Развитие инновационной активности педагога в условиях воспитательного пространства
Дрозд Карина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Педагогического института ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), [email protected]
Цель данной статьи состоит в обосновании необходимости создания условий для развития инновационного потенциала деятельности субъектов образовательного процесса, в частности работающего и будущего педагога. В данной статье обращается внимание на актуализацию проблемы изучения организационно-педагогических условий для активизации инновационной деятельности педагога. В статье представлен анализ научных описаний инновационных процессов в современном образовании, понимания сущности понятий инновация, инновационная активность и инновационная деятельность. Автором выделены принципы обеспечения инновационной активности педагога, описаны условия подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности в условиях различных моделей инновационных образовательных пространств вуза. Дано определение воспитательного пространства школа-вуз, феномен которого имеет многофункциональную, развивающую основу. Новизну исследования представляют собой выделенные автором характеристики организационно-педагогических условий воспитательного пространства школа-вуз, содержание и структура научно-методического сопровождения развития инновационной активности действующих и будущих педагогов. Результатами исследования являются обоснования возможности обеспечения в условиях воспитательного пространства школа-вуз развития инновационной активности работающих и будущих педагогов, отличающихся интенсивностью проявления инициатив, мобильностью и открытостью к новому опыту.
Ключевые слова: инновация, инновационная активность, инновационная педагогическая деятельность, подход к образованию, образовательное пространство, воспитательное пространство школа-вуз
о
с ^
00
о сч <е
О!
Печатается при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00251
В контексте жизнедеятельности как отдельной личности, так и всего общества сегодня выделяется устойчивый рост развития инновационных процессов, влияющих на содержание различных сфер деятельности человека. Современное общество все больше ориентируется на знания, которые выступают важнейшими компонентами культурного, социально-экономического и субъектного развития человека. Для успешной реализации инновационных процессов в структуре современного образования разрабатывается инновационная политика, в которой ведущая роль отводится инновационной деятельности педагога.
Актуальность реализации инновационной педагогической деятельности опирается на необходимость решения задач модернизации образования, определенных национальной доктриной образования, стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года, государственной программой «Развитие образования» на 2018-2025 г.г., а также реализацией ряда мероприятий по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами всех уровней.
Ряд исследователей (И. И. Гребенюк, Н. В. Голубцов, В. А. Кожин, А.Г.Макаренко, К. О. Чехов, С. Э. Чехова, О.В. Федоров) инновацию рассматривают как процесс создания и использования нового опыта, связанного с изменениями в социально-образовательной среде, как преобразование и изменение в образе деятельности, стиле мышления педагога, как проявление творчества в педагогической деятельности [1; 8].
Инновационная педагогическая деятельность представляет собой комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.п.
Одной из важнейших характеристик инновационной педагогической деятельности является инновационная активность педагога. Данная активность отражает степень интенсивности осуществляемых педагогом действий, их своевременность, способность мобилизовать профессиональный потенциал необходимого количества и качества.
Исследователи Глазачев С.Н., Кашлев С.С., Соколова Н.И. считают, что «наряду с активностью, сознательностью, открытостью, стремлением к сотрудничеству, ответственностью, саморегуляцией, свободой, уникальностью необходимо выделить отраженную субъектность, самоактуализацию, творчество, рефлексию» [4, с.43].
Инновационная активность, по мнению В.Е. Лепского [7], представляет собой характеристику социального поведения человека и организации в сферах инновационной деятельности, выражающаяся в параметрах интенсивности, скорости реакции, многообразии, частоте и объемах работ, связанных с инновационной деятельностью.
Инновационная активность педагога определяется как особая форма деятельности, в качестве отличительных черт которой рассматривается интенсификация основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативно-сти. Интенсификация инновационной деятельности педагога отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок.
На наш взгляд, принципы обеспечения инновационной активности педагога, в том числе и студента - будущего педагога, можно детализировать через наиболее значимые, частные принципы:
- обеспечение жизненного самоопределения;
- стимулирование саморефлексии;
- обеспечение коммуникации и коммуникационной активности в специальных ситуациях и различных видах групповой деятельности;
- обеспечение управления развитием инновационной деятельности, ее научно-методическое сопровождение;
- свобода выбора активных форм жизнедеятельности в образовательной среде.
