УДК 378.016 Б01 10.17238^^998-5320.2018.32.134
О. В. Селезнева,
Омский автобронетанковый инженерный институт
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК
Проблема и цель. Статья посвящена обоснованию отбора необходимого и достаточного содержания учебного курса экологии в условиях оптимизации учебного процесса в высшем военном образовании.
Методология. В основу отбора содержания положены требования руководящих документов в области военного природопользования; теоретические подходы к созданию образовательной среды для формирования экологоориентированного мировоззрения личности специалиста (А. В. Иващенко, В. И. Панов, А. В. Гагарин); положение системного подхода о том, что компоненты образовательного процесса находятся во взаимосвязи друг с другом (А. И. Уемов, И. Б. Новик, Ю. А. Конаржевский).
Результат. В тексте представлен авторский взгляд на решение проблемы отбора содержания учебного курса экологии для специалистов автотехнического обеспечения войск: сформулированы общие и частные цели, определены вытекающие из них задачи; обоснованы базовые идеи курса; определена роль межпредметных связей дисциплин специализации и профессионального цикла с экологией.
Вывод. Практическая значимость проведенного исследования состоит в выработке подхода к отбору содержания для учебного курса экологии с учётом военной специальности обучающихся. Ключевые слова: военное образование, военная экология, содержание учебного курса экологии.
Введение. Омский автобронетанковый инженерный институт (ОАБИИ) проводит обучение курсантов по нескольким военным специальностям, включая «Автотехническое обеспечение войск».
Автотехническое обеспечение (АТО) - одна из составных частей технического обеспечения в целом, охватывающая военную автомобильную технику (ВАТ). Техническое обеспечение заключается в организации и осуществлении технически правильного использования, технического обслуживания, содержания (хранения), ремонта и эвакуации вооружения, бронетанковой, автотракторной и другой техники [1].
В ОАБИИ готовят военного специалиста - командира ремонтной роты (автомобильной техники) ремонтно-восстановительного батальона (комплексного ремонта). Согласно квалификационным требованиям к военно-профессиональной подготовке выпускников по их должностному предназначению экологическая компетентность у военного специалиста АТО не формируется. Но при этом экологическая составляющая является необходимой для целостного и полного формирования как общекультурных, так и военно-профессиональных компетенций выпускника военного вуза [2].
Обязательность преподавания курса экологии в военном вузе основывается на статье 74 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [3]. В приказах Министра обороны Российской Федерации указана необходимость:
- формирования экологической культуры военнослужащих [4];
- экологического воспитания личного состава армии и флота [5];
- повышения качества и эффективности обеспечения экологической безопасности в Вооружённых Силах Российской Федерации (ВС РФ) [6-8].
Согласно руководящим документам [4-9] по военному природопользованию и охране окружающей среды от угроз, возникающих в ходе повседневной деятельности, военнослужащие обязаны:
- изучать федеральные законы и иные нормативных правовые акты РФ об охране окружающей среды;
- предупреждать загрязнения окружающей среды в районе дислокации и в других местах выполнения мероприятий повседневной деятельности;
- восстанавливать элементы окружающей среды, загрязнённые при выполнении мероприятий повседневной деятельности, а также в случае аварий;
- проходить экологическую подготовку.
Экологическая подготовка военнослужащих подразумевает интеграцию знаний и практических умений, почерпнутых из военной науки, и компонентов опыта общеэкологической деятельности [10].
Для управления качеством системы экологического образования ВС РФ разработана и издана учебно-методическая литература, учебники и учебные пособия по военной экологии [10]. В большинстве случаев их содержание отражает общевоенные экологические направления. При этом содержание учебных курсов экологии для военнослужащих разных военных специальностей должно включать, наряду с общими положениями по военному природопользованию, материал по экологическому обеспечению конкретной военной сферы (родов войск, специализированных воинских подразделений).
