Научная статья на тему 'Интеллектуальное развитие студентов в процессе эстетического воспитания'

Интеллектуальное развитие студентов в процессе эстетического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СТОРОНЫ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / ВЫСОКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUAL / AESTHETIC UPBRINGING / EMOTIONAL AND INTELLECTUAL ASPECTS / AESTHETIC UPBRINGING AND SELFEDUCATION / AESTHETIC COGNITION / HIGH EFFICIENCY / AESTHETIC ENVIRONMENT OF TUITION / ШАХСИЯТ / ТАРБИЯИ ЭСТЕТИКӣ / ТАРАФҳОИ МУАССИРӣ ВА ЗЕҳНӣ / ТАРБИЯИ ЭСТЕТИКӣ ВА ХУДТАРБИЯКУНӣ / ДАРККУНИИ ЭСТЕТИКӣ / САМАРАНОКИИ БАЛАНД / МУҳИТИ ЭСТЕТИКИИ ТАЪЛИМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизов А., Ганиева М.

В статье рассматривается вопросы эстетического воспитания будущих специалистов высшей квалификации в условиях вуза, осуществляемое с учѐтом особенностей студенчества как самостоятельной социальной группы. Отмечается, что при разработке теории эстетического воспитания в высшей школе нельзя не принимать во внимание то, что вузы, по сравнению со средней школой, различаются по роду и направленности будущей деятельности студентов (вузы гуманитарного, технического, естественно научного и других профилей). Предлагается выработка конкретной воспитательной программы, которая будет способствовать решению задач формирования интеллигенции со специфическим сочетанием еѐ социальных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азизов А., Ганиева М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual Development of Students in the Process of Aesthetic Upbringing

The article highlights the issue associated with aesthetic upbringing of future specialists of high qualification in higher school which is implemented with taking into consideration the peculiarities of the student body as a self-sufficient social group. It is indicated that while elaborating the theory of the theme in question in higher school we can`t help keep in mind that higher schools in comparison with secondary ones are distinguished with their type and slant being associated with future students` activities (humanitarian universities, technical, scientific-natural and other profiles). The author of the article determines the goals aimed at a formation of intellectuals with precise combinations of their social functions requiring an outworking of concrete educational curricula.The article under consideration dwells on the problem dealing with intellectual development of students in the process of aesthetic upbringing and targeted at development of intellectual abilities of students.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальное развитие студентов в процессе эстетического воспитания»

13.00.02.НАЗАРИЯ ВА УСУЛДОИ ТАЪЛИМУ ТАРБИЯ

13.00.02.ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

13.00.02.THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

УДК 34т 64

ББК 67,992(2т) 92 А.АЗИЗОВ

М.ГАНИЕВА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Эстетическое воспитание представляет собой многогранный и сложный процесс развития, не прерывающийся в течение всей жизни личности, начиная с самого раннего детства, охватывающий ее духовный мир и ее творческую активность и формирующий эмоциональные и интеллектуальные стороны ее психики.

Проблема эстетического воспитания личности является предметом исследования целого ряда видных ученых и педагогов, таких как К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Я.Коменский, М.Ф. Овсянников, М.С.Каган, Ю.А.Лукин, О.В. Лармин, Ю.У. Фохт-Батушкин, И.А. Джидарьян и др.

Когда пришло понимание, что физическое воспитание личности затрагивает лишь проблему развития физического здоровья, обеспечивает гармонию и красоту человеческого тела, а умственное воспитание направлено лишь на развитие умственных и мыслительных способностей и этого явно недостаточно для полноценного развития человека, встал вопрос о необходимости ориентации системы образования на организацию работы по эстетическому воспитанию, поскольку оно затрагивает интересы и физического, и умственного воспитания и обеспечивает полномасштабное развитие личности. Впервые система эстетического воспитания в народном образовании в организованном виде, начиная с детского сада и заканчивая вузом, стала применяться в XX веке. Однако в 30-е гг. прошлого века к руководству образованием и культурой в Советском Союзе пришли люди, далекие от науки, и в высшей школе утвердились прагматические подходы к подготовке специалисто, и как следствие, эстетическое воспитание молодежи было почти полностью исключено из педагогического процесса.

С тех пор ситуация в корне изменилась, однако, приходится констатировать, что и сегодня имеют место противоречия между запросами общества в повышении уровня эстетической воспитанности студентов и реальным состоянием дел: педагогическая практика еще не в полной мере использует имеющийся арсенал форм и средств эстетического воспитания для педагогического воздействия и взаимодействия.

