Научная статья на тему 'Научно-теоретические аспекты творчества учащихся'

Научно-теоретические аспекты творчества учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭҷОДКОРӣ / қОБИЛИЯТ / ФАЪОЛИЯТ / ШАКЛГИРӣ / ШАХСИЯТ / ТВОРЧЕСТВО / СПОСОБНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ABILITY / ACTIVITY / FORMATION / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизов Абдулатиф Абдуҳалимович, Дадобоева Мавлуда Абдуқаҳоровна

Мақола ба тавсифи сифатҳои зарурии омӯзгори мактаби миёна, ки барои инкишофи қобилияти эҷодкории мактаббачагон заруранд, бахшида шудааст. Аз байни воситаҳои таъсиргузор ба шахсияти хонанда муаллифон муносибати фардиро барои шаклгирии шахсият тахсис медиҳанд. Баён мешавад, ки муносибати фардӣ танҳо ҳамон вақт имконпазир аст, агар муаллим худогоҳ бошад. Ин имкон медиҳад, ки ӯ шахсияти тарбиягирандаро эътироф намояд, қобилияти вайро ошкор созад ва муносибаташро бо ӯ дар ӌараёни тарбия муайян намояд. Қайд карда мешавад, ки ҳамчунин дар шакли муколама табодули дороиҳои маънавӣ,отифӣ ва иӌтимоии ӌамъовардаашро ба роҳ монда, бар ин асос барои инкишофи қобилияти эӌодкории хонанда замина мегузорад.Статья посвящена описанию качеств, необходимых школьному учителю для развития творческих способностей школьников. Среди средств воздействия на личность школьника авторами выделяется личностный подход по выявлению особенностей формирования личности. Указывается, что личностный подход возможен лишь в том случае, если учитель осознает личностью самого себя, что позволит ему распознать личность в воспитаннике, раскрыть его способности и взаимоотношения с ним в ходе воспитания, в форме диалога, осуществлять обмен накопленными интеллектуальными, эмоциональными и социальными ценностями и на этой основе развивать в нем творческие способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азизов Абдулатиф Абдуҳалимович, Дадобоева Мавлуда Абдуқаҳоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern school begins the education and upbringing of children at a time when their brains are just entering a phase of their active development, and under these conditions the child’s ability to improvise and come up with something is manifested with the greatest force. This article is devoted to the description of the qualities necessary for the schoolteacher to develop the creative abilities of schoolchildren. Among the means of influencing the personality of a schoolboy, a special role belongs to the personal approach to identifying the features of personality formation. Here it is important to understand that the personal approach is possible only if the teacher realizes himself by the personality, which will allow him to recognize the personality in the pupil, to reveal his abilities and relationships with him in the course of upbringing, to build in the form of a dialogue, to exchange the accumulated intellectual, emotional and Social values and on the relevant ground to develop creative abilities in it.

Текст научной работы на тему «Научно-теоретические аспекты творчества учащихся»

13.00.00.илм^0и ПЕДАГОГИ 13.00.00.ПЕДАГ0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ I3.OO.OO.PEDAGOGICAL SCIENCES

13.00.02.НАЗАРИЯ ВА УСУЛХ,ОИ ТАЪЛИМУ ТАРБИЯ 13.00.02.ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 13.00.02.THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Одной из главных целей отечественного образования на этапе «школа - вуз» является формирование у молодого поколения такой системы качеств, которая позволит ему в будущем быть носителем общественного достояния и ценностей в различных системах: науке, образовании, культуре. активно и творчески участововать в строительстве общественных отношений.

В современном обществе до настоящего времени широко бытует мнение, что у детей воображение ярче, красочнее и богаче, чем у взрослого человека. Детство является тем периодом в жизни человека, когда мозг только вступает в фазу своего активного развития и в этих условиях способность ребенка импровизировать и что-либо придумывать проявляется с наибольшей силой. По мере роста и развития ребенка его способности фантазировать лишь возрастают, становятся зримей и отчетливей.

