Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЕННОГО ВУЗА / PROFESSIONAL THINKING OF MILITARY SPECIALISTS / ECOLOGIZATION OF MILITARY EDUCATION / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнева Ольга Владимировна

Проблема и цель. От уровня зрелости эколого-профессионального мышления военного специалиста зависит качество принимаемых им служебных, эксплуатационных, военно-педагогических решений. Актуальность данной работы связана с недостаточным внимание к теме эколого-профессионального обучения военных специалистов. Цель статьи - выявить и обосновать совокупность организационно-педагогических условий для эффективного управления процессуальным аспектом формирования эколого-ориентированного профессионального мышления (ЭОПМ). Методология. Методологической базой исследования послужили научные исследова-ния в области эколого-профессионального обучения (А. В. Гагарин, Е. И. Чердымова и др.). При анализе проблемы использованы методы теоретического изучения передового опыта в системе профессионального образования. Результаты комплексного педагогического эксперимента получены методами анкетирования, опроса по методикам Ш. Шварца и М. Рокича и количественной оценки результатов обучения на основе выявленных критериев сформированности ЭОПМ. Результаты. Проведено исследование когнитивного и аффективного компонентов эко-логического сознания курсантов, подтверждена гипотеза о том, что вне специально ор-ганизованного экологического обучения в военном вузе сформировать эколого-профессиональное мышление нельзя. Определены основные показатели оценки сформи-рованности ЭОПМ: умение решать нестандартные задачи и эколого-профессиональная интеграция на уровне содержания и способов деятельности, в первую очередь в рамках получаемой военной специализации. Разработана и описана модель использования организационно-педагогических условий военного вуза для формирования эколого-ориентированного профессионального мышления военнослужащих как на уровне включённости в образовательный процесс, так и при освоении навыков военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селезнева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ENVIRONMENTALLY ORIENTED PROFESSIONAL THINKING FORMATION OF MILITARY PERSONNEL

Introduction. The quality of the service, operational, military and pedagogical solutions of military specialists depends on the maturity level of their environmentally oriented professional thinking. The topicality of this paper is connected with insufficient attention to the subject matter of the environmentally oriented vocational training of military specialists. The purpose of the article is to identify and justify a set of organizational and pedagogical conditions for the effective management of the procedural aspect of the environmentally oriented professional thinking formation. Materials and Methods. Scientific studies in the field of environmentally oriented vocational training have served as the methodological framework of the research. (A.V. Gagarin, E.I. Cherdymova, et al) Methods of the advanced experience theoretical study in the vocational education system were used during the problem analysis. The complex pedagogical experiment results have been obtained by the methods of questioning; interviews as per the methods of Sh. Schwartz and M. Rokeach; quantitative assessment of training results based on the identified criteria of the environmentally oriented professional thinking maturity. Results. The study of cognitive and affective components of the students’ environmental consciousness was conducted. The hypothesis was confirmed that it was impossible to form environmentally oriented professional thinking outside the specially organized environmental training at military higher educational institutions. The main indicators of the environmentally oriented professional thinking maturity assessment were determined, in particular, an ability to solve non-standard problems and environmentally oriented professional integration at the level of the content and methods of activity, primarily within the framework of the military specialization to be obtained. Conclusions. The model of using the organizational and pedagogical conditions of military higher education institution was developed and described for the formation of the environmentally oriented professional thinking of military personnel both at the level of the involvement in the educational process and during the mastering of the military service skills.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

УДК 37.013/355.232.6 DOI 10.17238^П1998-5320.2020.39.67

О. В. Селезнева,

Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева, Омский автобронетанковый инженерный институт

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Проблема и цель. От уровня зрелости эколого-профессионального мышления военного специалиста зависит качество принимаемых им служебных, эксплуатационных, военно-педагогических решений. Актуальность данной работы связана с недостаточным внимание к теме эколого-профессионального обучения военных специалистов. Цель статьи - выявить и обосновать совокупность организационно-педагогических условий для эффективного управления процессуальным аспектом формирования эколого-ориентированного профессионального мышления (ЭОПМ). Методология. Методологической базой исследования послужили научные исследова-ния в области эколого-профессионального обучения (А. В. Гагарин, Е. И. Чердымова и др.). При анализе проблемы использованы методы теоретического изучения передового опыта в системе профессионального образования. Результаты комплексного педагогического эксперимента получены методами анкетирования, опроса по методикам Ш. Шварца и М. Рокича и количественной оценки результатов обучения на основе выявленных критериев сформированности ЭОПМ. Результаты. Проведено исследование когнитивного и аффективного компонентов экологического сознания курсантов, подтверждена гипотеза о том, что вне специально организованного экологического обучения в военном вузе сформировать эколого-профессиональное мышление нельзя. Определены основные показатели оценки сформированности ЭОПМ: умение решать нестандартные задачи и эколого-профессиональная интеграция на уровне содержания и способов деятельности, в первую очередь в рамках получаемой военной специализации. Разработана и описана модель использования организационно-педагогических условий военного вуза для формирования эколого-ориентированного профессионального мышления военнослужащих как на уровне включённости в образовательный процесс, так и при освоении навыков военной службы.

