Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВОВЫМ ОСНОВАМ ЭКОЛОГИИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВОВЫМ ОСНОВАМ ЭКОЛОГИИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАМЕРЕНИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ / MILITARY ECOLOGY / MILITARY EDUCATION / ENVIRONMENTAL LEGISLATION / ENVIRONMENTAL INTENTIONS / METHODS OF TEACHING ECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнёва Ольга Владимировна, Кузнецова Наталья Сергеевна

Oбучение правовым основам военной экологии в первую очередь должно способствовать формированию внутренней подготовки к осознанному принятию ответственных эколого-ориентированных командных решений на правовой основе. В связи с этим цель исследования заключается в разработке методики эколого-правовой подготовки в военном вузе, направленной на формирование устойчивых экологических намерений военнослужащих. Теоретическую базу для разработки методики составили требования руководящих документов в области военно-профессионального образования и нормативно-правовой базы военного природопользования; психолого-педагогический подход к интеграции профессионального и экологического образования (А.В. Гагарин, Е.И. Чердымова); положение системного подхода о том, что компоненты образовательного процесса находятся во взаимосвязи друг с другом (А.И. Уемов, И.Б. Новик, Ю.А. Конаржевский). Разработана методика эколого-правового обучения военнослужащих, которая направлена на сопряженное формирование: а) эколого-правовых знаний в области военного природопользования; б) умения планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению экологической безопасности военной службы согласно требованиям руководящих документов; в) эколого-правовой ответственности, экологических ценностей и установок на эколого-ориентированное правомерное поведение. Авторы полагают, что обучение правовым основам военной экологии, построенное на использовании эколого-правовой информации в образовательном процессе на основе установления структурно-содержательных междисциплинарных связей, включенности эколого-правовой информации в учебно-познавательную деятельность и повседневную деятельность воинских подразделений, приведет к формированию устойчивых экологических намерений военнослужащих. Разработанная методика может быть адаптирована к условиям подготовки военных специалистов разных профилей. Предложены методические рекомендации по обучению правовым основам военной экологии, обозначены перспективные направления повышения эффективности разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селезнёва Ольга Владимировна, Кузнецова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING THE LEGAL BASICS OF ECOLOGY IN A MILITARY UNIVERSITY

Training in the legal foundations of military ecology, first of all, should contribute to the formation of internal training for the conscious adoption of responsible environmental-oriented command decisions on a legal basis. In this regard, the purpose of the study is to develop a methodology for environmental and legal training in a military university, aimed at forming sustainable environmental intentions of military personnel. The theoretical basis for the development of the methodology was the requirements of the guidelines in the field of military professional education and the legal framework for military environmental management; psychological and pedagogical approach to the integration of professional and environmental education (Aleksandr Gagarin, Yelena Cherdymova); the position of the system approach that the components of the educational process are interconnected with each other (Avenir Uyomov, Il’ya Novik, Yuriy Konarzhevskiy). A method of environmental and legal training of military personnel has been developed, which is aimed at the combined formation of: a) environmental and legal knowledge in the field of military nature management; b) the ability to plan and implement measures to ensure the environmental safety of military service, in accordance with the requirements of the governing documents; C) environmental and legal responsibility, environmental values and attitudes to environmental-oriented lawful behaviour. The authors believe that learning the legal framework of the military environment, based on the use of environmental legal information in the educational process through the establishment of a structural and substantial interdisciplinary connections, inclusion of environmental legal information to the educational activities and the daily activities of military units, will lead to the formation of stable ecological intentions of military personnel. The developed method can be adapted to the conditions of training military specialists of different profiles. Methodological recommendations for teaching the legal basics of military ecology are proposed, and promising directions for improving the effectiveness of the developed methodology are outlined.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВОВЫМ ОСНОВАМ ЭКОЛОГИИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-197-205 УДК 355:502

Селезнева Ольга Владимировна

Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева

Омский автобронетанковый инженерный институт

Кузнецова Наталья Сергеевна

Костромской государственный университет

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВОВЫМ ОСНОВАМ ЭКОЛОГИИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Обучение правовым основам военной экологии в первую очередь должно способствовать формированию внутренней подготовки к осознанному принятию ответственных эколого-ориентированных командных решений на правовой основе. В связи с этим цель исследования заключается в разработке методики эколого-правовой подготовки в военном вузе, направленной на формирование устойчивых экологических намерений военнослужащих. Теоретическую базу для разработки методики составили требования руководящих документов в области военно-профессионального образования и нормативно-правовой базы военного природопользования; психолого-педагогический подход к интеграции профессионального и экологического образования (А.В. Гагарин, Е.И. Чердымова); положение системного подхода о том, что компоненты образовательного процесса находятся во взаимосвязи друг с другом (А.И. Уемов, И.Б. Новик, Ю.А. Конаржевский). Разработана методика эколого-правового обучения военнослужащих, которая направлена на сопряженное формирование: а) эколого-правовых знаний в области военного природопользования; б) умения планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению экологической безопасности военной службы согласно требованиям руководящих документов; в) эколого-правовой ответственности, экологических ценностей и установок на эколого-ориентированное правомерное поведение. Авторы полагают, что обучение правовым основам военной экологии, построенное на использовании эколого-правовой информации в образовательном процессе на основе установления структурно-содержательных междисциплинарных связей, включенности эколого-правовой информации в учебно-познавательную деятельность и повседневную деятельность воинских подразделений, приведет к формированию устойчивых экологических намерений военнослужащих. Разработанная методика может быть адаптирована к условиям подготовки военных специалистов разных профилей. Предложены методические рекомендации по обучению правовым основам военной экологии, обозначены перспективные направления повышения эффективности разработанной методики.

