Научная статья на тему 'Оценка качества экологической подготовки военного специалиста в рамках образовательного процесса в вузе'

Оценка качества экологической подготовки военного специалиста в рамках образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОЙ ЭКОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / MILITARY ECOLOGY / MILITARY ECOLOGY TEACHING METHODS / PEDAGOGICAL MONITORING / QUALITY OF TRAINING / TRAINING QUALITY CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнева Ольга Владимировна

Проблема и цель. Обеспечение экологической безопасности является составным элементом военно-профессиональной компетентности современного военного специалиста. Оценка качества экологической подготовки военного специалиста должна осуществляться как в рамках дисциплины «Экология», так и при изучении специальных и военно-профессиональных дисциплин на основе единых критериев и подходов. Поскольку военная экология является относительно молодой отраслью знаний с недостаточно разработанным дидактическим аппаратом, общего подхода к оценке экологических знаний и умений в рамках подготовки специалиста по техническому обеспечению войск не существует, частные методики обучения военным дисциплинам данному вопросу не уделяют внимания. Методология. Методологическую основу исследования составили положение системного подхода о том, что компоненты образовательного процесса находятся во взаимосвязи друг с другом (А. И. Уемов, И. Б. Новик, Ю. А. Конаржевский); теоретические подходы к созданию образовательной среды для формирования экологоориентированного мировоззрения личности специалиста (А. В. Иващенко, В. И. Панов, А. В. Гагарин); психолого-педагогические принципы управления образовательным процессом (Т. И. Шамова, И. Я. Лернер, Н. Ф. Ефремова); основы разработки дидактических материалов для реализации принципов развивающего обучения (Е. Н. Кабанова-Меллер, А. В. Усова, В. А. Шелонцев). Результаты. Исследование и внедрение результатов проведены в Омском автобронетанковом инженерном институте. В тексте представлен авторский взгляд на управление качеством подготовки военного специалиста, обосновано применение показателей и критериев оценки экологических знаний и умений в контексте военно-профессионального образования. Практическая значимость состоит в описании целей, задач, этапов педагогического мониторинга в военном вузе для обоснования значимости контроля качества экологической подготовки военного специалиста; схематичном представлении условий и критериев достижения таких качеств, как действенность, прочность, системность; рассмотрении примеров оценки полноты, осознанности, обобщенности экологических умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY ASSESSMENT OF MILITARY SPECIALISTS ENVIRONMENTAL TRAINING AS a PART OF UNIVERSITY EDUCATION

Introduction. There is no doubt that environmental training of military specialists is very important nowadays. Environmental safety assurance is a unit of competency of the military professional, therefore the assessment of quality of environmental training is to be carried out as in the course of studying Ecology, as in the course of studying special and military professional disciplines using a common psychological and pedagogical approach to it. Development and implementation of common criteria of assessment of results quality in education in a military university are fundamental concepts of modern military education. This problem has not been resolved yet. Nowadays, there is no consensus on what criteria should form the basis of objective assessment. Since the military ecology is a relatively new branch of knowledge with an insufficiently developed didactic apparatus, there is no general approach to assessment of ecological knowledge and skills as part of the training of a troop maintenance specialist, and there no solutions to this issue among private methods of teaching military disciplines. Methodology. The methodological basis of the study was the provision of a systematic approach that components of the educational process are in correlation with each other (Ujomov A. I., I. B. Novik, Yu. A. Konarzewski); theoretical approaches to create an educational environment for the formation of environmentally oriented worldview of professional identity (A. V. Ivashchenko, V. I. Panov, A. V. Gagarin); the psycho-pedagogical principles of management of educational process (T. I. Shamova, I. Ya. Lerner, N. F. Ephraim); the basics of developing teaching materials for the implementation of the principles of developmental education (E. N. Kabanova-Meller, A. V. Usov, V. A. Shelontsev). Results. The text contains the opinion of the author concerning the quality management of training of military specialist, grounds for the use of criteria for assessment of knowledge and skills of ecology in the military professional education. Survey and implementation of the results were carried out in the Omsk Automobile and Armored Engineering Institute. Practical implications of the study include the description of purposes, objectives, stages of pedagogical monitoring in a military university to prove the significance of quality control of the environmental training of a military specialist, the schematic representation of the conditions and criteria for achieving such qualities as efficiency, tenacity, consistency, the consideration of examples of assessment of the completeness, awareness, generalization of environmental skills.

