Научная статья на тему 'Применение педагогического дизайна при разработке программ профессионального обучения для руководителей высшего звена управления'

Применение педагогического дизайна при разработке программ профессионального обучения для руководителей высшего звена управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL DESIGN / INTERNAL CONTROLS / RISKS / CORPORATE GOVERNANCE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / РИСКИ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришина Полина Юрьевна

В статье анализируются проблемы формирования профессиональных стандартов в области управления организациями, анализируются мировые тенденции в области педагогического дизайна и возможности применения этой технологии для разработки программ профессионального обучения руководителей высшего звена управления, в частности для повышения квалификации членов советов директоров и иных органов управления в области корпоративного управления и контроля. Сформулированные специфические принципы педагогического дизайна позволили выделить психолого-педагогические требования, выполнение которых в целом повысит качество создаваемых программ обучения для руководителей высшего звена управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришина Полина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Pedagogical Design in the Development of Vocational Training Programs for Top Managers

The article analyzes establishment issues of professional standards in corporate governance, global trends of pedagogical design and possibilities to apply this technique for the development of vocational training programs for top managers, in particular, for further training of members of boards of directors and other governing and corporate bodies. Formulated specific principles of pedagogical design allowed identifying pedagogical requirements fulfillment of which will in general, improve the quality of training programs created for top managers.

Текст научной работы на тему «Применение педагогического дизайна при разработке программ профессионального обучения для руководителей высшего звена управления»

Гришина П.Ю. Применение педагогического дизайна при разработке программ профессионального обучения для руководителей высшего звена управления // Лидерство и менеджмент. — 2016. — Т. 3. — № 1. — С. 33-50. — doi: 10.18334/^.3.1.35022

Язык публикации: русский

Leadership and Management, 2016, Volume 3, Issue 1

Application of Pedagogical Design in the Development of Vocational Training Programs for Top Managers

Polina Grishina1®

1 Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation

ABSTRACT_

The article analyzes establishment issues of professional standards in corporate governance, global trends of pedagogical design and possibilities to apply this technique for the development of vocational training programs for top managers, in particular, for further training of members of boards of directors and other governing and corporate bodies. Formulated specific principles of pedagogical design allowed identifying pedagogical requirements fulfillment of which will in general, improve the quality of training programs created for top managers.

KEYWORDS_

pedagogical design, internal controls, risks, corporate governance

CITATION_

Grishina, P.Yu. (2016). Application of Pedagogical Design in the Development of Vocational Training Programs for Top Managers. Leadership and Management, 3(1), 33-50. doi: 10.18334/lim.3.1.35022

JEL: G34, I20, M53 Original Research Language: Russian

Received: 17 Nov 2015, Published: 30 Mar 2016

© Grishina P.Yu. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0

H For correspondence: mepointlt@gmail.com

HIGHLIGHTS

► pedagogical design is a systematic approach to the construction of the teaching and learning process, forming a unified system of learning objectives, methods, materials and tools for knowledge transfer

► application of pedagogical design techniques for the development of training programs for top managers have a direct impact on the motivation of managers being trained

► training programs should be formed in such a way as to allow to the trainee

to apply the knowledge and techniques to the situation known to him first, and then in the new environment

► excessive fragmentation and consecutive acquirement of knowledge without acquisition of the whole picture of the subject before graduation prevent the effective use of expertise to address abstract and new practical issues

Лидерство и менеджмент, 2016, Том 3, Выпуск 1

Применение педагогического дизайна при разработке программ профессионального обучения для руководителей высшего звена управления

Полина Гришина1

1 Самарский государственный экономический университет, Россия

АННОТАЦИЯ_

В статье анализируются проблемы формирования профессиональных стандартов в области управления организациями, анализируются мировые тенденции в области педагогического дизайна и возможности применения этой технологии для разработки программ профессионального обучения руководителей высшего звена управления, в частности для повышения квалификации членов советов директоров и иных органов управления в области корпоративного управления и контроля. Сформулированные специфические принципы педагогического дизайна позволили выделить психолого-педагогические требования, выполнение которых в целом повысит качество создаваемых программ обучения для руководителей высшего звена управления.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