Ключевые слова: военная экология, военное образование, экологическое законодательство, экологические намерения, методика обучения экологии.

Информация об авторах: Селезнева Ольга Владимировна, ORCID 0000-0003-3973-4418, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин, Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, г Омск, Россия.

E-mail: olsel55@ya.ru

Кузнецова Наталья Сергеевна, ORCID 0000-0003-1818-3602, кандидат технических наук, доцент Костромского государственного университета, г. Кострома, Россия.

E-mail: leto044@yandex.ru

Дата поступления статьи: 11.03.2020.

Для цитирования: Селезнева О.В., Кузнецова Н.С. Методика обучения правовым основам экологии в военном вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 197-205. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-197-205.

Ol'ga V. Seleznyova

General of the army Khrulyov Omsk Military Academy of logistics

Natal'ya S. Kuznetsova

Kostroma State University

METHODS OF TEACHING THE LEGAL BASICS OF ECOLOGY IN A MILITARY UNIVERSITY

Training in the legal foundations of military ecology, first ofall, should contribute to the formation of internal training for the conscious adoption of responsible environmental-oriented command decisions on a legal basis. In this regard, the purpose of the study is to develop a methodology for environmental and legal training in a military university, aimed at forming sustainable environmental intentions of military personnel. The theoretical basis for the development of the methodology was the requirements of the guidelines in the field of military professional education and the legal framework for military environmental management; psychological and pedagogical approach to the integration of professional and environmental education (Aleksandr Gagarin, Yelena Cherdymova); the position of the system approach that the components of the educational process are interconnected with each other (Avenir Uyomov, Il'ya Novik, Yuriy Konarzhevskiy). A method of environmental and legal training of military personnel has been developed, which is aimed at the combined formation of: a) environmental and legal knowledge in the field of military nature management; b) the ability to plan and implement measures to ensure the environmental safety of military service, in accordance with the requirements of the governing documents; c) environmental

© Селезнева О.В., Кузнецова Н.С., 2020

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

197

and legal responsibility, environmental values and attitudes to environmental-oriented lawful behaviour. The authors believe that learning the legal framework of the military environment, based on the use of environmental legal information in the educational process through the establishment of a structural and substantial interdisciplinary connections, inclusion of environmental legal information to the educational activities and the daily activities of military units, will lead to the formation of stable ecological intentions of military personnel. The developed method can be adapted to the conditions of training military specialists of different profiles. Methodological recommendations for teaching the legal basics of military ecology are proposed, and promising directions for improving the effectiveness of the developed methodology are outlined.

Keywords: military ecology, military education, environmental legislation, environmental intentions, methods of teaching ecology.

Information about the authors: Ol'ga V. Seleznyova, ORCID 0000-0003-3973-4418, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of physics and mathematics of General of the army Khrulyov Omsk Military Academy of logistics, Omsk, Russia.

E-mail: olsel55@ya.ru

Natal'ya S. Kuznetsova, ORCID 0000-0003-1818-3602, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Kostroma State University, Kostroma, Russia.

E-mail: leto044@yandex.ru

Article received: March 11, 2020.

For citation: Seleznyova O.V., Kuznetsova N.S. Methods of teaching the legal basics of ecology in a military university. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, №№ 2, pp. 197-205 (In Russ.). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-197-205.

Введение

Эколого-правовое просвещение военнослужащих проводят в рамках изучения правовых основ военной деятельности. Формирование юридических взглядов на природу и место в ней человека является обязательным звеном экологического воспитания в военном вузе. Охрана природной среды в воинской части - это коллективный труд ряда должностных лиц, направляемый командиром части на основании требований общероссийского законодательства, приказов и директивных указаний министра обороны ВС РФ, командующих родами и видами войск, войсками округов (флотов), наставлениями, инструкциями и т. д. Военнослужащие должны не просто ориентироваться в нормах экологического законодательства РФ, регламентирующего вопросы военного природопользования, а принимать решения при рассмотрении вопросов, возникающих в процессе повседневной служебной деятельности, строго соблюдая эколого-правовые требования. В рамках профессионально-должностной подготовки военнослужащих отдельным пунктом стоит рассмотрение правовых аспектов обеспечения экологической безопасности.

