Научная статья на тему 'Технологический подход к проектированию педагогического дизайна в условиях образовательного процесса'

Технологический подход к проектированию педагогического дизайна в условиях образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический дизайн / проектирование педагогического дизайна / образовательный процесс / этапы проектирования педагогического дизайна в условиях образовательного процесса / pedagogical design / pedagogical design / educational process / process of pedagogical design / stages of pedagogical design / design in educational process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. Е. Акмамбетова, Л. М. Миляева, И. А. Романовская

В статье раскрывается проблема проектирования педагогического дизайна в условиях образовательного процесса. На основе анализа ранее опубликованных исследований по данной проблеме делается вывод о её актуальности и перспективности в современном образовательном процессе, уточняется текущее состояние разработанности проблемы в теории и практике, сущностные характеристики процесса проектирования педагогического дизайна, даётся авторское обобщенное определение исследуемой категории. Рассматриваются этапы проектирования педагогического дизайна в условиях образовательного процесса. Делаются выводы о необходимости знания особенностей процесса проектирования педагогического дизайна, который нацелен на повышение качества образования и достижение высокой результативности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL APPROACH TO PROHECTING A PEDAGOGICAL DESIGN IN CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article reveals a problem of designing pedagogical design in the educational process. Based on the analysis of previously published studies on this problem, it is concluded that it is relevant and promising in the modern educational process, the current state of the problem is developed in theory and practice. The essential characteristics of the prohecting process of pedagogical design are specified, and an author, generalized definition of the concept is given. The stages of the arrangement of the pedagogical design in conditions of the educational process are considered. Conclusions are drawn about the need to know features of the process of pedagogical design, which is aimed at improving the quality of education and achieving high results in the educational process.

Текст научной работы на тему «Технологический подход к проектированию педагогического дизайна в условиях образовательного процесса»

зование музыкально-художественного образа в музыкально-исполнительской деятельности, эстетическая самоорганизация в мире искусств, аккультурация иностранных студентов в другой культуре, формирование слушательской культуры и др.

Библиографический список

Представленные методологические подходы исследования формирование готовности иностранных студентов к поликультурному диалогу в музыкально-образовательном процессе педагогического вуза позволяют изучить данный феномен в полном объёме.

1. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Б.Г Философский принцип системности. Системный подход. Вопросы философии. 1978; № 8: 39 - 54.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002.

3. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. Москва: Просвещение, 2000.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. Москва: Академия, 1999.

6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва: Сентябрь, 2000.

7. Сунь Ю. Освоение русской музыкальной культуры иностранными студентами в музыкально-образовательном процессе педагогического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2018.

8. Философский энциклопедический словарь. Под редакцией Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. Москва: Советская энциклопедия, 1983.

9. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теория и системах воспитания. Ростов-на-Дону: Учитель, 1999.

References

1. Blauberg I.V., Sadovskij V.N., Yudin B.G. Filosofskij princip sistemnosti. Sistemnyj podhod. Voprosyfilosofii. 1978; № 8: 39 - 54.

2. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.

3. Yakimanskaya I.S. Tehnologiya lichnostno-orientirovannogoobrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 2000.

4. Hutorskoj A.V. Sovremennaya didakiika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

5. Shiyanov E.N., Kotova I.B. Razvitie lichnosti v obuchenii. Moskva: Akademiya, 1999.

6. Yakimanskaya I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennojshkole. Moskva: Sentyabr', 2000.

7. Sun' Yu. Osvoenie russkoj muzykal'noj kul'tury inostrannymi studentami v muzykal'no-obrazovatel'nom processe pedagogicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2018.

8. Filosofskij 'enciklopedicheskjslovar'. Pod redakciej L.F. Il'icheva, P.N. Fedoseeva, S.M. Kovaleva, V.G. Panova. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1983.

9. Bondarevskaya E.V., Kul'nevich S.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriya i sistemah vospitaniya. Rostov-na-Donu: Uchitel', 1999.

