Научная статья на тему 'Педагогический анализ и педагогический синтез учебно-познавательной компетенции обучаемых'

Педагогический анализ и педагогический синтез учебно-познавательной компетенции обучаемых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ / УЧЕБНО ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЕМЫХ / УЧЕБНО -ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / УЧЕБНО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ / УЧЕБНО -ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ / УЧЕБНАЯ РАБОТА ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / THE PEDAGOGICAL ANALYSIS / PEDAGOGICAL SYNTHESIS / EDUCATIONAL COGNITIVE ACTIVITY / EDUCATIONAL -COGNITIVE COMPETENCE OF TRAINEES / EDUCATIONAL COGNITIVE ABILITIES / EDUCATIONAL COGNITIVE RELATION / EDUCATIONAL COGNITIVE INTERESTS / STIMULATION METHODS / STUDY UNDER THE GUIDANCE OF THE TEACHER / INDIVIDUAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахматуллаева Мукаддас Набиджановна

В статье презентируется система учебно познавательной компетенции обучаемых, которая состоит из соответствующих элементов, определяющее её функционирование. В качестве ведущего и система образующего элемента выступает учебно познавательные способности, развитие которых зависит от отношения обучаемых учению, от их знаний, умений и навыков работать как под руководством учителя, так и в сотрудничестве с другими обучаемыми, и конечно же от их умений работать самостоятельно. В ходе педагогического анализа раскрывается механизм функционирования данной системы в реальном учебном процессе. Выявляется причины как положительного, так и отрицательного функционирования данного соответствующие выводы и рекомендации. Вместе с тем в ходе педагогического анализа выявляется учебно познавательный потенциал обучаемых. В статье даётся характеристика четырёх уровней учебно познавательной компетенции обучаемых. Группировка обучаемых на уровне позволяет ввести с ними дифференцированную учебную работу исходя из их учебно -познавательной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some questions of the pedagogical analysis andpedagogical synthesis educational - cognitive competence of trainees

The article is presented to system educational cognitive competence of trainees which consists of the corresponding elements, functioning defining it. As the leader and the system of a forming element acts educational cognitive abilities which development depends on the relation trained in the doctrine, from their knowledge, abilities and skills to work both under the guidance of the teacher, and in cooperation with other trainees, and certainly from their abilities to work independently. During the pedagogical analysis the mechanism of functioning of the given system in real educational process reveals. It is established the reasons both positive, and negative functioning of data corresponding conclusions and recommendations. At the same time during the pedagogical analysis comes to light educational cognitive potential of trainees. In article the characteristic of four levels educational cognitive competence of trainees is given. The grouping of trainees at level allows to enter with them the differentiated study proceeding from them educational cognitive competence.

Текст научной работы на тему «Педагогический анализ и педагогический синтез учебно-познавательной компетенции обучаемых»

УДК 37 (09)

ББК 74.03 (5 Тадж) М. Н. РАХМАТУЛЛАЕВА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЕМЫХ

Система учебно - познавательной компетенции обучаемых включает в свое содержание такие элементы, как: учебно - познавательные способности, учебно - познавательное отношение, которые проявляются в форме интереса и потребности к учению, исходном уровне образованности, знаниях, умениях и навыках работать под руководством учителя, знания, умения и навыки работать в группе, знаниях, умениях и навыках работать в паре, знаниях, умениях и навыках работать самостоятельно. Работой для обучаемого является участие в учебно - познавательной деятельности. Схематически данная система имеет следующий вид:

Рис. №1 «Учебно - познавательная компетенция обучаемых».