Ключевые слова: профессиональное мышление военного специалиста, экологизация во-енного образования, организационно-педагогические условия военного вуза.

Проблема и цель. В настоящее время всё больше осознаётся необходимость профессионального роста и повышения компетентности специалистов [1], а современные стандарты оценки качества деятельности специалистов всех уровней и профессий требуют принятия решений, грамотных и обоснованных с точки зрения экологической целесообразности и ответственного отношения к окружающей среде [1-8].

Подготовка по обеспечению экологической безопасности (ОЭБ) военнослужащих и гражданского персонала является частью государственной системы всеобщего и комплексного экологического образования. Согласно уставу ВС РФ (ВС РФ), командир отвечает не только за боевую подготовку, но и за сохранение природы в пункте постоянной и временной дислокации, ресурсосбережение и экологически грамотные действия подчинённого личного состава.

Анализ существующей практики экологического обучения военнослужащих и обобщение итогов экологических проверок в воинских частях дают основания для формулировки следующих противоречий.

1. Экологическая безопасность является одним из видов национальной безопасности государства, однако система военно-профессионального образования не проявляет должной заинтересованности в формировании экологической компетентности военного специалиста. Военнослужащие не считают важной задачей изучение экологических основ обеспечения военной службы. Этот факт подтверждается примером из научной статьи В. А. Сапронова [9], в которой обсуждаются профессионально важные качества офицера органов безопасности, при этом экологическое мышление как качество личности не указано ни в одном из приведённых автором перечней.

2. Современная педагогическая наука провозглашает необходимость экологизации профессионального образования, однако военная дидактика не имеет для этого разработанного учебно-методического материла.

3. Существующая практика экологического обучения военнослужащих ориентирована скорее на повышение информированности в области экологии, нежели на обучение анализу, оценке, принятию экологически целесообразных решений в сложных, противоречивых ситуациях, возникающих в ходе военной службы.

Цель статьи - выявить и обосновать совокупность организационно-педагогических условий для эффективного управления процессуальным аспектом формирования эколого-ориентированного профессионального мышления военных специалистов (ЭОПМ ВС) по техническому обслуживанию бронетанкового вооружения и техники.

В основе проведённого исследования лежат следующие общие положения:

- содержание дисциплины «Экология» носит междисциплинарный характер, реализация образовательных целей дисциплины вносит вклад в формирование всех видов военно-профессиональной деятельности [10, 11];

- установление преемственных и перспективных межпредметных содержательно-деятельностных связей экологии с дисциплинами профессиональных учебных циклов и модулей, включённость её в формирование военно-ориентированных профессиональных компетенций суть залог формирования способности к видению экологических проблем и принятию мер по их адекватному решению в военно-профессиональной деятельности, а также формированию таких характеристик, как системность знаний и осознанность умений военного специалиста [2].

Именно они определяют гипотезу о том, что невозможно сформировать эколого-ориентированное профессиональное мышление без специально организованного процесса экологического обучения и воспитания; в то же время невозможно только средствами учебной дисциплины «Экология» добиться высокого уровня сформированности ЭОПМ ВС.

Методология. Методологическую основу исследования составили теоретические подходы к созданию образовательной среды для формирования эколого-ориентированного мировоззрения личности специалиста (А. В. Иващенко, В. И. Панов, А. В. Гагарин, Е. И. Чердымова).

Изучены основные руководящие документы в области военного образования. Квалификационные требования к результатам освоения программ специалитета (КТ) указывают на то, что в основе формируемых компетенций военных специалистов должен лежать особый тип профессионального мышления. Формирование экологической компетентности, а следовательно, и экологического мышления не предусмотрено КТ. Однако, как показывает анализ требований к подготовке военных специалистов, экологизацию военно-профессиональных и общепрофессиональных компетенций следует проводить в так называемом «скрытом режиме» (В. И. Блинов, J. Gonzalez, R. Wagenaar) как в рамках непосредственного экологического обучения, так и при реализации преемственных связей со специальными и военно-профессиональными дисциплинами [2, 12].

Необходимые и достаточные условий формирования ЭОПМ ВС складываются из [9, 13-15]:

• выявления различных аспектов военно-профессиональной направленности мышления (А. Н. Печников и др.);

• выявления профессионально значимых качеств военных специалистов и особенностей мышления, способствующих их проявлению (В. А. Сапронов и др.);

• создания психолого-педагогических условий для формирования готовности к осуществлению различных видов профессиональной деятельности (А. А. Петрусевич и др.);

• технологий формирования профессионально значимых видов деятельности (В. В. Баннов и др.).

В контексте исследуемой проблемы автор разделяет идеи А. А. Петрусевич, В. В. Баннова, Е. В. Анфалова, О. А. Браилко об организации образовательного процесса [14-17]. Она должна проходить: 1) в рамках учебных дисциплин, военно-научного общества и во время самостоятельной работы курсантов; 2) в подразделениях при проведении воспитательной работы с личным составом.

