Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА / BACHELORS OF PRESCHOOL EDUCATION / ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL DESIGN / ANALYTICAL STAGE OF PEDAGOGICAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружинина Анастасия Александровна

Обоснована актуальность применения педагогического дизайна на разных уровнях образования, включая дошкольное, общее, высшее. Отмечено, что для обеспечения формирования у будущих бакалавров способности к организации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с учетом принципов педагогического дизайна необходимо спроектировать и реализовать учебную дисциплину для бакалавров педагогического образования, профиль «Дошкольное образование» - «Методика художественно-эстетического развития дошкольника». Для этого были проанализированы современные трактовки термина «педагогический дизайн», изучены этапы метода педагогического дизайна ADDIE. Педагогический дизайн определен как совместный процесс разработки курса с использованием конкретных целей обучения и педагогических теорий для определения стратегий обучения, видов деятельности и оценок для достижения желаемых образовательных результатов. Выявлено, что педагогический дизайн использует принципы проектирования для содействия вовлечению студентов и включает разработку структур, цифровых объектов обучения и мультимедийных ресурсов для улучшения качества преподавания и обучения. Раскрыт концептуально-аналитический этап педагогического дизайна курса «Методика художественно-эстетического развития дошкольника» с учетом таксономии Блума и типов знаний по L.W. Anderson и D.R. Krathwohl. Представлены результаты анкетирования студентов. Отмечено, что применение педагогического дизайна является перспективным направлением, позволяющим выстраивать смешанное обучение. Установлено, что эффективным форматом взаимодействия преподавателя и студента в рамках смешанного обучения будет Face-to-face driver, когда преподаватель дает основной объем образовательного плана лично и использует онлайн-обучение как вспомогательное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дружинина Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGN IN TEACHING FUTURE BACHELORS OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE FIELD OF ORGANIZATION OF ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN

We substantiate the relevance of the use of pedagogical design at different levels of education, including preschool, general, and higher education. It is noted that in order to ensure the development of future bachelors’ ability to organize the artistic and aesthetic development of preschool children, taking into account the principles of pedagogical design, it is necessary to design and implement an educational discipline for bachelors of pedagogical education, the profile “Preschool Education” - “Method of Artistic and Aesthetic Development of a Preschooler”. For this purpose, modern interpretations of the term “pedagogical design” are analyzed, and the stages of the ADDIE method of pedagogical design are studied. Pedagogical design is defined as the collaborative process of developing a course using specific learning goals and pedagogical theories to define learning strategies, activities, and assessments to achieve the desired educational outcomes. It is revealed that pedagogical design uses design principles to promote student engagement and includes the development of structures, digital learning objects, and multimedia resources to improve the quality of teaching and learning. We disclose the conceptual and analytical stage of the pedagogical design of the course “Methods of Artistic and Aesthetic Development of a Preschooler” taking into account Bloom’s taxonomy and knowledge types by L.W. Anderson and D.R. Krathwohl. The results of the survey of students are presented. It is noted that the use of pedagogical design is a promising direction that allows building mixed learning. It is established that the effective format of interaction between the teacher and the student in the framework of mixed learning will be Face-to-face driver, when the teacher gives the main volume of the educational plan in person and uses online training as an auxiliary.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

DOI 10.20310/1810-0201 -2020-25-188-35-43 УДК 36+378

Педагогический дизайн в обучении будущих бакалавров дошкольного образования в области организации художественно-эстетического развития детей

Анастасия Александровна ДРУЖИНИНА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1146-0374, e-mail: [email protected]

Pedagogical design in teaching future bachelors of preschool education in the field of organization of artistic and aesthetic development of children

Anastasia A. DRUZHININA

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1146-0374, e-mail: [email protected]

