УДК 378.147.091.313
UDC 378.147.091.313
ТРИШКИН А.В.
магистрант, 1 курс, направление подготовки 06.04.01 «Биология», профиль «Биофизика», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] МАКЕЕВА И.Ю.
кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.СТургенева E-mail: [email protected] ПУЗИНА Т.И.
доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: [email protected]
TRISHKIN A.V.
Master, 1 year, Area of Study 06.04.01 "Biology", Specialty
"Biophysics", Orel State University E-mail:[email protected] MAKEEVA I.YU.
Candidate of Biology, Docent of the Department Plant Physiology and Biochemistry of plants, Orel State University E-mail: [email protected] PUZINA T.I.
Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of Department of Botany, Plant Physiology and Biochemistry of plants, Orel State
University E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ-БИОФИЗИКОВ
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF MAGISTRANTS-BIOFYSICISTS
В данной статье представлен пример формирования профессиональных компетенций магистрантов-биофизиков при прохождении производственной практики на базе экспериментальной площадки для проведения исследований (агробио-станция) ОГУ им И. С. Тургенева.
Ключевые слова: биофизика, магистерская программа, методика формирования компетенций, профессиональные компетенции, производственная практика.
This article presents an example of the formation of professional competencies of undergraduate biophysicists during practical training on the basis of an experimental site for research (agrobiostation) OSU named after I.S. Turgenev.
Keywords: biophysics, master's program, methods offorming competencies, professional competencies, industrial practice.
С вступлением России в общеевропейский Болонский процесс наметилась смена подхода к подготовке специалистов. На основе «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» основной задачей образования является формирование у обучающихся, будущих специалистов ключевых компетенций и применение нового компетентностного подхода в обучении. В процессе реализации данной задачи понятия «компетенция» и «компетентность» постепенно заменяют старый подход к оценке результатов процесса образования. Однако вошедший в отечественное образование благодаря Федеральным Государственным образовательным стандартам компетентностный подход, не имеет точных указаний по методике формирования и оценке сформированности профессиональных компетенций с учетом требований работодателей.
Цель работы - описание методики формирования профессиональных компетенций при прохождении производственной практики магистрантов-биофизиков.
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования. Современный образовательный процесс нацелен на увеличение доли самостоятельной работы обучающихся в учебном заведении.
Современная образовательная личностно-ориентированная парадигма закладывает переход обучающегося от пассивной стороны образовательного процесса, в активного, целеустремленного участника образования.
«Цель образовательной программы «Биофизика» заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов новой формации, владеющих общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, способных к практической реализации полученных знаний в инновационных отраслях медицины, биотехнологии, экологии, агрономии и других естественных наук, что позволит решать актуальные задачи, стоящие как перед регионом, так и в России в целом» [6]. Так, выпускник по направлению подготовки 06.04.01 «Биология» профиль Биофизика (квалификация «магистр»), в результате освоения образовательной программы должен обладать 17 компетенциями, из которых 3 относятся к общекультурным, 9 - к общепрофессиональным, 5 - к профессиональным, что в итоге должно обеспечить подготовку специалиста, способного к самостоятельной деятельности в научно-исследовательских учреждениях или на предприятиях. Весь объем полученных знаний и умений (компетенций) складывается в интегрированное понятие профессиональная компетентность, что основывается на личных качествах обучающегося - будущего профессионала своего дела.
Область профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 06.04.01 Биология включает исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях. Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 06.04.01 Биология являются: биологические системы различных уровней организации; про-
© Тришкин А.В., Макеева И.Ю., Пузина Т.И. © Trishkiv A.V., Makeeva I.Yu., Puzina T.I.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
цессы их жизнедеятельности и эволюции; биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные технологии, биологическая экспертиза и мониторинг, оценка и восстановление территориальных биоресурсов.
Выпускник, освоивший программу 06.04.01 Биология (уровень магистратура) профиль Биофизика, должен обладать следующими профессиональными компетенциями в научно-исследовательской деятельности:
- - способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин (модулей), определяющих направленность (профиль) программы магистратуры (ПК-1);
- способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) (ПК-2);
- способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) (ПК-3);
- способностью генерировать новые идеи и методические решения (ПК-4).
Исходя из требований ФГОС образовательная программа по подготовке магистров-биофизиков формирует у обучающихся набор профессиональных компетенций с выраженной практико-ориентированной направленностью. Формирование профессиональных навыков (проведение инновационных научно-исследовательских работ при прохождении производственной практики) становится возможным при условии создания образовательной среды, которая включает новейшее учебно-научное оборудование и методики.
Одним из этапов обучения является проведение производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, целью которой является приобретение опыта практической работы, в том числе самостоятельной деятельности, в научно-исследовательских учреждениях.
