Научная статья на тему 'Обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжка в длину с разбега учащихся IX классов'

Обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжка в длину с разбега учащихся IX классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
616
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВИЖЕНИЯ / ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / KINEMATIC STRUCTURE OF MOVEMENT / LONG JUMP WITH RUNNING START / MOTOR FITNESS / BIOMECHANICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранцев С. А., Сергеев А. П., Ведринцев А. В., Зайцев О. И., Мельников В. В.

В исследовании используется новая технология разработки методики обучения технике основных видов движений школьников центральное место в которой отводится обоснованию педагогических задач совершенствования, в частности кинематической структуры прыжков в длину с разбега. Были определены следующие педагогические задачи совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега учащихся XI классов общеобразовательной школы: совершенствование разбега (с акцентом на повышение скорости); постановки ноги на опору: увеличение угла в коленном суставе опорной ноги и уменьшения угла наклона туловища вперед при постановке ноги на опору (юноши); отталкивания: увеличение подъема бедра маховой ноги при завершении отталкивания и амплитуды движений руками; развитие скоростно-силовых возможностей (юноши и девушки); быстроты, силы мышц-разгибателей ног, способности дифференцировать движения в пространстве (юноши); силовых возможностей и способности дифференцировать движения во времени (девушки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баранцев С. А., Сергеев А. П., Ведринцев А. В., Зайцев О. И., Мельников В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals new technology to develop methods for teaching students basic kinds of movements. Special attention is paid to pedagogical objectives in improving the kinematic structure of long jump from running start. According to the age of students (9th form), the following pedagogical objectives in improving the kinematic structure of long jump with running start were identified: improving take-off (with the focus on speed increase); setting foot on a support: increase in the angle of the knee joint (the supporting leg) and reduction in the torso angle forward while setting the foot on a support (boys); repulsions: increase in the rise of hip (flight leg) at the end of repulsion and amplitude of movements with hands; development of: “speed-andpower” capabilities (boys and girls), agility, strength of the extensor muscles of legs, ability to differentiate movements in space (boys), power capabilities, and ability to differentiate movements in time (girls).

Текст научной работы на тему «Обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжка в длину с разбега учащихся IX классов»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЫЖКА В ДЛИНУ С РАЗБЕГА УЧАЩИХСЯ IX КЛАССОВ

С.А. Баранцев*, А.П. Сергеев1**, А.В. Ведринцев**, О.И. Зайцев**, В.В. Мельников*** *ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва **Липецкий филиал РАНХиГС ***Липецкий институт кооперации

В исследовании используется новая технология разработки методики обучения технике основных видов движений школьников центральное место в которой отводится обоснованию педагогических задач совершенствования, в частности кинематической структуры прыжков в длину с разбега. Были определены следующие педагогические задачи совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега учащихся XI классов общеобразовательной школы: совершенствование разбега (с акцентом на повышение скорости); постановки ноги на опору: увеличение угла в коленном суставе опорной ноги и уменьшения угла наклона туловища вперед при постановке ноги на опору (юноши); отталкивания: увеличение подъема бедра маховой ноги при завершении отталкивания и амплитуды движений руками; развитие скоростно -силовых возможностей (юноши и девушки); быстроты, силы мышц-разгибателей ног, способности дифференцировать движения в пространстве (юноши); силовых возможностей и способности дифференцировать движения во времени (девушки).

Ключевые слова: Кинематическая структура движения, прыжки в длину с разбега, двигательная подготовленность, биомеханический анализ

Rationale for improving kinematic structure of the long jump with running start in schoolchildren of the ninth form. The article reveals new technology to develop methods for teaching students basic kinds of movements. Special attention is paid to pedagogical objectives in improving the kinematic structure of long jump from running start. According to the age of students (9th form), the following pedagogical objectives in improving the kinematic structure of long jump with running start were identified: improving take-off (with the focus on speed increase); setting foot on a support: increase in the angle of the knee joint (the supporting leg) and reduction in the torso angle forward while setting the foot on a support (boys); repulsions: increase in the rise of hip (flight leg) at the end of repulsion and amplitude of movements with hands; development of: "speed-and- power " capabilities (boys and girls), agility, strength of the extensor muscles of legs, ability to differentiate movements in space (boys), power capabilities, and ability to differentiate movements in time (girls).

Контакты:1 Сергеев А.П. - E-mail: <sl_sergeev@mail. ru>

Key words: kinematic structure of movement, long jump with running start, motor fitness, biomechanical analysis.