Аннотация. Обоснована актуальность применения педагогического дизайна на разных уровнях образования, включая дошкольное, общее, высшее. Отмечено, что для обеспечения формирования у будущих бакалавров способности к организации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с учетом принципов педагогического дизайна необходимо спроектировать и реализовать учебную дисциплину для бакалавров педагогического образования, профиль «Дошкольное образование» - «Методика художественно-эстетического развития дошкольника». Для этого были проанализированы современные трактовки термина «педагогический дизайн», изучены этапы метода педагогического дизайна ADDIE. Педагогический дизайн определен как совместный процесс разработки курса с использованием конкретных целей обучения и педагогических теорий для определения стратегий обучения, видов деятельности и оценок для достижения желаемых образовательных результатов. Выявлено, что педагогический дизайн использует принципы проектирования для содействия вовлечению студентов и включает разработку структур, цифровых объектов обучения и мультимедийных ресурсов для улучшения качества преподавания и обучения. Раскрыт концептуально-аналитический этап педагогического дизайна курса «Методика художественно-эстетического развития дошкольника» с учетом таксономии Блума и типов знаний по L.W. Anderson и D.R. Krathwohl. Представлены результаты анкетирования студентов. Отмечено, что применение педагогического дизайна является перспективным направлением, позволяющим выстраивать смешанное обучение. Установлено, что эффективным форматом взаимодействия преподавателя и студента в рамках смешанного обучения будет Face-to-face driver, когда преподаватель дает основной объем образовательного плана лично и использует онлайн-обучение как вспомогательное.

Ключевые слова: бакалавры дошкольного образования; художественно-эстетическое развитие; педагогический дизайн; аналитический этап педагогического дизайна

Для цитирования: Дружинина А.А. Педагогический дизайн в обучении будущих бакалавров дошкольного образования в области организации художественно-эстетического развития детей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 188. С. 35-43. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-188-35-43

Abstract. We substantiate the relevance of the use of pedagogical design at different levels of education, including preschool, general, and higher education. It is noted that in order to ensure the development of future bachelors' ability to organize the artistic and aesthetic development of pre-

© Дружинина А.А., 2020

35

school children, taking into account the principles of pedagogical design, it is necessary to design and implement an educational discipline for bachelors of pedagogical education, the profile "Preschool Education" - "Method of Artistic and Aesthetic Development of a Preschooler". For this purpose, modern interpretations of the term "pedagogical design" are analyzed, and the stages of the ADDIE method of pedagogical design are studied. Pedagogical design is defined as the collaborative process of developing a course using specific learning goals and pedagogical theories to define learning strategies, activities, and assessments to achieve the desired educational outcomes. It is revealed that pedagogical design uses design principles to promote student engagement and includes the development of structures, digital learning objects, and multimedia resources to improve the quality of teaching and learning. We disclose the conceptual and analytical stage of the pedagogical design of the course "Methods of Artistic and Aesthetic Development of a Preschooler" taking into account Bloom's taxonomy and knowledge types by L.W. Anderson and D.R. Krathwohl. The results of the survey of students are presented. It is noted that the use of pedagogical design is a promising direction that allows building mixed learning. It is established that the effective format of interaction between the teacher and the student in the framework of mixed learning will be Face-to-face driver, when the teacher gives the main volume of the educational plan in person and uses online training as an auxiliary.

Keywords: bachelors of preschool education; artistic and aesthetic development; pedagogical design; analytical stage of pedagogical design

For citation: Druzhinina A.A. Pedagogicheskiy dizayn v obuchenii budushchikh bakalavrov doshkol'nogo obrazovaniya v oblasti organizatsii khudozhestvenno-esteticheskogo razvitiya detey [Pedagogical design in teaching future bachelors of preschool education in the field of organization of artistic and aesthetic development of children]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 188, pp. 35-43. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-188-35-43 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Тенденции внедрения педагогического дизайна актуализируют применение его в разноуровневом образовании по различным направлениям педагогической деятельности. В современном мире большое внимание уделяется творчеству людей, их способности проявлять передовые эстетические суждения и видеть проблемы с новой точки зрения. Каждый человек должен обладать знаниями в области науки, искусства и техники. При полном отсутствии или отсутствии одного из этих компетентностных областей человеку будет не так просто жить здоровой, сбалансированной и полноценной жизнью. Необходимо обучать людей понимать сообщество, в котором они живут, общаться с окружающей средой, в том числе посредством художественно-эстетического образования, что имеет большое значение и для дошкольного периода.

