ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА (из опыта работы кафедры Профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России)
А.В. ЩЕГЛОВ
кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры профессиональной этики и эстетической культуры
Московского университета МВД России Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
E-mail: av_shс[email protected]
Аннотация. Патриотическое воспитание личного состава — одно из основных направлений воспитательной работы в системе МВД. На многолетнем опыте работы кафедры Профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России рассказывается о формировании у курсантов и слушателей университета деонтологических основ патриотизма как верности своему Отечеству и служебному долгу.
Ключевые слова: профессиональная этика; патриотизм; морально-психологическое обеспечение служебной деятельности; деонтология; полицейская деонтология; служебный долг; нравственное воспитание; нравственные ценности; нравственные качества.
DEONTOLOGICAL FOUNDATIONS OF EDUCATION OF PATRIOTISM (from the experience of the Department of Professional ethics and aesthetic culture of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation)
A.V. SHCHEGLOV
candidate ofpedagogical sciences, associate professor, chief of chair ofprofessional ethics and esthetic culture
of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. Patriotic education of personnel is one of the main areas of educational work in the Ministry of Interior. The article on years of experience at the Department of Professional Ethics and aesthetic culture of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia describes the formation of the cadets and students of the University of ethical foundations of patriotism as loyalty to the Fatherland and service duty.
Keywords: professional ethics; patriotism; moral and psychological support service activities; deontology; police deontology; call of duty; moral education; moral values; moral qualities.
Кафедра профессиональной этики и эстетической культуры была создана в 2002 г. — году образования Московского университета МВД России. До сегодняшнего дня она остается единственной по своему профилю среди вузов МВД.
За эти годы работы удалось сформировать коллектив профессионалов, единомышленников, людей широкого круга интересов, преданных нашему общему делу. Фактически мы представляем собой кафедру идеологической работы в органах внутренних дел. Это ко многому нас обязывает.
Сегодня фундаментом работы с личным составом, основой ее морально-психологического обе-
спечения является формирование у сотрудников органов внутренних дел гражданских, духовных, моральных основ личности. Стране нужны профессионалы в сфере защиты правопорядка, а значит, сотрудники с высокими нравственными качествами. В профессиональной, деонтологической подготовке таких специалистов, воспитании у них качеств патриота и профессионала службы коллектив нашей кафедры и видит свое главное предназначение.
В наше неспокойное время мы нередко сталкиваемся с двойными стандартами морали, существующими и в правоохранительной, и в иных сферах
деятельности. Поэтому, признаюсь, преподавать профессиональную этику очень непросто. Ведь, что греха таить, с одной стороны, издаются юридически грамотные ведомственные нормативные акты, а с другой, — на службе наши коллеги нередко сталкиваются с практикой, не соответствующей тому, что написано в руководящих документах. От двойственности этой ситуации страдает, прежде всего, молодежь, наши воспитанники.
Курсанты нашего университета проходят регулярную практику, как говорят, на «земле», которая вместе с опытом вносит в их души определенный цинизм, отнюдь не способствующий добрым росткам юношеской романтики. В какой-то степени он тоже нужен, как ни парадоксально это может показаться на первый взгляд. Познавая реальность со всей ее «палитрой», ее добродетелями и пороками, наши воспитанники закаляются, взрослеют, мужают. Наверняка, кто-то из них станет относиться критически ко всему, что его окружает. Другие начнут предаваться демагогии. А кто-то столкнется с первыми житейскими разочарованиями. В этом нет ничего фатального. Главное, чтобы они умели отличать добро от зла, были морально и физически готовы к «боестолкновению» с преступностью и мракобесием. А время все расставит по своим местам. Преподаватели нашей кафедры не питают иллюзий, понимают, как трудно привлечь всех под свои знамена. Но научить молодежь соблюдать или хотя бы стремиться руководствоваться в своих поступках нормами морали, понятием долга и чести, находить верный путь в лабиринте сложных нравственных коллизий, мы, педагоги, люди с большим жизненным и служебным опытом, просто обязаны. Борьбу за умы и сердца молодых, т.е. за будущее России, проиграть мы не имеем права. Как говорил Лев Николаевич Толстой: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет».
