Научная статья на тему 'Проблема формирования и развития творческой познавательной активности будущих учителей технологии'

Проблема формирования и развития творческой познавательной активности будущих учителей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS TO PROFESSIONAL ACTIVITY / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА / DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / READINESS OF THE TEACHER / AUTHORING (CREATIVE ACTIVITY)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизов Абдулатиф Абдухалимович, Хакимов Азамжон Акрамджонович

В настоящей статье авторы считают, что умение учителем технологии решать творческие задачи должно быть предусмотрено программой его подготовки в вузе. Отмечается, что воспитание специалиста с творческим мышлением возможно лишь в том случае, если на студенческой скамье будущий педагог будет вооружен знаниями, умениями и навыками, соответствующими модели конкретной специальности, то есть учителя определенного профиля. Указывается на умение выпускников вуза в будущем организовывать и развивать творческую познавательную активность школьников, что возможно при их непосредственной творческой познавательной деятельности и активности в процессе обучения в вузе. Подчеркивается, что при организации творческой познавательной активности будущих учителей технологии необходимо увязывать их учебную деятельность с доминирующей целью учебы самостоятельной работой при получении профессиональных знаний, что, по мнению авторов статьи, является краеугольным камнем в решении проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of developing and forming the knowledge activity of future teacherson technology subject

In this article authors consider that skill by teacher to technologies to solve the creative tasks must be provided by program of his (its) preparation at high school. Upbringing of specialist with creative thinking will be possible in that case if the future teacher will equip with knowledge, ability and skill, corresponding to models of concrete profession, that is to say the teacher of the certain profile. The graduates of the institute in future should be able to organize and develop the creative cognitive activity of schoolchildren. Fulfilment of this important forming of school educational process is only possible if teaching at high school the future teacher to technologies themselves directly will be concerned with creative cognitive activity and show with this cognitive activity in the process of education at high school. Organizing creative cognitive activity of future teachers to technologies, it is necessary to tie up their scholastic (educational) activity with dominant purpose of the training (written) test at reception of the professional knowledge and, exactly this, in the opinion of authors of the article, is the basic stone of problems of the forming and the developments to creative cognitive activity of the future teachers to technologies.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования и развития творческой познавательной активности будущих учителей технологии»

ББК 72.202.4 А.А. ХАКИМОВ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Проблемой развития творческой познавательной активности будущих учителей технологии в процессе их обучения ученые, педагоги и психологи занимаются достаточно давно. Необходимость и важность этой работы отмечали в разное время многие педагоги (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, H. Толстой и др.). Разумеется, у каждого из них был свой подход к решению означенных проблем, однако, при всем многообразии мнений и рассуждений они единодушно выделяли общее: главная функция развития творческой познавательной активности, по их мнению, заключается в приобщении обучаемого к учению, организации учебного процесса таким образом, чтобы учение стало для него потребностью, способствующей формированию в нем творческой личности.

В трудах психологов, таких как А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Л.И. Божович и др., заложены теоретические основы для развития теории творческой познавательной активности обучаемых. Они единодушно отмечают важность постановки проблем, связанных с формированием и развитием творчества, поскольку они самым тесным образом связаны с проблемами развития познавательной активности, самостоятельности и интереса в познавательной деятельности, решение которых приводит к формированию активной творческой личности.

Однако, несмотря на достаточно значительное количество научных трудов, освещающих эти проблемы, важность их разрешения актуальна и в настоящее время, поскольку переориентация отечественного образования на организацию работы в новых социально-экономических условиях повышает требования к общему образованию трудящихся. При этом совершенно очевидно, что хорошим специалистом может считаться лишь тот, кто проявлял творческую познавательную активность на этапе своего профессионального становления, независимо от политических или экономических условий и процессов, протекающих в государстве.

Поиску форм и методов разрешения проблем развития творческой познавательной активности у будущих учителей технологии посвящены исследования П.Н. Андрианова, A.M. Новикова, B.C. Леднева, В.Д. Симоненко и др.