Текст научной работы на тему «Оценка качества экологической подготовки военного специалиста в рамках образовательного процесса в вузе»

УДК 378.016 Б01 10.17238/188П1998-5320.2019.35.122

О. В. Селезнева,

Омский автобронетанковый инженерный институт

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Проблема и цель. Обеспечение экологической безопасности является составным элементом военно-профессиональной компетентности современного военного специалиста. Оценка качества экологической подготовки военного специалиста должна осуществляться как в рамках дисциплины «Экология», так и при изучении специальных и военно-профессиональных дисциплин на основе единых критериев и подходов. Поскольку военная экология является относительно молодой отраслью знаний с недостаточно разработанным дидактическим аппаратом, общего подхода к оценке экологических знаний и умений в рамках подготовки специалиста по техническому обеспечению войск не существует, частные методики обучения военным дисциплинам данному вопросу не уделяют внимания.

Методология. Методологическую основу исследования составили положение системного подхода о том, что компоненты образовательного процесса находятся во взаимосвязи друг с другом (А. И. Уемов, И. Б. Новик, Ю. А. Конаржевский); теоретические подходы к созданию образовательной среды для формирования экологоориентированного мировоззрения личности специалиста (А. В. Иващенко, В. И. Панов, А. В. Гагарин); психолого-педагогические принципы управления образовательным процессом (Т. И. Шамова, И. Я. Лернер, Н. Ф. Ефремова); основы разработки дидактических материалов для реализации принципов развивающего обучения (Е. Н. Ка-банова-Меллер, А. В. Усова, В. А. Шелонцев).

Результаты. Исследование и внедрение результатов проведены в Омском автобронетанковом инженерном институте. В тексте представлен авторский взгляд на управление качеством подготовки военного специалиста, обосновано применение показателей и критериев оценки экологических знаний и умений в контексте военно-профессионального образования. Практическая значимость состоит в описании целей, задач, этапов педагогического мониторинга в военном вузе для обоснования значимости контроля качества экологической подготовки военного специалиста; схематичном представлении условий и критериев достижения таких качеств, как действенность, прочность, системность; рассмотрении примеров оценки полноты, осознанности, обобщенности экологических умений.

Ключевые слова: военная экология, методика обучения военной экологии, педагогический мониторинг, качество обучения, критерии качества обучения.

Проблема и цель. Все процессы в образовательной деятельности Омского автобронетанкового инженерного института (ОАБИИ) направлены на подготовку военных специалистов автотехнического (АТО) и танкотехнического обеспечения войск (ТТО), способных к работе и ремонту ВАТ (военной автомобильной техники) и БТВТ (бронетанковой военной техники).

Экологическая компетентность не является обязательной для военного специалиста. Однако важность качественно сформированной экологической составляющей военно-профессиональных компетенций не вызывает сомнения [1].

Военный специалист в области технического обслуживания и ремонта военной техники должен владеть методами обеспечения экологической безопасности и инженерной защиты окружающей среды для качественного решения задач служебной, эксплуатационной и военно-педагогической деятельности:

- снижения экологической нагрузки в ходе повседневной деятельности;

- оптимального выбора и эффективного использования средств и методов защиты личного состава от действия неблагоприятных экологических факторов;

- осуществления мероприятий по очистке и восстановлению окружающей среды в районе дислокации;

- активного участия в качестве командиров в экологическом обучении и воспитании подчинённых.

Таким образом, все виды военно-профессиональной деятельности военных специалистов сопряжены с решением экологических задач. Для их реализации высокое значение приобретает междисциплинарный подход к формированию экологической составляющей военно-профессиональных компетенций [2].