Образовательная система, интегрированная с искусством, обеспечивает развитие эстетической чувствительности у детей, помогает им осознавать свой существующий потенциал, обеспечивает их социализацию и обеспечивает создание личностей, способных развивать творческое и конструктивное мышление. Целью современного эстетического воспитания является не воспитание детей как художников, а создание личностей,

которые умеют смотреть, видеть и понимать жизнь, быть счастливыми, что позволяет развивать разнообразные интересы.

Дошкольный период - это время, когда человек начинает познавать природу, формируется его личность, и наиболее интенсивной педагогической средой в этом возрасте является детский сад. Самая главная цель дошкольного периода - вырастить продуктивных, творческих, здоровых детей. Наблюдение, исследование, открытие, практика, испытание, которые являются процессами базового художественно-эстетического образования, подготавливают детей для научно-технического мира нашего времени.

Все это актуализирует внедрение новых подходов к реализации дошкольного образования, которые вдохновляют, объединяют и расширяют возможности учащихся.

ФГОС дошкольного образования рассматривает художественно-эстетическое развитие как «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литерату-

ры, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»1.

Для того чтобы процесс художественно-эстетического развития мог осуществляться в соответствии с его многогранными целями, необходимы концептуальные педагогические проекты, как результат конструкторской, проектной, спланированной, коммуникационной деятельности в образовательном пространстве ребенка, к которым должны быть готовы педагоги дошкольного образования. В региональных образовательных системах усиливается ориентация на «расширение набора курсов для гибкого конструирования» [1, с. 8]. Все это актуализирует применение педагогического дизайна на разных уровнях образования, включая дошкольное, общее, высшее.

Для повышения конкурентоспособности профессионалов дошкольной образовательной организации необходимо постоянное использование нововведений, внедрение современных подходов в систему дошкольного образования и в подготовку будущих специалистов этой сферы [2].

Для обеспечения формирования у будущих бакалавров способности к организации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с учетом принципов педагогического дизайна была спроектирована учебная дисциплина для бакалавров педагогического образования, профиль «Дошкольное образование» - «Методика художественно-эстетического развития дошкольника».

Анализ исследований показал, что «педагогический дизайн» - относительно новый термин в концептуальной картине преподавания и поддержки образования и обучения. Трактовки педагогического дизайна представлены в табл. 1.

Таким образом, педагогический анализ показал, что педагогический дизайн - это процесс разработки наиболее эффективной, рациональной и комфортной образовательной системы.

1 URL: https ://pravobraz. ru/ federalnyj -gosudarstven-nvi-obrazovatelnvi-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 20.01.2020).

Согласны с М.Е. Акмамбетовой, Л.М. Ми-ляевой и И.А. Романовской в том, что «процесс педагогического дизайна - это технология, набор процедур, состоящих из определенных этапов. В своем широком значении педагогический дизайн - это процесс формирования учебного пространства» [3].

Педагоги и специалисты по обучению используют метод педагогического дизайна ADDIE в качестве основы при проектировании и разработке образовательных и учебных программ.

ADDIE означает «анализ, проектирование, разработка, применение, оценка». Эта последовательность, однако, не является строгими линейными шагами. Педагоги, проектировщики учебных программ и разработчики тренингов, считают этот подход очень полезным, поскольку наличие четко определенных этапов облегчает внедрение эффективных средств обучения. Поэтому модель ADDIE получила широкое признание и применение.

Рассмотрим подробнее этапы педагогического дизайна согласно модели ADDIE.

1 этап - анализ (концептуально-аналитический). Его можно рассматривать как этап постановки целей. Акцент педагогического дизайнера на этом этапе делается на целевую аудиторию. Именно на этом этапе учитывают мнение каждого студента или участника программы обучения. На этом этапе преподаватели проводят различие между тем, что студенты уже знают, и тем, что они должны знать после завершения курса2.