Постановка проблемы и цель. В ОАБИИ дисциплина «Экология» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла. Учебную программу курса экологии в военном вузе в настоящее время разрабатывает профессорско-преподавательский состав кафедры. При этом стоит задача: за минимальное время, отведённое на дисциплину, максимально полно сформировать экологическую составляющую компетентностной модели выпускника военного вуза [2; 11], привить курсантам осознанность в необходимости выполнения мероприятий по обеспечению экологической безопасности в ремонтном подразделении [11; 12].
Опираясь на личный опыт, обозначим ряд обстоятельств, связанных с проблемой отбора содержания курса экологии для военных специалистов АТО:
- до сих пор ведётся спор о том, в какой образовательный цикл должна быть включена экология:
а) в профессиональный и стать разделом дисциплины «Безопасность жизнедеятельности (БЖД)»;
б) в цикл дисциплин специализации и стать разделом дисциплины «Эксплуатация и диагностика ВАТ»;
в) в цикл естественнонаучных дисциплин и преподаваться как самостоятельный учебный курс экологии для военных специалистов АТО. Отсюда непоследовательность в требованиях к содержанию;
- непризнание военными специалистами необходимости включения основ общей экологии в курс экологии;
- учебник «Военная экология» содержит общие сведения по военному природопользованию, а для качественной подготовки военного специалиста особенно важны сугубо прикладные знания и умения, основанные на мероприятиях, в которые будет включён военнослужащий по своему должностному предназначению;
- количество часов, отводимых на учебные занятия с преподавателем, за последние 5 лет изменялось следующим образом: 80, 72, 54, 48.
Целью статьи является научно-методическое обоснование отбора содержания курса экологии для военных специалистов АТО.
Формулировка целей и задач курса экологии для военных специалистов АТО. Содержание курса экологии обусловлено:
- общей направленностью образования. Содержание курса должно быть отобрано таким образом, чтобы велось не только экологическое информирование, но и развитие умственных способностей курсантов [13], а также формирование их экологического сознания и культуры [2; 10-14];
- целями и задачами военного образования. Результат экологического обучения должен соответствовать направлению военной специальности [2; 10].
Общие цели экологического образования в ВС РФ определены федеральными законами и приказами министра обороны и сводятся к формированию навыков эффективного обеспечения экологической безопасности военной деятельности [3-9].
Частные цели обусловлены требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов:
- формирование системы экологических знаний как компонента военно-профессиональных знаний о методах защиты личного состава и военных объектов от неблагоприятных экологических факторов, порождаемых военной деятельностью, а также о мероприятиях по ликвидации загрязнений в местах дислокации войск (сил) РФ [2; 10];
- развитие личности курсантов, в частности формирование готовности к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала в области решения военно-экологических задач.
Задачи курса более конкретны, они обусловлены квалификационными требованиями к подготовке выпускников по военной специальности «Автотехническое обеспечение войск» и заключаются в формировании:
- знаний о военных экосистемах как частном случае эколого-экономических систем;
- знаний о военном экологическом контроле и мониторинге;
- умения выполнять экспресс-оценку экологической обстановки на военном объекте (в частности, в жилищно-казарменной зоне и в парке воинской части);
- умения организовывать выполнение мероприятий по обеспечению экологической безопасности в ремонтном подразделении.
Проведённые ранее исследования [15] дают основания утверждать, что немаловажными, а возможно, и первостепенными задачами экологического образования военнослужащих являются:
- формирование ценности природных объектов, гармонии с окружающей средой [16];
- выработка потребности в получении экологических знаний и осознанном их применении в военной деятельности [11-14];
- формирование экологических намерений как важного звена экологической культуры [11-15];
- развитие экологического мышления, позволяющего чётко обосновывать выбор методов и средств экологического воздействия, прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов [11-13; 16].