В связи с этим в статье рассматривается проблема управления качеством военно-профессиональной подготовки военного специалиста в вузе, а цель состоит в обосновании применения единых показателей и критериев оценки качества подготовки военного специалиста, включая качество экологической подготовки.

Методология. Методологическую основу исследования составили положение системного подхода о том, что компоненты образовательного процесса находятся во взаимосвязи друг с другом (А. И. Уемов, И. Б. Новик, Ю. А. Конаржевский); теоретические подходы к созданию образовательной среды для формирования экологоориентированного мировоззрения личности специалиста (А. В. Иващенко, В. И. Панов, А. В. Гагарин); психолого-педагогические принципы управления образовательным процессом (Т. И. Шамова, И. Я. Лернер, Н. Ф. Ефремова); основы разработки дидактических материалов для реализации принципов развивающего обучения (Е. Н. Кабанова-Меллер, А. В. Усова, В. А. Шелонцев).

Изучены основные руководящие документы в области военного образования на предмет выявления перечня требований к подготовке выпускника и управлению образовательным процессом в военных вузах МО РФ.

Отбор критериев оценки качества результатов образовательной деятельности выполнен на основе изучения научных трудов Т. И. Шамовой, И. Я. Лернера, Н. Ф. Ефремовой, а также опыта коллег, занимающихся:

- практическими вопросами совершенствования системы управления качества образовательного процесса (И. В. Коваленко и др.);

- разработкой систем оценки качества образования (В. И. Болотов, С. В. Оськин, Е. В. Арта-нонова и др.);

- повышением качества результатов военного образования (И. И. Грачев, О. Н. Пономарева и др.);

- разработкой и внедрением в образовательный процесс учебно-методических материалов, направленных на формирование таких качеств знаний и умений обучающихся, как полнота, осознанность, системность, действенность (В. А. Шелонцев, Н. А. Жигачева, О. В. Яценко и др.).

Управление образовательной деятельностью в вузе должно осуществляется согласно принципам и требованиям педагогического мониторинга (рис. 1).

Коррекция достижения образовательного результата

КУРСАНТ. ВЗВОД, ФАКУЛЬТЕТ

Комнетентностняя модель выпускника военного вуза

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС И КТ

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

текущего и промежуточного контроля, государственной агге стадии

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Качественные и количественные показатели

достижения образовательного результата

Рис. 1. Роль и место педагогического мониторинга в схеме реализации компетентностной модели выпускника военного вуза

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проектирование Формирование Контроль

Сбор сведений Оценка и анализ Прогноз

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Рис. 2. Соотношение этапов образовательной деятельности и задач педагогического мониторинга

На основе требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВО) для группы специальностей, в случае ОАБИИ - 23.05.02 «Транспортные средства специального назначения» и квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников по их должностному предназначению (КТ) сформирована компетентностная модель выпускника военного вуза [2]. Иерархия компетенций конкретизирована через знания и умения, которые курсант должен получить в вузе [2; 3].

Выходит, что, с одной стороны, каждый курсант владеет информацией о том, чему его должны научить, с другой - должен иметь ясное представление о том, насколько он соответствует этой «идеальной модели».

Требования ФГОС ВО И КТ определяют выбор средств, методов, форм организации образовательного процесса в военном вузе, для оценки качества которого в рамках каждой учебной дисциплины осуществляется текущий контроль и промежуточная аттестация, на завершающем этапе -государственная аттестация выпускников с последующим сбором отзывов о результатах прохождения службы в войсках в начальный период. Все сведения анализируют, так как именно они служат информационным обеспечением принятия педагогических и командно-управленческих решений на всех уровнях: от системы образования в вузе в целом через статистику образовательной деятельности в рамках факультета, курса, взвода до конкретного курсанта.

