Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / теория и методика высшего образования / военный вуз / иностранные обучающиеся / independent work / theory and methodology of higher education / military university / foreign students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Розин

В статье анализируются сущность и содержание самостоятельной работы как универсальной компетенции обучающихся вуза. Анализ специфики самостоятельной работы иностранцев, обучающихся в высшей военной образовательной организации, позволил автору определить принципы и логику её организации. Дидактическое обоснование самостоятельной образовательной деятельности и эмпирическое исследование затруднений в её организации помогло выделить виды самостоятельной работы, наиболее эффективные в организации образовательного процесса иноязычного контингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. А. Розин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF ORGANIZING INDEPENDENT ACTIVITIES OF FOREIGN CADETS IN A MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article analyzes the role and content of independent work of foreign cadets. Educational independence is presented as a universal competence of higher school students. Features of independent work of foreign cadets are revealed. The author’s principles of organization of independent work are named. The algorithm of organization of independent work is defined. Didactic substantiation of independent educational activity is carried out. The article presents the results of an empirical study of difficulties in the organization of independent work of foreign cadets and types of effective independent work.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

2. Бояров E.H. Подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в безопасной образовательной среде: теория и практика: монография. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ имени к.И. Герцена, 2016.

3. Киселева Э.М., Aбрамова В.Ю., Бахвалова С.Б. Самостоятельная познавательная деятельность как ключевое условие методической подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 49 - 52.

4. Соломин В.П., Станкевич П.В. Структурно-содержательная модель профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности. Материалы научно-практической конференции; 12 - 13 ноября, Санкт-Петербург: РГПУ имени к.И. Герцена, 2019: Э - 6.

5. Верещагина Н.О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области географического образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.

6. Никитина ЛА Развитие методики и содержания методической подготовки будущего учителя начальных классов. Вестник ТГПУ. 2009; № 5 (83):16 - 19.

7. Преемственность. Философский словарь. Москва, 1981.

8. Викулина M.A. Личностно ориентированное взаимодействие «студент-преподаватель» и его роль в формировании личностных качеств студентов вуза. Наука и школа. 2010; № 5: 43 - 44.

9. Баранова Е.В., Буйнов Л.Г, Симонова И.В. и др. Актуальные проблемы образования в области естественных и точных наук. Санкт-Петербург Издательство РГПУ имени A.K Герцена, 2018.

10. Орешкина A.K. Методологические основы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования: Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.

References

1. Abramova S.V. Teoriya i praktika podgotovki bakalavrov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: monografiya. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU imeni A.I. Ger-cena, 2014.

2. Boyarov E.N. Podgotovka bakalavrov obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v bezopasnoj obrazovatel'noj srede: teoriya i praktika: monografiya. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU imeni A.I. Gercena, 2016.

3. Kiseleva 'E.M., Abramova V.Yu., Bahvalova S.B. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost' kak klyuchevoe uslovie metodicheskoj podgotovki buduschih uchitelej bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 49 - 52.

4. Solomin V.P., Stankevich P.V. Strukturno-soderzhatel'naya model' professional'noj podgotovki bakalavrov po profilyu «Obrazovanie v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii; 12 - 13 noyabrya, Sankt-Peterburg: RGPU imeni A.I. Gercena, 2019: Э - 6.

5. Vereschagina N.O. Metodicheskaya podgotovka bakalavrov i magistrov v oblasti geograficheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peter-burg, 2012.

6. Nikitina L.A. Razvitie metodiki i soderzhaniya metodicheskoj podgotovki buduschego uchitelya nachal'nyh klassov. Vestnik TGPU. 2009; № 5 (83):16 - 19.

7. Preemstvennost'. Filosofskij slovar'. Moskva, 1981.

8. Vikulina M.A. Lichnostno orientirovannoe vzaimodejstvie «student-prepodavatel'» i ego rol' v formirovanii lichnostnyh kachestv studentov vuza. Nauka ishkola. 2010; № 5: 43 - 44.