педагогический дизайн, внутренний контроль, риски, корпоративное управление

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_

Гришина П.Ю. Применение педагогического дизайна при разработке программ профессионального обучения для руководителей высшего звена управления // Лидерство и менеджмент. — 2016. — Т. 3. — № 1. — С. 33-50. — Сок 10.18334/!1т.3.1.35022

JEL: G34, I20, M53 Язык публикации: русский

© Гришина П.Ю. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0

н Для связи: mepointlt@gmail.com

ТЕЗИСЫ

► педагогический дизайн - это системный подход к построению учебного процесса, выстраивание единой системы из целей обучения, методов, материалов и инструментов для передачи знаний

► применение технологий педагогического дизайна для разработки программ обучения руководителей высшего звена оказывает непосредственное влияние на мотивацию руководителей, для которых проводится обучение

► программы обучения должны формироваться таким образом, чтобы обучаемый имел возможность применить полученные знания и методы сначала в известной ему ситуации, а затем в новых условиях

► чрезмерная фрагментация и последовательное получение знаний без овладения целостной картиной изучаемого предмета до окончания обучения препятствуют эффективному использованию компетенций для решения абстрактных и новых практических задач

Об авторах:

Гришина Полина Юрьевна, аспирант кафедры менеджмента, Самарский государственный экономический университет (mepointlt@gmail.com)

Введение

В России возрастает роль профессиональных стандартов, а также потребность в разработке новых программ повышения квалификации и получения профессионального образования для руководителей организаций, членов советов директоров, ревизионных комиссий и других коллегиальных органов управления и контроля. Одной из предпосылок для развития этой тенденции послужили изменения в законодательстве и подходах к корпоративному управлению, в частности, для компаний с государственным участием.

Во исполнение указа Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2015 году должно быть разработано и утверждено не менее 800 профессиональных стандартов. Распоряжением Правительства РФ № 2204-р от 29 ноября 2012 года утвержден план разработки профессиональных стандартов в сфере труда и образования в различных областях деятельности в Российской Федерации. Как следует из Перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам разработки профессиональных стандартов1, планируется принятие закона об обязательном применении профессиональных стандартов организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. В то же время Реестр областей и видов профессиональной деятельности на сайте Минтруда РФ в разделе 07 «Административно-управленческая и офисная деятельность» содержит только одну профессиональную область «Управление персоналом организации», что явно не соответствует всему спектру видов профессиональной деятельности в области управления.

В 2010 году был издан приказ Росимущества № 129 «О расширении практики привлечения профессиональных директоров в акционерные общества с участием Российской Федерации»2. В апреле 2014 году был одобрен и рекомендован к применению советом директоров Банка России новый Кодекс корпоративного управления3, который пришел на смену Кодексу корпоративного поведения, рекомендованному к применению распоряжением ФКЦБ России от 04.04.2002 № 421/р. Указанные

1 Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов от 26.12.2013 № Пр-3050.

2 Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.05.2010 № 129 «О расширении практики привлечения профессиональных директоров в акционерные общества с участием Российской Федерации».

3 Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления».

документы ввели ряд новых понятий и определений, которые должны учитываться при разработке профессиональных стандартов и программ обучения руководителей высшего звена управления.