Педагогический мониторинг образовательной деятельности в военном вузе решает следующие задачи [4]:

- наблюдение за уровнем освоения курсантами знаний и умений как в рамках образовательных дисциплин, модулей, циклов, так и выполнение требований ФГОС ВО и КТ;

- оценка качества образовательных программ и учебно-методических материалов;

- оценка эффективности организации образовательной деятельности;

- прогноз и рекомендации по управлению образовательной деятельностью как внутри образовательных циклов, так и в вузе.

Если условно разделить образовательный процесс на три этапа то, как показано на рисунке 2, результаты мониторинга на каждом этапе образовательной деятельности равнозначно влияют на управление образовательной деятельностью в вузе в целом:

- проектирование, или разработка учебных программ, учебно-методических материалов учебных дисциплин, образовательных циклов, модулей и т. д. На этой стадии происходит отбор содержания учебной дисциплины и определение возможных путей его усвоения курсантами;

- формирование, или организация учебно-познавательной деятельности курсантов с целью овладения требуемым объёмом знаний и умений по средствам специально разработанных учебных заданий;

- контроль, или определение результатов обучения с целью диагностики эффективности этого процесса.

На рис. 1 условием эффективности педагогического мониторинга и получения достоверных, надёжных результатов сравнительного анализа служит четкое понимание сути достижения качеств знаний и умений курсантов и обоснование системы показателей и критериев их достижения [3], взамен интуитивно выставляемой количественной оценке [5].

Анализ проектируемых результатов освоения учебных дисциплин, представленный в КТ, позволяет сделать вывод о том, что базовыми качествами знаний и умений выпускника являются: действенность, прочность, системность. Показатели достижения этих качеств: полнота, обобщенность, осознанность выполнения военно-профессиональной деятельности.

Путь формирования и взаимосвязи качеств знаний и умений автор статьи трактует на основе работ И. Я. Лернера и Т. И. Шамовой [6; 7].

Единое понимание качественной характеристики результата обучения военного специалиста позволит применить единые требования не только к оценке и анализу результатов текущей и промежуточной аттестации, но выстроить чёткую стратегию управления образовательной деятельностью в вузе на стадиях проектирования учебных дисциплин, модулей, циклов и организации учебно-познавательной деятельности курсантов [3; 8-10].

Результаты реализации идей в образовательном процессе по экологической подготовке военного специалиста. В основе качеств знаний и умений военных специалистов лежат вполне определённые способности. Для диагностики их сформированности удобно применять следующие критерии оценки достижения образовательного результата: полнота усвоения учебных умений; результативность решения задач разной сложности/трудности; способность выполнять нестандартные (нешаблонные) учебные задачи. Рассмотрим их применение для оценки качества экологической подготовки военных специалистов на примере выполнения задачи следующего содержания.

Задача 1. Выработать предложения по уменьшению количества загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух на территории парка в период массового выхода военной автомобильной техники.

1. Полнота усвоения учебных умений. Каждое умение может быть рассмотрено как совокупность действий и операций [11]. Для оценки качества сформированного умения достаточно соотнести число выполненных и необходимых для выполнения действий в составе деятельности по его выполнению [12].

Для выполнения задачи курсантам нужно вычислить:

- максимально разовый выброс основных загрязняющих веществ от всех единиц техники с учётом времени прогрева, холостого хода, пробега техники по территории парка;

- концентрацию этих загрязняющих веществ в приземном слое воздуха с учетом коэффициента разбавления воздуха и фоновой концентрации;

- индекс загрязнения и сделать вывод о качестве атмосферного воздуха.

На основании руководящих документов по военному природопользованию и требований к техническому обеспечению военной техники перечислить мероприятия по снижению концентрации основных загрязняющих веществ в отработавших газах.

Полнота выполнения умения обеспечивается способностью выполнить все перечисленные действия. Безусловно, каждое действие в составе деятельности может быть рассмотрено как совокупность выполненных операций [11]. Например, отдельно можно оценить правильность выполнения расчёта разового выброса для разных категорий машин, умение правильно определить температуру прогрева, исходя из условий хранения и так далее. Глубину анализа усвоения умения, исходя из образовательной ситуации и целесообразности, определяет педагог.

