Научная статья на тему 'ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ В ВОЕННОМ ВУЗЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ'

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ В ВОЕННОМ ВУЗЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КУРСАНТОВ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ECOLOGICAL COMPETENCE AMONG CADETS / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / METHOD OF CONDUCTING A COMPARATIVE PEDAGOGICAL EXPERIMENT / FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Образцов П.И., Будашева Н.В., Старостина О.А.

В статье представлена и описана разработанная авторами методика проведения сравнительного педагогического эксперимента по формированию экологической компетентности у курсантов военного вуза на основе межпредметных связей «физика-экология». Приводится сравнение данных входного и итогового контроля сформированности экологической компетентности у курсантов по выделенным критериям, осуществляется анализ полученных результатов. Определены педагогические условия наиболее результативной реализации методики. Производится оценка эффективности предлагаемой методики реализации межпредметных связей при формировании экологической компетентности у курсантов военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Образцов П.И., Будашева Н.В., Старостина О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE BY MEANS OF INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS IN MILITARY UNIVERSITY

In the article method of conducting a comparative pedagogical experiment on formation of ecological competence among cadets of military university on the basis of interdisciplinary connections “physics-ecology” is presented and described. Comparison of data on initial and final control of ecological competence among cadets on the highlighted criteria and analysis of the obtained results are given. Pedagogical conditions of the most resultative realization of the method are presented. Assessment of effectiveness of the suggested method of realization of interdisciplinary connections in formation of ecological competence among cadets of military university is given.

Текст научной работы на тему «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ В ВОЕННОМ ВУЗЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ»

УДК 378.147:53:502/504 ОБРАЗЦОВ П.И.

доктор педагогических наук, профессор, кафедра технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: kind@orel.ru БУДАШЕВА Н.В.

кандидат технических наук, доцент, кафедра физики, Академия ФСО России E-mail: kubnataly@mail.ru СТАРОСТИНА О.А.

преподаватель, кафедра физики, Академия ФСО России E-mail: okstar789@yandex.ru

UDC 378.147:53:502/504 OBRAZTSOVP.I.

Doctor of pedagogical sciences, professor, Department of Psychological, Pedagogical and Special Education Technologies, Orel State University E-mail: kind@orel.ru BUDASHEVA N.V.

Candidate of technical science, associate professor, department of physics, The FSO Academy of Russia E-mail: kubnataly@mail.ru STAROSTINA OA.

Lecturer, department of physics, The FSO Academy of Russia

E-mail: okstar789@yandex.ru

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ В ВОЕННОМ ВУЗЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ

EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF ECOLOGICAL COMPETENCE BY MEANS OF INTERDISCIPLINARY

CONNECTIONS IN MILITARY UNIVERSITY

В статье представлена и описана разработанная авторами методика проведения сравнительного педагогического эксперимента по формированию экологической компетентности у курсантов военного вуза на основе межпредметных связей «физика-экология». Приводится сравнение данных входного и итогового контроля сформированности экологической компетентности у курсантов по выделенным критериям, осуществляется анализ полученных результатов. Определены педагогические условия наиболее результативной реализации методики. Производится оценка эффективности предлагаемой методики реализации межпредметных связей при формировании экологической компетентности у курсантов военного вуза.

Ключевые слова: экологическая компетентность курсантов, межпредметные связи, методика проведения сравнительного педагогического эксперимента, формирование экологической компетентности, педагогические условия.

In the article method of conducting a comparative pedagogical experiment on formation of ecological competence among cadets of military university on the basis of interdisciplinary connections "physics-ecology" is presented and described. Comparison of data on initial and final control of ecological competence among cadets on the highlighted criteria and analysis of the obtained results are given. Pedagogical conditions of the most resultative realization of the method are presented. Assessment of effectiveness of the suggested method of realization of interdisciplinary connections in formation of ecological competence among cadets of military university is given.

Keywords: ecological competence among cadets, interdisciplinary connections, method of conducting a comparative pedagogical experiment, formation of ecological competence, pedagogical conditions.

Возрастающая потребность Вооруженных Сил Российской Федерации в экологически целесообразной профессиональной деятельности военнослужащих обуславливает необходимость формирования у них экологической компетентности. Вопросы изучения экологической компетентности и особенностей ее формирования отражены в работах Д.С. Ермакова, В.А. Даниленковой, Л.С. Насрутдиновой, Л.В. Пистуновой и др. [1-3, 6]. Авторами предлагаемого исследования была разработана модель формирования экологической компетентности у курсантов военного вуза средствами межпредметных связей (МПС) при изучении физики и экологии, а также предложены пути и способы ее реализации в военном вузе [5].

