Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Original paper
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ МОДЕЛИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ У СТУДЕНТОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
© Ф.С. Абдуллаева
1 н
Узбекский государственный университет мировых языков, Ташкент, Узбекистан
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ: статья анализирует роль педагогического дизайна и современных учебных моделей в формировании профессиональной коммуникативной компетенции на иностранном языке у студентов туристического направления, подчеркивая значимость интерактивных технологий и культурной компетенции.
ЦЕЛЬ: главной целью исследования является повышение качества подготовки студентов к профессиональной деятельности в международной туристической среде через использование современных подходов в обучении.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: исследование основывалось на анализе научной литературы и практическом внедрении интерактивных технологий, таких как ролевые игры, симуляции и кейс-методы, в образовательный процесс.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: внедрение педагогического дизайна и современных моделей обучения в подготовку студентов туристического направления доказало свою эффективность, позволяя развивать профессиональные навыки и повышать уровень культурной компетенции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: использование педагогического дизайна и инновационных подходов делает образовательный процесс более практикоориентированным, что способствует успешной адаптации студентов к требованиям профессиональной деятельности в туризме.
Ключевые слова: педагогический дизайн, современные учебные модели, профессиональная коммуникативная компетенция, иностранный язык, туризм, культурная компетенция, интерактивные технологии.
Для цитирования: Абдуллаева Ф.С. Педагогический дизайн и современные учебные модели в формировании профессиональной коммуникативной компетенции на иностранном языке у студентов туристического направления. // Inter education & global study. 2024. №9(1). С. 204-209.
PEDAGOGIK DIZAYN VA ZAMONAVIY TA'LIM MODELLARI TURIZM YO'NALISHIDAGI TALABALARDA CHET TILIDA KASBIY KOMMUNIKATIV KOMPETENTSIYANI SHAKLLANTIRISHDA_
© F.S. Abdullayeva1H
1O'zbekiston davlat jahon tillari universiteti, Toshkent, O'zbekiston_
©intereduglobalstudy.com
2024, ISSUE 9(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal ISSN 2992-9024 (online)
Научно-теоретический и методический журнал 2024, №9(1)
Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Annotatsiya
KIRISH: maqolada turizm yo'nalishidagi talabalarda chet tilida kasbiy kommunikativ kompetentsiyani shakllantirishda pedagogik dizayn va zamonaviy ta'lim modellarining o'rni, shuningdek, ularning ta'lim jarayonidagi ahamiyati tahlil qilinadi.
MAQSAD: tadqiqotning asosiy maqsadi - turizm yo'nalishidagi talabalarni xalqaro turizm muhitida ishlashga tayyorlash uchun pedagogik dizayn va zamonaviy o'qitish usullarining samaradorligini oshirish, shuningdek, interaktiv texnologiyalar va madaniy kompetentsiyaning rolini aniqlashdir.
MATERIALLAR VA METODLAR: tadqiqotda pedagogik dizayn va zamonaviy ta'lim modellarining chet tillarini kasbiy maqsadlarda o'rgatishda qo'llanilishi bo'yicha ilmiy adabiyotlar tahlil qilindi.
MUHOKAMA VA NATIJALAR: natijalar shuni ko'rsatdiki, rasmiy muloqot ko'nikmalarini rivojlantirish uchun interaktiv metodlardan (rolli o'yinlar, simulyatsiyalar) foydalanish talabalarning bilim darajasini oshirishda va madaniy kompetentsiyani shakllantirishda sezilarli ijobiy natijalarni berdi.
XULOSA: tadqiqot natijalari pedagogik dizayn va zamonaviy ta'lim modellarini turizm yo'nalishidagi ta'lim jarayoniga qo'llash ta'lim jarayonini samaraliroq va amaliyotga yaqinlashtirishi mumkinligini tasdiqladi.
Kalit so'zlar: pedagogik dizayn, zamonaviy ta'lim modellari, kasbiy kommunikativ kompetentsiya, chet tili, turizm ta'limi, madaniy kompetents iya, interaktiv texnologiyalar.
Iqtibos uchun: Abdullayeva F.S. Turizm yo'nalishidagi talabalarda chet tilida kasbiy kommunikativ kompetentsiyani shakllantirishda pedagogik dizayn va zamonaviy ta'lim modellarining o'rni. // Inter education & global study. 2024. №9(1). B. 204-209.
PEDAGOGICAL DESIGN AND MODERN EDUCATIONAL MODELS IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGES AMONG STUDENTS OF THE TOURISM FIELD_
© Feruza S. Abdullayeva1®
1Uzbek State University of World Languages, Tashkent, Uzbekistan_
Annotation
INTRODUCTION: the article examines the role of pedagogical design and modern educational models in developing professional communicative competence in foreign languages among students in the tourism field, highlighting the significance of interactive technologies and cultural competence in the educational process.
