САВЕЛЬЕВ Андрей Иванович,
старший преподаватель филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани,
е-mail: [email protected], SPIN-код: 4991-5619, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0190-236X.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМАНДНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ-ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ
Аннотация. В статье описана опытно-экспериментальная работа по формированию командно-методической компетентности курсантов-военных летчиков, обеспечивающей готовность к командно-методической деятельности в войсках. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оперативного реагирования системы военного образования на кадровые потребности модернизации Вооруженных Сил в существующих военно-политических и социально-экономических условиях.
Военно-профессиональная деятельность курсантов-военных летчиков с опорой на деятельностный подход рассматривается как процесс решения командных и методических профессиональных задач, что обуславливает ведущую роль командно-методической деятельности. На основе функционального подхода определяются мотивационно-цен-ностный, когнитивный и деятельностный компоненты командно-методической компетентности. Мониторинг развития их показателей и критериев положен в основу опытно-экспериментальной работы.
Сравниваются результаты констатирующего эксперимента и апробирования педагогической системы формирования командно-методической компетентности курсантов-военных летчиков в ходе формирующего эксперимента. Достоверность полученных результатов подтверждается с помощью комплекса методик профессионального психологического отбора. Практическая значимость исследования состоит в направленности на совершенствование военно-профессиональной подготовки курсантов-военных летчиков.
Ключевые слова: курсант-военный летчик, военно-профессиональная подготовка, командно-методическая компетентность, педагогический эксперимент, показатель, компонент.
SAVELEV Andrey Ivanovich,
senior lecturer the branch of Military Educational-Research Centre of Air Force «Air Force Academy named after professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin» in Syzran,
EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF COMMAND-METHODICAL COMPETENCE OF CADETS-MILITARY PILOTS
Annotation. The article describes the experimental work on the formation of command-methodical competence of cadets-military pilots, providing readiness for command-methodical activity in the troops. The relevance of the study is due to the need for an operational response of the military education system to the personnel needs of the modernization of the Armed Forces in the existing military-political and socio-economic conditions. The military professional activity of cadets-military pilots based on an active approach is considered as a process of solving command and methodical professional tasks, which determines the leading role of command-methodical activity. Based on the functional approach, motivational-value, cognitive and activity components of command-methodical competence are determined. Monitoring the development of their indicators and criteria laid the foundation for experimental work. The results of a stating experiment and testing of a pedagogical system for the formation of command-methodical competence of cadets-military pilots during a formative experiment are compared. The reliability of the results is confirmed using a range of professional psychological selection methods. The practical significance of the study lies in the focus on improv-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
ing the military professional training of cadets-military pilots.
Key words: cadet-military pilot, military-vocational training, command-methodical competence, pedagogical experiment, indicator, component.
История российской армии показывает, что военно-учебные заведения были и остаются основным источником ее комплектования офицерскими кадрами. Современные военные вузы являются основой системы военного образования, поэтому совершенствование их структуры и образовательного процесса является одной из основных задач развития военной организации государства [2]. В настоящее время создана система военного образования, соответствующая структуре и задачам Вооруженных Сил, учитывающая сложившиеся военно-политические и социально-экономические условия. Ее главная особенность состоит в глубокой интеграции с войсками, способности оперативно реагировать на их потребности в подготовке военных кадров [3], обладающих сформированной военно-профессиональной компетентностью и развитыми профессионально-важными качествами, что актуализирует проблему непрерывного совершенствования военно-профессиональной подготовки курсантов. На указанных позициях построен образовательный процесс в военных авиационных вузах, обеспечивающих потребности авиации Вооруженных Сил и других силовых ведомств в военных летчиках. Специфика и особенность их военно-профессиональной деятельности определяет необходимость формирования у курсантов, кроме умений эксплуатировать боевые авиационные комплексы, также личностных качеств авиационного командира и педагога, способностей к решению командных и методических задач, готовности к командно-методической деятельности.