Изучение и анализ научных работ свидетельствуют, что есть работы, в которых частично разработаны условия развития творческой познавательной активности в ходе учебной научно-исследовательской работы с хорошо успевающими студентами (В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, Т.И. Веберг, А.И. Уман и др.). Нами также анализировались работы, в которых рассматривались проблемы средств развития творческой познавательной активности (П.Н. Зубенко, В.Д. Симоненко, Т.И. Шамова). Некоторые исследователи обращались к разработкам отдельных форм и средств организации учебной деятельности студентов с целью развития творческой познавательной активности в ходе проведения самостоятельных и лабораторно-практических работ (И.И. Соколов, В.Г. Разумовский и др.); к различным средствам работы с книгой (А.В. Пуляев, О.А. Шатрова).

Не ставя под сомнение компетентность перечисленных авторов в исследовании предмета поиска, все же отметим, что изученные работы, во-первых, не охватывают всех возможностей развития творческой активности, и, во-вторых, во всех этих работах отсутствует системный подход к исследованию средств ее развития. Отдельные моменты использования системного подхода встречаются в работе Л.П. Заречной, посвященной проблеме развития творческой познавательной активности студентов в ходе изучения предмета «Технология». Других научных работ по данной тематике в процессе подготовки настоящей статьи обнаружить не удалось.

Для оценки уровня творческих возможностей того или иного учителя педагогические коллективы наших школ не располагают необходимыми методико-психологическими разработками. Именно по этой причине, как показывает практика, зачастую при определении творчески работающих учителей, и педагогические коллективы школ, и контролирующие органы образования, не имея возможности объективно, на документальной основе оценивать ситуацию, руководствуются исключительно своей интуицией и наблюдениями (2, 128). Поэтому мы считаем, что должен быть разработан механизм выявления творческого потенциала учителя, основывающийся на строгом соответствии научным и практическим рекомендациям по оценке деятельности учителя. Разумеется, при этом необходимо учитывать и фактор определенного консерватизма

руководства школы. Авторы полагают, что давно назрел вопрос организации специальных курсов, семинаров или практикумов для директоров школ, с целью оказания им методической помощи в рассматриваемом вопросе. Творческий подход к учебно-воспитательному процессу в школе является, по нашему мнению, двигателем качества знаний, умений и навыков учащихся. Учебный процесс в школе нельзя строить на каких-либо догмах или по шаблонам, так как это постоянный и динамично развивающийся процесс, результаты которого нельзя ограничивать какими-либо рамками и описывать «сухими» отчетами, а наоборот, крайне важно создать условия для смелого и динамичного усовершенствования учебного процесса. В этом случае готовность будущих учителей к творческому отношению к профессии будет адекватно отражаться в деятельности самой школы, т.е. две стороны этого взаимодействия получат соприкосновение в одной точке опоры - в творчестве.

Сегодня в нашем вузе более или менее ясно представляют задачу по переориентации подготовки будущих учителей технологии к творческому отношению к профессии на новые технологии обучения и воспитания. При обучении студентов творческому отношению к профессии развиваются их способности к творчеству, и в этом можно, как в зеркале, рассмотреть и личность ученика, ибо творчество и для студентов, и для школьников служит средством воспитания и обучения общественным ценностям.

Мы должны научить студентов стать педагогами, образно говоря, с творческой «изюминкой», с развитой способностью к новизне и импровизации в ходе их педагогической деятельности. Они не должны пугаться изменений, отходов от стандартных форм и приемов, напротив, они должны чувствовать себя комфортно, встречаясь с возможностями внесения изменений и новшеств в учебный процесс, и, насколько это возможно, даже испытывать удовлетворение от этого. Взяв за основу эти обстоятельства, мы должны обучать и готовить будущих учителей не в общепринятом, стандартном смысле, а по-новому - готовить творческих педагогов.

