ГрОПЛОТО Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
ISSN 2686-8725 (online) 2020. Том 5. Выпуск 2. С. 223-227 / 2020. Volume 5. Issue 2. P. 223-227
ISSN 2500-0039 (print) Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru
Методика реализации педагогических условий развития коммуникативной компетентности курсантов военного вуза
Григорьева Д. А.1 • Найн А. Я.2, д. пед. н, проф. • Карпова О. Л.3, д. пед. н, проф. 1 2 3 Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Аннотация. Цель исследования - разработка и обоснование методики реализации педагогических условий развития коммуникативной компетентности курсантов военного вуза на основе интегративно-развивающего подхода. Предлагается вариант оптимизации данного процесса на основе разработанной и обоснованной авторской методики, ключевым ядром которой выступают педагогические условия развития коммуникативной компетентности курсантов. В качестве показателя высокой актуальности представленного материала раскрывается содержание педагогических условий развития коммуникативной компетентности курсантов, реализуемых на основе интегративно-развивающего подхода. Научная новизна заключается в разработке авторской методики развития коммуникативной компетентности курсантов военного вуза на основе принципов (целостности, интеграции и развития) и ключевой идеи инновационного интегративно-развивающего подхода. Ключевые слова и фразы: методика; педагогические условия; коммуникативная компетентность; интегративно-развивающий подход; курсанты военного вуза.
EN
Methodology to Develop Military Students' Foreign-Language Communicative Competence
Grigor'eva D. A.1 • Nain A. Y.2, Dr • Karpova O. L.3, Dr
1 2 3 Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Abstract. The research objective includes development and justification of pedagogical methodology to form military students' foreign-language communicative competence on the basis of the integrative-developmental approach. The research task is as follows: to optimize this process on the basis of the authors' original methodology focused on creating pedagogical conditions to develop military students' foreign-language communicative competence. Relevance of the study lies in the fact that the authors describe pedagogical conditions to develop military students' foreign-language communicative competence on the basis of the inte-grative-developmental approach. Scientific originality of the paper includes development of the authors' original methodology to form military students' foreign-language communicative competence on the basis of the key principles (integrity, integration and development) of the innovative integrative-developmental approach.
Key words and phrases: methodology; pedagogical conditions; communicative competence; integrative-developmental approach; military students.
Введение
Сегодня в научном сообществе уже сложилось четкое представление о том, что высшее образование, в том числе военное, больше не может отвечать узким целям формирования знаний, умений и навыков. Оно призвано решать более масштабные проблемы развития и становления личности курсанта, вхождения человека в социальный мир. С точки зрения инноваций российская высшая школа должна создать условия для развития эффективной системы взаимодействия образования с рынком труда.
Акцентируя внимание на ключевых приоритетах образовательной политики в сфере военного образования, следует особо отметить возрастающую в современном социуме роль коммуникации как следствие расширения межличностных, межрегиональных и международных связей во всех сферах общественной жизни.
Е-mail: 1 [email protected], 2 [email protected], 3 [email protected]
Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 10.02.2020; опубликовано онлайн (published online): 21.04.2020 УДК 378.6 | https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.2.17
© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
В этой связи основным результатом деятельности военной образовательной организации выступает подготовка компетентного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, способного к эффективным коммуникациям и взаимодействию на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Исходя из этого, развитие коммуникативной компетентности будущего специалиста, курсанта военного вуза, является приоритетной задачей на современном этапе становления военного образования, чем и обосновывается актуальность данного исследования.
Исходя из поставленной цели, авторы решали следующие задачи:
- на основе анализа научных концепций уточнить понятие и определить структуру коммуникативной компетентности курсантов военного вуза;разработать педагогические условия развития коммуникативной компетентности курсантов и особенности их реализации на основе интегративно-развивающего подхода;
- раскрыть авторскую методику реализации педагогических условий в образовательном процессе военного вуза.