Инновационная деятельность педагога требует интеграции научных достижений и практической реализации в соответствии с требованиями к качественным результатам образования. Инновационная активность педагога актуализируется лишь в специально созданной профессиональной среде, в которой созданы условия для реализации педагогической инициативы, творчества, моделирования и свободного выбора. Инновационный поиск педагога всегда сопровождается активным обменом информации, идеями и открытостью опыта. Успешное развитие инновационной активности отдельного педагога есть следствие инновационных устремлений всего педагогического коллектива образовательной организации.
Анализ практики реализации инновационной деятельности образовательных учреждений позволяет говорить о том, что педагоги/ будущие педагоги делятся на активных и пассивных. Подобное деление не имеет прямого отношения к профессиональному опыту. К первым относятся педагоги, которые принимают решения о самом осуществлении того или иного инновационного
проекта, сроках и условиях его реализации. Пассивными являются те педагоги, которые оказываются «втянутыми» в инновационный процесс не в результате сознательного принятия инновационных решений, а в силу внешних обстоятельств. В число пассивных педагогов входят исполнители, занятые в реализации инновационного проекта образовательного учреждения, потребители его результатов.
В целях решения проблемы повышения инновационной активности педагога необходимо создать такие организационно-педагогические условия, в которых будет возможность для изменения его мотивационных отношений путем подражания, заражения, имитации, моделирования и включения в осознанную инновационную педагогическую деятельность.
Например, исследователи И.И. Барахович и А.Г. Макаренко считают, что в условиях инновационного образовательного пространства вуза на основе компетентностного подхода возможно успешное развитие инновационного потенциала будущего педагога [2; 8]. Опираясь на мнение В.П. Делия, И.И. Барахович выделяет трактовку инновационного образовательного пространства как «разновидность образовательного пространства», как «духовно-материальное пространство учебного заведения, создающее ему имидж, способствующий развитию корпоративной культуры пе-дагогов-инноваторов, деятельность которых направлена на качественную подготовку будущих специалистов и приобретение ими базисных профессиональных и социальных компетенций на основе развития их творческих способностей и формирования личного опыта инновационной деятельности» [2].
Исследователи Булин-Соколова Е. И., Обухов А.С., Семенов А.Л. [3, с. 214-215] в ходе построения эффективного инновационного образовательного пространства педагогического вуза на основе средового подхода предлагают использовать следующие принципы:
- создание индивидуальной образовательной траектории с учетом индивидуального потенциала студента, развития субъектности в ходе решения учебных, практических и исследовательских задач;
- создание профессионального образовательного коллектива на основе привлечения ведущих профессионалов в различных сферах деятельности в качестве образцов культурных норм и результативности инновационного процесса;
- выстраивание постоянно обновляющейся инновационной образовательной среды;
- включение студентов в жизнь образовательных учреждений, общественных организаций и движений для накопления инновационного педагогического опыта.
Повышение активизации инновационной деятельности педагогов рассматривается также на основе взаимодействия, партнерства, сотрудничества, диалога между заинтересованными субъектами: образовательными учреждениями разного
о О го -о т
т
т х х О т
П
т Д А
х т о т; О т
О сл -о А ы О ГО А
X
^
т
о
с ^
00
о сч <е
О!
уровня, работодателями, социальными институтами и организациями, органами управления.
Так повышение инновационной активности субъектов образования сегодня предлагается проводить в рамках реализации приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9. Данный проект взаимосвязан с реализацией мероприятий по внедрению программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога по отношению готовности к инновационной деятельности [9].
Большие возможности в развитии инновационной активности педагогов и студентов представлены сегодня в деятельности Педагогического института ВлГУ как ресурсной платформы педагогического образования 33 региона. Инновационная деятельность участников данной ресурсной платформы реализуется также в рамках педагогической ассоциации, которая позволяет партнерам оперативно обмениваться информацией о содержании актуальных проблем педагогики и образования, создавать экспериментальные исследовательские площадки, развивать базу научно-методического сопровождения инновационной деятельности, реализовывать разноуровневые образовательные программы для педагогов и учащейся молодежи.