Выражение Гете «Дети могут из всего сделать все» подтверждает мнение психологов о нетребовательности, неприхотливости и даже некой наивности детской фантазии, которая у взрослого человека находится как -бы в «связанном» состоянии. Зачастую именно эти свойства детской фантазтии принимаются за свободу и богатство детского воображения. Плоды детского воображения на проверку существенно отличаются от аналогичного опыта взрослых людей, из чего следует, что мысли ребенка находятся более в фантастическом мире, нежели в реальном мире. Отсюда вытекает способность детей верить в реальность Деда Мороза, в способность животных - героев сказок говорить и тому подобное.

Со временем, по мере взросления человека, эти свойства детского мышления должны превращаться в способность творчески мыслить и создавать образы, привязанные к реальности, а система образования должна содействовать этому и быть нацелена на формирование в каждом ребенке творческой личности.

По мнению социологов Г.В. и Л.Н. Москвичевых: «Именно творческие способности и отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования как личности... Творчество - основная отличительная черта человека как личности» (6 . 174).

Творческая личность, находящаяся в фазе творческого вдохновения, способна утратить ощущение реальности и жить только данным моментом и, как сказали бы актеры, полностью погрузиться в образ. Подобная способность «потеряться в настоящем» является условием любой креативности.

Поставка задачи и достижение ее реализации требуют от творческой личности воли, мужества, силы, а порой самоотдачи и самопожертвования. Изучая творческий опыт различных известных ученых и исследователей, встречаешь такие их характеристики: упорство, независимость, самодостаточность, в какой-то степени высокомерие, сила характера, сила собственного «Я» и т.п. И что характерно, здесь нет места достижению известности и популярности, все это находится за пределами главной цели исследования. Творческой личности при решении поставленной задачи не свойственны страх или колебания в невозможности положительного результата, они, по меньшей мере, сведены до минимума.

Творческий процесс, как правило, имеет тенденцию поглащать в себя человека полностью. Во время творчества он внутренне организован, интегрирован в работу, полностью подчинен предмету творчества. Это подчеркивает системность творчества, иными словами- творчество является целостным качеством личности.

Гениальным и талантливым людям и творческим личностям присущи два обязательных

УДК 371.012 ББК 74,202

А.А.АЗИЗОВ М.А.ДАД0Б0ЕВА

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ

качества, отличающие их от обычных людей: гибкость мышления и приспосабливаемость. А, с другой стороны, разве не эти же качества присущи маленьким детям? Они, как и взрослые исследователи, постоянно находятся в, поиске пусть еще не осознанном, придумывают какие-то новые (для них) решения различных текущих проблем. И, следовательно, в этом смысле, они чрезвычайно творческие личности.

На сегодняшний день известно большое количество исследований, посвященных соотношению между творчеством и коэффициентом интеллекта у детей. Соласно им дети с творческими задатками - это те, у которых развито интуитивное мышление, внутренний голос, подсказывающий им, что правильно, а что ошибочно. В отличие от них «не творческие» дети, даже имеющие развитый интеллект, но не имеющие тот самый «внутренний голос», оказываются в плену чужого мнения: ожидании подсказки, инструктажа или стимулирования от родителей или учителя.

Детям свойственно «спонтанное» творчество, которое, как полагают многие исследователи, является не более, чем детской игрой. В процессе игры они проявляют неистощимую способность думать, делать и говорить вещи, которые новы, свежи, а иногда и совершенно неожиданны для взрослых.

Многие школьные учителя, наблюдая детское искусство, считают, что в нем содержатся элементы «примитивизма». Им порой сложно проникнуть в детский мир, в мир иллюзий и фантазий. Детский взгляд на мир чужд и, зачастую, непонятен взрослому человеку. Однако учителя, в силу их профессиональных обязанностей, должны учитывать и понимать, что именно в этом и заключается естественное проявление детского творческого мышления. Ребенок, развивающийся творчески, даже на начальном этапе своего развития, интуитивно начинает проявлять признаки и навыки структурирования, упорядочивания и определения соотношений, которые в последующем постепенно совершенствуются и дают ему новые знания и опыт творчества. Поэтому точка зрения учителя - это дорога, по которой дети могут идти в творчество, и от учителя зависит, будет ли этот путь открытым или закрытым, длинным или коротким.