Анализ научных работ, посвященных проблемам подготовки курсантов военных вузов к различным аспектам командно-методической деятельности (А.К. Быков, Л.М. Вензик, В.А. Губин, Г.Н. Ковалев, Л.Ю. Кривцов, М.А. Лямзин и др.), совершенствования военно-профессиональной подготовки военных летчиков (С.К. Бородин, В.И. Ваулин, О.П. Кислякова, М.Н. Коркоценко, А.В. Новосельский, Е.Ю. Панцева, Р.Ф.
Равлык и др.), а также результаты проведенного нами теоретического исследования показывают, что задача формирования командно-методической компетентности курсантов-военных летчиков в прямой постановке вопроса не рассматривалась. Опора на деятельностный подход позволила нам определить, что командно-методическая компетентность курсанта-военного летчика является интегративным профессионально-личностным свойством (совокупностью знаний, умений, навыков и личностных качеств), позволяю-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
щим выполнять командно-методическую деятельность по должностному предназначению в авиационных частях и подразделениях. Она входит в структуру военно-профессиональной компетентности, интегрирует мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный компоненты, выявленные на основе функционального подхода адекватно функциям деятельности, формируется в ходе военно-профессиональной подготовки курсантов в военном авиационном вузе. Успешность профессионального становления выпускников и эффективность их командно-методической деятельности в войсках зависит от развития таких качеств, как профессиональная целеустремленность, интеллектуальный потенциал, профессиональная ответственность, которые на основе анализа совокупности профессионально-важных качеств военного летчика, выбраны критериями компонентов командно-методической компетентности. Результаты теоретического исследования проблемы обозначили необходимость проверки гипотезы в ходе опытно-экспериментальной работы по формированию командно-методической компетентности курсантов-военных летчиков в условиях военного авиационного вуза, описание которой представлено в данной статье.
Теоретической основой опытно-экспериментальной работы в педагогике являются труды Ю.К. Бабанского, Г.Д. Бухаровой, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, А.М. Новикова и др. Опытно-экспериментальная работа составляет значительную часть большинства диссертационных педагогических исследований. Она является средством проверки (подтверждения или опровержения) гипотезы педагогического исследования [1]. В.И. Заг-вязинский определяет опытно-экспериментальную работу как научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных способов решения педагогической проблемы [4]. Функции опытно-экспериментальной работы, по мнению В.В. Краевского, заключаются в получении достоверных знаний, а не в опытном воссоздании самого педагогического процесса [5]. Предметом исследования является внесение изменений в педагогический процесс на основе тенденций и закономерностей, открытых в опытно-экспериментальной работе.
Опытно-экспериментальная работа считается (Г.Д. Бухарова) разновидностью педагогического эксперимента, который занимает особое место среди эмпирических методов исследования. Специфика этого метода состоит в том, что
он носит комплексный характер, «предполагает совместное использование методов наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ, создания специальных ситуаций и др.» [9, с.68]. Практика научно-исследовательской работы показывает, что педагогический эксперимент позволяет в наибольшей мере обеспечить научную, объективную и доказательную проверку выдвинутой гипотезы исследования, глубже проверить эффективность нововведений в исследуемом явлении, сравнить значимость различных экспериментальных факторов и выбрать наиболее оптимальные из них для соответствующих условий. Эксперимент способствует установлению повторяющихся, устойчивых, необходимых, существенных, внутренних связей между явлениями (закономерностей), искусственному отделению изучаемого объекта и предмета от других, целенаправленному изменению условий педагогического влияния на испытуемых.
Как правило, в педагогических исследованиях проводится групповой естественный эксперимент с выбранными контрольными и экспериментальными группами в обычных условиях обучения и воспитания курсантов, функционирования вузов. Для достоверности и научной значимости педагогического исследования особую важность имеют констатирующий и формирующий эксперименты. Сущность констатирующего эксперимента заключается в условном выделении и изучении исследуемого педагогического явления в определенных ситуациях. При этом имеется в виду изучение практики функционирования предмета исследования. Сутью же формирующего эксперимента является преднамеренное изменение условий существования изучаемого явления, создание и применение специально разработанной системы экспериментальных мер (экспериментальных факторов), на основе которых устанавливаются зависимости между экспериментальными воздействиями и их результатами.