На наш взгляд, показателем эффективности инноваций в современном образовании является не только уменьшение числа пассивных субъектов и создание благоприятных условий для перехода их в статус активных, а также в обязательном владении каждым педагогом способами создавать новые идеи в различных областях знаний, проявлении инновационного мышления, готовности к реализации инновационной деятельности в условиях современной школы.
Очевидно, что продуктивное внедрение инноваций в образовательном учреждении невозможно на уровне отдельных педагогов или технологий. М.В. Кларин указывает, что «инновация предполагает создание образовательного сообщества (микросообщества), в котором инициатор инновации играет роль идейного (и духовного) лидера» [6, с. 41].
В качестве организационно-педагогических условий для развития инновационной активности как действующих педагогов, так и будущих, на наш взгляд, может выступать воспитательное пространство школа-вуз как открытая образовательная система, интегрирующая все ступени школьного и вузовского образования. В ходе реализации проекта "Воспитательное пространство школа-вуз как условие жизненного самоопределения субъектов образовательного процесса" на базе Педагогического института ВлГУ и МБОУ СОШ 15 г. Владимира была разработана и апробирована модель воспитательного пространства школа-вуз, которая обеспечила максимально бла-
гоприятные условия для развития инновационной активности всех участников образовательного процесса, включая действующих педагогов и студентов - будущих педагогов [10, с. 48].
Основная идея в организации воспитательного пространства школа-вуз заключается в том, что инновационная активность педагога, действующего и будущего, будет повышаться в определенном профессиональном сообществе, характеризующимся событийностью образовательного процесса и активным взаимодействием всех субъектов, а также предоставляющим педагогу возможность реализации различных образовательных инициатив и выхода за рамки привычной педагогической деятельности в разных ролевых позициях, таких как исследователь, методист, мастер, консультант, наставник, ученик.
Условием достижения цели развития инновационной активности педагогов и студентов - будущих педагогов является то, что инновационный процесс строится на основе совместной исследовательской и проектной деятельности в контексте реализации динамической сети разноуровневых педагогических событий. Циклограмма педагогических событий выстраивается на основе реализации программы целевых проектов, таких как: «Новое качество образования - основа жизненного успеха личности», «Поддержка таланта ребенка - возможность его успешной самореализации», «Открытая школа», «Здоровый образ жизни - основа успешной социализации личности» и «Успешный педагог - успешный ребенок». В рамках каждого проекта были разработаны и реализованы темы индивидуальных исследований учителей и студентов, входящих в проектную группу [5, с. 128 - 135].
Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов и студентов педагогических специальностей реализовывалось поэтапно [10, с. 74-76]. На первом этапе проходило проектирование материалов инновационной деятельности, которая включала:
- разработку положений о работе проектных групп, методическую учебу участников инновационной деятельности;
- анализ актуального состояния параметров воспитательного пространства школа-вуз и уточнение содержания мониторинга.
Второй этап представлял собой:
- организацию деятельности Совета по инновационной деятельности, научно-методического совета и работу проектных групп по реализации различных педагогических событий;
- создание научно-методической базы по проблеме инновационной деятельности;
- организация и проведение конкурсов педагогического мастерства ВлГУ «Студент года», а также методической учебы, семинаров-тренингов;
- организацию и проведение промежуточных диагностических срезов в соответствии с целями инновационной деятельности.
На третьем этапе активизировалась деятельность по распространению инновационных идей и обмен опытом, который был представлен:
- в ходе проведения научно-практических семинаров для педагогического сообщества МБОУ СОШ № 15 г.Владимира и Педагогического института, на секциях Дней науки школы и студенческой научной конференции ВлГУ;
- в публикациях методических материалов в периодических изданиях.
Для развития инновационной активности педагогов и студентов проводилась групповая работа, в рамках которой рождались новые идеи, создавались модели, технологии, формировалось содружество педагогов - новаторов и начинающих педагогов. В качестве технологии сопровождения инновационной деятельности в рамках научно-методических и проектировочных семинаров активно использовалась модерация как направляемый структурированный процесс взаимодействия в группе с помощью вербализации и визуализации.