Педагогические условия формирования ЭОПМ выявлены на основе изучения опыта российских и зарубежных коллег [ 18-22] в области:

• развития духовности военнослужащих, активизации их личностно-значимых экологических ценностей (Ю. А. Самедова, Н. Ф. Бабина и др.);

• усиления экологического императива, согласно которому «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие» [23, с. 13];

• выработки новых целевых программ своей жизни при принципиальной оценке различных явлений и событий, приводящих к ухудшению качества окружающей среды (М. Л. Хуторная, Е. В. Баркалова и др.);

• решения ситуационных задач по оценке экологической обстановки и задач, связанных с принятием военно-профессиональных решений с учётом требований экологической безопасности, основанного на поиске наиболее эффективных способов (K. Egan, J. Hattie, L. W. Anderson и др.);

• развития аналитических, коммуникационных, рефлексивно-прогностических способностей на базе твердого владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, высокой правовой и экологической культуры (A. K. Ellis, P. A. Ertmer, S. Buck-Morss, B. Joyse, K. D. Moore и др.);

• формирования культуры эколого-ориентированного профессионального мышления военных специалистов как совокупности когнитивных, аффективных и конативных компонентов, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости (И. А. Шмелева);

• подготовки курсантов к ведению воспитательной деятельности, активизации навыков самовоспитания (А. А. Петрусевич, О. В.-А. Ажимов);

• стимулирования стремления к самообразованию в области прикладного значения экологии для решения военно-профессиональных задач (J. Hattie).

Педагогический эксперимент спланирован и осуществлён с ориентацией на опыт ряда исследователей по формированию профессионального мышления в области:

• разработки диагностического материала и инструментария измерения уровня сформирован-ности профессиональных компетенций студентов технического вуза [24, 25];

• диагностики ценностно-смысловой, аксиологическая, коммуникативной компетентности

[26];

• осознания необходимости уточнять мнение обучающихся о целях, задачах и эффективности организации образовательного процесса [27].

Результаты исследования. Исследование проведено в Омском автобронетанковом инженерном институте. Участники педагогического эксперимента - 111 курсантов 4 курса факультета «Тан-котехническое обеспечение войск». Статья не содержит сведений, составляющие государственную тайну, равно как и служебной информации ограниченного распространения. На поисковом этапе педагогического эксперимента проверена роль специально организованного процесса экологического обучения и воспитания в формировании когнитивного и аффективного компонентов ЭОПМ ВС. Опрос проведён по окончании 7 семестра обучения курсантов (дисциплина «Экология», согласно учебному плану института изучается в 8 семестре). Основанием послужило то, что на этапе «вне специально организованной экологической подготовки» курсанты прямо или косвенно должны были касаться вопросов ОЭБ на военных объектах при:

• изучении ряда учебных дисциплин, таких, как, например, «Эксплуатация и диагностика военных гусеничных и колесных машин (ВГ и КМ)», «Организация и планирование производства ВГ и КМ», «Радиационная, химическая и биологическая защита (РХБЗ)» и т. д.;

• выполнении функциональных обязанностей в ходе повседневной деятельности института, например, поддержании порядка на участке территории, закреплённом за подразделением для уборки.

Уровень военно-экологических знаний обучающихся. Для выявления уровня военно-экологических знаний курсантам предложено в течение 15 минут:

• сформулировать цель экологической деятельности в ВС РФ;

• перечислить и прокомментировать актуальные экологические проблемы военной деятельности;

• указать типы и по возможности названия нормативно-правовых актов, регламентирующих обеспечение экологической безопасности в ВС РФ.

Проведённый детальный анализ ответов курсантов позволил сделать следующие выводы.

1. Представление о значимости экологической деятельности в военной сфере у курсантов нечёткое. Об этом свидетельствует тот факт, что формулировки целей экологической деятельности в большинстве случаев не связаны с военной сферой (56,3 %), например, «Поддержание и сохранение экологического порядка в окружающей среде».

И даже те формулировки, которые напрямую касались военной сферы, в большинстве случаев приведены в общем виде (85,6 %), без указания конкретных действий в области танкотехнического обеспечения войск: «Армия должна соблюдать экологические требования в мирное время».

2. Экологические проблемы, возникающие в ходе повседневной деятельности воинских частей, и ремонтных подразделений в частности, большинством опрошенных курсантов не упомянуты. Большинство респондентов приводят примеры типовых экологических проблем (72,2 %), в первую очередь связанных с несоблюдением принципов охраны окружающей среды (82 %): «Загрязнение воздуха вредными выбросами отработавших газов» и т. п.

Экологические проблемы военной деятельности курсанты связывают с наличием оружия массового поражения и отсутствием чётких схем утилизации вооружения и военной техники (ВВТ).

В комментариях к выбранным проблемам прослеживается опасение за состояние окружающей природной среды в целом, высказаны сомнения в возможности преодолеть экологические проблемы: «На данный момент с нашим развитием уменьшить загрязнение нельзя, потому что техника работает в основном на дизельном топливе».