В результате осмысления теоретических результатов исследования и обобщения опыта подготовки военных летчиков нами на основе системно-структурного подхода была разработана педагогическая система формирования командно-методической компетентности курсантов-военных летчиков в военном авиационном вузе. С опорой на модульный и технологический походы [7] подобран комплекс педагогических средств, развивающих показатели компонентов в структуре компетентности. Базой опытно-экспериментальной работы выбран филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани. Для определения количества испытуемых использовались рекомендации А.Н. Майорова, по мнению которого, объем репрезентативной выборки должен быть в пределах от 120 до 600 единиц [6, с. 213]. Исходя из этого, в опытно-экспериментальной работе участвовало 150 курсантов-военных летчиков.
В целях диагностики сформированнности командно-методической компетентности нами применено сочетание следующих методов: анкетирование, беседы, самооценка, методики профессионального психологического отбора. Задача определения начальной сформированности командно-методической компетентности (измерение значений показателей ее компонентов) решена в ходе констатирующего эксперимента с помощью авторской анкеты самооценки. В опроснике анкеты представлены 22 показателя, которые отражают профессионально значимые способности курсанта-военного летчика. Каждый показатель предусматривает выбор одной оценки из пяти вариантов: в очень большой степени, в достаточной степени, трудно сказать, в небольшой степени, показатель отсутствует [8]. Индекс самооценки каждого показателя вычисляется по формуле:
а х (+1) + ь х (+0,5) + с х 0 + d х (-0,5) + е * (-1) , N
где а, Ь, с, d, е - количество соответствующих оценок; N - общее число респондентов.
В результате рассчитаны индексы компонентов командно-методической компетентности: мотивационно-ценностного ^=0,251), когнитивного компонента ^=0,198) и деятельностного ^=0,165), которые по своей величине являются низкими. Наряду с наличием положительной
мотивации к получению военно-летной профессии курсанты показали слабое представление о профессиональных нормах и образе жизни военного летчика; недостаточность педагогических знаний и умений; недопонимание специфики и особенности военно-профессиональной деятель-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
ности как совокупности профессиональных задач. Корреляционный анализ данных по матрице констатирующего эксперимента показал существование интегративных связей между показателями компонентов, выявив при этом их недостаточность и слабость. Полученные в ходе констатирующего эксперимента значения начальной сформирован-ности компонентов компетентности свидетельствуют о недостаточном внимании в процессе военно-профессиональной подготовки к формированию у курсантов совокупности способностей к командно-методической деятельности, развитию профессионально-важных качеств авиационного командира и педагога. Данные факторы и стремление разрешить противоречие между желанием курсантов получить профессию военного летчика и непониманием ими специфики будущей военно-профессиональной деятельности определили необходимость отбора специальных педагогических средств и реализации системы формирования командно-методической компетентности.
Задачи апробации разработанной системы решались в ходе формирующего эксперимента, целенаправленного на формирование у курсантов способностей к командно-методической деятельности как показателей компонентов командно-методической компетентности. Для его проведения курсанты были разделены на экспериментальные и контрольные группы. Определение исходных различий между курсантами различных групп про-
ведено с помощью метода математической статистики (критерия однородности хи-квадрат), что показало значительную степень статистической достоверности распределения курсантов. В экспериментальных группах реализована педагогическая система формирования командно-методической компетентности, основу которой составил специальный курс «Военный летчик - авиационный командир и педагог». В контрольных группах процесс военно-профессиональной подготовки не изменялся. Военно-профессиональная (социокультурная) среда военного авиационного вуза рассматривалась как необходимое условие и дополнительный ресурс данного процесса. Проведение повторной самооценки курсантов позволило получить и проанализировать изменения значений показателей компонентов командно-методической компетентности (мотивационно-цен-ностного, когнитивного и деятельностного). Обобщенные результаты изменения сформированно-сти командно-методической компетентности курсантов-военных летчиков в ходе опытно-экспериментальной работы показали позитивную динамику (таблица 1).