Реформа отечественного образования сегодня предоставляет учителям, да и школам в целом, практически полную свободу педагогического творчества. Но, при этом, еще недавняя, жесткая регламентация каждого шага учителя превратилась в другую крайность -безудержное экспериментирование всего и во всем. А казалось бы, все началось с хорошего, с внедрения творческих принципов в обучение.

Мы не стали бы подвергать обструкции столь приятное любому педагогу слово «творчество», если бы не наблюдали многочисленные глупости и извращения. Внедрение творчества в ежедневную педагогическую практику требует и времени, и терпения, и высокой общей культуры личности, и за быстро меняющейся модой оно не успевает. Отдельные учителя, начавшие использовать в своей творческой практике различные пробы и эксперименты, пытаются угнаться за модой на новизну, не соизмеряя это со своими возможностями, не учитывая свой индивидуальный стиль и темп работы, что неизбежно сказывается на результате работы - на свет появляется «творческое изобретение» -уродливое, гротескное, «недоношенное», а, нередко, и просто авантюрное. Например, сегодня звучат призывы к учителям самим разрабатывать (а, значит, и экспериментировать) учебные программы, создавать свои учебники и т.п. К чему может привести подобный волюнтаризм? Честный ответ на этот вопрос таков: подобная работа по силам только профессионалам - практикам, и необходимо оградить школу от такого рода «экспериментаторов». Разработка программ, учебников, пособий, их апробация и экспертиза должны быть в компетенции только крупных научных сообществ, объединяющих ученых, методистов, учителей самых разных профилей и специальностей.

Обобщая историю развития высшей школы, обучения и воспитания студентов Республики Таджикистан в период 1917-1990 годов, отечественный ученый С.Абдуллаев подчеркивает: «Изменения, происходящие в системе высшего образования, будут менять и условия развития личности будущего специалиста: возникает потребность в подготовке не только духовно развитых и профессионально подготовленных специалистов, но и специалистов, чутко улавливающих новейшие достижения науки и техники. Это требует гибкости мышления, его опережающего характера, высокого профессионализма, компетентности, умения общаться с партнерами, нестандартности подхода к решению возникающих проблем» (1, 2).

Сегодня все отчетливо понимают, что без высокой квалификации выпускнику вуза невозможно реализовать себя как личность, однако, для ее обеспечения при гуманистической ориентации образования необходим переход к многополярной оценке студента как будущего

функционера в сфере образования. Ориентация на подготовку студента, хоть и углубленную, в какой-либо узкой области знания, мы в этом уверены, приведет к тому, что в новых экономических условиях выпускник может столкнуться с ситуацией, когда его узкоспециализированные знания не позволят ему реализовать себя, поскольку не смогут охватить весь масштаб задачи или проблемы, возникшей перед ним. Для недопущения подобного нужно обеспечить будущих учителей технологии такой системой обучения, которая позволяла бы выпускнику вуза расширить границы знаний для проявления своих качеств на более широком поле деятельности. А это, по заключению специалистов, возможно лишь за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки студентов. Курс на гуманизацию учебного процесса предполагает формирование учебных планов таким образом, чтобы они максимально полно учитывали интересы студентов в их будущей практической работе в новых социальных и экономических условиях, а не сиюминутных интересов тех или иных структур: кафедры, вуза, территориального отдела образования, министерства. И, следовательно, гуманистическая ориентация образования может быть реализована только в соответствующих формах учебно-воспитательного процесса. Здесь мы имеем в виду гуманистическую педагогику. В самом общем плане эта педагогика предполагает: «...высокую степень индивидуализма и дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и инициативности обучаемого, применение в отношениях преподавателя и студента основных принципов педагогики сотрудничества» (5, 35).

Достаточно подробно вопрос готовности учителя к творческой деятельности в школе освещен в работах М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбовича. По их мнению, возникновение готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов. Далее идет разработка плана, моделей, схем предстоящих действий, и, наконец, завершающей стадией является претворение появившейся готовности в предметных действиях, применение определенных средств и способов деятельности и сопоставление полученных результатов с поставленными целями.