Методология исследования основывается на принципах и ключевых идеях интегративно-развивающего подхода. В качестве метода исследования использован анализ педагогического опыта развития коммуникативной компетентности курсантов в процессе изучения иностранного (английского) языка.
Исследование теоретико-методологических основ изучаемой нами проблемы развития коммуникативной компетентности базируется на ряде ключевых положений и концепций. Среди них: концепция целостного развития личности (Ю. К. Бабанский, В. С. Ильин, А. В. Хуторской и др.); методология интегративно-развивающего подхода (О. Л. Карпова, А. Я. Найн, Е. Ю. Суховецкая, А. А. Вяткин, Л. А. Шипилина); теория общения и коммуникации (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. П. Буева, М. С. Каган, Б. Ф. Ломов и др.); концепция рефлексии (А. Я. Найн, А. М. Новиков, А. Н. Щукин и др.); теоретические положения методики обучения иностранным языкам и оценивания иноязычной компетентности (А. О. Андрух, О. В. Викулина, А. Г. Ковалева, И. А. Мазаева, О. В. Москотина, М. В. Рыбакова и др.).
Исходя из осмысления изучаемой сущности представленных теорий и концепций, было уточнено ключевое понятие «коммуникативная компетентность курсантов военного вуза» как интегративное профессиональное значимое качество личности, позволяющее осуществлять продуктивное профессиональное взаимодействие с использованием иностранного языка при решении профессиональных задач [2, с. 89].
Методологической основой исследования выступает интегративно-развивающий подход. Его сущность раскрывается в работах Т. Г. Жарковской и И. Ю. Синельникова [3], Д. А. Григорьевой и А. Я. Найна [2], О. Л. Карповой и А. Я. Найн [4], Ю. В. Слободчиковой [8], Е. Ю. Суховецкой, А. А. Вяткина, В. А. Конова, В. В. Килина [9], Л. А. Шипилиной [10] и других ученых.
Формулировка этого подхода, как отмечает Л. А. Шипилина, отражает его содержание и ключевую идею. Интегративность отражает [Там же, с. 73]: тенденции развития общества на пути социально-экономических преобразований; процессы, протекающие в высшей школе, которые проявляются в усилении взаимозависимости вузов с другими системами общества, в необходимости подготовки специалистов, способных профессионально работать и развиваться в постоянно меняющихся условиях. Ключевая идея интегративно-развивающего подхода заключается в том, что развитие коммуникативной компетентности курсанта, с одной стороны, направлено на формирование готовности к постоянному саморазвитию, а с другой - способствует самореализации личности в деятельности. В основании данного подхода находится система принципов: целостности, интеграции и развития.
Именно на этой основе рассматривалась сущность коммуникативной компетентности, разрабатывались педагогические условия и методика их реализации.
Основная часть
Для разработки педагогических условий и методики их реализации необходимо не только уточнить само понятие коммуникативной компетентности, но и определить его структуру (см. Рис. 1).
Рисунок 1. Схема структуры коммуникативной компетентности курсантов военного вуза
Представленные на Рис. 1 структурные компоненты взаимосвязаны между собой и в совокупности отображают целостное представление об изучаемой нами коммуникативной компетентности курсантов.
Теоретический компонент содержательно включает знания: целей, норм, условий, способов и стилей эффективной коммуникации; языковых средств, включая грамматику, лексику и фонетику; сущности
и особенностей коммуникативной компетентности военнослужащего; особенностей взаимодействия в различных ситуациях профессионального общения с использованием иностранного языка.
Практический компонент представлен следующими составляющими: а) прогностические коммуникативные навыки общения (способность планировать общение и прогнозировать его развитие в зависимости от условий; способность решать профессиональные задачи, точно передавая и четко воспринимая смысл устного и письменного общения на иностранном языке); б) инструментальные коммуникативные навыки (активные навыки слушания, способность задавать вопросы на иностранном языке, адекватная ответная реакция, демонстрирующая знания языковых средств и т.д.).