Компетентность руководителя как база успешности компании

Так, согласно приказу Росимущества, кандидаты в органы управления и контроля акционерных обществ с участием Российской Федерации начиная с 2012 года в электронном виде на межведомственном портале Росимущества заполняют анкету кандидата и подписывают договор-оферту. Договор устанавливает понятие профессионального директора, регламентирует его права и обязанности. Профессиональным директором в соответствии с приказом является «физическое лицо, обладающее знаниями, умениями и навыками, достаточными для осуществления квалифицированного управления и контроля за деятельностью корпораций»4. Профессиональный директор не является государственным служащим. В его обязанности входит заблаговременное знакомство с материалами, осуществление сбора и анализа необходимой информации, подготовка предложений для представления Росимуществу, участие в работе комитетов и комиссий совета директоров, информирование обо всех случаях нарушений законодательства Российской Федерации, Устава и внутренних документов организации, допущенных органами управления, контроля и многое другое.

Кандидат в органы управления и контроля заполняет анкету профессионального директора компании с государственным участием -документ, который раскрывает информацию об обладании им знаниями, умениями и навыками, достаточными для осуществления квалифицированного управления и контроля за деятельностью организации и иную информацию. В частности, в анкете кандидат должен указать свой общий стаж работы в качестве члена совета директоров (наблюдательного совета), опыт работы в комитетах при совете директоров, опыт работы в качестве независимого директора, наименование и опыт работы в отраслях, в госкомпаниях, а также в сферах антикризисного управления, финансов и аудита, научной деятельности и т. д. Кроме того, кандидат должен указать сведения о высшем и дополнительном образовании, повышении квалификации с указанием учебного заведения,

4 Оферта на представление интересов Российской Федерации в органах управления и контроля акционерных обществ с участием Российской Федерации, утв. приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.05.2010 № 129.

периода обучения, специальности, квалификации, в том числе сведения об образовании в сфере корпоративного управления, а также о наличии ученой степени, об уровне знания иностранных языков.

Таким образом, деятельность профессионального директора органа управления и контроля компаний с государственным участием -это профессиональная деятельность, предусмотренная российским законодательством. Однако документы Минтруда РФ, такие как Общероссийский классификатор занятий5 и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, не устанавливают требований к членам коллегиальных органов и контроля управления организаций. Поэтому представляется целесообразным разработать отдельные профессиональные стандарты для профессиональных директоров - членов советов директоров (наблюдательных советов), а также для членов ревизионных комиссий.

Новые профессиональные стандарты должны быть разработаны в отношении руководителей высшего звена управления и членов органов контроля организации. В мировой практике понятие «руководители высшего звена управления» включает членов органов управления организации, т.е. членов совета директоров, наблюдательного совета, правления, генерального директора и т. п. Образовательные программы, которые разрабатываются в целях профессиональной сертификации указанных лиц, должны быть направлены на приобретение уже имеющими высшее образование и многолетний опыт работы руководителями дополнительных профессиональных компетенций. Например, как следует из Кодекса корпоративного управления6, членам органов управления и ключевым руководящим работникам организаций необходимо обладать следующими компетенциями в области управления рисками и организации контроля над финансово-хозяйственной деятельностью:

1. Компетенции членов совета директоров:

— определение основных принципов и подходов к системе управления рисками и внутреннего контроля, включая утверждение общей политики по этим вопросам;

— осуществление контроля над исполнительными органами;

5 «ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 № 2020-ст.

6 См.: Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления».

— оценка рисков, а также определение приемлемой величины рисков;

— организация проведения анализа и оценки функционирования системы управления рисками и внутреннего контроля;

— осуществление контроля за практикой корпоративного управления.

2. Компетенции членов комитета по аудиту совета директоров:

— осуществление контроля за обеспечением полноты, точности и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— осуществление контроля за надежностью и эффективностью системы управления рисками и внутреннего контроля и системы корпоративного управления;

— осуществление контроля процедур, обеспечивающих соблюдение требований законодательства, а также этических норм, правил и процедур общества, требований бирж;

3. Компетенции членов исполнительных органов:

— обеспечение создания и поддержания функционирования эффективной системы управления рисками и внутреннего контроля;

Также необходимо отметить важность профессионального обучения руководителей высшего звена управления для эффективного взаимодействия между руководством и коллективом организации, между председателем коллегиального органа управления и его членами. В процессе развития коллектива руководитель формирует и направляет силы коллектива на достижение целей организации. И чем требовательнее и заботливее он будет относиться к подчиненным, а также чем компетентнее и инициативнее он будет действовать, тем выше будет его результат. А чем выше будет развит коллектив, тем активнее и качественнее он будет помогать руководителю решать поставленные перед организацией задачи.

