Научная статья на тему 'Педагогические задачи совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся начальной школы'

Педагогические задачи совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
555
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВИЖЕНИЯ / ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / KINEMATIC STRUCTURE OF MOVEMENTS / LONG JUMP FROM THE TAKEOFF / MOTOR FITNESS / BIOMECHANICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранцев С. А., Фролов С. В., Сергеев А. П., Ведринцев А. В., Мельников В. В.

Исследовали биомеханические характеристики прыжков в длину с разбега, двигательную подготовленность мальчиков и девочек II классов. Не выявлено достоверных различий в кинематической структуре исследуемого движения у мальчиков и девочек II классов, за исключением показателей скорости перемещения тела и маховых движений ногой во время отталкивания, которые были достоверно более высокими у мальчиков. На основании корреляционного, регрессионного, вариационного анализа были определены педагогические задачи совершенствования техники прыжков в длину с разбега учащихся II классов начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баранцев С. А., Фролов С. В., Сергеев А. П., Ведринцев А. В., Мельников В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the study of biomechanical characteristics of long jumps from the takeoff as well as motor fitness in schoolchildren (both boys and girls) of the second form. As a result, no significant differences were observed in the kinematic structure of the boys and girls movements. Such differences were found only in the following indicators: the velocity of the body and the speed of foot flight movements at the time of takeoff. These indicators appeared to be significantly higher in boys. Using correlation analysis, regression analysis and the analysis of variance, the investigators set the pedagogical tasks aimed at the elementary school students (the Second Form) and connected with improving the techniques of long jumps from the takeoff in schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Педагогические задачи совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся начальной школы»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Сообщение 1: Обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжка в длину с разбега учащихся II классов

С.А. Баранцев*, С.В. Фролов**, А.П. Сергеев**1, А.В. Ведринцев**, В.В. Мельников*** Институт возрастной физиологии РАО*, Липецкий филиал РАНХиГ**, Липецкий институт кооперации***

Исследовали биомеханические характеристики прыжков в длину с разбега, двигательную подготовленность мальчиков и девочек II классов. Не выявлено достоверных различий в кинематической структуре исследуемого движения у мальчиков и девочек II классов, за исключением показателей скорости перемещения тела и маховых движений ногой во время отталкивания, которые были достоверно более высокими у мальчиков. На основании корреляционного, регрессионного, вариационного анализа были определены педагогические задачи совершенствования техники прыжков в длину с разбега учащихся II классов начальной школы.

Ключевые слова: Кинематическая структура движения, прыжки в длину с разбега, двигательная подготовленность, биомеханический анализ.

Means of improving kinematic structure of long jumps from the takeoff in elementary school students. Report 1: Grounds for Pedagogical Objectives in Improving Kinematic Structure of Long Jumps from the Takeoff (for Schoolchildren, Grade 2.) The article presents the study of biomechanical characteristics of long jumps from the takeoff as well as motor fitness in schoolchildren (both boys and girls) of the second form. As a result, no significant differences were observed in the kinematic structure of the boys and girls movements. Such differences were found only in the following indicators: the velocity of the body and the speed offoot flight movements at the time of takeoff. These indicators appeared to be significantly higher in boys. Using correlation analysis, regression analysis and the analysis of variance, the investigators set the pedagogical tasks aimed at the elementary school students (the Second Form) and connected with improving the techniques of long jumps from the takeoff in schoolchildren.

Key words: kinematic structure of movements, long jump from the takeoff, motor fitness, biomechanical analysis.

При овладении двигательным действием, как правило, выделяют три этапа. Первый этап - начального разучивания движения, второй - углубленного разучи-

Контакты:1 Сергеев А.П. - E-mail: <[email protected]>

вания движения и третий этап - закрепление и дальнейшее совершенствование движения.

Этап закрепления двигательного умения и его дальнейшего совершенствования в период обучения учащихся в общеобразовательной школе имеет свои особенности.

Это связано, прежде всего, с тем, что в течение всего периода учебы в школе организм учащихся находится в постоянном развитии. С возрастом увеличивается длина, масса тела, изменяются темпы развития показателей двигательной подготовленности и координационных способностей, что ведет к изменениям, а порой и к нарушениям в технике двигательных действий.