Опытно-экспериментальная работа по формирова-

нию экологической компетентности у курсантов военного вуза средствами междисциплинарных связей при изучении «Общей физики» и «Экологии» проводилась в течение 2016-2018 г. В основу этой работы был положен классический сравнительный педагогический эксперимент [4]. Этапы и составляющие методики проведения эксперимента представлены на рис.1.

На подготовительном этапе были определены цели, задачи, объект и предмет исследования, а также выдвинута гипотеза педагогического эксперимента.

Цель педагогического эксперимента: исследование эффективности реализации межпредметных связей «физика - экология» как прикладного аспекта интеграции дисциплин «Общая физика» и «Экология» с целью формирования экологической компетентности обучающихся.

© Образцов П.И., Будашева Н.В., Старостина О. А. © Obraztsov P.I., Budasheva N.V., Starostina О. А.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Основные задачи педагогического эксперимента:

1) оценить исходный уровень сформированности экологической компетентности у курсантов;

2) осуществить экспериментальную оценку эффективности реализации МПС дисциплин «Общая физика» и «Экология» с точки зрения формирования экологической компетентности будущих военных специалистов;

Рабочая гипотеза педагогического эксперимента: реализация межпредметных связей «физика - экология» как прикладного аспекта интеграции дисциплин «Общая физика» и «Экология» будет способствовать формированию более высокого уровня экологической компетентности обучающихся по сравнению с традиционной методикой обучения.

На подготовительном этапе был осуществлен выбор экспериментальных и контрольных групп.

Для выбора экспериментальных и контрольных групп было учтено, что ФГОС ВО некоторых специальностей предусматривает изучение дисциплины «Экология» как обязательную, а курсанты других специальностей - не изучают данную дисциплину. На этом этапе производилось определение однородности контрольных и экспериментальных групп, принимавших участие в эксперименте.

Были определены следующие педагогические условия, необходимые для эффективного функционирования разработанной методики.

Первое педагогическое условие (1 п. у): реализация экологических МПС в курсе физики.

подготовительный этап

Актуальность

Цель и задачи

Объект, предмет

Выбор участников эксперимента

Методы диагностики

Критерии оценки

Методические

материалы (анкеты, тесты)

Контрольная и экспериментальные группы

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП

Проведение входного контроля

Определение начального уровня сформированности экологической компетентности у курсантов

I Э3 | |~3l| | 32 | |к

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП

Реализация модели формирования экологической компетентности у курсантов с помощью межпредметных связей

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ЭТАП

Итоговый контроль

К

27И

ЭТАП ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ | Обработка и анализ результатов |-Выводы "j-Внедрение

Рис. 1. Методика проведения сравнительного педагогического эксперимента по формированию экологической компетентности на основе межпредметных связей дисциплин «Общая физика» и «Экология».

Второе педагогическое условие (2 п.у): изучение дисциплины «Экология» в процессе обучения.

Третье педагогическое условие (3 п.у): одновременная реализация экологических МПС в курсе физики и изучение дисциплины «Экология».

В связи с вышесказанным, выбрана одна контрольная группа, в которой не изучается дисциплина «Экология» и образовательный процесс по физике осуществлялся без изменений. Эту группу обозначили: К (66 человек).

Три экспериментальные группы, в которых реали-зовывались разработанная методика и соответствующие педагогические условия, обозначили следующим образом:

- первое педагогическое условие - Э1 - экспериментальная без экологии (67 человек);

- второе педагогическое условие - Э2 - группа, в которой образовательный процесс по дисциплине «Общая физика» протекал без изменений, но с изучением дисциплины «Экология» согласно ФГОС ВО (67 человек);

- третье педагогическое условие - Э3 - экспериментальная с экологией (72 участника).

На всех этапах педагогического эксперимента оценивался уровень (низкий, средний, высокий) сформи-рованности экологической компетентности у курсантов по критериям, в качестве которых выступили компоненты экологической компетентности (мотивационный, ценностный, эмоциональный, когнитивный, практический). С этой целью были разработаны методические материалы, подобран и модифицирован диагностический инструментарий [5].

На констатирующем этапе эксперимента проверена однородность исследуемых групп и проведен входной контроль, позволивший определить начальный уровень сформированности экологической компетентности у обучающихся.