Руководители действуют в условиях высокого уровня ответственности за результаты деятельности организации и подчиненных, осуществляют работу в нестандартных и внештатных ситуациях, в условиях неопределенности и риска. Сложность и многообразие действий при выполнении функций управления, абсолютный уровень личной ответственности и самостоятельности, ненормированный рабочий день создают ряд особенностей, которые должны учитываться при разработке программ их обучения.

Для решения этой задачи необходимы новые инструменты, такие как мультимедийные образовательные материалы, интегрированные среды обучения и т. п., а также новые образовательные технологии, например, технология педагогического дизайна.

Обучение в отражении условий деятельности

По мнению многих авторов, педагогический дизайн - это системный подход к построению учебного процесса, выстраивание единой системы из целей обучения, методов, материалов и инструментов для передачи знаний. В основу педагогического дизайна легли исследования в области познания, образовательной психологии и подходов к разрешению проблем. Элементами педагогического дизайна являются содержание курса, стиль и последовательность изложения материала, способы его представления и т. д. Педагогический дизайн появился во времена Второй мировой войны, а спустя несколько лет стал по-настоящему популярен на Западе, найдя свое место в корпоративном обучении и в учебных заведениях, его начали активно использовать при создании учебников, а затем и при разработке онлайн-обучения (е-1еагт^). Основными целями и задачами педагогического дизайна являются:

— формирование последовательности представления учебного материала;

— подбор материала в соответствии с целями и задачами обучения;

— анализ результатов обучения.

Педагогический дизайн определяет последовательность использования теории и практики, предыдущего опыта, методов и форм обучения. Программы обучения должны формироваться таким образом, чтобы обучаемый имел возможность применить полученные знания и методы сначала в известной ему ситуации, а затем в новых условиях. При проектировании образовательных программ профессионального обучения для руководителей высшего звена управления в целях их сертификации на соответствие профессиональным стандартам, принятым Минтрудом РФ, необходимо учитывать ряд указанных ранее особенностей. Обучение должно проводиться в отношении опытных руководителей, уже имеющих когнитивные и технические навыки, глубокие знания в области своей работы и понимание отраслевой специфики.

Однако руководители 7-го, 8-го и 9-го уровней квалификации, должны не только обладать компетенциями, т. е. знаниями, навыками и умениями, но и эффективно применять их в практической деятельности

и решении типовых проблем, а также использовать эти компетенции для решения новых и нестандартных задач и проблемных ситуаций. Поэтому обучение руководителей должно носить комплексный характер для формирования у них целостной, интегрированной базы знаний. В этой связи особого внимания требует определение целей профессионального обучения руководителей и в зависимости от них подбор адекватных методов и средств передачи знаний в процессе обучения, а также средств контроля результатов обучения.

Целями вновь разрабатываемых программ обучения могут являться подготовка практикующих руководителей для эффективного выполнения трудовых функций, изложенных в профессиональных стандартах; повышение квалификации с целью перехода на новый уровень компетенций, необходимый на новом уровне иерархии управления; повышение психологической готовности для работы с большими коллективами в условиях неопределенности. Для достижения этих целей необходимо использование методологии относительно новой научной дисциплины - педагогического дизайна (Instructional Design), которая позволяет определить последовательность действий для изучения теории, получения практических навыков и оценки знаний.