9. Baranova E.V., Bujnov L.G., Simonova I.V. i dr. Aktual'nye problemy obrazovaniya v oblasti estestvennyh i tochnyh nauk. Sankt-Peterburg. Izdatel'stvo RGPU imeni A.I. Gercena, 2018.

10. Oreshkina A.K. Metodologicheskie osnovy preemstvennosti obrazovatel'nogo processa v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

Статья поступила в редакцию 30.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10115

Rozin A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia), E-mail: aleksei_rozin@mail.ru

PRINCIPLES OF ORGANIZING INDEPENDENT ACTIVITIES OF FOREIGN CADETS IN A MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION. The article analyzes the role and content of independent work of foreign cadets. Educational independence is presented as a universal competence of higher school students. Features of independent work of foreign cadets are revealed. The author's principles of organization of independent work are named. The algorithm of organization of independent work is defined. Didactic substantiation of independent educational activity is carried out. The article presents the results of an empirical study of difficulties in the organization of independent work of foreign cadets and types of effective independent work.

Key words: independent work, theory and methodology of higher education, military university, foreign students.

А.А. Розин, канд. пед. наук, доц., ФГКВО УВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны», г. Ярославль, E-mail: aleksei_rozin@mail.ru

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В статье анализируются сущность и содержание самостоятельной работы как универсальной компетенции обучающихся вуза. Анализ специфики самостоятельной работы иностранцев, обучающихся в высшей военной образовательной организации, позволил автору определить принципы и логику её организации. Дидактическое обоснование самостоятельной образовательной деятельности и эмпирическое исследование затруднений в её организации помогло выделить виды самостоятельной работы, наиболее эффективные в организации образовательного процесса иноязычного контингента. Ключевые слова: самостоятельная работа, теория и методика высшего образования, военный вуз, иностранные обучающиеся.

Теория и методика высшего образования сегодня интегрирует знание об особенностях организации учебного процесса в различных видах университетов: технологических, исследовательских, отраслевых. В свою очередь, современная дидактика военного образования не может рассматриваться в отрыве от тех концептуальных наработок, которые стали результатом исследований практик гражданской высшей школы. Фактором, объединяющим эти некогда дифференцированные отрасли педагогической науки, стали Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения, которые и в гражданском, и в военном высшем образовании построены на единых подходах. Одним из инвариантных концептов высшего образования всех видов стал компетентностный подход: образовательным результатом высшего образования являются компетенции, часть из которых являются надпрофессиональными или, как их обозначает последняя итерация стандартов, - универсальными. Одной из таких компетенций во ФГОС ВО 3++ называется компетенция самоорганизации.

В высшем военном образовании в основу учебной самоорганизации традиционно положена самостоятельная работа курсантов. Она регламентирована, для неё выделяется специальное время в расписании дня курсанта, результаты самостоятельной работы подлежат обязательному контролю со стороны пре-

подавателя. И долгое время такие механизмы были эффективны для военного вуза. Сегодня, когда мы наблюдаем существенный поколенческий сдвиг в ценностях и целях военного образования, приходиться искать новые подходы. И одним из направлений работы военного вуза, в котором традиционные практики демонстрируют низкую эффективность, является работа с иноязычным контингентом - курсантами-иностранцами. Эта группа обучающихся демонстрирует не только особенности современного цифрового поколения, но и специфику национальной ментальности, а также ограничения, связанные с пониманием и трактовкой заданий, сформулированных на неродном языке.

Целью данного исследования является определение принципов и логики организации самостоятельной работы для иноязычного контингента обучающихся на основе анализа ее специфики у курсантов-иностранцев.

Существующая система военно-технического взаимодействия Российской Федерации с зарубежными странами позволила увеличить число иностранных курсантов, обучающихся в отечественных военных образовательных организациях более чем на 10%. Для этого в российских военных вузах по решению высшего военного руководства были созданы специальные подразделения, а также введены отдельные должности военнослужащих.