Статья поступила в редакцию 17.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10031

Akmambetoba M.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: akmambetova@mail.ru Milyaeva L.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: asmila_50@mail.ru Romanovskaya I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Pedagogy and Continuous Professional Training Department, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: kafedrapnpo@gmail.com

TECHNOLOGICAL APPROACH TO PROHECTING A PEDAGOGICAL DESIGN IN CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS. The article reveals a problem of designing pedagogical design in the educational process. Based on the analysis of previously published studies on this problem, it is concluded that it is relevant and promising in the modern educational process, the current state of the problem is developed in theory and practice. The essential characteristics of the prohecting process of pedagogical design are specified, and an author, generalized definition of the concept is given. The stages of the arrangement of the pedagogical design in conditions of the educational process are considered. Conclusions are drawn about the need to know features of the process of pedagogical design, which is aimed at improving the quality of education and achieving high results in the educational process.

Key words: pedagogical design, pedagogical design, educational process, process of pedagogical design, stages of pedagogical design, design in educational process.

М.Е. Акмамбетова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, E-mail: akmambetova@mail.ru Л.М. Миляева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, E-mail: asmila_50@mail.ru И.А. Романовская, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, E-mail: romarinka@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье раскрывается проблема проектирования педагогического дизайна в условиях образовательного процесса. На основе анализа ранее опубликованных исследований по данной проблеме делается вывод о её актуальности и перспективности в современном образовательном процессе, уточняется текущее состояние разработанности проблемы в теории и практике, сущностные характеристики процесса проектирования педагогического дизайна, даётся авторское обобщенное определение исследуемой категории. Рассматриваются этапы проектирования педагогического дизайна в условиях образовательного процесса. Делаются выводы о необходимости знания особенностей процесса проектирования педагогического дизайна, который нацелен на повышение качества образования и достижение высокой результативности образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогический дизайн, проектирование педагогического дизайна, образовательный процесс, этапы проектирования педагогического дизайна в условиях образовательного процесса.

Наметившаяся в последнее время тенденция широкого использования педагогического дизайна в образовательном процессе ставит педагогов перед необходимостью приобретения знаний и умений проектирования процесса педагогического дизайна, определения его объектов с использованием инновационных форм, методов, средств и современных информационно-коммуникативных технологий. Как следствие, актуализируется проблема проектирования педагогического дизайна, способствующего эффективному осуществлению образовательного процесса.

Анализ литературы (Н.В. Воронов, КП Кречетникова, М.В. Моисеева, Е.В. Ос-пенникова, В.Н. Псдковырова, А.Ж. Ромизовский, А.Ю. Уваров) позволяет нам сделать вывод о том, что термин «педагогический дизайн» имеет весьма неоднозначное толкование. Его определяют как процесс, как дисциплину, как науку, как действительность. Сегодня точного и однозначного толкования данного термина нет.

Ряд ученых рассматривают данный феномен (англ. Instructional Design, Instructional Systems Design, ISD, фр. Ingénierie pédagogique) как научное направление, связанное с разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения, которые могут быть использованы в образовательном процессе (Р. Ганже, Р Райсер и др.).

Так, А.Ю. Уваров считает, что «педагогический дизайн - приведенное в систему использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов» [1].

С точки зрения П. Смита и Т. Рэгана, процесс педагогического дизайна есть «системный рефлексивный процесс перевода с языка обучения и преподавания на язык планирования обучающих материалов, деятельности, информационных ресурсов и оценки» [2].

По мнению ряда исследователей, процесс педагогического дизайна определяется как «процесс систематической разработки педагогических спецификаций с использованием учебных и педагогических теорий для обеспечения высокого качества преподавания. Он охватывает весь процесс анализа потребностей и целей обучения, а также разработки системы преподавания для удовлетворения этих потребностей, а также предусматривает разработку педагогических материалов и видов деятельности, а также тестирования и оценки эффективности всех педагогических и учебных видов деятельности» [3].