При педагогическом анализе уровня сформированности учебно - познавательной компетенции обучаемых анализирующий должен обратить внимание на функционирование каждого элемента в отдельности, а, также, системы в целом. В последнем случае речь идёт об анализе взаимосвязи и взаимообусловленности всех элементов системы. В процессе педагогического синтеза, формировании учебно - познавательной компетенции необходимо обратить пристальное внимание на формирование каждого элемента данной системы. Например, формирование учебно - познавательного отношения предполагает формирование сознательного и активного отношения к данному учебному предмету. Субъект деятельности так просто не участвует в той или иной деятельности. Иначе говоря, он должен знать «для чего?» и «почему?» Осознавая общественную и личностную значимость данного учебного предмета обучаемый сознательно и активно участвует в данном виде учебно -познавательной деятельности. Отсюда формирование данного типа отношения является следствием применения методов стимулирования, долга и ответственности в учении. В процессе педагогического анализа следует обратить пристальное внимание и на то, что эффективность обучения зависит не только от профессионально - педагогической компетенции обучающих, но и от учебно - познавательной компетенции обучаемых. Именно этим самим и обеспечивается двусторонность обучения. Определенная категория учителей любят работать только с учениками с высоким уровнем развития учебно - познавательной компетенции, вследствие этого, ученики с низкими уровнями формирования учебно -познавательной выпадают из поле его зрения. Объективно необходимо работать со всеми учениками, систематически и последовательно повышая уровень учебно - познавательной

компетенции всех обучаемых. Рассмотрим основные уровни сформированности учебно -познавательной компетенции обучаемых.

Высокий уровень. Обучаемые, относящиеся к данной группе, характеризуются наличием, прежде всего, высокого уровня учебно-познавательной способности. Они имеют определённые интеллектуальные и иные задатки способности к данному учебному предмету. Также предельно высок уровень их заинтересованности и учебного трудолюбия. Они инициативны, сознательны, активны и целеустремленны на решение дидактических задач и на достижение цели учения. Они одинаково успешно работают под руководством учителя, в группе, в паре, а также самостоятельно. Они очень заряжены, настойчивы и склонны к выполнению огромного объема учебной работы. Высокий уровень концентрации внимания на учебно - познавательную деятельность, а также высокий уровень функционирования их восприятия, мышления и памяти позволяет им проявить высокий уровень интеллектуальной работоспособности. Учителя с высоким уровнем профессионально - педагогической компетенции любят работать с такими обучающимися. Группа таких обучающихся составляют как бы дидактическую опору для учителя. Они методически полноценно могут помочь учителю в организации групповых и парных форм организации обучения, как бы ведя остальных за собой. Данная группа обучаемых характеризуется также высоким уровнем овладения техникой и технологией учения. И, в этом заключается их дидактическая сила и мощь. С воспитательной точки зрения очень важно, чтобы обучаемые данной категории не проявили эгоизм и оказали необходимую дидактическую помощь другим обучаемым. Поэтому необходимо формирование у них чувства дружбы и коллективизма.

Достаточный уровень. Обучаемые относящиеся к данной категории, характеризуются положительным уровнем развития учебно - познавательных способностей, ответственным отношением к учебно - познавательной деятельности по данному учебному предмету, они успешно работают под руководством учителя в процессе самостоятельной работы, но они испытывают затруднения в ходе групповых и парных учебных работ. Следовательно, с ними следует вести определённую методическую работу в этом направлении. Вместе с тем, следует отметить, что, по сравнению с обучаемыми с высоким уровнем компетенции, они отличаются тем, что они более склонны к выполнению учебно - познавательной деятельности репродуктивного характера, нежели теоретического. С такими обучающими работать для учителя не представляет затруднения, поскольку у них развит уровень дидактической учебно - познавательной самостоятельности. Учитывая вышесказанное, с данной группой обучаемых следует организовать методическую помощь в плане их участия в групповых и парных формах обучения, а также выполнение дидактических задач теоретического характера.

Средний уровень характеризуется тем, что обучаемые данной категории имеют средний уровень развития способностей по данному учебному предмету. Они умеют работать под руководством учителя, а также знают и умеют решать дидактические задачи низкого уровня сложности, а также некоторые задачи среднего уровня сложности. Занимают пассивную позицию при групповой и парной форме обучения. В основном они ориентированы на решение дидактических задач низкого и среднего уровней сложности репродуктивного характера. Они участвуют в учебно - познавательную деятельность как бы принудительно. Свободное добровольное участие в учебно - познавательной деятельности для них редкое явление. Они не осознают как общественную, так и личностную значимость учения. Все это отрицательно влияет на их настрой на обучение.