Исходя из задач, курс экологии должен способствовать формированию необходимого (и достаточного) запаса экологических знаний и умений для обеспечения экологической безопасности всех видов повседневной военно-профессиональной деятельности. Однако экологическая составляющая в обучении военного специалиста ВАТ не должна быть основана исключительно на доведении положений руководящих документов и перечня методических рекомендаций. Они устаревают, утрачивают свою актуальность. Главная задача - научить мыслить и принимать решения с точки зрения экологической целесообразности, видеть и учитывать экологические факторы, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования экологических знаний, развития экологического мировоззрения [11; 13; 17].
Базовые идеи курса экологии для военных специалистов АТО. В основе формирования содержания курса экологии должны лежать идеи, которые «...как бы цементируют содержание, показывают общие закономерности, направляют внимание на отыскание их причин» [13], подводят к обобщениям разного уровня: военно-ориентированным, общеэкологическим, философским, мировоззренческим. К таким идеям в общей системе учебного курса экологии для военных специалистов АТО могут быть отнесены следующие:
1. Сохранение жизни на Земле - высшая ценность развития человечества.
2. Для военных экологических систем законы и правила общей экологии справедливы так же, как и для всего разнообразия экосистем.
3. Содержание законов-аксиом Б. Коммонера и следствия из них.
4. Принцип приоритета сохранения жизни и здоровья личного состава, гражданского персонала, населения и благоприятного качества окружающей среды для повседневной деятельности войск.
5. Экологические требования к образцам вооружения и военной техники (в частности, ВАТ) базируются на принципах непревышения предельных норм негативного воздействия на человека и окружающую среду.
6. Соблюдение экологических требований предотвращает экологические правонарушения в воинских частях. Знание законов экологии позволяет принимать экологически обоснованные, эффективные решения в области военного природопользования.
7. Соблюдение экологических требований на локальном уровне (в подразделении, воинской части, гарнизоне, военном округе) вносит вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Таким образом, основное содержание учебного курса экологии для военных специалистов АТО должны составлять:
- понятия, законы, правила общей экологии;
- понятие о качестве окружающей среды и способах его оценки;
- комплекс сведений о критериях и методах экспресс-оценки экологической обстановки жилищно-казарменной и парковой зон воинских частей;
- комплекс сведений об экологических требованиях к осуществлению военной деятельности, в частности деятельности ремонтного подразделения, включая требования руководящих и нормативных документов;
- комплекс сведений о ликвидации загрязнений и восстановлении окружающей среды в повседневной деятельности, после проведения учений, стрельб, планового (безаварийного) расснаря-жения и уничтожения боеприпасов.
В содержание учебного курса экологии для военных специалистов АТО должны быть включены:
- расчётные задачи по оценке экологической обстановки на территории парка воинской части; расчёту экологических рисков, ущерба и платы за загрязнение;
- качественные (ситуационные) задачи на выработку решений по обеспечению экологической безопасности при прохождении военной службы в подразделениях воинских частей (соединений) на офицерских должностях;
- элементы лабораторного эксперимента и научно-исследовательской деятельности по экологической диагностике воды, воздуха, почвы с использованием лабораторного оборудования для полевого химического контроля качества окружающей среды (УКВ и «Элиос-01»);
- элементы психолого-педагогического сопровождения экологической работы с личным составом.
Содержание дисциплины может быть распределено по отдельным темам: «Основы общей
экологии», «Качество окружающей среды», «Военная экология», «Контроль за соблюдением экологической безопасности», «Ликвидация загрязнений окружающей среды».
В зависимости от содержания темы занятий подразделяются на теоретические («Экологические системы»), описательные («Эколого-правовая ответственность военнослужащих») и обобщающие («Экологическая безопасность военной деятельности»).
