Научная статья на тему 'Методика реализации педагогических условий развития коммуникативной компетентности курсантов военного вуза'

Методика реализации педагогических условий развития коммуникативной компетентности курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / METHODOLOGY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INTEGRATIVE-DEVELOPMENTAL APPROACH / MILITARY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Дарья Александровна, Найн Альберт Яковлевич, Карпова Ольга Леонидовна

Цель исследования разработка и обоснование методики реализации педагогических условий развития коммуникативной компетентности курсантов военного вуза на основе интегративно-развивающего подхода. Предлагается вариант оптимизации данного процесса на основе разработанной и обоснованной авторской методики, ключевым ядром которой выступают педагогические условия развития коммуникативной компетентности курсантов. В качестве показателя высокой актуальности представленного материала раскрывается содержание педагогических условий развития коммуникативной компетентности курсантов, реализуемых на основе интегративно-развивающего подхода. Научная новизна заключается в разработке авторской методики развития коммуникативной компетентности курсантов военного вуза на основе принципов (целостности, интеграции и развития) и ключевой идеи инновационного интегративно-развивающего подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Дарья Александровна, Найн Альберт Яковлевич, Карпова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology to Develop Military Students’ Foreign-Language Communicative Competence

The research objective includes development and justification of pedagogical methodology to form military students’ foreign-language communicative competence on the basis of the integrative-developmental approach. The research task is as follows: to optimize this process on the basis of the authors’ original methodology focused on creating pedagogical conditions to develop military students’ foreign-language communicative competence. Relevance of the study lies in the fact that the authors describe pedagogical conditions to develop military students’ foreign-language communicative competence on the basis of the integrative-developmental approach. Scientific originality of the paper includes development of the authors’ original methodology to form military students’ foreign-language communicative competence on the basis of the key principles (integrity, integration and development) of the innovative integrative-developmental approach.

Текст научной работы на тему «Методика реализации педагогических условий развития коммуникативной компетентности курсантов военного вуза»

ГрОПЛОТО Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

ISSN 2686-8725 (online) 2020. Том 5. Выпуск 2. С. 223-227 / 2020. Volume 5. Issue 2. P. 223-227

ISSN 2500-0039 (print) Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

Методика реализации педагогических условий развития коммуникативной компетентности курсантов военного вуза

Григорьева Д. А.1 • Найн А. Я.2, д. пед. н, проф. • Карпова О. Л.3, д. пед. н, проф. 1 2 3 Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация. Цель исследования - разработка и обоснование методики реализации педагогических условий развития коммуникативной компетентности курсантов военного вуза на основе интегративно-развивающего подхода. Предлагается вариант оптимизации данного процесса на основе разработанной и обоснованной авторской методики, ключевым ядром которой выступают педагогические условия развития коммуникативной компетентности курсантов. В качестве показателя высокой актуальности представленного материала раскрывается содержание педагогических условий развития коммуникативной компетентности курсантов, реализуемых на основе интегративно-развивающего подхода. Научная новизна заключается в разработке авторской методики развития коммуникативной компетентности курсантов военного вуза на основе принципов (целостности, интеграции и развития) и ключевой идеи инновационного интегративно-развивающего подхода. Ключевые слова и фразы: методика; педагогические условия; коммуникативная компетентность; интегративно-развивающий подход; курсанты военного вуза.

EN

Methodology to Develop Military Students' Foreign-Language Communicative Competence

Grigor'eva D. A.1 • Nain A. Y.2, Dr • Karpova O. L.3, Dr

1 2 3 Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract. The research objective includes development and justification of pedagogical methodology to form military students' foreign-language communicative competence on the basis of the integrative-developmental approach. The research task is as follows: to optimize this process on the basis of the authors' original methodology focused on creating pedagogical conditions to develop military students' foreign-language communicative competence. Relevance of the study lies in the fact that the authors describe pedagogical conditions to develop military students' foreign-language communicative competence on the basis of the inte-grative-developmental approach. Scientific originality of the paper includes development of the authors' original methodology to form military students' foreign-language communicative competence on the basis of the key principles (integrity, integration and development) of the innovative integrative-developmental approach.

Key words and phrases: methodology; pedagogical conditions; communicative competence; integrative-developmental approach; military students.

