Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза'

Педагогическая технология формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ДИСЦИПЛИН / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCY / AWARENESS / SOCIAL AND ECOLOGICAL COMPETENCE / DISCIPLINE ECOLOGYZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеканушкина Е. Н.

В данной статье рассматривается сущность компетентностного подхода социально-экологической подготовки студентов технического вуза. Дается анализ социальной и экологической компетентностей, сформулировано определение социально-экологической компетентности. Показано, что экологизация дисциплин и межпредметные связи способствуют формированию социально-экологической компетентности у студентов. Представлена модель педагогической технологии формирования социально-экологической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеканушкина Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECOLOGICAL COMPETENCE FOR HIGH TECHNICAL INSTITUTION STUDENTS: PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION

This article deals with the essence of the competence approach to social and ecological preparation of technical institution students. Here in this article the analysis of social and ecological competencies is given. It also contains the definition of the social and ecological awareness. It shows that ecologyzation of disciplines and interrelated subject bonds effect the formulation of the students' social and ecological competence. The model of the pedagogical technology for social and ecological competence formation is given.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

© 2009 Е.Н.Чеканушкина

Самарский государственный технический университет

Статья поступила в редакцию 05.06.2009

В данной статье рассматривается сущность компетентностного подхода социально-экологической подготовки студентов технического вуза. Дается анализ социальной и экологической компетентностей, сформулировано определение социально-экологической компетентности. Показано, что экологизация дисциплин и межпредметные связи способствуют формированию социально-экологической компетентности у студентов. Представлена модель педагогической технологии формирования социально-экологической компетентности.

Ключевые слова: компетентностный компетентность, экологизация дисциплин.

подход, компетенция, компетентность,

социально-экологическая

Современное общество нуждается во всестороннем обосновании и поддержании экологической безопасности, что, прежде всего, предполагает формирование у людей нового мировоззрения, отношения к природе материальной и духовной культуры на основе экологических знаний. Поэтому повышение качества экологического образования становится одной из актуальных проблем. Решение этой про-блемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и тех-нологий организации образовательного процесса.

Инженерное образование одно из наиболее востребованных в мире. На современном этапе общества подготовка квалифицированных специалистов любой специальности немыслима без получения экологических знаний и адекватного применения их в профес-сиональной деятельности. Социальный заказ общества - профессионально компетентный, конкурентоспособный и

инициативный спе-циалист, обладающий экологической куль-турой, способный к саморазвитию и само-реализации.

Приоритетным направлением государс-твенной политики в области высшего про-фессионального образования является реа-лизация Болонской декларации. В плане меро-приятий по реализации положений Болонской декларации в системе ВПО РФ на 2005 - 2010 годы говорится о разработке и введение в действие государственных образовательных стандартов ВПО третьего поколения, сформи-рованных на основе компетентностного подхода.

Компетентностный подход - это не просто сдвиг в проектировании стандартов от знаний к компетенциям, но использование компе-тенций как своеобразного «строительного материала» сильных

субъективно-личностных потенциалов личности1.

Компетентностный подход объединяет значение терминов «компетентность» и «компетенция». В литературе встречаются разные точки зрения к толкованию этих понятий. Анализируя различные определения мы при-шли к выводу, что: компетенция - это спо-собность личности применить знания и навыки в какой-либо области, а компетентность - это интеграция индивидуальных качеств личности, специальных знаний, умений, опыта и потен-цииальных возможностей необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Очевидно, что компетентность включает в себя наличие определенного набора компетенций.

В ходе реализации задач компетентностного подхода к образованию О.С.Анисимов, В.В.Краевский, В.В.Сериков анализируют сущность и структуру профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, но и социально-нравственную позицию личности. Профессиональная компетентность специа-листов любого профиля включает такие составляющие, как: специальная, социальная, психологическая,

коммуни-кативная,

2

информационная, экологическая, валеологическая .

Современный специалист технического профиля должен обладать социальными и экологическими компетентностями, которые

Чеканушкина Елена Николаевна, инженер кафедры социологии, политологии и истории Отечества, аспирант. E-mail: elenacheka@mail. ru

1 Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: 2005.

2 Гонеев А.Д., Пашков А.Г. и др. Педагогика профессионального образования // Профес-сиональное образование как педагогическая система: Учеб. пособие. -М.: 2004.