Кроме того, учащиеся общеобразовательных школ, в отличие от спортсменов, должны в соответствие со школьной программой физического воспитания овладеть большим количеством разнообразных физических упражнений. У них нет такой возможности, как у спортсменов, на каждом занятии целенаправленно совершенствовать какое-то одно движение (например, прыжок в высоту с разбега) или упражнения какого-либо вида спорта. Наряду с этим в общеобразовательных школах отсутствует специальный отбор учащихся для занятий физическими упражнениями (как это принято в спорте), а упражнения учебной программы физического воспитания осваиваются в соответствие с ее разделами, которые зависят от времени учебного года. Поэтому у учащихся общеобразовательных школ темпы овладения упражнениями значительно ниже, чем у сверстников-спортсменов (имеются в виду упражнения видов спорта). У учащихся в большей мере может происходить «затухание» или «угасание двигательного навыка».

В связи с этим школьники в каждом классе должны совершенствовать технику основных видов движений, и это следует повторять в течение всех лет обучения в школе.

Анализ литературных источников показал, что методики обучения детей школьного возраста прыжкам в длину с разбега не учитывают возрастные кинематические особенности формирования техники исследуемого движения.

Центральным моментом при разработке методик являлось обоснование педагогических задач совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега.

Следует также отметить, что рекомендуемые нами методики преемственны и дают наибольший эффект, если их применять на уроках физической культуры последовательно от класса к классу. Они составлены по типу алгоритмических предписаний в соответствии с рекомендациями А.М. Шлемина [20].

Упражнения предлагаемых методик проверены на доступность для учащихся конкретных классов, подобраны и составлены в виде серий для решения педагогических задач. Некоторые упражнения повторяются. Это делать необходимо и связано, прежде всего, с возрастными особенностями развития организма учащихся и затуханием двигательного умения.

Новизна исследования заключается в новом подходе к обоснованию педагогических задач совершенствования техники ациклических локомоций школьников.

Цель работы - обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся II классов (7-8 лет).

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Педагогические: тестирование двигательных способностей.

2. Антропометрические: определение длины, массы тела, весо-ростового индекса.

3. Биомеханические: киноциклография.

4. Математико-статистические методы: регрессионный анализ, корреляционный анализ.

5. Анализ данных литературы.

Тестирование двигательных способностей

Проводили измерение абсолютной и относительной сила мышц-разгибателей спины [12; 19] и ног [9; 13], результатов прыжков в длину и вверх с места на максимальный результат [1; 4] и на 50 % от максимального результата [5; 7], времени бега на 10 м с хода на максимальный результат и на 50 % от максимального результата [10], результатов наклона вперед [6].

Киноциклография

Киносъемка изучаемого движения проводилась с частотой до 120 кадров в секунду на фоне тест-объекта. Маркировка центра вращения суставов проводилась по методике, описанной В.М. Зациорским с соавт. [15], по совпадающим антропометрическим точкам. Полученные киноматериалы вводились в компьютер и обрабатывались по специальным программам. Метрологическая оценка показала, что используемый измерительный комплекс отвечает необходимым требованиям, для изучения исследуемого движения [3].

Кинематику прыжков в длину с разбега (ПД) изучали по 54 показателям, включая временные, угловые, скоростные (вертикальная, продольная, результирующая) характеристики, механическую энергию, мощность отталкивания, амплитуду перемещения общего центра масс тела (ОЦМТ) и отдельных звеньев тела в начале и конце фазы амортизации и в конце фазы отталкивания, угол вылета ОЦМТ. Момент окончания фазы амортизации определялся по наименьшему углу сгибания опорной ноги в коленном суставе за период опоры [11; 18 и др.].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Был проведен лонгитудинальный эксперимент на одних и тех же учащихся I-Х1 классов, в ходе которого с помощью высокоскоростной киносъемки и последующего биомеханического анализа изучались угловые, временные, скоростные характеристики, показатели амплитуды движений рук и ног, перемещения ОЦМТ в продольном и вертикальном направлениях, механической энергии и другие кинематические характеристики прыжков в длину с разбега.

В эксперименте приняли участие 25 мальчиков и 24 девочки школы-гимназии №710 г. Москвы. Все испытуемые по состоянию здоровья относились к основной медицинской группе. Киносъемку движений, тестирование двигательных способностей проводили перед педагогическим экспериментом в начале каждого учебного года. Был проведён вариационный анализ кинематических характеристик

прыжков в длину с разбега мальчиков и девочек II классов. Обоснование педагогических задач совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега учащихся II классов проводили, в основном, при помощи корреляционного анализа кинематических характеристик исследуемых движений и показателей двигательной подготовленности учащихся экспериментальных классов, результатов педагогических наблюдений и анализа литературы. На основании анализа литературы подбирали упражнения для решения конкретных педагогических задач, разрабатывали методики совершенствования техники движения. Кроме того, в ходе занятий фиксировали типичные ошибки младших школьников при выполнении прыжков в длину с разбега. Совершенствование техники ПД проводили с упреждающим развитием двигательных качеств с учётом рекомендаций А.В. Усова [17].