Как правило, высшая военная образовательная организация самостоятельно разрабатывает образовательную программу, обеспечивающую подготовку иностранных военных специалистов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями, предъявляемыми к образовательным программам подготовки военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как показывает наша многолетняя профессиональная практика, процесс профессиональной подготовки иностранных военных специалистов обладает рядом особенностей.

Во-первых, традиционный для отечественной практики высшего военного образования термин «обучение» заменен на понятие «подготовка», носящий гораздо более прагматичную коннотацию. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 575 от 20 декабря 2000 года «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации» закрепляет положение о том, что она должна носить практическую направленность и быть ориентированной на подготовку к несению службы в национальных армиях. Подготовка иностранных курсантов нацелена на «приобретение необходимых теоретических знаний и твердых практических навыков по математическим, естественнонаучным, общепрофессиональным, военно-профессиональным (военно-специальным) дисциплинам, творческое изучение гуманитарных и социально-экономических дисциплин, знакомство с внутренней и внешней политикой Российской Федерации...» [1].

Во-вторых, организация образовательного процесса иностранных курсантов должна учитывать не только требования отечественных стандартов подготовки военных кадров в вузе, но и состояние развития национальных армий, характер российской военной помощи, поставок технических средств и вооружения, а также социально-политические, экономические, физико-географические и иные условия.

В-третьих, образовательный процесс в рамках подготовки иностранных специалистов планируется и организуется дифференцированно, с учетом национального состава обучающихся, уровня их довузовской подготовки, соответствия объема и уровня знаний, сформированных умений и навыков требованиям образовательного процесса в высшем военном учебном заведении, мотивации выбора будущей профессии, индивидуальных особенностей иностранных курсантов [2]. Как правило, формирование учебных групп осуществляется из числа иностранных военных специалистов одной или нескольких стран в количестве не более пятнадцати человек. При организации образовательного процесса в обязательном порядке учитывается степень владения иностранными курсантами русским языком, уровень их образования и взаимоотношения между государствами. При этом именно проведение самостоятельных занятий является одним из наиболее распространенных затруднений, и запрос на методику организации самостоятельной работы иностранных курсантов чрезвычайно велик со стороны практиков.

Изучение научной литературы по проблеме организации самостоятельной работы различных категорий обучающихся, ретроспективный анализ деятельности военных образовательных организаций, собственный педагогический опыт позволяет констатировать, что организационными элементами процесса подготовки иностранных военных специалистов являются: профессиональное обучение и воспитание, направленное на формирование у них необходимых военно-профессиональных и нравственных качеств, совершенствование физической подготовленности и строевой выправки; самостоятельная подготовка иностранных военнослужащих и обеспечение их самостоятельной работой; подготовка и осуществление взаимодействия преподавательского состава к работе с ними; правовая и дисциплинарная практика; взаимодействие с национальными военными командованиями.

По мнению И.В. Кильдюшовой и Т.В. Курмановой, самостоятельная работа иностранных военных специалистов представляет собой важнейший фактор, обеспечивающий повышение качества языковой и общеобразовательной подготовки, развивающий творческие способности данного контингента, формирующий осознанное, ответственное отношение к познавательной деятельности [2].

На наш взгляд, самостоятельная работа иностранного военного специалиста - это целенаправленная совокупность субъективных действий курсанта, которая осуществляется под непосредственным или опосредованным управлением педагога, направлена на освоение содержания образования и развитие самостоятельности личности [3]. В связи с этим главным дидактическим принципом организации самостоятельной работы иностранных военных специалистов является принцип субъектности обучающихся.

