Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетенции бакалавров физической культуры на основе интегративно-развивающего подхода'

Развитие коммуникативной компетенции бакалавров физической культуры на основе интегративно-развивающего подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БАКАЛАВР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / COMMUNICATIVE COMPETENCE BACHELOR OF PHYSICAL EDUCATION / УРОВНИ / ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ / INTEGRATIVE APPROACH LEVELS-DEVELOPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Ольга Леонидовна, Найн Альберт Яковлевич

В статье рассматривается проблема развития коммуникативной компетенции обучающихся на основе интегративно-развивающего подхода как приоритетное направление подготовки бакалавра физической культуры в целях реального общения на межкультурном уровне и реализации многообразных способов самопрезентации в профессиональной деятельности. На основе анализа большого массива литературных источников приведены уровни сформированности коммуникативной компетенции бакалавра и их смысловое содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Ольга Леонидовна, Найн Альберт Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE BASED ON INTEGRATIVE DEVELOPMENT APPROACH

This article deals with the problem of the development of communicative competence of learners based on integrative development approach as a priority direction of the Bachelor of physical education for real communication in intercultural level and implementation of multiple modes of self-presentation in professional activity. On the basis of an analysis of a large array of literary sources are the levels of communicative competence and their semantic content.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетенции бакалавров физической культуры на основе интегративно-развивающего подхода»

5. Игнатова И.Б. Коллектив художественного творчества: проблема педагогического руководства: Учеб. пособие / И.Б. Игнатова, С.М. Малакуцкая. - Белгород, БГИКИ, 2007.

6. Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Багана Ж. Хореографическое искусство и балетмейстер: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015.

7. Пруткова Т.В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Т.В. Пруткова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

8. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-еизд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.

Педагогика

УДК: 378.2

доктор педагогических наук, профессор Карпова Ольга Леонидовна

Уральский социально-экономический институт (филиал)

ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» (г. Челябинск);

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Найн Альберт Яковлевич

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития коммуникативной компетенции обучающихся на основе интегративно-развивающего подхода как приоритетное направление подготовки бакалавра физической культуры в целях реального общения на межкультурном уровне и реализации многообразных способов самопрезентации в профессиональной деятельности. На основе анализа большого массива литературных источников приведены уровни сформированности коммуникативной компетенции бакалавра и их смысловое содержание.

Ключевые слова: развитие, коммуникативная компетенция бакалавр физической культуры, уровни, подход, интегративно-развивающий.

Annotation. This article deals with the problem of the development of communicative competence of learners based on integrative development approach as a priority direction of the Bachelor of physical education for real communication in intercultural level and implementation of multiple modes of self-presentation in professional activity. On the basis of an analysis of a large array of literary sources are the levels of communicative competence and their semantic content.

Keywords: development, communicative competence bachelor of physical education, integrative approach levels-developing.

Введение. В Концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2015-2020 годы» подчеркивается актуальность стратегической цели государственной политики в сфере образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития образования страны, современным потребностям общества и каждого гражданина [5, с. 24-26]. Эта мысль находит отражение и в другом нормативном документе - Постановлении правительства Российской Федерации «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» [10].

Отмеченные положения, как пишет С. Г. Наговицын, предполагают переход всей системы физкультурного образования к инновационной образовательной парадигме: поиск, переосмысление цели и результата образования, соответствующих требованиям модернизации содержания обучения; оптимизация технологического обеспечения учебного процесса. При этом речь должна идти о новых принципах отбора и систематизации знаний, предполагающих акцентирование учебного процесса на изучении важных, фундаментальных, инновационных и в то же время самых передовых и перспективных знаний, в том числе и зарубежных [8, с. 17].

Формулировка цели статьи. На основе интегративно-развивающего подхода выявить сущностную характеристику уровней сформированности коммуникативной компетенции бакалавра и раскрыть их смысловое содержание.

Изложение основного материала статьи. Развитие коммуникативной компетенции является одним из приоритетных направлений подготовки бакалавра физической культуры в целях реального общения на межкультурном уровне и реализации многообразных способов самопрезентации в профессиональной деятельности. Как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению «Физическая культура», выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия [11].