Они выделяют ситуативную и длительную готовность и считают, что для педагогов наиболее значима длительная готовность как стойкое образование, способное к развитию. Готовность учителя к творческой деятельности в школе (как и любая другая готовность) включает в себя мотивационный, содержательный и операционный компоненты (6, 95). Рассмотрим их подробнее:

- мотивационный компонент выражается в наличии потребности успешно выполнить поставленную задачу, интереса к детям и объекту своей деятельности, к способам ее осуществления, стремления к успеху;

- содержательный компонент готовности включает знания о педагогическом творчестве в процессе обучения;

- операционный компонент представляет собой владение способами и приемами деятельности, необходимыми педагогическими умениями.

Некоторые исследователи подходят к этому вопросу несколько шире, кроме упомянутых компонентов они выделяют еще волевой и оценочный компоненты: первый из них характеризует внутреннюю потребность в управлении действиями, из которых складывается деятельность, второй - включает самооценку подготовленности к творческому взаимодействию с учащимися.

Мы убеждены, что умение учителем решать творческие задачи должно быть предусмотрено программой его подготовки. Главное здесь - это совершенствование подготовки специалиста в вузе, «воспитание специалиста с творческим мышлением возможно в том случае, если на студенческой скамье будущий педагог будет вооружен знаниями, умениями и навыками, соответствующими модели конкретной специальности, то есть учителя определенного профиля. (3, 6).

В работе В.В. Краевского сделано предположение о том, что творчество преподавателя связано со знанием объекта своей деятельности. Он отмечает: «Чтобы выступать в качестве активного преобразователя, творца, педагогу требуется не просто подражать работе хороших учителей, но иметь знание другого рода - необходимо познать сущность педагогического процесса, найти ее глубинные основания, которые обусловливают проявляющиеся вне его свойства, признаки» (4, 52).

В понятие «готовность к профессиональной деятельности» включены все составляющие его элементы: владение всеми приемами и способами деятельности, владение техническими приемами, владение методом (способом организации науки, искусства), мастерство, свобода в использовании средств выразительности языка, знание процесса и сути понятия «ремесло»,

в хорошем смысле слова. Таким образом, между творчеством и ремеслом существует неразрывная связь, обеспечивающая свободу в выражении творческих замыслов. В ходе анализа научных работ по рассматриваемой проблеме выявлено, что многие исследователи относят творческой деятельности такие элементы, как сбор подготовительного материала, предвидение, представление конечного результата, отказ от известных решений, отход от шаблона, наличие замысла, создание теорий, законов, конструкций, создание конкретного продукта - образа или предмета, методов исследования и др. Помимо этого, многие из них акцентируют внимание на присущих творчеству действиях, таких как выбор и наличие плана действий, программы, воображение, мышление, фантазию, общение как творческий акт, нетривиальный подход при решении задач. Несмотря на то, что проблеме развития творческой познавательной активности будущего учителя технологии в последние три десятилетия посвящены многие исследования, детальное изучение работы преподавателей в современной высшей школе свидетельствует о том, что результаты работы по развитию творческой познавательной активности студентов еще не достигли необходимого уровня. Многолетние наблюдения, анализ лекций, семинарских, лабораторно-практических занятий, беседы с преподавателями и студентами позволили сделать вывод: в подготовке учителей технологии имеются существенные недостатки в организации работы по развитию творческой познавательной активности при изучении дисциплин предметного блока. Результаты проведенного среди преподавателей опроса показали, что у 56 из опрошенных при выборе средств развития творческой познавательной активности учитывают содержание учебного материала 41,07%, целенаправленно учитывают уровень знаний студентов 34%, 33% преподавателей выбирают средства развития творческой познавательной активности в зависимости от своих личных возможностей и профессиональных качеств. Эти данные лишь подтверждают, что фрагментарное, недостаточное использование преподавателями возможностей для стимулирования процесса развития творческой познавательной активности, стихийный, интуитивный выбор этих средств без учета их оптимального сочетания и соответствия определенным условиям приводят к тому, что творческая активность студентов при изучении учебных дисциплин понижается. Причем у студентов, с творческим потенциалом на первых курсах, активность постепенно ослабевает к третьему курсу. Так, данные проведенного нами широко масштабного изучения творческой активности студентов в учебной деятельности показали, что количество студентов, интересующихся дисциплинами предметного блока, снизилось на втором курсе до 60%, а на четвертом курсе - до 32% общего числа студентов .