Низкий уровень. Уровень участия обучаемых в учебно - познавательной деятельности с точки зрения отношения, для данной группы обучаемых, очень низкий, ввиду того, что учение для них обуза. Поэтому об эффективности их участия в учебно - познавательной деятельности и речи не может быть. Далеко не всегда у обучаемых данной группы уровень развития способностей по данному учебному предмету низкий. Весьма скудный объем и багаж знаний, умений и навыков не позволяет им активно участвовать в учебно -познавательной деятельности. Поэтому в ходе педагогического анализа их участия в учебно - познавательной деятельности следует обратить пристальное внимание на поиск факторов, мешающих им в более активном участии в учебно - познавательной деятельности. Для начала их следует готовить к решению дидактических задач низкого уровня сложности репродуктивного характера. Также необходимо приучить их к знанию и умению работать под руководством учителя систематически и последовательно, а не время от времени. При

парной форме организации обучения их следует прикрепить к более успевающим обучаемым, которые могли бы им оказать действенную учебно - познавательную помощь.

В ходе педагогического анализа учебного процесса, прежде всего, необходимо определить коэффициент эффективности действия обучающих и обучаемых в количественном и качественном соотношении. Тогда мы можем вскрыть причины возникновения тех или иных недостатков, ошибок и пробелов, а, также, наоборот, сможем определить, благодаря чему они добились успеха. Педагогический анализ, в конечном счете, должен быть направлен на оптимизацию учебного процесса, на повышение уровня компетенции обучающих и обучаемых. Педагогический анализ учебного процесса должен быть осуществлен на основе комплексного подхода. Это означает, что в ходе педагогического анализа учебный процесс должен быть рассмотрен как система. Более того, такие элементы данной системы, как обучающий и обучаемый, также должны быть рассмотрены как подсистема данной системы. Такой подход позволяет осуществить нужный подход к исследованию данной проблемы. Педагогический анализ и синтез тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Планомерный подход от настоящего к будущему, в этом плане, должен быть направлен на то, чтобы количество ошибок, недостатков и пробелов уменьшилось, или вовсе не было допущено. В этом заключается процесс уменьшения и остановки регрессивного развития процесса. Вместе с тем, должно быть обеспечено оптимальное условие прогрессивного развития учебного процесса. В конечном счёте, оптимизация учебного процесса - это уменьшение или сведение на нет регрессивного развития учебного процесса, с одной стороны, и увеличение влияния положительных факторов, обеспечивающих прогрессивное развитие, с другой. В процессе планирования и конструирования - организации учебного процесса обучающий опирается на те средства, приёмы, методы и формы организации обучения, которые дают наибольший эффект для решения предложенной дидактической задачи. Каждый раз, проведя учебное занятие, учитель осуществляет педагогический анализ, с целью поиска новых дидактических ресурсов для улучшения качества обучения в дальнейшем. И этот процесс имеет диалектический характер, он непрерывен, связан с самообразованием учителя, с теоретическим и практическим поиском нового, положительного, способствующего оптимизации обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ , Г. Д. Кириллова.- М.: Просвещение, 1980. - 159 с.

2. Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно - воспитательного процесса и управление школой/ Ю. А.Конаржевский. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

3. Махмутов, М. И. Современный урок/ М. И.Махмутов. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.

REFERENCES:

1. Kirillov, G. D. The theory and practice of a lesson in the conditions of developing training: the Manual for student's ped. Institues/ G. D. Kirillov. - М: Education, 1980. - 159 p.

2. Konarzhevsky, J. A. Pedagogic analysis of educational process and management of school/ J. A. Konarzhevsky. - М: Pedagogics, 1986. - 144 p.

3. Mahmutov, M. I. A modern lesson/ M. I. Mahmutov. - М: Pedagogic, 1985. - 184 p.

Оид ба баъзе масъалахри тахлили педагога ва цамбасти педагогии салохцяти таълимию маърифатии таълимгирандагон

Вожахри калида: таулили педагоги, цамбасти педагоги, фаъолияти таълимию маърифатй, салоуияти таълимию маърифатии таълимгирандагон, цобилияти таълими -маърифати, муносибати таълимию маърифати, шавку рагбати таълими -маърифати, методуои уавасмандгардони, кори таълими бо роубарии омузгор, кори мустацилона