На выявление субъектности курсантов-иностранцев в процессе самостоятельной учебной подготовки, а также на идентификацию наиболее часто встречающихся у них затруднений был направлен опрос, проведенный нами в 2018 - 2019 учебном году среди курсантов-иностранцев Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. В опросе приняли участие 87 курсантов, представителей 8 иностранных государств, обучающихся на 2 - 4 курсах. В выборку для проведения опроса не были включены курсанты нулевого и первого курсов, так как объективно они демонстрируют низкий уровень субъектности связанный с адаптационными процессами и языковой ассимиляцией.

Проведенный нами опрос иностранных курсантов показал, что субъект-ность в организации самостоятельной работы у курсантов-иностранцев достаточно высокая - 45% опрошенных заявляют о том, что специально выделяют время для самостоятельной работы в распорядке своего дня, 25% утверждают, что для самостоятельных занятий им не нужна внешняя стимуляция и контроль. Эти данные важны именно для понимания работы с курсантами-иностранцами, так как время на самостоятельную работу не выделяется в их распорядке дня, а её выполнение не контролируется офицерами, как это происходит в случает с российскими обучающимися военного вуза.

Наибольшие затруднения курсанты-иностранцы испытывают в организации самостоятельной подготовки к учебным занятиям. В ходе исследования было выявлено, что большая часть курсантов-иностранцев (42,5%) тратит на самостоятельную подготовку более 3 часов в день, в то время как их сверстники из числа российских курсантов справляются с заданиями для самостоятельной работы несколько быстрее (46% тратят на этот вид учебной работы около 2 часов в день). Увеличение времени на самоподготовку большинство опрошенных связывают не столько с трудностями понимания текстов учебной литературы, сколько с затруднениями понимания заданий для самостоятельной работы, сформулированных в соответствующих методических рекомендациях. Общей трудностью для всех курсантов - представителей иностранных государств - является выбор источников информации для самостоятельной работы. Чаще всего иностранные курсанты пользуются конспектами лекций (56%), на втором месте - поиск источников в сети Интернет (50%), реже всего пользуются библиотекой (14%).

На вопрос о том, от чего зависит результативность самостоятельной учебной подготовки, практически все единогласно ответили «от личных усилий» (90%). Однако не менее важным фактором курсанты-иностранцы называют строгость в оценке готовности к учебному занятию со стороны преподавателя (88%).

Таким образом, управление самостоятельной работой иностранных курсантов во внеаудиторное время диктует ещё ряд принципов: планирования, организации и контроля этой работы педагогом.

Самостоятельная работа иностранных курсантов под непосредственным управлением педагога организуется и проводится в целях закрепления и углубления знаний и навыков, полученных на учебных занятиях. Самостоятельную работу в аудитории сопровождает процесс самообучения, который дополняется процессом обучения, но не заменяет его. Реализация контроля за данным процессом осуществляется через взаимодействие педагога с обучающимся, со студентом-партнером, с предоставленным учебным материалом, который содержит ключи и инструкции, а также через технические средства обучения.

Важно отметить, что данный контроль должен осуществлять функцию стимулирования иностранных студентов к их активной самостоятельной деятельности, формированию у них адекватной самооценки и способности к самоорганизации. Как показало исследование М. Груздева и его соавторов, самоорганизация является одной из наиболее востребованных работодателями и в то же время дефицитарных у современной молодежи универсальных компетенций [4].

Со временем контроль должен перейти в самоконтроль, а это возможно только при наличии у курсанта осознанной образовательной цели [5]. В связи с чем следующим принципом организации самостоятельной работы иностранных курсантов является принцип интериоризации образовательных целей. В своей деятельности мы создаём среду самообразования, основной целью при этом является создание поля самосоциализации обучающихся. В предлагаемой нами модели организации самостоятельной работы акцентируется военно-профессиональная направленность всех заданий, освоение обучающимися военной среды через собственную практику и ценностное восприятие собственной роли и прикладываемых усилий для достижения результата.

