ТВОРЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
CREATIVE SITUATIONS AS ONE OF THE MEANS OF FORMATION OF CREATIVE INDEPENDENCE OF FUTURE TEACHERS
А. В. Качалов
В статье раскрываются функциональные возможности творческих ситуаций в формировании творческой самостоятельности будущих учителей, то есть их способности творчески применять профессиональные знания в решении педагогических задач и проблем, умения обновлять и совершенствовать режиссуру урока, проявлять творческую смелость, активность и инициативность.
Ключевые слова: деятельность учителя, творческая ситуация, творческая самостоятельность.
A. V. Kachalov
The article shows functional possibility of creative situations in the formation of creative independence of future teachers. That is: their capacity for creative use of professional knowledge in solving educational problems and issues, the ability to update and improve the direction of the lesson, the ability to be creative, active and initiative.
Keywords: teachers activity, creative situation, creative independence.
Одной из главных целей подготовки будущего учителя в педагогическом вузе является формирование готовности к самостоятельной творческой профессиональной деятельности.
Подготовка будущего учителя к самостоятельной творческой профессиональной деятельности требует формирования творческой самостоятельности, которая обеспечивает в дальнейшем способность к творческому применению профессиональных знаний в решении педагогических задач, педагогических проблем, умения обновлять и совершенствовать режиссуру урока, проявлять творческую смелость, активность и инициативность.
На основе уточнения педагогических трактовок понятия творчества и творческой деятельности мы определяем творческую самостоятельность как созидающую творческую деятельность, основанную на способности отклоняться от традиционных способов решения задачи, генерировать новые идеи, ориентироваться в новой ситуации в условиях самостоятельного решения проблемы.
Определение творческой ситуации как средства формирования творческой самостоятельности будущего учителя обусловлено тем, что это есть особым образом организованная личностно ориентированная ситуация, которая выступает как некая педагогическая среда, приводящая в движение механизмы самостановления будущего учителя, в которой востребуется творческая самостоятельность [1, с. 77].
Представляя собой единицу учебного процесса, творческая ситуация создает условия для актуализации целостных, ценностно-смысловых отношений личности субъекта к изучаемым объектам, процессам, явлениям, в которых учебные действия осуществляются самостоятельно и творчески в контексте будущей педагогической деятельности.
Анализ научной литературы, диссертационных исследований по проблемам формирования творческих способностей, развития творческого мышления, творческой самостоятельности студентов вуза показал, что творческая ситуация представляет собой некую модель, в которой находят отражение механизмы личностного становления, личностного развития студентов, проявлений их личностных функций: рефлексии, мотивации, переосмысления ценностей, поиска и образования нового личностного смысла и овладения личностным опытом, свободного самостоятельного выбора и принятия личной ответственности [2, с. 74].
Выделяя структурную логику творческой ситуации, мы, опираясь на исследование Н. Ю. Ермиловой, Н. В. Хо-дяковой [1; 3, с. 67], выделяем в ее конструкте цель, содержание, ядро и технологический процесс.
Цель творческой ситуации - развитие самостоятельности, творчества, инициативы, рефлексии; формирование умений принимать ответственные решения и анализировать свои поступки и действия с позиции творчества и профессионализма; содействие присвоению личностных смыслов и ценностей в творческой деятельности, основанной на самостоятельности.
Содержание творческой ситуации предстает в виде последовательно усложняющихся задач с профессионально-педагогической направленностью, вариативных творческих заданий, вопросов, требующих поисковых, исследовательских, творческих способов решения и проявления самостоятельности, творчества, выход за пределы стереотипа и как результат - обретение опыта самостоятельной творческой деятельности и позиционирование себя как самостоятельной творческой личности учителя.
Ядро творческой ситуации составляет собственно модель ситуации самостоятельной творческой деятель-
ности, проецируемой на педагогическую профессию: игра, задача, учебная проблема, коллизия.
В основе технологического процесса лежит включение студентов в деятельность, выполняя которую будущий учитель овладевает заранее заданным опытом и который формирует смысловые отношения студентов, их личностный и творческий опыт.
