Научная статья на тему 'Концептуальные основы педагогического дизайна: фрактально-резонансный подход'

Концептуальные основы педагогического дизайна: фрактально-резонансный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / "РЯД ЧУВСТВ" / П. Т. ДЕ ШАРДЕН / ФРАКТАЛЬНО-РЕЗОНАНСНЫЙ ПОДХОД / ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА / DESIGN / PEDAGOGICAL DESIGN / "A SERIES OF FEELINGS" / P. T. DE CHARDIN / FRACTAL RESONANCE APPROACH / THE MAIN STAGES OF INSTRUCTIONAL DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельников Валерий Александрович, Синицина Ирина Анатольевна, Синицын Илья Александрович

Открытость современного образования предполагает интеграцию традиций и инноваций, широкое использование информационно-коммуникационных технологий, междисциплинарный характер различных областей знания. Это ведёт к появлению новых целей, методов, приёмов, средств, которые используются в сфере педагогической практики. В статье представлен анализ по проблеме использования педагогического дизайна в современных условиях, приведены различные позиции авторов относительно содержания данного понятия, дано собственное определение педагогического дизайна, рассмотрено использование педагогического дизайна с позиций фрактально-резонансного подхода к организации среды образовательного учреждения. На основе анализа содержания текста трактата П. Т. де Шардена «Феномен человека» представлена авторская интерпретация «ряда чувств», выступающих основой для создания среды, в которой возможна самореализация субъектов образовательного процесса, а также выделена система принципов её структурирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельников Валерий Александрович, Синицина Ирина Анатольевна, Синицын Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES instructional design: fractal resonance APPROACH

The openness of modern education involves the integration of tradition and innovation, the widespread use of information and communication technologies, the interdisciplinary nature of the various fields of knowledge. This leads to new objectives, methods, techniques, tools used in teaching practice. The article presents an analysis on the use of instructional design in modern conditions are the various positions of the authors regarding the content of this concept, given its own definition of instructional design, discussed the use of instructional design from the viewpoint of fractal resonance approach to the organization of the environment of the educational institution. Based on the analysis of the content of the text of the treatise P.T.de Chardin''s «The Phenomenon of Man», the authors presents the author''s interpretation of the «number sense» is the basis for creating an environment in which self-realization is possible subjects of the educational process, as well as a system of principles highlighted in its structuring.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы педагогического дизайна: фрактально-резонансный подход»

3. Мастерман, Л. Обучение языку средств массовой информации / Л. Мастерман // Специалист. - 1993. - № 4. - С. 17-21.

E. N. Belaya, Dostoevsky Omsk State University

THE USAGE OF THE INTERACTIVE TRAINING METHODS AT THE LECTURES ON THE COURSE OF «INTRODUCTION TO THE THEORY OF CROSS-CULTURAL

COMMUNICATION»

The article is devoted to the interactive methods which are used in lectures on the course called "Introduction to the theory of cross-cultural communication". Creative tasks, work in small groups, discussions, brainstorming and case-study help students to learn training material. These methods are aimed at development of critical thinking, ability to analyze, give reasons and communicate with other people. Keywords: interactive methods, self-reflection, brainstorming, case- study.

References

1. Zaiir-Bek S.I, Mushtavinskaya I.V. Razvitie kriticheskogo myshlenija na uroke [Development of the critical thinking at the lessons]. Moscow, 2004, 260 p.

2. Galitskikh E. O. Dialog v obrazovanii kak sposob stanovlenija tolerantnosti [Dialogue in education as a way of tolerance formation]. Moscow, 2004, 105 p.

3. Masterman L. Teaching the media language. Spetsiolist, 1993, no. 4, pp. 17-21.

© Е. Н. Белая, 2016

Автор статьи - Елена Николаевна Белая, кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, e-mail: elena555-90@mail.ru

Рецензенты:

А. А. Петрусевич, доктор педагогических наук, профессор, Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ.