AIM: the main objective of the study is to enhance the readiness of tourism students for professional activities in an international context by using pedagogical design and modern teaching models.
MATERIALS AND METHODS: the study involved analyzing scientific literature on pedagogical design and interactive teaching methods, including role-playing, simulations, and case studies, as applied in tourism education.
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 9(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
DISCUSSION AND RESULTS: the results demonstrated that integrating pedagogical design and modern educational models into the training of tourism students significantly improved their professional communicative competence and cultural awareness.
CONCLUSION: the findings confirmed that employing pedagogical design and innovative educational models in tourism education enhances the practical orientation and overall effectiveness of the learning process.
Keywords: pedagogical design, modern educational models, professional communicative competence, foreign language, tourism education, cultural competence, interactive technologies.
For citation: Feruza S. Abdullayeva. (2024) 'Turizm yo'nalishidagi talabalarda chet tilida kasbiy kommunikativ kompetentsiyani shakllantirishda pedagogik dizayn va zamonaviy ta'lim modellarining o'rni', Inter education & global study, (9(1)), pp. 204209. (In Russ).
A V w
Современный туризм является одной из самых динамично развивающихся отраслей, требующей от специалистов высокого уровня профессиональной подготовки, включая не только глубокие знания о туристических услугах, но и навыки эффективной коммуникации с представителями разных культур. В условиях глобализации и интернационализации туристической индустрии владение иностранными языками и умение общаться с клиентами и партнёрами из других стран становятся неотъемлемой частью профессиональной компетенции специалистов в данной области. Именно поэтому профессиональная коммуникативная компетенция на иностранном языке рассматривается как ключевая составляющая подготовки студентов туристического направления.
Педагогический дизайн — это процесс разработки и внедрения образовательных программ, ориентированных на эффективное и целенаправленное обучение. В последние годы педагогический дизайн активно используется в образовательных учреждениях для подготовки специалистов, что позволяет создать структурированный и гибкий учебный процесс, адаптированный под конкретные профессиональные потребности. В сфере туризма педагогический дизайн играет важную роль, так как он позволяет разработать образовательные программы, которые не только повышают уровень знаний студентов, но и помогают им развивать необходимые навыки межкультурной коммуникации.
Современные учебные модели, такие как интерактивные методы, ролевые игры и симуляции, способствуют созданию учебной среды, максимально приближённой к реальным условиям профессиональной деятельности. Эти модели, интегрированные в педагогический дизайн, позволяют студентам развивать не только языковые навыки, но и культурную компетенцию, что является важным для успешного взаимодействия с клиентами разных культурных традиций.
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 9(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal ISSN 2992-9024 (online)
Научно-теоретический и методический журнал 2024, №9(1)
Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
Цель данной статьи — исследовать роль педагогического дизайна и современных учебных моделей в формировании профессиональной коммуникативной компетенции на иностранном языке у студентов туристического направления. Анализ существующих подходов и методик позволит выявить наиболее эффективные способы подготовки будущих специалистов к работе в международной туристической среде.
В последние годы педагогический дизайн и современные учебные модели получили широкое распространение в образовательной сфере, особенно в программах, направленных на подготовку специалистов для туризма и гостеприимства. Литературный обзор позволит рассмотреть теоретические аспекты и практические результаты использования педагогического дизайна в обучении студентов иностранным языкам для профессиональных целей.
Педагогический дизайн определяется как методологический процесс разработки, внедрения и оценки образовательных программ с учётом целей, содержания и средств обучения. Браун (2016) подчёркивает, что педагогический дизайн в обучении иностранным языкам для профессиональных целей способствует структурированию учебного процесса таким образом, чтобы студенты могли усваивать знания и развивать навыки, необходимые для профессиональной деятельности. Педагогический дизайн предполагает гибкий подход к обучению, который включает как теоретические занятия, так и практическую подготовку, что позволяет студентам развивать не только языковые навыки, но и готовность к решению реальных профессиональных задач.
Интерактивные методы, такие как ролевые игры, симуляции, кейс-стади, являются важной частью педагогического дизайна и оказывают значительное влияние на качество подготовки студентов. Исследование Джонсона и Смита показывает, что использование интерактивных методов в обучении способствует активному вовлечению студентов в учебный процесс и развитию у них навыков коммуникации в профессиональных ситуациях. В частности, ролевые игры позволяют студентам моделировать ситуации общения с клиентами, решать конфликты и предлагать клиентам услуги, соответствующие их культурным ожиданиям и потребностям. Симуляции, в свою очередь, позволяют студентам воспроизводить ситуации, с которыми они могут столкнуться в реальной профессиональной деятельности, что способствует развитию уверенности и готовности к практике.