В своем исследовании творческие ситуации мы сгруппировали в следующем виде:
1) рефлексивно-актуализирующие;
2) диалоговые;
3) познавательно-практические;
4) ситуации игрового моделирования.
В основе рефлексивно-актуализирующих творческих ситуаций лежит самостоятельное преодоление студентом противоречия между ресурсами «Я» и требованиями ситуации, что в итоге выступает как творческое открытие принципа решения и одновременно творческое саморазвитие. Рефлексия в данном случае проявляется в осмыслении предметной проблемной ситуации, определяемой содержанием задачи, и обращением студента к самому себе, к переосмыслению своей деятельности, что ведет к становлению нового облика «Я» как способного к творчеству и творческой самостоятельности.
Рефлексивная самоорганизация творческой самостоятельности предусматривает развитие интеллектуальной мобильности, рефлексии педагогического опыта студента и эмоциональных возможностей. Существенным для нас является то, что личностная позиция студентов к совершенствованию своего творческого роста, установки на анализ и осмысление процесса и результата собственной деятельности, понимание своей индивидуальности, достоинств ведет к сознательному и целенаправленному управлению своей деятельностью. В процессе подготовки будущего учителя неотъемлемым является не только получение определенных знаний, умений и навыков, но и формирование творческой самостоятельности, востребование ее в различных образовательных ситуациях, в которых студент может проявить гибкость, нестереотипность и оригинальность мышления, способность быстро менять действия в соответствии с новыми условиями.
Диалоговые творческие ситуации связаны с тем, что ценность диалога заключается в осознании студентами содержания ситуации, задачи, проблемы, а это ведет к новообразованиям в самосознании личности, затрагивая при этом и мотивационную сферу.
Ситуации данного вида являются нравственными по содержанию и одновременно являются эмоционально окрашенным переживанием при отстаивании собственной позиции в диалоге. С другой стороны, диалоговые ситуации активизируют интерес к творческому процессу, развивают самостоятельное творчество, способствуют актуализации личностных функций студентов.
Продуктивность решения профессионально-творческих, учебно-познавательных задач, заключенных в диалоговую творческую ситуацию, намного выше по сравнению с индивидуальным решением. Это связано с больши-
ми возможностями, проявляющимися в диалоге: разнообразие мнений, творческий потенциал, самостоятельность познавательной и творческой деятельности каждого субъекта, порождаемые вопросами, спорами, суждениями. Любое высказывание в диалоге, отмечает О. В. Бочкарева, сохраняет свою самостоятельность, соотносится с другими, обогащается, наполняется новым смыслом, становится личностно значимым за счет продуктивного обмена мнениями [4].
Познавательно-практические творческие ситуации связаны с поиском новых знаний, обретением нового опыта, необходимого для будущей профессионально-педагогической деятельности и вместе с тем востребуют творческую самостоятельность [5, с. 14]. При решении познавательно-практических ситуаций, в основе которых лежит профессионально-творческая задача, осуществляется приближение будущего учителя к реальности педагогической профессии, что формирует личностно-значи-мое отношение к познавательной, творческой деятельности. Познавательно-практические творческие ситуации представлены нами в виде продуктивных творческих задач, способ решения которых характеризуется как осмысление проблемы, представленной в форме противоречия между недостаточностью принципов разрешения и ее реальными требованиями. Содержание познавательно-практических творческих ситуаций основано на ценностных ориентациях будущих учителей и раскрывают более широкий смысл изучения педагогических дисциплин. Задачи познавательно-практических творческих ситуаций связаны с поиском нового знания, ответственностью за сделанный выбор и принятое решение. Ответственность в данном аспекте характеризуется оригинальностью выбора из числа предложенных альтернатив, выбором целей, средств и способов собственной деятельности, проигрыванием возможного преобразования ситуации.
В этой ситуации будущий учитель, прежде чем осуществить выбор варианта решения, анализирует выбор и его результаты на основе оценки своих собственных возможностей и творческих способностей, и задача из когнитивного плана переходит в личностный.