Г. П. Урюпина, кандидат педагогических наук, доцент, Омская юридическая академия.

УДК 37.01 Б01 10.17238/188П1998-5320.2016.24.118

В. А. Мельников,

Уфимский государственный нефтяной технический университет

И. А. Синицина, И. А. Синицын, Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА: ФРАКТАЛЬНО-РЕЗОНАНСНЫЙ ПОДХОД

Открытость современного образования предполагает интеграцию традиций и инноваций, широкое использование информационно-коммуникационных технологий, междисциплинарный характер различных областей знания. Это ведёт к появлению новых целей, методов, приёмов, средств, которые используются в сфере педагогической практики. В статье представлен анализ по проблеме использования педагогического дизайна в современных условиях, приведены различные позиции авторов относительно содержания данного понятия, дано собственное определение педагогического дизайна, рассмотрено использование педагогического дизайна с позиций фрактально-резонансного подхода к организации среды образовательного учреждения. На основе анализа содержания текста трактата П. Т. де Шардена «Феномен человека» представлена авторская интерпретация «ряда чувств», выступающих основой для создания среды, в которой возможна самореализация субъектов образовательного процесса, а также выделена система принципов её структурирования.

Ключевые слова: дизайн, педагогический дизайн, «ряд чувств», П. Т. де Шарден, фрактально-резонансный подход, основные этапы педагогического дизайна.

Инновационные процессы в развитии общества определяют современный облик и будущее человеческой цивилизации и актуализируют поиск идей, направленных на решение задачи подготовки молодого

поколения к жизни в современном обществе. Основным документом, регламентирующим этот процесс, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», где конкретизируется проблема образовательно-технологической модернизации сферы образования, поиска и использования ресурсов, необходимых для осуществления обучения и иных видов учебной деятельности. Эффективность здесь будет выражаться через интеграцию традиционных и инновационных форм образования, проектирование и конструирование развивающей образовательной среды, ориентированной на становление социально активной личности, мотивированной на творчество и инновационную деятельность. В данном случае речь должна идти о разработке наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения, которые могут быть использованы в сфере педагогической практики. Здесь целесообразно обращение к педагогическому дизайну - направлению педагогической науки, связанному с разработкой и изучением объектов, условий, ситуаций, сценариев, направляющих и поддерживающих образовательную деятельность.

Впервые слово «дизайн» появилось в XVI веке и означало первый набросок будущего произведения искусства. В словаре С. И. Ожегова о дизайне говорится как о процессе конструирования вещей, интерьеров, основанном на принципе сочетания удобства, экономичности и красоты [7]. В энциклопедическом словаре мы находим определение дизайна как вида проектировочной деятельности, целью которой является формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды. Если говорить о дизайне в архитектуре, то продуктом дизайна будет выступать совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека [2]. Исходя из данных определений, дизайн можно рассматривать как способ самовыражения человека; как среду обитания людей; предметно-вещный мир.

Педагогический дизайн как направление зародилось в США в период второй мировой войны с целью эффективного обучения большого количества людей выполнению сложных технических задач. Впоследствии разработки в данном направлении были перенесены в сферу педагогической практики и послужили импульсом к созданию эффективной системы самостоятельного обучения.

Психологической основой педагогического дизайна выступила теория бихевиоризма (Э. Торндайк), согласно которой обучение происходит методом проб и случайного успеха, что ведёт к формированию представления о путях достижения цели, т. е. решения поставленной задачи, где важная роль принадлежит стимулам внешней среды, определяющим реакцию и поведение человека [8].

В работе «Условия обучения» американский психолог Р. Ганье представил несколько результатов обучения: интеллектуальные навыки, когнитивную стратегию, вербальную информацию, двигательные навыки и отношение. Для достижения каждого из представленных результатов должны создаваться особенные условия, способствующие обучению. Основой теории Р. Ганье выступает идея об иерархическом строении навыков, а организация обучения требует учёта уровня знаний и умений каждого обучающегося. Главное отличие теорий педагогического дизайна (Р. Ганье, П. Смит, Т. Рэган, К. Рейгелут и др.) от когнитивных теорий учения (А. Бандура, Б. Скиннер, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский и др.) состоит в том, что в первых описываются не когнитивные процессы, а соответствующие среде методы, стимулирующие их развитие.