Полнота сформированности действий в составе деятельности, осознанность в выполнении оценки экологической обстановки, выражающаяся в первую очередь в соблюдении последовательности, выводах и установлении причинно-следственных связей между условиями хранения и эксплуатации военной техники, её техническими характеристиками и нагрузкой на окружающую среду, есть показатель действенности знаний и умений.

2. Результативность решения задач разной сложности/трудности. Величина индекса сложности задачи будет определяться числом загрязняющих веществ и количеством категорий машин, по которым нужно выполнить расчёт [13]. Степень трудности - через обобщенность формулировок требования и абстрактность условий [14].

Курсанты выполняют задачу 1, проводя максимально подробные вычисления на основе сведений о количестве единиц техники, хранящейся в парке воинской части, среднемесячной температуре воздуха, условиях хранения машин, расстоянии пробега по территории парка на основе инструкции по вычислению. В реальной служебной ситуации военные специалисты ТТО и АТО не будут напрямую связаны с выполнением таких расчётов, однако на каждом из них лежит ответственность за экологическую безопасность в подразделении и в воинской части. Цель выполнения подобного рода

вычислений заключается в подготовке к выполнению экспресс-диагностики экологической обстановки в разных условиях и способности принимать обоснованные решения, исходя из реальной ситуации. Для этого действия сначала нужно научить выполнять менее трудные задачи для того, чтобы оперативно решать их в обобщённом и свёрнутом виде при организации мероприятий по обеспечению экологической безопасности в служебной деятельности.

Формулировка задачи 1 является примером задания максимальной степени трудности - условия и требования сформулированы в общем виде, способ выполнения не очевиден. В такой формулировке задание целесообразно использовать для контроля умений курсантов на завершающих занятиях в теме «Контроль экологической безопасности» или при проведении промежуточной аттестации по дисциплине «Экология», чтобы проверить не только знание всех этапов решения, но и способность обратиться к алгоритму оценки, сделать предположение о возможном влиянии разных факторов на экологическую обстановку в парке воинской части при массовом выезде техники.

Правильно составленный перечень мероприятий по снижению выброса загрязняющих веществ с указанием ответственных должностных лиц есть показатель сформированности прочности, действенности экологических знаний и умений.

3. Способность выполнять нестандартные (нешаблонные) учебные задачи. Согласно типологии учебных задач Е. Н. Кабановой-Меллер [15], решение нестандартных задач требует преобразования и условий, и способа деятельности. Применительно в военному профессиональному образованию можно добавить ещё одно условие: решение нестандартных задач лежит в междисциплинарной области. Для оценки экологической подготовки военных специалистов в рамках образовательного процесса в вузе целесообразно говорить о решении задач военно-прикладной направленности, максимально приближенных к задачам военной службы. В связи с этим задача 1 может быть предложена курсанту и при изучении дисциплин:

- «Организация и безопасность движения» при изучении темы «Экологическая безопасность транспортных средств» для формирования и последующей оценки системности военно-профессиональных знаний в области обеспечения безопасности военной службы;

- «Эксплуатация и диагностика военных гусеничных и колесных машин» при изучении темы «Парки воинских частей и внутренняя служба в них» для формирования и последующей оценки прочности знаний о требованиях безопасности при эксплуатации БТВТ и ВАТ.

Формулировка задачи 1 может быть несколько изменена в сторону смещения акцента от экологических аспектов к выполнению служебных обязанностей. Рассмотрим эту возможность на примере задач 2 и 3.

Задача 2. В должности начальника автомобильной службы разработать мероприятия, позволяющие улучшить качество атмосферного воздуха на территории парка воинской части в период массового выхода автомобильной техники.

Задача 2 может быть использована в дисциплине «Управление подразделениями в мирное время» при отработке умений организовывать и выполнять мероприятия подразделения в соответствии с должностным предназначением.

Задача 3. Составить перечень мероприятий по обеспечению экологической безопасности в парке воинской части, за невыполнение или халатное выполнение которых военнослужащие привлекаются к: а) дисциплинарной; б) административной ответственности.