Меняются ли курсанты, их внутренний мир, их мировоззрение и ценностное восприятие жизни в ходе учебного, воспитательного процесса? По нашим наблюдениям, меняются, и существенно. Во время занятий мы стремимся не просто выполнить учебный план, но и «зацепить» курсантов за живое. И они начинают мыслить, задавать умные вопросы, писать стихи, активнее участвовать в общественной жизни своего учебного взвода, курса, батальона,
университета. За годы существования нашей кафедры многие учащиеся получили возможность опубликовать в печати тезисы своих докладов и тексты сообщений на научно-практических конференциях, специально подготовленные статьи и заметки. На очередную годовщину Великой Победы профессорско-преподавательский состав кафедры стал инициатором большого праздничного концерта «Поклонимся великим тем годам...» В зале университета, без преувеличения, был аншлаг, а на сцене — только курсанты и офицеры, молодежь и ветераны. Музыкальное сопровождение обеспечил Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД. Такое помнится долго. Сердцем помнится.
Мы по кафедре преподаем не только «Профессиональную этику и служебный этикет». Наши ученики с интересом занимаются по курсам «Религиоведения» и «Эстетической культуры сотрудников ОВД». Взаимосвязь этих предметов, на наш взгляд, очевидна и даже бесценна. Обучаться профессиональной этике, имея возможность в рамках «Религиоведения» получить знания этических основ крупнейших мировых религий, — очень важно, потому что у курсантов и слушателей выстраивается целостная картина мира, они лучше понимают, что такое добро и зло, какими законами жизни и общества надо руководствоваться, чтобы это общество развивалось и совершенствовалось. Главная задача — научить видеть все разнообразие повседневной жизни, разбираться в себе и людях, совершенствовать свои нравственные качества, быть тонким и чутким человеком.
Программа курса «Религиоведение» позволяет решать многие проблемы. Как правило, в учебных взводах есть представители разных традиционных конфессий. Во время практических занятий мы стремимся привить одинаково уважительное отношение к различным духовным культурам, разъяснить этическую общность основных вероучений мировых религий и, тем самым, учить толерантности, взаимному уважению, умению видеть человеческое в человеке, разбираться как в прекрасном, так и в безобразном. В русле этих вопросов состоялся серьезный разговор на научно-практической конференции «Религиозный экстремизм: сущность и проблемы противодействия», не так давно проведенной в Московском университете МВД России.
Более восьмидесяти процентов наших курсантов благодаря такой учебной дисциплине, как «Эстетическая культура сотрудников ОВД» впервые в своей жизни переступили порог Государственной Третьяковской галереи. Мы проводим учебные практические занятия в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в Студии художников имени В.В. Верещагина МВД России. Бывает, что после таких занятий ребята не спешат разъехаться по домам. Их можно понять: вдруг открывается внутренний «клапан», через который входят новые краски бытия, а сама жизнь приобретает вполне реальный, а не банальный (в силу молодого возраста) смысл.
В рамках Высших академических курсов, которые постоянно действуют в Академии управления МВД России, мы неоднократно проводили «круглые столы» по проблемам профессионально-этического воспитания личного состава. Каждому руководителю — слушателю ВАКа вручали в подарок книги, учебники, написанные специалистами нашей кафедры. Взамен просим прислать хотя бы краткий отзыв об этих изданиях. Такая обратная связь нужна. Нам важно знать, что необходимо исправить в методических материалах, которые мы разрабатываем не только для курсантов, но и для практических работников ОВД, руководителей аппаратов по работе с личным составом. «Забронзоветь» легко, но за этим — гибель кафедры в качестве научного, педагогического и творческого коллектива. Многие откликаются на нашу просьбу. Немало оказалось и тех, кто не нашел времени подумать над совершенствованием этой работы сообща. К нашему большому сожалению.
Несколько лет назад по просьбе руководства Департамента государственной службы и кадров МВД России мы провели в режиме видеоконференцсвязи в прямом эфире практически со всеми субъектами Российской Федерации цикл из пяти двухчасовых занятий. Каждый раз в аудиториях «по ту сторону» находились порядка шестисот-семисот сотрудников органов внутренних дел из полутора десятков городов! После этой работы даже в сети Интернет появились положительные отклики. Очень многих наших коллег всегда интересуют вопросы чести и долга, профессионализма и нравственности в современных условиях.