Организация самостоятельной работы иностранных военных специалистов в высшей военной образовательной организации во внеаудиторное время представляет собой одну из форм учебного процесса и является его неотъемлемой частью. Она представляет собой планируемую работу иностранных курсантов, выполняемую по заданию и при методическом руководстве педагога, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторную самостоятельную работу характеризует четкая и строгая временная регламентация, которая отражается в учебном плане. Содержание самостоятельной работы иностранных курсантов закреплено в рабочей программе учебной дисциплины, она направлена на расширение и углубление знаний по данному курсу. Рабочая программа дисциплины делится на тематические блоки, которые ориентированы во времени. В каждом блоке определены все необходимые виды занятий, объем самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы.

Организация внеаудиторной самостоятельной работы осуществляется в соответствии с распорядком дня иностранных курсантов, в специально закрепленных за учебными группами аудиториях, читальном зале, учебно-методическом кабинете, специализированном классе. Предоставление доступа к основным информационным образовательным ресурсам, информационным базам данных, популяризация библиотечного фонда военного вуза, вносящего большой вклад в организацию внеаудиторной самостоятельной работы иностранных курсантов.

Методическая работа преподавателя направлена на обеспечение следующих видов самостоятельной работы иностранных военных специалистов:

- репродуктивную, заключающуюся в воспроизведении информации о некоторых свойствах изучаемых объектов путем чтения научной литературы и ее конспектирования, в прослушивании и просмотре аудио- и видеоматериалов, решении задач, выполнении тренировочных упражнений или тестов;

- продуктивную, предполагающую самостоятельное приобретение знаний и заключающуюся в поиске необходимой информации в справочном издании, справочно-правовой системе, в выполнении графических работ, составлении таблиц;

- творческую, обеспечивающую перенос знаний при решении задачи в совершенно новую ситуацию, предполагающую выработку гипотетического аналогового мышления в рамках подготовки проектов, рецензирования, подготовки

Библиографический список

к участию в конференциях, творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выполнение выпускной квалификационной работы [6].

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что для иностранного военного специалиста самостоятельная работа должна быть осознанной, свободной по выбору, внутренне мотивированной деятельностью и предполагать выполнение иностранным курсантом целого ряда входящих в неё действий: осознание цели своей деятельности, принятие учебных задач, придание им личностного смысла, подчинение выполнению этих задач другим интересам и формам занятости обучающегося, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе их выполнения.

1. О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ министра обороны Российской Федерации от 20 декабря 2000 г № 575. Available at: https://base.garant.ru/5753688/

2. Кильдюшова И.В. Из опыта организации самостоятельной работы иностранных студентов. Вестник Карагандинского государственного университета. 2012; № 4 (68): 210 - 214.

3. Розин А.А., Розина Е.А. Принципы организации самостоятельной деятельности курсантов в военном вузе. Научный форум: Педагогика и психология: сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции. № 10 (12): 116 - 120.

4. Gruzdev M., Kasakova E., Kuznetsova I., Tarkhanova I. University Graduates' Soft Skills: the Employers' Opinion. European Journal of Contemporary Education. 2018; 7 (4): 690 - 698.

5. Ардабацкая И.А., Тарханова И.Ю. Образовательные цели личности в контексте социализации. Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII-й Международной научно-практической конференции. 2015: 320 - 323.

6. Розин А.А. Особенности самостоятельной работы курсантов военных вузов в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 152 - 153.

References

1. O podgotovke nacional'nyh voennyh kadrov i tehnicheskogo personala inostrannyh gosudarstv v voinskih chastyah i organizaciyah Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. Prikaz ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 20 dekabrya 2000 g. № 575. Available at: https://base.garant.ru/5753688/

2. Kil'dyushova I.V. Iz opyta organizacii samostoyatel'noj raboty inostrannyh studentov. VestnikKaragandinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 4 (68): 210 - 214.

3. Rozin A.A., Rozina E.A. Principy organizacii samostoyatel'noj deyatel'nosti kursantov v voennom vuze. Nauchnyj forum: Pedagogika ipsihologiya: sbornik statej po materialam XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. № 10 (12): 116 - 120.