В I классе учащиеся (6-7 лет) обучались прыжкам в длину с 5-6-х шагов разбега [2; 16].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале учебного года мальчики II классов достоверно превосходили девочек лишь в показателях скорости перемещения тела и маховых движений ногой во время отталкивания.

У мальчиков отмечена достоверная взаимосвязь результата ПД с показателями скорости разбега (г=0,462; р<0,05) и результирующей скоростью перемещения ОЦМТ в момент постановки ноги на опору (г=0,611; р<0,01), свидетельствующие о необходимости увеличения скорости разбега для повышения результата прыжка в длину.

У девочек II класса следует отметить наличие взаимосвязи результата прыжка с показателями скорости перемещения ОЦМТ в конце фаз амортизации и отталкивания (соответственно: г=0,599 и г=0,535; р<0,05). В то же время, у них не выявлено достоверной взаимосвязи между результатом прыжка в длину со скоростью разбега и скоростью перемещения ОЦМТ в момент постановки ноги на опору. Следовательно, у девочек II класса скорость разбега не является определяющим фактором для увеличения результата прыжка.

У учащихся II классов выявлена взаимосвязь результата прыжка в длину с длиной последнего шага при разбеге (у мальчиков - г=0,526, р<0,05 и у девочек -г=0,453, р<0,05). У девочек увеличение угла сгибания опорной ноги в коленном суставе связано с уменьшением угла наклона голени во всех фазах отталкивания, о чем свидетельствует наличие отрицательной достоверной взаимосвязи между этими показателями. У мальчиков отрицательная взаимосвязь (г=-0,600; р<0,05) между вышеприведенными показателями зарегистрирована в момент постановки опорной ноги на место отталкивания. На основании этих данных можно заключить, что результативность прыжка учащихся II класса связана со "стопорящим" выполнением отталкивания, что в большей степени свойственно прыжку в высоту. Следовательно, у школьников II класса еще не сформирована техника выполнения отталкивания, присущая прыжку в длину с разбега. Поэтому необходимо предварительно обучать детей отталкиванию, характерному для ПД. Этот вывод подтверждается тем, что у учащихся не выявлено достоверных

взаимосвязей между показателями результата прыжка, угла отталкивания и результирующей скорости перемещения ОЦМТ в момент окончания отталкивания.

Скорость вылета ОЦМТ взаимосвязана с горизонтальным перемещением ОЦМТ в фазе отталкивания (г=0,618; р<0,01 - у мальчиков и г=0,526; р<0,05 - у девочек). Кроме того, повышение скорости ОЦМТ в конце фазы отталкивания связано с увеличением скорости маховых движений ногой, о чем свидетельствует наличие взаимосвязи между показателями результирующей скорости вылета ОЦМТ и скорости перемещения коленного сустава маховой ноги в фазах отталкивания у девочек (г=0,480-0,804) и в конце фазы амортизации у мальчиков (г=0,614; р<0,01). Эти данные свидетельствуют о необходимости выполнения активного махового движения бедром в фазе отталкивания.

Не наблюдалось достоверных корреляций между показателями двигательной подготовленности и кинематическими характеристиками исследуемого движения, за исключением взаимосвязи результата ПД с показателями прыжка в длину с места (г=0,647 - у мальчиков и г=0,636 - у девочек; р<0,01), а также со значениями прыжка вверх с места (г=0,636; р<0,01) и силы мышц разгибателей ног (г=0,485; р<0,05) у девочек. Это свидетельствует о том, что уровень развития физических качеств учащихся II класса не лимитирует формирование техники изучаемого движения, но результат прыжка зависит от развития скоростно-силовых качеств, а также силы мышц-разгибателей ног - у девочек.

У мальчиков результат прыжка в длину с разбега взаимосвязан с коэффициентом К2 (г=-0,683; р<0,01). Следовательно, мальчикам II классов необходимо совершенствовать способность дифференцировать движения по степени мышечных усилий.

Корреляционный анализ показал, что обучать учащихся II класса прыжку в длину с разбега на большой скорости неэффективно. Необходимо рекомендовать в этом возрасте освоить отталкивание в сочетании с активными маховыми движениями ногой.

На основании множественной регрессии установлено, что у мальчиков суммарный вклад показателей техники прыжка относился к суммарному вкладу параметров двигательной подготовленности как 1,0:2,2. Следовательно, акцент в методиках совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега мальчиков II классов был сделан в большей мере на развитие необходимых двигательных качеств, чем совершенствование компонентов техники исследуемого движения.

