Научная статья на тему 'Научно-исследовательским кластер в подготовке магистрантов-биологов (направленности: ботаника, физиология растений)'

Научно-исследовательским кластер в подготовке магистрантов-биологов (направленности: ботаника, физиология растений) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАНТ-БИОЛОГ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЛАСТЕР / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ / НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / MASTER-BIOLOGIST / RESEARCH CLUSTER / SCIENTIFIC SCHOOLS / GRADUATION QUALIFICATION WORK / SCIENTIFIC EVENTS / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Державина Н.М., Пузина Т.И., Макеева И.Ю.

Рассматривается роль научно-исследовательского кластера в подготовке магистров по направлению 06.04.01 Биология (профили: ботаника, физиология растений). Показан опыт кафедры ботаники, физиологии и биохимии растений ОГУ имени И.С.Тургенева по формированию многокомпонентного подхода к организации научных исследований магистрантов в рамках лабораторий двух научных школ. Приводится широкий спектр этапов научно-исследовательской работы от выбора темы ВКР, знакомства с научными учреждениями региона и РАН, расширения кругозора через участие в научных форумах разного ранга, научных семинарах, круглых столах, грантовой деятельности, публикациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Державина Н.М., Пузина Т.И., Макеева И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC-RESEARCH CLUSTER IN PREPARATION OF THE MASTERS IN BIOLOGY (DIRECTIONS: BOTANY, PLANT PHYSIOLOGY)

The role of the research cluster in the preparation of masters in the direction 06.04.01 Biology (profiles: botany, plant physiology) is considered. The experience of the Department of Botany, Physiology and Biochemistry of Plants of the Orel State University named after I.S. Turgenev on the formation of a multicomponent approach to the organization of research of undergraduates in the laboratories of two scientific schools is shown. A wide range of stages of research work from the selection of the topic of graduation qualification work, acquaintance with the scientific institutions of the region and the Russian Academy of Sciences, expansion of outlook through participation in scientific forums of different rank, scientific seminars, «round tables», grant activities, publications.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательским кластер в подготовке магистрантов-биологов (направленности: ботаника, физиология растений)»

УДК 378

ДЕРЖАВИНА Н.М.

доктор биологических наук, профессор, кафедра ботаники, физиологи и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: d-nm@mail.ru ПУЗИНА Т.И.

доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: tipuzina@gmail.com МАКЕЕВА И.Ю.

кандидат биологических наук, ассистент, кафедра ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: makeevainna@inbox.ru

UDC378

DERZHAVINA N.M.

Doctor of Biology, Professor at the Department of Botany, Physiology and Biochemistry of plants, Orel State

University E-mail: d-nm@mail.ru PUZINA T.I.

Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of Department of Botany, Plant Physiology and Biochemistry

of plants, Orel State University E-mail: tipuzina@gmail.com MAKEEVA I.YU.

Candidate of Biology, assistant of the Department Plant Physiology and Biochemistry of plants, Orel State

University

E-mail: makeevainna@inbox.ru

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЛАСТЕР В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ-БИОЛОГОВ (НАПРАВЛЕННОСТИ: БОТАНИКА, ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ)

THE SCIENTIFIC-RESEARCH CLUSTER IN PREPARATION OF THE MASTERS IN BIOLOGY (DIRECTIONS: BOTANY, PLANT PHYSIOLOGY)

Рассматривается роль научно-исследовательского кластера в подготовке магистров по направлению 06.04.01 Биология (профили: ботаника, физиология растений). Показан опыт кафедры ботаники, физиологии и биохимии растений ОГУ имени И.С.Тургенева по формированию многокомпонентного подхода к организации научных исследований магистрантов в рамках лабораторий двух научных школ. Приводится широкий спектр этапов научно-исследовательской работы от выбора темы ВКР, знакомства с научными учреждениями региона и РАН, расширения кругозора через участие в научных форумах разного ранга, научных семинарах, круглых столах, грантовой деятельности, публикациях.

Ключевые слова: магистрант-биолог, научно-исследовательский кластер, научные школы, выпускные квалификационные работы, научные мероприятия, профессиональные компетенции.

The role of the research cluster in the preparation of masters in the direction 06.04.01 Biology (profiles: botany, plant physiology) is considered. The experience of the Department of Botany, Physiology and Biochemistry of Plants of the Orel State University named after I.S. Turgenev on the formation of a multicomponent approach to the organization of research of undergraduates in the laboratories of two scientific schools is shown. A wide range of stages of research work from the selection of the topic of graduation qualification work, acquaintance with the scientific institutions of the region and the Russian Academy of Sciences, expansion of outlook through participation in scientific forums of different rank, scientific seminars, «round tables», grant activities, publications.