2 этап - проектирование (проектировочный). Этот этап определяет все цели, инструменты, которые будут использоваться для оценки производительности, различные тесты, предметный анализ, планирование. На этапе проектирования основное внимание уделяется целям обучения, содержанию, анализу предмета, упражнениям, планированию занятий, используемым инструментам оценки и выбору средств.

3 этап - разработка. На этапе разработки начинается производство и тестирование методологии, используемой в проекте. На этом этапе педагогические дизайнеры используют данные, собранные на двух предыдущих эта-

2 ADDIE Model: Instructional Design. URL: https:// educationaltechnology.net/the-addie-model-instructional-design/ (accessed: 20.01.2020).

Трактовки понятия «педагогический дизайн»

Педагогический дизайн

Таблица 1

научная дисциплина, которая занимается разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения, которые могут быть использованы в сфере профессиональной педагогической практики

[4]

область науки и творческой практико-ориентированной деятельности, опирающаяся на совокупность теорий познания (бихевиоризм, когнитивистика, коннективизм, позитивизм и конструктивизм), элементы инженерного и художественного конструирования и принципы наиболее успешных педагогических практик, занимающаяся вопросами рационализации процесса обучения, создания комфортной образовательной среды, стилистики, структуры и содержания современных учебных материалов [5]

сложный процесс, включающий идеи, проблему, цели, педагогические технологии и процедуры анализа, разработку способов решения обозначенных проблемы и задач, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс, а также оценку эффективности такой деятельности [6]

личностно-ориентированная технология, реализуемая для удовлетворения потребностей и развития личности, которая учится. В центре педагогического дизайна находится

педагогический процесс как условие

эффективного обучения и воспитания, педагогические технологии, формы взаимодействия и т. д. [7]

стройная конструкция,

описывающая

гармонично

выстроенную структуру элементов, традиционно включаемых в понятие «педагогическая система» (цель, принципы, содержание образования, формы организации учебной деятельности, методы, средства) [8]

пах, и используют эту информацию для создания программы, которая передаст участникам то, чему их нужно научить. Если два предыдущих этапа требовали планирования и мозгового штурма, то этап разработки - это все о приведении его в действие. Этот этап включает в себя три задачи, а именно, разработку, производство и оценку3.

4 этап - внедрение/применение. Отражает непрерывную модификацию программы для обеспечения максимальной эффективности и получения положительных результатов. На этом этапе педагогические дизайнеры стремятся перепроектировать, обновить и отредактировать курс, чтобы гарантировать, что он может быть эффективен.

5 этап - оценка. Это тот этап, на котором проект подвергается тщательному окончательному тестированию. Этот этап можно разделить на две части: формирующую и суммирующую. Первоначальная оценка фак-

3 ADDIE Model: Instructional Design. URL: https:// educationaltechnology.net/the-addie-model-instructional-design/ (accessed: 20.01.2020).

тически происходит на стадии разработки проекта курса. Формирующая фаза происходит в то время, как студенты проходят курс, в то время, как суммирующая часть происходит в конце курса. Основная цель этапа оценки заключается в определении того, были ли достигнуты поставленные цели, и определении того, что потребуется сделать для дальнейшего повышения эффективности и успешности проекта4.

Таким образом, педагогический дизайн -это совместный процесс разработки курса с использованием конкретных целей обучения и педагогических теорий для определения стратегий обучения, видов деятельности и оценок для достижения желаемых образовательных результатов. Педагогический дизайн использует принципы проектирования для содействия вовлечению студентов и включает разработку структур, цифровых объектов обучения и мультимедийных ресурсов для улучшения качества преподавания и обучения.