Введение

Сегодня в научном сообществе уже сложилось четкое представление о том, что высшее образование, в том числе военное, больше не может отвечать узким целям формирования знаний, умений и навыков. Оно призвано решать более масштабные проблемы развития и становления личности курсанта, вхождения человека в социальный мир. С точки зрения инноваций российская высшая школа должна создать условия для развития эффективной системы взаимодействия образования с рынком труда.

Акцентируя внимание на ключевых приоритетах образовательной политики в сфере военного образования, следует особо отметить возрастающую в современном социуме роль коммуникации как следствие расширения межличностных, межрегиональных и международных связей во всех сферах общественной жизни.

Е-mail: 1 daryazimovec@mail.ru, 2 anain@ya.ru, 3 karpova_ol174@mail.ru

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 10.02.2020; опубликовано онлайн (published online): 21.04.2020 УДК 378.6 | https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.2.17

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

В этой связи основным результатом деятельности военной образовательной организации выступает подготовка компетентного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, способного к эффективным коммуникациям и взаимодействию на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Исходя из этого, развитие коммуникативной компетентности будущего специалиста, курсанта военного вуза, является приоритетной задачей на современном этапе становления военного образования, чем и обосновывается актуальность данного исследования.

Исходя из поставленной цели, авторы решали следующие задачи:

- на основе анализа научных концепций уточнить понятие и определить структуру коммуникативной компетентности курсантов военного вуза;разработать педагогические условия развития коммуникативной компетентности курсантов и особенности их реализации на основе интегративно-развивающего подхода;

- раскрыть авторскую методику реализации педагогических условий в образовательном процессе военного вуза.

Методология исследования основывается на принципах и ключевых идеях интегративно-развивающего подхода. В качестве метода исследования использован анализ педагогического опыта развития коммуникативной компетентности курсантов в процессе изучения иностранного (английского) языка.

Исследование теоретико-методологических основ изучаемой нами проблемы развития коммуникативной компетентности базируется на ряде ключевых положений и концепций. Среди них: концепция целостного развития личности (Ю. К. Бабанский, В. С. Ильин, А. В. Хуторской и др.); методология интегративно-развивающего подхода (О. Л. Карпова, А. Я. Найн, Е. Ю. Суховецкая, А. А. Вяткин, Л. А. Шипилина); теория общения и коммуникации (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. П. Буева, М. С. Каган, Б. Ф. Ломов и др.); концепция рефлексии (А. Я. Найн, А. М. Новиков, А. Н. Щукин и др.); теоретические положения методики обучения иностранным языкам и оценивания иноязычной компетентности (А. О. Андрух, О. В. Викулина, А. Г. Ковалева, И. А. Мазаева, О. В. Москотина, М. В. Рыбакова и др.).

Исходя из осмысления изучаемой сущности представленных теорий и концепций, было уточнено ключевое понятие «коммуникативная компетентность курсантов военного вуза» как интегративное профессиональное значимое качество личности, позволяющее осуществлять продуктивное профессиональное взаимодействие с использованием иностранного языка при решении профессиональных задач [2, с. 89].

Методологической основой исследования выступает интегративно-развивающий подход. Его сущность раскрывается в работах Т. Г. Жарковской и И. Ю. Синельникова [3], Д. А. Григорьевой и А. Я. Найна [2], О. Л. Карповой и А. Я. Найн [4], Ю. В. Слободчиковой [8], Е. Ю. Суховецкой, А. А. Вяткина, В. А. Конова, В. В. Килина [9], Л. А. Шипилиной [10] и других ученых.

Формулировка этого подхода, как отмечает Л. А. Шипилина, отражает его содержание и ключевую идею. Интегративность отражает [Там же, с. 73]: тенденции развития общества на пути социально-экономических преобразований; процессы, протекающие в высшей школе, которые проявляются в усилении взаимозависимости вузов с другими системами общества, в необходимости подготовки специалистов, способных профессионально работать и развиваться в постоянно меняющихся условиях. Ключевая идея интегративно-развивающего подхода заключается в том, что развитие коммуникативной компетентности курсанта, с одной стороны, направлено на формирование готовности к постоянному саморазвитию, а с другой - способствует самореализации личности в деятельности. В основании данного подхода находится система принципов: целостности, интеграции и развития.

Именно на этой основе рассматривалась сущность коммуникативной компетентности, разрабатывались педагогические условия и методика их реализации.