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева располагает собственной базой для проведения научных исследований и практик. Такой базой является агробиологическая опытная станция ОГУ им. И.С. Тургенева (агробиостанция). На базе агробиостанции, являющейся экспериментальной площадкой для проведения исследований, магистрантами-биофизиками проводится практическое изучение физиологических процессов растений в состоянии in vivo в вегетационном опыте (закладка почвенной и водной культуры), с использованием современных биофизических методов. В процессе прохождения практики студенты получают возможность реализовать фундаментальные знания, накопленные в процессе теоретического обучения. Важным аспектом практики является приближенность условий к непосредственной профессиональной деятельности. Для реализации целей практики магистрантам-биофизикам предлагается использование экспериментального метода, который, с одной стороны,
недеструктивен для объекта и позволяет проведение исследований в нативных условиях, а с другой стороны, имеет максимальную информативность. Для возможности использования в учебном процессе необходимо, чтобы метод исследования предполагал простоту применения, непродолжительное время измерения, легкость и однозначность интерпретации данных, возможность автоматизации измерений и желательно, не требовал дорогостоящих расходных материалов. Таким методом, позволяющим оценить изменения общего биоэнергетического статуса растения, является метод исследования флуоресценции хлорофилла [5]. Метод измерения флуоресценции хлорофилла широко применяется в растениеводстве, сельском и лесном хозяйстве, при хранении и переработке растительного сырья. Магистранты-биофизики получают возможность проведения самостоятельных биофизических исследований на базе агробиостанции ОГУ имени И.С.Тургенева с использованием РАМ-флуориметра 3055-FL(предоставленного центром коллективного пользования ФГБОУ ВО Орловской ГАУ) по регистрации параметров флуоресценции хлорофилла [7]. Освоение данной методики обеспечивает качественное проведение научных исследований и соответствует развитию профессиональной компетенции ПК-3 [3].
Кроме того, на сегодняшний день заключены бессрочные договоры о сотрудничестве Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева с ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур», ФГБНУ «Федеральный научный центр селекции зернобобовых и крупяных культур» и ФГБОУ ВО Орловский ГАУ На базе ведущих научно-исследовательских учреждений региона магистранты также имеют возможность освоить ряд современных биофизических методов исследования при прохождении производственной практики.
На заключительном этапе практики полученные экспериментальные результаты подвергаются анализу достоверности и оценке перспективности проведенных экспериментов, что способствует формированию компетенций ПК-2, ПК-4 [3].
По итогам прохождения практики у студентов формируются необходимые профессиональные компетенции, позволяющие более эффективно подготовить выпускников к будущей профессиональной деятельности. Прохождение практики на агробиостанции ОГУ имени И.С. Тургенева позволяет:
- формировать способности самостоятельно выполнять вегетационные исследования при решении научно-исследовательских и производственных задач с использованием современной аппаратуры;
- применять на практике знания основ организации и планирования научно-исследовательских и производственных работ;
- формировать способность к профессиональной адаптации, к обучению новым методам исследования и технологиям, способность чувствовать ответственность за качество выполняемых работ;
- овладеть современными методами биофизики и физиологии растений, методами корректной оценки погрешностей при проведении эксперимента.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». http://docs.cntd.ru/document/901807908
2. Распоряжение Правительства Российской Федерацииот29 декабря 2014 г. No2765^. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020годы». http:/ /static.govemment.ru/ media/ files/ mlorxfXbbCk.pdf
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) от 23.09.2015 No 1052: портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL:www.fgosvo.ru -Дата доступа: 10.06.2020.
4. Образовательная программа высшего образования (уровень высшего образования: магистратура по направлению подготовки 06.04.01 Биология, направленность (профиль) Биофизика. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». http://oreluniver. ru /public/file/edu/06.04.01/36/2020/_06.04.01_36_2020_prog.pdf
5. ГольцевВ.Н. [и др.]. Использование переменной флуоресценции хлорофилла для оценки физиологического состояния фотосинтетического аппарата растений // Физиология растений. 2016. Т. 63, №6. С. 881-907.
6. Пузина Т.И., Макеева И.Ю. Концептуальные основы построения образовательной программы «Биофизика» в подготовке магистра био-
логии// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. №4 (81). С. 399-402.
7. Bilger W., Schreiber U., Bock M. Determination of the quantum efficiency of photosystem II and of nonphotochemical quenching of chlorophyll fluorescence in the field. Oecologia, 1995. № 102. Pp. 425-432.
References
1. The order of the Government of the Russian Federation of December 29, 2001 N 1756-r. "The concept of modernization of Russian education for the period until 2010." http://docs.cntd.ru/document/901807908
2. Order of the Government of the Russian Federation of December 29, 2014 No. 2765-p. "The concept of the Federal target program for the development of education for 2016-2020." http: // static. government. com / media / files / mlorxfXbbCk.pdf
3. The Federal State Educational Standard of Higher Education in the direction of training 04/06/01 Biology (Master's level) dated 09/23/2015 No. 1052: portal of the Federal State Educational Standards of Higher Education: [Electronic resource] // Access mode: URL: www.fgosvo.ru - Date of access: 10.06.2020.
4. Higher education educational program (higher education level: master's program in the field of preparation 04/06/01 Biology, focus (profile) Biophysics. FSBEI HE "Orel State University named after I.S. Turgenev". Http://oreluniver.ru / public / file / edu / 06.04.01 / 36/2020 / _06.04.01_36_2020_ prog.pdf
5. Goltsev V.N. [and etc.]. Using the variable fluorescence of chlorophyll to assess the physiological state of the photosynthetic apparatus of plants // Plant Physiology. 2016.Vol. 63, No. 6. S. 881-907.
6. Puzina T.I., Makeeva I.Yu. The conceptual basis for the construction of the educational program "Biophysics" in the preparation of the Master of Biology // Uchenye Zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2018. No4 (81). S. 399-402.
7. Bilger W., Schreiber U., Bock M. Determination of the quantum efficiency of photosystem II and of nonphotochemical quenching of chlorophyll fluorescence in the field. Oecologia, 1995. No. 102. Pp. 425-432.