Для нашего исследования были взяты студенты - будущие учителя технологии. Выбор в качестве объекта исследования именно этих студентов сделан нами не случайно: представляется важным исследовать процесс развития творческой активности студентов в самом начале перехода подготовки специалистов технологии на новые образовательные стандарты. Вместе с тем, нами было учтено и то обстоятельство, что именно после поступления в вуз начинается процесс падения творческой активности студентов в учебном процессе. Все это говорит, в частности, о существовании противоречия между необходимостью развития творческой познавательной активности студентов и возможностями практического решения этой задачи в вузе при подготовке учителя технологии на основе достигнутого уровня развития теории творческой активности личности и существующих условий педагогической практики.

Результаты практической деятельности преподавателей вуза и анализ научных работ в аспекте проблемы развития у студентов творческой познавательной активности при изучении дисциплин предметного блока подтверждают необходимость создания такой системы средств развития творческой активности, которая бы на практике давала реальный, ощутимый результат - высокую познавательную активность при изучении определенной области знаний, и, как следствие, - активную творческую учебно-познавательную деятельность, повышение интеллекта студента.

При подготовке учителя технологии в вузе творческая познавательная активность студентов выступает в двух качествах: с одной стороны, она является целью профессионального становления, с другой - выступает как средство ее достижения. Не будем забывать, что выпускники института должны уметь в будущем организовать и развивать творческую познавательную активность учащихся. Но выполнение этой важной составляющей школьного учебного процесса возможно лишь при условии, если при обучении в вузе будущие учителя технологии сами непосредственно занимались творческой познавательной деятельностью и проявляли при этом познавательную активность в процессе

обучения в вузе.

Организуя творческую познавательную активность будущих учителей технологии, необходимо увязывать их учебную деятельность с доминирующей целью учебы -самостоятельной работой при получении профессиональных знаний. Это, в свою очередь, обусловливает педагогическую целесообразность таких форм творчества, которые способствовали бы формированию профессиональных навыков студентов, органически вплетаясь в учебный процесс.

Опытно-экспериментальная работа показала, что студенты первых и вторых курсов более мотивированны и проявляют большую готовность к творческой познавательной активности, чем студенты старших курсов. Последние компенсируют этот недостаток знанием известных образцов, приемов, но не владеют творческими навыками. Приведем пример: у таких студентов возникают затруднения, если изменить условия ранее решенной задачи или формулировку вопроса, на который студент уже давал правильный ответ.

Это свидетельствует о том, что студентом не была усвоена суть ранее выполненного задания, не выявлены и не осмыслены его связи с другими понятиями и явлениями, и это свидетельствует об «узости» мышления. Встретившись с затруднениями, многие студенты теряют интерес к учебно-познавательной деятельности, понижается их активность в этой деятельности, а это говорит об отсутствии у таких студентов твердого характера, решимости, если хотите, бойцовских качеств. Поэтому мы считаем, что подготовка студентов к творческой познавательной активности - это не только педагогическая проблема, но и психологическая, в ходе которой студентов следует настраивать на получение конечного результата, а неумение отойти от заученного, привычка мыслить шаблонно показывают отсутствие творческих навыков или недостаточное владение ими.