Для уточнения степени осведомленности по эколого-правовым вопросам среди курсантов 4-го курса 7-го семестра обучения проведен опрос. Следует уточнить, что на момент опроса курсанты не изучали дисциплину «Экология». Большинство респондентов (63 %) поставили прочерк в графе «пример нормативно-правового акта, регламентирующего военное природопользование» [Селезнева 2019]. Абсолютное большинство курсантов (95 %) не смогли вспомнить, когда в последний раз до них были доведены законодательные требования по обеспечению экологической безопасности. При этом многие (72 %) вспомнили

экологическое правило - «не мусорить на улице». Интересно отметить, что при практически полном отсутствии осведомленности по эколого-право-вым аспектам обеспечения экологической безопасности курсанты (62 %) уверены, что самой действенной мерой ответственности за экологические правонарушения является материальное взыскание или штраф.

Очевидно противоречие между высокой значимостью выполнения существующих эколого-правовых требований для обеспечения безопасности и должного уровня правопорядка в воинских частях и недостаточной степенью их изученности и осмысленности военнослужащими. Одним из ключевых условий его преодоления может являться усиление эффективности эколого-правовой подготовки в военном вузе, направленной на развитие профессиональной эколого-правовой культуры и формирования устойчивых экологических намерений военнослужащих.

Целью исследования является разработка методики обучения правовым основам военной экологии для формирования устойчивых экологических намерений.

Теоретические предпосылки

Вопрос формирования экологических намерений лежит в области решения проблемы формирования экологического сознания и экологической культуры человека. Опираясь на работы А.В. Гагарина [Гагарин], И.А. Шмелевой [Шмелева], Е.А. Чердымовой [Чердымова 2011а, 20116, 2011в, 2013], ряда зарубежных исследователей [Values; Kortenkamp, Moore], рассмотрим его применительно к обучающимся военных вузов. Ядром экологической культуры военного социума является экологическое сознание военнослужащих. Важным признаком проявления экологического сознания исследователи признают возможность

действия [Иващенко, Панов, Гагарин; Чердымова 2011а, 2011б, 2013; Селезнева, Мамаева].

Повышая уровень экологических знаний, мы «автоматически» не переходим к экологически грамотному поведению. Необходимо формирование экологических намерений, обеспечивающих переход от экологических знаний к экологическому поведению [Чердымова 2011а: 52], при этом нивелирующих оторванность развитости профессионализма от развитости экологического сознания [Чердымова 2013: 233]. Среди множества факторов, влияющих на эффективность сознательного стремления совершить экологическое действие, важное место занимает обучение правовым основам военного природопользования [Андреева]. Экологическое намерение выступает как момент внутренней подготовки к осознанному исполнению экологических действий [Чердымова 2011б: 56], в том числе и в военно-профессиональной сфере. Нормы закона в этом случае - базовая составляющая мотивации эколого-ориентированного правомерного поведения [Кириченко: 105], предполагающего глубоко сознательное, устойчивое следование экологическим требованиям, а не просто выбор стратегии «избегания неприятностей».

Ожидать формирования устойчивых экологических намерений военнослужащих возможно, если обучение правовым основам военной экологии будет сопряжено с воспитанием системы взглядов, определяющих осознанный выбор правомерного [Андреева], эколого-ориентированного поведения и направлено на:

- развитие умения ориентироваться в эколого-правовом информационном пространстве через повышение осведомленности в части основных законодательных актов, содержащих нормы военного природопользования и правовые основы обеспечения экологической безопасности военной службы;

- подготовку к успешному выполнению должностных обязанностей, связанных с выполнением эколого-правовых требований, документационным обеспечением экологической безопасности военной службы;

- формирование способности к комплексной оценке последствий невыполнения или халатного выполнения требований руководящих документов в области военного природопользования всеми категориями военнослужащих.

Разработка методики правовой подготовки специалистов разного профиля, в том числе и военных, широко обсуждается в научных статьях. Однако такой узкоспециальный вопрос, как методика обучения правовым основам экологии, остается без внимания.

Материалы и методы исследования

Статья построена на результатах теоретического исследования проблемы формирования устойчивых экологических намерений в военно-профес-

сиональном образовании; изучении руководящих документов в области военно-профессионального образования и нормативно-правовой базы регулирования военного природопользования; обсуждении результатов апробации методики в практике экологического обучения.

Результаты исследования и обсуждение

Обучение правовым основам военной экологии происходит по следующим направлениям:

- в образовательном процессе: в рамках дисциплины «Экология», при реализации междисциплинарных связей гуманитарного, социально-экономического и профессионального содержания [Ниязова, Садыкова; Селезнева 2017];

- в повседневной деятельности подразделений: при прохождении инструктажей, в рамках воспитательной работы с личным составом и специально организованных мероприятий по обеспечению экологической безопасности военной службы [Радченко].