3. На вопрос о нормативно-правовом регулировании экологической деятельности ответ не дали 60,7 % респондентов. Из ответивших 67,7 % полагают, что военное природопользование регламентируют некие «экологические приказы» Министра обороны и специальные требования Устава ВС РФ. Однако привести пример подобного приказа смог только один курсант, а примеров экологических требований Устава ВС РФ не было приведено ни в одном ответе.

В целом у большинства респондентов отмечен минимальный объём экологической информированности, связанный в первую очередь с проблемами техногенного загрязнения среды. При этом характер приведённых комментариев иллюстрирует скорее знания по экологии среднестатистического современного человека, нежели специалиста, получающего эти знания в контексте профессионального образования. Следует отметить, что курсанты проявили большую эмоциональную вовлечённость в сам процесс опроса, а характер ответов свидетельствует о неравнодушии к обсуждаемым темам.

Нормативные идеалы. Исследование ценностных ориентаций для определения доминирующих нормативных идеалов проведено по методике Ш. Шварца, в качестве методического инструментария был использован русскоязычный вариант В. Карандашева.

Среди значимых ценностей у курсантов на первом ранговом месте оказалась самостоятельность (средний балл - 6,2), на втором - безопасность (5,8), на третьем - ценность достижений (5,5). Стремление к самостоятельности как самонаправленности поведения наряду с ценностью достижений является конфликтным по отношению к экологическому сознанию. Однако высокий ранг ценности достижений свидетельствует о том, что респонденты придают особое значение проявлению компетентности с целью получения социального одобрения. Это может положительно сказаться на мотивации к качественному выполнению экологических требований в военно-профессиональной деятельности во избежание совершения юридически наказуемых противоправных экологических правонарушений. Высокий ранг этих ценностей при среднем уровне ценности универсализма (IV ранговое место, средний балл - 4,4) и при низких рангах таких ценностей, как доброта (VI ранговое место; 5,4) и конформизм (VII ранговое место; 4,3), обусловлен социально одобряемыми нормами и детерминирован специфическими условиями армии как особой социальной системы.

Ценностные ориентации. Исследование проведено по методике М. Рокича. Результаты ранжирования терминальных ценностей свидетельствуют о том, что сохранению здоровья курсанты отдают первое место (ранг 4,3). Этот факт необходимо активно использовать для повышения мотивации к приобретению эколого-ориентированных профессиональных навыков.

Данные поискового эксперимента позволили сделать вывод о том, что экологических знаний, получаемых в контексте профессионального образования вне специально организованного процесса экологического обучения, недостаточно - развитие когнитивного и аффективного ЭОПМ должно иметь нецеленаправленный характер.

Основной этап педагогического исследования состоялся после изучения дисциплины «Экология» по скорректированной методике с учётом результатов поискового этапа.

Для удобства оценки результатов выделили 4 уровня сформированности ЭОПМ ВС и присвоили им символичные названия по аналогии с тестом «Насколько вы экологичны?» Эрика Пигани (Eric Pigani).

В качестве основных показателей для оценки выбраны следующие:

• способность обучающихся к решению нестандартных ситуационных задач, решение которых требует всестороннего анализа условий осуществления военной деятельности, преобразования типичного подхода к ней с целью найти экологически целесообразный вариант в рамках дисциплины «Экология» - показатель оценён по итогам выполнения учебных задач во время промежуточной аттестации;

• степень интеграции экологических и военно-профессиональных знаний и умений - показатель оценён по итогам использования экологической составляющей в выпускных квалификационных работах (табл.) и экологическому отчёту, выполненному после прохождения ремонтной практики и войсковой стажировки.

Уровни эколого-ориентированного профессионального мышления (ЭОПМ)

Уровни ЭОПМ

I II III IV

«не эколог» «эколог в теории» «эколог на практике» «военный эколог»

Тип экологической задачи

стандартная нестандартная стандартная нестандартная

Эколого-профессиональная интеграция

низкая низкая высокая высокая

13 из 111 (12 %) 74 из 111 (67 %) 15 из 111 (13 %) 9 из 111 (8 %)

Результаты свидетельствуют о том, что большинство курсантов (67 %) после изучения дисциплины «Экология» обладают II уровнем сформированности эколого-профессионального мышления. Курсанты с таким типом ЭОПМ прилежно выполняют требования преподавателя по дисциплине «Экология», обладают необходимой системой знаний и освоили некоторые способы решения экологических задач. Однако в них нет уверенности по поводу того, действительно ли необходимы военным специалистам знания по экологии или это просто дань моде. Они осознают, что с нашей планетой происходит что-то нехорошее и это должно волновать некоторых людей (экологов в первую очередь). Они поддерживают принцип приоритета сохранения жизни и здоровья личного состава, гражданского населения и персонала при повседневной деятельности войск и полностью отрицают возможность экологического поведения со стороны военных при мобилизационном развёртывании войск и во время боевых действий.