Личностный компонент включает: мотивацию к изучению иностранного языка; коммуникативную толерантность; уверенность в себе; эмпатию; готовность к иноязычному взаимодействию с коллегами по службе; владение методикой самооценки и совершенствования коммуникативной компетентности; навыки контроля и самоконтроля, способность выдерживать давление и манипуляции, преодолевать коммуникативные трудности.
Содержательно-смысловые характеристики, лежащие в основе каждого из выделенных компонентов, интегрируют коммуникативную компетентность как иноязычную, формируемую на занятиях по иностранному языку, с профессиональной.
Осмысление понятия и структуры коммуникативной компетентности курсантов военного вуза послужило базисом для разработки педагогических условий и методики их реализации. Сама дефиниция «педагогические условия» характеризуется нами как совокупность объективных возможностей содержания, методов, форм, приемов и материально-пространственной среды, влияющих на процесс развития коммуникативной компетентности курсантов на основе интегративно-развивающего подхода [4, с. 372].
Проведенный в ходе исследования тщательный анализ и синтез психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме [1-10], собственный опыт преподавания английского языка у курсантов военного вуза, а также изученные методологические основания интегративно-развивающего подхода позволили разработать следующие педагогические условия развития коммуникативной компетентности курсантов военного вуза, реализуемые на занятиях иностранным языком:
1) обучение иностранному языку сопровождается критериально-диагностическим обеспечением уровня сформированности коммуникативной компетентности курсантов;
2) реализуется комплексное методическое обеспечение, направленное на развитие коммуникативной компетентности курсанта как фактора его профессионализма;
3) процесс развития коммуникативной компетентности осуществляется в контексте рефлексивного управления, включающего механизмы самопознания, самооценки и саморазвития.
Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности курсантов вуза, как показало исследование, должны носить постоянный и системный характер, внедряться на протяжении всего срока изучения иностранного языка. Отметим и ключевые особенности реализации разработанных педагогических условий в соответствии с требованиями интегративно-развивающего подхода, основополагающими принципами которого являются целостность, интеграция и развитие.
1. Образовательный процесс вуза основан на интеграции дисциплины «Иностранный язык», которая входит в базовую часть учебного плана, с дисциплинами специализации и соответствующими видами практик. Приоритетным в развитии коммуникативной компетентности выступает практико-ориентированная деятельность курсантов при изучении иностранного языка. Это, в свою очередь, способствует овладению курсантами профессионально значимыми знаниями, умениями и навыками, формированию профессиональных ценностей специалистов, развитию профессиональной мотивации, а также личностных и профессионально значимых качеств, необходимых для решения профессиональных задач средствами иностранного языка.
2. Субъекты образовательного процесса, в нашем исследовании - это курсанты и педагоги, включены в совместную деятельность, охватывающую разнообразные формы организации практико-ориентированной учебной деятельности, целью которой является достижение высокого уровня сформированности коммуникативной компетентности обучающихся военного вуза.
3. Формы организации учебного процесса включают в себя сочетание традиционных и инновационных методик, предполагающих формирование навыков поведения и опыта коммуникации в разнообразных ситуациях профессионального взаимодействия, связанных с использованием иностранного языка.
4. Курсанты включены не только в аудиторную, но и в активную самостоятельную работу, компенсирующую дефицит времени, отведенного для изучения иностранного языка в военном вузе. Оптимальное сочетание аудиторной и самостоятельной работы является условием развития и поддержания интереса и положительных эмоций обучающихся.
5. Преподаватель выступает в роли наставника, партнера для обучающегося в процессе развития его коммуникативной компетентности. В ходе такого рода взаимодействия курсанты становятся полноправными участниками образовательного процесса.
6. Учитываются индивидуальные и личностные характеристики курсантов.
7. Рефлексивно-образовательная среда является фактором развития коммуникативной компетентности курсантов.