Межпредметные связи экологии в военном вузе. Нетрудно заметить, что основные идеи курса экологии для военных специалистов АТО так или иначе отражают войсковой опыт природоохранной деятельности, преломленный через призму разных учебных дисциплин [2]:
- гуманитарного и социально-экономического цикла («Философия», «Культурология», «Правоведение», «Педагогика и психология»), в части, касающейся основ формирования эмоционально-нравственных категорий, эколого-правового сознания, экологической культуры, организации экологического обучения и воспитания;
- математического и естественнонаучного цикла («Химия»; «Физика»), в части, касающейся изучения разнообразия загрязнений воздуха, почвы, воды и способов их очистки;
- профессионального цикла («Безопасность жизнедеятельности»; «Радиационная, химическая и биологическая защита»; «Инженерное обеспечение; вождение ВАТ»), в части, касающейся изучения средств и методов защиты от воздействий опасных и вредных экологических факторов, возникающих в ходе военной службы;
- общевоенные («Управление подразделениями в мирное время; «Общевоинские Уставы ВС РФ»), в части, касающейся выполнения экологических требований при организации внутренней службы и исполнении должностных и специальных обязанностей в повседневной деятельности);
- специализации («Эксплуатация и диагностика ВАТ»), в части касающейся экологических требований к паркам воинских частей.
Межпредметные связи в экологическом обучении военных специалистов АТО могут быть реализованы двумя способами:
1) на дисциплине «Экология» изучают основы военного природопользования, а их углубление и наполнение происходит путём внедрения в практику дисциплин профессионального и специального циклов элементов экологического содержания. Минус такого подхода заключается в сложности восприятия первичной информации, в виду отсутствия войскового опыта и практики;
2) изначально на дисциплинах специализации и профессионального цикла, а также в период прохождения производственной практики и войсковой стажировки закладываются элементы военно-экологической деятельности [2]. На дисциплине «Экология» происходит интеграция опыта и знаний из разных областей военной службы, формируется алгоритм экологической деятельности военного специалиста ВАТ. Экологические знания переходят на новый теоретически уровень, который в дальнейшем служит основой предотвращения (или решения) проблем повседневной деятельности и определения экологических приоритетов военного времени.
Какой бы путь не был избран, очевидна проблема: необязательный или формальный подход к реализации межпредметных связей с экологией специалистами других учебных дисциплин в военном вузе.
При этом из личного педагогического опыта выведена следующая закономерность: если изучать экологические требования только на дисциплине «Экология», то они остаются для курсантов малозначимыми сведениями, экологические намерения формируются на уровне ниже среднего; если же экологические требования обсуждают при изучении профессиональных дисциплин, то потребность в их выполнении значительно возрастает [15].
Преподавателям военных вузов следует помнить, что именно реализация максимального числа связей между дисциплинами позволяет научить обучающихся мыслить формируемыми понятиями, способствует созданию целостного образа обязанностей и ответственности военного специалиста АТО [13].
Заключение.
1. Курс экологии для обучения военных специалистов АТО связывает воедино знания:
- о влиянии эксплуатационной деятельности, хранения, ремонта, обслуживания ВАТ, а также осуществления иных видов военно-профессиональной деятельности на окружающую среду и экологических факторов, порождённых этой деятельностью, на личный состав, гражданский персонал, население и военные объекты;
- теоретических основ и практических методов обеспечения экологической безопасности ВС РФ.
2. При изучении дисциплины «Экология»:
- с одной стороны, курсант должен получить необходимые сведения о влиянии военной деятельности на окружающую природную среду и способах минимизации негативного влияния. Это согласуется с участием экологии в формировании эксплуатационной и служебной деятельности военного специалиста АТО;
- с другой стороны, курсант готовится к самостоятельной воспитательной деятельности в должности командира подразделения, в том числе и посредством дисциплины «Экология». Ведь каждый командир должен уметь организовывать и проводить мероприятия по экологическому воспитанию личного состава. Это согласуется с участием экологии в формировании военно-педагогической деятельности военного специалиста АТО. Поэтому при изучении всех тем учебного курса экологии курсанты кроме основного содержания должны знакомиться с элементами организации экологической работы с личным составом.
3. Содержание дисциплины «Экология», несомненно, носит междисциплинарный характер, реализация образовательных целей дисциплины вносит вклад в формирование всех видов военно-профессиональной деятельности. Принадлежность ее к дисциплине «БЖД» или «Эксплуатация и диагностика ВАТ» раскроет только одну из многих граней экологической деятельности военного специалиста. Однако «высвечивание» этих граней дисциплинами различных циклов будет способствовать целостности, системности, полноте и глубине образования военного специалиста АТО.
