Научная статья на тему 'Формирование кинематической структуры ациклических локомоций и биоэнергетики мышечной системы мальчиков школьного возраста'

Формирование кинематической структуры ациклических локомоций и биоэнергетики мышечной системы мальчиков школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
314
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
биомеханический анализ / кинематическая структура прыжков в длину с разбега / биоэнергетические характеристики мышц / двигательная подготовленность / физическое развитие / Biomechanical analysis / kinematic structure of long jumps with a running start / biopower characteristics of muscles / impellent readiness / physical development

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранцев С. А., Зайцева В. В., Пискова Д. М.

DEVELOPMENT OF KINEMATIC STRUCTURE OF ACYCLIC LOCOMOTIONS AND MUSCULAR SYSTEM BIOENERGETICS IN SCHOOLBOYS The comparative analysis of changes of kinematic characteristics of broad jumps from start, parameters of bio-energetics of skeletal muscles, physical development and impellent readiness of boys of 7-13 years is lead. It is established, that in natural conditions perfection of technics acyclic локомоций at boys of 7-13 years occurs on a background of stabilization of biopower characteristics of muscles, impellent abilities and physical development. And on the contrary, deterioration in formation of kinematic structure of jumps is marked on a background of active development of all mechanisms of power supply of muscles, impellent qualities and parameters of physical development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баранцев С. А., Зайцева В. В., Пискова Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование кинематической структуры ациклических локомоций и биоэнергетики мышечной системы мальчиков школьного возраста»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ АЦИКЛИЧЕСКИХ ЛОКОМОЦИЙ И БИОЭНЕРГЕТИКИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ МАЛЬЧИКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Баранцев С.А.1, Зайцева В.В., Пискова Д.М.

Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Проведён сравнительный анализ изменений кинематических характеристик прыжков в длину с разбега, показателей биоэнергетики скелетных мышц, физического развития и двигательной подготовленности мальчиков 7-13 лет. Установлено, что в естественных условиях совершенствование техники ациклических локомоций у мальчиков 7-13 лет происходит на фоне стабилизации биоэнергетических характеристик мышц, двигательных способностей и физического развития. И наоборот, ухудшение в формировании кинематической структуры прыжков отмечается на фоне активного развития всех механизмов энергообеспечения мышц, двигательных качеств и показателей физического развития.

Ключевые слова. Биомеханический анализ, кинематическая структура прыжков в длину с разбега, биоэнергетические характеристики мышц, двигательная подготовленность, физическое развитие.

The comparative analysis of changes of kinematic characteristics of broad jumps from start, parameters of bio-energetics of skeletal muscles, physical development and impellent readiness of boys of 7-13 years is lead. It is established, that in natural conditions perfection of technics acyclic локомоций at boys of 7-13 years occurs on a background of stabilization of biopower characteristics of muscles, impellent abilities and physical development. And on the contrary, deterioration in formation of kinematic structure of jumps is marked on a background of active development of all mechanisms of power supply of muscles, impellent qualities and parameters of physical development.

The biomechanical analysis, kinematic structure of broad jumps from start, biopower characteristics of muscles, impellent readiness, physical development.

Прыжки является одним из важнейших видов естественных ациклических локомоций, необходимых в повседневной жизни и в качестве средства повышения физической подготовленности и оздоровления. Поэтому обучение технике прыжков в длину включено в Программу физического воспитания школьников, начиная с первого класса.

В ряде работ исследованы возрастно-половые особенности формирования кинематической структуры прыжков в длину с разбега у детей школьного возраста. Изу-

1 Баранцев С.А.: E-mail: barancev_sergei@mail.ru

— 62 —

чено влияние двигательной подготовленности и физического развития на развитие кинематики прыжков (И.Н.Столяк, 1989; А.В.Ведринцев, 1992; С.Л.Чикаш, 1994; В.В.Мельников, 1997; С.А.Баранцев, 2002; А.П.Сергеев 2004). Но до сих пор не исследовалось биоэнергетическое обеспечение ациклических локомоций.

В этой связи задачей исследования было сопоставить изменения кинематической структуры прыжков в длину с разбега детей 7-13 лет с возрастной динамикой биоэнергетических факторов, влияющих на формирование техники ациклических локомоций.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1) Биомеханические: киноциклография (кинематика прыжков в длину с разбега - по 54 показателям), анализ кинематических характеристик.