Результаты входного контроля по критериям сфор-мированности экологической компетентности представлены на рисунке 2. произведен расчет общего уровня сформированности экологической компетентности (ЭКобщ) у курсантов как среднего арифметического показателей сформированности экологической компетентности.

Следует отметить, что когнитивный компонент, то есть знания о фундаментальных законах природы; средствах, способах и правилах обеспечения экологической безопасности; экологических требованиях при осуществлении различных видов деятельности большинства респондентов можно определить как сформированный на среднем уровне - 57,3 %. У 42,6% курсантов эмоциональный компонент оценивается как находящийся на низком, а у 41,2% - на среднем уровнях. Более половины тестируемых имеют мотивационный и практический компоненты на средних уровнях (соответственно 51,8% и 50,1%).

Только ценностный компонент у большинства обучающихся (79,6%) сформирован на высоком уровне.

Это можно объяснить реализацией системы всеобщего и комплексного экологического образования (согласно ст. 71 ФЗ-№7) и осознанием ценностного отношения к экологическим проблемам, которое закладывается с раннего возраста.

Анализ результатов входного контроля показал, что общий уровень экологической компетентности у курсантов на входном контроле оценивается как недостаточный (38% имеют низкий уровень, 33,4% - средний уровень, 28,6% - высокий).

Ценностный критерий

экологической компетентности

Мотивационный критерий

экологической 50% компетентности

Высокий уровень — ^ Средний уровень Низкий уровень

Эмоциональный критерий

экологической компетентности 40%

Практический критерий

экологической компетентности

Когнитивный критерий

экологической компетентности

Рис. 2. Результаты входного контроля по критериям сформированно-сти экологической компетентности.

«Анкета определения уровня мотивации изучения экологии» позволила осуществить анализ мотивацион-ного компонента более детально. Только 10% курсантов обладает высоким уровнем мотивации (экологическая активность); 32% - достаточным (положительное отношение к экологической деятельности); 31% - низким (связан с незаинтересованностью экологическими проблемами); 27% - негативный уровень мотивации (полное отрицание экологической деятельности). Поэтому, одной из задач преподавателей при реализации предлагаемой методики по внедрению МПС в образовательный процесс является задача повышения мотивации обучающихся в изучении вопросов, связанных с экологией.

С помощью ассоциативной методики диагностики экологических установок личности у испытуемых определена представленность составляющих ценностного компонента. Доминирующей среди обучающихся является «эстетическая» установка (установка на природу как на объект красоты) - 54,3%. Вторая по значимости -«прагматическая» установка (природа воспринимается как объект пользы) - 22,5%. Такие установки как «этическая» (установка на природу как на объект охраны) и «когнитивная» (как на объект изучения) присутствуют у незначительного количества опрошенных - по 11,6%.

Анкета «Самооценка экологической компетентности» позволила проанализировать отношение обучающихся ко всем компонентам экологической

компетентности. В целом большинство обучающихся не осознают, что их действия являются экологически целесообразными (низкий уровень экологической компетентности).

Мотивационный и практический компоненты большинство тестируемых оценивают у себя как находящиеся на низком уровне: они не задумываются о том, зачем участвовать в экологических проектах, и как их практически реализовывать.

Большинство обучающихся считают, что ценностный компонент сформирован у них на высоком уровне (уровне осознанной компетентности).

Эмоциональный компонент курсанты определяют у себя, как находящийся на низком (неосознанная некомпетентность) или среднем (осознанная некомпетентность) уровнях, то есть, обучающиеся не испытывают чувств и эмоций в связи с реализацией экологических проектов. Этот факт находится в некотором противоречии с высоким уровнем ценностного компонента, который у себя определяют курсанты. Это связано, вероятнее всего, с формальным, отстраненным подходом при формировании ценностного отношения к вопросам экологического характера, когда же дело доходит до реализации этого отношения, то наблюдается выявленное отсутствие личной включенности обучающихся. Отсюда следует еще одна задача, которую должны решать преподаватели при реализации методики формирования экологической компетентности курсантов, - сделать более живыми, приближенными к жизни экологические ценности.

Уровень сформированности когнитивного компонента оценивается тестируемыми как средний (осознанная некомпетентность), то есть, участники опроса хотели бы расширить свои знания в области экологии.

Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента определено, что у большинства обучающихся общий уровень экологической компетентности является средним и ниже среднего. Это подтвердило необходимость реализации разработанной методики формирования экологической компетентности у курсантов на основе интеграции дисциплин «Общая физика» и «Экология».