можно определить как: 1) социальная компетентность - это способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий; 2) экологическая компетентность - это готовность брать на себя ответственность за профессиональную

деятельность на основе знаний общих законов развития природы и общества.

Сказанное выше делает возможным сформулировать определение социально-эко-логической компетентности. Социально-эколо-гическая

компетентность - это способность и готовность личности, воспринимая окру-жающую

действительность в единстве при-родных и социокультурных связей, на основе сформированных знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств, адекватно решать в процессе своей профессиональной дея-тельности экологические задачи и проблемы взаимодействия общества и природы.

Социально-экологическая компетентность

представляет собой структуру из взаимо-связанных частей: 1) когнитивного - владение экологическими знаниями и экологическим мышлением; 2) операционального - умение применять экологические знания на практике; 3) потребностно-мотивационного - стремление к гармонии и сохранению природной среды, экологическая направленность личности; 4) деятельностного - формирование позна-вательных, практических и творческих умений экологического характера, развитие волевых качеств обучающихся; потребности и умения проявлять активность в решении эколо-гических проблем.

Формирование СЭК у студентов техни-ческого вуза - комплексная проблема, кото-рую возможно решить лишь на основе эколо-гизации дисциплин гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного циклов, организации междисциплинарных связей и непрерывного экологического образования. Основным содержательным ядром формиро-вания СЭК являются дисциплины гуманитар-ного, социально-экономического и естественно-научного циклов (физика, химия, экономика, философия, история, социология). Эти дисци-плины обогащаются экологическими компонентами, объединенными между собой структурно-логическими связями, другими словами экологизированы. Экологические компоненты должны гармонично интегри-роваться в контекст излагаемого материала экологизируемой дисциплины, не должны затрагивать и ослаблять ее научное ядро. Из практики экологизации дисциплин естествен-нонаучного цикла известно, что это условие может быть выполнено, если объем содер-жания экологического компонента (в часах) не превышает 5 - 7 % от суммарного объема

3

экологизируемой дисциплины .

Цель экологизации - сформировать у обучающихся представление, что экология охватывает все стороны жизнедеятельности социума, человека и осознание его личной причастности к решению экологической безопасности.

Разработанные междисциплинарные дидактические модули обеспечивают формирование у студентов следующих экологических знаний и социально-экологических компетенций: 1) Социально-гуманитарные знания в области истории, философии, экономики, социологии, политологии, психологии, культурологии, т.е. дисциплин, касающихся обеспечения экологической безопасности общества. 2) Знания, составляющие фундамент научного мировоззрения, общие знания о мире, о месте человека в нем, об общих закономерностях развития человека, природы и общества. 3) Знания основных экологических понятий, законов и

закономерностей. 4) Знания о взаимоотношении организма человека и среды, об экологических принципах использования природных ресурсов, о связях экологии со здоровьем человека. 5) Знания правовых ос-нов охраны природной среды и ответственности за экологические правонарушения. 6) Знания основ экологии урбанизированных территорий. 7) Знания о международном сотрудничестве в сфере экологии и эколо-гической безопасности. 8) Знания способов борьбы с опасными тенденциями разрушения природных ресурсов. 9) Умение осуществлять профессиональную деятельность, в том числе принимать решение в нестандартных ситу-ациях, используя фундаментальные знания о природе, обществе и человеке. 10) Умение строить свою профессиональную деятельность, избегая возможных негативных социальных последствий принимаемых решений, а также неблагоприятного воздействия на окружающую среду. 11) Навыки эффективной работы по изучению

информационных последствий преобразования природной среды; получение и поиск информации о состоянии, антро-погенных воздействиях, загрязнениях природной среды. 12) Умение анализировать и прогнозировать экономические проблемы исторического прошлого и современности. 13) Способность к критическому, творческому и целостному экологическому мышлению. 14) Умение проявлять активность в решении экологических проблем. 15) Способность к правильной оценке экологических ситуаций, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей. 16) Потребность в

3 Михелькевич В.Н., Валюженич М.К., Штеренберг А.М. Опыт и проблемы экологизации курса физики для студентов технического университета / Труды VII Международной конференции «Окружающая среда для нас и будущих поколений». Самара: 2002.