2) Педагогические: тестирование двигательных способностей.

3) Физиологические: изучение биоэнергетических характеристик мышц с помощью уравнения Мюллера.

4) Антропометрические: определение длины, массы тела, весо-ростового индекса.

5) Математико-статистические методы.

6) Анализ данных литературы.

Киноциклография.

Киносъемка проводилась модифицированной кинокамерой «Киев-16УЭ». Маркировка центра вращения суставов проводилась по методике, описанной В.М.Зациорским с соавт. (1981), по совпадающим антропометрическим точкам. Киносъёмка проводилась на фоне тест-объекта. Проявленные киноматериалы с помощью фотоувеличителя и устройства ввода графической информации СМП-6410 (с точностью до 0,1 мм) вводились и обрабатывались на ЭВМ по специальным программам. Метрологическая оценка показала, что используемый измерительный комплекс отвечает необходимым требованиям, для изучения данного вида движений (С.А.Баранцев, с соавт., 1993).

Кинематику прыжков (ПД) изучали по 54 показателям, включая временные, угловые, скоростные (продольная, результирующая) характеристики, механическую энергию, мощность отталкивания, амплитуду перемещения ОЦМТ (общего центра масс тела) и отдельных звеньев тела в начале и конце фазы амортизации и в конце фазы отталкивания, скорость и угол вылета ОЦМТ и др. Момент окончания фазы амортизации определялся по наименьшему углу сгибания опорной ноги в коленном суставе за период опоры (Донской Д.Д., 1975; Шалманов А.А., 1986 и др.).

Тестирование двигательных способностей.

Исследовали абсолютную и относительную силу мышц-разгибателей спины и ног, гибкость (наклон вперед из положения стоя), скоростно-силовые возможности нижних конечностей (прыжок в длину и вверх с места на максимальный результат), способность дифференцировать движения в пространстве и по степени мышечных усилий (прыжок в длину и вверх с места на 50% от максимального результата - К1 и К2 - соответственно), быстроту (время бега на 10 м с хода на

-63-

максимальный результат), способность дифференцировать движения во времени

- Кз (время бега на 10 м с хода на 50% от максимального результата).

Эргометрия.

Энергетические показатели мышечной работоспособности рассчитывались по уравнению Мюллера. Коэффициент «а» определяется отношением аэробного к анаэробному источникам биоэнергетики (чем выше этот показатель, тем выше аэробные возможности); коэффициент «Ь» характеризует аэробную емкость (потенциальные возможности аэробного источника); Vmax - мощность фосфа-генного источника (м/с); V40 - мощность анаэробного гликолиза (м/с); V240 - мощность аэробно-гликолитического энеогообеспечения (м/с); V900 - мощность аэробного источника (м/с); LnS - общая мышечная работоспособность; коэффициенты F, G, А показывают соотношение мощностей смежных источников энергообеспечения ^^40/Утах, G=V240/V40, А=У900/У240).

Антропометрические методы: определение длины, массы тела, весо-росто-вого индекса, определяемого отношением массы тела (кг) к ее длине (м).

Методы математико-статистического анализа.

Результаты исследования обрабатывались методами математической статистики на ЭВМ по стандартным программам: определялись средние значения (Х), квадратическое отклонение от них (о). При п>30 нормальность распределения результатов исследования оценивалась по коэффициентам асимметрии (Аs) и эксцесса (Ех), при п<29 - по хи-квадрат критерию.

Организация исследования.

Исследование проводилось на базе школы-гимназии №710 г.Москвы. Все испытуемые по состоянию здоровья относились к основной медицинской группе. Был проведен шестилетний лонгитудинальный эксперимент. В таблице 1 представлено количество мальчиков, принявших участие в эксперименте.

Киноциклографию прыжков в длину с разбега (ПД), тестирование двигательных способностей, исследование показателей физического развития проводили в каждом классе в начале и в конце учебного года.

Таблица 1

Количество испытуемых, участвовавших в исследовании кинематики прыжка в длину с разбега

В О со и А С Т (лет)

7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13

Кинематика прыжков в длину с разбега

17/18 15/18 26/24 18/24 16/13 24/20

Двигательные способности

31/24 20/23 28/23 17/31 32/30 25/23

Примечание: в числителе - количество испытуемых, участвовавших в эксперименте в начале учебного года, в знаменателе - в конце учебного года

-64-

Совершенствование техники ПД проводилось традиционно, в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 7-13 лет (П-УП классов) общеобразовательной школы и существующими методическими рекомендациями.