Основная часть

Для разработки педагогических условий и методики их реализации необходимо не только уточнить само понятие коммуникативной компетентности, но и определить его структуру (см. Рис. 1).

Рисунок 1. Схема структуры коммуникативной компетентности курсантов военного вуза

Представленные на Рис. 1 структурные компоненты взаимосвязаны между собой и в совокупности отображают целостное представление об изучаемой нами коммуникативной компетентности курсантов.

Теоретический компонент содержательно включает знания: целей, норм, условий, способов и стилей эффективной коммуникации; языковых средств, включая грамматику, лексику и фонетику; сущности

и особенностей коммуникативной компетентности военнослужащего; особенностей взаимодействия в различных ситуациях профессионального общения с использованием иностранного языка.

Практический компонент представлен следующими составляющими: а) прогностические коммуникативные навыки общения (способность планировать общение и прогнозировать его развитие в зависимости от условий; способность решать профессиональные задачи, точно передавая и четко воспринимая смысл устного и письменного общения на иностранном языке); б) инструментальные коммуникативные навыки (активные навыки слушания, способность задавать вопросы на иностранном языке, адекватная ответная реакция, демонстрирующая знания языковых средств и т.д.).

Личностный компонент включает: мотивацию к изучению иностранного языка; коммуникативную толерантность; уверенность в себе; эмпатию; готовность к иноязычному взаимодействию с коллегами по службе; владение методикой самооценки и совершенствования коммуникативной компетентности; навыки контроля и самоконтроля, способность выдерживать давление и манипуляции, преодолевать коммуникативные трудности.

Содержательно-смысловые характеристики, лежащие в основе каждого из выделенных компонентов, интегрируют коммуникативную компетентность как иноязычную, формируемую на занятиях по иностранному языку, с профессиональной.

Осмысление понятия и структуры коммуникативной компетентности курсантов военного вуза послужило базисом для разработки педагогических условий и методики их реализации. Сама дефиниция «педагогические условия» характеризуется нами как совокупность объективных возможностей содержания, методов, форм, приемов и материально-пространственной среды, влияющих на процесс развития коммуникативной компетентности курсантов на основе интегративно-развивающего подхода [4, с. 372].

Проведенный в ходе исследования тщательный анализ и синтез психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме [1-10], собственный опыт преподавания английского языка у курсантов военного вуза, а также изученные методологические основания интегративно-развивающего подхода позволили разработать следующие педагогические условия развития коммуникативной компетентности курсантов военного вуза, реализуемые на занятиях иностранным языком:

1) обучение иностранному языку сопровождается критериально-диагностическим обеспечением уровня сформированности коммуникативной компетентности курсантов;

2) реализуется комплексное методическое обеспечение, направленное на развитие коммуникативной компетентности курсанта как фактора его профессионализма;

3) процесс развития коммуникативной компетентности осуществляется в контексте рефлексивного управления, включающего механизмы самопознания, самооценки и саморазвития.

Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности курсантов вуза, как показало исследование, должны носить постоянный и системный характер, внедряться на протяжении всего срока изучения иностранного языка. Отметим и ключевые особенности реализации разработанных педагогических условий в соответствии с требованиями интегративно-развивающего подхода, основополагающими принципами которого являются целостность, интеграция и развитие.

1. Образовательный процесс вуза основан на интеграции дисциплины «Иностранный язык», которая входит в базовую часть учебного плана, с дисциплинами специализации и соответствующими видами практик. Приоритетным в развитии коммуникативной компетентности выступает практико-ориентированная деятельность курсантов при изучении иностранного языка. Это, в свою очередь, способствует овладению курсантами профессионально значимыми знаниями, умениями и навыками, формированию профессиональных ценностей специалистов, развитию профессиональной мотивации, а также личностных и профессионально значимых качеств, необходимых для решения профессиональных задач средствами иностранного языка.

2. Субъекты образовательного процесса, в нашем исследовании - это курсанты и педагоги, включены в совместную деятельность, охватывающую разнообразные формы организации практико-ориентированной учебной деятельности, целью которой является достижение высокого уровня сформированности коммуникативной компетентности обучающихся военного вуза.

3. Формы организации учебного процесса включают в себя сочетание традиционных и инновационных методик, предполагающих формирование навыков поведения и опыта коммуникации в разнообразных ситуациях профессионального взаимодействия, связанных с использованием иностранного языка.