В организационном аспекте эстетическое воспитание осуществляется на добровольных началах, и по этой причине возникает необходимость учета потребностей людей и их интересов и предпочтений. Эстетические потребности заключаются:

- в эстетическом удовольствии, наслаждении, связанном с потребностью в отдыхе, развлечениях;

- в эстетическом познании, образовании, самообразовании с помощью различного рода источников информации;

- в эстетическом воспитании и самовоспитании, усовершенствовании своих качеств, своего образа жизни (культуры поведения, речи, умения одеваться, украшать жилище и т.п.);

- в создании, в меру своих возможностей, склонностей и способностей, эстетических ценностей в профессиональном труде, быту, искусстве.

Выбор того или иного средства удовлетворения эстетических потребностей зависит от воздействия на личность внешних и внутренних факторов и обуславливается уровнем развития материальной и духовной культуры общества, индивидуальными особенностями самого человека. Между эстетической культурой человека и его индивидуальностью есть прямая зависимость: чем выше уровень эстетической культуры, тем ярче проявляется индивидуальность. «На формирование эстетической культуры человека влияют различные факторы: его индивидуальные особенности, социальное положение, территориальные и половозрастные характеристики, уровень образования, характер и содержание труда, влияние семьи и ближайшего окружения, доступные источники информации, прежний опыт общения с искусством».Выявление сочетания этих факторов и степень их взаимовлияния способствует разработке программы воспитательной работы с людьми разного возраста, в том числе и со студентами.

Имеющийся педагогический опыт показывает, что каждой возрастной группе соответствует свой уровень воспитания: ребенку свойственно неосознанное, безотчетное наслаждение красотами

окружающего мира, яркими красками изображений, а взрослый человек с его пространственным, образным и аналитическим мышлением подходит к этому осознанно, понимая и природу происхождения прекрасного, и язык искусства. Однако при взрослении человека и переходе из одной возрастной группы в другую повышение уровня воспитания посредством искусства не гарантировано. Для этого необходима разработка и применение педагогических условий, обеспечивающих высокую эффективность процесса эстетического воспитания.

Что же нужно сделать сегодня для решения актуальных задач эстетического воспитания в условиях высшей школы?

Первоочередные задачи заключаются в следующем:

1. Использование в полной мере духовно-культурного потенциала естественных, технических и общественных дисциплин;

2. Вклад в духовно-культурное образование студентов посредством всех форм обучения;

3. Организация факультативного изучения теории культуры и эстетики;

4. Развитие у студентов культурно-эстетических потребностей;

5. Использование воспитательных возможностей таджикской национальной культуры.

Таким образом, культурно-эстетическое воспитание будущих специалистов-педагогов, деятелей образования и культуры, руководителей разного уровня предполагает использование в процессе эстетического воспитания студентов духовно-культурного потенциала всех изучаемых в вузе общественных, гуманитарных и естественно-технических дисциплин. Факторы эстетического воспитания при таком подходе таковы:

- приобретение студентами теоретических знаний в области эстетических ценностей: произведений искусства и литературы, архитектуры, окружающего мира;

- практическое участие в различных видах творчества (учебном, трудовом, общественно-политическом, научном, художественной самодеятельности).

Для того чтобы студенты в процессе учебы, в рамках культурно-эстетической подготовки, смогли понять, какое место занимает и какую роль играет искусство в общем содержании вузовского образования, необходимо сместить центр тяжести от научно-технических дисциплин в сторону расширения эстетической среды обучения и воспитания с учетом специализации вуза и усилить эстетико-просветительскую работу в общежитиях.

Основами такого подхода к пониманию природы эстетического воспитания являются ориентация образовательного процесса на художественное развитие каждого студента, признание сложности и, отчасти, противоречивостьи художественного развития личности, придание гибкости процессу выбора приемов и способов разрешения этих противоречий, многообразие видов культурной деятельности, приоритетность комплексных культурно-творческих видов самодеятельности молодёжи.

Только припризнании данных особенностей эстетического воспитания культурную подготовку студентов можно рассматривать как непреложное условие развития их профессионального творчества, как условия формирования интеллигентности, поскольку подлинная интеллигентность определяется не уровнем полученного образования, не родом занятий, не характером профессиональной подготовки, а ценностными ориентациями личности.

Формирование эстетической активности студентов является одной из основных задач эстетического воспитания.

Под понятием «активность» в педагогическом аспекте понимается черта личности, проявляющаяся в виде готовности, стремлении к самостоятельной деятельности, а также выраженное отношение к самой деятельности, осуществляемой при выборе наиболее рациональных путей для достижения цели.