Рассматривая этот вопрос с научной точки зрения, необходимо отметить, что школьному учителю, занимающемуся творческим развитием детей, прежде всего, следует понимать, что в основе этого процесса лежит, в первую очередь, знание, для приобретения которого необходимо вначале постичь сущность его основополагающих компонентов: структуры, порядка и соотношений в познаваемом. Понимание значений этих компонетов и их роли и месте в понятии «знание» и определяет порядок использования знания в реальности. Учителям необходимо расширять свои творческие способности, анализировать каждый из упомянутых компонентов в ходе повышения творческой активности учащихся и быть готовыми к решению повседневных проблем.

По мнению Ж.Т. Тощенко, социализация личности означает «процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом» (6,314).

Необходимо подчеркнуть, что воспитание у учащихся творческой активности требует учета характера мотивации деятельности школьников. Согласно мнению психологов деятельность, мотивированная исключительно внешними факторами (учителя, родители, одноклассники и т.д.), вызывает интеллектуальную активность на стимульно-продуктивном, или пассивном уровне, а внутренне мотивированная деятельность вызывает интеллектуальную активность и инициативу на эвристическом и креативном уровне, чего и следует добиваться учителю.

Начиная работу по воспитанию творческой активности учащихся, учитель должен поставить перед ними задачу, поскольку она является началом (исходным звеном) познавательного, поискового и творческого процесса, когда происходит зарождение творческой мысли. Несмотря на кажущееся понимание этого, школьная практика показывает, что традиционное школьное обучение по-прежнему осуществляется по «старинке». Порядка 90% учебного времени расходуется на монолог учителя, передающего учащимся знания в готовом виде, чем он активизирует воспроизводящую память учащихся, хотя само обучение, по сути, должно осуществляться в форме диалога, но и на тех уроках, где присутствует диалог, его функции зачастую ограничиваются лишь репродуктивным воспроизведением уже изученного материала. Недостатком такого способа ведения урока является пренебрежение или незнание учителями содержания задач, характера и формы вопросов, их места в структуре урока. Репродуктивные задачи, приводящие к однозначным ответам, не способны активизировать мыслительную деятельность ученика.

Действительно, устаревшим методам обучения уже давно не место в современной школе. Сегодняшних учеников они не устраивают. Живя в эпоху новых информационных технологий,

ежедневно получая самую разнообразную информацию из Интернета и других источников, они не удовлетворяются ролью пассивных слушателей, им неинтересно записывать тексты под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Им гораздо интереснее на уроках, где им будут созданы условия для самостоятельного знакомства с новым учебным материалом, для проявления активности, мышления и действия. Мы считаем, что эффективным и результативным способом решения данной проблемы в данном случае могут быть познавательные задачи, развивающие умственные и творческие способности детей и задачи, решение которых требует нестандартного подхода, и именно подобные задачи вызовут у учащихся повышенный интерес и готовность к их решению.

Изменение педагогических приемов проведения уроков выводит нас на решение проблемы развития комплекса свойств личности, входящих в понятие «творческие способности». Эта сложная, многоплановая работа, которую необходимо проводить постепенно и целенаправленно, и по этой причине эпизодическое, точечное использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления.

Решению этой важной педагогической проблемы посвящены исследования и открытия психологов Л.С. Выготского (1, 96) и С.Л. Рубинштейна (5, 341), которые установили специфику детского творчества, заключающуюся в субъективной природе новизны творческой деятельности детей, а также открытия А.Н. Лука (3, 71) и Я.А. Пономарева (4,101), доказавших в своих научных трудах единство сущности творческого процесса детей и взрослых и установивших возможность воспитания и развития творческих способностей детей во всех видах творческой деятельности.

Академик Б.Т. Лихачев, исследуя детскую одаренность, писал: «Становление одаренной натуры, творчески мыслящей личности, обусловлено также нравственно-психологической установкой, диктующей искать себе поддержку не столько в других людях и благоприятных внешних обстоятельствах, но, прежде всего, в себе самом, своем внутреннем духовном мире, исполненном верой в себя и свое призвание. Внутреннему духовному самоутверждению способствует сам процесс творчества, полностью поглощающий творящего, дающий ему высшее нравственно-эстетическое удовлетворение и наслаждение, возмещающий все издержки сурового отношения к самому себе. В результате, талантливый ребенок становится привержен внутренним духовным ценностям, помогающим выдержать внешние невзгоды, подстерегающие талантливого человека повсюду» (1,65).