У девочек это соотношение было равно 1,0:1,0. Следовательно, в процессе занятий с девочками в равной мере уделяли внимание совершенствованию компонентов техники исследуемого движения и развитию необходимых двигательных качеств.

При выполнении прыжков с разбега опорно-двигательный аппарат учащихся испытывает большие нагрузки, как при отталкивании, так и при приземлении. Поэтому обучение амортизирующим действиям при приземлении также является актуальной задачей для учащихся II класса.

Установлено, что во II классе целесообразно использовать при обучении прыжкам с разбега в качестве подводящего упражнения прыжок в высоту с пря-

мого разбега через препятствие высотой до 60 см [8], т.к. этот прыжок выполняется с небольшой скоростью разбега, с более эффективными маховыми движениями и он доступен для учащихся II класса.

Кроме того, в ходе педагогических наблюдений отмечено, что наиболее эффективным и обеспечивающим лучшие условия для выполнения приземления в данном прыжке является выполнение полета со сгибанием (приближением) ног к туловищу.

Учитывая вышеизложенное, были определены следующие педагогические задачи совершенствования техники прыжков в длину с разбега второклассников:

- совершенствование отталкивания при выполнении прыжка в длину с 3-5 шагов разбега с акцентом на увеличение разгибания толчковой ноги коленном суставе;

- освоение прыжка в высоту с прямого разбега способом согнув ноги через препятствие высотой 60 см.

- повышение скорости разбега при выполнении прыжков в длину (мальчики);

- совершенствование маховых движений;

- совершенствование приземления;

- развитие скоростно-силовых качеств, способности дифференцировать движения по степени мышечных усилий у мальчиков и скоростно-силовых и силовых - у девочек.

Методики совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега мальчиков и девочек II классов представлены в работе А.В. Ведринцева [8] и С.А. Баранцева [2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалаков В.М. Новая аппаратура для изучения спортивной техники. - М., ФиС, 1960. - 40 с.

2. Баранцев С.А. Кинематическая структура основных естественных локомо-ций детей и подростков: закономерности формирования и технология совершенствования: Дис. ... докт. пед. наук. - М., 2002. - 678 с.

3. Баранцев С.А., Якунин Н.А. Комплекс технических средств для изучения локомоций человека и его метрологическая оценка //Сб. науч. трудов межвузовский "Новые методы и средства обучения" / Под общ. ред. Н.Н. Евтихиева. - М., 1993. - С. 98-101.

4. Бондаревский Е.Я. Надежность тестов, используемых для характеристики моторики человека // Теор. и практ. физ. Культуры. - 1970. - № 5. - С. 15-18.

5. Вайнер И.М. Использование количественной информации в совершенствовании управления безопорной фазой прыжка: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -М., 1972. - 24 с.

6. Васильев Е.П. Исследования гибкости тела и экспериментальное обоснование средств и методов ее воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1966. - 21 с.

7. Васютина А.И. Изменение пространственной оценки движений у детей дошкольного и школьного возраста // Труды П научн. конф. по вопр. возрастной морфологии, физиологии, биохимии. - М., 1955. - 279 с.

8. Ведринцев А.В. Методика обучения прыжковым упражнениям учащихся 710 лет на основе анализа структуры движений (на примере прыжков в длину и высоту с разбега): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 205 с.

9. Дежников А.Г. Исследование вопросов обучения детей младшего школьного возраста умениям оценивать пространственные, временные и силовые характеристики движений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1977. - 25 с.

10. Дешле С.А. Методика педагогического контроля за уровнем физической подготовленности учащихся I-Ш классов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М.,

1982. - 23 с.

11. Донской Д.Д. Биомеханика. Учебное пособие для студентов фак.физ.воспитания пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с.

12. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: (Основы теории и методики воспитания). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1970. -200 с.

13. Зациорский В.М. Биомеханика двигательных конечностей // Биомеханика. - М., 1979. - 264 с.

14. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.

15. Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н. Биомеханика двигательного аппарата человека. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 143 с.

16. Столяк И.Н.. Формирование основных двигательных навыков у учащихся шести лет на уроках физической культуры (на примере бега, прыжков, метаний): Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1989.

17. Усов А.В.. Типологическая характеристика физической подготовленности и методика совершенствования двигательных качеств у учащихся младшего школьного возраста: Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1989.

18. Шалманов А.А. Взаимодействие с опорой как предмет обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1986. - 20 с.

19. Шлемин А.М., Дежников А.Г. Умение различать временные параметры //Физическая культура в школе. - 1977. - № 7. - С. 32-33.

20. Шлемин А.М.. Один из эффективных методов // Физкультура в школе. -

1983. - № 11. - С. 26-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.