В начале 60-х гг. ХХ века постепенное развитие бихевиористской теории обучения привело к качественному познавательному (когнитивному) перевороту и оказало влияние на формирование педагогического дизайна в его современной форме: как дисциплины и технологии, поддерживающей индивидуальное развитие когнитивных учебных процессов.

В настоящее время проблематика педагогического дизайна соприкасается с исследованиями в области философии, психологии, социологии, педагогики (Г. А. Бордовский, Е. С. Полат, Д. Брунер и др.). Педагогический дизайн рассматривается как систематическое (приведённое в систему) использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов [10]; как педагогическая технология (система процедур), обеспечивающая педагогическую эффективность учебных материалов, в том числе разработанных с использованием новых информационных технологий [5]. С позиций системного подхода педагогический дизайн рассматривается в виде целостного процесса разработки разнообразных электронных учебных и методических материалов на основе психолого-педагогических, технологических, эргономических и методических требований к информационно-образовательной среде, включающих анализ, проектирование, разработку, применение и оценку эффективности разработок [3]. На рисунке показаны основные этапы педагогического дизайна с позиций системного подхода.

Основные этапы педагогического дизайна

Учитывая имеющиеся научные исследования по данной проблеме, отметим, что главной целью педагогического дизайна выступает эмпирическое обоснование теоретических положений и доказательство эффективности выбранных педагогом стратегии и методов обучения, которые способствуют тому, чтобы сделать учебный процесс творческим, действенным и доступным, в противовес шаблонной деятельности. С целью адаптации новых объектов и удержания традиционных педагогический дизайн порождает новые формы организации деятельности, методы, средства, утверждая наиболее значимые из них.

Идея педагогического дизайна оформлялась на фоне развития психологического знания о личности, а также синергетической методологии, рассматривающей образование как стимулирующее или пробуждающее, открытие себя или сотрудничество с самим собой и другими людьми. Как отмечает А. Г. Роуланд [13], дизайн подразумевает не только решение задач, открытие нового, но и социальное взаимодействие. Личность как субъект активности - социальной, коммуникативной, рефлексивной и т. д. выступает в центре внимания, и при выборе форм организации деятельности, средств и методов должно учитываться отношение к другим субъектам. Здесь речь идёт о понимании в процессе коммуникации, принятии разных позиций, точек зрения, систем ценностей, взаимодействии и взаимоизменении. Принимая во внимание данное положение, в качестве методологической основы мы определили фрактально-резонансный подход, соединяющий в одно ценностно-смысловое пространство ряд структур, подразумевающих своими целями развитие у субъектов образовательного процесса рефлексивных свойств, эмоциональной отзывчивости и эмпатических способностей [6].

Подтверждением выбранной позиции послужила точка зрения П. Г. Щедровицкого относительно того, что «человек - не машина, а прежде всего, социальный человек, который ожидает внимания и ориентируется на эмоционально-психологические отношения в коллективе» [12, с. 220]. Кроме этого, по определению Е. В. Головневой, «если знания, нормы, ценности, значения можно передать, то смыслы могут быть только выработаны как результат внутренней работы, которая и должна быть организована педагогами в ходе воспитательной работы со студентами» [1, с. 20]. Пьер Тейяр де Шарден в своём трактате «Феномен человека» представляет человека не как статический центр мира, а как ось и вершину эволюции и выделяет «ряд чувств», приобретение которых необходимо для становления индивида как особой целостности [11]. Считаем необходимым представить их в нашей авторской интерпретации:

• чувство пространственной необъятности, которое позволяет человеку оценивать вероятную результативность возможных действий, ставить перед собой цели, планировать новые способы их достижения и в целом ощущать личную эффективность;