Как процесс проектирования учебных материалов, педагогический дизайн представляет собой процедуру решения учебной проблемы: анализ потребностей и целей, разработка средств и методов обучения с использованием информационных технологий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса. удовлетворения этих потребностей [4].

Анализ современного состояния проблемы проектирования педагогического дизайна позволяет нам представить авторское видение исследуемого феномена. Процесс педагогического дизайна - совокупность процедур, позволяющих обеспечить эффективность образовательной среды посредством постоянного совершенствования образовательных ресурсов, в том числе разработанных с использованием новых информационных технологий.

Как видим, основной целью педагогического дизайна является создание таких условий, которые позволяют образовательному процессу быть результативным, направленным на эффективное развитие субъектов образования. Это достигается за счет разработки, структурирования, рационального сочетания и использования образовательных ресурсов. При этом важнейшим условием является применение в учебном процессе инновационных технологий: ИКТ, мультимедиа, программированного обучения и др.

По сути, процесс педагогического дизайна - это технология, набор процедур, состоящих из определенных этапов. В своем широком значении педагогический дизайн - это процесс формирования учебного пространства.

Процесс педагогического дизайна в условиях образовательного процесса может быть реализован на различных уровнях. А.Ж. Ромизовский, один из классиков данного направления, выделяет следующие уровни:

- уровень системы учебных курсов или курса;

- уровень «урока» - урок в данном значении выступает как педагогический этап, необходимый для решения одной или нескольких взаимосвязанных задач;

- уровень «педагогического события» - конкретных действий, которые необходимо осуществить для достижения одной задачи;

- уровень «учебного шага», который означает детальное планирование отдельного «педагогического события» как совокупности шагов [5].

С помощью педагогического дизайна можно создавать и поддерживать среду, в которой на основе наиболее рационального представления о взаимосвязи и сочетания различных типов ресурсов обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное их развитие. При создании образовательных ресурсов педагог не ограничивается только учетом дидактических принципов обучения (как принято в методике преподавания), но и предусматривает определение следующих качеств образовательного продукта: функциональные; педагогические; методические; психологические; технические; эстетические.

Обращаясь к феномену педагогического дизайна, мы понимаем его как процесс проектирования различных образовательных ресурсов, состоящий из определенных этапов.

А.Ю. Уваров рассматривает процесс педагогического дизайна как совокупность этапов анализа, проектирования, разработки, применения и оценки результатов работы [6].

Принято считать, что это и есть производственный цикл создания образовательных ресурсов, требующий ряда педагогических действий. Соглашаясь с А.Ю. Уваровым, мы выделяем этапы, соотнеся их с компонентами образовательного процесса и наполняя более широким содержанием: аналитический, проектировочный, организационно-содержательный, деятельностный, оценочно-результативный.

Аналитический этап осуществляется по нескольким направлениям, одним из которых является анализ целей и задач и определение желаемых результатов образовательного процесса. В педагогике под целью понимают идеальное представление результата будущей деятельности или ожидаемые результаты образования. Основой целеполагания выступают социальные и государственные заказы, образовательные стандарты и результаты исследований потребностей в области образования субъектов учебного процесса.

Одной из ключевых особенностей современного процесса обучения является заранее спрогнозированный результат, который впоследствии легко можно проверить. Для этого цель формулируется на диагностической основе. По мнению В.П. Беспалько, диагностично поставленная цель должны быть конкретна, критериальна (присутствуют критерии и показатели степени достижения), поддаваться измерению, идентифицируема, иметь шкалу оценки степени достижения целей [7].

На современном этапе развития школы цели определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), в которых зафикси-

рованы образовательные результаты. Сегодня учителя должны работать на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Стандарты определяют требования, предъявляемые к результатам освоения программ всех ступеней обучения.

