УДК 378.22.091.214:577.3] :331.5(470.319) ТРИШКИН А.В.
магистрант, 1 курс, направления подготовки 06.04.01 «Биология», специальность «Биофизика», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] МАКЕЕВА И.Ю.
кандидат биологических наук, доцент, кафедра ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ПУЗИНА Т.И.
доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
E-mail: [email protected]
UDC 378.22.091.214:577.3]:331.5(470.319)
TRISHKIV A.V.
Master, 1 year, Area of Study 06.04.01 "Biology", Specialty "Biophysics", Orel State University E-mail:[email protected] MAKEEVA I.YU.
Candidate of Biology, Docent of the Department Plant Physiology and Biochemistry of plants, Orel State University
E-mail: [email protected] PUZINA T.I.
Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of Department of Botany, Plant Physiology and Biochemistry of plants, Orel
State University E-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ БИОФИЗИКА ДЛЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
PROSPECTS FOR PREPARATION OF MASTERS IN THE EDUCATIONAL PROGRAM OF BIOPHYSICS FOR THE ORLOV REGION: A STATISTICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM
В статье анализируется современное состояние рынка труда и востребованность выпускников магистратуры по направлению подготовки 06.04.01. Биология, направленности Биофизика. Рассматриваются возможные перспективы модернизации и актуализации образовательной программы с учетом результатов данного исследования.
Ключевые слова: магистерская образовательная программа Биофизика, подготовка высококвалифицированных кадров, рынок труда.
The article analyzes the current state of the labor market and the relevance of graduate students in the direction of preparation 06.04.01. Biology, profile Biophysics. Possible prospects for the modernization and updating of the master's educational program are considered, taking into account the results of this study.
Keywords: formation of competencies, master's program, profile "Biophysics", training of highly qualified personnel, labor market.
Стратегической целью государственной политики Российской Федерации в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Присоединившись к Болонскому процессу, наша страна стала на путь выработки новой стратегии развития, которая позволила бы сохранить преимущества традиционного российского образования, обеспечив ему в то же время конкурентоспособность в современном мире. Одним из основных изменений стал переход на двухуровневую систему обучения, который был официально закреплен в федеральном законе, подписанном Президентом РФ 26 октября 2007 г. [3]. В результате российская система высшего образования подразделилась на два самостоятельных уровня, каждый из которых предусматривает государ-
ственную итоговую аттестацию.
Задача (первой ступени высшего образования) - бакалавриата заключается в подготовке квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере Выпускники бакалавриата могут быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и т.д. [4]. Задачей второй ступени высшего образования - магистратуры стала углубленная специализированная подготовка кадров для научно-исследовательской и педагогической деятельности на базе имеющихся научно-педагогических школ, а также для базовых и высокотехнологичных отраслей экономики [4].
Предполагалось, что введение двухуровневой системы позволит повысить эффективность использо-
© Тришкин А.В., Макеева И.Ю., Пузина Т.И. © Trishkiv A.V., Makeeva I.Yu., Puzina T.I.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
вания бюджетных средств, вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров преимущественно на второй ступени. В условиях трансформации современного образования и развития рыночной экономики возникла необходимость реализации в системе магистратуры образовательных программ, интегрирующих знания из разных областей науки.
На кафедре ботаники, физиологии и биохимии растений Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева реализуется такая мульти-дисциплинарная образовательная программа магистратуры Биофизика по направлению подготовки 06.04.01 Биология. Уникальность данной образовательной программы заключается в следующем:
«- во-первых, в том, что она не имеет аналогов на рынке образовательных услуг нашего региона (Орловской, Брянской, Тульской и Курской областях);
- во-вторых, в том, что она способствует развитию отечественной научной школы, ведущей научно-исследовательские работы в области биофизики, а именно, нанобиологии, фотобиологии, физики белковых и мембранных структур;
- в-третьих, в подготовке высококвалифицированных магистров, способных решать актуальные задачи, стоящие перед регионом, в области биотехнологии, медицины, агрономии» [2, с. 305].
Данная образовательная программа реализуется в ОГУ им. И.С. Тургенева второй год. Набор обучающихся состоялся в 2018 году и уже наблюдается положительная тенденция. Первый набор состоял из 5 магистрантов, второй - 15. Увеличение количества бюджетных мест свидетельствует об эффективной работе образовательной организации, актуальности и востребованности предлагаемого направления образования.