Педагогическая значимость ситуации игрового моделирования заключена в самом процессе игры, в ее эмоциональном напряжении, импровизированности, непредсказуемости. «Удачная игра - это всегда ощущение своей самоценности, это возможность опробовать в имитируемой реальности образцы поведения, утвердиться в своей значимости» [1]. Особенность ситуаций игрового моделирования в развитии процесса мышления и творчества, перевода его из неосознанного, спонтанного, формального в осмысленное творческое действие.
Рефлексивно-актуализирующие, диалоговые и познавательно-практические творческие ситуации, ситуации игрового моделирования по отношению к творческой самостоятельности обладают рядом функций, которые обусловливают возможность их применения в процессе формирования творческой самостоятельности будущего учителя:
- мотивирующая функция, заключающаяся в активизации мотивационной сферы студентов, ориентации их на достижении успеха;
- эвристическая функция, означающая в указанных ситуациях «погружение» студентов в эвристический поиск оригинальных идей, открытий, личностной вовлеченности студентов в анализ и решение профессионально-творческих задач;
- личностно-ориентирующая функция, состоящая в том, что выделенные нами ситуации раскрывают личностную значимость, ценность задач такого рода за счет введения в сферу педагогических проблем, развивают личностную позицию, критическое оценивание собственных действий, требуют от студентов проявления творческой самостоятельности;
- познавательная функция описанных ситуаций состоит в том, что они представляют собственно личностный аспект (рефлексия, мотивация, поиск смысла) и направлены на освоение понятийного и операционного аппарата изучаемой науки (педагогики);
- функция самореализации, которая характеризуется тем, что решение студентами диалоговых, рефлексивно-актуализирующих, познавательно-практических ситуаций направлено на формирование потребности в самопознании, творческом саморазвитии, формирует объективную самооценку [6, с. 101-104].
Функциональная направленность диалоговых, рефлексивно-актуализирующих, познавательно-практических творческих ситуаций, ситуаций игрового моделирования позволяет охарактеризовать их с позиции формирования творческой самостоятельности будущих учителей как некое целое, в котором воспроизводятся ситуации самостоятельной творческой, профессионально-педагогической деятельности, в процессе применения которых:
- создаются условия для более полного творческого самовыражения и самопознания личности, когда будущие учителя познают «себя через других» и «других через себя» (рефлексивные механизмы), в результате чего повышается личностная значимость собственного «Я» и осознание себя как субъекта самостоятельного творчества;
- усиливается личностный интерес будущих учителей к развертыванию своей предметной деятельности, что задает творческую направленность личности и вызы-
вает положительные эмоции, сопровождающие процесс самостоятельного поиска;
- предоставляется возможность для творческой самореализации и самоактуализации будущими учителями своих профессионально-педагогических и личностных способностей, умений, навыков, утверждении личностных позиций, то есть обретается опыт быть самостоятельной творческой личностью педагога профессионала.
Логика развертывания диалоговых, рефлексивно-актуализирующих, познавательно-практических творческих ситуаций, ситуаций игрового моделирования, обусловливающих творческую самостоятельность будущих учителей, связана с возрастанием личностного субъектного потенциала, рефлексии смыслов профессионального становления, творческого подхода к решению педагогических задач.
Проблемность, заложенная в данных ситуациях, нацеливает будущего учителя на самостоятельное творческое разрешение противоречия, вскрытие существенных закономерностей, поиск способов решения, рефлексивное позиционирование, самореализацию, что позволяет обрести опыт творческой самостоятельности.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ходякова Н. В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вузов: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1996.
- 180 с.
2. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технология. Волгоград: Перемены, 1994. - 150 с.
3. Ермилова Н. Е. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности как фактор формирования творческой самостоятельности будущих специалистов. - Волгоград, 2003. - 180 с.
4. Бочкарева О. В. Педагогический диалог и культура // Ярославский педагогический вестник: науч.-метод. журн. - Ярославль: ЯГПУ, 1998. -№ 3.- С. 74-77.
5. Головенко А. Г. Обучение решению творческих задач в профессиональной подготовке в вуз: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1993. - 16 с.
6. Зиновкина М. М. Креативная технология образования // Высшее образование в России. - 1999.
- № 3. - С. 101-104.