С точки зрения педагогического дизайна, цель - это описание поведения, которое должен продемонстрировать обучающийся, чтобы доказать свою компетентность в изучаемом вопросе. Цель описывает ожидаемый результат.

Проектировочный этап в процессе педагогического дизайна, который может рассматриваться как алгоритмическая система процедур, заключается в создании модели образовательного ресурса, исходя из определённой концепции. Проектируя учебный процесс с учетом возрастных и психологических особенностей обучающегося, уровня усвоения знаний и умений, учитель ориентируется на многообразие видов учебной деятельности, систему методов и приемов обучения, форм и средств организации учебной деятельности.

Организационную основу процесса педагогического дизайна составляют специфические для этого процесса принципы: интерактивность, мультимедий-ность, моделинг, коммуникативность, продуктивность, комфортность [8].

Главная цель педагогического дизайна - «оживить» образовательный ресурс, что сделает его наиболее доступным и интересным.

На проектировочном этапе педагогу необходимо учитывать современные требования, предъявляемые к организации процесса обучения. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), учебный процесс строится на основе деятельностного подхода. Деятельностный подход требует включения учащихся в различные виды деятельности, использования в обучении активных и интерактивных методов обучения.

В процессе обучения наиболее эффективными являются методы, при которых обучающиеся идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в предлагаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха, мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.

В условиях реализации деятельностного подхода, обозначенного в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), одним из перспективных методов обучения является метод проектов. Он позволяет включить учащихся в познавательную, аналитическую, исследовательскую, конструкторскую, оценочную, коммуникативную деятельность, ориентирует на самостоятельное создание образовательного продукта. С его помощью развиваются творческие способности, социальная активность, формируется потребность в познании окружающего мира. Сегодня все большую популярность в учебном процессе приобрели компьютерные проекты. С точки зрения педагогического дизайна, использование компьютера для разработки проектов является вполне обоснованным.

К интерактивным формам и методам обучения, получившим сегодня широкое распространение в образовательном процессе, относятся возникшие на базе информационных технологий видеоконференции, виртуальные консультации, виртуальные семинары, дистанционное обучение, имитационное моделирование, онлайн-тестирование и др. Организация процесса обучения с точки зрения педагогического дизайна требует проектирования цифровых учебных материалов (ЦОР) с использованием современных средств Web-разработок.

Актуальным направлением в рамках педагогического дизайна является выбор интерактивных методов обучения, способствующих развитию интеллектуальной активности, самостоятельности обучающихся, критичности мышления, их способности к саморазвитию.

Средства обучения являются неотъемлемой частью образовательного процесса и могут быть представлены как образовательные ресурсы.

Для проектирования образовательных ресурсов педагогу необходимо знать и уметь применять электронные издания и средства обучения. Согласно классификации Роберт И.В., электронные издания можно разделить на следующие группы: обучающие, тренажеры, контролирующие программные средства, информационно-справочные, имитационные программные средства (системы), моделирующие программные средства, демонстрационные программные средства, учебно-игровые программные средства [9]. Применение вышеперечисленных средств способствует достижению поставленных целей.

На организационно-содержательном этапе предполагается отбор и уточнение содержания изучаемого материала, приведение его в соответствие с необходимыми требованиями, подбор эффективных заданий, оценочных процедур и инструментария, разработка форм обратной связи, методов и средств проверки освоения пройденного материала, определение интерфейса образовательных ресурсов.

На деятельностном этапе созданные ресурсы внедряются и используются в образовательном процессе. Этап внедрения продукта предполагает компетентное педагогическое сопровождение, не исключающее ситуативную импровизацию со стороны педагога.

На оценочно-результативном этапе проектирования педагогического дизайна осуществляется оценка эффективности образовательных ресурсов. Это, пожалуй, один из самых значимых этапов. Он позволяет педагогу определить, насколько верно подобраны учебные средства, достигнуты ли цели обучения за счет применяемых ресурсов.