По просьбе руководства Главного управления МВД России по г. Москве мы провели семинар-
практикум по теме «Этика сотрудника полиции в современных условиях», на который пригласили руководителей и их заместителей из всех отделов и управлений столичного гарнизона МВД, из всех служб и административных округов города. Легендарная Петровка, 38 за всю свою историю еще не видела такой рабочей встречи коллег-единомышленников, такого массового учебного занятия. В свою очередь, мы, профессорско-преподавательский состав кафедры, получили ценный опыт: среди руководителей органов внутренних дел и подразделений ОВД всех уровней оказалось немало тех, кого надо не только просвещать, но конкретно учить и твердо наставлять на путь истинный. А ведь они командуют людьми и отвечают за правопорядок в городе — каждый на своем участке работы.
Увы, стало обыденным, используя телевидение, Интернет, печатные СМИ, поливать полицию грязью. Да, в семье не без урода, но куда все-таки обращаются люди, попав в беду? О ком они вспоминают, когда им потребовалась помощь, защита? .. .И полиция спешит на помощь, в меру сил и возможностей спасая людей, а если потребуется, добираясь до социального «дна». И так — каждый день. Всем смертям назло, преступникам — в устрашение, честным людям — в поддержку.
Почему же не утихает критика в адрес сотрудников органов внутренних дел? Потому что наряду с полицейскими-героями, есть и их антиподы, которые своим поведением дискредитируют труд тысяч добросовестных коллег, всю правоохранительную систему в целом. На занятиях по профессиональной этике и служебному этикету мы пытаемся объяснить будущим профессионалам, убедить их, что позорить форму защитника правопорядка недопустимо. Если ты не в состоянии жить и служить по закону и совести, не надо из своих фуражки и погон делать «крышу». Нельзя превращать службу в органах внутренних дел в разновидность доходного бизнеса.
С точки зрения абсолютного большинства граждан, — каков полицейский, такова и власть. Вот почему проблемы, происходящие в среде правоохранителей, особенно тех, кто носит форму, кто входит в реальное соприкосновение с населением, так больно отзываются в сердцах людей и могут повлечь опаснейшие политические последствия: ведь
речь идет о дискредитации власти как института. Это понимали всегда — и при государе императоре, и в советское время, и сейчас мы все это понимаем.
Именно поэтому человек не надевает форму просто так, это же не ряженый — форма надевается, когда человек приносит присягу. Неслучайно те, кто является носителем власти, неслучайно те, кто является символом власти, приносят присягу, а нарушение присяги — это нарушение клятвы. В свое время присяга приносилась перед религиозными символами. Православные приносили присягу одним образом, мусульмане — другим, обязуясь не только перед обществом, не только перед книгой, которая называется Уставом или Конституцией, и к которой у граждан может быть совершенно различное отношение, но и перед символами, которые являлись для человека, приносящего присягу, абсолютным непреходящим авторитетом. Это происходило именно для того, чтобы обязать носителя власти не совершать действия, которые разрушали бы государственность.
Применительно к современной полиции также следует определить, что человек ждет от полицейского. Если вынести за скобки масштабную критику, если вынести за скобки безобразные фильмы о полиции, которые по сути своей дискредитируют это высокое служение, если просто оставить один на один обычного человека, гражданина, с представителями власти в лице полицейского, то что внутренне присутствует в сознании человека, взирающего на полицейского, особенно в ситуации, когда человек нуждается в помощи? То, что в лице полицейского гражданин может найти защиту: его защитят, в его проблемах разберутся квалифицированно и справедливо. Если же не происходит ни одного, ни другого, ни третьего, если в проблемах не разбираются или разбираются неквалифицированно или, что еще хуже, преступно, отдавая предпочтение не долгу, не исполнению присяги, не выявлению справедливости, а отрабатывая дань, которую получили справа или слева, — то и происходит разрушение авторитета полиции, а значит, разрушение авторитета власти.