Надежность эксперимента подтверждена проверкой однородности контрольных и экспериментальных групп, проведенной по результатам входного контроля с использованием ^критерия Стьюдента (уровень достоверности 0,05).

В процессе реализации методики на формирующем этапе использовались следующие формы обучения: лекция, семинар, групповое и практическое занятие, лабораторная работа, самостоятельная работа под руководством преподавателя. Для проведения педагогического эксперимента были разработаны составляющие уточненных учебно-методических комплексов по «Общей физике» с экологическими межпредметными связями и по «Экологии» с усиленными связями с физикой, включая учебно-методическое пособие «Физика и экология».

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

На контролирующем этапе, завершающем реализацию предлагаемой методики в образовательном процессе, проводился итоговый контроль (анкетирование, тестирование) с целью определения конечного состояния сформиро-ванности экологической компетентности у обучающихся и оценивания эффективности реализации МПС «физика - экология». Схема практических этапов педагогического эксперимента представлена на рисунке 3 (цифрами обозначены номера различных педагогических условий).

Для проверки эффективности первого педагогического условия «Реализация экологических МПС в курсе физики» проведено сравнение конечного состояния сфор-мированности экологической компетентности курсантов каждой из пар групп К и Э1, Э2 и Э3 при фиксации начального состояния, что позволило оценить эффективность методики реализации экологических МПС в курсе физики (цифра 1 на рис. 3).

Для проверки второго педагогического условия: «Изучение дисциплины «Экология»» проведено сравнение конечного состояния сформированности экологической компетентности курсантов каждой из пар групп Э1 и Э3, сравнение К и Э2 при фиксации начального состояния, что позволило оценить эффективность реализации УМК «Экология» (цифра 2 на рис. 3).

* ч

_/

Рис. 3. Схема практических этапов педагогического эксперимента.

Для проверки третьего педагогического условия «Одновременная реализация МПС в курсе физики и изучение дисциплины «Экология»» проведено сравнение конечного состояния сформированности экологической компетентности курсантов групп К и Э3, что позволило оценить эффективность одновременной реализации как УМК «Экология», так и новой предлагаемой методики на основе экологизированного курса «Физика» (цифра 3 на рис. 3).

Представим сравнительные данные входного и итогового контроля в исследуемых группах по показателям сформированности экологической компетентности у

курсантов на различных уровнях (таблица 1).

Таблица 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнение данных входного и итогового контроля в исследуемых группах по критериям и показателям сформированности экологической компетентности

Критерии и показатели сформированности экологической компетентно сти Данные входного контроля, % Данные итогового контроля, %

НУ СУ ВУ НУ СУ ВУ

Социально-значимые мотивы 51,8 25,1 23,1 39,4 26,2 34,4

Ценностные ориентации 14,2 6,1 79,7 8,0 5,4 86,6

Эмоциональная настройка на экологическую деятельность 42,7 41,0 16,3 33,9 42,2 23,9

Экологические знания 31,2 57,1 11,7 21,1 54,4 24,5

Экологические умения 50,2 36,9 12,9 31,0 48,4 20,6

Анализ данных таблицы 1 позволяет определить положительные изменения, произошедшие в результате реализации методики формирования экологической компетентности.

Влияние педагогических условий в процессе реализации МПС на уровень сформированности компонентов экологической компетентности у курсантов при сравнении данных входного и итогового контроля учтено в таблице 2.

Анализ результатов входного и итогового контроля позволил выявить существенные различия, которые появились как в общем уровне сформированности экологической компетентности у курсантов, так и по отдельным показателям. В общем, по уровню сформи-рованности экологической компетентности у обучающихся к итоговому контролю: с высоким уровнем - 38% курсантов, со средним - 35,3% . На низком уровне остались - 26,7% обучающихся.

Динамика уровней экологической компетентности курсантов по данным входного и итогового контроля, с учетом влияния педагогических условий в процессе реализации МПС, представлена в таблице 3.

На основании данных таблицы 3 можно сделать вывод о том, что в группах с реализацией различных педагогических условий наблюдается положительная динамика высокого уровня и отрицательная динамика низкого уровня сформированности экологической компетентности. Наиболее существенны изменения в группах Э3 и Э2, что подтверждает положительное влияние на формирование экологической компетентности разработанной методики и комплекса педагогических условий.

С помощью ассоциативной методики диагностики экологических установок личности была определена динамика формирования у обучающихся ценностного компонента в результате реализации всех педагогических условий (рис. 4).