Данные педагогического исследования заставляют серьёзно задуматься о пересмотре методов и приемов обучения экологии в военном вузе.

Заключение. Анализ результатов педагогического эксперимента позволяет утверждать, что формирование ЭОПМ ВС, помимо обучения в рамках дисциплины «Экология», должно осуществляться:

• при изучении дисциплинах всех образовательных циклов на уровне межпредметной интеграции содержания и при формировании экологической составляющей различных способов военно-профессиональной деятельности;

• в ходе несения военной службы при выполнении мероприятий по обеспечению экологической безопасности (рис.).

Для формирования эколого-ориентированного профессионального мышления военных специалистов в рамках образовательного процесса в военном вузе необходимо.

1. Выполнить отбор содержания курса экологии с учётом требований руководящих документов в области высшего военного образования и военного природопользования. При этом обеспечить присутствие интегративного содержания на стыке военной науки и экологии, в полной мере обеспечивающего курсантов знаниями и умениями согласно военной специальности и направленного на формирование экологического мышления, экологических ценностей, экологического поведения.

2. При проектировании учебно-методических материалов разработать и внедрить в образовательный процесс задания на:

1) осмысление роли экологической деятельности в ВС РФ и анализ возникновения экологических проблем всех уровней; при этом необходимо использовать факты об / о: а) экологических проблемах современности; б) экологических аспектах военной деятельности; в) типичных экологических правонарушениях в воинских частях;

2) непроизвольное запоминание экологической информации;

3) применение знаний для решения военно-прикладных задач в военно-педагогической, служебной и эксплуатационной деятельности;

4) решение экологических проблем в типичных и экстремальных условиях военной службы на объектах военно-профессиональной деятельности выпускников военного вуза как на первичных, так и на последующих должностях, для замещения которых предназначен выпускник военного вуза.

3. Создать систему учебных задач, направленных на: а) определение значимости экологических факторов в процессе военной деятельности; б) обучение прогнозированию последствий своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов; в) установление причинно-следственных связей между объектами и источниками загрязнения в воинских частях, их техническим состоянием и характером экологической обстановки; г) выработку предложений по организации мероприятий по обеспечению экологической безопасности в подразделении, направленных на: охрану окружающей среды, рациональное использование ресурсов, ликвидацию загрязнений и восстановление компонентов окружающей среды, а также поиск оптимальных и эффективных способов работы по экологическому обучению и воспитанию военнослужащих.

4. Разработать систему методической подготовки преподавателей военного вуза к участию в развитии эколого-ориентированного профессионального сознания военных специалистов путём экологизации военного образования:

• через дисциплины разных образовательных циклов и реализацию междисциплинарных связей с экологией как на уровне содержания, так и на уровне видов деятельности, которым обучаются курсанты;

• путём усиления требовательности к выполнению обязательных экологических мероприятий в ходе несения военной службы.

5. Строить обучение на основе методик, эффективность которых подтверждается современными психолого-педагогическими исследованиями. Обучать: а) анализу способа мышления, технологическое воплощение которого стало причиной возникновения данной экологической проблемы; б) оценке надёжности источников экологической информации; в) формулировке умозаключений; г) оценке значимости аргументов; д) ясному и понятному изъяснению своего мнения, доводов при принятии командирского решения, в части касающихся экологических аспектов военной деятельности. Создавать условия для эмоционального проживания причин и следствий экологических проблем, например путём использования практики имитационно-моделирующих игр при выполнении эксплуатационных мероприятий на стационарных военных объектах. Формировать исследовательский опыт в процессе обучения, связанный с качественной и количественной оценкой экологической обстановки в местах постоянной и временной дислокации.

6. Разработать систему эколого-педагогической подготовки командирского звена военного вуза к проведению воспитательной работы в подразделениях, направленной на усвоение требований экологической безопасности в пункте постоянной и временной дислокации, а также на формирование субъектного ценностно-эстетического типа отношения к природе.

7. Разработать и внедрить в образовательный процесс военного вуза методическую систему формирования эколого-ориентированного профессионального мышления военных специалистов с учётом организационно-педагогических условий военного вуза.

8. Определить методы и критерии оценки эффективности реализации методической системы формирования эколого-ориентированного профессионального мышления военных специалистов.

Представленные в статье материалы могут быть полезны специалистам в области методики обучения как экологии, так и других дисциплин высших учебных заведений для выработки стратегии экологизации профессионального образования с целью формирования эколого-профессионального мышления на основе использования организационно-педагогических условий образовательной среды.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Внеаудиторная деятельность

Образовательные циклы

, ^ в, ° s . S s ï я ,Н п S JS s a g £ 1 г- я Я к ¿Г S | к ^ Я в := s s * S Mil ч î S ■ с"! и щ Профессиональный Я , g Я = п в = S я Е = я я 3 я » s " в. u

УЭЖАГЭ КУННЗОЯ

Рис. Использование организационно-педагогических условий военного вуза для формирования эколого-ориентированного профессионального мышления военнослужащих

Библиографический список

1. Алексеев С. Д., Гагарин А. В. Подготовка специалиста к эффективному решению профес-сионально-экологических задач (психолого-акмеологическое содержание) // Акмеология. М. : ООО «НИИ школьных технологий», 2014. № 3 (51). С. 32-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Селезнева О. В. Оценка качества экологической подготовки военного специалиста в рамках образовательного процесса в вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Омск : Изд-во ОмГА, 2019. № 1 (35). С. 122-130.