Содержание и динамика показателей инновационной деятельности (ИД) педагогов МБОУ «СОШ № 15» г. Владимира и студентов Педагогического института ВлГУ представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Содержание и динамика показателей результативности инновационной деятельности педагогов и студентов (%)
Так в период с июня 2015 г. по июнь 2018 г. увеличилось количество научных исследований (с 12% до 82 % ), проведенных студентами различных педагогических специальностей на базе школы. Педагогами школы, участниками инновационной деятельности, были разработаны научные обоснования индивидуальных тем исследований, в соответствии с которыми составлены методические портфолио (в 2017 - 18 уч. г. 100%). Педагоги активнее стали осуществлять подготовку школьников к конкурсам и предоставление материалов исследований учащихся для печати (от 25,9 % до 68,7%). Увеличилось количество педагогов и студентов, включенных в воспитательное пространство МБОУ СОШ № 15 - Педагогический институт ВлГУ, ставших участниками научных конференций вуза ( в 2016 г. - 22,2 %, в 2018 г. - 34%). Активи-
зировалась включенность участников инновационной деятельности в воспитательные события, проводимые совместно школой и Педагогическим институтом. Количество участников в 2015-16 уч.г. составило 81,4 %, а в 2017-18 уч.г. - 86,6 %. Также большее количество учителей школы представили собственный педагогический опыт (в 2015-16 уч.г. - 59,2% , в 2017-18 уч.г. - 87,5%), интенсивнее стали проводиться открытые уроки и мастер-классы для студентов - будущих педагогов.
Анализ итоговых результатов деятельности педагогов и студентов, включенных в инновационную работу, свидетельствует, что произошла положительная динамика параметров интенсивности, активности и мобильности.
В целом мы делаем вывод о том, что воспитательное пространство школа-вуз представляет собой благоприятное организационно-педагогическое условие для объединения усилий и потенциалов заинтересованных сторон в достижении продуктивности и эффективности инновационной деятельности как отдельного педагога и студента, так и определенного школьно-вузовского сообщества в целом.
Полученные в ходе исследования выводы могут дополнить теоретические представления об организационно-педагогических условиях эффективности реализации инновационной деятельности образовательного учреждения и предполагаемых путях разработки содержания инноваций в контексте модернизации современных процессов образования.
Вместе с тем, сложность изучаемого явления определяет необходимость дальнейшего поиска и подробного изучения эффективных психолого-педагогических условий для развития инновационной активности и становления субъектности всех участников образовательного процесса.
Печатается при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00251
Литература
1. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России / И. И. Гребенюк, Н. В. Голубцов, В. А. Кожин, К. О. Чехов, С. Э. Чехова, О.В. Федоров// Издательство «Академия Естествознания», 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.monographies.ru/143-4715 (дата обращения: 28.06.2018)
2. Барахович И.И. Инновационный путь развития современного образования: необходимость и неизбежность// Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6 URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=10557 (дата обращения: 02.08.2018).
3. Булин-Соколова Е. И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги //Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 207-225.
4. Глазачев С.Н., Кашлев С.С., Соколова Н.И. Субъектность педагога как культуросообразная потребность общества // Вестник Российского
о О го -о m
т
m х х О m
П
m Д А
х m
о т; О m
О го -о А ы О ГО А X S
m
университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 2010. Вып.3. С.40-45
5. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / К. В. Дрозд. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2017. 329 с.
6. Кларин М.В. Вызовы освоения инновационных образовательных практик. // Образование и общество. 2017. №4. С.39-45.
7. Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М., 2010. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. 02.03.2014. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/6728 (дата обращения: 06.04.2018).
8. Макаренко А.Г. Инновационная образовательная организация как пространство творческого развития педагога// Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. 2016. № 1. С. 132-143 URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-obrazovatelnaya-organizatsiya-kak-prostranstvo-tvorcheskogo-razvitiya-pedagoga (дата обращения: 20.07.2018).
9. Паспорт приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций" URL: http://centervuz.ru/ (дата обращения: 05.04.2018).
