Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ЛИЧНЫЙ СОСТАВ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чимаров С.Ю., Шеянов К.В.

В статье представлен анализ отдельных нормативных положений, имеющих прямое отношение к воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел, в части формирования патриотизма и осознанного отношения к восприятию традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Авторами выдвигается гипотеза об актуальности данного направления воспитания и его интеграции в систему педагогической работы с сотрудниками, что, по определению, способствует развитию у них гражданских качеств, корреспондирующих профессиональной реализации своего служебного долга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECT OF EDUCATION OF THE STAFF OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES ON THE CONCEPTUAL BASES OF TRADITIONAL RUSSIAN SPIRITUAL AND MORAL VALUES

The article presents an analysis of certain regulations that are directly related to educational work with the personnel of the internal affairs bodies, in terms of the formation of patriotism and a conscious attitude to the perception of traditional Russian spiritual and moral values. The authors put forward a hypothesis about the relevance of this area of education and its integration into the system of pedagogical work with employees, which, by definition, contributes to the development of their civic qualities that correspond to the professional implementation of their official duty.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

- Педагогические науки-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор К.В. Шеянов, старший преподаватель Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-1-3-32-34

Аннотация. В статье представлен анализ отдельных нормативных положений, имеющих прямое отношение к воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел, в части формирования патриотизма и осознанного отношения к восприятию традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Авторами выдвигается гипотеза об актуальности данного направления воспитания и его интеграции в систему педагогической работы с сотрудниками, что, по определению, способствует развитию у них гражданских качеств, корреспондирующих профессиональной реализации своего служебного долга.

Ключевые слова: воспитание, педагогический смысл, духовность, нравственность, патриотизм, личный состав, органы внутренних дел.

В кругу современных представлений о концептуальных основах нравственного и патриотического воспитания российских граждан центральное место занимает свод традиционных ценностей, целеполагание которых заключается в формировании мировоззрения граждан России, а квинтэссенцией их содержания выступают нравственные ориентиры, которые: во-первых, передаются от поколения к поколению; во-вторых, обеспечивают гражданское единство; в-третьих, выступают в качестве базовых установлений российской цивили-зационной идентичности и единого культурного пространства страны; в-четвертых, воплощаются посредством своего уникального самобытного проявления в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. Исходя из современного понимания, в Российской Федерации к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая па-

мять и преемственность поколений, единство народов России [1].

Отмеченные положения корреспондируют положениям преамбулы Основного закона нашей страны, в части почитания «памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству» [2], а также «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в частности, п. 91 ее раздела «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» [3], и ряду других документов, определяющих абрис концептуальных основ традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В этой связи, обращение при организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел к педагогическому воздействию на него традиционных канонов самобытности российской нации, по определению наполненных глубиной своей духовности и нравственного содержания, на наш взгляд, представляется правильным и актуальным.

Акцентируя внимание на формуле «духовно-нравственное», нам представляется необходимым отдельно остановиться на уточнении понятия «душа», с точки зрения этимологии являющегося родственным компоненту «духовный». Данное обстоя-

- Юридические науки-

тельство обусловлено достаточно подробным освещением содержания компонента «нравственный», как правило, сводимого: во-первых, к соответствию требованиям высокой нравственности; во-вторых, к внутренним, духовным качествам, которыми руководствуется человек [4]. При уточнении понятия «душа» мы обращаемся к трактовке этого слова, которую предложил Мэтт Стефон, являющийся редактором универсальной энциклопедии «Бри-танника». Зафиксированное в одноименной статье указанного авторитетного издания, понятие «душа» означает нематериальный аспект или сущность человеческого существа, то, что придает индивидуальность и человечность, часто считается синонимом разума или личности [5]. Указанное энциклопедическое определение способствует более глубокому осмыслению понятия «духовность», определяющего «устойчивость» самой конструкции «духовно-нравственное» и презентуемого в качестве важной «экзистенциальной» характеристики и «конституирующей особенности» человеческого бытия [6, с. 14].

Таким образом, педагогический аспект воспитания личного состава органов внутренних дел на концептуальных основах традиционных российских духовно-

нравственных ценностях заключается в доведении до сознания каждого сотрудника национальных интересов Российской Федерации и стратегических национальных приоритетов, одним из которых является защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. В данном случае мы руководствуемся тем, что под педагогическим смыслом следует понимать сущность и предназначение феномена обучения и воспитания, обладающего признаком целеполагания, направленного на достижение конкретного результата [7, с. 238].

Подводя итог изложенному, мы приходим к следующим выводам: во-первых, развитость у каждого сотрудника органов внутренних дел духовности и подлинно нравственных качеств гражданина своего Отечества выступает одним из ключевых индикаторов сформированности его личности; во-вторых, привитие сотрудникам органов внутренних дел отмеченного рода личностных качеств достигается целенаправленной и постоянной организацией воспитательной работы, являющейся основным видом морально-психологического обеспечения в системе МВД России.

Библиографический список

1. Проект Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Дата создания 30 декабря 2021 г. ID проекта 01/03/12-21//00123967. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=123967.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.) // Российская газета. - 2020, июля. - Федеральный выпуск № 144 (8198).

3. Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001

4. Нравственность // Толковый словарь Ожегова С.И. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы*р://что-означает.рф/нравственность

5. Stefon M. Soul // Britannica. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/soul-religion-and-philosophy

6. Дьячкова М.А. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление // Педагогическое образование. - 2008. - № 2. - С. 12-18.

7. Чимаров С.Ю. Педагогический смысл формирования профессионального мировоззрения личности руководителя органов внутренних дел по направлению развития у него широты эрудиции // Вопросы педагогики. - 2021. - № 3-1. - С. 238-241.

- nedazozunecKue HayKU-

PEDAGOGICAL ASPECT OF EDUCATION OF THE STAFF OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES ON THE CONCEPTUAL BASES OF TRADITIONAL RUSSIAN

SPIRITUAL AND MORAL VALUES

S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor K.V. Sheyanov, Senior Lecturer

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article presents an analysis of certain regulations that are directly related to educational work with the personnel of the internal affairs bodies, in terms of the formation of patriotism and a conscious attitude to the perception of traditional Russian spiritual and moral values. The authors put forward a hypothesis about the relevance of this area of education and its integration into the system of pedagogical work with employees, which, by definition, contributes to the development of their civic qualities that correspond to the professional implementation of their official duty.

Keywords: education, pedagogical meaning, spirituality, morality, patriotism, personnel, internal affairs bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.