3. Панов В. И., Лидская Э. В. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность // Вестник МГГУ им. М. Ф. Шолохова. Социально-экологические технологии. М. : Изд-во МГГУ, 2012. № 1. С. 38-50.

4. Дзятковская Е. Н. Проблема адекватности содержания экологического образования планируемым результатам // Астраханский вестник экологического образования. Астрахань : Нижневолжский экоцентр, 2013. № 2 (24). С. 30-35.

5. Хруцкий К. С., Москвина Л. А. О необходимости экологизации современного образования // Вестник Новгородского государственного университета. Новгород : Изд-во НГУ им. Ярослава Мудрого, 2015. № 86. Ч. 1. С. 20-22.

6. Deadz Sh., Kalof L., Stern P., Gender C. Values and Environmentalism // Social Science Quarterly. UK : John Wiley & Sons, 2002. Vol. 83. N 1. P. 351-364.

7. Kortenkamp K. V. Moore C. F. Ecocentrism and anthropocentrism: moral reasoning about ecological commons dilemmas // Journal of Environmental Psychology. UK : Academic Press, 2001. Vol. 21. P. 136-152.

8. Полякова О. Б. Оценка собственной профессиональной эффективности как предпосылка предупреждения профессиональных деформаций (выгорания) // Мир образования - образование в мире : научно-методический журнал. М. : Изд-во МПСУ, 2016. № 1. С. 211-220.

9. Сапронов В. А. Профессионально важные качества офицера органов безопасности. Понятие и классификация // Мир образования - образование в мире: научн.-методич. журнал. М. : Изд-во МПСУ, 2017. № 4. С. 225-230.

10. Селезнева О. В. Экологическая компетентность в модели выпускника военного вуза // Мир образования - образование в мире. М. : Изд-во МПСУ, 2018. № 1 (69). С. 81-89.

11. Грачев И. И. Пономарева О. Н., Евдокимов О. В. Разработка учебных материалов высшей военной школы в соответствии с паспортом компетенции [Электронный ресурс] // Современные про-блемы науки и образования. 2015. № 1 (часть 1) URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19233

12. Методика преподавания в высшей школе : учеб.-практ. пособие / В. И. Блинов, В. Г. Винен-ко, И. С. Сергеев. М. : Юрайт, 2003. С. 156.

13. Печников А. Н. К вопросу о военно-профессиональной направленности личности военно-служащих / А. Н. Печников, В. Н. Гуляков, О. Г. Деева // Академический вестник Института педаго-гического образования и образования взрослых РАО. СПб.: Изд-во Инст-та управления образованием РАО, 2015. № 1 (42). С. 68-73.

14. Баннов В. В. О моделировании педагогической системы формирования готовности курсан-тов военного вуза к самоконтролю // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Омск : Изд-во ОмГА, 2017. № 2 (28). С. 107-111.

15. Петрусевич А. А., Жумаханов А. З. Педагогические условия формирования военно-профессионального опыта курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск : Изд-во Новосиб. гос. пед. унта, 2018. № 1. С. 78-85.

16. Браилко О. А. Педагогические условия формирования правовой активности курсантов военного вуза в условиях модернизации системы военного образования // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2011. № 2. С. 241-244.

17. Анфалов Е. В. Модель процесса формирования рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Тольятти : НП «Инст-т направленного образования», 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 27-29.

18. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта : монография. М. : Луч, 2016. 640 с.

19. Самедова Ю. А., Григорьев С. Ю., Забавников В. Н. Интериоризация духовных ценностей курсантов в условиях военного вуза: психолого-педагогический аспект [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования: международный электронный научный журнал. 2018. № 1 (31). С. 231-236. URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=32497038

20. Хуторная М. Л., Баркалова Е. В. Психологический анализ компонентов понятия «мировоз-зрение» // Перспективы науки и образования. Воронеж : Экологическая помощь, 2018. № 2 (32). С. 188-191.

21. Шмелева И. А. Психология экологического сознания. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. 204 с.

22. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н / Д. : Феникс, 1996, 480 с.

23. Ажимов О. В.-А., Петрусевич А. А. Формирование готовности курсантов к воспитательной деятельности в воинских подразделениях // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск : Изд-во Омской академии МВД, 2018. № 4 (75). С. 35-41.

24. Габдрахманова К. Ф. Методика разработки диагностических средств оценки уровня сфор-мированности профессиональных компетенций студентов технического вуза // Фундаментальные исследования. Пенза : Изд. дом «Академия естествознания», 2005. № 2. С. 3361-3364.