Keywords: master-biologist, research cluster, scientific schools, graduation qualification work, scientific events, professional competences.

Происходящий в настоящее время процесс реализации стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2020 года (включая и Программу развития науки и техники на период 20132020 годы) направлен на «формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований» [1, 2]. Важным звеном в данном процессе выступает научный потенциал ВУЗов. В этой связи, научно-исследовательский кластер в высших учебных заведениях соответствует мировым тенденциям обра-

зовательного процесса и способствует формированию эффективной инновационной политики в конкретном ВУЗе. Подобные кластеры, создаваемые в ВУЗе, аккумулируют интеллектуальные ресурсы, выработанные соответствующими научными школами и готовы к дальнейшему творческому развитию. Они не могут быть изолированы от учебно-образовательного процесса, а, наоборот, должны содействовать скорейшему распространению новых знаний, приданию профессорско-преподавательской деятельности инновационного

© Державина Н.М., Пузина Т.И., Макеева И.Ю. © Derzhavina N.M., Puzina T.I., Makeeva I.Yu.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

характера, развитию междисциплинарного научного обмена, интеграции образования и академической науки.

Наиболее значимой составной частью образовательных программ ФГОС ВО подготовки магистров является научно-исследовательская работа [3]. Без опоры на научную деятельность невозможно решить насущные вопросы развития теории и практики современной ботаники и физиологии растений. Традиционно научно-исследовательская работа магистрантов на кафедре ботаники, физиологии и биохимии растений Орловского государственного университета имени И.С.Тургенева ведётся в рамках тематики двух научных школ: «Растительный покров Центральной лесостепи и его генезис» и «Физиологические механизмы регуляции роста и развития растений». Научный потенциал данных школ обеспечивается специалистами-профессионалами, известными учёными в области ботаники, флористики, геоботаники, систематики растений, птеридологии, бриологии, физиологии и биохимии растений, ГИС-технологий и др. Профессорско-преподавательский состав руководит широким спектром исследований магистрантов в рамках следующих направлений научных лабораторий под эгидой действующих научных школ.

Лаборатория «Регуляция роста и развития растений»:

• изучение гормонального статуса растений в процессе онтогенеза;

• изучение взаимосвязи гормональной и трофической систем регуляции у растений;

• изучение функциональной сопряженности фи-тогормональной и антиоксидантной систем регуляции;

• исследование физиолого-биохимических особенностей растительных организмов в условиях действия стрессоров различной природы (патогены, фитофаги, гипотермия, засуха, фармакологический стресс и др.);

• выявление участия тубулинового и актиново-го цитоскелета в регуляции физиолого-биохимических процессов растения;

• исследование физиолого-биохимических аспектов действия фенольных соединений (гидроксикорич-ных кислот);

• изучение физиологии трансгенных растений;

• цитолого-анатомическое изучение действия фи-тогормонов на рост и ветвление корня.

Лаборатория «Адаптивные механизмы растений»:

• биоморфология цветковых и споровых растений и становление их биоморф в онтогенезе;

• онтоморфогенез спорофитов и гаметофитов рав-носпоровых папоротников в лабораторной культуре и в полевых условиях;

• симбиотические отношения высших растений и микроорганизмов,

• эколого-демографический анализ ценопопуля-ций равноспоровых папоротников разных регионов России,

• степень резистентности ценопопуляций наиболее уязвимых редких растений национального парка "Орловское полесье»,

• биоморфология, анатомия, онтогенез и популя-ционная биология бобовых Орловской области,

• роль растений в структуре пастбищ и их возможное использование с учетом требований кормопроизводства.

Лаборатория «Оптимизация динамических процессов биогеоценозов Центральной лесостепи»:

• наполнение в среде ГИС МарИо тематических слоев информационной системы «Природные ресурсы Орловской области»;

• мониторинг видов растений Красной книги Орловской области;

• обоснование рекомендаций для второго издания Красной книги Орловской области;

• разработка рекомендаций по оптимизации системы особо охраняемых природных территорий Орловской области

Образовательный центр «Гербарий имени В.Н. Хитрово (ОНН1)»:

• исследование флоры и растительности Орловской, Белгородской, Курской, Липецкой, Брянской областей;

• исследование кальцефильной флоры Среднерусской и Приволжской возвышенностей;

• исследование растительного покрова национального парка «Орловское полесье»;

• изучение соматической эволюции некоторых представителей трибы Ьо(вав сем. РаЪаееае;

• составление биогеографической электронной базы данных базидиальных грибов Орловской области;

• изучение бриофлоры зандровых равнин Жиздринского полесья;

• изучение синантропной флоры Орловской области;

• исследование грибов и лишайников Орловской области;

• формирование и каталогизация коллекции лишайников в гербарии им. В.Н. Хитрово (ОНН1).