Задача 3 может быть использована в дисциплинах «Правоведение» при формировании и оценке системности и действенности знаний о правовых основах и направлениях работы по предупреждению правонарушений в подразделении (воинской части) или «Общевоинские уставы ВС РФ» при формировании и оценке прочности умения руководствоваться положениями общевоинских уставов при выполнении должностных и специальных обязанностей в повседневной деятельности.

Использование заданий, сформулированных в общем виде и направленных на решение экологических задач военной службы посредством привлечения дидактического материала других дисциплин, формирует действенность, прочность и системность знаний и умений военного специалиста, в основе этих качеств лежит полнота, обобщённость, осознанность знаний и умений. Это даёт надежду на твёрдость экологических намерений и осознанность выполнения экологических обязанностей в будущей военной деятельности.

Таким образом, для качественной экологической подготовки военного специалиста преподаватели военного вуза должны уметь проектировать целостную систему учебных задач [16], которая структурно и содержательно отражает формируемые знания и умения военных специалистов, соответствующие требованиям качества.

Выводы. Для качественного управления экологической подготовкой военного специалиста важно направить усилия на создание и внедрение в учебный процесс системы учебных заданий, направленных на формирование действенности, прочности, системности знаний и умений. Для этого учебные задачи должны быть направлены на формирование полноты умения выполнять действия разной сложности/трудности, находить решение в нестандартных (не связанных с учебной дисциплиной «Экология») ситуациях. Задачи должны носить междисциплинарный военно-прикладной характер. Решение находится в области привлечения знаний и умений специальных и военно-профессиональных дисциплин, и, наоборот, в дисциплинах специального и военно-профессионального циклов использовать задания с экологическим содержанием.

Использование единых критериев оценки качества подготовки военного специалиста на всех стадиях образовательной деятельности по всем дисциплинам военного вуза дает возможность синхронизировать результаты образовательного процесса, эффективно управлять образовательной деятельностью курсантов, а также снизить риск получения неудовлетворительных образовательных результатов.

Библиографический список

1. Селезнева О. В. Экологическая компетентность в модели выпускника военного вуза // Мир образования - образование в мире. 2018. № 1 (69). С. 81-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35020585 (дата обращения 07.10.2018).

2. Селезнева О. В. Содержание курса экологии для обучения специалистов автотехнического обеспечения войск // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018 №2(32). С. 134-141. URL: https://rucont.ru/efd/661267 (дата обращения 07.10.2018).

3. Грачев И. И., Пономарева О. Н., Евдокимова О. В. Разработка учебных материалов высшей военной школы в соответствии с паспортом компетенции // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (часть 1) [Электронный ресурс]. URL: https://srience-education.ru/ru/artide/view?id=19233 (дата обращения 03.10.2018).

4. Коваленко И. В. Педагогический мониторинг как средство управления качеством // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012 № 1-2. С. 262-271. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18256119 (дата обращения 07.10.2018).

5. Болотов В. И., Вальдман И. А., Ковалева Г. И., Пинская М. А. Российская система оценки качества образования: главные уроки // Качество образования в Евразии [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rossiyskaya-sistema-otsenki-kachestva-obrazovaniya-glavnye-uroki (дата обращения 03.10.2018).

6. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание,1978. 47 с.

7. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. М.: Академия, 2005. 384 с.

8. Оськин С. В., Оськина Г. П. Инновационный подход к оценке качества образования в вузах // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 106 (02). С. 1-23. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/inovatsionnyy-podhod-k-otsenke-kachestva-obrazovaniya-v-vuzah (дата обращения 03.10.2018).

9. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012. 416 с.

10. Артамонова Е. В. Современное оценивание образовательных результатов в профессиональном образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1. С. 198-201. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennoe-otsenivanie-obrazovatelnyh-rezultatov-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 22.07.18).

11. Габай Т. В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 240 с.