Сегодня существуют различные подходы к решению этой задачи. В нашем исследовании [3; 9], в образовательном процессе вуза физической культуры, активно внедряется наряду с компетентностным и явно инновационный интегративно-развивающий подход. Здесь уместно привести и содержание дефиниции «подход», которая вызывает зачастую разночтение многих авторов. «Подход - это особая форма познавательной и практической деятельности, рассматривающая педагогические явления как ведущую категорию и стратегию исследования изучаемого процесса; базовая ценностная ориентация, определяющая позицию исследователя» [18, с. 24].

Теоретическое обоснование и эффективность интегративно-развивающего подхода в практике подготовки обучающихся физкультурной отрасли достаточно убедительно доказаны в современных психолого-педагогических исследованиях, что по мнению Н. Л. Коршуновой, является репрезентативным и достоверным [6, с. 24-25].

Изучая развитие коммуникативной компетенции обучающихся на основе интегративно-развивающего подхода, мы исходили из концепции, что в условиях современной социокультурной ситуации эффективность

профессиональной подготовки личности во многом определяется характером и уровнем межкультурной коммуникации будущего специалиста.

Сформированная на основе знаний иностранного языка и иностранной культуры, коммуникативная компетенция становится, как пишет О. В. Тарасюк, необходимым фактором личностного и профессионального развития бакалавра, значительно расширяя возможности в создании профессионального образа мира как интегрального конструкта познавательной сферы личности, многоуровневой системы представлений человека о мире, других людях, себе как профессионале [16, с. 42-43]. Роль коммуникативной компетенции выражается в том, что знание зарубежных аналогов предстоящей выпускнику профессиональной деятельности дает возможность будущему выпускнику сформировать целостное представление о своем реальном и желаемом месте в физкультурно-образовательной среде, т.е. обозначить границы профессионального «Я» как необходимую составляющую профессионального самоопределения [9, с. 34]. Это, как показывает исследование, является одной из фундаментальных ценностей системы Болонского образования.

Основываясь на позиции О. В. Тарасюк, коммуникативная компетенция представлена в работе как интегративная характеристика личности бакалавра, отражающая освоение им лингвокультуры на общекультурном, национальном, социальном и профессиональном уровнях и выступающая значимым фактором его профессионального становления [16, с. 50]. Для реализации интегративно-развивающего подхода к проблеме развития коммуникативной компетенции бакалавра, определим смысловые границы содержания и оценки ключевого понятия. Коммуникативная компетенция является сложным структурно-уровневым образованием и включает в себя совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:

- общекультурный (рече-вербальный) компонент (знание особенностей культуры ведущих стран мирового сообщества и различий в системе ценностей, которые в целом составляют картину мира);

- социокультурный (деятельностный) компонент (владение специфическими приемами взаимодействия партнеров по общению, принадлежащих к разным лингвоэтнокультурным сообществам; самопрезентация профессиональной деятельности);

- лингвострановедческий (рефлексивный) компонент, отражающий внутреннюю психическую деятельность субъекта, направленную на осмысление своих лингвистических действий в процессе коммуникации.

Коммуникативная компетенция, таким образом, представляет собой динамично-развивающуюся интегративную характеристику личности, включающую совокупность знаний, умений, навыков, устойчивых побуждений (направленность личности), а также деловых и личностных качеств, которые в совокупности позволяют эффективно осуществлять учебную, а в дальнейшем и профессиональную деятельность бакалавра.

Опираясь на исследования С. Г. Наговицына [8] Т. А. Ткаченко [15], О. В. Тарасюк [16] и др., а также на основании полученных материалов методами анкетирования, интроспекции и опираясь на собственный опыт педагогической деятельности [3; 9], в работе определены наиболее значимые показатели оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции бакалавров:

1) объем знаний об особенностях культуры ведущих стран европейского сообщества и различиях в системе ценностей, которые в целом составляют картину миропонимания (знания);

2) уровень освоения лексических единиц с национально-культурной семантикой страны изучаемого языка (умения);

3) умения самопрезентации профессиональной деятельности, характеризующиеся способностью применять различные техники самопродвижения в процессе коммуникации с опорой на традиции деловой практики (умения);

4) степень владения специфическими приемами взаимодействия партнеров по общению, принадлежащих к разным лингвоэтнокультурным сообществам (навыки);

5) нацеленность на анализ современных отечественных и мировых политических, экономических, социальных и правовых процессов в контексте предстоящей профессиональной деятельности (направленность);

6) готовность к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию (личностные и деловые качества).