4. Курсанты включены не только в аудиторную, но и в активную самостоятельную работу, компенсирующую дефицит времени, отведенного для изучения иностранного языка в военном вузе. Оптимальное сочетание аудиторной и самостоятельной работы является условием развития и поддержания интереса и положительных эмоций обучающихся.

5. Преподаватель выступает в роли наставника, партнера для обучающегося в процессе развития его коммуникативной компетентности. В ходе такого рода взаимодействия курсанты становятся полноправными участниками образовательного процесса.

6. Учитываются индивидуальные и личностные характеристики курсантов.

7. Рефлексивно-образовательная среда является фактором развития коммуникативной компетентности курсантов.

Авторская методика базируется на реализации разработанных в исследовании педагогических условий, каждое из которых включает методы, приемы и средства, в совокупности способствующие повышению уровня развития коммуникативной компетентности курсантов. Рассмотрим методику реализации педагогических условий более подробно.

Первое педагогическое условие - обучение иностранному языку сопровождается критериально-диагностическим обеспечением уровня сформированное™ коммуникативной компетентности курсантов.

При его реализации мы учитываем ту особенность, что и курсанты, и педагоги являются полноправными участниками-субъектами образовательного процесса [1, с. 46-49]. В этой связи являются заинтересованными в качестве образования в целом и развитии коммуникативной компетентности в частности. При таком подходе диагностическое обеспечение реализуется не только преподавателем, но и самими обучающимися на протяжении всего периода изучения иностранного языка. Это говорит о том, что такие срезы выполняются не только в начале и конце курса, но и в периоды промежуточной аттестации курсантов, а также по мере необходимости.

Тематика диагностических процедур и контрольно-измерительных материалов, как показывает практика, должна быть ориентирована на все виды профессиональной деятельности будущего выпускника военного вуза, определенные в ФГОС ВО по специальности «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (уровень специалитета)» [7]: эксплуатационно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская; учебно-тренировочная и методическая. Такой подход отвечает принципам целостности, интеграции и развития, лежащим в основе интегративно-развивающего подхода.

Иностранный язык, как пишет О. В. Москотина, является средством интеграции гуманитарного и технического знания, что способствует формированию нового междисциплинарного мировоззрения. Взаимосвязь учебных дисциплин способствует созданию в сознании будущего специалиста целостной научной картины, которая будет служить основой его последующей практической деятельности. Общие, целостные свойства возникают в результате взаимодействия [6, с. 96].

Исходя из этого, содержание учебных и оценочных материалов по иностранному языку должно отражать профессиональный аспект, быть ориентировано на лексику и фразеологию, посвященную эксплуатации и применению авиационных навигационных комплексов, позволяющую активно использовать такие категории, как «навигация», «навигация и связь», «полеты», «штурманские задачи», «авиационный персонал» и другие.

Второе педагогическое условие - реализуется комплексное методическое обеспечение, направленное на развитие коммуникативной компетентности курсанта как фактора его профессионализма.

Следует отметить, что сама дисциплина «Иностранный язык» служит источником более глубокого освоения специальности и практического применения полученных знаний, умений, навыков в профессиональной деятельности военнослужащего. А применяемый нами интегративно-развивающий подход позволяет усилить междисциплинарную и практическую составляющие.

Методическое обеспечение данного условия включает разнообразные формы, методы, средства и приемы, как традиционные, так и явно инновационного характера, и направлено на развитие коммуникативной компетентности курсанта как фактора его профессионализма. В практике работы с курсантами были апробированы такие инновационные методы, как междисциплинарные проекты и коммуникативно-речевые ситуации.

Так, например, работая над междисциплинарными проектами, курсанты осваивают терминологию специальности, знакомятся с научно-технической литературой, выполняют расчетно-графические и другие работы. Защита результатов проекта проходит на иностранном языке с мультимедийной презентацией. Курсанты отрабатывают умения публично представлять научные результаты, вести диалог/дискуссию на иностранном языке. Такой опыт способствует более эффективному развитию коммуникативной компетентности.

Нами были апробированы следующие проекты: «Современные тенденции развития авиационных комплексов»; «Безопасная эксплуатация авиационных комплексов»; «Расследование авиационных происшествий» и др.