В исследовании биоэнергетики мышечной системы принимали участие 374 мальчика 7-13 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Возрастные особенности формирования кинематической структуры прыжков в длину с разбега.

Основой для анализа компонентов техники движений послужили информативные кинематические характеристики прыжков в длину с разбега, динамика которых позволяет судить об улучшении или ухудшении техники движений, как у спортсменов, так и у школьников.

Для графического представления возрастной динамики формирования кинематической структуры ациклических локомоций результаты углубленного биомеханического анализа (54 показателя) пересчитывали в интегральный показатель изменения техники (ИПТ) движения (С.А.Баранцев, 2002). Достоверное улучшение показателя отмечали плюсом, достоверное ухудшение - минусом, отсутствие достоверных изменений - пробел или «=». Суммированием плюсов и минусов получали интегральный показатель изменения техники движения. Последующий сравнительный анализ показал, что значимые изменения в технике движения соответствуют значениям интегрального показателя 3 и более. Отсутствие изменений в технике движения - значениям интегрального показателя 2 и менее.

У мальчиков 7-8 лет (II класс) от начала к концу учебного года, несмотря на увеличение результатов ПД, происходит ухудшение компонентов техники исследуемого движения. Снижаются значения результирующей скорости перемещения тела (р<0,01) и скорости маховых движений ногой (р<0,01) и руками (р<0,01) при отталкивании, уменьшается угол разгибания толчковой ноги в голеностопном суставе (р<0,05).

С 8 до 12 лет (Ш-У! классы) отмечаются как улучшение, так и ухудшение в компонентах техники исследуемого движения, что позволяет говорить о стабилизации или незначительных изменениях в технике исследуемого движения.

В 12-13 лет (VII класс) у мальчиков происходит достоверное улучшение таких компонентов техники ПД, как скорость разбега, амплитуда и скорость маховых движений ногой и руками, разгибание толчковой ноги в голеностопном и коленном суставах в конце фазы отталкивания, повышение эффективности отталкивания, кинетической, полной механической энергии, мощности исследуемого движения. Повышение скорости разбега не повлияло отрицательно на технику перехода от разбега к отталкиванию. К негативным изменениям техники ПД относится увеличение времени опоры и уменьшение угла отталкивания, что, безусловно, сказалось на отсутствии приростов результатов прыжков в длину с разбега.

-65-

Таким образом (рис.1), в процессе возрастного развития кинематики ациклических локомоций у детей и подростков происходит чередование периодов стабилизации, роста и снижения характеристик кинематической структуры движения.

8 И К

к

5К X

3 к

А

4

ей 0-1 О)

Ь к

-2

-4

II III IV V VI VII

Рис. 1. Совершенствование компонентов техники прыжков в длину с разбега мальчиков 11^11 классов

-Ф- -&

У мальчиков в 7-8 лет (II класс) от начала к концу учебного года зарегистрировано ухудшение компонентов техники прыжков в длину с разбега. С 8 до 12 лет (III - VI классы) отмечаются как позитивные, так и негативные изменения в технике исследуемого движения, что позволяет говорить о некоторой стабилизации или незначительных изменениях в технике исследуемого движения. В 12-13 лет (VII класс) у мальчиков происходит значительное улучшение компонентов техники прыжков в длину с разбега.

В таблице 3 представлена возрастная динамика показателей максимальной кинетической энергии при выполнении прыжков в длину с разбега (период опоры).

Значительное увеличение изучаемого показателя отмечается в течение учебного года седьмого класса (р<0,01) - в 12-13 лет.

В таблице 4 представлена возрастная динамика показателей мощности отталкивания при выполнении прыжков в длину с разбега (период опоры).

В 8-9 и 9-10 лет мощность отталкивания в течение учебного года снижается (р<0,01 и р<0,01 - соответственно) и достоверно увеличивается в 12-13 лет.

На рисунке 1 представлены изменения двигательных способностей мальчиков 7-13 лет. Наибольший интерес представляют показатели скоростно-силовых возможностей, от которых в большей мере, чем от других физических качеств зависит результативность прыжков в длину с разбега.