12. Усова А. В. Развитие исследований по формированию у школьников обобщенных учебных познавательных умений. Челябинск, Челябинский ГПУ, 1992. 135с.

13. Жигачева Н. А., Рыженко Н. Г. Графовое моделирование структур решений сюжетных задач // Математические структуры и моделирование. Вып. 4. 1999. С. 104-117.

14. Яценко О. В. Учебные знаковые модели как полифункциональное средство формирования обобщенных умений по химии : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2007. 20 с.

15. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение // Новое в жизни, науке, технике. 1981. № 6. 92 с. (Педагогика и психология).

16. Шелонцев В. А., Логиновская Е. А., Ждан Н. А. Проектирование и использование систем учебных химических задач для формирования предметных умений школьников // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 168-171. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-i-ispolzovanie-sistem-uchebnyh-himicheskih-zadach-dlya-formirovaniya-predmetnyh-umeniy-shkolnikov (дата обращения 03.10.2018).

O. V. Selezneva,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk Automobile Armored Engineering Institute, 14 Military Town, Cheremushki village, Omsk, 644098, Russian Federation ORCID ID: http:orcid.org/0000-0003-3973-4418

e-mail: olsel55@ya.ru

QUALITY ASSESSMENT OF MILITARY SPECIALISTS ENVIRONMENTAL TRAINING AS A PART OF UNIVERSITY EDUCATION

Introduction. There is no doubt that environmental training of military specialists is very important nowadays. Environmental safety assurance is a unit of competency of the military professional, therefore the assessment of quality of environmental training is to be carried out as in the course of studying Ecology, as in the course of studying special and military professional disciplines using a common psychological and pedagogical approach to it. Development and implementation of common criteria of assessment of results quality in education in a military university are fundamental concepts of modern military education. This problem has not been resolved yet. Nowadays, there is no consensus on what criteria should form the basis of objective assessment. Since the military ecology is a relatively new branch of knowledge with an insufficiently developed didactic apparatus, there is no general approach to assessment of ecological knowledge and skills as part of the training of a troop maintenance specialist, and there no solutions to this issue among private methods of teaching military disciplines.

Methodology. The methodological basis of the study was the provision of a systematic approach that components of the educational process are in correlation with each other (Ujomov A. I., I. B. Novik, Yu. A. Konarzewski); theoretical approaches to create an educational environment for the formation of environmentally oriented worldview of professional identity (A. V. Ivashchenko, V. I. Panov, A. V. Gagarin); the psycho-pedagogical principles of management of educational process (T. I. Shamova, I. Ya. Lerner, N. F. Ephraim); the basics of developing teaching materials for the implementation of the principles of developmental education (E. N. Kabanova-Meller, A. V. Usov, V. A. Shelontsev).

Results. The text contains the opinion of the author concerning the quality management of training of military specialist, grounds for the use of criteria for assessment of knowledge and skills of ecology in the military professional education.

Survey and implementation of the results were carried out in the Omsk Automobile and Armored Engineering Institute. Practical implications of the study include the description of purposes, objectives, stages of pedagogical monitoring in a military university to prove the significance of quality control of the environmental training of a military specialist, the schematic representation of the conditions and criteria for achieving such qualities as efficiency, tenacity, consistency, the consideration of examples of assessment of the completeness, awareness, generalization of environmental skills.

Keywords: military ecology, military ecology teaching methods, pedagogical monitoring, quality of training, training quality criteria.

References

1. Selezneva O. V. Environmental competence of a military university graduate. Mir obrazovaniya -Obrazovaniye v mire, 2018, No.1 (69), pp. 81-89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35020585 (reference date: October 07, 2018).

2. Selezneva O. V. The content of the course of ecology for training of specialists for vehicle and equipment support of troops. Nauka o cheloveke: gumanitarniye issledovaniya, 2018, No. 2(32), pp. 134-141. URL: https://rucont.ru/efd/661267 (reference date: October 07, 2018).