В 2019 году Министерством науки и высшего образования РФ заявлено, что новый метод расчета контрольных цифр приема в вузе будет исходить из потребности в выпускниках, а не в абитуриентах. Следовательно, возникает необходимость в сборе и анализе потребностей организаций и учреждений, иных работодателей региона в выпускниках. Также при разработке структуры программы магистратуры уже, на стадии формирования дисциплин базовой и вариативной её части, а также при планировании, организации и проведении учебной и производственных практик, возникает необходимость взаимодействия с потенциальными работодателями. Участие организации-заказчика в планировании программы может быть прямым, либо консультативным. На этом этапе выстраивается система компетенций, которыми должны обладать специалисты
после окончания обучения. В основу образовательной программы магистратуры «Биофизика» закладываются, фундаментальные естественнонаучные знания, умения и навыки, а далее накладываются новые, узкоспециальные знания техники, технологий, лабораторного оборудования, методологии и методов решения прикладных задач.
Заявлено, что «магистранты, освоившие образовательную программу Биофизика могут работать как в образовательных учреждениях, так и на предприятиях по разработке и внедрению новых технологий, применяя в работе знания не только из области биологии и физики, но и из области химии, математики и некоторых других естественных наук. Данные специалисты востребованы в диагностических лабораториях Росприроднадзора, Россельхознадзора, в медицинских центрах, а также в компаниях, занимающихся производством, распространением и установкой оборудования для медицинских и биологических лабораторий» [1, с. 400].
В современных условиях динамичного развития и изменения экономики важнейшим аспектом обеспечения качества подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих знаниями, умениями и навыками, учитывающими характер будущей профессиональной деятельности, является учёт приоритетов отраслевого и территориального развития региона. На данный момент отсутствуют научные работы, направленные на изучение перспектив востребованности специалистов, освоивших образовательную программу магистратуры Биофизика по направлению подготовки 06.04.01. Биология в г. Орле и Орловской области, чем и обусловлена актуальность данного исследования.
Цель работы - изучение рынка потенциальных работодателей города Орла и Орловской области для дальнейшего трудоустройства специалистов-биофизиков. В ходе исследования предстоит выяснить, могут ли фундаментальные знания, полученные при изучении образовательной программы магистратуры Биофизика применены на предприятиях нашего региона. Развитие каких компетенций следует учитывать при дальнейшей модернизации программы.
Нами было проанализировано состояние отраслевой структуры региона. На данный момент существует 82 потенциальных организаций-работодателей, в которых могут быть востребованы выпускники-биофизики. Результаты представлены в таблице.
Результаты сферы деятельности биофизиков тесно связаны с медициной, экологией, агропромышленным сектором, животноводством, селекцией и генетикой. Данные таблицы свидетельствуют, что наш регион обладает всем спектром отраслей для реализации биофизиков как специалистов.
Таблица.
Сферы деятельности и организации г. Орла и Орловской области для выпускников - биофизиков
Сфера деятельности Организации
Здравоохранение Бюджетные учреждения: БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница»; БУЗ Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой»; БУЗ Орловской области «Орловский онкологический диспансер»; БУЗ Орловской области «Орловский областной кожно-венерологический диспансер»; БУЗ Орловской области «Орловский противотуберкулезный диспансер»; БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер»; БУЗ Орловской области «Орловский областной врачебно-физкультурный диспансер»; БУЗ Орловской области «Орловская областная стоматологическая поликлиника» БУЗ Орловской области «Орловская станция переливания крови»; БУЗ Орловской области «Орловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»; БУЗ Орловской области «Орловская дезинфекционная станция»; БУЗ Орловской области «Городская больница им. С.П. Боткина»; БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко»; БУЗ Орловской области «Поликлиника № 1»; БУЗ Орловской области «Поликлиника № 2»; БУЗ Орловской области «Поликлиника № 3»; БУЗ Орловской области «Поликлиника № 5»; БУЗ Орловской области «Детская поликлиника № 1»; БУЗ Орловской области «Детская поликлиника № 2»; БУЗ Орловской области «Детская поликлиника № 3»; ГУП Орловской области «Медтехника»; ГУП Орловской области «Орелфармация». ФБУЗ Центр гигиены и эпидеомологии в Орловской области; Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области в городе Ливны»; Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области в г Мценске»; Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области в п. Верховье»; Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области в п. Кромы»; Центр Госсанэпидемнадзора Медсанчасти УВД; Орловский филиал центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту; Санитарно-эпидемиологическая станция, г Дмитровск; Болховская районная санитарно-эпидемиологическая станция, г Болхов; Санитарно-эпидемиологическая станция, п. г т. Долгое; Центр гигиены и эпидемиологии, п. г т. Колпна; Гсэн центр (санитарно-эпидемиологическая служба), Новосиль; Залегощенская Районная Санитарно-Эпидемиологическая Станция; Малоархангельская Районная Санитарно-Эпидемиологическая Станция; Покровская Районная Санитарно-Эпидемиологическая Станция, п. г. т. Покровское; Госсанэпиднадзора центр, село Тросна; Санитарно-эпидемиологическая станция, Сосковский район, село Сосково; Урицкая Районная Санитарно-Эпидемиологическая Станция, п. г т. Нарышкино; Санитарно-эпидемиологическая станция, п. г т. Хотынец. Коммерческие организации: Медицинский центр «Сальвэ»; Медицинский центр «Неомед»; Медицинский центр «КДЛ-Эксперт»; Медицинский центр «Меди Скан»; Медицинский центр «Инвитро»; ООО «Мед-Сервис»; Компания «Магазин здоровья»; Компания «ПЭТ-Технолоджи»; Компания «Новые медицинские технологии»; Медицинский центр «Сакара»; Медицинский центр «Диксион»; Испытательная лаборатория АО «Независимая испытательная контрольно-пищевая лаборатория».