Авторская методика базируется на реализации разработанных в исследовании педагогических условий, каждое из которых включает методы, приемы и средства, в совокупности способствующие повышению уровня развития коммуникативной компетентности курсантов. Рассмотрим методику реализации педагогических условий более подробно.
Первое педагогическое условие - обучение иностранному языку сопровождается критериально-диагностическим обеспечением уровня сформированное™ коммуникативной компетентности курсантов.
При его реализации мы учитываем ту особенность, что и курсанты, и педагоги являются полноправными участниками-субъектами образовательного процесса [1, с. 46-49]. В этой связи являются заинтересованными в качестве образования в целом и развитии коммуникативной компетентности в частности. При таком подходе диагностическое обеспечение реализуется не только преподавателем, но и самими обучающимися на протяжении всего периода изучения иностранного языка. Это говорит о том, что такие срезы выполняются не только в начале и конце курса, но и в периоды промежуточной аттестации курсантов, а также по мере необходимости.
Тематика диагностических процедур и контрольно-измерительных материалов, как показывает практика, должна быть ориентирована на все виды профессиональной деятельности будущего выпускника военного вуза, определенные в ФГОС ВО по специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (уровень специалитета)» [7]: эксплуатационно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская; учебно-тренировочная и методическая. Такой подход отвечает принципам целостности, интеграции и развития, лежащим в основе интегративно-развивающего подхода.
Иностранный язык, как пишет О. В. Москотина, является средством интеграции гуманитарного и технического знания, что способствует формированию нового междисциплинарного мировоззрения. Взаимосвязь учебных дисциплин способствует созданию в сознании будущего специалиста целостной научной картины, которая будет служить основой его последующей практической деятельности. Общие, целостные свойства возникают в результате взаимодействия [6, с. 96].
Исходя из этого, содержание учебных и оценочных материалов по иностранному языку должно отражать профессиональный аспект, быть ориентировано на лексику и фразеологию, посвященную эксплуатации и применению авиационных навигационных комплексов, позволяющую активно использовать такие категории, как «навигация», «навигация и связь», «полеты», «штурманские задачи», «авиационный персонал» и другие.
Второе педагогическое условие - реализуется комплексное методическое обеспечение, направленное на развитие коммуникативной компетентности курсанта как фактора его профессионализма.
Следует отметить, что сама дисциплина «Иностранный язык» служит источником более глубокого освоения специальности и практического применения полученных знаний, умений, навыков в профессиональной деятельности военнослужащего. А применяемый нами интегративно-развивающий подход позволяет усилить междисциплинарную и практическую составляющие.
Методическое обеспечение данного условия включает разнообразные формы, методы, средства и приемы, как традиционные, так и явно инновационного характера, и направлено на развитие коммуникативной компетентности курсанта как фактора его профессионализма. В практике работы с курсантами были апробированы такие инновационные методы, как междисциплинарные проекты и коммуникативно-речевые ситуации.
Так, например, работая над междисциплинарными проектами, курсанты осваивают терминологию специальности, знакомятся с научно-технической литературой, выполняют расчетно-графические и другие работы. Защита результатов проекта проходит на иностранном языке с мультимедийной презентацией. Курсанты отрабатывают умения публично представлять научные результаты, вести диалог/дискуссию на иностранном языке. Такой опыт способствует более эффективному развитию коммуникативной компетентности.
Нами были апробированы следующие проекты: «Современные тенденции развития авиационных комплексов»; «Безопасная эксплуатация авиационных комплексов»; «Расследование авиационных происшествий» и др.
Результаты междисциплинарных проектов находят отражение во внеаудиторной научно-исследовательской деятельности. Обучающиеся пишут тезисы, в том числе на иностранном языке. Лучшие работы представляются на международной научно-практической конференции, проводимой ежегодно. Докладчики получают опыт публичных выступлений, участия в научных дискуссиях на иностранном языке в профессиональной сфере. Таким образом, курсанты накапливают профессиональные знания и повышают уровень сформированности коммуникативной компетентности.