Упомянутые исследования наглядно показывают, что дети с творческой направленностью, что называется «с изюминкой», нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые, увы, вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях. В первую очередь, это: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы; яркий темперамент.

Все это ставит современных учителей и воспитателей перед необходимостью развиваться в направлении психологизации воспитательной работы. В этих условиях важной задачей для них, в аспекте развития творческого мышления и творческих качеств личности, становится повышение их психологической компетенции, освоение ими активных методов обучения и воспитания, изменение устоявшейся системы оценки качеств личности, (например, по иному начинать относиться к тем людям, субъектам, которые большинству людей (в том числе и многим учителям) могут не нравиться), хотя, быть может, именно эти «отрицательные» качества являются показателями склонностей и способностей ребенка к творческой деятельности. К примеру, сегодня такие качества личности и особенности деятельности учащихся, как неровность в учении, отклонение от общих темпов, определенные отклонения и «странности» в поведении зачастую вызывают смех у соучеников и учителей, трудности в общении, независимость в своих суждениях и действиях, необычность вопросов и высказываний и целый ряд других особенностей такого же плана, как правило, не принимаются и не поощряются подавляющим большинством учителей. Такие дети зачастую становятся объектом насмешек или придирок со стороны одноклассников и учителей. В нашей практике часто возникали моменты, когда учителя реагировали на описанные выше поведенческие проявления учащихся таким образом: «Не высовывайся!», «Тебе что, больше всех нужно?», «Ну конечно, ты у нас самый умный!».

Эти примеры подтверждают мысль о том, что учителя должны тонко подмечать все нюансы поведения своих учеников, выделять положительные качества и особенности их поведения, брать

на заметку проявления творческой одаренности, поощрять и развивать их в процессе учебной и воспитательной работы.

В противном случае будет отмечаться снижение их активности, одаренные учащиеся будут вынуждены подгонять себя под «стандарт», стремиться быть «как все», чего многие учителя от них и добиваются.

Практикуемые сегодня методы воспитательной работы с учащимися, такие, как убеждение, разъяснение, рассказ, беседа, обращенные к интеллектуальному компоненту личности, формируют в основном «знаемое» поведение. Для превращения его в реальное поведение, ребенок должен постоянно находиться в эмоционально комфортной среде, позволяющей приобретать собственный опыт нравственного поведения и переживания, так же, как и опыт, пусть в начале глупых и нелепых, но (и это очень важно!) самостоятельных выборов и решений. Достигнуть этого можно посредством создания учителем ситуаций, в которых ребенок может проявить определенное нравственное качество или испытать, связанное с ним переживание, проявить свою активность и самостоятельность. Здесь мы подошли к самому главному: задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся приобрести такой опыт посредством организации специфических видов деятельности при соответствующем отношении к способам ее выполнения и достигаемым результатам.

Положительный эффект и успех в воспитании творческих качеств учащихся будут зависеть от того, насколько профессионально грамотно учитель способен учитывать нюансы творческой деятельности и психологические условия ее оптимизации, к которым психологи и педагоги относят возможность достижения успеха, адекватную и достаточно сильную мотивацию, поощрение самостоятельных поисков и нетривиальных суждений.

Это дает нам возможность утверждать, что педагогическая культура представляет собой меру и способ творческой самореализации личности учителя общеобразовательной школы в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.

Исходя из логики наших рассуждений, можно предположить, что личностный подход к анализу культуры и выявлению особенностей формирования личности приобретает особое значение. В этом смысле важно понять, что личностный подход возможен лишь в том случае, если учитель, осознает личностью самого себя, что позволит ему распознать личность в воспитаннике, понять его способности и взаимоотношения с ним в ходе воспитания строить в форме диалога, осуществлять обмен накопленными интеллектуальными, эмоциональными и социальными ценностями. Образно говоря, этот обмен выглядит как дорога с двухсторонним движением: учитель будет способен оказывать помощь в развитии личности воспитанника и его творческих способностей при условии развития самого себя как личности. Нам следует понимать, что важнейшей особенностью творческой деятельности является способность вычленять собственное «Я» из окружающей педагогической деятельности, противопоставлять себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать свои действия, слова и мысли.