-66-

-о-

Таблица 3

Возрастные изменения максимальной кинетической энергии (Дж) при выполнении прыжков в длину с разбега (Х±а)

Возраст(лет) Начало учебного года Конец учебного года Достов. разл. (1/р)

7-8 341,7±67,5 307,5±85,2 1,35/ -

8-9 396,7±68,9 414,9±101,3 1,21/ -

9-10 406,1±71,1 433,3±89,4 1,19/ -

10-11 578±90 628±127 1,41/ -

11-12 642±112 723±135 1,99/ -

12-13 719±179 892±169 3,25/<0,01

Таблица 4

Возрастные изменения мощности отталкивания (Вт) при выполнении прыжков в длину с разбега

(Х±а)

Возраст(лет) Начало учебного года Конец учебного года Достов. разл. (1/р)

7-8 1960±996 1708±951 0,77/ -

8-9 3168±1300 1986±906 3,38/<0,01

9-10 2894±1016 1892±955 3,58/<0,01

10-11 3492±1201 3131±956 1,08/ -

11-12 3671±1758 3048±1281 1,32/ -

12-13 2995±1747 4233±1273 2,63/<0,05

Достоверное увеличение результатов прыжков в длину и вверх с места отмечается в течение учебного года второго (7-8 лет) и четвёртого классов (9-10 лет). Сила и быстрота также увеличиваются в 7-8 лет. Следовательно, быстрота, силовые и скоростно-силовые возможности мальчиков значительно увеличиваются в 7-8 и скоростно-силовые возможности 9-10 лет.

При сопоставлении изменений показателей двигательной подготовленности и кинематики прыжков в длину с разбега мальчиков 7-13 лет установлено следующее. У мальчиков 7-8 лет (II классы) на фоне улучшения двигательной подготовленности зарегистрировано ухудшение кинематики ПД.

С 8 до 12 лет (Ш^! классы) компоненты техники ПД существенно не меняются. Примерно такие же данные зарегистрированы в отношении показателей двигательной подготовленности. У мальчиков 12-13 лет (VII классы) на фоне значительного улучшения техники прыжков в длину с разбега стабилизируется большинство из изучаемых показателей двигательной подготовленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-67-

Двигательные способности Возраст (лет)

7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13

1. Абс. сила мышц-разгибателей спины

2. Отн. сила мышц-разгибателей спины

3. Абс. сила мыщц- разгибателей ног

4. Отн. сила мышц-разгибателей ног

5. Скоростно-силовые возможности

6. Быстрота

7. Гибкость

Способности управлять движениями

8. в пространстве (К1) т-т т-т т-т т-о т-т о-т

9. по степени мышечных усилий (К2) т-т т-т о-о т-о т-о т-т

10. во времени (К3) о-о т-т о-о т-т т-о т-т

Рис.1. Динамика двигательных способностей мальчиков 7-13 лет

Примечание., I I или I I - соответственно, достоверное улучшение, стабилиза-

1---1 ---- --- ция или ухудшение показателя в течение учебного

года.

Прочерк - отсутствие изучаемого показателя. «т» - точное выполнение двигательного задания, «о» - значительные ошибки при его выполнении. Первая буква - начало учебного года, вторая - конец учебного года.

Следовательно, совершенствование техники ациклических локомоций мальчиков 7-13 лет является самостоятельным процессом, который непосредственно не зависит от развития их двигательных способностей.

Возрастные особенности формирования биоэнергетики скелетных мышц.

В таблице 5 представлена возрастная динамика эргометрических показателей биоэнергетики скелетных мышц мальчиков 7-13 лет.

Аэробные и анаэробные механизмы энегообеспечения наиболее активно развивается от 7 к 8 годам. В период 8-9 лет происходит смена тенденций развития при сохранении роста общей работоспособности: в основном развиваются анаэробные механизмы энергобеспечения.

-68-

В 10-12 лет у мальчиков наблюдается снижение общей мышечной работоспособности. Относительные значения показателей мощности фосфагенного, глико-литического и аэробно-гликолитического энергообеспечения достоверно ниже (р<0,05) по сравнению с предыдущим периодом. При этом темпы роста мощности всех энергетических источников, включая аэробный ^900), замедляются.

В период 12-13 лет динамика биоэнергетических показателей стабилизируется.