В ходе опытно-экспериментальной работы сохранилось доминирование мотивационно-цен-ностного компонента ^=0,697), что свидетельствует о неизменном приоритете морально-нравственного фактора в деле подготовки военных летчиков и вооруженной защиты Отечества.
Таблица 1
Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию командно-методической компетентности курсантов-военных летчиков
Компоненты компетентности Кон статирующий эксперимент Формирующий эксперимент Прирост значений
Мотивационно-ценностный 0,251 0,697 0,446
Когнитивный 0,198 0,613 0,415
Деятельностный 0,165 0,637 0,472
Рост среднего значения когнитивного компонента (до J=0,613) обусловлен применением в рамках специального курса интерактивных и проблемно-поисковых методов обучения (проблемная лекция, мозговой штурм, ролевая игра и т.п.). Наибольший прирост среднего значения деятель-ностного компонента (на 0,472), который свидетельствует о готовности курсантов к командно-ме-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
тодической деятельности, получен за счет практи-ко-ориентированных методов (деловая игра, решение профессиональных задач, стажировка, педагогическое моделирование). Выявлена смена доминирующих показателей в каждом компоненте командно-методической компетентности. Вместо показателей, соответствующих профессиональным компетенциям, формируемым в ходе изуче-
ния военно-специальных дисциплин учебного плана, наибольшие значения получили показатели, характеризующие специфику и особенность военно-профессиональной деятельности. Корреляционный анализ результатов по матрице формирующего эксперимента (рисунок 1) выявил усиление существующих связей между показателями и компонентами при появлении новых, статистическая значимость которых подтверждает инте-гративный характер командно-методической компетентности.
Для подтверждения полученных результатов сформированности командно-методической компетентности применен диагностический инструментарий, представленный комплексом методик профессионального психологического отбора (оценка военно-профессиональной направленности, изучение особенностей мышления, оценка коммуникативных и организаторских склонностей).
©
-показатель компонента
сильнаякорреляция средняя корреляция
Рис. 1. Корреляционная плеяда по результатам формирующего эксперимента
Они позволили оценить профессионально-важные качества курсантов-военных летчиков (профессиональная целеустремленность, интеллектуальный потенциал, профессиональная ответственность), которые выбраны критериями компонентов командно-методической компетентности. Мониторинг развития профессионально-важных качеств (таблица 2) продемонстриро-
вал положительную динамику критериев компетентности (профессиональной целеустремленности, интеллектуального потенциала, профессиональной ответственности). Этим доказана обоснованность результатов опытно-экспериментальной работы и действенность апробированной системы формирования командно-методической компетентности.
Таблица2
Результаты диагностики развития личностных качеств
Критерии компонентов Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент
Уровень критерия, % Уровень критерия, %
низкий средний высокий низкий средний высокий
Мотивационно-ценностный (профессиональная целеустремленность) 16 71 13 - 66 34
Когнитивный (интеллектуальный потенциал) 28 56 16 12 59 29
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
Деятельности ый
(профессиональная 24 54 22 4 62 34
ответственность)
Достоверность результатов исследования обеспечена выбранными методологическими подходами; применением методов, адекватных цели и задачам исследования; количественным и качественным анализом экспериментальных данных, корректным применением методов математической статистики при обработке результатов педагогического эксперимента; апробацией результатов в практической деятельности, эмпирической проверкой теоретических положений на основе педагогического эксперимента и репрезентативностью выборки испытуемых, а также однородностью состава экспериментальных и контрольных групп.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет сделать следующие выводы. Командно-методическая компетентность является одной из основных профессиональных характеристик курсанта-военного летчика, востребованных Вооруженными Силами. Значительное количество взаимосвязей между ее показателями и компонентами доказывает ее интегративный характер. Внедрение системы формирования командно-методической компетентности способствует повышению эффективности военно-профессиональной подготовки курсантов-военных летчиков в военном авиационном вузе.