Для создания курсов профессионального обучения может использоваться система педагогического проектирования (дизайна) ISD (Instructional System Design). М. Д. Мерилл (Merrill, M. D.) сформулировал главный принцип педагогического проектирования: «Среда обучения должна быть проблемно-ориентированной и вовлекать обучающихся в повторяющийся цикл действий, связанных между собой: активация предыдущего опыта, демонстрация компетенций, применение

«_> 7

компетенций и интеграция в реальную деятельность»7.

Этот принцип системы педагогического проектирования нашел отражение в моделях, разработанных такими зарубежными авторами, как Бела Банати (Bela Banathy, 1968), Дик и Кари (Dick and Carey, 2004) и Кемп (Kemp, Gustafson, Branch, 1997), Мерринбоер (4C-ID, van Merriënboer, 1997)8 и др. Эти модели выполняют коммуникативную роль, позволяя использовать единую терминологию и выполнять процессы разработки программ обучения типовым образом. Разработчикам программ обучения

7 Merrill, M. D. (2007). First principles of instruction: a synthesis. In Trends and Issues in Instructional Design and Technology (2nd edition; Vol. 2; P. 62-71). Upper Saddle River: Merrill/Prentice Hall.

8 Cm.: Van Merrienboer, J.J.G. (1997). Training complex cognitive skills: A four-component instructional design model for technical training. Englewood Cliffs: Educational Technology Publications.

необходимо иметь представление о различных моделях педагогического дизайна и подбирать модель к ситуации, а не наоборот.

Одной из популярных в настоящее время моделей педагогического дизайна является ADDIE9-модель, которая была разработана для военных сил США в 1970-е годы Центром образовательных технологий Государственного университета Флориды (Branson, Rayner, Cox, Furman, King, Hannum, 1975; Watson, 1981). Динамическая модель ADDIE (рисунок) включает следующие этапы: analyze (анализ), design (дизайн), develop (разработка), implement (применение), evaluate (оценка).

revision ■

Implement

j i

revision-

• revision

Development

Design

■ revision

Рисунок. Модель ADDIE

Каждый этап модели ADDIE является важным элементом процесса педагогического дизайна. На этапе анализа разработчик образовательной программы концентрируется на сборе данных, которые влияют на разработку проекта программы. После аналитического этапа разработчик начинает формировать проект программы и планирует ее элементы. На этапе разработки программы на основании планов и проекта программы создаются материалы, которые будут использованы при обучении. Этап внедрения заключается в проведении обучения и реализации работы, проделанной на предыдущих этапах, в результате которой обучающиеся получают ценные знания, навыки и умения. Оценка заключается в определении достижения целей проводимого обучения и изучении обратной связи от слушателей о качестве обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Instructional System Design: The ADDIE Model. A Handbook for Learning Designers. Retrieved from: http://www.nwlink.com/~donclark/hrd/sat.html

Разработчик программы обучения на каждом этапе принимает критичные решения в целях обеспечения эффективности образовательного процесса в отношении вопросов, которые представлены в таблице 1.

Таким образом, модель ADDIE - это детальное пошаговое руководство для определения содержания учебной программы и проектирования учебного процесса.

Таблица 1

Основные этапы создания образовательной программы (АББ1Е-модель;

Анализ (Предварительное планирование) Дизайн (Проектирование) Разработка (Разработка материалов) Применение (процедуры обучения) Оценка (Критический анализ результатов)

Целевая аудитория и ее потребности Определение предмета и плана обучения Разработка содержимого курса Определение места и времени проведения Тестирование обучаемых

Педагогические цели и задачи Определение содержания Разработка структуры курса Ожидания студентов, адаптация слушателей Оценка педагогов

Существующие компетенции обучаемых Выбор средств обучения Разработка процедур оценивания Определение количества слушателей Обратная связь

Среда и способы обучения Примеры, практические задачи Определение формы обучения Распространение материалов курса

Инструменты оценки Механизмы обратной связи Продолжительность проведения Получение обратной связи