Данные, представленные в сводной таблице 6, свидетельствуют об обратной зависимости между изменениями, происходящими в биоэнергетике скелетных мышц и формировании компонентов техники прыжков в длину с разбега.

Так, например, у мальчиков в 7-8 лет значительно развиваются биоэнергетические показатели скелетных мышц, скоростно-силовые, силовые возможности, быстрота, увеличивается длина тела. Но значительно ухудшается формирование техники прыжков в длину с разбега. В 12-13 лет наступает стабилизация в развитии биоэнергетики скелетных мышц, скоростно-силовых, силовых возможностей, быстроты, физического развития. На этом фоне значительно улучшается техника прыжка в длину с разбега.

Развитие кинематической структуры ПД и биоэнергетики мышечной системы мальчиков 7-13 лет проходит гетерохронно и реципрокно: в естественных условиях совершенствование техники ациклических локомоций происходит на фоне стабилизации биоэнергетических характеристик мышц, двигательных способностей и физического развития и наоборот.

Таблица 5

Возрастная динамика общей мышечной работоспособности и биоэнергетических показателей мальчиков 7-13 лет

(Х±а)

Воз- раст Эргометрические показатели мышечной работоспособности

LnS Vmax V40 V240 V900 а Ь F G А

7 лет; п=18 33,14 ±2,58 5,79 ±0,29 3,27 ±0,16 2,48 ±0,17 2,03 ±0,18 6,6 ± 0,97 11,51 ±1,22 0,57 ±0,045 0,76 ±0,029 0,82 ±0,023

8 лет; п=28 40,92 ±6,04** 5,99 ±0,28** 3,66 ±0,26 2,89 ±0,30** 2,43 ±0,46** 7,67 ±1,26** 13,69 ±2,11** 0,612 ±0,08** 0,79 ±0,051** 0,84 ±0,040**

9 лет; п=15 45,61 ±8,35** 6,36 ±0,60** 3,87 ±0,31** 3,06 ±0,42 2,58 ±0,21 7,92 ±1,99 14,51 ±3,26 0,614 ±0,006 0,79 ±0,003 0,84 ±0,002

10-11 лет; п=67 39,42 ±13,85** 5,91 ±0,99** 3,55 ±0,68** 2,78 ±0,61** 2,33 ±0,57 7,50 ±1,62 13,18 ±2,91 0,60 ±0,058 0,78 ±0,036 0,83 ±0,029

12 лет; п=34 36,04 ±15,60 5,57 ±1,08* 3,32 ±0,35** 2,6 ±0,42** 2,18 ±0,64 7,53 ±1,99 12,74 ±3,48 0,60 ±0,07 0,78 ±0,045 0,83 ±0,035

13 лет; п=29 36,56 ±16,82 5,56 ±1,16 3,34 ±0,81 2,62 ±0,74 2,20 ±0,69 7,66 ±2,13 12,92 ±3,73 0,60 ±0,08 0,78 ±0,048 0,83 ±0,038

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01

-69-

Таблица 6

Изменения компонентов техники прыжков в длину с разбега, показателей биоэнергетики скелетных мышц, двигательных качеств и физического развития

мальчиков 7-13 лет

Показатели техники прыжков в длину с разбега В О З Р А С Т (лет)

7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13

Результат прыжков + +

Результ. ск. ОЦМТ (нач. ф. ам.) - + + +

Результ. ск. ОЦМТ (кон. ф. ам.) - + +

Результ. ск. ОЦМТ (нач. ф. отт.) - + +

Кинетическая энергия +

Отнош ск.ОЦМТ нач. и кон.ф.ам. +

Постановка ноги на опору - - - +

Скор. махового движения ногой - +

Разгибание толч. ноги в кол. сус. + - +

Разгибание в голеностоп. суставе - - - +

Эффективность отталкивания +

Амплитуда движений ног - +

Скорость движений рук - + + +

Сгиб.толч.ноги в кол.суст.(ф. ам.) +

Угол вылета ОЦМТ - - -

Вертикальное перемещ. ОЦМТ - - - +

ИПТ -6 1 -1 -2 1 10

Показатели биоэнергетики скелетных мышц 8 лет п=28 9 лет п=15 10 лет п=67 11 лет п=67 12 лет п=34 13 лет п=29