Практика свидетельствует о том, что творческая познавательная активность студентов успешно формируется в процессе деятельности, но не стихийно, от случая к случаю, а целенаправленно и систематически от курса к курсу. В ходе обучения студенту предстоит овладеть навыками самостоятельной учебно-познавательной работы, методами анализа, синтеза, обобщения, конкретизации; умением анализировать изученный материал с позиции практики; овладеть способностью отойти от заученной системы знаний и перестраивать ее в зависимости от условий, задач, факторов; овладеть навыками конспектирования первоисточников, литературы и лекций; умением логически построить ответ, умением составлять план контрольных и курсовых работ; обладать развитым воображением.

Развитие творческой познавательной активности зависит от творческих способностей, к которым относятся: зоркость в поисках проблемы, способность к свертыванию мыслительных операций, способность к переносу опыта, целостность восприятия, сближение понятий, готовность памяти, гибкость мышления, способность к оценке, легкость генерирования идей, способность предвидения, беглость речи.

Вычленение или разделение творческих навыков возможно только теоретически, а в действительности, в процессе развития творческой познавательной активности и в ходе учебно-познавательной самостоятельной работы творческие навыки реализуются лишь в совокупности всех их свойств. Поэтому для развития творческой познавательной активности необходимо не только владеть определенными навыками, но и иметь такие свойства личности, как самостоятельность, трудолюбие, настойчивость, организованность, дисциплинированность.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдуллаев, С. Развитие высшего образования в Таджикистане/ С. Абдуллаев. -Худжанд: Омор, 1996. - 238 с.

2. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников/ Ш.А. Амонашвили .-М.: Педагогика, 1984. -298 с.

3. Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс)/ В.С. Ильин. -М.: Педагогика, 1984. -144 с.

4. Крылов, А.Н. Психологические основы педагогического мастерства учителя/ А.Н. Крылов. -М.: Общество "Знание", 1989. -40 с.

5. Психология и педагогика. /Под ред. А.А. Радугина. -М.: Центр, 1996. - 336 с.

6. Рахимов, Х., Нуров А. Педагогика (на тадж. яз.)/ Х. Рахимов.-Душанбе: Ирфон, 2000. - 370 с.

REFERENCES:

1. Abdullaev, S. Development of Higher Education in Tajikistan. -Khujand: Statistics, 1996. -238 p.

2. Amonashvili, SH.A. Up-Bringing and Educational Function of Schoolchildren's Study Assessment. -M.: Pedagogy, 1984. -298 р.

3. Iliin, V.S. Formation of Schoolchilds' as an Individual (Holistic Process) - M: Pedagogy, 1984. -144 p.

4. Krylov, A.N. Psychological Grounds of Pedagogical Skill of aTeacher. -M.:"Knowledge", 1989. - 40 p

5. Psychology and Pedagogy. / Under the editorship of . A.A. Radugin. -M.: Centre, 1996. - 336 p.

6. Rahimov, H., Nurov A. Pedagogy (in Tajik) -Dushanbe: Cognition, 2000. - 370 р.

Масъалаи ташаккул ва такомули фаъолнокии маърифати эцодкории омузгорони ояндаи технология

Вожа^ои калиди: омодагии омузгор, омодаги ба фаъолияти касби, инкишофи эцодкори, фаъолнокии маърифати, фаъолияти эцоди

Дар мацолаи мазкур муаллифон чунин меуисобанд, ки мауорати омузгори технология дар уалли масъалауои эцодкори бояд дар барномаи тайёрии у дар мактаби оли ба назар гирифта шавад. Тайёрии мутахассис тавассути фикрронии эцоди тануо дар уолате имконпазир мешавад, ки уангоми таусил, омузгори оянда бо дониш, мауорат ва малакаи мутобици тахассуси мушаххас, мусаллау гардад.

Хатмкунандагони донишкада бояд дар оянда фаъолнокии маърифати эцодкории талабагонро ташкил ва такмил намуда тавонанд. Ицрои чунин цисмати мууими раванди таълим дар мактаб ба шарте мумкин мешавад, агар уангоми таълим дар мактаби оли омузгори ояндаи технология худаш бевосита бо фаъолияти маърифати эцодкори машгул гардида, баробари ин фаъолнокии дарккуниро дар цараёни таълими мактаби оли зоуир намояд.

