Научная статья на тему 'Концептуальные основы построения образовательной программы "биофизика" в подготовке магистра биологии'

Концептуальные основы построения образовательной программы "биофизика" в подготовке магистра биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТР БИОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / БИОФИЗИКА / МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ОРГАНИЗАЦИИ-ПАРТНЁРЫ / MASTER OF BIOLOGY / EDUCATIONAL PROGRAM / BIOPHYSICS / MODULAR STRUCTURE / PARTNER ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пузина Т.И., Макеева И.Ю.

Рассматривается актуальность введения магистерской образовательной программы «Биофизика» в направлении подготовки 06.04.01 Биология в связи с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, а также перечнем критических технологий Российской Федерации. Предлагается модульная структура данной образовательной программы с перечнем дисциплин базовой и вариативной части, а также дисциплин по выбору. Отмечается уникальность программы «Биофизика» для региона. Приводятся организации-партнеры, участвующие в организации практик. Дается информация о трудоустройстве выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пузина Т.И., Макеева И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF CONSTRUCTION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM "BIOPHYSICS" IN THE PREPARATION OF THE MASTER OF BIOLOGY

The relevance of the introduction of the Master's educational program «Biophysics» in the direction of training 06.04.01 Biology is considered in connection with the priority areas of development of science, technology and technology, as well as a list of critical technologies of the Russian Federation. A modular structure of this educational program with a list of basic and variable part disciplines, as well as optional disciplines, is proposed. Notes the uniqueness of the program «Biophysics» for the region. The partner organizations involved in the organization of the practices are listed. Provides information about the employment of graduates.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы построения образовательной программы "биофизика" в подготовке магистра биологии»

УДК 378 ПУЗИНА Т.И.

доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

E-mail: tipuzina@gmail.com МАКЕЕВА И.Ю.

кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры ботаники, физиологии и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

E-mail: makeevainna@inbox.ru

UDC378 PUZINA T.I.

Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of Department of Botany, Plant Physiology and Biochemistry of plants, Orel

State University E-mail: tipuzina@gmail.com MAKEEVA I.YU.

Candidate of Biology, Senior Lecturer of the Department Plant Physiology and Biochemistry of plants, Orel State

University

E-mail: makeevainna@inbox.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «БИОФИЗИКА»

В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРА БИОЛОГИИ

CONCEPTUAL BASES OF CONSTRUCTION OF THE EDUCATIONAL PROGRAM "BIOPHYSICS" IN THE PREPARATION OF THE MASTER OF BIOLOGY

Рассматривается актуальность введения магистерской образовательной программы «Биофизика» в направлении подготовки 06.04.01 Биология в связи с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, а также перечнем критических технологий Российской Федерации. Предлагается модульная структура данной образовательной программы с перечнем дисциплин базовой и вариативной части, а также дисциплин по выбору. Отмечается уникальность программы «Биофизика» для региона. Приводятся организации-партнеры, участвующие в организации практик. Дается информация о трудоустройстве выпускников.

Ключевые слова: магистр биологии, образовательная программа, биофизика, модульная структура, организации-партнёры.

The relevance of the introduction of the Master's educational program «Biophysics» in the direction of training 06.04.01 Biology is considered in connection with the priority areas of development of science, technology and technology, as well as a list of critical technologies of the Russian Federation. A modular structure of this educational program with a list of basic and variable part disciplines, as well as optional disciplines, is proposed. Notes the uniqueness of the program «Biophysics» for the region. The partner organizations involved in the organization of the practices are listed. Provides information about the employment of graduates.

Keywords: Master of Biology, educational program, biophysics, modular structure, partner organizations.

Одним из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации являются науки о жизни [2, 3]. Важное значение имеет подготовка высококвалифицированных кадров в области естественных наук. Для этого необходимо внедрять в образовательный процесс высшей школы новые современные образовательные программы, которые можно реализовы-вать через обучение в магистратуре. Именно магистратура обеспечивает глубокую теоретическую подготовку, научно-исследовательскую деятельность, формирование практических умений и навыков.

В настоящее время возникает необходимость реализации в системе магистратуры образовательных программ, интегрирующих знания из разных областей науки. Одной из таких программ является «Биофизика», относящаяся к направлению подготовки 06.04.01 Биология [4]. Данная программа соответствует реализации критических технологий Российской Федерации, а именно: биокаталитических, биосинтетических и биосенсорных; геномных,

протеомных и постгеномных; клеточных.

Биофизика - раздел биологии, изучающий физические аспекты существования живой природы на всех её уровнях, начиная от молекул и клеток и заканчивая биосферой в целом. Она призвана выявлять связи между физическими механизмами, лежащими в основе организации живых объектов, и биологическими особенностями их жизнедеятельности. Поэтому биофизик должен обладать и физическими, и биологическими знаниями. Для успешной работы в области биофизики желательно общее понимание живой природы [1].

Уникальность предлагаемой образовательной программы состоит:

- во-первых, в том, что она не имеет аналогов на рынке образовательных услуг нашего региона (Орловской, Брянской, Тульской и Курской областей);

- во-вторых, в подготовке высококвалифицированных магистров, способных решать актуальные задачи, стоящие перед регионом в области биотехнологии, медицины и агрономии.

© Пузина Т.И., Макеева И.Ю. © Puzina T.I., Makeeva I.Yu.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (81), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 81. 2018

Цель образовательной программы «Биофизика» заключается в обеспечении студентам качественного, доступного, современного образования, трансформированного через знания и опыт, развитие научных и образовательных технологий для подготовки специалистов новой формации, способных к практической реализации полученных знаний в инновационных отраслях медицины, биотехнологии, экологии, агрономии и других естественных наук, в научной и педагогической деятельности, что позволит решать актуальные задачи, стоящие как перед регионом, так и в России в целом.