Активность, в ее трактовке педагогической наукой, направлена на ориентацию исследования не на изучение особенностей психической деятельности субъекта, а на формирование личности в целом с ее основными чертами, обуславливающими отношение субъекта к деятельности. Ибо воспитать личность - значит формировать в ней потребность к таким качествам, как:

- проявление активности в деятельности, соответствующей потребностям личности;

- умение отличать активность потенциальную от реальной активности;

- избирательность объектов, средств, форм в реализации потребностей личности, в зависящая от её активности.

Активность, личности может быть общественной трудовой, познавательной и эстетической. Все эти формы активности теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Эстетически активная личность - это личность, способная «инструментами» эстетики воздействовать на окружающую ее среду, преобразовывать предметы природы, деятельно воспринимать красоту в

искусстве. Такую личность отличают творческое отношение к труду, культура общения, высокий интеллект.

Эстетическая активность проявляется в различных формах: в побуждении к систематическому общению с миром искусства, в стремлении отстаивать свои эстетические взгляды, в способности действовать на основе эстетических принципов. Наличие выраженной эстетической активности способствует реализации всех потенциальных возможностей, имеющихся у личности, к которым относятся эстетические знания, умения, навыки, эстетический опыт, эстетический вкус, эстетический идеал, творческие способности.

Степень эстетической активности зависит от широты круга отношений личности, от того, насколько он настойчиво стремится к утверждению своего идеала в жизни, и, в том числе, в эстетической деятельности. Эстетическая деятельность, связанная с восприятием произведений искусства, формированием эстетических ценностей, строится с учётом определенных требований и должна:

а) носить систематический характер;

б) органически объединять учебную и внеаудиторную деятельность по накоплению нравственного опыта студентов, по пробуждению их духовных интересов;

в) включать общение с искусством, быть направленной на развитие художественных способностей.

Предпосылками развития эстетической активности в процессе учебной деятельности служат педагогическое воздействие, нацеленное на формирование эстетического сознания, усвоение системы эстетических знаний, выработка определенного отношения к ним и реализация этих знаний в жизни.

Реализация этих условий возможна при наличии и функционировании единой системы методов, приемов, форм и средств организации эстетической деятельности студентов, объединяющей все способы педагогического воздействия.

Эстетическая активность в познавательной деятельности достигается содержанием эстетического образования, эвристическими методами обучения, эмоциональностью, опорой на принципы педагогики сотрудничества. Средствами включения студентов в процесс усвоения эстетических знаний являются постановка проблемных вопросов на лекционных занятиях, организация самостоятельных работ по вопросам истории и теории искусства, исследовательские работы в учебной и внеучебной деятельности студентов.

Эффективность от включения данных средств возрастает при условии:

1) учёта индивидуальных особенностей студентов (скорости мышления, насыщенности эмоциональной сферы, типа характера, жизненного опыта и т. д.)

2) оптимального сочетания этих средств;

3) постепенного усложнения заданий, детерминирующих творческое начало в деятельности.

Рассуждая о способах развития эстетической активности, следует помнить, что важное место отводится руководству художественным творчеством студентов.

Эстетическая активность получает развитие во всех видах эстетической деятельности в художественном творчестве, художественной самодеятельности молодёжи и т.п. Занятия искусством, художественным творчеством воздействуют на все сферы психической деятельности студентов, формируют их творческий потенциал, влияют на формирование эстетического идеала, мировоззрение, волю, способности.

Применение современных средств информационных технологий в эстетической деятельности способствовало появлению новых видов искусств -дизайна, экранных искусств, компьютерной графики, видеоизображений и др. Они создаются по специфическим законам массовой культуры и функционируют как средства массовой коммуникации. Появившиеся в творчестве, благодаря компьютерным технологиям, новые возможности существенно расширили перечень эстетических категорий и придали им качественно новые признаки. Среди них виртуальность, коммуникативность, интерактивность, доступность, демократичность, мобильность, информационная насыщенность и др.

Культуролог Г.Маклуэн отмечает, что наступившая эпоха масс-медиа изменила коренным образом не только среду обитания человека, но и его самого. Принимая этот постулат за истину, высшая школа должна более пристально наблюдать и разграничивать сферу влияния так называемого «демократического искусства», рассматривать и раскрывать технологию создания медиа-культуры. Иными словами, мы должны научить студентов находить свое место, адаптироваться в сложном социокультурном, информационно насыщенном пространстве (анализировать, оценивать ситуации, находить творческие способы решения проблем и т.д.), формировать умения работать с информацией и со средствами новых информационных технологий.