С точки зрения оценки эффективности образовательных ресурсов можно выделить следующие требования к оценке знаний в учебном процессе:

- наличие конкретных, диагностично сформулированных целей;

- наличие критериев оценки знаний.

По мнению В.Л. Рысса, любая процедура измерения образовательных результатов предполагает определенную последовательность [10]. При проектировании этапа оценки образовательных ресурсов учитель, прежде всего, должен определить цель измерения образовательных результатов. Сегодня, обращаясь к целям обучения, учитель берет за основу требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в рамках которого выдвигаются требования к итогам обучения. Итогом обучения должны стать не только образовательные результаты, но и совокупность личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.); метапредметных (универсальные учебные действия); предметных (система основных знаний) результатов.

Следующим шагом является установление конкретных объективно необходимых результатов, подлежащих измерению. На этом этапе важно определить критерии и показатели ожидаемого результата. Разрабатывая критерии и показатели учебного результата, необходимо учесть, что они требуют описания либо способа выполнения деятельности, либо получаемого продукта. В процессе проектирования форм аттестации учащихся важно выбрать объект оценки, позволяющий адекватно оценить тот или иной образовательный результат.

Третий шаг при проектировании процедуры измерения образовательных результатов - это организация их измерения. На этом этапе определяются формы, методы и средства измерения. Получение данных об эффективности учебного процесса осуществляется посредством:

Библиографический список

- устных методов и форм (беседа, сообщения, зачет, экзамен, устная защита и т.д.);

- письменных методов и форм (контрольная работа, проверочная работа, изложение, сочинение, диктант, тестирование, экзамен, эссе и т.д.);

- выполнения практических работ [11].

Следует отметить, что контроль может осуществляться с использованием информационных технологий. В ходе оценки степени достижения выдвинутых целей обучения следует использовать разнообразные формы и методы, дополняющие друг друга. Такой комплексный подход к оценке результатов дает возможность наиболее точно оценить эффективность применяемых в учебном процессе образовательных ресурсов. Безусловно, на результативность учебной работы влияет ряд факторов, но первостепенное значение имеют применяемые учебные материалы.

Таким образом, каждый из этапов проектирования педагогического дизайна тесным образом связан с этапами образовательного процесса, что определяет и усиливает их результативность.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующее заключение: процесс проектирования педагогического дизайна является целостным, поэтапным, упорядоченным процессом разработки, реализации и оценки эффективности используемых ресурсов в ходе образовательного процесса. Он нацелен на развитие творческих способностей обучающихся, создание комфортных условий обучения, на повышение качества образования и достижение высокой результативности образовательного процесса. Дальнейшая разработка исследуемой проблемы предполагает расширение функций педагогического дизайна и определение организационно-педагогических условий его проектирования.

1. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн. Информатика: приложение к газете «Первое сентября». 2003; № 30: 2.

2. Smith P.L. & Ragan T.J. Instructional Design. New York: John Wiley and Sons, Inc., 1999.

3. Кузнецова И.С. Педагогический дизайн. Теория и практика разработки современных учебных материалов, использования инновационных образовательных технологий и цифровых образовательных ресурсов: сборник материалов практического семинара национального фонда подготовки кадров, 19 - 23 сентября. Москва, 2005: 155 - 167.

4. Подковырова В.Н. Основы педагогического дизайна. School.uni-altai.ru: Available at: http:///m_conf017podkovirova-dezign.pdf

5. Ромизовский А.Ж. Разработка педагогических систем. Принятие решений в планировании курсов и учебных планов. London: Kogan page Ltd., 1999.

6. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн. Информатика: приложение к газете «Первое сентября». 2003; № 30: 2.

7. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. Москва: Высшая школа, 1989.