4. Курс экологии для военных специалистов АТО отражает не только экологические знания и приёмы экологической деятельности, но и сведения философского и социального характера, эмоционально-нравственные категории, проблемы здоровья личного состава и множество других, далеко выходящих за пределы военной науки. Раскрываемые в процессе изучения экологии пути и практические действия, направленные на охрану природы, сбережение её богатств в основе своей имеют определённую систему ценностных ориентиров. Без основ общей экологии, экологии рационального природопользования невозможна работа по экологическому воспитанию военнослужащих.
5. В учебном плане военного вуза дисциплина «Экология» должна быть представлена отдельной учебной дисциплиной со своими образовательными целями и задачами. При этом за счёт экологизации учебных дисциплин военного вуза возможно значительно сократить потребность в учебном времени (до 2 зачётных единиц), выделяемом на дисциплину «Экология», ввиду снижения интенсивности за счёт перераспределения элементов содержания.
Вывод. Общий подход к отбору содержания курса экологии для военных специалистов включает:
- следование требованиям руководящих документов в области высшего военного образования и военного природопользования;
- присутствие интегративного содержания на стыке военной науки и экологии, обеспечивающего знаниями и умениями согласно военной специальности;
- присутствие в содержании учебного материала, направленного на формирование экологического мышления, экологических ценностей, экологического поведения.
Библиографический список
1. Богданов В. Д., Бурлаков В. В., Леньшин П. В. Автотехническое обеспечение войск и воинские автомобильные перевозки. М.: МГАУ, 2007. 350 с.
2. Селезнева О. В. Экологический компонент военно-ориентированных профессиональных компетенций // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития : материал IV Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 4 июля 2017 г.) Электрон. текст. данные. Омск: Изд-во ОмГУ, 2017. С. 18-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32004765
3. Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 28.03.18).
4. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 апреля 2000 года № 180 «О развертывании Системы экологического обучения и воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://voenprav.ru/doc-1070-1.htm (дата обращения: 28.03.18).
5. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 октября 2016 года № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/456046040 (дата обращения: 28.03.18).
6. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 сентября 2015 года № 530 «Об утверждении положения об органах экологической безопасности Вооруженных Силах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70747768/ (дата обращения: 28.03.18).
7. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 года № 333 «Об утверждении руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70747768/ (дата обращения: 28.03.18).
8. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 31.01.2001 № 10 (ред. от 31.12.2011) «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных силах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-ministra-oborony-rf-ot-31012001-n/ (дата обращения: 28.03.18).
9. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации 2017. М.: Инфра-М, 2017. 696 с.
10. Юнак А. И., Тертышников А. В., Гутенов В. В., Курбатова А. С., Макеев В. Н. Разработка и управление качеством системы экологического образования в ВС РФ // Юг России: экология, развитие. № 3, 2007. С. 122-123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12908860
11. Гагарин А. В. Аксиологическая составляющая развития профессионально-экологической культуры студентов // Вестник Международной академии наук (русская секция). 2014. № 1 (специальный выпуск). С. 60-64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21390427
12. Чердымова Е. И. Конативный компонент в структуре экопрофессионального сознания // Вестник СамГУ, 2014. № 9 (120) - С. 55-58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22873823
13. Минченков Е. Е. Практическая дидактика в преподавании естественно-научных дисциплин : учебное пособие. СПб.: Лань, 2016. 496 с.