4 Ibid.

суж дении на основе критериев и

ствд/мнштем

функциональное

/Анализ- рязбиеяае материала на

составные части, определение \ того, как части соотносятся друг с \ _другом и с общей структурой или_\

целью

/Применение: выполнение или использование \

процедуры для выполнения или реализации \

Понимание- конструирование смысла из устных, письменных и графических сообщений посредством интерпретации, классификации, обобщения, вывода, сравнения и объяснения

Запоминание: извлечение, распознавание и припоминание соответствующих знаний из долговременной памяти

Рис. 1. Таксономия образовательных целей Блума для целей, основанных на знаниях

В данном исследовании мы подробнее раскрываем концептуально-аналитический этап педагогического дизайна курса «Методика художественно-эстетического развития дошкольника».

При проектировании курса «Методика художественно-эстетического развития дошкольника» учитывалась таксономия Блума и типы знаний по L.W. Anderson и D.R. Krath-wohl.

Таксономия Блума - это классификация различных целей и навыков, которые преподаватели определяют для своих студентов (цели обучения). Таксономия была предложена в 1956 г. Б. Блумом, педагогом-психологом Чикагского университета. Эта терминология была недавно обновлена и включает

следующие шесть уровней обучения5. Эти 6 уровней могут быть использованы для структурирования целей обучения (рис. 1).

Таксономия Блума (Bloom) является мощным инструментом для разработки целей обучения, потому что она объясняет процесс обучения: прежде чем понять, нужно запомнить; чтобы применить, нужно понять; для того чтобы оценить, необходимо проанализировать; чтобы сделать точный вывод, необходимо пройти тщательную оценку [9].

Существует «таблица глаголов», помогающая определить, какие глаголы действия

5 Using Bloom's Taxonomy to write effective learning objectives. URL: https://tips.uark.edu/using-blooms-taxonomy/ (accessed: 20.01.2020).

совпадают с каждым уровнем в таксономии Б. Блума (табл. 2).

Первоначально таксономия Блума была одномерной с исключительным акцентом на область знаний, на сегодняшний день существует обновленная версия, разработанная L.W. Anderson и D.R. Krathwohl. Они переопределяют измерение знаний и выделяют четыре типа (рис. 2).

Таксономия Блума - это удобный способ описать степень, в которой студенты должны понимать и использовать понятия, демонстрировать определенные навыки, а также их ценности, отношения и интересы.

С учетом таксономии Блума и типов знаний по L.W. Anderson и D.R. Krathwohl проектировались цели программы и задания для студентов по дисциплине «Методика художественно-эстетического развития дошкольника». Например: Перечислите основные направления художественно-эстетического развития дошкольника -> Решение кейс-ситуаций -> Создайте авторский конспект занятия, направленного на художественно-эстетическое развитие дошкольника -> Ролевая игра по реализации занятия, направленного на художественно-эстетическое развитие дошкольника.

Таблица 2

Глаголы для формулирования целей по Б. Блуму

Уровень практического освоения знаний по Блуму Ключевые глаголы (ключевые слова)

Создать спроектируйте, сформулируйте, постройте, изобретите, создайте, составьте, сгенерируйте, выведите, модифицируйте

Оценивать выбирать, поддерживать, связывать, определять, защищать, судить, оценивать, сравнивать, противопоставлять, спорить, оправдывать, поддерживать, убеждать, выбирать

Анализировать классифицировать, разбивать, анализировать, схематизировать, иллюстрировать, критиковать, упрощать, ассоциировать

Применять вычислять, предсказывать, применять, решать, иллюстрировать, использовать, демонстрировать, определять, моделировать, выполнять, представлять

Понимать опишите, объясните, перефразируйте, переформулируйте, приведите оригинальные примеры, обобщите, противопоставьте, интерпретируйте, обсудите

Помнить перечислите, повторите, очертите, определите, обозначьте

Фактические знания

Концептуальные знания

Процедурные знания

Метакогнитивное знание

• основные элементы дисциплины, которые студент должен знать и уметь работать с ними для решения проблем, включая базовую терминологию и конкретные детали и элементы