Ресурсы и ограничения Методические материалы

В зарубежных подходах к педагогическому дизайну используются различные модели, при которых процесс обучения декомпозируется на части или категории обучения, что может негативно отразиться на эффективности профессионального обучения. Такие подходы не дают целостной картины изучаемого предмета и не учитывают, что комплексные навыки, как правило, приобретаются в процессе выполнения интегрированной задачи при высоком уровне координации и взаимодействия между отдельными компетенциями. Кроме того, для большинства моделей педагогического дизайна характерна фрагментация, направленность на ограниченную в конкретный момент времени задачу обучения (например, воспроизведение какого-то факта,

применение процедуры, понимание концепции) и использование педагогических методов для достижения этих частных задач. Проблемой в профессиональном обучении является методология, в ходе которой обучающийся получает ограниченное количество навыков в единицу времени, а новые навыки последовательно добавляются в ходе программы и только в конце обучения возможно применение комплексного навыка.

Таким образом, «методы обучения, которые хороши при выработке компетенций для решения частных, специфических практических задач или проблем, не всегда адекватны потребностям обучающихся при выявлении новых, комплексных проблем и решении общих задач»10. Поэтому в целях профессионального обучения и сертификации необходимо выработать подходы к обучению, которые направлены на приобретение руководителями высшего звена управления общих, абстрактных знаний для применения их в отношении незнакомых аспектов выполнения задач.

Военно-педагогическая модель «Этапы военно-педагогического процесса»11

Особый интерес в этой связи представляет модель, применяемая в российских вооруженных силах (таблица 2). Предметом военной педагогики являются основные составные части военно-педагогического процесса: воспитание, обучение, развитие и психологическая подготовка. Таким образом, первой значимой особенностью педагогического дизайна в военной педагогике является интегрированный подход, позволяющий решать комплексные задачи по защите РФ.

Основными функциями педагогического дизайна при таком подходе являются образовательная (обеспечение знаниями, умениями и навыками, выработка определенного мировоззрения); воспитательная (формирование необходимых качеств личности и качеств коллектива, обусловливающих позитивное взаимодействие при выполнении совместных задач); развивающая (формирование умения мыслить творчески, развитие логического мышления, самостоятельности в решении учебных задач); морально-психологическая (формирование психологической устойчивости и внутренней готовности к успешным

10 Kirschner, P., van Merriënboer, J.J.G. (2007). Ten Steps to Complex Learning. A New Approach to Instruction and Instructional Design. In Ten Steps to Complex Learning: A Systematic Approach to Four-Component Instructional Design (P. 244-253). London: Routledge.

11 Там же.

действиям). Указанные функции вполне могут быть использованы при профессиональном обучении руководителей высшего звена управления.

Второй важной особенностью модели военно-педагогического дизайна в РФ являются общие принципы, которые еще называют «законами соответствия:

— соответствие воздействий обучающего характеру деятельности, а также стремления обучаемых к знаниям, умениям, навыкам;

— соответствие воздействий обучаемого, с одной стороны, задачам и содержанию обучения, с другой - познавательным возможностям обучаемых;

— соответствие воздействий индивидуальной и коллективной (групповой) деятельности обучаемых;

— соответствие деятельности обучающего и обучаемых возможностям технических средств обучения;

— моделирование деятельности обучающего и обучаемых в соответствии с современными требованиями12».

В военно-педагогическом процессе сложилась модель, в которой выделяются три основных этапа подготовительный, основной и заключительный (таблица 2).

Таблица 2

Военно-педагогическая модель «Этапы военно-педагогического процесса»13

Подготовительный Основной Заключительный

ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АНАЛИЗ

1.Целеполагание. 2.Диагностика возможностей. 3.Прогнозирование результатов. 4. Проектирование. 5. Планирование. 1. Педагогическое взаимодействие. 2. Организация обратной связи. 3. Регулирование и корректировка деятельности. 4. Оперативный контроль. 1. Выявление возникающих отклонений. 2. Вычисление ошибок. 3. Анализ причин отклонений. 4. Проектирование мер по устранению ошибок.

