Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОБЪЕКТ И ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОБЪЕКТ И ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МАГИСТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТОВ / КРИТЕРИЙ ПИРСОНА / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / MASTER OF TEACHER EDUCATION / STATISTICAL PROCESSING OF EXPERIMENTAL RESULTS / PEARSON CRITERION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саватеева Е. С., Гордеева С. А.

В статье рассматривается возможность построение занятий в форме проведения педагогического эксперимента, с целью изучения детальной методики его проведения. Реализовать предложенные рекомендации можно в ходе изучения математических дисциплин магистрами педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL EXPERIMENT AS AN OBJECT AND TOOL FOR STUDYING THE ACTIVITIES OF MASTERS OF TEACHER EDUCATION

The article considers the possibility of constructing classes in the form of a pedagogical experiment, with the aim of studying a detailed methodology for its conduct. The proposed recommendations can be implemented in the course of studying mathematical disciplines by masters of teacher education.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОБЪЕКТ И ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378 САВАТЕЕВА Е.С.

кандидат педагогических наук, кафедра математики и прикладных информационных технологий и методики математики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: katrin_s@inbox.ru ГОРДЕЕВА С.А.

аспирант, кафедра педагогики и профессионального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: sofiy_k@inbox.ru

UDC 378 SAVATEEVA E.S.

Candidate of Pedagogical Sciences, Department of Mathematics and Applied Information Technologies and Mathematics Methods, Orel State University E-mail: katrin_s@inbox.ru GORDEEVA S.Ä.

Graduate Student, Department of Pedagogy and Vocational

Education, Orel State University E-mail: sofiy_k@inbox.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОБЪЕКТ И ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PEDAGOGICAL EXPERIMENT AS AN OBJECT AND TOOL FOR STUDYING THE ACTIVITIES

OF MASTERS OF TEACHER EDUCATION

В статье рассматривается возможность построение занятий в форме проведения педагогического эксперимента, с целью изучения детальной методики его проведения. Реализовать предложенные рекомендации можно в ходе изучения математических дисциплин магистрами педагогического образования.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, магистр педагогического образования, статистическая обработка результатов экспериментов, критерий Пирсона.

The article considers the possibility of constructing classes in the form of a pedagogical experiment, with the aim of studying a detailed methodology for its conduct. The proposed recommendations can be implemented in the course of studying mathematical disciplines by masters of teacher education.

Keywords: pedagogical experiment, master of teacher education, statistical processing of experimental results, Pearson criterion.

Непрерывно меняющаяся социальная, да и политическая ситуация в обществе, оказывает сильное влияние на образовательную систему, возникает необходимость учиться (совершенствовать навыки, повышать квалификацию, изменять направление профессиональной деятельности) в течение всей жизни. Соответственно и современный педагог должен отвечать требованию современного общества, быть творческим, эрудированным, уметь анализировать опыт и видеть перспективы, то есть быть исследователем.

Выпускник магистратуры по направлению педагогическое образование, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, должен уметь решать ряд профессиональных задач связанных с педагогической деятельностью. Учитель обязан организовывать процесс обучения с учетом особенностей, возможностей, достижений и потребностей учащихся, должен уметь анализировать, обобщать результаты обучения как выраженные оценками, так и проявляющиеся в косвенных успехах (по субъективному мнению ученика, родителей, по сравнению с предыдущим периодом). Методическая деятельность педагога включает в себя проектирование индивидуальных образо-

вательных маршрутов, которые нельзя составить без предварительного исследования. Другие виды деятельности, указанные в федеральном государственном образовательном стандарте (управленческая, проектная, культурно-просветительская) также включают элементы исследования [6], таким образом, без проведения педагогического эксперимента в работе педагога невозможно обойтись. Под педагогическим экспериментом будем понимать «метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт» [5].

Методы педагогического исследования описаны во многих учебниках, пособиях, статьях. Об огромной значимости проведения поисково-исследовательской деятельности на ниве педагогике говорит Ю.З. Кушнер. Необходимо «создавать творческие коллективы (группы) в учебных заведениях, эффективнее приобщать студентов, педагогов к научно-исследовательской деятельности» [3].