Доминирующей так и сохранилась установка на природу как объект красоты («эстетическая» установка) - 47%. Следует отметить, что возросла роль «этической»

Таблица 2.

Результаты входного и выходного контроля, включающие влияние различных педагогических условий на формирование экологической компетентности

Группа, педагогические условия Критерии (компоненты) экологической компетентности Уровни сформированности экологической компетентности, %

Низкий (НУ) Средний (СУ) Высокий (ВУ)

вх вых вх вых вх вых

К без п.у. Мотивационный 51,7 60,0 24,9 18,0 23,4 22,0

Ценностный 14,3 12,0 6,0 6,0 79,7 82,0

Эмоциональный 42,4 42,5 40,7 41,0 16,9 16,5

Когнитивный 31,1 27,0 57,2 60,0 11,7 13,0

Практический 50,4 38,0 36,3 49,0 13,3 13,0

Общий уровень ЭКобщ 38,0 35,9 33,0 34,8 29,0 29,3

Э1 1 п.у. Мотивационный 52,1 54,0 24,9 18,0 23,0 28,0

Ценностный 14,7 8,5 5,9 0 79,3 91,5

Эмоциональный 43,4 41,5 41,0 39,0 15,6 19,5

Когнитивный 30,6 27,0 56,5 58,0 13,1 15,0

Практический 49,9 34,5 38,2 51,0 11,9 14,5

Общий уровень ЭКобщ 38,1 33,1 33,3 33,2 28,6 33,7

Э2 2 п. у. Мотивационный 51,6 20,0 25,5 40,0 22,9 40,0

Ценностный 13,7 6,7 6,2 13,3 80,1 80,0

Эмоциональный 42,3 27,8 41,3 55,6 16,4 16,7

Когнитивный 32,0 21,0 57,2 52,0 10,8 27,0

Практический 50,1 27,7 36,7 55,6 13,2 16,7

Общий уровень ЭКобщ 37,9 20,6 33,4 43,3 28,7 36,1

Э3 3 п.у. Мотивационный 52,0 23,8 25,0 28,6 23,0 47,6

Ценностный 13,9 4,8 6,3 2,2 79,7 93,0

Эмоциональный 42,5 23,8 41,1 33,3 16,4 42,9

Когнитивный 31,3 9,5 57,6 47,6 11,1 42,9

Практический 50,2 23,8 36,5 38,1 13,3 38,1

Общий уровень ЭКобщ 38,0 17,2 33,3 29,9 28,7 52,9

Таблица 3.

Динамика уровней экологической компетентности курсантов по данным входного и итогового контроля, с учетом влияния педагогических условий в процессе реализации МПС

Группа Уровень сформированности экологической компетентности Динамика уровня экологической компетентности, %

Данные входного контроля, % Данные итогового контроля, %

НУ СУ ВУ НУ СУ ВУ НУ СУ ВУ

К (без п.у.) 38,0 33,0 29,0 35,9 34,8 29,3 -2,1 +1,8 +0,3

Э1 (1 п.у.) 38,1 33,3 28,6 33,1 33,2 33,7 -5,0 -0,1 +0,9

Э2 (2 п.у.) 37,9 33,4 28,7 20,6 43,3 36,1 -17,3 +9,9 +7,4

Э3 (3 п.у.) 38,0 33,5 28,7 17,2 29,9 52,9 -20,8 -0,6 +24,2

Общий уровень ЭКобщ 38,0 33,3 28, 7 26,7 35,3 38,0 -11,3 +2,0 +9,3

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

установки на природу (как объект охраны) - 22% и «когнитивной» (как на объект изучения) - 18%. Значимость «прагматической» установки (природа воспринимается как объект пользы) - уменьшилась (13%). Таким образом, зафиксировано усиление значимости овладения знаниями и способами практических действий, необходимых для решения экологических проблем; улучшение эмоционального отношения к экологической деятельности и повышение активности обучающихся в ее осуществлении; повышение важности экологических ценностей и смыслов; ослабление прагматического подхода к экосистеме.

Эстетическая

ностного компонента экологической компетентности по результатам ассоциативной методики «ЭЗОП» на этапах входного и выходного контроля (для группы Э3).

С помощью «Анкеты определения уровня мотивации изучения экологии» оценили динамику мотиваци-онного компонента более подробно также для группы Э3. Наблюдается рост экологической активности (с 10% до 17%) и положительного отношения к экологической деятельности (с 32% до 60%); а также снижение низкого (незаинтересованность экологическими проблемами уменьшилась с 31% до 17%) и негативного уровней (полное отрицание экологической деятельности уменьшилось с 27% до 6%) мотивации изучения экологии.