Как показал анализ литературных источников, методики обучения детей школьного возраста прыжкам в длину с разбега в условиях общеобразовательной школы заимствованы из спорта и не учитывают возрастные физиологические и кинематические особенности формирования локомоций учащихся. В то же время, учет закономерностей развития движений мог бы способствовать адекватному и реальному использованию способностей детей и подростков в овладении основными видами локомоций. Поэтому в процессе управления развитием локомоторной функции школьника необходимо учитывать возрастно-половые кинематические особенности формирования структуры изучаемого движения и осуществлять возрастную дифференцировку средств и методов формирования переместительных локомоций [3].

Организация учебной работы педагогов, основанная на учете возрастных особенностей формирования кинематической структуры движений детей, является новым направлением и еще не используемым резервом повышения эффективности физического воспитания учащихся.

Цель работы заключалась в обосновании педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся IX классов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1) Педагогические: тестирование двигательных способностей.

2) Антропометрические: определение длины, массы тела, весо-ростового индекса.

3) Биомеханические: киноциклография.

4) Математико-статистические методы: регрессионный анализ, корреляционный анализ (определение коэффициента корреляций - r и корреляционных отношений - п).

5) Анализ данных литературы.

Тестирование двигательных способностей

Измерение абсолютной и относительной сила мышц-разгибателей спины [11; 17] и ног [8; 13], результатов прыжков в длину и вверх с места на максимальный результат [1; 4] и на 50 % от максимального результата [5; 7], времени бега на 10 м с хода на максимальный результат и на 50 % от максимального результата [9], результатов наклона вперед [6].

Киноциклография

Киносъемка изучаемого движения проводилась с частотой до 120 кадров в секунду на фоне тест-объекта. Маркировка центра вращения суставов проводилась по методике, описанной В.М. Зациорским с соавт. [14], по совпадающим антропометрическим точкам. Полученные киноматериалы вводились в ПК и обрабатывались по специальным программам. Метрологическая оценка показала, что используемый измерительный комплекс отвечает необходимым требованиям, для изучения исследуемого движения [3].

Кинематику ПД изучали по 54 показателям, включая временные, угловые, скоростные (вертикальная, продольная, результирующая) характеристики, механическую энергию, мощность отталкивания, амплитуду перемещения ОЦМТ и отдельных звеньев тела в начале и конце фазы амортизации и в конце фазы отталкивания, угол вылета ОЦМТ. Момент окончания фазы амортизации определялся по наименьшему углу сгибания опорной ноги в коленном суставе за период опоры [10; 16].

В эксперименте приняли участие 24 юноши и 21 девушка школы-гимназии №710 г. Москвы. Все испытуемые по состоянию здоровья относились к основной медицинской группе. Обоснование педагогических задач совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега учащихся XI классов проводили, в основном, при помощи корреляционного анализа кинематических характеристик исследуемых движений и показателей двигательной подготовленности учащихся экспериментальных классов, результатов педагогических наблюдений и анализа литературы [15]. Киносъемку движений, тестирование двигательных способностей проводили перед педагогическим экспериментом в начале каждого учебного года. На основании анализа литературы подбирали упражнения для решения конкретных педагогических задач, разрабатывали методики совершенствования техники движения. Кроме того, в ходе занятий фиксировали типичные ошибки при выполнении прыжков (например, индивидуальный подбор длины разбега, темпо-ритмовая структура разбега, постановка ноги на опору, техника приземления и др.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

У мальчиков и девочек IX классов экспериментальной группы отмечена линейная взаимосвязь результатов прыжков в длину с разбега со скоростью разбега (г = 0,543 и г = 0,560; p<0,05 - соответственно). Следовательно, увеличение скорости разбега будет способствовать повышению результатов прыжков.

Отмечена зависимость результатов прыжков от показателей угла отталкивания (п = 0,773 и г = 0,848; р<0,01 - соответственно, юноши и девушки) и вертикального перемещения ОЦМТ в фазе отталкивания (г = 0,651 и г = 0,950; р<0,01) и за период опоры (г = 0,945; p<0,01 - девушки). В то же время, между углом отталкивания и углом разгибания толчковой ноги в коленном суставе при завершении отталкивания у юношей зарегистрирована достоверная взаимосвязь (г = 0,527; р<0,05). У девушек такая взаимосвязь отмечается с углом разгибания толчковой ноги в голеностопном суставе (г = 0,785; р<0,01). Следовательно, увеличению результатов прыжков в длину будет способствовать увеличение вертикального перемещения тела в фазе отталкивания и угла отталкивания за счет более полного разгибания толчковой ноги в коленном суставе (юноши) и в голеностопном суставе (девушки) при завершении отталкивания.