Н.М. Скаткин указывает, что «Научные исследования в педагогике представляют определенные сложности, так как педагогические процессы отличаются своей неповторимостью, неоднозначностью протекания: любой педагогический процесс при повторном воспроиз-

© Саватеева Е.С., Гордеева С.А. © Savateeva E.S., Gordeeva SA.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (86), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 86. 2020

ведении уже далеко не тот же самый, что в предыдущий раз» [5].

Согласно В.И. Загвязинскому, исследование необходимо начинать с выбора объекта исследования. Например, таким объектом может быть обучение определенному предмету. Затем определить проблему, которая может быть связана с практикой работы в учебном заведении или же декларировать новое в науке. Проблема часто может содержать подпроблемы, поэтому исследование должно быть разбито на «узлы», для распутывания (решения) которых необходимо выдвигать гипотезы. Далее необходимо продумать алгоритм исследования, при котором обеспечивалось бы верное решение проблемы [2].

Правильно реализованный и грамотно проанализированный эксперимент может существенно влиять на учебную и социальную жизнь школьного сообщества. Конечно, в курсе Педагогики студенты изучают теорию педагогического эксперимента, но на практике основательно провести и проанализировать его получается не всегда. Магистры по направлению педагогическое образование, изучают дисциплины связанные с математической обработкой данных, причем, как правило, с использованием компьютерных средств. Можно предложить именно в рамках таких дисциплин выполнить, хотя бы один, полновесный педагогический эксперимент. Очень часто студенты, обладают дипломом бакалавра по направлению педагогическое образование, и уже начали работу в учебных заведениях, поэтому имеют возможность и необходимость в проведении эксперимента. Таким образом, в ходе изучения математических дисциплин, следует научить магистров анализу не абстрактных данных, (хотя в этом нет ничего плохого), а конкретных рабочих выборок. Вот что говорит по этому вопросу один из самых известных специалистов в психолого-педагогических исследованиях Е.В. Сидоренко: «Применение реальных данных позволяет избежать тех несообразностей, которые часто возникают при рассмотрении искусственно придуманных задач. Принцип реальности позволяет по-настоящему почувствовать подводные камни и тонкости в использовании статистических методов и интерпретации полученных результатов» [4, с. 8].

Учебная группа и сама может стать одновременно и испытателями и испытуемыми, а если на курсе есть «параллельная» специальность, то, как вариант, вероятно и проведение взаимоисследований. Это прекрасная возможность осуществить и изучить педагогический эксперимент. С одной стороны такой подход способствует анализу реальных педагогических проблем, с другой - студенты лучше будут знать детали и подробности проведения эксперимента. Исходя из вышесказанного, преподаватель должен подготовить задания по дисциплине не просто не формально, а виртуозно, чтобы проработать все значимые составляющие алгоритма исследования.

Необходимые для предстоящих исследований теоретические основы научных исследований, должны

быть представлены, и систематизированы на лекционных занятиях:

- сведения, изученные на предыдущем образовательном уровне. Например, для бакалавров по направлению подготовки педагогическое образование, профиль русский язык и литература это - педагогика (методология педагогических исследований проблем образования); математические методы обработки информации (выборочный метода, общая схема проверки гипотез, корреляция); проектно-исследовательская деятельность в образовании (сущность, проблемы проектно-исследовательской деятельности в образовании) [1];

- сведения о компьютерных программах, используемых в гуманитарных исследованиях (педагогика, психология, социология). Например, обзор статистических программ SPSS, STATISTICA, STADIA;

- сведения о методике и технологии проведения педагогического эксперимента (этапы, классификация критериев, алгоритмы сбора информации);

- сведения о статистических критериях, используемых в педагогических исследованиях, (зависимые и независимые выборки, рекомендации по выбору критерия).

Задания к практическим занятиям должно быть спроектированы так, чтобы охватывать все этапы педагогического исследования. Будем придерживаться следующей последовательности:

- осознание существования объективных обстоятельств (наличие проблемы, использование новой методики, потребность в новых знаниях) для проведения исследования. Другими словами определение объекта и предмета исследования;

- изучение научной литературы, выбор методологии.

- выдвижение гипотез. Выбор критерия, уровня значимости.

- сбор данных. Возможна корректировка и дополнительный сбор.

- обработка данных в соответствии с выбранным критерием.