Дар мацола системаи салоуияти таълимию маърифатии таълимгирандагон пешнщод мегардад, ки он аз унсуруои муайян иборат буда, амаликунии онро таълим менамоянд. Ба уайси унсури пешбар ва силсилабанд унсури цобилияти таълимию маърифати цабул мегардад, ки ташаккул ва инкишофи он аз муносибати таълимгирандагон нисбат ба омузиш, аз дониш, майорат ва малакауои ощо доир ба кор та^ти роубарии омузгор ва уам дар уамкори бо дигар таълимгирандагон, ва албатта аз мустацилона кор карда тавонистани онуо вобаста аст. Хангоми таулили педагоги тарзи амалигардии системаи мазкур дар раванди таълим мавриди барраси царор мегирад. Сабабуои мусбат ва манфии амалигардии системаи

мазкур дар амал мавриди назар царор гирифта, хулоса ва тавсищои муайян пешабари карда мешавад. Хрмчунин дар рафти та^лили педагоги сало^ияти таълимию маърифатии таълимгирандагон муайян карда мешавад, ки он имкон медщад имконият^ои таълимию маърифатии таълимгирандагон аниц карда медщад. Гурщбандиы таълимгирандагон имкон меди^ад, ки бо ощо корцои таълими вобаста ба салоуияти таълими - маърифатии ощо ташкил ва гузаронида шавад.

О некоторых вопросах педагогического анализа и педагогического синтеза учебно - познавательной

компетенции обучаемых

Ключевые слова: педагогический анализ, педагогический синтез, учебно - познавательная деятельность, учебно - познавательная компетенция обучаемых, учебно -познавательные способности, учебно - познавательное отношение, учебно -познавательные интересы, методы стимулирования, учебная работа под руководством учителя, самостоятельная работа

В статье презентируется система учебно - познавательной компетенции обучаемых, которая состоит из соответствующих элементов, определяющее её функционирование. В качестве ведущего и система образующего элемента выступает учебно - познавательные способности, развитие которых зависит от отношения обучаемых учению, от их знаний, умений и навыков работать как под руководством учителя, так и в сотрудничестве с другими обучаемыми, и конечно же от их умений работать самостоятельно. В ходе педагогического анализа раскрывается механизм функционирования данной системы в реальном учебном процессе. Выявляется причины как положительного, так и отрицательного функционирования данного соответствующие выводы и рекомендации. Вместе с тем в ходе педагогического анализа выявляется учебно - познавательный потенциал обучаемых. В статье даётся характеристика четырёх уровней учебно - познавательной компетенции обучаемых. Группировка обучаемых на уровне позволяет ввести с ними дифференцированную учебную работу исходя из их учебно -познавательной компетенции.

About some questions of the pedagogical analysis and pedagogical synthesis educational - cognitive competence of

trainees

Keywords: the pedagogical analysis, pedagogical synthesis, educational - cognitive activity, educational -cognitive competence of trainees, educational - cognitive abilities, educational - cognitive relation, educational - cognitive interests, stimulation methods, study under the guidance of the teacher, individual work

The article is presented to system educational - cognitive competence of trainees which consists of the corresponding elements, functioning defining it. As the leader and the system of a forming element acts educational - cognitive abilities which development depends on the relation trained in the doctrine, from their knowledge, abilities and skills to work both under the guidance of the teacher, and in cooperation with other trainees, and certainly from their abilities to work independently. During the pedagogical analysis the mechanism of functioning of the given system in real educational process reveals. It is established the reasons both positive, and negative functioning of data corresponding conclusions and recommendations. At the same time during the pedagogical analysis comes to light educational - cognitive potential of trainees. In article the characteristic of four levels educational - cognitive competence of trainees is given. The grouping of trainees at level allows to enter with them the differentiated study proceeding from them educational - cognitive competence. Маълумот дар борам муаллиф:

Рахматуллоева Муцаддас Набицоновна, унвончуи кафедраи педагогикаи умумии Донишгоуи давлатии Хучрнд ба номи академик Б. Fафуров, (Чум^урии Тоцикистон, ш. Хучрнд), E-mail: rahmatulloeva_86@mil. ru Сведения об авторе:

Рахматуллаева Мукаддас Набиджановна, соискатель кафедры общей педагогики, Худжандского Государственного Университета им. академика Б. Гафурова, (Республика Таджикистан, г. Худжанд)E-mail: rahmatulloeva_86@mail.ru Information about the author:

Rahamtulloeva Mukaddas Nabijonovna, a researcher of the Department of General Pedagogics Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: rahmatulloeva_86@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.