С учетом данных показателей, в качестве основных (базовых), были выявлены и описаны уровни коммуникативной компетенции бакалавра, выпускника вуза физической культуры, смысловое содержание которых обозначено в исследовании на основе интегративно-развивающего подхода.

Содержательная совокупность выявленных уровней проверялась нами в ходе констатирующего и формирующего экспериментов (п=26 чел.) (таблица 1).

Таблица 1

Содержательно-смысловые характеристики уровней коммуникативной компетенции бакалавра

физической культуры

Уровни коммуникативной компетенции Содержание уровней коммуникативной компетенции бакалавра физической культуры

Общекультурный (рече-вербальный) компонент

Низкий Слабая осведомленность о культурных, социальных и образовательных проблемах стран европейского сообщества не позволяет соотносить знания, полученные в рамках изучения иностранного языка, с перспективами своего познавательного самоопределения

Средний Лексический словарный запас и знание грамматического языка позволяет организовать общение только на бытовом уровне со студентами-бакалаврами, носителями другого языка. Объем приобретенных знаний и коммуникативной компетенции в целом позволяет осуществлять профессиональное взаимодействие в аудиторном процессе

Достаточный Значительный объем специфических знаний о культурных и национальных особенностях, различий в системе ценностей ведущих стран мирового сообщества, позволяет владеть специфическими приемами взаимодействия в процессе общения в аудиторном и внеаудиторном образовательном процессе

Социокультурный (деятельностный) компонент

Низкий Владение основами межкультурного общения, основанное только на уровне знакомства с национально-культурной семантикой страны изучаемого языка в должной мере и объеме с целью межпартнерского общения не используется, или используется недостаточно эффективно. Испытывает существенные затруднения в самопрезентации профессиональной деятельности

Средний Опыт, знания, умения и навыки использования лексики иностранного языка расширяют кругозор коммуникативного общения, однако не позволяют грамотно и профессионально разобраться в процессе самостоятельной деятельности с литературными текстами по изучаемым профильным предметам. Частично реализует способы самопрезентации профессиональной деятельности

Достаточный Наличие умений и опыта, основанного в процессе изучения программного учебного курса и рекомендуемой дополнительной учебной литературы, позволяет в процессе общения использовать лексикон изучаемого иностранного языка как основу вполне адекватного общения с носителем конкретного иностранного языка по проблеме обсуждаемой профессиональной деятельности. Уровень развития коммуникативной компетенции бакалавра физической культуры на основе интегративно-развивающего подхода опирается на формирование языковых знаний по конкретной трудовой деятельности. Это позволяет использовать умения и навыки иностранного языка для общения в разнообразных ситуациях трудовой деятельности Реализует многообразные способы самопрезентации профессиональной деятельности

Лингвострановедческий (рефлексивно-оценочный) компонент

Низкий Не видит возможности применения лингвострановедческого материала в будущей профессиональной деятельности

Средний Оценивает знания лингвострановедческого компонента как недостаточные, однако считает такие знания необходимыми для успешной профессиональной деятельности

Достаточный Адекватно оценивает уровень развития лингвострановедческого компонента и проявляет готовность к его совершенствованию. Внутренняя деятельность субъекта направлена на осмысление своих лингвистических действий в процессе коммуникации

При оценке уровня сформированности коммуникативной компетенции бакалавра в качестве наиболее приоритетных были использованы следующие методы: деловая игра; тестирование; коллективная проектная работа; портфолио, включая оценку за дистантное и контактное аудирование; самопрезентация «Я - бакалавр физической культуры»; составление резюме, визитной карточки и др.

Как показали материалы нашего исследования, наиболее эффективное развитие коммуникативной компетенции студентов-бакалавров физической культуры осуществляется на основе содержания технологии интегративно-развивающего подхода [18, с. 29-31]. Приоритетная содержательно-смысловая функция данного подхода в нашем изыскании заключается в том, чтобы процесс подготовки обучающихся к профессиональной деятельности был направлен на формирование готовности обучающихся к постоянному саморазвитию и способствовал самореализации личности в этой деятельности [9, с. 109-113].