4. Gruzdev M., Kasakova E., Kuznetsova I., Tarkhanova I. University Graduates' Soft Skills: the Employers' Opinion. European Journal of Contemporary Education. 2018; 7 (4): 690 - 698.

5. Ardabackaya I.A., Tarhanova I.Yu. Obrazovatel'nye celi lichnosti v kontekste socializacii. Sistemogenez uchebnojiprofessional'nojdeyatel'nosti: materialy VII-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015: 320 - 323.

6. Rozin A.A. Osobennosti samostoyatel'noj raboty kursantov voennyh vuzov v processe podgotovki k buduschej professional'noj deyatel'nosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 152 - 153.

Статья поступила в редакцию 01.12.19

УДК 378.046.4 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10116

Sunduy G.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), leading researcher, laboratory of ethnopedagogical researches, National School Development Institute

(Kyzyl, Russia), E- mail: sundui@inbox.ru

AGE SYMBOLISM OF CHILDHOOD IN ETHNOPEDAGOGICAL TRADITIONS OF THE PEOPLES OF SOUTH SIBERIA AND WESTERN MONGOLIA: GENERAL AND SPECIAL. The article studies age symbolism of childhood in a holistic system of development of the childhood period from the perspective of representations and images perceived and comprehended in the various ethnic societies, united by a single landscape, interethnic proximity, general and special features of life. In this context, South Siberia and Western Mongolia are of research interest. The author considers the age boundaries of childhood, age terminology, age concepts that reveal the value-semantic content of the childhood period in ethnopedagogical traditions. The author concludes that the general and the special should be considered as a specific form of reflection of reality and collective (public) consciousness, which can be effectively used to form a culture of interethnic relations among schoolchildren.

Key words: age symbolism, childhood, peoples of joint and adjacent residence, general and special, ethnopedagogic experience.

ГД. Сундуй, канд. пед. наук, вед. науч. сотр. лаборатории этнопедагогических исследований, Институт развития национальной школы, г. Кызыл,

E-mail: sundui@inbox.ru

ВОЗРАСТНОЙ СИМВОЛИЗМ ДЕТСТВА

В ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ НАРОДОВ

ЮЖНОЙ СИБИРИ И ЗАПАДНОЙ МОНГОЛИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Статья посвящена возрастному символизму детства в целостной системе развития периода детства в ракурсе представлений и образов, воспринимаемых и осмысливаемых в различных этнических обществах, объединенных единым ландшафтом, межэтнической близостью, общими и особенными чертами бытия. В данном контексте исследовательский интерес представляют Южная Сибирь и Западная Монголия. Рассматриваются возрастные границы детства, возрастная терминология, возрастные понятия, раскрывающие ценностно-смысловое содержание периода детства в этнопедагогических традициях. Автор делает вывод о том, что общее и особенное следует рассматривать как специфическую форму отражения действительности и коллективного (общественного) сознания, которая может быть эффективно использована в целях формирования культуры межэтнических отношений школьников.

Ключевые слова: возрастной символизм, детство, народы совместного и сопредельного проживания, общее и особенное, этнопедагогический опыт.

При исследовании этнопедагогических традиций нескольких народов неизменным остается два признака: выявление культурных вариаций и стремление охватить их общие черты. Сказанное в первую очередь касается народов, проживающих в одном и сопредельном географическом пространстве с древнейших времен. В данном контексте особый исследовательский интерес представляют Южная Сибирь и Западная Монголия - некое евразийское сооб-

щество, объединенное единым ландшафтом, общественным целым, межэтнической близостью и комплиментарностью. Целью настоящей работы является осмысление общего и особенного в возрастном символизме детства народов совместного и сопредельного проживания, задачей - раскрытие сущности эт-нопедагогического опыта, во многом предвосхитившего научное осмысление феномена общее и особенное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.