Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВИЖЕНИЯ / ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / KINEMATIC STRUCTURE OF MOVEMENTS / LONG JUMPS FROM THE TAKEOFF / MOTOR FITNESS / BIOMECHANICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Сергеев А. П., Баранцев С. А., Головина В. А., Мельников В. В.

Исследовали биомеханические характеристики прыжков в длину с разбега, двигательную подготовленность мальчиков и девочек IV классов. Выявлены значительные различия в кинематической структуре прыжков мальчиков и девочек 9-10 лет. Обоснованы педагогические задачи совершенствования техники прыжков в длину с разбега для учащихся IV классов. Сообщение 3: Обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжка в длину с разбега учащихся IV классовThe article presents the study of biomechanical characteristics of long jumps from the takeoff as well as motor fitness at boys and girls of Grade 4. Significant differences have observed in the kinematic structure of the boys’ and girls’ jumps (schoolchildren aged 9-10). Backgrounds for pedagogical objectives of improving techniques of long jumps from the takeoff in primary school (4th Year school students) have been revealed. Report 3: Backgrounds for pedagogical objectives of improving kinematic structure of a long jump from the takeoff in primary school (4th Year school students)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Сергеев А. П., Баранцев С. А., Головина В. А., Мельников В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Сообщение 3: Обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжка в длину с разбега учащихся IV классов

А.П. Сергеев1, С.А. Баранцев, В.А. Головина, В.В. Мельников ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва

Исследовали биомеханические характеристики прыжков в длину с разбега, двигательную подготовленность мальчиков и девочек IV классов. Выявлены значительные различия в кинематической структуре прыжков мальчиков и девочек 9-10 лет. Обоснованы педагогические задачи совершенствования техники прыжков в длину с разбега для учащихся IV классов.

Ключевые слова: кинематическая структура движения, прыжки в длину с разбега, двигательная подготовленность, биомеханический анализ.

Pedagogical objectives of improving kinematic structure of long jumps from the takeoff in primary school. Report 3: Backgrounds for pedagogical objectives of improving kinematic structure of a long jump from the takeoff in primary school (4th-year school students).

The article presents the study of biomechanical characteristics of long jumps from the takeoff as well as motor fitness in boys and girls studying in the 4th grade. Significant differences in the kinematic structure of jumps in 9-10-year-old boys' and girls' were found. Backgrounds for pedagogical objectives of improving techniques of long jumps from the takeoff in primary school (4th-year school students) have been revealed.

Keywords: kinematic structure of movements, long jumps takeoff, motor fitness, biomechanical analysis.

Новизна исследования заключается в новом подходе к обоснованию педагогических задач совершенствования техники ациклических локомоций школьников - прыжков в длину с разбега (ПД).

Цель работы - обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся IV классов (9-10 лет).

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования, используемые в эксперименте, описаны в первом сообщении [2].

Контакты: 1 Сергеев А.П. - E-mail: <sl_sergeevy@mail.ru>

Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики по стандартным программам: определялись средние значения (М), квадратические отклонение от них (с). При п>30 нормальность распределения результатов исследования оценивалась по коэффициентам асимметрии (Аs) и эксцесса (Ех), при п<29 - по хи-квадрат критерию. Достоверность отличий определялась по ^критерию Стьюдента, а в случае отсутствия нормального распределения использовался непараметрический критерий Вилкоксона-Манна-Уитни.

Взаимосвязь между изучаемыми показателями определялась при помощи коэффициентов линейной корреляции (г). Для изучения нелинейной зависимости проводился расчет корреляционных отношений (п). Множественный регрессионный анализ использовали для определения влияния на результат прыжков в длину с разбега параметров техники исследуемого движения и показателей двигательной подготовленности.

Организация исследования подробно изложена в первом сообщении.

В данном лонгитудинальном эксперименте приняли участие 24 мальчика и 34 девочки IV классов школы-гимназии №710 г. Москвы. Все испытуемые по состоянию здоровья относились к основной медицинской группе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Техника прыжков в длину с разбега мальчиков и девочек IV классов в начале учебного года значительно отличается. У мальчиков достоверно выше результат прыжков, скорость выполнения исследуемого движения, скорость движения маховой ногой, эффективность отталкивания, скорость движения маховой руки в начале фазы амортизации, больше «стопорящая» постановка ноги на опору, амплитуда движений рук и маховой ноги при выполнении прыжков в длину с разбега, они выше значительно поднимают бедро маховой ноги при завершении отталкивания.

Мальчики IV классов превосходят девочек в быстроте, силовых и скоростно-силовых качествах. У девочек выше гибкость. Отсутствуют отличия в способности дифференцировать движения в пространстве и по степени мышечных усилий.

