МОДЕЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА, ОБЛАДАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ
Е.Н. Чеканушкина1
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
В статье рассматривается социально-экологическая подготовка студентов - будущих инженеров. Представлены обобщенная модель технического специалиста, обладающего социально-экологической компетентностью, и результаты ее апробации в процессе обучения студентов младших курсов экологизированным дисциплинам.
Ключевые слова: социально-экологическая подготовка, социально-экологическая компетентность, экологизация учебных дисциплин, модель технического специалиста.
Жизнедеятельность общества представляет собой сложную систему взаимодействия человека с природой и антропогенными системами. Высшая ценность жизнедеятельности человека - это здоровье. Функционирование практически всех производств вызывает экологические проблемы, которые в ряде случаев представляют опасность для здоровья, а иногда и жизни людей. Не всегда состояние окружающей среды в промышленных городах соответствует санитарным нормам. Актуальность и важность экологической безопасности возрастает год от года. От социальноэкологической подготовки будущих технических специалистов зависит экологическая безопасность общества. Следовательно, как отмечает профессор А.Г. Бусыгин [1], «вся образовательная система должна исходить из аксиомы, что здоровье - общечеловеческая ценность, являющаяся условием создания при этом полезных, социально-приемлемых способов удовлетворения потребностей».
На наш взгляд, социально-экологическая подготовка студентов технического вуза будет более эффективной, если использовать межпредметные связи экологизированных учебных дисциплин гуманитарного, естественно-научного и социально-экономического циклов. «Вертикальный» уровень экологизации заключается в реализации принципа преемственности (каждый следующий курс обучения является продолжением предыдущего), а «горизонтальный» (между предметами одной ступени) предполагает осуществление принципа непрерывности и рефлексии в формировании социально-экологических компетенций. В учебных планах инженерных специальностей предусматривается изучение студентами на 1-3 курсах дисциплин гуманитарного (история, философия, социология), социально-экономического (экономика), естественно-научного (физика, химия) циклов, разделы и модули которых можно дополнить и обогатить экологической составляющей. При этом экологические компоненты таких экологизированных дисциплин будут являться информационно-дидактической (содержательной) базой социально-экологической подготовки будущих технических специалистов.
Педагогический опыт свидетельствует, что изучение экологизированных общенаучных дисциплин способствует формированию у студентов социально значимых качеств личности, столь необходимых для их будущей профессиональной деятельности, совершенствованию самого себя. Считаем весьма значимым то, что в процессе их изучения происходит становление и развитие у студентов таких качеств, как профессиональная мобильность, ответственность за экологическую безопасность в профессиональном труде и за экологические последствия производственной деятельности.
На современном этапе развития общества студенты - будущие технические специалисты должны осознавать социальную значимость экологии, психологически подготовиться к экологически целесообразной профессиональной деятельности в различных сферах производства.
Современные высокие требования к качеству экологической подготовки технического специалиста любой отрасли производства обуславливают необходимость в создании модели специалиста. При этом под моделью специалиста понимается система признаков, которые характеризуют его соответствие уровню современного производства в условиях стремительного развития наукоемких технологий, или, другими словами, это аналог его профессиональной деятельности, выраженный в репрезентативных характеристиках.
В педагогической теории и практике используются различные модели специалиста. Они разрабатываются на основе профессионально-квалификационных характеристик и должностных инструкций сферы производства, с учетом специфики трудовой деятельности, развития науки и промышленности, а также реализации принципа устойчивого развития общества.
1 Елена Николаевна Чеканушкина (к.п.н.), преподаватель кафедры «Социология, политология и история Отечества».
Модель технического специалиста, обладающего социально-экологической компетентностью, должна, прежде всего, учитывать наиболее важные инвариантные требования к современному специалисту, сформулированные В.Д. Шадриковым [2]:
• современный специалист должен уметь трансформировать приобретаемые знания в инновационные технологии;
• знать, как получить доступ к глобальным источникам знаний, владеть современными информационными технологиями;
• иметь мотивацию к обучению на протяжении всей жизни, обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации, т.е. уметь учиться;
• владеть методологией и аналитическими навыками;
• знать и уметь применять методы проведения научных исследований;
• обладать коммуникативными способностями, адаптироваться к переменам, уметь работать в команде, способствовать ее социальной сплоченности;
• разделять ценности, необходимые для того, чтобы жить в условиях современного общества, быть его ответственным гражданином.
Анализируя должностные инструкции технических специалистов, мы пришли к выводу, что модель должна учитывать наличие соответствующих знаний по специальности и гуманитарных знаний, практических навыков, а также функциональные обязанности и права специалиста, ответственность за безопасность профессиональной деятельности, в том числе за экологическую безопасность.
Рис.1. Обобщенная модель технического специалиста, обладающего социально-экологической компетентностью
Представляется целесообразным учесть мнение профессора Ю.К. Черновой [3] о включении в модель специалиста психограммы, т.е. описания психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста, а также описания конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности. Профессионально-должностные требования содержат перечисление минимума профессиональных умений, которыми должен владеть специалист.