Личностный смысл профессиональной педагогической деятельности ставит перед учителем следующие задачи:

- постоянно поддерживать высокую степень активности;

- обладать способностью управлять и регулировать свое поведение в соответствии с сиюминутно возникающими или заранее поставленными педагогическими задачами.

Обратим внимание читателя на важное для каждого учителя свойство владеть механизмом саморегуляции, поскольку она, являясь волевым проявлением личности, раскрывает суть таких профессиональных черт личности преподавателя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и т.п.

По нашему мнению, творческую личность отличают такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке и др. Перечисленные качества свойственны истинно свободной, самостоятельной и активной личности и это в полной мере должно быть понятно современному учителю. Психологи определяют «творческую личность» как тип личности, которому характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность. Последнее из этих свойств проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей, что позволяет личности достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Общеизвестно, что от эффективности проведения урока как главной формы организации учебно-воспитательного процесса в школе зависят и судьба школьника и его успеваемость.

Ответственность за это возлагается на учителя, однако, среди его различных должностных обязанностей главные - это обучать, воспитывать и развивать личность.

Это обстоятельство накладывает на современную школу требования уделять как можно больше внимания воспитательным моментам урока и внеклассным мероприятиям.

Для выявления динамики роста готовности учащихся к творческой деятельности нами было проведено экспериментальное исследование на базе средних общеобразовательных школ № 19,23 г. Худжанда по известной методике «Я все могу?»

В ходе этой работы нами была организована благоприятная среда для раскрытия возможностей школьников при овладении ими новых знаний, выработке умений и навыков, развитии черт характера, взглядов, чувств.

Динамика роста изучаемой готовности наглядно представлена в таблице 1. Как следует из проиллюстрированных количественных показателей, в экспериментальном классе: интуитивный уровень готовности к творчеству. Им владеют 22% учащихся, репродуктивный. С ним соотносятся 51% учащихся. Репродуктивно-творческий уровень готовности к творческой деятельности имеют 21,4% учащихся; Творческий уровень наблюдается у 5,6% учащихся.

Таблица 1. Динамика роста готовности учащихся к творческой деятельности

№ п/п Исследуемые курсы Уровень готовности

Интуитивный Репродуктивный Репродук-тивно-твор-ческий Творческий

1. II 18,4 72 8,2 1,4

2. III 0,5 71,5 6,2 1,8

3. ^(эксперимент.) 22 51 21,4 5,6

Анализируя показатели таблицы, мы считаем, что репродуктивный (51%) и репродуктивно-творческий (21,4%) уровни готовности студентов к творческой деятельности следует отнести к достаточному, так как в совокупности ими обладают 72,4% обследованных учащихся. Интуитивный (22%) уровень готовности можно считать недостаточным, а творческий (5,6%) считается идеальным. Поэтому на него следует ориентировать организацию и содержание учебно-воспитательной работы в школе.

Также из таблицы видно, что для формирования у учащихся творческой деятельности нужно вести систематическую, целенаправленную и продуктивную работу.

Данная таблица показывает, что в процессе опытно-экспериментальной работы с учащимися идет возрастание таких значимых для формирования качеств, как репродуктивно-творческий (с 8,2 % до 21,4%) и творческий (с 1,4% до 5,6%) характер деятельности. Также из таблицы видно, что значительно снижается репродуктивный характер деятельности: от 72% до 51%.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что предложенная нами методика по формированию готовности учащихся к творческой деятельности является эффективной.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С.Выготский.- СПб.: ^юз, 1997.-96с.

2. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций /Б.Т.Лихачев.-М.:, - 1998.-464с.

3. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н.Лук.-М.: Наука, 1978. -126 с.

4. Пономарев Я.А. Психология творчества/Я.А.Пономарев.-М.: Наука, 1976.-304 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.Л.Рубинштейн.-М.:,-1976.- 416с.

6. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие /Под ред. Г.В. сипова, Л.Н. Москвичева.-М.: Аспект Пресс, 1996.-461 с.