Третье педагогическое условие - процесс развития коммуникативной компетентности осуществляется в контексте рефлексивного управления, включающего механизмы самопознания, самооценки и саморазвития.
При выборе данного педагогического условия мы руководствовались тем, что рефлексия является приоритетным движущим фактором развития коммуникативной компетентности курсантов. Само понятие «рефлексия» возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.
Рефлексия, как отмечает В. А. Метаева, - это развиваемая способность, и наиболее эффективно это развитие происходит в условиях специально организованной деятельности. Условиями развития являются создание инновационной среды, наличие одного проблемного поля, актуализация опыта деятельности, свободная и активная межличностная коммуникация, опора на процедурные элементы рефлексии, дискуссионность [5, с. 9].
Становлению и оформлению рефлексивной позиции курсантов способствовали учебные ситуации, намеренно сконструированные нами в процессе изучения иностранного языка: ситуации, требующие рецензирования, оценки высказывания личного мнения; ситуации, стимулирующие стремление курсантов к доказательности, к обоснованию своей позиции, к постановке вопросов, к ведению дискуссии и к самооценке.
Заключение
Разработанная авторская методика исходит из смысловой сущности самой дефиниции коммуникативной компетентности, ее структуры и педагогических условий, базирующихся на основе интегративно-развиваю-щего подхода.
В процессе исследования разработаны следующие педагогические условия:
1) обучение иностранному языку сопровождается критериально-диагностическим обеспечением уровня сформированности коммуникативной компетентности курсантов;
2) реализуется комплексное методическое обеспечение, направленное на развитие коммуникативной компетентности курсанта как фактора его профессионализма;
3) процесс развития коммуникативной компетентности осуществляется в контексте рефлексивного управления, включающего механизмы самопознания, самооценки и саморазвития.
Каждое педагогическое условие сопровождается совокупностью методов, приемов и средств, которые способствуют, как показывает практика, повышению мотивации курсантов к изучению иностранного языка, ценностному отношению к межкультурной профессиональной коммуникации; вырабатывают умения осуществлять деятельность, направленную на межкультурное профессиональное коммуникативное взаимодействие с целью обогащения коммуникативного опыта; способствуют адекватной самооценке результатов коммуникативной профессиональной деятельности и совершенствованию приобретенного коммуникативного опыта. В целом данные показатели позволяют сделать вывод об успешности авторской методики развития коммуникативной компетентности курсантов военного вуза.
Список источников
1. Голубев В. Ю. Формирование коммуникативной компетенции у курсантов военного института // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 4 (12). С. 46-49.
2. Григорьева Д. А., Найн А. Я. Развитие коммуникативной компетентности курсантов военного вуза на основе интегра-тивно-развивающего подхода // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. № 11. С. 87-93.
3. Жарковская Т. Г., Синельников И. Ю. Интегративный подход как способ междисциплинарного взаимодействия // Педагогика. 2018. № 8. С. 91-95.
4. Карпова О. Л., Найн А. Я. Развитие коммуникативной компетенции бакалавров физической культуры на основе инте-гративно-развивающего подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. Ч. 3. С. 370-374.
5. Метаева В. А. Методологические и методические основы рефлексии: учеб. пособие. Екатеринбург: РГППУ, 2006. 99 с.
6. Москотина О. В. Языковая подготовка курсантов как способ формирования профессиональных и личностных качеств будущих специалистов // Педагогическое образование и наука. 2013. № 1. С. 95-97.
7. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (уровень специалитета) [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1020. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71383612/ (дата обращения: 02.02.2018).
8. Слободчикова Ю. В. Развитие коммуникативной компетентности курсантов в контексте их профессионального становления // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 1. С. 222-227.
9. Суховецкая Е. Ю., Вяткин А. А., Конов В. А., Килин В. В. Интегративный подход в педагогике как основа профессионального образования курсантов вузов внутренних войск России // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. 2007. № 3 (25). С. 82-84.
10. Шипилина Л. А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. 293 с.