С позиции изучения правовых основ экологии обучающиеся военного вуза должны усвоить следующие базовые идеи:

1. Обеспечение экологической безопасности, то есть снижение или полная ликвидация угрозы деградации окружающей среды является неизбежной необходимостью, которую все более осознает мировое сообщество.

2. Экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности РФ, тесно связанной с государственной, общественной, оборонной, информационной и иными видами безопасности страны.

3. ВС РФ являются одним из крупных при-родопользователей. Обеспечение экологической безопасности в военной сфере представляет собой сложную и комплексную проблему, решение которой охватывает практически все направления военной деятельности: организационно-плановую, эксплуатационную, военно-педагогическую, финансовую, нормативную и т. д.

4. Экологическое обеспечение функционирования военного объекта - одна из важных задач в военно-технической сфере. Экологические требования к стационарным военным объектам представляют собой комплекс нормативов, ограничивающих параметры технологических и технических процессов.

5. Функционирование военных объектов на всех этапах их жизненного цикла сопровождается образованием отходов и выбросов различных вредных веществ, которые должны быть своевременно локализованы и обезврежены, иначе их попадание в окружающую природную среду неминуемо приведет к ухудшению качества атмосферы, водоемов и почвы.

6. Обеспечение экологической безопасности военной деятельности базируется на нормативно-

правовой базе, отражающей основные государственные принципы в области охраны окружающей среды и природопользования.

7. В мирное время действует принцип сохранения благоприятного качества окружающей среды; в военное время, несмотря на приоритет выполнения боевых задач, необходимо учитывать экологические аспекты международного гуманитарного права.

В связи с этим в военных вузах изучению подлежит перечень источников, формирующих нормативно-правовую базу экологии:

- экологические аспекты международного гуманитарного права;

- федеральные и ведомственные нормативно-правовые акты, регулирующих военное природопользование;

- локальные нормативные акты по обеспечению экологической безопасности военной службы, разрабатываемые в воинской части;

- должностные инструкции по управлению обеспечением экологической безопасности.

Отдельно в рамках организации профессионально-должностной подготовки и воспитательной работы с личным составом ВС РФ необходим систематический анализ практики привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения как воинских частей в целом, так и отдельных военнослужащих, обсуждать пути предотвращения экологических нарушений в подразделениях воинских частей.

Разработанная методика обучения правовым основам экологии предполагает, что преподаватель сначала выполняет разработку учебно-методических материалов, для этого проводит:

- отбор перечня нормативно-правовых актов для изучения экологии соответственно тематике занятий с тем, чтобы каждое направление обеспечения экологической безопасности военной деятельности сопровождалось изучением законодательной базы;

- выбор положений нормативно-правовых актов для иллюстрации или подкрепления изучаемых положений;

- разработку системы учебных задач эколого-правовой направленности в соответствии с военной специализацией обучающихся [Селезнева 2017].

Непосредственное изучение нормативно-правовой базы экологического обеспечения военной деятельности в рамках организационно-педагогических условий военного вуза [Игнатов; Селезнева 2017; Радченко; Татаренко].

Обязательным условием формирования устойчивых экологических намерений является интеграция экологической и профессиональной подготовки, обеспечивающей развитие эколого-профессионального сознания [Чердымова 2013: 232]. Опираясь на психологические характеристики уровней профессиональной и экологической

подготовки специалиста [Чердымова 2011в; 2013], выделим обязательные уровни обучения правовым основам экологии в военном вузе:

1) уровень организации усвоения курсантами перечня нормативно-правовых актов, регламентирующих экологическое обеспечение военной деятельности, на всех учебных занятиях по экологии, осознание важности выполнения экологических мероприятий и эколого-правовой ответственности (табл. 1);

2) уровень организации деятельности обучающихся по установлению связей между эколого-пра-вовыми и военно-профессиональными знаниями и формирование целостной системы эколого-пра-вовых знаний военнослужащего (табл. 2);

3) уровень применения усвоенных эколого-правовых основ. Именно на этом уровне осуществляется высший вид взаимосвязи компонентов экологической и профессиональной подготовки. Этот уровень рефлексивен, непосредственно связан с экологическими намерениями в профессиональной деятельности [Чердымова 2013: 232].