• чувство глубины, которое выражается в стремлении к истине, а не к мыслительному самовыражению;

• чувство количества, которое направляет внутреннюю активность на то, чтобы знать больше, изучать явления окружающей действительности через наделение их личностно-значимыми смыслами. Такое «осмысленное учение» предназначается не только лишь для внешнего результата, но и ради ощущения здоровья и творческого созидания внутренней и внешней гармонии с самим собой и окружающим миром;

• чувство пропорции, благодаря которому реализуется равенство отношений, происходит продуктивный обмен идеями, эмоциями, различными формами понимания;

• чувство качества или новизны, благодаря которому происходит превращение естественной сущности человека в инструмент реализации социальных и социокультурных целей и намерений;

• чувство движения, благодаря которому человек выходит за рамки своих интересов, подчиняет себя познанию и делает себя средством достижения познавательных целей, в этом движении он проходит путь от самопознания и самоотношения к самоизменению и саморазвитию, при этом важная роль отводится рефлексии;

• чувство органического направляет на создание и поддержание баланса между спонтанностью и организацией, между чувственным и рациональным.

Подход П. Т. де Шардена согласуется с принципиальными положениями учений об эмоциях Аристотеля, Р. Декарта, Б. Спинозы, К. Г. Ланге, Э. Титченера и других, которые, представляя собой продукт пристального наблюдения и анализа, до сих пор не утратили своего значения.

Как показывают исследования Е. Н. Князевой и С. П. Курдюмова [4], главное в образовании -открытие человеком себя в сотворчестве с другими. Индивид, включённый в образовательную среду, сам (осмысленно или неосознанно) создаёт свои отношения к себе и окружению, а также способен формировать отношение к себе окружающих. Посредством резонансных воздействий можно подвести систему к благоприятному для неё вектору развития, способствовать обеспечению самоуправляемого и самоподдерживаемого воздействия.

В рамках фрактально-резонансного подхода педагогический дизайн выступает в качестве многоуровневой информационной системы, где каждый объект генерирует различные информационные сигналы, образующие множественные связи, воздействующие на человека и вызывающие определённый отклик, т. е. резонанс. Необходимо, чтобы компоненты (фракталы), входящие в структуру образовательной среды, были правильно подобраны, эффективно взаимодействовали и дополняли друг друга, создавая фасилитационное (от англ. to facilitate - облегчать, содействовать) пространство, позволяющее субъектам образовательного процесса эффективно взаимодействовать друг с другом, используя вербальные и невербальные средства коммуникации, осуществлять эмоциональную оценку партнёра по общению, что обеспечит обратную связь, взаимопонимание и гармонию.

Сочетание этих компонентов задаёт образовательную среду с определёнными характеристиками и развивающим потенциалом. Образовательная среда выступает в качестве многоуровневой системы, её сложность характеризуется наличием разнообразных элементов, каждый из которых выступает в качестве подсистемы, при этом сложность взаимосвязей зависит от количества различных факторов (пространственно-предметное окружение, социокультурная обстановка, социальное окружение, характер взаимодействия субъектов образовательного процесса и т. д.). В качестве основных её характеристик выступают неопределённость, открытость, динамизм, развивающий характер, способность наращивать упорядоченность за счёт адаптивной активности.

Под неопределённостью образовательной среды следует понимать насыщение процесса обучения проблемными заданиями, заставляющими обучающегося включить механизмы самодетерминации по всем уровням развития (физический, творческий, межличностный, социальный и др.). Рассматривая общение в педагогическом процессе как двустороннее взаимодействие, следует отметить неопределённость действий, предпринимаемых каждым субъектом. Ответная реакция одного субъекта на воздействие другого определяется конкретным состоянием субъектов, уровнем развития качеств, свойств, способностей, внешними условиями среды, где происходит взаимодействие. Стимулирование активности обучающегося создаёт ситуацию неопределённости реакции на воздействие педагога, которая приводит к различным поведенческим проявлениям со стороны обучающегося и педагогическим оценкам со стороны педагога. Преподносимая педагогом информация в зависимости от личностных особенностей обучающегося воспринимается и интерпретируется различно. Неопределённость воздействия находит выражение в непредсказуемости влияния информации в ситуации наложения новой информации на уже имеющиеся установки и убеждения обучающегося. Таким образом, проектирование педагогического дизайна представляет собой сложную систему, элементы которой взаимосвязаны, а её целостность и эмерджентность обеспечивается принципами функционирования педагогической системы. При выделении принципов проектирования педагогического дизайна мы руководствовались следующими положениями:

• адаптируемость - действие принципа распространяется на каждый элемент педагогического дизайна с целью улучшения или приобретения новых качеств в условиях изменения образовательной среды, при этом обязательным условием возможности адаптации является наличие обратных связей;

• наблюдаемость - действие принципа определяет критерии оценивания новых приёмов, способов обучения и воспитания;

• открытость - принцип предполагает мобильность, взаимодействие педагогических технологий, методов, средств, органично дополняющих друг друга в целях расширения функциональных возможностей педагогического дизайна.

На основе контент-анализа теоретических и научно-методических работ по проблемам современного образования при структурировании образовательной среды нами были выбраны принципы фрактально-резонансного подхода.

Принцип резонанса состоит в использовании в образовательном процессе стимулов, релевантных потребностям и ценностям личности, при этом они воспринимаются правильней и быстрее, чем не соответствующие им.

Принцип сетевого взаимодействия предполагает возникновение новой культуры совместной деятельности, обеспечивающей формирование готовности к партнёрству участников образовательного процесса при сохранении своей уникальности. В сетевом взаимодействии субъекты могут преследовать разные интересы, однако каждый из них заинтересован в партнёрских отношениях (синергетический эффект).

Принцип фрактальной гармонии утверждает идею о необходимости обеспечения гармонии различных способов освоения действительности - познавательного, эмоционального и действенного.

Принцип самоорганизации и самодостраивания, в соответствии с которым обеспечивается ориентация на механизмы управления, поддерживающие активность, оптимизм, самостоятельность, способность к самодостраиванию и формированию гуманистических идеалов в экзистенциально -духовной сфере, где существенную роль играет согласованность действий, кооперация усилий, необходимых для решения поставленных целей.

Принцип иерархической упорядоченности предполагает необходимость учёта не только внешней стороны иерархии, но и функциональных отношений между уровнями иерархии при структурировании образовательной среды. В зависимости от условий, в которых находятся субъекты образовательного процесса, деятельность протекает на различных уровнях её иерархии: операционном (человек-исполнитель), тактическом (человек-деятель), стратегическом (человек-творец) [5].

Проектирование педагогического дизайна требует анализа образовательных целей, разработки дизайнерских планов, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся, корректировки и преобразования дизайнерских идей в определённые кластеры в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями развития обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, а также оценки их эффективности. Такое проектирование, на наш взгляд, будет способствовать оптимизации образовательного процесса, расширению смыслового пространства содержания и форм образования и, что немаловажно, укреплению здоровья субъектов образовательного процесса.

Здесь важно подчеркнуть, что среда взаимопонимания, способствующая обогащению физической и культурной сферы жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, использование методов, форм воспитательной работы, построенных на базе делового, разнообразного и духовно-эмоционального общения, «акупунктурное» эффективное управление личностью, основанное на минимальном психологическом влиянии, будет направлять здоровьесозидающий процесс жизнедеятельности личности [9, с. 173]. В контексте данного определения под здоровьесозидающим процессом жизнедеятельности личности следует понимать ресурсоразвивающий характер взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Таким образом, в контексте фрактально-резонансного подхода педагогический дизайн может выступать как важный компонент социальной практики, ориентированной на создание среды, где на основе представления различных образовательных ресурсов, разработанной системы мер организуется и направляется процесс становления личности обучающегося как субъекта культуры и жизнетворчества, обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образовательного процесса. Продуктом педагогического дизайна является опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций, таких как умение действовать в рамках согласованных целей и задач; умение согласовывать свои действия с действиями партнёра, умение самостоятельно развиваться, если уровень имеющихся способностей не отвечает требованиям современности.