• взаимосвязи между базовыми фактическими знаниями, которые демонстрируют, как элементы работают вместе, например, классификации и категории, принципы и обобщения, а также теории, модели и структуры

• как что-то делается, включая методы исследования, навыки, алгоритмы, методы и методы, необходимые для исследования, применения или анализа информации

• осознание и познание собственной познавательной деятельности, включая стратегии обучения, контекстуальные и условные знания о познавательных задачах, самопознание

Рис. 2. Типы знаний по L.W. Anderson и D.R. Krathwohl [10]

В ходе проектирования дисциплины проводился опрос студентов (17 человек, 1 курс, 2019 год набора; 2 курс 2018 год набора), обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование». В ходе опроса выявлено, что большинству студентов все же привычнее изучать темы в виде лекций (рис. 3).

Возможно, это объясняется тем, что в исследовании принимали участие студенты 1 и 2 курса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом в ходе занятия студентам хотелось бы, чтобы преподаватель использовал как устную речь (монолог и диалог), так и демонстрировал видеоролики, связанные с темой занятия (рис. 4).

Рис. 3. Результаты ответа на вопрос «В какой форме Вам удобно изучать материал?» (можно было выбрать несколько предпочтительных вариантов)

11 (64.7%)

10(58.8%)

2.5 5,0 7,5 10 0 12,5

Рис. 4. Результаты ответа на вопрос «Какой формат подачи информации для Вас наиболее понятный?»

13(76.5 %)

10

15

Рис. 5. Результаты ответа на вопрос «Какой способ взаимодействия в рамках курса для Вас предпочтительнее?»

• Да

• Нет

Рис. 6. Результаты ответа на вопрос «Интересно ли Вам создание общей группы в социальных сетях для обсуждения предмета?»

Предпочтительной формой взаимодействия преподаватель-студент в рамках курса респонденты отмечают личный контакт (76 %) (рис. 5).

При этом 94,1 % респондентов (рис. 6) хотели бы создать общую группу в Сети для дополнительного обсуждения курса с преподавателем.

Таким образом, применение педагогического дизайна рассматриваем как перспективное направление, исследуемое в контексте проектирования образовательных пространств, позволяющее выстраивать сме-

шанное обучение (обучение в различных форматах, как онлайн, так и оффлайн). В ходе проектирования курса «Методика художественно-эстетического развития дошкольника» было проведено анкетирование со студентами, которое позволило выдвинуть предположение, что эффективным форматом взаимодействия преподавателя и студента в рамках смешанного обучения будет Face-to-face driver, когда преподаватель дает основной объем образовательного плана лично и использует онлайн обучение как вспомогательное.

Список литературы

1. Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Курин А.Ю. Концепция развития Педагогического института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Вып. 5-6 (157-158). С. 7-18. DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-5/6(157/158)-7-18

2. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Социально-проектная деятельность в подготовке бакалавров дошкольного образования: развивающий потенциал и технологии реализации // Добровольческие инициативы в социальной сфере: сб. ст. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т.Г. Деревягиной. Тамбов, 2019. С. 27-31.

3. Акмамбетова М.Е., Миляева Л.М., Романовская И.А. Технологический подход к проектированию педагогического дизайна в условиях образовательного процесса // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 75-77.

4. Merrill M.D., Drake L., Lacy M.J., Pratt J. Reclaiming instructional design // Educational Technology. 1996. Vol. 36. № 5. P. 5-7.

5. Демидова И.А. Педагогический дизайн и его средства: теоретический анализ и опыт применения в педагогической практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. № 4. С. 25-32.

6. Шалашова М.М., Шевченко Н.И. Педагогический дизайн: сущностные характеристики в системе высшего образования // ЦИТИСЭ. 2019. № 5 (22). С. 396-404.

7. Жолдасов П. Педагогический дизайн как средство повышения эффективности организации учебного процесса // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2019. № S2-3 (32). С. 32-36.