Корреляционным анализом выявлено, что результат прыжка в длину имеет высокую степень взаимосвязи со скоростью разбега за 5 и 2 метра до места отталкивания (соответственно: г = 0,834 и г = 0,669 - у мальчиков и г = 0,825 и = 0,679 - у девочек; р < 0,01). У мальчиков прослеживается нелинейная зависимость результатов прыжков от скорости ОЦМТ в начале и конце фазы амортизации (соответственно: п= 0,709 и п= 0,734; р<0,05), а у девочек - от этого же показателя в момент окончания фазы амортизации (г = 0,520; р < 0,05) и в конце фазы отталкивания (г = 0,712; р < 0,01). Следовательно, повышение эффективности ПД связано с повышением скорости разбега и совершенствованием техники перехода от разбега к отталкиванию (мальчики).

Помимо этого, у девочек IV класса результат прыжка взаимосвязан со скоростью коленного сустава маховой ноги во всех фазах отталкивания (г = 0,5380,553).

Кроме того, у школьниц IV класса результат прыжка также взаимосвязан (г=0,493-0,674) с углом сгибания толчковой ноги в коленном суставе в изучаемых фазах отталкивания, а у школьников результат прыжка коррелирует с углом сгибания толчковой ноги в коленном суставе в конце фазы амортизации (г = 0,603). Следовательно, у мальчиков и девочек IV классов необходимо добиваться уменьшения «подседания» на опорной ноге в фазе амортизации, а также увеличения разгибания опорной ноги в коленном суставе при завершении отталкивания у девочек.

У девочек IV класса также выявлена отрицательная взаимосвязь между результатом ПД и временем опоры (г = -0,702; р < 0,01).

Большое количество взаимосвязей результата ПД учащихся IV класса с основными кинематическими характеристиками отталкивания свидетельствует о лучшей сформированности структуры изучаемого двигательного действия по сравнению с учащимися более младших классов.

Кроме того, у учащихся IV класса по сравнению с более младшими школьниками увеличилось число достоверных корреляций между характеристиками кинематической структуры ПД и показателями физической подготовленности, свидетельствующих о возросшей зависимости техники прыжка в длину от развития физических качеств.

У мальчиков и девочек выявлена достоверная взаимосвязь результата ПД с показателями прыжка в длину и высоту с места (соответственно: г = 0,763 и г = 0,618 и г = 0,666 и г = 0,728), гибкости (п= 0,624 и п = 0,561), а также силы мышц -разгибателей ног у девочек (г = 0,553; р < 0,05). У мальчиков выявлена зависимость результата ПД от показателей коэффициента К3 (п = 0,618). Следовательно, у учащихся IV класса существует относительно более высокая степень зависимости техники прыжка в длину от показателей развития двигательных способностей.

В результате множественного регрессионного анализа установлено соотношение показателей техники прыжка в длину с разбега и двигательных способностей у девочек IV классов, равное 1,0:2,3, а у мальчиков - 1,0:3,7. Следовательно, учащимся IV классов во время занятий нужно делать акцент на совершенствовании необходимых двигательных способностей.

Учитывая вышесказанное, задачами совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега в IV классе являются:

- увеличение скорости разбега;

- совершенствование техники перехода от разбега к отталкиванию (мальчики);

- совершенствование отталкивания при постепенно повышающейся скорости разбега с акцентом на уменьшение «подседания» на опорной ноге в фазе амортизации, увеличение разгибания толчковой ноги в коленном суставе при завершении отталкивания;

- развитие у учащихся скоростно-силовых способностей и гибкости, а также силы мышц-разгибателей ног - у девочек и способности дифференцировать движения во времени - у мальчиков.

Методики совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега мальчиков и девочек IV классов представлены в работе С.А. Баранцева [1].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранцев С.А. Возрастная биомеханика основных видов движений школьников: монография. - М.: Советский спорт, 2014. - 304 с.

2. Баранцев С.А., Фролов С.В., Сергеев А.П., Ведринцев А.В., Мельников В.В. Педагогические задачи совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся начальной школы. Сообщение 1 : Обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся II классов // Новые исследования. - 2016 . - № 1 (46). - С. 56-62

REFERENCE

1. Barancev S.A. Vozrastnaya biomekhanika osnovnyh vidov dvizhenij shkol'ni-kov: monografiya. - Moscow: Sovetskij sport, 2014. - 304 s.

2. Barancev S.A., Frolov S.V., Sergeev A.P., Vedrincev A.V., Mel'nikov V.V. Pedagogicheskie zadachi sovershenstvovaniya kinematicheskoj struktury pryzhkov v dlinu s razbega uchashchihsya nachal'noj shkoly. Soobshchenie 1: Obosnovanie peda-gogicheskih zadach sovershenstvovaniya kinematicheskoj struktury pryzhkov v dlinu s razbega uchashchihsya II klassov // Al'manah «Novye issledovaniya». - 2016. - № 1 (46). - S. 56-62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.