Таким образом, военно-педагогическая модель имеет много общего с моделью ADDIE, однако проектирование и планирование в этой модели, в отличие от модели ADDIE, не выделяются в самостоятельные этапы педагогического дизайна, а являются частью подготовительного

12 Военная педагогика (2008). М.: Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

13 Там же.

этапа, в ходе которого создаются условия для эффективной реализации обучения.

Третьей особенностью военной педагогики являются дидактические принципы, которые учитываются при разработке планов, программ и методик в военно-педагогическом процессе и которые могут применяться для разработки учебных материалов для профессионального обучения руководителей высшего звена управления:

— «принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности обучаемых при руководящей роли педагога;

— принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил обучаемых;

— принцип рационального сочетания групповых и индивидуальных форм и способов процесса обучения;

— принцип наглядности и доступности обучения;

— принцип развивающего обучения (отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой);

— принцип связи обучения с жизнью, с практикой;

— принцип систематичности, последовательности и комплексности в овладении знаниями, умениями и навыками»14.

Указанные выше принципы сопоставимы с используемыми за рубежом общими принципами педагогического дизайна - активацией, демонстрацией, применением и интеграцией, рассмотренными ранее.

Независимо от продекларированных принципов педагогического проектирования эффективность данного процесса зависит от соответствия его элементов общей цели и взаимосвязей между элементами. На всех этапах должны осуществляться оперативный контроль, выявление недостатков и возможностей для улучшения, что имеет стимулирующее значение. Получение обратной связи является основой эффективного управления процессом педагогического дизайна. В военно-педагогической модели контролю и корректировке методов обучения на этапе осуществления программы обучения и на этапе анализа результатов придается большое значение. Однако в модели ADDIE оценка является ключевым аспектом педагогического дизайна, и корректировка (адаптация) программы обучения может производиться на любом этапе.

Четвертой отличительной особенностью педагогического дизайна в военной педагогике является наличие компонентов воспитания,

развития и психологической подготовки, которые отсутствуют в западных моделях. Возможно, именно эти компоненты обеспечивают комплексность компетенций обучающихся и их практическую реализацию при решении новых, сложных проблем и неструктурированных, абстрактных задач.

Ранее уже отмечалось, что личность руководителя взаимосвязана с коллективом, а результат работы организации зависит в равной степени и от компетентности руководителей, и от уровня развития всего коллектива. Поэтому методы и формы обучения, используемые в военно-педагогическом дизайне, могут быть полезны и требуют дальнейшего изучения в целях проектирования программ профессионального обучения для руководителей и членов коллегиальных органов управления организаций, в особенности компаний с государственным участием.

При использовании военно-педагогической модели для разработки программ профессиональной подготовки руководителей под целеполаганием необходимо понимать обоснование и постановку целей, а также декомпозицию целей на конкретные, достижимые задачи трех видов: общие задачи (общая концепция педагогического процесса), этапные задачи, ситуативные (частные) задачи.

В ходе этапа диагностики необходимо производить анализ общего состояния и компонентов программы обучения, а также учесть условия проведения обучения, «которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов; сбор необходимой информации о реальных возможностях педагогов и обучаемых, об уровне их предшествующей подготовки15». На примере этапа диагностики (по военно-педагогической модели) или анализа (по ADDIE-модели) процесс педагогического проектирования может выглядеть следующим образом:

Анализ руководителей в отношении:

1. Базовых компетенций, потребностей в улучшении компетенций и способностей к обучению.

2. Способов и форм обучения для лучшего восприятия информации руководителем (лекция, практическое задание, тестовые вопросы, кейс-метод, консультация).

3. Мотивация - изучение заинтересованности в обучении и возможности успеха руководителя при прохождении сертификации на соответствие профессиональному стандарту.