8. Исаев И.Ф., Клепикова А.Г Технология педагогического дизайна в разработке электронных учебных материалов. Вестник ТГУ. 2009; № 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-pedagogicheskogo-dizayna-v-razrabotke-elektronnyh-uchebnyh-materialov

9. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. Москва: Школа Пресс, 1994.

10. Рысс В.Л. Контроль знаний учащихся. Москва: Педагогика, 1982.

11. Подласый И.П. Педагогика. Москва: Юрайт, 2012.

References

1. Uvarov A.Yu. Pedagogicheskij dizajn. Informatika: prilozhenie k gazete «Pervoe sentyabrya». 2003; № 30: 2.

2. Smith P.L. & Ragan T.J. Instructional Design. New York: John Wiley and Sons, Inc., 1999.

3. Kuznecova I.S. Pedagogicheskij dizajn. Teoriya i prakiika razrabotki sovremennyh uchebnyh materialov, ispol'zovaniya innovacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij i cifrovyh obrazovatel'nyh resursov: sbornik materialov prakticheskogo seminara nacional'nogo fonda podgotovki kadrov, 19 - 23 sentyabrya. Moskva, 2005: 155 - 167.

4. Podkovyrova V.N. Osnovy pedagogicheskogo dizajna. School.uni-altai.ru: Available at: http:// /m_conf01/podkovirova-dezign.pdf

5. Romizovskij A.Zh. Razrabotka pedagogicheskih sistem. Prinyatie reshenij v planirovanii kursov i uchebnyh planov. London: Kogan page Ltd., 1999.

6. Uvarov A.Yu. Pedagogicheskij dizajn. Informatika: prilozhenie k gazete «Pervoe sentyabrya». 2003; № 30: 2.

7. Bespal'ko V.P., Tatur Yu.G. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo processa podgotovki specialistov. Moskva: Vysshaya shkola, 1989.

8. Isaev I.F., Klepikova A.G. Tehnologiya pedagogicheskogo dizajna v razrabotke 'elektronnyh uchebnyh materialov. Vestnik TGU. 2009; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/tehnologiya-pedagogicheskogo-dizayna-v-razrabotke-elektronnyh-uchebnyh-materialov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Robert I.V. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii: didakticheskie problemy; perspektivy ispol'zovaniya. Moskva: Shkola Press, 1994.

10. Ryss V.L. Kontrol'znanij uchaschihsya. Moskva: Pedagogika, 1982.

11. Podlasyj I.P. Pedagogika. Moskva: Yurajt, 2012.

Статья поступила в редакцию 13.11.19

УДК 369:373.1 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10032

Zavrazhnov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Work, Service and Tourism, Arzamas Branch of UNN (Arzamas, Russia),

E-mail: zavr 1982@yandex.ru

Zakharov G.V., student, Psycho-Pedagogical Faculty, Arzamas Branch of UNN (Arzamas, Russia), E-mail: zavr 1982@yandex.ru

OPPORTUNITIES OF PROJECT ACTIVITY IN DEVELOPING PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION OF FUTURE SOCIAL WORKERS. The article studies possibilities of project activities in the development of professional self-determination of future social workers. The relevance of this problem lies in the fact that the specificity of social work places high demands on professionals, so it is important to help students become more familiar with the features of their future profession and create the basis for their integration into work teams. As a means for this, the project activities of future social workers studying at the psychological and pedagogical faculty of the Arzamas branch of the National Research Nizhny Novgorod State University n.a. N.I. Lobachevsky (UNN). The existing system of project activities allows to immerse future social workers into the context of professional activity and problematic situations that arise during its implementation, which allows to more fully evaluate your capabilities in your chosen profession.

Key words: social work, professional self-determination, future social workers, project activities, industrial practice, undergraduate practice.

В.В. Заеражное, канд. пед. наук, доц., Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас, E-mail: zavr 1982@yandex.ru

Г.В. Захаров, студент, Арзамасский филиал ННГУ, г. Арзамас, E-mail: zavr 1982@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.