Общие организационно-методические рекомендации по изучению нормативно-правовой базы в военно-инженерном вузе:

- отбор содержания осуществлять таким образом, чтобы у курсантов сложилась целостная картина экологических требований, предъявляемых разным категориям военнослужащих, и мер ответственности за их невыполнение;

- федеральные нормативно-правовые акты в области природных ресурсов и экологии трактовать с позиции их обязательного соблюдения в рамках функционирования военных объектов и осуществления военной деятельности в мирное время;

- изучение общих принципов экологического права, отраженных в федеральных нормативно-правовых актах, подкреплять изучением требований, изложенных в действующих приказах МО РФ;

- при изучении руководящих и нормативных документов в области военного природопользования указывать области их приложения в текущей природоохранной деятельности воинских частей;

- учебно-познавательную деятельность курсантов по изучению руководящих и нормативных документов в области военного природопользования организовать с учетом активного творческого осмысления и возможности их практической реализации;

- в рамках учебного предмета избегать излишней детализации, акцентировать внимание на главном, на сути;

- обучение правовым основам экологии следует осуществлять как элемент комплекса мероприятий по формированию экологических ценностей и установок, убежденности военнослужащего в ответственности за сохранение природы и планеты в целом;

Таблица 1

Примеры изучения эколого-правовых вопросов на занятиях по общей и прикладной экологии

Тема, занятие в курсе военной экологии Нормативно-правовой акт Изучение в части, касающейся доведения до сведения курсантов

«Последствия антропогенного загрязнения природной среды» (тема 1, лекция) Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основных принципов охраны окружающей среды (ст. 3); экологических требований к хозяйственным, военным, оборонным и иным объектам (ст. 34-57); оснований возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями (ст. 7-79)

«Геосистемы, их свойства и характеристики» (тема 2, лекция) Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»; «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) необходимости организации контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства на земельных участках МО РФ и пояснения значимости принятия мер по недопущению и устранению несанкционированных свалок, слива жидких бытовых отходов и иных нарушений земельного законодательства на закрепленных территориях

«Задачи и принципы обеспечения экологической безопасности ВС РФ» (тема 3, лекция) Приказ Министра обороны РФ от 14.09 2015 № 530 «Об утверждения положения об органах экологической безопасности ВС РФ» цели и задач обеспечения экологической безопасности в ВС РФ; пояснения структуры экологической службы в ВС РФ

«Определение санитарно-за-щитной зоны военного объекта» (тема 4, практическое занятие) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Сани-тарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий и иных объектов» экологического значения санитарно-защитных зон, особенностей их создания на военных объектах, требований к их обустройству.

«Правила обращения с твердыми бытовыми и производственными отходами» (тема 5, практическое занятие) Федеральный закон от 26.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» инструкций по обращению с отходами военной деятельности I-IV классов опасности

«Охрана окружающей среды при эксплуатации военных объектов» (тема 5, семинар) Постановление Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации нефти и нефтепродуктов на территории РФ» стратегии ликвидации разливов нефтепродуктов (план, комплекс работ, рекультивация земель, меры по предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов)

Таблица 2

Примеры изучения правовых основ военной экологии на основе междисциплинарных связей

Приказ Министра обороны Российской Федерации Преимущественное изучение в курсе дисциплин(-ы) Изучение в курсе дисциплины «Экология» в части, касающейся обоснования необходимости организации и проведения мероприятий по...

от 5 июня 1992 г. № 28 «Об утверждении руководства по единым типовым требованиям к паркам воинских частей ВС РФ» «Эксплуатация и диагностика военных гусеничных и колесных машин» выполнению экологических требований при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из нее стационарных военных объектов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды (пункт технического обслуживания и ремонта (ПТОР); пункт ежедневного технического обслуживания (ПЕТО); пункт чистки и мойки; аккумуляторная; заправочный пункт и так далее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от 3 июня 2014 г № 333 «Об утверждении руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в ВС РФ» «Эксплуатация и диагностика военных гусеничных и колесных машин», «Управление подразделениями в мирное время» экологическому совершенствованию войскового хозяйства через снижение вредного воздействия деятельности соединения (воинской части) на окружающую среду; улучшению планировки военных городков и строительство их объектов в соответствии с требованиями экологической безопасности; внедрению в практику войск методов наиболее экономного и эффективного использования материально-технической базы, материальных ценностей

от 28 декабря 2013 г. № 969 «Об утверждении руководства по содержанию ВВТ общевоинского назначения» «Эксплуатация и диагностика военных гусеничных и колесных машин», «Автотехническое обеспечение войск» ремонту ВВТ, который заключается, с одной стороны, в ресурсосбережении на основе научно-технического и производственного потенциала отраслей оборонно-промышленного комплекса, с другой стороны, в повышении экологических качеств вооружения и военной техники.

от 16 июня 2016 г. № 350 «О нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники, автомобильного имущества в ВС РФ и их применения» «Ремонт и утилизация военных гусеничных и колесных машин» экологически обоснованной утилизации военной автомобильной техники; соблюдению правил сбора, хранения, обезвреживания и утилизации отходов военной деятельной (например, аккумуляторы свинцовые с неслитым электролитом, шины отработанные и так далее)

- для того, чтобы экологические намерения приобрели устойчивый характер, важно создание эколого-правового информационного пространства не только в период обучения курсантов в военных вузах, но и во время прохождения службы путем подкрепления эколого-правовых аспектов военной службы, усвоенных в вузе, примерами и традициями воинского коллектива. Результаты эксперимента Согласно результатам теоретического анализа, в качестве показателей для оценки эффективности разработанной методики обучения правовым основам экологии как условия формирования устойчивых экологических намерений выбраны следующие:

1) полнота решения задач на оценку качества окружающей природной среды в соответствии с действующими нормативами, предполагающая расчет индексов загрязнения; оценку качества среды; составление перечня источников загрязнения среды на военных объектах с указанием видов деятельности, которые могут привести

к загрязнению; прогноз возможных негативных последствий воздействия на природу; управление источниками загрязнения для снижения их негативного воздействия;

2) результативность использования эколого-правовой базы для решения профессиональных ситуаций (согласно должностному предназначению). Поскольку исследование проведено в период обучения курсантов в военном вузе, учитывали количество ссылок на эколого-правовую информацию при выполнении курсовых проектов, отчетов по войсковым стажировкам; выпускных квалификационных работ (ВКР); число рационализаторских предложений курсантов, направленных на повышение экологичности образцов ВВТ;

3) выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. Данный показатель возможно оценить только при анализе отзывов из войск на выпускников военных вузов.

Представление результатов эффективности методики выполнено при сравнении результа-

1

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

0,88

0,83

0,85

0,85

0,77

Расчет индекса Оценка качества Перечень источн. фэмп = 0,53 фэмп = 1,183 фэмп =1,809

Прогноз фэмп = 2,597

Управление фэмп = 2,907

I Контрольная группа (24 чел) ■ Экспериментальная группа (26 чел) Рис. 1. Показатели оценки качества окружающей среды

0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

0,69

0,77

0,17

Реферат фэмп = 3,967

0,38 0,38

0,31

■ ■

Курсовая фэмп = 1,183

ВКР фэмп = 2,176

Рац. пред. фэмп = 2,399

0,04

Отчет по войск. стаж. фэмп = 3,967

I Контрольная группа (24 человека)

I Экспериментальная группа (26 человек)

Рис. 2. Показатели использования эколого-правовой базы для решения профессиональных ситуаций

тивности курсантов, обучающихся до внедрения данной методики в практику обучения (группа 1 -контрольная; 2017/18 учебный год; средний балл по группе по итогам сессии за 7-й семестр - 4,23) и после ее апробации (группа 2 - экспериментальная; 2018/19 учебный год; средний балл по группе по итогам сессии за 7-й семестр - 4,12). Обучение экологии осуществлялось в 8-9-м семестрах.

На рисунках 1 и 2 соответственно представлена разница в показателях оценки качества окружающей среды и использования эколого-право-вой базы при выполнении военно-научных работ, отчетов по стажировкам и т. п. Достоверность различий результатов в контрольной и экспериментальной группах установлена с использованием критерия ф* - угловое преобразование Фишера (ф* (0,05) = 1,64; ф* (0,01) = 2,31).

А у т крит у ^ ' ^ 7 т крит у ^ ' ^ '

Сравнительный анализ результатов оценки экологической обстановки выявил значимые различия на этапе прогнозирования последствий негативного влияния на окружающую среду источников загрязнения на военных объектах (ф* = 2,597) и управления природоохранной деятельностью (ф* = 2,597), что, несомненно, свидетельствует о повышении уровня эколого-правовой осознанности курсантов. Примечательно, что первые два этапа оценки, связанные с расчетом (ф* = 0,53) и переводом количественного показателя в качественный (ф* = 1,183), значимых различий не показали, то есть при правильно освоенном алгоритме задачу решить можно и не владея эколого-право-выми знаниями. Для этапа же применения данных, полученных в ходе расчета, они необходимы.

Результаты использования эколого-правовой базы показали статистически значимые различия по всем видам деятельности. Особенно ценным, по мнению авторов, можно считать значительное увеличение доли курсантов (ф* = 3,967), отразивших в отчетах по результатам войсковой стажировки выявленные экологические нарушения и ссылки на несоблюдение законодательных и нормативно-правовых актов по экологии.

Несмотря на то, что после специально организованной работы по изучению эколого-правовой базы, необходимой для обеспечения экологической безопасности военной деятельности, число курсантов, использующих эти сведения, значительно увеличилось по сравнению с контрольной группой, все же доля использования в курсовых и выпускных квалификационных работах ссылок на экологическое законодательство остается ниже среднего уровня.

Этот факт позволяет говорить о том, что повышением уровня эколого-правовой подготовки курсантов важно заниматься в рамках всех образовательных циклов вуза, но в первую очередь - при изучении военно-профессиональных дисциплин и освоении навыков военной службы.

Заключение

Разработана методика обучения правовым основам военной экологии, ориентированная на включение эколого-правовой информации при формирования военно-профессиональных знаний и использование ее не только для решения учебных задач в образовательной деятельности, но и применении при выполнении различных видов военной деятельности. Создание эколого-правового информационного поля военного вуза, основанного на содержательно-деятельностных связях между дисциплинами всех образовательных циклов, предполагает повышение устойчивости формируемых экологических намерений военнослужащих.