25. Мельникова О. Ю., Герасимова Н. О. Статистическая оценка эффективности системы экологической подготовки обучающихся социально-экономического профиля // Наука о человеке: гума-нитарные исследования. Омск : Изд-во ОмГА, 2017. № 1 (27). С. 101-107.

26. Дворяткина С. Н., Мкртчан М. А., Розанова С. А. Духовно-нравственный эффект как ре-зультат интеграции математического и гуманитарного знания в высшей школе // Интеграция образования. Саранск : Изд-во Мордовского гос. ун-та им. Н. П. Огарёва, 2018. Т. 22. № 2, С. 353-368.

27. Стриелковски В., Киселева Л. С., Попова Е. Н. Детерминанты качества университетского образования: мнение студентов // Интеграция образования. Саранск : Изд-во Мордовского гос. ун-та им. Н. П. Огарёва, 2018. Т. 22, № 2. С. 220-223.

O. V. Selezneva,

Сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Branch of Khrulev Military Academy of Logistics in Omsk, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, 14 Voenny gorodok, Omsk, 644098, Russian Federation ORCID ID: http:orcid.org/0000-0003-3973-4418

e-mail: olsel55@ya.ru

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ENVIRONMENTALLY ORIENTED PROFESSIONAL THINKING FORMATION OF MILITARY PERSONNEL

Introduction. The quality of the service, operational, military and pedagogical solutions of military specialists depends on the maturity level of their environmentally oriented professional thinking. The topicality of this paper is connected with insufficient attention to the subject matter of the environmentally oriented vocational training of military specialists. The purpose of the article is to identify and justify a set of organizational and pedagogical conditions for the effective management of the procedural aspect of the environmentally oriented professional thinking formation.

Materials and Methods. Scientific studies in the field of environmentally oriented vocational training have served as the methodological framework of the research. (A.V. Gagarin, E.I. Cherdymova, et al) Methods of the advanced experience theoretical study in the vocational education system were used during the problem analysis. The complex pedagogical experiment results have been obtained by the methods of questioning; interviews as per the methods of Sh. Schwartz and M. Rokeach; quantitative assessment of training results based on the identified criteria of the environmentally oriented professional thinking maturity.

Results. The study of cognitive and affective components of the students' environmental consciousness was conducted. The hypothesis was confirmed that it was impossible to form environmentally oriented professional thinking outside the specially organized environmental training at military higher educational institutions. The main indicators of the environmentally oriented professional thinking maturity assessment were determined, in particular, an ability to solve non-standard problems and environmentally oriented professional integration at the level of the content and methods of activity, primarily within the framework of the military specialization to be obtained.

Conclusions. The model of using the organizational and pedagogical conditions of military higher education institution was developed and described for the formation of the environmentally oriented professional thinking of military personnel both at the level of the involvement in the educational process and during the mastering of the military service skills.

Keywords: professional thinking of military specialists, ecologization of military education, organizational and pedagogical conditions of military higher education institutions.

References

1. Alekseyev S. D., Gagarin A. V. Training of specialists for effective solution of environmentally oriented professional problems (psychological and acmeological content) // Acmeology. Moscow: OOO NII of School Technologies, 2014. No. (51). Pp. 32-37. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Selezneva O. V. Quality assessment of military specialists' environmental training within the educational process at institutions of higher education. Human science: humanitarian studies. Omsk: OmGA Publ., 2019. No. 1 (35). Pp. 122-130. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Panov V.I., Lidskaya E.V. Concept of sustainable development: environmental thinking, consciousness, responsibility // Bulletin of Sholokhov Moscow State Humanitarian University. Social and ecological technologies. Moscow: Sholokhov Moscow State Humanitarian University Publ., 2012. No.1. Pp. 38-50. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Dzyatkovskaya E. N. Problem of the environmental education content adequacy to the planned results // Astrakhan bulletin of environmental education. Astrakhan: Nizhnevolzhskiy Ecological Center, 2013. No. 2 (24). Pp. 3035. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Khrutskiy K. S., Moskvina L. A. On the modern education ecologization necessity // Bulletin of Novgorod State University. Novgorod: Yaroslav Mudry NSU, 2015. No. 86. Part I. Pp. 20-22. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Deadz Sh. Kalof L., Stern P., Gender C. Values and Environmentalism // Social Science Quarterly. UK: John Wiley & Sons, 2002. Vol. 83. No.1. Pp. 351-364.

7. Kortenkamp K. V. Moore C. F. Ecocentrism and anthropocentrism: moral reasoning about ecological commons dilemmas // Journal of Environmental Psychology. UK: Academic Press, 2001. Vol. 21. Pp. 136-152.

8. Polyakova O. B. Own professional efficiency assessment as a prerequisite for the prevention of professional deformations (burnout) // World of education - education in the world: scientific and methodological journal. Moscow: MPSU Publ., 2016. No. 1. Pp. 211-220. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Sapronov V. A. Professionally important qualities of security officers. Concept and classification // World of education - education in the world: scientific and methodical journal. Moscow: MPSU Publ., 2017. No. 4. Pp. 225-230. (In Russ., abstract in Eng.)