Таким образом, в результате реализации предлагаемой методики по внедрению МПС в образовательный процесс повысилась мотивация обучающихся в изучении вопросов, связанных с экологией.

Для оценки эффективности предлагаемой методики формирования экологической компетентности средствами МПС «физика - экология» и педагогических условий ее реализации рассчитан коэффициент эффективности п. Расчет производился на основании методики А. В. Усовой как отношение значения высокого уровня экологической компетентности в экспериментальной группе к значению высокого уровня экологической компетентности в контрольной группе (сравниваемые группы приведены на рис. 3). Результаты расчета коэффициента эффективности методики, выполненные по данным итогового контроля (табл.3), представлены в таблице 4.

Представленные расчеты (п>1) позволяют сделать вывод, что эффективность разработанной методики формирования экологической компетентности у кур-сайтов и педагогических условий ее функционирования в процессе обучения средствами межпредметных связей «физика-экология» подтверждена. Анализ полученных данных показывает, что реализация как первого педагогического условия «Реализация экологических МПС в курсе физики», так и второго - «Изучение дисциплины «Экология»» позволяют в целом повысить экологическую компетентность курсантов. Но особенно эффективна реализация третьего педагогического условия «Одновременная реализация МПС в курсе физики и изучение дисциплины «Экология»».

Таким образом, в рамках приведенного сравнительного педагогического эксперимента была апробирована методика формирования экологической компетентности на основе межпредметных связей дисциплин «Общая физика» и «Экология». Делается вывод о том, что эффективность разработанной методики экспериментально доказана, а также, определены педагогические условия ее наиболее результативной реализации.

Таблица 4.

Эффективность методики и педагогических условий

Группа контрольная Группа экспериментальная Педагогическое условие Коэффициент эффективности П Проверка условия П>1 Эффективность

К (29,3%) Э1 (33,7%) 1 п.у. 1,15 1,15>1 подтверждается

Э2 (36,1%) Э3 (52,9%) 1,46 1,46>1 подтверждается

К (29,3%) Э2 (36,1%) 2 п. у. 1,23 1,23>1 подтверждается

Э1 (33,7%) Э3 (52,9%) 1,57 1,57>1 подтверждается

К (29,3%) Э3 (52,9%) 3 п.у. 1,8 1,8>1 подтверждается

Библиографический список

1. Даниленкова В. А. Формирование экологической компетенции у студентов технического вуза. Автореферат дисс. на соис. уч. ст. к. п. н. Калининград, 2005. 28 с.

2. ЕрмаковД.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2009. 39 с.

3. Насрутдинова Л.С. Формирование экологической компетентности у инженеров в процессе дополнительной профессиональной подготовки. Дисс. на соис. уч. ст. к. п. н. Челябинск, 2015. 25 с.

4. Образцов П.И. Методология, методы и методика педагогического исследования: Учебное пособие. Орел: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», 2016. 134 с.

5. Образцов П. И., БудашеваН. В., Старостина О. А. Модель формирования экологической компетентности у курсантов военного вуза средствами межпредметных связей при изучении физики и экологии // Образование и общество. 2019. №4.

6. ПистуноваЛ.В. Формирование экологической компетентности студентов вуза. Дисс. на соис. уч. ст. к. п. н. Кемерово, 2006. 232 с.

References

1. Danilenkova V. A. The formation of environmental competence among students of a technical university. Abstract of dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Kaliningrad, 2005. 28 р.

2. Ermakov D. S. Pedagogical consept of the formation of environmental competence of students. Abstract of dissertation for the degree of doctor of pedagogical sciences. Moscow, 2009. 39 p.

3. Nasrutdinova L.S. The formation of environmental competence among engeneers in the process of additional professional training. Abstract of dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Chelyabinsk, 2015. 25 р.

4. ObraztsovP.I. Methodology, methods, and technique of pedagogical research: Textbook. Orel: FSBES HE «Oryol State University named after I.S. Turgenev», 2016. 134 р.

5. ObraztsovP.I., BudashevaN.V., Starostina O.A. The model of formation of ecological competence among cadets of military university by means of interdisciplinary connections in studying of physics and ecology // Education and community. 2019. №4.

6. PistunovaL. V. The formation of environmental competence of university students. Dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Kemerovo, 2006. 232 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.