Результаты междисциплинарных проектов находят отражение во внеаудиторной научно-исследовательской деятельности. Обучающиеся пишут тезисы, в том числе на иностранном языке. Лучшие работы представляются на международной научно-практической конференции, проводимой ежегодно. Докладчики получают опыт публичных выступлений, участия в научных дискуссиях на иностранном языке в профессиональной сфере. Таким образом, курсанты накапливают профессиональные знания и повышают уровень сформированности коммуникативной компетентности.

Третье педагогическое условие - процесс развития коммуникативной компетентности осуществляется в контексте рефлексивного управления, включающего механизмы самопознания, самооценки и саморазвития.

При выборе данного педагогического условия мы руководствовались тем, что рефлексия является приоритетным движущим фактором развития коммуникативной компетентности курсантов. Само понятие «рефлексия» возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

Рефлексия, как отмечает В. А. Метаева, - это развиваемая способность, и наиболее эффективно это развитие происходит в условиях специально организованной деятельности. Условиями развития являются создание инновационной среды, наличие одного проблемного поля, актуализация опыта деятельности, свободная и активная межличностная коммуникация, опора на процедурные элементы рефлексии, дискуссионность [5, с. 9].

Становлению и оформлению рефлексивной позиции курсантов способствовали учебные ситуации, намеренно сконструированные нами в процессе изучения иностранного языка: ситуации, требующие рецензирования, оценки высказывания личного мнения; ситуации, стимулирующие стремление курсантов к доказательности, к обоснованию своей позиции, к постановке вопросов, к ведению дискуссии и к самооценке.

Заключение

Разработанная авторская методика исходит из смысловой сущности самой дефиниции коммуникативной компетентности, ее структуры и педагогических условий, базирующихся на основе интегративно-развиваю-щего подхода.

В процессе исследования разработаны следующие педагогические условия:

1) обучение иностранному языку сопровождается критериально-диагностическим обеспечением уровня сформированности коммуникативной компетентности курсантов;

2) реализуется комплексное методическое обеспечение, направленное на развитие коммуникативной компетентности курсанта как фактора его профессионализма;

3) процесс развития коммуникативной компетентности осуществляется в контексте рефлексивного управления, включающего механизмы самопознания, самооценки и саморазвития.

Каждое педагогическое условие сопровождается совокупностью методов, приемов и средств, которые способствуют, как показывает практика, повышению мотивации курсантов к изучению иностранного языка, ценностному отношению к межкультурной профессиональной коммуникации; вырабатывают умения осуществлять деятельность, направленную на межкультурное профессиональное коммуникативное взаимодействие с целью обогащения коммуникативного опыта; способствуют адекватной самооценке результатов коммуникативной профессиональной деятельности и совершенствованию приобретенного коммуникативного опыта. В целом данные показатели позволяют сделать вывод об успешности авторской методики развития коммуникативной компетентности курсантов военного вуза.

Список источников

1. Голубев В. Ю. Формирование коммуникативной компетенции у курсантов военного института // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 4 (12). С. 46-49.

2. Григорьева Д. А., Найн А. Я. Развитие коммуникативной компетентности курсантов военного вуза на основе интегра-тивно-развивающего подхода // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. № 11. С. 87-93.

3. Жарковская Т. Г., Синельников И. Ю. Интегративный подход как способ междисциплинарного взаимодействия // Педагогика. 2018. № 8. С. 91-95.

4. Карпова О. Л., Найн А. Я. Развитие коммуникативной компетенции бакалавров физической культуры на основе инте-гративно-развивающего подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. Ч. 3. С. 370-374.

5. Метаева В. А. Методологические и методические основы рефлексии: учеб. пособие. Екатеринбург: РГППУ, 2006. 99 с.

6. Москотина О. В. Языковая подготовка курсантов как способ формирования профессиональных и личностных качеств будущих специалистов // Педагогическое образование и наука. 2013. № 1. С. 95-97.

7. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (уровень специалитета) [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № 1020. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71383612/ (дата обращения: 02.02.2018).

8. Слободчикова Ю. В. Развитие коммуникативной компетентности курсантов в контексте их профессионального становления // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 1. С. 222-227.

9. Суховецкая Е. Ю., Вяткин А. А., Конов В. А., Килин В. В. Интегративный подход в педагогике как основа профессионального образования курсантов вузов внутренних войск России // Ученые записки Университета имени П. Ф. Лесгафта. 2007. № 3 (25). С. 82-84.

10. Шипилина Л. А. Подготовка менеджеров образования в педагогическом университете: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. 293 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.