3. Grachev I. I., Ponomareva O. N., Evdokimova O. V. Development of teaching materials of the military universities in accordance with the competency passport. Sovremenniye problemy nauki i obrezovaniya, 2015, No. 1 (part 1) [Electronic source]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19233 (reference date: 03.10.2018).

4. Kovalenko I. V. Monitoring of the educational process as a means of quality management. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki, 2012, No. 1-2, pp. 262-271. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18256119 (reference date: October 07, 2018).

5. Bolotov V. I., Waldman I. A., Kovaleva G. I., Pinskaya M. A. Russian education quality assessment system: main lessons. Kachestvo obrazovaniya v Yevrazii. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rossiyskaya-sistema-otsenki-kachestva-obrazovaniya-glavnye-uroki (reference date: 03.10.2018).

6. Lemer I. Ya. The qualities of student knowledge. What should they be? Moscow: Znaniye, 1978, 47 p.

7. Shamova Т. I. Upravleniye obrazovatel'nymi sistemami [Management of educational systems]. T. I. Shamova, T. M Davydenko, G. N. Shibanova - Moscow: Akademiya, 2005, 384 p.

8. Oskin S. V., Oskina G. P. innovative approach to assessing the quality of education in universities. Nauchnyy zhurnal KubGAU, No. 106 (02), 2015, pp. 1-23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inovatsionnyy-podhod-k-otsenke-kachestva-obrazovaniya-v-vuzah (reference date: 03.10.2018).

9. Yefremova N. F. Kompetentsii v obrazovanii: formirovaniye i otsenivaniye [Competences in education: formation and assessment] / N. F. Yefremova, Moskow, Izdatel'stvo "Natsional'noye obrazovaniye", 2012. 416 p.

10. Artamonova Е. V. Modern assessment of results of education in vocational education. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, No. 1, pp. 198-201. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennoe-otsenivanie-obrazovatelnyh-rezultatov-v-professionalnom-obrazovanii (reference date: 22.07.18).

11. Gabay Т. V. Pedagogicheskaya psikhologiya: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Educational psychology: a textbook for students of higher learning. establishments]. - Moscow: Akademiya, 2003, 240 p.

12. Usova А. V. Razvitiye issledovaniy po formirovaniyu u shkol'nikov obobshchennykh uchebnykh poznavatel'nykh umeniy [The development of research on the formation of generalized educational cognitive skills in schoolchildren] /A. V. Usova, Chelyabinsk, Chelyabinskiy GPU, 1992, 135 p.

13. Zhigacheva N. А., N. G. Ryzhenko. Graph modeling of word problems solutions / Matematicheskiye struktury i modelirovaniye, Adition No.4 , Omsk, OGU, 1999 , pp.104-117.

14. Yatsenko О. V. Educational sign models as polyfunctional means of formation of the generalized skills in chemistry. - Moscow, 2007. 20 p.

15. Kabanova-Meller Ye. N. Learning activity and developmental teaching Ye. N. Kabanova - Meller. Novoye v zhizni, nauke, tekhnike. Ser. "Pedagogika ipsikhologiya". No. 6, Moscow: Znaniye, 1981, 92 p.

16. Shelontsev V. А. Design and use of systems of chemistry problems for the formation of subject skills in schoolchildren / V. А. Shelontsev, E. А. Loginovskaya, N. А. Zhdan. Omskiy nauchniy vestnik, 2007, No. 4 (58), pp. 168-171. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-i-ispolzovanie-sistem-uchebnyh-himicheskih-zadach-dlya-formirovaniya-predmetnyh-umeniy-shkolnikov (reference date: 03.10.2018).

Поступила в редакцию 29.10.2018 © О. В. Селезнева, 2019

Автор статьи: Ольга Владимировна Селезнева, кандидат педагогических наук, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт, 644098, Омск, п. Черёмушки, 14-й Военный городок, e-mail: olsel55@ya.ru

Рецензенты:

М. Ю. Гаврюшкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и здоровья, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В. М. Шукшина, Бийск. И. В. Пенькова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры огневой подготовки, Омская академия МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.