Выбор тем выпускных квалификационных работ не ограничивается только направлениями научных исследований в рамках названных лабораторий кафедры. Ему способствует также знакомство магистрантов во время прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков со структурой и тематикой исследований НИИ города Орла и области (ВНИИ СПК, ВНИИ ЗБК, Национальный парк «Орловское полесье»), а также научных учреждений РАН: ИФР имени К.А. Тимирязева, ГБС имени Н.В. Цицина, Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства.

Планирование проведения научных исследований магистрантов предполагает теоретический и экспериментальный аспекты. Расширение научного кругозора магистрантов обеспечивается, главным образом, за счёт изучения научных статей в журналах РАН (Ботанический журнал, Физиология растений, Известия РАН и др.), материалов разнообразных научных форумов

и участие в них (съезды Русского ботанического общества, съезды и годичные собрания Общества физиологов растений России; Тимирязевские, Чайлахяновские и Ефремовские чтения, конференции памяти известных российских и зарубежных учёных - И.Г. Серебрякова и Т.И. Серебряковой, А.А. Уранова, Х. Раункиера, К. Линнея и др.).

Развитию научного интереса магистрантов способствует их участие в исследованиях лабораторий НИИ и освоение новых методов анализа растений (фотоспектрометрия, высокоэффективная жидкостная хроматография, электронная микроскопия, ПЦР-анализ, ГИС-технологии, экологические шкалы и др.) на современном оборудовании.

Разнонаправленность и многогранность содержания научно-исследовательского кластера, предлагаемого магистрантам-биологам, обеспечивает гибкий и непрерывный процесс новаторских исследований и разработок, способных заложить основы новых перспективных направлений.

Главный критерий эффективности научных исследований магистрантов - их результативность. Одной из форм подведения итогов исследований являются ежемесячные научные семинары, на которых обсуждаются достижения в области современной биологии, а также заслушиваются отчёты по проведённым экспедиционным и экспериментальным работам с использованием современных 1Т-технологий.

Практика показала, что проведение круглых столов по итогам посещения научных мероприятий является одним из эффективных вариантов вхождения магистрантов в научную сферу. Заключительный этап научных исследований в рамках выпускных квалификационных работ - выступление с научными докладами на ежегодной итоговой студенческой конференции «Неделя науки» и публикация статей.

Возросшая мотивация к получению новых знаний и опыта научных исследований побуждает некоторых магистрантов к участию в проектах и грантовой деятельности совместно со своими руководителями. Кафедра имеет подобный опыт участия магистрантов-биологов в грантах РФФИ и госзаданиях. Дальнейшее развитие и совершенствование полученных навыков исследовательских работ реализуется у этих магистрантов при обучении в аспирантуре.

Таким образом, предлагаемый и используемый многокомпонентный научно-исследовательский кластер при обучении магистрантов по направлению подготовки 06.04.01 Биология, направленностей ботаника, физиология растений способствует развитию творческого потенциала, получению новых знаний и опыта профессиональной деятельности, обеспечивающих формированию компетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Библиографический список

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы. 2012. URL: https/ минобрнауки.рф/документ^I/2475/файл/902/Госпрограмма_Развитие_науки_и_технологий_(Проект).pdf.

2. Инновационная Россия - 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Проект. URL.: http:www.kirov.spb.ru/sc/378/doc1/21.pdf.

3. Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры). 2015. URL: http://base.garant.ru/71216422/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000.

References

1. State program of the Russian Federation "Development of science and technology" for 2013-2020. 2012. URL: https / mino-brnauki.rf / documents / 2475 / file / 902 / State program_Development of Science_and_Technologies_ (Project) .pdf.

2. Innovative Russia - 2020. Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period until 2020. Project. URL: http: www.kirov.spb.ru/sc/378/doc1/21.pdf.

3. Federal state educational standard of higher education in the field of preparation 06.04.01 Biology (master's level). 2015. URL: http://base.garant.ru/71216422/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.