10. Плаксина И.В., Дрозд К.В., Зобков А.В., Ма-лова Е.Н. Воспитательное пространство школа-вуз как условие жизненного самоопределения субъектов образовательного процесса: монография/ И.В.Плаксина [и др.]; Владим. Гос. Ун-т им. А.Г. И Н.Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. 274 с.
11. Сысоева Е.В. Моделирование системы управления при взаимодействии субъектов образовательного процесса // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 1А. С. 57-68.
12. Попова Е.В. Роль Российской академии наук в национальной инновационной системе // Инновации. 2008. № 1. С. 3-10.
о
с ^
00
0 сч
<0
01
Development of innovative activity of the teacher in the conditions of educational space
Drozd K.V.
Pedagogical Institute of Vladimir State University
Purpose of this work is actualization of problem in study organizational and pedagogical circumstances for revitalization of innovational performance of the teacher. Descriptions of scientific representations of innovational processes in education, comprehension of essence in terms of innovation, innovational activity and innovational performance are analyzed in the article. Principles for provision of innovational activity personalities in circumstances of different models for educational space. Author announces substantiations for possibility to provide innovational activity of the teacher, and also for implementation of innovational pedagogical performance in circumstances of educational range secondary school-high school, which phenomenon has multifunctional and developing basis.
Key words: innovation, innovational activity, innovational pedagogical performance, approach to education, educational space, training range secondary school-high school
References
1. Analysis of innovation activities of higher educational institutions
of Russia / I. I. Grebenyuk, N. V. Golubtsov, V. A. Kozhin, K. O. Chekhov, S. E. Chekhova, OV Fedorov // Academy of Natural Sciences Publishing House, 2012. [Electronic resource]. URL: http://www.monographies.ru/143-4715 (access date: 06.28.2018)
2. Barahovich I.I. Innovative way of development of modern education: the need and inevitability // Modern problems of science and education. 2013. № 6 URL: http: // science-education.ru/ru/article/view?id=10557 (access date: 02.08.2018).
3. Bulin-Sokolova E. I., Obukhov A.S., Semenov A.L. Future pedagogical education. The direction of movement and the first practical steps // Psychological science and education. 2014. V. 19. № 3. C. 207-225.
4. Glazachev S.N., Kashlev S.S., Sokolova N.I. The subjectness of
a teacher as a culture-like need of society // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy, 2010. Vol.3. P.40-45
5. Drozd K. V. Actual issues of pedagogy and education: a textbook and practical work for an academic bachelor's program / K. V. Drozd. 2nd ed., Corr. and add. M.: Yurait Publishing House, 2017. 329 p.
6. Klarin M.V. Challenges of mastering innovative educational practices. // Education and society. 2017. №4. Pp.39-45.
7. Lepsky V.E. Reflexive-active environments of innovative development. M., 2010. // Electronic publication: Center for Humanitarian Technologies. 03/02/2014. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/6728 (appeal date: 04/06/2018).
8. Makarenko A.G. Innovative educational organization as a space
for creative development of a teacher // Bulletin of the Taganrog Institute. A.P. Chekhov. 2016. No. 1. P. 132-143 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-
obrazovatelnaya-organizatsiya-kak-prostranstvo-tvorcheskogo-razvitiya-pedagoga (appeal date: 07/20/2018).
9. Passport of the priority project "Universities as centers of the
space for creating innovations" URL: http://centervuz.ru/ (request date: 04/05/2018).
10. Plaksina I.V., Drozd K.V., Zobkov A.V., Malova E.N. The educational space of the school-university as a condition of the life self-determination of the subjects of the educational process: monograph / I.V. Plaksina [and others]; We hold. State Un to them A.G. And N.G. Stoletovs. Vladimir: VlSU Publishing House, 2015. 274 p.
11. Sysoeva E.V. Modeling the control system in the interaction of subjects of the educational process // Pedagogical journal. 2017.V. 7. No. 1A. S. 57-68.
12. Popova E.V. The role of the Russian Academy of Sciences in the national innovation system // Innovations. 2008. No. 1. S. 3-10.