10. Selezneva O. V. Environmental competence in the model of graduates of military institutions of higher education // World of education - education in the world. Moscow: MPSU Publ., 2018. No. 1 (69). Pp. 81-89. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Grachyov I.I., Ponomaryova O.N., Yevdokimov O.V. Development of educational materials of higher military school in accordance with the competency passport // Modern problems of science and education. 2015. No. 1 (part 1). Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19233 (In Russ., abstract in Eng.)

12. Blinov V. I. Vinenko V. G. Sergeev I. S. Methods of teaching in higher education: teaching and practical guide. Moscow: Urait Publ., 2003. 156 p. (In Russ.)

13. Pechnikov A. N., Gulyakov V. N., Deyeva O. G. On the military professional direction of the military personality // Academic Bulletin of the Institute of Pedagogical and Adult Education of the Russian Academy of Education. St. Petersburg: Inst. of Education Management of RAE Publ., 2015. No. 1 (42). Pp. 68-73. (In Russ.)

14. Bannov V. V. On the pedagogical system modeling of the readiness formation of cadets of a military higher education institution for self-control // Human science: humanitarian studies. Omsk: OmGA Publ., 2017. No. 2 (28). Pp. 107-111. (In Russ., abstract in Eng.)

15. Petrusevich A.A., Zhumakhanov A.Z. Pedagogical conditions of the military professional experience of cadets of a military higher education institution // Siberian Pedagogical Journal. Novosibirsk: NPSU Publ., 2018. No. 1. Pp. 78-85. (In Russ., abstract in Eng.)

16. Brailko O.A. Pedagogical conditions of the legal activity formation of cadets of a military higher education institution in the conditions of the military education system modernization // Bulletin of Nekrasov Kostroma State University. Kostroma: KSU Publ., 2011.No. 2. Pp. 241-244. (In Russ.)

17. Anfalov E.V. Formation process model of the reflexive and prognostic readiness of cadets of a military higher education institution // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. Tolyatti: Inst. of Directed Education, 2017. V. 6. No. 4 (21). Pp. 27-29. (In Russ., abstract in Eng.)

18. Klarin M.V. Innovative learning models: Study of world experience: monograph. M.: Luch Publ., 2016. 640 p.

19. Samedova Yu.A., Grigoriev S.Yu., Zabavnikov V.N. Interiorization of intellectual values of cadets in the conditions of a military higher education institution: psychological and pedagogical aspect // Science and education prospects: international electronic scientific journal. 2018. No. 1 (31). Pp. 231-236. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32497038 (In Russ., abstract in Eng.)

20. Khutornaya M. L., Barkalova E. V. Psychological analysis of the "worldview" concept components // Science and education prospects. Voronezh: Ecological Help, 2018. No. 2 (32). Pp. 188-191. (In Russ.)

21. Shmeleva I. A. Psychology of ecological conscience. SPb: SPbGU Publ., 2006. 204 p. (In Russ.)

22. Deryabo S. D., Yasvin V. A. Ecological pedagogics and psychology. Rostov-n / D.; Feniks Publ. 1996. 480 p.

23. Azhimov O. V-A., Petrusevich A. A. Formation of the cadets' readiness for educational activities in military units // Psychopedagogy in law enforcement bodies. Omsk: Omsk MIA Academy Publ., 2018. No. 4 (75). Pp. 35-41. (In Russ., abst. in Eng.)

24. Gabdrakhmanova K. F. Methods of development of diagnostic means for the professional competence maturity level assessment of students of a technical higher education institution. // Fundamental researches. Pensa: Academy of Natural Science Publ. 2005. No. 2. Pp. 3361-3364. (In Russ., abstract in Eng.).

25. Melnikova O. Yu., Gerasimova N. O. Statistical assessment of the environmental training system efficiency of students of the social and economic profile // Human science: humanitarian studies. Omsk: OmGA Publ., 2017. No. 1 (27). Pp. 101-107..

26. Dvoryatkina S. N., Mkrtchyan M. A., Rozanova S. A. Spiritual and moral effect as a result of the mathematical and humanitarian knowledge integration at a higher education institution // Integration of education. Saransk: Ogarev Mordovia State University Publ., 2018. No. 22 (2). Pp. 353-368. (In Russ., abstract in Eng.).

27. Strielkovskiy V., Kiselyova L. S., Popova E. N. Determinants of quality of university education: students' opinion // Integration of education. Saransk: Ogarev Mordovia State University Publ., 2018. No. 22 (2). Pp. 220-236. (In Russ., abstract in Eng.).

Поступила в редакцию 21.05.2019 © О. В. Селезнева, 2019

Автор статьи: Ольга Владимировна Селезнева, кандидат педагогических наук, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт, 644098, Омск, 14-й Военный городок, 119, e-mail: olsel55@ya.ru

Рецензенты:

М. Ю. Гаврюшкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и здоровья, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им.В. М. Шукшина, Бийск. И. Б. Гилязова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и МПХ, Омский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.