Интегративно-развивающий подход, как отмечает Л. А. Шипилина, заключается в интеграции содержания образования через целевые установки модели развития бакалавра; интеграционной и

междисциплинарной связи учебных дисциплин психолого-педагогического, предметно-методического, гуманитарного и естественнонаучного циклов учебного плана. В основе интегративно-развивающего подхода лежит система принципов: общеметодологических и дидактических, которые делают данный концептуальный подход единым и непротиворечивым [18, с. 29]. На данный подход следует опираться в процессе обучения бакалавров основам развития коммуникативной компетенции; творческой управленческой деятельности; применения коммуникативно-интерактивного общения с коллегами.

Выводы. В заключении сформулирован ряд обобщающих сюжетов, которые подтверждают значимость и высокую актуальность изучаемой проблемы:

- название данного интегративно-развивающего подхода как особой формы познавательной и практико-ориентированной деятельности бакалавров вуза физической культуры выражает его содержание и основную функцию;

- дефиниция «интегративность» отражает тенденции развития общества на пути социально-образовательных преобразований; процессы, протекающие в образовательных организациях, способных профессионально работать и развиваться в постоянно изменяющихся условиях;

- интегративность отражает специфику управленческих и психолого-педагогических дисциплин, являющихся по функциональному содержанию интегрированными.

В совокупности содержательно-смысловые характеристики интегративно-развивающего подхода выступают эффективным средством развития интегративно-развивающегося образования как фактора развития коммуникативной компетенции бакалавров вуза физической культуры в учебной деятельности.

Литература:

1. Виноградов, С. А. Методика развития профкомпетентности специалиста физической культуры в условиях модернизации образования / С. А. Виноградов // Педагогическая наука и образование: тематич. сб. науч. тр. / Отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск : Уральская Академия, 2014. - С. 133-137.

2. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.

3. Карпова, О. Л. Развитие самообразовательной деятельности студентов: теоретические аспекты: монография / О. Л. Карпова. - Челябинск: Уральская Академия, 2014. - 204 с.

4. Котова, С. С. Формирование компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. С. Котова. - Екатеринбург, 2008. - 24 с.

5. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2015-2020 годы». - М.: Минспорттуризм, 2015. - 39 с.

6. Коршунова, Н. Л. Методологические условия однозначности терминов в педагогическом исследовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. Л. Коршунова. - М., 2010. - 46 с.

7. Кун, Т. Структура научных революций: пер. с англ. / Т. Кун. - М.: АПН, 2008. - 304 с.

8. Наговицын, С. Г. Система формирования компетенций в сфере физической культуры в процессе обучения студентов в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С. Г. Наговицын. - Н. Челны, 2013. - 47 с.

9. Найн, А. Я. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры: монография / А. Я. Найн. - Челябинск: Уральская Академия, 2012. - 240 с.

10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/182563/ (дата обращения: 15.01.2018 г.).

11. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 935 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33796) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/ 49_03_01_Fisra.pdf (дата обращения: 20.02.2018).

12. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. - М.: НИИ Школьных технологий, 2005. - 816 с.

13. Собкен, М. Ф. Какие перемены нужны в системе образования / М. Ф. Собкен // Учительская газета. - 2016. - № 18. - С. 9-10.

14. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития науки [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mon.gov.ru/files/materials/4674/avgust17.doc (дата обращения: 23.01.2018 г.).

15. Ткаченко, Т. А. Формирование межкультурной компетенции как фактор профессионального самоопределения будущего специалиста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. А. Ткаченко. - Саратов, 2005. - 24 с.

16. Тарасюк, О. В. Проектирование компетентностного содержания профессиональных дисциплин для развития компетенций специалистов / О. В. Тарасюк // Сибирский педагогический журнал. - 2011. -№ 9. - С. 42-50.

17. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» // Бюллетень ВАК Минобрнауки РФ. - 2011. - № 3-5. - С. 4-39.

18. Шипилина, Л. А. Теоретические и технологические основы подготовки менеджеров образования в педагогическом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л. А. Шипилина. - Омск, 1999. - 42 с.

19. Ясвин, В. А. Образовательная среда - от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: ЦКФЛ РАО, 2008. - 248 с.