Данная образовательная программа способствует развитию отечественной научной школы, ведущей научно-исследовательские работы в области нанобиологии, наноматериалов, фотобиологии, физики белковых и мембранных структур.

Программа включает два вида деятельности: научно-исследовательскую и педагогическую. Задачами научно-исследовательской деятельности являются:

- самостоятельный выбор и обоснование исследования;

- проведение научного эксперимента по биофизике;

- формирование новых задач, возникших в ходе проведения исследований;

- выбор и освоение методов исследования;

- освоение новых теорий;

- работа с научной информацией;

- статистическая обработка полученных результатов;

- подготовка научных отчётов, докладов, публикаций.

Педагогическая задача заключается в осуществлении

педагогической деятельности по биофизике в организациях высшего образования, лицеях и колледжах с углубленным изучением биологии.

Структура образовательной программы включает базовую и вариативную часть, учебную и производственную практики, факультативы и государственную итоговую аттестацию.

Базовая часть включает четыре модуля. Гуманитарный модуль представлен следующими дисциплинами: философские проблемы естествознания, современные технологии преподавания биологии, методология научного поиска. Коммуникативный модуль включает компьютерные технологии в биологии и деловой иностранный язык. Естественнонаучный модуль представлен дисциплинами: биофизика мембран, учение о биосфере, современная экология и глобальные экологические проблемы, основы профессиональных коммуникаций в поликультурном пространстве. Профессиональный модуль содержит дисциплины: история и методология биологии, современные проблемы биологии.

Вариативная часть представлена профильным модулем, куда входят молекулярная биология и биофизика, квантовая физика, основы термодинамики, основы нано-технологий, фотобиология, фолдинг и физико-химические свойства белков, методика решения биофизических задач.

Дисциплины по выбору включают: трансгенные растения и биобезопасность; термодинамические основы водообмена растений, мембранный транспорт ве-

ществ; биоэлектрогенез, биоэнергетика клетки; физико-химические методы анализа, оптическая микроскопия в клеточной биологии; физиологические аспекты действия магнитных полей, физиологические основы действия радиации; устойчивость организмов к факторам среды, анти-оксидантные системы организмов; физиология полярности в растительном организме, коммуникативная физиология.

Содержание авторских рабочих программ дисциплин вариативной части образовательной программы отражает актуальные фундаментальные и прикладные проблемы современной биофизики.

Учебная практика представлена практикой по получению первичных профессиональных умений и навыков. Производственная практика включает практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательскую работу, преддипломную практику.

Государственная итоговая аттестация содержит защиту выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты. Темы выпускных квалификационных работ магистрантов соответствуют тематике образовательной программы. Например, «Влияние лазерного излучения на работу антиоксидантной системы растений», «Регуляция трансмембранного потока воды через аквапорины в растительном организме», «Использование ПЦР-анализа при исследовании действия антиоксидантов на физиолого-биохимические процессы в растительном организме», «Исследование фотохимических и фотофизических реакций процесса фотосинтеза в условиях деструк-турированного тубулинового цитоскелета».

В учебном плане представлены два факультатива: транспорт воды в растении и научный дискурс в иноязычном поликультурном пространстве.

Профильная подготовка магистрантов по образовательной программе осуществляется преподавателями двух кафедр - экспериментальной и теоретической физики и ботаники, физиологии и биохимии растений на базе двух научно-исследовательских лабораторий: «Физиолого-биохимические механизмы регуляции роста и развития растений» и «Физика полупроводников и наноструктур».

Организации практик и трудоустройству выпускников способствует привлечение организаций партнеров, с которыми заключены договора: ФГБУН Институт физиологии растений им. К. А. Тимирязева РАН, ФГБНУ «Федеральный научный центр зернобобовых и крупяных культур», Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур.

Магистранты, освоившие образовательную программу «Биофизика» могут работать как в образовательных учреждениях, так и на предприятиях по разработке и внедрению новых технологий, применяя в работе знания не только из области биологии и физики, но и из области химии, математики и некоторых других естественных наук. Данные специалисты востребованы в диагностических лабораториях Росприроднадзора, Россельхознадзора, в медицинских центрах, а также в компаниях, занимающихся производством, распространением и установкой оборудования для медицинских и биологических лабораторий.

Библиографический список

1. Артюхов В.Г., Башарина О.В. Биофизика в системе дисциплин подготовки современного биолога // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2010, №2.С 106-111.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы. 2012. URL: https/миноб-рнауки.рф/документь1/2475/файл/902/Госпрограмма_Развитие_науки_и_технологий_(Проект)^1:'.

3. Указ Президента Российской Федерации № 889 от 07.07.2011 г «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологии и техники в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116178/942772dce30cfa36b671 bcf19ca928e4d698a928/.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры). 2015. URL: http://base.garant.ru/71216422/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000.

References

1. Artyukhov V.G., BasharinaO.V. Biophysics in the system of disciplines for the preparation of a modern biologist // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. 2010, №2.С 106-111.

2. State program of the Russian Federation "Development of science and technology" for 2013-2020. 2012. URL: https / minobrnauki.rf / documents / 2475 / file / 902 / State program_Development of Science_and_Technologies_ (Project) .pdf.

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 889 dated 07.07.2011, "On the approval of priority areas for the development of science, technology and technology in the Russian Federation". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116178/942772dce30 cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/.

4. Federal state educational standard of higher education in the field of preparation 06.04.01 Biology (master's level). 2015. URL: http://base. garant.ru/71216422/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.