Анализ подходов к обучению:

1. Описание того, что руководители должны знать, уметь, какими навыками обладать после прохождения курса обучения.

2. Содержание обучения - область знаний, определение предметной области, в которой у руководителя недостаточно компетенций.

3. Временные и пространственные ограничения (продолжительность занятий, географическое расположение мест проведения обучения и самого руководителя).

Прогнозирование необходимо, чтобы оценить возможную результативность обучения в условиях, имеющихся для конкретного руководителя.

После проведения диагностики и прогнозирования составляется проект организации обучения, который уточняется, дорабатывается и оформляется в планы и программы обучения. Как правило, должны составляться несколько планов: план руководства программой обучения; план занятий с указанием сроков и ответственных преподавателей; план оценки и контроля качества обучения и т. п.

Заключение

Таким образом, применение технологий педагогического дизайна для разработки программ обучения руководителей высшего звена оказывает непосредственное влияние на мотивацию руководителей, для которых проводится обучение, скорость восприятия ими материала и другие показатели, а также обеспечивает рациональный, эффективный и комфортный процесс обучения руководителей.

Западные модели, используемые в педагогическом дизайне, помогают структурировать образовательный процесс и повысить его эффективность, однако чрезмерная фрагментация и последовательное получение знаний без овладения целостной картиной изучаемого предмета до окончания обучения препятствуют эффективному использованию компетенций для решения абстрактных и новых практических задач, что является существенной проблемой при формировании программ профессионального обучения руководителей высшего звена и членов коллегиальных органов управления и контроля организаций.

Создание инновационных методов обучения, основанных на индивидуальных потребностях, разработка электронных

образовательных ресурсов, использование воспитательных и развивающих подходов, которые применяются в Вооруженных силах РФ, могут способствовать устранению вышеуказанной проблемы и более качественному применению полученных компетенций в практической работе руководителей высшего звена управления.

ИСТОЧНИКИ:

Исаев, И.Ф., Клепикова, А.Г. (2009). Технология педагогического дизайна в разработке электронных учебных материалов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 1, 130-135.

Корчагина, Т.В., Платонова, О.В. (2014). Современные тенденции развития образования. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2-1, 11-13.

Кухаренко, В.Н. (2010). Подготовка преподавателей университета к работе в среде e-learning. Высшее образование в России, 10, 126-131.

Первушина, И.И., Кайгородцева, Н.В. (2012). Дидактические и методические требования к разработке электронных образовательных ресурсов. Омский научный вестник, 2, 292-296.

Военная педагогика (2008). М.: Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

«О расширении практики привлечения профессиональных директоров в акционерные общества с участием Российской Федерации».

«ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 № 2020-ст.

Оферта на представление интересов Российской Федерации в органах управления и

контроля акционерных обществ с участием Российской Федерации, утв. приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.05.2010 № 129.

Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по

вопросам разработки профессиональных стандартов от 26.12.2013 № Пр-3050.

Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления».

Instructional System Design: The ADDIE Model. A Handbook for Learning Designers. Retrieved from: http://www.nwlink.com/~donclark/hrd/sat.html

Kirschner, P., van МетёпЬоег, J.J.G. (2007). Ten Steps to Complex Learning. A New Approach to Instruction and Instructional Design. In Ten Steps to Complex Learning: A Systematic Approach to Four-Component Instructional Design (P. 244-253). London: Routledge.

Merrill, M. D. (2007). First principles of instruction: a synthesis. In Trends and Issues in

Instructional Design and Technology (2nd edition; Vol. 2; P. 62-71). Upper Saddle River: Merrill/Prentice Hall.

Morrison, G.R., Ross, S.M., Kalman, H.K., et al. (2010). Designing Effective Instruction (6th edition). N.Y.: Willey.

Van Merrienboer, J.J.G. (1997). Training complex cognitive skills: A four-component

instructional design model for technical training. Englewood Cliffs: Educational Technology Publications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.