экологическом деятельности, ориентированной на сохранение, восста-новление и приумножение природной среды. 17) Способность побуждать общество к профессионально-нравственному и эстетичес-кому отношению к природной среде. 18) Потребность в экологически-ориентируемом

поведении, основанном на общечеловеческих ценностях, нормах, убеждениях.

Педагогическая технология формирования СЭК у студентов технического вуза пред-ставляет собой целостную систему, структура которой представлена на рис. 1.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (СЭК)

КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНаЭКШОГИЧЕСКОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ

когнитивный операциональный потребное тно-мспивационный делтепьностный

ИНФ ОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕ С КАЯ БАЗА

физика химия экономит философия история СОЦИОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ Ф ОРМИРОВАНИЯ СЭК

личное тно-деятельностное обучение

про&пешюе обучение

проектное обучение

активное обучение

модульное обучений

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

V й

Рч

Е

& N

К

В. &

и

КРИТЕРИИ И ДИАГНО СГИЧЕ СКИИ ИНСТРУМЕНТАРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕН _СФОРМИРОВАННОСГИ С Ж_

Т

СТУДЕНТЫ

(субъекты образователвного процесса)

спижсцращЕИ -*-

КОНТРОЛЬ

+ ДА

КОРРЕКЦИЯ

у^бнэго

РЕЗУЛЬТАТ

сформированности ус тентов СЭК

Рис.1. Модель педагогической технологии формирования СЭК у студентов технического вуза

Исходным звеном этой системы является социально-экологическая компетентность, ее когнитивный, операциональный, потребностно-мотивационный и деятельностный компоненты, а также требования к уровням их сформи-рованности. Информационно-дидактической базой формирования СЭК, как уже отмечалось выше, являются экологизированные дисци-плины гуманитарного, социально-экономи-ческого и естественнонаучного циклов.

Наиболее эффективным для формирования СЭК в учебном процессе, является сочетание технологий личностно-деятельностного, проек-тивного,

проблемного, активного и модульного обучения. Для организации продуктивной дея-тельности студентов целесообразно исполь-зовать следующие формы обучения: инструк-тивная лекция; лекция -диалог; семинар - «круглый стол»; поисковый семинар; семинар - выставка; рефлексивный семинар; деловая игра; практические занятия; конференции. Несомненно, что на выбор методов и форм обучения влияют особенности учебной дисциплины и конкретного материала. Доминирующими методами являются инфор-мационно-

рецептивные и проблемные.

Для оценки уровня сформированности СЭК были разработаны критерии и многоуровневый диагностический инструментарий. Это позво-ляет проводить контроль субъекта обра-зовательного процесса (студентов) на различных этапах формирования у них СЭК. На начальном этапе применяется пред-варительный контроль, который служит осно-ванием планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить исходный уровень знаний и умений студентов, чтобы использовать их как ориентир допустимой сложности учебного материала. Преподаватель планирует, каким темам следует уделить больше внимания и пути устранения пробелов. Для управления учебной деятельностью и ее корректировкой используется текущий контроль. Он позволяет получать непре-рывную информацию о качестве процесса формирования компонентов СЭК. Для выяв-ления степени сформированности СЭК при-меняется итоговый контроль. Если эксперимент обнаруживает недостаточный уровень сформированности какого-то из компонентов, то выявляются его причины и проводится

соответствующая коррекция учебного процесса.

В заключении отметим, что формирование у студентов технических вузов социально-экологической компетентности на основе междисциплинарных связей и экологизации

дисциплин гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного циклов является одним из важнейших образо-вательных результатов подготовки совре-менных инженеров.

SOCIAL AND ECOLOGICAL COMPETENCE FOR HIGH TECHNICAL INSTITUTION STUDENTS: PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION

© 2009 E^^eka^s^^

Samara State Technical University

This article deals with the essence of the competence approach to social and ecological preparation of technical institution students. Here in this article the analysis of social and ecological competencies is given. It also contains the definition of the social and ecological awareness. It shows that ecologyzation of disciplines and interrelated subject bonds effect the formulation of the students' social and ecological competence. The model of the pedagogical technology for social and ecological competence formation is given.

Key words: competence approach, competency, awareness, social and ecological competence, discipline ecologyzation.

Сhekanushkina Elena Nickolayevna, postgraduate student, engineer of the Sociology, political studies and home country history department. E-mail: Elenacheka@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.