Почему мы наблюдаем и отрицательные явления — наравне с героизмом, с проявлением жертвенности в служении Отечеству многих и многих сотрудников правоохранительных органов, с проявлением удивительной внутренней, духовной силы,
отваги, смелости. Наверное, каждому в жизни хотя бы раз приходилось встречаться с человеком, настроенным агрессивно и готовым употребить против вас силу. Это момент, когда требуется абсолютная концентрация внимания, физической силы и готовности дать отпор. Ты понимаешь, что перед тобой преступник, и это огромный стресс. Так вот, наши полицейские проходят через этот стресс каждый день и неоднократно. И возникает вопрос: а что нужно делать для того, чтобы действия полицейского не наносили нравственного урона обществу, не дискредитировали власть, не подрывали основы государственности?
Полицейские имеют дело с самыми болезненными, опасными проявлениями человеческого характера. Достаточно пойти вместе с полицейским в те квартиры, куда его вызывают. Откройте дверь, и вы увидите, что это болезнь, что люди не должны так жить: семейные конфликты, доходящие до угроз убийства или самоубийства, грязь, наркотики, алкоголизм, жилища, не похожие не человеческие жилища. А ведь это — не что иное, как поле ежедневной работы полицейского. А допросы преступников, общение с преступным миром? А контакты с теми, кто предлагает взятки, во много раз превышающие реальные заработки полицейского? Это абсолютно нравственно неблагополучная среда, это, по большому счету, инфекционный изолятор. Но ведь когда в инфекционный изолятор приходит врач, у него есть соответствующие способы предохранения; кроме того, такие врачи особенно обращают внимание на укрепление своего иммунитета, понимая, что могут заразиться.
А когда в эту заразу погружается молодой человек с небольшим жизненным опытом, когда он видит изнанкку жизни, — какой шок, даже в эстетическом плане, какой удар по человеку! Красота спасет мир; а что же делает безобразие, если продолжать логику Достоевского? А безобразие разрушает мир, разрушает человеческую личность. Вот в таком абсолютно безобразном контексте — с духовно-нравственной, эстетической, культурной точки зрения — живет полицейский. Очень легко заразиться — одним, другим или третьим. Разве мы суперменов облачаем в полицейскую форму и направляем их туда, где гниль, где разложение, где духовная гангрена, где холера и чума, передающи-
еся гораздо легче, чем физические холера и чума? Мы направляем туда молодых юношей и девушек. Какую духовную подготовку они получили? Речь-то идет не о владении оружием, не о том, насколько у тебя развита физическая сила, или как ты умеешь применять приемы рукопашного боя. Вопрос в том, какая у тебя способность сопротивляться этой болезни, насколько высок уровень твоего иммунитета. Иммунитета нравственного.
Размышляя о том, когда следует закладывать в человека нравственные требования и начала, знаменитый русский юрист Анатолий Федорович Кони убежденно говорил: только в юные годы, годы учебы и постижения жизни. В повседневной работе среди злободневных вопросов зачастую бывает уже не до того, тогда уже поздно. И недаром призывал Николай Васильевич Гоголь: «Забирайте с собою, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге. Не подымете потом!»
Профессионализм наших сотрудников не только в крепости мускулов и слаженности наработанных опытом действий. Не только в эффективной профилактической, оперативно-разыскной, следственной, экспертно-криминалистической деятельности. Не только в безупречном выполнении требований Присяги. Всего этого, казалось бы, уже немало. Но это не все.
Более того, все это — ничто, если мертва совесть, а ее место заняли корысть, алчность, разврат и стремление во что бы то ни стало сделать карьеру, любой ценой получить власть над людьми и легализовать свою непогрешимость.
Сотрудникам полиции ничто человеческое не чуждо. Полиция, олицетворяя исполнительную власть государства, представляет собой часть всего общества. Со всеми, характерными для него проблемами и болезнями. Может ли полиция быть лучше всего общества? Ответ — непрост, но все-таки очевиден: она должна быть лучше, нравственно чище, благороднее остальных людей. И не случайно на службу в полицию, как и в военные, и военно-морские училища, всегда принимали самых достойных, лучших из лучших. Это одна из русских, российских традиций. Ведь подлинный патриотизм — это готовность верой и правдой служить Родине до кон-
ца. Заметьте, служить — а не обслуживать. Служба Родине и оказание услуг населению — разные вещи. Несопоставимые.