14. Черникова В. Е. Экологическая культура как фактор гармонизации отношений человека с природой // Каспийский регион: политика, экономика, культура. № 2 (51), 2017. С. 138-144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 29822740
15. Селезнева О. В., Мамаева Н. А., Аль-Ханини С. М. Результаты изучения обеспокоенности экологическими проблемами российских и иностранных военнослужащих // Мир науки, культуры, образования. № 4 (59), 2016. С. 39-42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27157594
16. Цыбикова Л. Х. Субъектификация природных объектов как основа единства человека и природы // Вестник Бурятского государственного университета. № 15. 2014. С. 163-166. URL: https://elibrary.ru/item.asp? id=22747659
17. Экологическое образование и образованность - два «кита» устойчивого развития / отв. ред. чл.-кор. РАН Г. С. Розенберг, д-р биол. наук Д. Б. Гелашвили, д-р экон. наук Г. Р. Хасаев, д-р биол. наук Г. В. Шлях-тин, Самар. гос. экон. ун-т. Самара; Тольятти; Н. Новгород; Саратов, 2016. 292 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 25797870
O. V. Selezneva,
Сandidate of Fedagogical Sciences, Associate Frofessor, Omsk Automobile Armored Engineering Institute, 14 military town, Cheremushki village, Omsk, 644098, Russian Federation ORCID ID: http:orcid.org/0000-0003-3973-4418
e-mail: [email protected]
THE CONTENT OF THE ECOLOGY COURSE FOR THE MILITARY SECURITY
TECHNICAL SPECIALISTS
Introduction. The higher military education faces the task of forming an environmentally-oriented personality of a serviceman who is able to effectively and qualitatively solve tasks of ensuring environmental security in the military-professional activity. The content of existing textbooks on military nature management reflects the basic military ecological directions. In the context of optimizing the educational process military higher-education teaching personnel faces the urgent issue of selecting the content of the course of Ecology that corresponds to the education requirements taking into account the military specialty to the fullest extent as possible. The purpose of this article is to develop an approach to solving this issue.
Methodology. The content selection is based on the requirements of the governing documents in the field of military nature management; theoretical approaches to the creation of an educational environment for the formation of an eco-oriented worldview of the personality of a specialist in the society of military academic institution; the provision of the systemic approach that the components of the educational process are in interrelation with each other.
Result. The text presents the author's view on the solution of the issue of selecting the content of the course of Ecology for specialists in the automotive technical support of the troops: the general and specific goals are formulated, the tasks arising from them are defined; the basic ideas of the course are well-founded; the role of interdisciplinary connections of the disciplines of the specialization and professional cycle with Ecology is defined.
Conclusion. The practical significance of the conducted study is to develop an approach to the content for the course of Ecology, taking into account the military specialty of students.
Keywords: military education, military ecology, content of Ecology course.
References
1. Bogdanov V. D., Burlakov V. V., Len'shin P. V. Avtotehnicheskoe obespechenie vojsk i voinskie avtomobil'nyeperevozki [Automotive technical support of troops and military road transportation]. Moscow, MGAU, 2007. 350 p. (In Russ.)
2. Selezneva O. V. Ecological component of military-oriented professional competences. Metodika prepodavanija matematicheskih i estestvennonauchnyh disciplin: sovremennye problemy i tendencii razvitija. Material IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk, 2017, pp. 18-21.
3. Federal'nyjzakon ot 10janvarja 2002 № 7-FZ «Ob ohrane okruzhajushhej sredy» [Federal Law of 10 January 2002 No. 7-FZ "On Environmental Protection"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (Accessed 28.03.18).
4. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 15 aprelja 2000 goda № 180 «O razvertyvanii Sistemy jekologicheskogo obuchenija i vospitanija v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii» [Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of April 15, 2000, No. 180 "On the Deployment of the System of Environmental Education and Upbringing in the Armed Forces of the Russian Federation"]. Available at: http://voenprav.ru/doc-1070-1.htm (Accessed 28.03.18).
5. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 12 oktjabrja 2016 goda № 655 «Ob organizacii raboty s lichnym sostavom v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii» [Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of October 12, 2016 No. 655 "On the Organization of Work with Personnel in the Armed Forces of the Russian Federation"]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/456046040 (Accessed 28.03.18).
6. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 14 sentjabrja 2015 goda № 530 «Ob utverzhdenii polozhenija ob organah jekologicheskoj bezopasnosti Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii» [Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of September 14, 2015 No. 530 "On Approval of the Regulations on the Environmental Safety Bodies of the Armed Forces of the Russian Federation"]. Available at http://base.garant.ru/70747768/ (Accessed 28.03.18).
7. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 3 ijunja 2014 goda №333 «Ob utverzhdenii rukovodstva po vojskovomu (korabel'nomu) hozjajstvu v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii» [Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of June 3, 2014 No. 333 "On the Approval of the Leadership in the Military (Ship) Administration in the Armed Forces of the Russian Federation"]. Available at: http://base.garant.ru/70747768/ (Accessed 28.03.18).
8. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 31.01.2001 № 10 (red. ot 31.12.2011) «Ob utverzhdenii Nastavlenija po pravovoj rabote v Vooruzhennyh silah Rossijskoj Federacii» [Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of January 31, 2001 No. 10 (as amended on December 31, 2011) "On the Approval of the Manual on Legal Work in the Armed Forces of the Russian Federation"]. Available at: http://legalacts.ru/doc/prikaz-ministra-oborony-rf-ot-31012001-n/ (Accessed 28.03.18).
9. Obshhevoinskie ustavy Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii [Basic Statutes of the Armed Forces of the Russian Federation]. Moscow, Infra-M Publ., 2017. 696 p. (In Russ.)
10. Junak A. I., Tertyshnikov A. V., Gutenov V. V., Kurbatova A. S., Makeev V. N. Development and quality management of the system of environmental education in the Armed Forces of the RF. Jug Rossii: jekologija, razvitie. 2007. Vol. 3. pp. 122-123 (In Russ.)
11. Gagarin A.V. Axiological component of the development of professional and ecological culture of students. VestnikMezhdunarodnoj akademii nauk (russkaja sekcija). 2014. Vol. 1. pp. 60-64. (In Russ.)
12. Cherdymova E. I. The conative component in the structure of the eco-professional consciousness. Vestnik SamGU. 2014. Vol. 9(120). pp. 55-58. (In Russ.)
13. Minchenkov E.E. Prakticheskaja didaktika v prepodavanii estestvenno-nauchnyh disciplin: Uchebnoe posobie [Practical didactics in the teaching of natural science disciplines]. St. Petersburg: Lan' Publ., 2016. 496 p. (In Russ.)
14. Chernikova V.E. Ecological culture as a factor of harmonization of human relations with nature. Kaspijskij region: politika, jekonomika, kul'tura. 2017. Vol. 2(51). pp. 138-144. (In Russ.)
15. Selezneva O.V., Mamaeva N.A., Al'-Hanini S.M. The results of studying the concern about the environmental problems of Russian and foreign military personnel. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2016. Vol. 4 (59). pp. 3942. (In Russ.)
16. Cybikova L.H. The subjectification of natural objects as the basis of the unity of man and nature. Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. Vol.15. pp. 163-166. (In Russ.)
17. Jekologicheskoe obrazovanie i obrazovannost' - dva «kita» ustojchivogo razvitija [Environmental education and education are two "pillars" of sustainable development]. Ed. by Rozenberg G.S., Gelashvili D.B., Hasaev G.R., Shljahtin G.V. Samara, Tolyatti; N. Novgorod, Saratov, Publ. Samara State University of Economics, 2016. 292 p. (In Russ.)
Поступила в редакцию 1.11.2017 © О. В. Селезнева, 2018
Автор статьи: Ольга Владимировна Селезнева, кандидат педагогических наук, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт, 644098, Омск, п. Черёмушки, 14 Военный городок, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Д. А. Шишленин, кандидат педагогических наук, старший преподаватель 11 кафедры тактики 1 авиационного факультета (базовой подготовки), Краснодарское высшее военное авиационногое училище лётчиков. В. Г. Лупырь, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры огневой подготовки, Омская академия МВД России.