Перспективные направления исследования данной темы:

- совершенствование системы сбора отзывов о результатах прохождению службы в войсках в начальный период о степени проявления эколого-правовой культуры выпускников военных вузов;

- усовершенствование эколого-правовой информационной базы в части создания перечня нормативно-правовых актов, регламентирующих природопользование (в том числе и военное) в государствах, чьи военнослужащие проходят обучение в военных вузах МО РФ;

- методическая подготовка преподавателей к осуществлению эколого-правового просвещения;

- совершенствование системы учебных задач междисциплинарного военно-прикладного характера для формирования устойчивых экологических намерений.

Список литературы

Андреева Е.А. Критериальные показатели оценки результативности правового воспитания курсантов военных учебных заведений // Человек и образование. 2017. № 3 (52). URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/kriterialnye-pokazateli-otsenki-rezultativnosti-pravovogo-vospitaniya-kursantov-voennyh-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения: 01.04.2020).

Гагарин А.В. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологическое исследование. М.: Изд-во РУДН, 2011, 160 с.

Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Эко-логоориентированное мировоззрение личности: монография. М.: Изд-во РУДН, 2008. 225 с.

Игнатов С.Б. Естественнонаучное образование в формировании элементов экологоправовой компетентности у студентов вуза // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. URL: https:// cyberleninka.rn/article/n/estestvennonauchnoe-obrazovanie-v-formirovanii-elementov-ekologopravovoy-kompetentnosti-u-studentov-vuza (дата обращения: 01.04.2020).

Кириченко А.В. Перспективы развития правовой акмеологии // Акмеология: научно-практический журнал. 2014. № 1-2 (спец. выпуск). С. 102-105.

Ниязова А.А., Садыкова Э.Ф. Экологическое образование обучающихся в условиях устойчивого развития общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 1. С. 16-19.

Селезнева О. В., Мамаева Н.А. Исследование экологических намерений в контексте формирования экологической культуры курсантов // Информация и образование: границы коммуникаций (INFO 16): сб. науч. тр. Горно-Алтайск, 2016, № 8 (16). С. 11-20.

Селезнева О.В. Экологический компонент военно-ориентированных профессиональных компетенций // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 4 июля 2017 г.). Электрон. текст. данные. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2017. С. 18-21.

Селезнева О.В. Экологическая компетентность в модели выпускника военного вуза // Мир образования - образование в мире. 2018. № 1 (69). С. 81-89.

Селезнева О.В. Методические аспекты изучения нормативно-правовой базы экологического обеспечения военной деятельности // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 2. С. 2802-2814.

Радченко П.А. Формирование правовой культуры как доминанта в правовой подготовке офицерского состава Вооруженных Сил России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Право. 2008. № 2 (4). С. 10-18.

Татаренко Т.А. Формирование правосознания и правовой культуры юристов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4 (75). С. 90-95. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-14016.

Чердымова Е.И. Экологические намерения: сущность и структура // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2011а. № 5 (55). С. 51-54.

Чердымова Е.И. Экологические намерения как компонент экологического сознания личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011б. Т. 13, вып. 2 (2). С. 55-58.

Чердымова Е.И. Модель интеграции экологического и профессионального сознания с целью формирования экологопрофессионального сознания // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011в. Т. 13. № 2 (4). С. 902-904.

Чердымова Е.И. Экопрофессиональная подготовка специалистов для устойчивого развития как направление модернизации высшей школы // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8/2 (109). С. 229-233.

Шмелева И.А. Психология экологического сознания. СПб.: Изд-во Сант-Петербургского университета, 2006. 204 с.

Didz Sh., Kalof L., Stern P., Gender C. Values and Environmentalism. Social Science Quarterly, 2002, vol. 83, № 1, pp. 351-364.

Kortenkamp K.V, Moore C.F. Ecocentrism and anthropocentrism: moral reasoning about ecological commons dilemmas. Jornal of Environmental Psychology, 2001, vol. 21, pp. 136-152.

References

Andreeva E.A. Kriterial'nye pokazateli ocenki rezul'tativnosti pravovogo vospitaniya kursantov voennyh uchebnyh zavedenij [Criteria indicators for evaluating the effectiveness of legal education of cadets of military educational institutions]. Chelovek i obrazovanie [Man and education], 2017, № 3 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kriterialnye-pokazateli-otsenki-rezultativnosti-pravovogo-vospitaniya-kursantov-voennyh-uchebnyh-zavedeniy (date access: 01.04.2020). (In Russ.)

Gagarin A.V. Ekologicheskaya kompetentnost' lichnosti: psihologo-akmeologicheskoe issledovanie [Environmental competence of the individual: psychological and acmeological research]. Moscow, RUDN, 2011, 160 p. (In Russ.)