LnS + + - -

Vmax + + - - -

V40 + + - - -

V240 + - - -

V900 +

Двигательные качества 7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13

Скоростно-силовые возможности + +

Быстрота +

Сила (становая) +

Физическое развитие 7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13

Длина тела + + +

Масса тела

ВРИ

Примечание: «+» - достоверное улучшение показателя, «-» - достоверное ухудшение показателя, пробел - отсутствие достоверных изменений

-70-

ВЫВОДЫ

1. В естественных условиях совершенствование техники ациклических локомоций у мальчиков 7-13 лет происходит на фоне стабилизации биоэнергетических характеристик мышц, двигательных способностей и физического развития. И наоборот, ухудшение в формировании кинематической структуры прыжков отмечается на фоне активного развития всех механизмов энергообеспечения мышц, двигательных качеств и показателей физического развития.

2. В процессе возрастного развития кинематики ациклических локомоций у детей и подростков происходит чередование периодов стабилизации, роста и снижения характеристик кинематической структуры движения. У мальчиков в 7-8 лет от начала к концу учебного года зарегистрировано ухудшение компонентов техники прыжков в длину с разбега. С 8 до 12 лет отмечаются как позитивные, так и негативные изменения в технике исследуемого движения, что позволяет говорить о некоторой стабилизации или незначительных изменениях в технике движения. В 12-13 лет у мальчиков происходит значительное улучшение в кинематике прыжков в длину с разбега.

3. Развитие биоэнергетики мышечной системы мальчиков школьного возраста происходит неравномерно. Аэробные и анаэробные механизмы энергообеспечения наиболее активно развиваются от 7 до 8 лет. В это же время отмечается существенное развитие силы, быстроты и скоростно-силовых возможностей мальчиков. От 8 до 9 лет развитие биоэнергетики мышц снижается. Достоверно улучшается интегральная работоспособность в основном за счёт мощности фос-фагенного источника и анаэробного гликолиза.

4. С 9 до 12 лет происходит последовательное, достоверное уменьшение относительной мощности фосфагенного, анаэробного гликолиза и аэробно-гликоли-тического источников энеогообеспечения, которые стабилизируются к 13 годам. При этом мощность аэробного источника энергообеспечения достоверных изменений не имеет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранцев С.А. Кинематическая структура основных естественных локомоций детей и подростков: закономерности формирования и технология совершенствования: Дис.... док. пед. наук. М., 2002.- 680 с.

2. Баранцев С.А., Якунин Н.А. Комплекс технических средств для изучения локомоций человека и его метрологическая оценка //Сб. науч. трудов межвузовский «Новые методы и средства обучения» / Под общ. ред. Н.Н.Евтихиева. - М., 1993.- С. 98-101.

3. Ведринцев А.В. Методика обучения прыжковым упражнениям учащихся 7-10 лет на основе анализа структуры движений (на примере прыжков в длину и высоту с разбега): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 205 с.

4. Донской Д.Д. Биомеханика. Учебное пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1975. - 239 с.

5. Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н. Биомеханика двигательного аппарата человека. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 143 с.

— 71 —

6. Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Воробъев В.Ф. Эргометрическое тестирование работоспособности \\ Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре. - М., 1991. - с.68-87.

7. Мельников В.В. Методика совершенствования техники прыжков в длину с разбега у учащихся VП-VШ классов на основе особенностей кинематико-дина-мической структуры движения: Дис.... канд. пед. наук. М.,1997.- 223 с.

8. Пискова Д.М. Анализ структуры энергетики скелетных мышц у детей и подростков 5-15 лет // Альманах «Новые исследования» - М.: Вердана, 2004, №1, С.307.

9. Столяк И.Н. Формирование основных двигательных навыков у учащихся шести лет на уроках физической культуры (на примере бега, прыжков, метаний): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1989. - 18 с.

10. Сергеев А.П. Методика совершенствования техники прыжков в длину с

разбега у учащихся ІХ-Х классов на основе особенностей кинематико-динамиче-ской структуры движения: Дис.. канд. пед. наук. М., 2004.- 234 с.

11.Чикаш С.Л. Методика обучения прыжкам в длину с разбега учащихся V-VI классов на основе биомеханического анализа структуры движений: Дис.... канд. пед. наук. М., 1994.- 158 с.

12. Шалманов А.А. Взаимодействие с опорой как предмет обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 1986. - 20 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е-

&

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.