the quality of the educational process // Electronic scientific publication "Axiology and Innovation of Education" P. 69-76

7. Plaksina I.V. Criteria for the formation of the subject of innovative pedagogical activity // Virtus. 2018.No. 26, p. 120-125.

8. Selivanova N.L. Educational space as a pedagogical concept and the phenomenon of pedagogical reality. URL: http://www. instrao.ru/images/E_library_Novikovoi/Articles.pdf

9. Selivanova N. L., Stepanov P.V., Stepanova I.V. Theoretical foundations of training future teachers for educational activities in the system of general and additional education // Bulletin of PSTGU. Series IV: Pedagogy. Psychology. 2018. Issue. 49. S. 39-48

10. Shustova I. Yu. Factors generating educational space at school // Humanization of educational space: Sat. scientific. articles / Sci. ed. E.A. Alexandrova; ed.-comp. N.N. Sayapin. M .: Publishing house "Pero", 2018.439 p. [Electronic edition] P. 196-201

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.