REFERENCES:

1. Vygotsky, L.S. Imagination and Creativity in Childhood .- SPb .:Union, 1997.-96p.

2. Likhachev, B.T. PedagogyThe course of lectures/B.T.Likhachev.-M.: Prometheus,Yurayt,1998.-464p.

3. Luk, A.N. Psychology of Creaton/A.N.Luk. -Moscow: Science, 1978.-126 p.

4. Ponomarev, Ya.A. Psychology of Creaton/ Ya.A.Ponomarev. -Moscow,Science 1976.-304 p.

5. Rubinshtein S.L. Fundamentals of General Psychology/ S.L.Rubinshtein.-M .: Pedagogy, 1976.-416s.

6. Sociology. Fundamentals of General Theory: Manual under the editorship of G.V. Sipova, L.N. Moskvicheva.-.: Aspect Press, 1996.-461 p.

Цанбахои илми ва назариявии эцодкории хонандагон Вожахои калиди: эцодкори, цобилият, фаъолият, шаклгири, шахсият

Мацола ба тавсифи сифат%ои зарурии омузгори мактаби миёна, ки барои инкишофи цобилияти эцодкории мактаббачагон заруранд, бахшида шудааст. Аз байни восита%ои таъсиргузор ба шахсияти хонанда муаллифон муносибати фардиро барои шаклгирии шахсият тахсис медщанд. Баён мешавад, ки муносибати фарди тан%о %амон вацт имконпазир аст, агар муаллим худого% бошад.Ин имкон медщад, ки у шахсияти тарбиягирандаро эътироф намояд, цобилияти вайро ошкор созад ва муносибаташро бо у дар цараёни тарбия муайян намояд. Цайд карда мешавад, ки %амчунин дар шакли муколама табодули дорощои маънави,отифи ва ицтимоии цамъовардаашро ба ро% монда, бар ин асос барои инкишофи цобилияти эцодкории хонанда замина мегузорад.

Научно-теоретические аспекты творчества учащихся

Ключевые слова: творчество, способность, деятельность, формирование, личность, активность Статья посвящена описанию качеств, необходимых школьному учителю для развития творческих способностей школьников. Среди средств воздействия на личность школьника авторами выделяется личностный подход по выявлению особенностей формирования личности. Указывается, что личностный подход возможен лишь в том случае, если учитель осознает личностью самого себя, что позволит ему распознать личность в воспитаннике, раскрыть его способности и взаимоотношения с ним в ходе воспитания, в форме диалога, осуществлять обмен накопленными интеллектуальными, эмоциональными и социальными ценностями и на этой основе развивать в нем творческие способности.

ScientificTtheoretic Aspects of Creativity Students Key words: creativity, ability, activity, formation, personality, activity.

The modern school begins the education and upbringing of children at a time when their brains are just entering a phase of their active development, and under these conditions the child's ability to improvise and come up with something is manifested with the greatest force.

This article is devoted to the description of the qualities necessary for the schoolteacher to develop the creative abilities of schoolchildren. Among the means of influencing the personality of a schoolboy, a special role belongs to the personal approach to identifying the features of personality formation. Here it is important to understand that the personal approach is possible only if the teacher realizes himself by the personality, which will allow him to recognize the personality in the pupil, to reveal his abilities and relationships with him in the course of upbringing, to build in the form of a dialogue, to exchange the accumulated intellectual, emotional and Social values and on the relavant ground to develop creative abilities in it.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктори илм%ои педагоги, декани факултети санъати тасвири ва технологиям Донишго%и Давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Ч,ум%урии Тоцикистон, ш.Хуцанд),E-mail:azizovsher@bk. ru.

Дадобоева Мавлуда Абдуцахоровна, номзади илм%ои педагоги датсенти кафедраи технология ва усули таълими Донишго%и Давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Цущурии Тоцикистон, ш.Хуцанд),Е-mail:dadoboeva@bk.ru Сведения об авторах:

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, доктор педагогических наук, декан факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд. E-mail:azizovsher@bk.ru. Дадобоева Мавлуда Абдукахоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики ее преподования Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд). E-mail:dadoboeva@bk.ru Information about authors:

Azizov Abdulatif Abdukhalimovich, Dr. of pedagogical sciences, dean of the faculty of Fine Arts and Technology of under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand). E-mail:azizovsher@bk. ru

Dadoboeva Mavluda Abdukahorovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of technology and methods of its teaching Khudzhand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand). E-mail:dadoboeva@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.