Библиографический список

1. Головнева, Е. В. К вопросу о профессиональном воспитании студентов в вузе // Е. В. Головнева, И. В.Сергиенко // Вестник ВЭГУ. - 2012. - № 5. - С. 18-24.

2. Иконников, А. В. Архитектура // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Советская Энциклопедия, 1970. - Т. 2. Ангола - Барзас. - С. 296- 302.

3. Клепикова, А. Г. Подготовка будущего учителя к использованию педагогического дизайна в профессиональной деятельности : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 [Место защиты: Белгород. гос. ун-т] Белгород, 2009. - 23 с.

4. Князева, Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдю-мов. - М. : Наука, 1994. - 238 с.

5. Курносова, С. А. Принципы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна // Вестник ЧГПУ. - № 11.- 2009. - С. 66-75.

6. Маджуга, А. Г. Фрактальная педагогика: ноументальная ментальность человека третьего тысячелетия / А. Г. Маджуга, И. А. Синицина // Философия образования. - 2015. - № 5 (62). - С. 74-84

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : 70 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М. : Рус. яз., 1989. - 924 с.

8. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд. перераб и доп. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.

9. Синицина, И. А. Концептуальные основы формирования здоровьесозидающего поведения личности / И. А. Синицина // Инновационная наука. - 2015. - № 10. - С. 169-173.

10. Уваров, А. Ю. Педагогический дизайн / А. Ю. Уваров // Информатика: прил. к газ. «Первое сентября». - Б. м. - 2003. - 8-15 авг. (№ 30). - С. 2-31.

11. Шарден, П. Т. Феномен человека / Пьер Тейяр де Шарден [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.psyoffice.ru/2512-9-shard01-index.html (Дата обращения 02.03.2016)

12. Щедровицкий, П. Г. PUZZLES : Как современный управленец формирует картину мира: Цикл лекций в НИТУ МИСИС / П. Г. Щедровицкий. - М., 2010-2011 гг. - 237 с.

13. Rowland, G. (1993). Designing and Instructional Design. Educational Technology Research and Development, 41(1), 79 -91.

V. A. Melnikov, Ufa State Oil Technical University, I. A. Sinitsyna, I. A. Sinitsyn, Sterlitamak Branch «Bashkir State University»

CONCEPTUAL BASES INSTRUCTIONAL DESIGN: FRACTAL RESONANCE APPROACH

The openness of modern education involves the integration of tradition and innovation, the widespread use of information and communication technologies, the interdisciplinary nature of the various fields of knowledge. This leads to new objectives, methods, techniques, tools used in teaching practice. The article presents an analysis on the use of instructional design in modern conditions are the various positions of the authors regarding the content of this concept, given its own definition of instructional design, discussed the use of instructional design from the viewpoint of fractal resonance approach to the organization of the environment of the educational institution. Based on the analysis of the content of the text of the treatise P.T.de Chardin's «The Phenomenon of Man», the authors presents the author's interpretation of the «number sense» is the basis for creating an environment in which self-realization is possible subjects of the educational process, as well as a system of principles highlighted in its structuring.

Keywords: design, pedagogical design, «a series of feelings», P. T. de Chardin, fractal resonance approach, the main stages of instructional design.

References

1. Golovneva E. V., Sergienko I. V. K voprosu o professional'nom vospitanii studentov v vuze. Vestnik Vostochnoj jekonomiko-juridicheskoj gumanitarnoj akademii, 2012, no. 5, pp. 18-24.

2. Ikonnikov A. V. Arhitektura. [Bol'shaja Sovetskaja Jenciklopedija]. 3-e izd. Gl. red. A. M. Prohorov. Moskva: Sovetskaja Jenciklopedija, 1970, T. 2, Angola - Barzas, pp. 296-302.