Профессия сотрудника органов внутренних дел — это зачастую демонстрация пределов человеческих возможностей, а значит — человеческого духа. По сложности и ответственности ее вряд ли можно сравнить с какой-нибудь другой профессией. Общество хочет быть уверенным в высоком профессионализме, подлинной нравственности, духовности и культурности сотрудников своей полиции. И разумеется, в их верности Отечеству и служебному долгу.
Патриотизм сотрудника органов внутренних дел как гражданина своей Родины есть глубокое человеческое чувство, выражающееся в преданности своей Родине — Российской Федерации, готовности выполнять конституционные обязанности по защите интересов государства, служить (трудиться) во благо российского народа.
Сотрудник органов внутренних дел как гражданин Российской Федерации, являющийся патриотом своей Родины, должен знать и оберегать ключевые нравственные ценности: V- Родина, мать, женщина;
ф жизнь и здоровье человека, его права и свободы; ■ф государственные символы — Флаг, Герб, Гимн
Российской Федерации; ■ф Конституция Российской Федерации, законы государства и традиционные моральные установки общества; ф исторические, культурные и религиозные святыни России.
Для достижения основных целей патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел решаются следующие задачи:
утверждение в сознании и чувствах сотрудников нравственных ценностей, а также: общественно-значимых взглядов и убеждений, знания и уважения истории России, бережного отношения к российским национальным и культурным традициям;
развитие взаимодействия с общественными объединениями и негосударственными организациями, творческими союзами, традиционными религиозными конфессиями, средствами массовой информации по вопросам активной пропа-
ганды героизма, мужества и самоотверженных действий сотрудников органов внутренних дел, формирования их позитивного образа; V формирование у сотрудников — наряду с национальной гордостью за принадлежность к России — чувства толерантности, расовой, этнической, религиозной терпимости, гуманизма, коллективизма и товарищества. Непреложная задача, стоящая перед кадровыми и воспитательными аппаратами сегодня: организовать работу так, чтобы личный состав гордился и дорожил своей страной, избранной профессией, служебным коллективом, уважал себя, своих коллег и сограждан, которым он служит. Все эти качества объединены емким понятием «патриотизм».
Ничто и никогда не должно порочить деловую репутацию, авторитет сотрудника, поведение кото-
рого при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Служа закону, сотрудник органов внутренних дел служит своему народу.
Сегодня можно ответственно говорить о государственности, гражданственности и патриотизме как о стержневых элементах мировоззренческой базы, а значит, и содержательной основы всей воспитательной работы, нацеленной на деонтологиче-сккую подготовленность личного состава органов внутренних дел.
Выполнение этой задачи позволит сформировать моральный облик российского сотрудника органов внутренних дел, соответствующий современным требованиям государства и общества, отвечающий запросам и ожиданиям граждан.
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.Р. МАРДАНОВ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры правовых дисциплин казанского филиала ОУП ВПО
«Академия труда и социальных отношений» Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Аннотаци. Дается краткий анализ проблем профессиональной ориентации в системе внутренних дел Российской Федерации, совершенствовании первоначальной подготовки сотрудников организации внутренних дел в условии реорганизации системы МВД РФ.
Ключевые слова: принцип реформирования Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, профессиональная ориентация в системе Министерства Внутренних Дел России, первоначальная подготовка кадров Министерства Внутренних Дел России.
SYSTEM OF TRAINING OF POLICE RUSSIAN FEDERATION IN CONDITIONS OF
REFORMING OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
D.R MARDANOV
candidate ofpedagogical sciences, associate professor of legal disciplines of the OUP VPO
«Academy of Work and Social Relations» Kazan branch
Annotation. The article provides a brief analysis of the problems of vocational guidance in the system of internal affairs of the Russian Federation, improving initial training in domestic affairs in terms of the reorganization of the Interior Ministry of the Russian Federation.
Keywords: The principle of the reform of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, professional orientation in the Ministry of Internal Affairs of Russia, the initial training of the Ministry of Internal Affairs of Russia.