Ivashchenko A.V., Panov V.I., Gagarin A.V. Ekologoorientirovannoe mirovozzrenie lichnosti: monografiya [Environmentally oriented worldview of the personality: monograph]. Moscow, RUDN, 2008, 225 p. (In Russ.)

Ignatov S.B. Estestvennonauchnoe obrazovanie v formirovanii elementov ekologopravovoj kompetentnosti u studentov vuza [Natural science education in the formation of elements of environmental and legal competence of University students]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2015, № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ estestvennonauchnoe-obrazovanie-v-formirovanii-elementov-ekologopravovoy-kompetentnosti-u-studentov-vuza (date access: 01.04.2020). (In Russ.)

Kirichenko A.V. Perspektivy razvitiya pravovoj akmeologii [Prospects for the development of legal acmeology]. Kirichenko A.V. Perspektivy razvitiya pravovoj akmeologii [Acmeology: scientific and practical journal], 2014, № 1-2, pp. 102-105. (In Russ.)

Niyazova A.A., Sadykova E.F. Ekologicheskoe obrazovanie obuchayushchihsya v usloviyah ustojchivogo razvitiya obshchestva [Environmental education of students in the context of sustainable development of society]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Bulletin of Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsiogenetiki], 2018, № 1, pp. 16-19. (In Russ.).

Selezneva O.V., Mamaeva N.A. Issledovanie ekologicheskih namerenij v kontekste formirovaniya ekologicheskoj kul'tury kursantov [Research of

ecological intentions in the context of formation of ecological culture of cadets]. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij (INFO 16): sb. nauch. tr. [Information and education: borders of communications (INFO 16): collection of scientific papers]. Gorno-Altaisk, 2016, № 8 (16), pp. 11-20. (In Russ.).

Selezneva O.V. Ecological component of military-oriented professional competences [Environmental component of military-oriented professional competencies]. Metodika prepodavanija matematicheskih i estestvennonauchnyh disciplin: sovremennye problemy i tendencii razvitija. Material IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Methods of teaching mathematical and natural science disciplines: modern problems and development trends. Materials of the IV all-Russian scientific and practical conference (Omsk, July 4, 2017)]. Omsk, Omsk State University Press, 2017, pp. 18-21. (In Russ.)

Selezneva O.V. Ekologicheskaya kompetentnost' v modeli vypusknika voennogo vuza [Environmental competence of a military university graduate]. Mir obrazovaniya - Obrazovaniye v mire [World of education - education in the world], 2018, № 1 (69), pp. 81-89. (In Russ.)

Selezneva O.V Metodicheskie aspekty izucheniya normativno-pravovoj bazy ekologicheskogo obespecheniya voennoj deyatel'nosti [Methodological aspects of studying the legal framework for environmental support of military activities]. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire [Professional education in the modern world.], 2019, vol. 9, № 2, pp. 2802-2814. (In Russ.)

Radchenko P.A. Formirovanie pravovoj kul'tury kak dominanta v pravovoj podgotovke oficerskogo sostava Vooruzhennyh Sil Rossii [Formation of legal culture as a dominant in legal training of officers of the Armed Forces of Russia]. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Ser.: Pravo [Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Ser.: Law], 2008, vol. 2 (4), pp. 10-18. (In Russ.).

Tatarenko T.A. Formirovanie pravosoznaniya i pravovoj kul'tury yuristov [Formation of legal awareness and legal culture of lawyers]. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogics in law enforcement agencies], 2018, № 4 (75), pp. 90-95. (In Russ.).

Cherdymova E.I. Ekologicheskie namereniya: sushchnost' i struktura [Environmental intention: the nature and structure]. Vestnik Vostochnoj ekonomiko-yuridicheskoj gumanitarnoj akademii [Bulletin of the Eastern economic and legal humanitarian Academy], 2011a, № 5 (55), pp. 51-54. (In Russ.).

Cherdymova E.I. Ekologicheskie namereniya kak komponent ekologicheskogo soznaniya lichnosti [Ecological intentions as a component of the environmental consciousness of the individual]. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [News of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2011b, vol. 13, iss. 2 (2), pp. 51-54. (In Russ.).

Cherdymova E.I. Model' integracii ekologicheskogo iprofessional'nogo soznaniya s cel'yu formirovaniya ekologoprofessional'nogo soznaniya [Model of integration of ecological and professional consciousness in order to form ecological professional consciousness]. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [News of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2011c, vol. 13, № 2 (4), pp. 902-904. (In Russ.).

Cherdymova E.I. Ekoprofessional'naya podgotovka specialistov dlya ustojchivogo razvitiya kak napravlenie modernizacii vysshej shkoly [Eco-professional training of specialists for sustainable development as a direction of higher school modernization]. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [News of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2013, № 8/2 (109), pp. 229-233. (In Russ.).

Shmeleva I.A. Psihologiya ekologicheskogo soznaniya [Psychology of ecological consciousness]. Saint Petersburg, Saint Petersburg University Press, 2006. 204 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.