Ветеринарный и фитосанитарный надзор ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория» Орловский филиал; Испытательный центр ФБУ «Центр химизации и сельскохозяйственной радиологии «Орловский»; БУ ОО «Свердловская межрайонная ветеринарная лаборатория»; БУ ОО «Ливенская межрайонная ветеринарная лаборатория».
Предприятия промышленности ЗАО «Славянское»; АО «ПЗ» Сергиевский; СПК «Сеньково» Глазуновского района; АО ОПХ «Красная звезда» Орловского района; ООО им. Мичурина; ОАО «Кромские Черноземы»; АО «Картофельная Нива «Орловщины»; Колхоз «50 лет Октября»; ФГУП «Стрелецкое»; ООО «Речица»; ОАО «Агрофирма «Мценская»; ООО «Орловский лидер»; АО «Болховский сыродельный завод»; ООО «Кромской комбикормовый завод»; Знаменский Селекционно-Генетический Центр; Производственная лаборатория Спиртоводочного комбината, Орловская область, Мценский район, д.Волково; Лаборатория хлебозавода №3; Ливенский хлебокомбинат, производственная лаборатория; Производственно-техническая лаборатория ЗАО «Орловский мелькомбинат».
Научные организации Инновационный научно-исследовательский испытательный центр ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет»; Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур; ФГБНУ Федеральный научный центр зернобобовых и крупяных культур; Шати-ловская сельскохозяйственная опытная станция.
Образовательные организации ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»; ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина».
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Диаграмма 1.
Соотношение сфер деятельности в процентах для магистров-биофизиков
Диаграмма ясно показывает, что существенную часть занимает сфера здравоохранения (65%), которая включает в себя как бюджетные учреждения, так и коммерческие организации. На втором месте - промышленные организации (23%). Равные доли занимают сфера ветеринарного и фитосанитарного надзора (5%) и научные организации (5%), 2% занимают образовательные организации.
На сегодняшний день востребованность выпускников образовательной программы магистратуры Биофизика по направлению подготовки 06.04.01. Биология в Орловской области подтверждается наличием бессрочных договоров о сотрудничестве Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева с ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур», ФГБНУ «Федеральный научный центр селекции зернобобовых и крупяных культур». Следовательно, предприятиями-
партнерами университета выступают только научные организации, но не предприятия промышленности региона. При этом университет готов обеспечить высококвалифицированными кадрами предприятия региона, которые занимаются или планируют развивать и внедрять новые технологии и прежде всего биотехнологии.
Результаты данного исследования показывают:
- Необходимость заключения договоров о сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, промышленными организациями, учреждениями сферы ветеринарного и фитосанитарного надзора и т.д.
- Потребность в дальнейшей модернизации образовательной программы магистратуры Биофизика по направлению подготовки 06.04.01. Биология.
- Требуется корректировка профессиональных компетенций практико-ориентированной направленности.
Библиографический список
1. Пузина Т.И., Макеева И.Ю. Концептуальные основы построения образовательной программы «Биофизика» в подготовке магистра биологии // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 4 (81). С. 399-401.
2. Пузина Т.И., Макеева И.Ю. Некоторые аспекты научно-исследовательской деятельности магистров биологов (профиль биофизика)// Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 2 (83). С. 304-305.
3. Федеральный закон от 24.10.2007 N 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www. consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_140174. (Дата обращения: 18.02.2020).
References
1. Puzina T.I., MakeevaI.YU. Conceptual bases of construction of the educational program «Biophysics» in the preparation of the master of biology// Scientific notes of Orel State University. 2018. Vol. 4 (81). Pp. 399-401.
2. Puzina T.I., Makeeva I.YU. Some aspects of scientific research activities of master-biology (biophysics profile) // Scientific notes of Orel State University. 2019. Vol. 2 (83). Pp. 304-305.
3. Federal law of 24.10.2007 N 232-FL "on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation (regarding the establishment of higher professional education levels).
4. Federal law of29.12.2012, N 273-FL (the version of06.02.2020) "About education in the Russian Federation" URL: http://www.consultant. ru/ document/ cons_doc_LAW_140174. (date of the application: 18.02.2020).