- интерпретация результатов. Принятие нулевой или альтернативной гипотезы. Формулирование научных выводов.

- разработка рекомендаций в соответствии с полученными результатами. Обнародование информации об эксперименте.

Итак, на первом этапе исследования необходимо «осознать» наличие проблемы. Студенты магистранты, в отличие от студентов бакалавров, обладают некоторым жизненным опытом, а часто и профессиональным, поэтому вполне могут сами определить объект и предмет исследования, возможно преподавателю останется лишь скорректировать формулировки. Если значимой проблемы не будет предложено, педагог должен подвести студентов к ее «выбору». Например, проблема «равенства» оценок за устный, письменный и тестовый ответ всегда является актуальной, и в школьном и в вузовском образовании. Недаром, в настоящее время,

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

установлены дополнения к единому государственному экзамену (сочинение по русскому языку, собеседование по иностранному языку) и основному государственному экзамену (собеседование по русскому языку).

Второй этап - изучение литературы, можно и нужно вынести на самостоятельную работу, направленную на ознакомление с готовыми описаниями педагогического эксперимента, «проверкой» получившихся результатов. При всем разнообразии критериев проверки педагогических гипотез, сформулированная проблема должна привести нас к «выбору» критерия х2 - критерий Пирсона (хи-квадрат) как наиболее универсального.

Сбор данных можно провести после изучения нового теоретического материала проведя контроль тремя разными способами: устный опрос (с явной или скрытой записью ответа), письменный опрос (возможно с применением текстового редактора) и тестовое задание (с использованием компьютерной оболочки). Затем обезличенные материалы предоставляются магистрам, по схеме: каждый студент получает ответы двух типов устный и письменный, устный и тест, письменный и тест, таким образом, что бы аналогичный набор был еще у одного человека в группе для последующего контроль-

ного сравнения результатов.

Обработка данных должна производиться с использованием компьютеров при участии преподавателя. Могут быть использованы как специализированные программы, упомянутые выше, так и программа Excel, стандартно установленная на каждом компьютере.

После получения эмпирического и критического значений, студенты должны сделать выводы о принятие нулевой или альтернативной гипотез, и, как следствие, сформулировать научный вывод по результатам эксперимента.

На последнем этапе, очевидно, должно произойти обсуждение результатов, которые могут быть представлены в формате презентаций. Для студента итогом таких занятий может быть публикация статьи, фрагмент магистерской диссертации, проведение другого эксперимента соответствующего теме его квалификационной работы.

Таким образом, при применении такой схемы занятий мы изучим более подробно педагогический эксперимент как объект, воспользовавшись им как инструментом решения педагогической проблемы.

Библиографический список

1. Аннотации учебных дисциплин //Орловский государственный университет: сайт. ОГУ 2019. URL: http://oreluniver.ru/public /file/ edu/44.03.05/284/2020/o/_44.03.05_284_2020_o_anno.pdf?1569852463 (дата обращения 10.01.20)

2. ЗагвязинскийВ.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.

3. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. 66 с.

4. СидоренкоЕ.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2000. 350 с.

5. СкаткинМ.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю /М.Н. Скаткин.-Москва: Педагогика, 1986. 152 с.

6. ФГОС ВО Направление подготовки 44.04.01 педагогическое образование: сайт. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401. pdf (дата обращения 10.01.20)

References

1. Annotations of academic disciplines // Oryol State University: website. OSU, 2019. URL: http://oreluniver.ru/public/file/edu/44.03.05/ 284/2020/o/_44.03.05_284_2020_o_anno.pdf?1569852463 (accessed 01.10.20)

2. Zagvyazinsky V. I. Methodology and methodology of didactic research. M.: Pedagogy, 1982. 160 p.

3. Kushner Yu.Z. Methodology and methods of pedagogical research (teaching aid). Mogilev: Moscow State University A.A. Kuleshov, 2001. 66 p.

4. SidorenkoE.V. Methods of mathematical processing in psychology. St. Petersburg: Rech LLC, 2000. 350 p.

5. Skatkin M.N. Methodology and methodology of pedagogical research: to help a novice researcher. Moscow: Pedagogy, 1986. 152 p.

6. GEF HE In the area of training 44.04.01 teacher education: website. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (accessed 01.10.20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.