По мнению Л.Н. Гориной [4], модель специалиста, во-первых, должна быть адекватна его практической деятельности, обеспечивать максимальное соответствие между формируемым уровнем знаний и востребованностью их в профессиональной деятельности. Во-вторых, модель должна быть динамичной и непрерывно отражать, происходящие в обществе изменения. В-третьих, модель должна обладать преемственностью и обеспечивать дальнейшее накопление и освоение знаний, быть прогностична и с опережением определять перспективы в подготовке специалиста.
Очевидно, что модель специалиста должна удовлетворять потребности социума и строиться с учетом структурных и функциональных особенностей инженерной деятельности, профессионально значимых качеств личности специалиста, прогнозирования развития науки и производства, экспертных оценок производственников, потенциальных работодателей, профессорско-преподавательского состава вузов.
На основании приведенных выше теоретико-методологических положений была разработана обобщенная модель технического специалиста, обладающего социально-экологической компетентностью (см. рисунок). Исходным в обобщенной структуре является сфера деятельности и критерии профессионализма технического специалиста, содержащие следующие звенья:
• объект деятельности специалиста;
• задачи профессиональной деятельности;
• функциональные обязанности специалиста;
• профессиональная социально-экологическая ответственность специалиста;
• профессионально значимые личностные качества.
Для осуществления профессиональной деятельности специалисту необходимо обладать социально-экологической компетентностью, которая является имманентным компонентом профессиональной компетентности и представляет собой совокупность следующих компетенций:
• готовность применять гуманитарные, социально-экономические и естественно-научные знания в профессиональной деятельности и социально проблемных экологических ситуациях, в интересах здоровья и безопасности жизни человека;
• готовность организовать профессиональную деятельность с позиции рационального природопользования и охраны природы;
• способность к адекватной оценке и решению социально-экологических проблем, основанных на общечеловеческих ценностях, нормах, убеждениях;
• способность анализировать, прогнозировать социально-экологические ситуации и находить пути их решения в профессиональной деятельности.
Представленная модель специалиста легла в основу разработки педагогической технологии формирования социально-экологической компетентности в процессе изучения дисциплин естественно-научного, социально-экономического и гуманитарного циклов.
По данным педагогического эксперимента, наиболее эффективным для формирования социально-экологической компетентности в учебном процессе явилось сочетание технологий личностно-деятельностного, проектного, проблемного, активного и модульного обучения [5].
Для оценки уровня сформированности социально-экологической компетентности были разработаны критерии и многоуровневый диагностический инструментарий. Исследование опосредованно подтверждает, что для формирования у студентов социально-экологической компетентности как имманентного компонента профессиональной компетентности будущего технического специалиста необходимо уже с первого курса включать в изучение дисциплин гуманитарного, естественно-научного и социально-экономического циклов экологические компоненты [6].
Указанная модель технического специалиста была успешно апробирована в процессе обучения студентов экологизированным дисциплинам на инженерных факультетах СамГТУ в течение 2008-2010 гг. Проводилась диагностика уровня развития и сформированности социально-экологической компетентности с использованием тестов закрытого типа. Полученные результаты лонгитюдного педагогического эксперимента подтвердили, что уровень сформированности социально-экологической компетентности за данный период времени повысился в 1,25 - 1,3 раза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. - 2-е изд., испр., доп. - Ульяновск: Симбирская книга, 2003. - 216 с.
2. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26.
3. Чернова Ю.К., Щепанов В.В. Квалиметрическое проектирование образовательного процесса: Методология и практика: учебное пособие / Под науч. ред. А.И. Субетто. - М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 250 с.
4. Горина Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма: дис. ... д-ра пед. наук. - Тольятти, 2002. -443 с.
5. Чеканушкина Е.Н. Педагогическая технология формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза // Известия СНЦ РАН. - Т. 11. - 2009. - № 4(30). - С. 894-897.
6. Михелькевич В.Н., Чеканушкина Е.Н. Педагогическая система развития и формирования социальноэкологической компетентности студентов младших курсов технического вуза // Тр. III Междунар. экологич. конгресса (V Междунар. науч.-технич. конф.) Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов, ELPIT 2011. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. - Т. 3. - С. 125-130.
Поступила в редакцию - 14 /III/2012, в окончательном варианте - 14/III/2012.
UDC 378
MODEL OF A TECHNICAL SPECIALIST POSSESSING SOCIAL AND ECOLOGICAL COMPETENCE
E.N. Сhekanushkina
Samara State Technical University
244 Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
The article deals with social and ecological training of students - future engineers. It presents a generalized model of a technical specialist possessing social and ecological competence and the results of its approbation in the process of teaching ecological disciplines to first- and second-year students.
Key words: social and ecological training, social and ecological competence, training ecological disciplines, technical specialist model.
Original article submitted - 14/Ш/2012, revision submitted - 14/III/2012.
Elena N. Chekanushkina, Candidate of Pedagogy, “Sociology, Political Science and Native History” Department Teacher.