Перечисленные задачи объединяются в новую образовательную область - медиа-образование, которое очень тесно переплетается с эстетическим воспитанием в широком социальном смысле.

Экспериментальная практика показала, что интеграция медиа-образо-вания в эстетическое воспитание актуальна почти для всех учебных дисциплин и, разумеется, для художественно-графических, которые закладывают и развивают способности студентов в области художественной культуры, плавно переходящие в медиа-коммуникативные способности (1).

При решении задач медиа-образования происходит активизация и интенсификация процессов интеллектуального развития студентов, обозначающих проблему осмысления духовной и практической деятельности через неисчерпаемые возможности изобразительного искусства.

Экспериментальное исследование показало, что обучение необходимо проводить по следующим направлениям, развивающим интеллектуальные способности студентов (рис. 1):

Таблица № 1.Интеллектуальное развитие студентов в процессе эстетического воспитания

ВУЗ

Культура

Образовательные области

Интеграция эстетического воспитания с медиа-образовани

Средства массовой коммуникации

Направления интеллектуального развития студент

Семанти- Образно- Преобразо- Поисково- Рефлексивн Критическо Технологи-

ческое логическое вательное системное ое е ческое

Направления и характеристики интеллектуального развития студентов:

1. Семантическое:

• изучение коммуникативных языков, в т.ч. языков средств массовой информации;

• осмысление семантики языка;

• обучение пониманию заданий в различных формулировках.

2. Образно-логическое:

• развитие ассоциативного мышления;

• изучение метафорической системы языковой конструкции;

• конструирование образной аналогии.

3. Преобразовательное:

• видоизменение информации в зависимости от цели коммуникации и деятельности;

• развитие дифференцированного мышления (зрения) для отбора необходимой информации;

• нахождение и исправление ошибок в получаемой информации;

• обращение к упрощенным формам для простоты и доступности усвоения информационных текстов;

• формирование умений перевода вербального текста в визуальный (пластический) и наоборот.

4. Поисково-системное, направленное на выработку навыков:

• сбора информации из различных источников;

• систематизации тематического материала для нахождения связей |между частным и общим.

5. Рефлексивное или сравнительно-оценочное:

• развитие видения гармонии окружающего мира (среды);

• изучение и привитие уважительного отношения к родной культуре |и к культуре других народов;

• формирование умений аргументировать собственное высказывание;

• развитие аналитического мышления;

• составление рецензий, анонсов информационных материалов;

• составление плана собственного сообщения;

• формирование коммуникативных навыков при работе в коллективе

6. Критическое:

• развитие критического мышления;

• формирование умений восприятия альтернативных точек зрения;

• формирование видения целенаправленности информационных текстов.

7. Технологическое:

• использование информации в учебном процессе в целях стимулирования интереса к занятиям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание игровых ситуаций;

• знакомство с инструментарием подготовки, передачи, получения информации, в том числе с помощью технических средств.

Говоря о представленном выше подходе к интеллектуальному аспекту эстетического воспитания в условиях научно-технического прогресса и признавая его важность и целесообразность, не следует отвергать или принижать значение первоначального чувственно-эмоционального восприятия, возникающего при соприкосновении с искусством.

Эмоциональная сторона изобразительного творчества студентов тесно связана с осмыслением своих собственных действий через самопознание и размышление. Поэтому крайне важно, чтобы студенты в процессе обучения учились не только зрительно воспринимать предлагаемый учебный материал: художественные произведения, тексты, репродукции, фрагменты, учебные рисунки и эпистолярное наследие выдающихся искусствоведов, художников, критиков, но и были погружены в созерцание прекрасного, в эстетическое сопереживание и обучались, таким образом, работе с информацией на семантическом уровне.

Достижение этой цели во многом зависит от способности студентов самостоятельно получать необходимые знания и реализовывать себя в постоянном процессе творчества, которое поддержано самой педагогической идеей необходимости проведения медиа-образовательного феномена.

Таким образом, создание системы развития эстетической активности студентов, активной познавательной деятельности и разработка средств и приёмов ее реализации являются фактором успешной культурно- эстетической подготовки будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Искусство в контексте информационной культуры. М.: Смысл, 1997. -205 с.

2. Медиа-образование: Время пришло. / Л.С.Зазнобина, А.А. Журин, Я.А.Милютина и др.-М. 1996. - 82 с.

3. Сокольникова, Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. /Н.М.Сокольникова. - М., 1997.-242 с.

4. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. /М.А.Чошанов. -М.: Народное образование, 1999. - 160 с, иллюстр.