8. Савенков А.И., Львова А.С., Любченко О.А. Педагогический дизайн модульного построения процесса обучения будущих учителей начальных классов в магистратуре // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 8. С. 218-222.

9. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals: Handbook I, Cognitive Domain. N. Y.: McKay, 1969.

10. Anderson L. W., Krathwohl D.R., Bloom B.S. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives. N. Y.: Longman, 2001.

References

1. Gushchina T.I., Makarova L.N., Sharshov I.A., Kurin A.Y. Kontseptsiya razvitiya Pedagogicheskogo insti-tuta Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta im. G.R. Derzhavina [The concept of pedagogic institute development of Tambov State University named after G.R. Derzhavin]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, no. 5-6 (157-158), pp. 7-18. DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-5/6(157/158)-7-18. (In Russian).

2. Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Sotsial'no-proyektnaya deyatel'nost' v podgotovke bakalavrov dosh-kol'nogo obrazovaniya: razvivayushchiy potentsial i tekhnologii realizatsii [Social and project activities in the preparation of bachelors of preschool education: development potential and implementation technologies]. Sbornik statey nauchno-prakticheskoy konferentsii «Dobrovol 'cheskiye initsiativy v sotsial 'noy sfere» [Proceedings of the Scientific and Practical Conference "Volunteer Initiatives in the Social Sphere"]. Tambov, 2019, pp. 27-31. (In Russian).

3. Akmambetova M.E., Milyayeva L.M., Romanovskaya I.A. Tekhnologicheskiy podkhod k proyektirovaniyu pedagogicheskogo dizayna v usloviyakh obrazovatel'nogo protsessa [Technological approach to projecting a pedagogical design in conditions of the educational process]. Mir nauki, kul 'tury, obrazovaniya - World of Science, Culture and Education, 2019, no. 6 (79), pp. 75-77. (In Russian).

4. Merrill M.D., Drake L., Lacy M.J., Pratt J. Reclaiming instructional design. Educational Technology, 1996, vol. 36, no. 5, pp. 5-7.

5. Demidova I.A. Pedagogicheskiy dizayn i ego sredstva: teoreticheskiy analiz i opyt primeneniya v pedagogi-cheskoy praktike [Instructional design and its tools: theoretical study and case study]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki - Pedagogy. Theory and Practice, 2019, vol. 4, no. 4, pp. 25-32. (In Russian).

6. Shalashova M.M., Shevchenko N.I. Pedagogicheskiy dizayn: sushchnostnyye kharakteristiki v sisteme vys-shego obrazovaniya [Pedagogical design: essential characteristics in the higher education system]. TSITISE -CITISE, 2019, no. 5 (22), pp. 396-404. (In Russian).

7. Zholdasov P. Pedagogicheskiy dizayn kak sredstvo povysheniya effektivnosti organizatsii uchebnogo prot-sessa [Pedagogical design as a means of improving the efficiency of organization the educational process]. Vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta - Bulletin of Don State Agrarian University, 2019, no. S2-3 (32), pp. 32-36. (In Russian).

8. Savenkov A.I., Lvova A.S., Lyubchenko O.A. Pedagogicheskiy dizayn modul'nogo postroyeniya protsessa obucheniya budushchikh uchiteley nachal'nykh klassov v magistrature [Pedagogical design of modular construction of the process of teaching future primary school teachers in the magistracy]. Sovremennyye nau-koyemkiye tekhnologii - Modern High Technologies, 2018, no. 8, pp. 218-222. (In Russian).

9. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, Cognitive domain. New York, McKay, 1969.

10. Anderson L.W., Krathwohl D.R., Bloom B.S. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: a Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives. New York, Longman, 2001.

Информация об авторе

Дружинина Анастасия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1146-0374

Поступила в редакцию 13.02.2020 г.

Поступила после рецензирования 12.03.2020 г.

Принята к публикации 22.05.2020 г.

Information about the author

Anastasia A. Druzhinina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1146-0374

Received 13 February 2020 Reviewed 12 March 2020 Accepted for press 22 May 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.