В туризме культурная компетенция является неотъемлемой частью профессиональной подготовки, так как специалисты этой отрасли постоянно взаимодействуют с представителями разных культур. Культурная компетенция включает знания, умения и навыки, позволяющие специалисту адаптироваться к культурным различиям и успешно общаться с клиентами и партнёрами. Ричардс и Роджерс подчеркивают, что программы, ориентированные на развитие культурной компетенции, способствуют формированию у студентов понимания культурных
©intereduglobalstudy.com
2024, ISSUE 9(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
норм и ценностей клиентов, что позволяет избежать недоразумений и создать более качественный сервис. Культурная компетенция становится особенно актуальной в обучении студентов туристического направления, так как её отсутствие может привести к неудовлетворённости клиентов и снижению качества предоставляемых услуг.
Современные образовательные технологии также играют важную роль в формировании профессиональной коммуникативной компетенции у студентов. Вонг (2020) отмечает, что использование технологий, таких как виртуальные туры, онлайн-курсы и мобильные приложения для изучения языка, способствует развитию у студентов языковых навыков и уверенности в общении. Эти технологии позволяют создать учебные среды, которые приближены к реальным условиям работы, и предоставляют студентам возможность взаимодействовать с клиентами и решать задачи, характерные для профессиональной деятельности в сфере туризма.
Анализируя данные литературы и практические примеры, можно отметить, что педагогический дизайн и современные учебные модели играют решающую роль в формировании профессиональной коммуникативной компетенции у студентов, обучающихся в сфере туризма.
Интерактивные методы обучения способствуют увеличению вовлечённости студентов в процесс обучения. Участие в ролевых играх и симуляциях позволяет студентам почувствовать себя в роли профессионалов и на практике применить полученные знания. Этот опыт способствует повышению уровня уверенности студентов в своих силах и готовности к реальным ситуациям, что отмечается в исследованиях Джонсона и Смита.
Программы, разработанные с использованием педагогического дизайна, включающие элементы культурного обмена и межкультурного обучения, способствуют развитию у студентов понимания культурных различий и уважения к ним. Это особенно важно в туристической сфере, где специалисты постоянно взаимодействуют с представителями различных культур. Результаты исследований Ричардса и Роджерса (2020) подтверждают, что культурная компетенция помогает избежать конфликтов и недопониманий.
Интеграция технологий в учебные программы позволяет студентам практиковаться в решении реальных задач и адаптироваться к различным ситуациям, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности. Примером может служить использование виртуальных туров и симуляций, которые позволяют студентам заранее изучить работу в реальных условиях, что подтверждается исследованиями Вонга.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что педагогический дизайн и современные учебные модели играют ключевую роль в подготовке профессионалов для сферы туризма. Эти методы и подходы позволяют не только развивать профессиональные навыки, но и формировать у студентов готовность к
©intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 9(1)
Ilmiy-nazariyvametodikjurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY
эффективному межкультурному общению. Педагогический дизайн способствует структурированию учебного процесса, а современные учебные технологии делают обучение более гибким и адаптированным к требованиям профессиональной среды.
Таким образом, использование педагогического дизайна и современных учебных моделей в образовательных программах помогает будущим специалистам туристического направления быть более подготовленными к реальным профессиональным вызовам и успешному взаимодействию с международными клиентами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |ADABIYOTLAR RO'YXATI | REFERENCES
1. Браун Т. Interactive Approaches to Language Learning in Tourism Education. — Лондон: Routledge, 2016. — 256 с.
2. Вонг Т. Modern Approaches to Teaching Communication Skills in Tourism. — Нью-Йорк: Springer, 2020. — 220 с.
3. Джонсон П., Смит М. Cultural Competence and Communication Skills in International Tourism. — Кембридж: Cambridge University Press, 2018. — 312 с.
4. Колб, Д.А. Обучение через опыт: Опыт как источник обучения и развития. — Энглвуд Клифс, Нью-Джерси: Prentice Hall, 1984. — 256 с.
5. Майер, Р.Е. Обучение с использованием мультимедиа. — Кембридж: Cambridge University Press, 2009. — 320 с.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ [MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT] [AUTHORS INFO]
иАбдуллаева Феруза Суюновна, (PhD), доцент [Abdullayeva Feruza Suyunovna
(PhD), dotsent], [Feruza S. Abdullayeva (PhD), Associate Professor]; адрес: г. Ташкент, улица Кичик халка йули, дом G9-A, 21, [Manzil: Toshkent shahri, Kichik halqa yo'li ko'chasi, G9-A, 21-uy], [Address: Tashkent city, Kichik Khalqa Yuli Street, G9-A, 21]
©intereduglobalstudy.com
2024, ISSUE 9(1)
iccl (A