REFERENCES:

1. Art in the Context of Informational Culture. - M.: Sense, 1997. - 205 p

2. Media-Education: The Time Has Come. / L.S.Zaznobina, AA Jurin, Ya.A.Milyutina et alia. - M. 1996. - 82 p

3. Sokolnikova, N.M. Development of Artistic-Creative Activity of Schoolchildren in the System of Aesthetic Upbringing. Monograph/ N.M. Sokolnikova. - M., 1997. - 242 p.

4. Choshanov, M.A. Flexible Technology of Problemic-Modular Tuition: methodical manual/ M.A.Choshanov. - M.: National Education, 1999. - 160 p. (illustrated)

Инкишофи зехции донишцуён дар раванди тарбияи эстетики

Вожа\ои калиди: шахсият, тарбияи эстетики, тарафуои муассири ва зеуни, тарбияи эстетики ва худтарбиякуни, дарккунии эстетики, самаранокии баланд, мууити эстетикии таълим.

Тарбияи эстетикии мутахассисони ояндаи баланд ихтисоси дар шароити муассисщои оли бо назардошти хусусиящои донишцуён цамчун гурууи ицтимоии мустацил ба амал оварда мешавад. Хангоми коркарди назарияи тарбияи эстетики дар мактабуои оли ба назар гирифтан лозим аст, ки мактаби оли аз мактабуои миёна бо раванди фаъолияти ояндаи донишцуён фарц мекунад (мактабуои олии гуманитари, техники, тибии, ва дигар соцщо). Вазифаи ташаккули коркарди барномаи зиёиён тарбиявии мушахасро талаб мекунад. Дар мацолаи мазкур муаммои инкишофи зеунии донишцуён дар раванди тарбияи эстетики ва тамоюли инкишофи цобилияти зещии донишцуён барраси шудааст.

Интеллектуальное развитие студентов в процессе эстетического воспитания

Ключевые слова: личность, эстетическое воспитание, эмоциональные и интеллектуальные стороны, эстетическое воспитание и самовоспитание, эстетическое познание, высокая эффективность, эстетическая среда обучения

В статье рассматривается вопросы эстетического воспитания будущих специалистов высшей квалификации в условиях вуза, осуществляемое с учётом особенностей студенчества как самостоятельной социальной группы. Отмечается, что при разработке теории эстетического воспитания в высшей школе нельзя не принимать во внимание то, что вузы, по сравнению со средней школой, различаются по роду и направленности будущей деятельности студентов (вузы гуманитарного, технического, естественно - научного и других профилей). Предлагается выработка конкретной воспитательной программы, которая будет способствовать решению задач формирования интеллигенции со специфическим сочетанием её социальных функций.

Intellectual Development of Students in the Process of Aesthetic Upbringing

Keywords: individual, aesthetic upbringing, emotional and intellectual aspects, aesthetic upbringing and self-education, aesthetic cognition, high efficiency, aesthetic environment of tuition.

The article highlights the issue associated with aesthetic upbringing offuture specialists of high qualification in higher school which is implemented with taking into consideration the peculiarities of the student body as a self-sufficient social group. It is indicated that while elaborating the theory of the theme in question in higher school we cant help keep in mind that higher schools in comparison with secondary ones are distinguished with their type and slant being associated with future students" activities (humanitarian universities, technical, scientific-natural and other profiles). The author of the article determines the goals aimed at a formation of intellectuals with precise combinations of their social functions requiring an outworking of concrete educational curricula.

The article under consideration dwells on the problem dealing with intellectual development of students in the process of aesthetic upbringing and targeted at development of intellectual abilities of students.

Маълумот дар бораи муаллифон:

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктори илщои педагоги, декани факултети саънати тасвири ва технологияи Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуроа (Цущурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail: [email protected]

Ганиева Малика Абдуцодировна, сармуаллимаи кафедраи санъати тасвири ва цунарцои халции факултети санъати тасвири ва технологияи Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цущурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail:[email protected] Сведения об авторах:

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и её методики преподавания факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета имени академика Бободжона Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected]

Ганиева Малика Абдукадировна, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и народных промыслов факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail:bonumalika 78@mail. ru Information about the authors:

Azizov Abdulatif Abduhalimovich, Dr. of Pedagogy, Professor of the department of technology and method of its teaching attached to the faculty offine arts and technology under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: [email protected] Ganieyva Malika Abduqodirovna, senior lecturer of the department offine arts and peopled handicrafts attached to the faculty of fine arts and technology under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.