3. Klepikova A. G. Podgotovka budushhego uchitelja k ispol'zovaniju pedagogicheskogo dizajna v professional'noj dejatel'nosti: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 [Mesto zashhity: Belgorod. gos. un-t]. Belgorod, 2009, 23 p.

4. Knjazeva E. N., Kurdjumov S. P. Zakony jevoljucii i samoorganizacii slozhnyh sistem. Moscow, Nauka Publ., 1994, pp. 238

5. Kurnosova S. A. Principy podgotovki studentov vuza k proektirovaniju pedagogicheskogo dizajna. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2009, no. 11, pp. 66-75

6. Madzhuga A. G., Sinicina I. A. Fraktal'naja pedagogika: noumental'naja mental'nost' cheloveka tret'ego tysjacheletija. Filosofija obrazovanija, 2015, no. 5 (62), pp. 74-84

7. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo jazyka: 70 000 slov. [Pod red. N.Ju.Shvedovoj]. Moscow: Russkij jazyk Publ., 1989, pp. 924

8. Psihologicheskij slovar'. Pod red. V.P.Zinchenko, B.G.Meshherjakova. 2-e izd. pererab i dop. Moscow: Pedagogika-Press, 1999, 440 р.

9. Sinicina I. A. Konceptual'nye osnovy formirovanija zdorov'esozidajushhego povedenija lichnosti.

Innovacionnaja nauka, 2015, no. 10, рр. 169-173

10. Uvarov A .Ju. Pedagogicheskij dizajn. Informatika: prilozhenie k gazete «Pervoe sentjabrja», 2003, 8-15 avg. ( no. 30), pp. 2-31.

11. Sharden P. T. Fenomen cheloveka [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.psyoffice.ru/2512-9-shard01-index.html (Data obrashhenija 02.03.2016)

12. Shhedrovickij P. G. PUZZLES: Kak sovremennyj upravlenec formiruet kartinu mira [Cikl lekcij v NITU MISIS]. Moscow, 2010, 2011. 237 p.

13. Rowland, G. Designing and Instructional Design. Educational Technology Research and Development, 1993, no. 41(1), pp. 79-91.

© В. А. Мельников, И. А. Синицина, И. А. Синицын, 2016

Авторы статьи:

Валерий Александрович Мельников, кандидат педагогических наук, профессор, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Ирина Анатольевна Синицина, старший преподаватель, Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет».

Илья Александрович Синицын, магистрант, Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет».

Рецензенты:

А. Г. Маджуга, доктор педагогических наук, Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет». Е. В. Головнева, доктор педагогических наук, профессор, Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет».

УДК 371.2. Б01 10.17238/1В8П1998-5320.2016.24.124

Р. Г. Зарипов,

Омский государственный педагогический университет

В. П. Чащин, Омская гуманитарная академия М. В. Пашина,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Омский государственный педагогический университет

ЭКСКУРСИИ В ДЕНДРОЛОГИЧЕСКОМ САДУ г. ОМСКА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье предложена авторская версия проведения экологической тропы в пределах дендросада, которая направлена на экологическое образование и воспитание населения любого возраста и уровня образования.

Ключевые слова: дендросад, древесные растения, экскурсия, экологическая тропа, интродуценты, фоновые виды, экзоты.

Деревья и кустарники являются истинными сокровищами населённых пунктов, это не только эстетические украшения, но и гаранты экологического благополучия среды. Цель данной статьи -показать направление проведения экскурсий в форме экологической тропы, которое воспитывало бы экологическое воззрение на хозяйственную деятельность человека и природную среду.

Экологическое воспитание и образование необходимы каждому человеку, поскольку только природа оказывается единственным первоисточником благосостояния и жизни людей. Формируемое в результате соответствующего воспитания экологическое мировоззрение призвано обеспечить ответственное отношение к природе и человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.