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, доцент Кашуба Инесса Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); аспирант Тарасов Дмитрий Константинович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); аспирант Щанкин Евгений Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье рассматривается игра в качестве средства подготовки будущего специалиста в университете. Авторы моделируют для будущего специалиста такую игровую среду, которая максимально стимулирует профессиональное становление. Ролевые и деловые игры, представляя собой один из вариантов организации учебно-профессиональной деятельности студентов, позволяют решать множество задач профессионального становления будущего учителя.

Ключевые слова: игра, педагогическая игра, деловая игра, ролевая игра, моделирование игровой среды, студент, университет.

Annotation: The article considers the game as a means of training a future specialist in the university. The author models for the future specialist such a game environment, which maximizes the professional development. Role-playing and business games are one of the options for organizing the educational-professional activities of students, allowing to solve many tasks of professional development of the future teacher.

Keywords: game, pedagogical game, business game, role-playing game, simulation of the game environment, student, university.

Введение. На наш взгляд, рассмотрение игры в качестве средства подготовки будущего специалиста объясняется полифункциональной ролью самой игры: развлекательной - как доставление удовольствия участникам игры, воодушевления и пробуждения интереса; коммуникативной - освоения диалектики общения; самореализацией в игре; игротерапевтической - преодоление трудностей, возникающие в других видах деятельности; диагностической - осуществление самопознания в процессе игры; коррекционной -внесение определенных позитивных изменений в структуре личности; социализацией - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Изложение основного материала статьи. Среди авторов, рассматривающих игру, до сих пор нет единого подхода, она рассматривается и как деятельность, и как форма, и как метод. И это вполне объяснимо, как указывает В.С. Безрукова, понятия в педагогике полифункциональны: «многие педагогические категории способны в разных условиях выполнять в педагогическом процессе различные категориальные функции» [1, С. 88]. Так, игра при определенных условиях может становиться то формой, то методом. Все зависит от того, какую задачу выполняет соответствующее игре педагогическое явление. В нашем исследовании игра нами рассматривается в качестве интегративного способа в той или иной форме организации процесса профессиональной подготовки будущего учителя.

Из множества форм игр, мы рассматриваем педагогическую игру. «Основная цель педагогических игр заключается в том, чтобы сформировать у студентов умение реализовать свои замыслы и проекты, передавать учащимся знания, оценивать их продвижение, стимулировать их к дальнейшей работе» [7, с. 88].

В практике нашей работы, проводя различные игры с преподавателями, со студентами, мы обратили внимание на то, что, если первые в игре «пробуют», «переживают» уже использованные возможности педагогической деятельности, то студенты проигрывают, «примеривают» еще не использованные, не выработанные возможности педагогической деятельности. Именно это и делает игру эффективным средством профессионального становления будущего учителя, приобщения студента к нормам, ценностям, функциям педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, а также является одним из средств воссоздания взаимодействия между учителем и учеником.

Н.Е. Щуркова определила следующую последовательность создания педагогической игры: определение идеи ценностного отношения и антиидеи (обязательна формулировка); придумывание сюжета; определение сферы жизни, в которой проявляется главная идея; придумывание события, в котором проявилась идея; распределение ролей; создание ситуации выбора; общее обсуждение хода игры; педагогические реплики; рефлексия (с педагогической поддержкой) [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мы моделируем для будущего учителя такую игровую среду, которая максимально стимулирует профессиональное становление.

Полагаем, что моделирование игровой среды в подготовке специалиста - это учебная по цели и содержанию, но игровая по форме деятельность, способствующая рефлексивному продвижению студентов через постепенное включение их в имитирующую педагогическую деятельность и удовлетворение их профессиональных интересов.

Вызывает определенный интерес классификация педагогических игр, данная в специальной литературе [14, с. 53].

Среди них особое место занимают ролевые игры. Ролевые игры, представляя собой один из вариантов организации учебно-профессиональной деятельности студентов, позволяют решать множество задач профессионального становления будущего учителя. Выполнение ролевых действий становится для студента внутренним правилом, т.е. правилом для самого себя, где студент рефлексирует происходящее. В ролевой позиции студент как бы «перешагивает» рубеж своих реальных возможностей - становится решительнее, требовательнее к себе и другим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.