Список литературы:
[1] Бухарова Г.Д. Опытно-поисковая, опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях [Электронный ресурс] // Научные исследования в образовании. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/opytno-poiskovaya-opytno-eksperimentalnaya-rabota-i-pedagogicheskiy-eksperiment-v-dissertatsionnyh-issledovaniyah (дата обращения: 17.12.2018).
[2] Военная доктрина Российской Федерации, утв. Президентом РФ 25.12.2014 г. № Пр-2976. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_ doc_LAW_172989 (дата обращения: 15.01.2020).
[3] Горемыкин В.П. Военное образование: цель - на развитие. / Горемыкин В.П. // Вестник военного образования. - 2017. - № 1 (4). С. 4-12.
[4] Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высших пед.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2007.
[5] Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. - М.: Издат. центр «Академия», 2006.
[6] Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования / А. Н. Майоров. - М.: Интеллект-центр, 2001. - 296 с.
[7] Пургина Е.И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие / Е. И. Пургина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 275 с.
[8] Руднева Т.И. Педагогика профессионализма. - Самара: Универс-групп, 2008. - 214 с.
[9] Хамитова О.Т. Организация экспериментальной деятельности [Электронный ресурс] // Педагогическая наука и практика. - URL: https:// cyberleninka.ru/ article/n/organizatsiya-eksperimentalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 31.01.2020).
[10] Харина И.В. Опытно-экспериментальная работа по формированию поликультурной компетентности иностранных студентов в образовательном пространстве российского вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=10544 (дата обращения: 28.01.2020).
Spisok literatury:
[1] Buharova G.D. Opytno-poiskovaja, opytno-jeksperimental'naja rabota i pedagogicheskij jeksperiment v dissertacionnyh issledovanijah [Elektronnyj resurs] // Nauchnye issledovanija v obrazovanii. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ opytno-poiskovaya-opytno-eksperimentalnaya-rabota-i-pedagogicheskiy-eksperiment-v-dissertatsionnyh-issledovaniyah (data obrashcheniya: 17.12.2018).
[2] Voennaja doktrina Rossijskoj Federacii 25.12.2014 г. № Pr-2976. - URL: http://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_172989 (data obrashcheniya: 15.01.2020).
[3] Goremykin V.P. Voennoe obrazovanie: cel' - na razvitie. / Goremykin V.P. // Vestnik voennogo obrazovanija. - 2017. - № 1 (4). P. 4-12.
[4] Zagvjazinskij V.l., Atahanov R. Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovanija:
ucheb. posobie dlja studentov vysshih ped. ucheb. zavedenij. - M.: Izdat. centr «Akademija», 2007.
[5] Kraevskij V.V. Metodologija pedagogiki: novyj jetap. - M.: Izdat. centr «Akademija», 2006.
[6] Majorov A.N. Teorija i praktika sozdanija testov dlja sistemy obrazovanija. Kak vybirat', sozdavat' i ispol'zovat' testy dlja celej obrazovanija / A. N. Majorov. - M.: Intellekt-centr, 2001. - 296 p.
[7] Пургина Е.И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учеб. пособие / Е. И. Пургина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 275 p.
[8] Rudneva T.I. Pedagogika professionalizma. - Samara: Univers-grupp, 2008. - 214 p.
[9] Hamitova O.T. Organizacija jeksperimental'noj dejatel'nosti [Elektronnyj resurs] // Pedagogicheskaja nauka i praktika. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-eksperimentalnoy-deyatelnosti (data obrashcheniya: 31.01.2020).
[10] Harina I.V. Opytno-jeksperimental'naja rabota po formirovaniju polikul'turnoj kompetentnosti inostrannyh studentov v obrazovatel'nom prostranstve rossijskogo vuza [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2013. - № 5. - URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=10544 (data obrashcheniya: 28.01.2020).
ЮРКОМ ПАНИ
www.law-books.ru
Л_
ч,
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019