Фаъолнокии маърифати эцодкории омузгорони ояндаи технологиро ташкил намуда, фаъолияти таълимии онуоро бо уадафи асосии таълим, яъне ицрои кори мустацилонаро уангоми азхудкунии дониши тахассуси мувофицат кардан зарур мебошад. Ба андешаи муаллифони мацола, мауз уамин цанбаи баусталаби масъалаи ташаккул ва такомули маърифати эцодии омузгорони ояндаи технологи мебошад.

Проблема формирования и развития творческой познавательной активности будущих учителей технологии

Ключевые слова: готовность учителя, готовность к профессиональной деятельности, развитие творчества, познавательная активность, творческая деятельность

В настоящей статье авторы считают, что умение учителем технологии решать творческие задачи должно быть предусмотрено программой его подготовки в вузе. Отмечается, что воспитание специалиста с творческим мышлением возможно лишь в том случае, если на студенческой скамье будущий педагог будет вооружен знаниями, умениями и навыками, соответствующими модели конкретной специальности, то есть учителя определенного профиля.

Указывается на умение выпускников вуза в будущем организовывать и развивать творческую познавательную активность школьников, что возможно при их непосредственной творческой познавательной деятельности и активности в процессе обучения в вузе.

Подчеркивается, что при организации творческой познавательной активности будущих учителей технологии необходимо увязывать их учебную деятельность с доминирующей целью учебы - самостоятельной работой при получении профессиональных знаний, что, по мнению авторов статьи, является краеугольным камнем в решении проблемы.

Problem of developing and forming the knowledge activity offuture teachers

on technology subject

Key words: readiness of the teacher, readiness to professional activity, development of creative activity, cognitive activity, authoring (creative activity)

In this article authors consider that skill by teacher to technologies to solve the creative tasks must be provided by program of his (its) preparation at high school. Upbringing of specialist with creative thinking will be possible in that case if the future teacher will equip with knowledge, ability and

skill, corresponding to models of concrete profession, that is to say the teacher of the certain profile.

The graduates of the institute in future should be able to organize and develop the creative cognitive activity of schoolchildren. Fulfilment of this important forming of school educational process is only possible if teaching at high school the future teacher to technologies themselves directly will be concerned with creative cognitive activity and show with this cognitive activity in the process of education at high school.

Organizing creative cognitive activity of future teachers to technologies, it is necessary to tie up their scholastic (educational) activity with dominant purpose of the training - (written) test at reception of the professional knowledge and, exactly this, in the opinion of authors of the article, is the basic stone of problems of the forming and the developments to creative cognitive activity of the future teachers to technologies.

Маълумот дар бораи муаллифон:

Азизов Абдулатиф Абду^алимович, доктори илмуои педагоги, профессор, декани факултети санъати тасвири ва технологияи Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Fафуров.(Ч,умy;урии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: [email protected] Хакимов Аъзамцон Акрамцонович, омузгори калони кафедраи фануои умумитаълимии Донишкадаи политехникии Донишгоуи техникии Тоцикистон ба номи академик М. Осими дар ш.Хуцанд.(Цумцурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: [email protected] Сведения об авторах:

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова(Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected]

Хакимов Азамжон Акрамджонович, старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Политехнического института Таджикского технического университета им. М.Осими в г.Худжанде(Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: [email protected] Information about the authors:

Azizov Abdulatif Abduhalimovich, doctor ofpedagogical sciences, professor ,dean of the Faculty of Fine Arts (visual arts) and Technology of Khujand State University named after B. Gafurov(Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

Khakimov Azamjon Akramjonovich, senior teacher of the department of general subjects of the Faculty of Construction and Transport of the Polytechnic Institute of Tajik Technical University named after M.Osimi in Khujand(Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

УДК 371 Х. М. САБУРОВ

ББК 74.00 Г. А. КАДИРОВА

ОТОБРАЖЕНИЕ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.