Юношам необходимо стремиться к увеличению угла в коленном суставе при постановке опорной ноги на опору. Об этом свидетельствует зависимость между результатами прыжков и углом сгибания опорной ноги в коленном суставе (п = 0,489; р<0,05). Кроме того, у юношей отмечена взаимосвязь результатов прыжков в длину со скоростью махового движения ногой в начале фазы амортизации (г =

0,702; р<0,01) и углом наклона туловища (г = -0,496; р<0,05). Это свидетельствует о необходимости уменьшения наклона туловища вперед и увеличении скорости махового движения ногой в начале фазы амортизации. У девушек отмечена достоверная взаимосвязь с углом наклона туловища при завершении отталкивания (г = -0,493; p<0,05).

У девушек результаты прыжков взаимосвязаны с вертикальной скоростью махового движения ногой в конце фазы амортизации (г = 0,906; р<0,01). Следовательно, девушкам нужно обратить внимание на увеличение махового движения ногой с большей направленностью вверх.

У юношей и девушек зарегистрирована взаимосвязь результатов прыжков с углом наклона бедра маховой ноги в конце фазы отталкивания (г = -0,470 и г = -0,861; р<0,05 и р<0,01) и с амплитудой движений рук (г = 0,664 и г = 0,793; р<0,01). Следовательно, при совершенствовании компонентов техники прыжков в длину с разбега акцент учащимся IX классов необходимо делать на больший подъем бедра маховой ноги при завершении отталкивания и увеличении амплитуды движений рук.

Интересной является взаимосвязь результатов прыжков в длину и показателей углов сгибания маховой ноги в коленном суставе в конце фазы отталкивания как у ношей, так и у девушек (г = 0,524 и г = 0,714; р<0,05 и р<0,01 - соответственно) и у девушек в конце фазы амортизации - г = 0,829; р<0,01. Следовательно, учащимся IX классов ненужно стремиться к увеличению сгибания маховой ноги в коленном суставе.

Обращает на себя внимание взаимосвязь результатов прыжков с показателями весо-ростового индекса (г = 0,502; р<0,05), массы тела (г = 0,586; р<0,05) и зависимость от длины тела (п = 0,614; р<0,05). У девушек результат зависит от длины тела (п = 0,743; р<0,01).

Результаты прыжков в длину с разбега юношей имеют взаимосвязь с показателями двигательной подготовленности: с результатами прыжков вверх (г = 0,589; р<0,01) и в длину с места (г = 0,859; р<0,01), с силой мышц-разгибателей ног (г = 0,598; р<0,01), временем бега на 10 м с хода (г = -0,704; р<0,01), с коэффициентом К1 (г = -0,486; р<0,05). Результаты прыжков в длину с разбега девушек взаимосвязаны с показателями прыжков в длину (г = 0,599; р<0,01) и вверх с места (п = 0,520; р<0,05), относительной силой мышц-разгибателей спины (п = 0,483; р<0,05), со способностью дифференцировать движения во времени (п = 0,497; p<0,05).

Таким образом, методика совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега должна предусматривать развитие скоростно-силовых возможностей юношей и девушек; быстроты, силы мышц-разгибателей ног, способности дифференцировать движения в пространстве - у юношей; силовых возможностей и способности дифференцировать движения во времени - у девушек.

Для определения соотношения средств, направленных на развитие двигательных способностей и совершенствование компонентов техники движения учащихся IX классов, был проведен множественный регрессионный анализ. Техника прыжков в длину с разбега представлена показателями скорости перемещения ОЦМТ в начале (V:), в конце фазы амортизации (У2) и в конце фазы отталкивания (У3), а двигательная подготовленность - скоростно-силовыми

возможностями (прыжок в длину с места), быстротой (бег на 10 м с хода) и относительной силой (значения силы мышц разгибателей спины относительно массы тела). Определяли процентный вклад каждого из вышеперечисленных показателей в достижение результатов прыжков в длину с разбега, а также суммарный вклад параметров, характеризующих технику бега и двигательную подготовленность. У юношей IX классов суммарный вклад Vi, V2 и V3 к суммарному вкладу показателей двигательной подготовленности был равен 1:1,4. Т.е., результат прыжков в длину с разбега юношей IX классов в большей мере (на 40 %) зависит от развития двигательных возможностей, чем показателей техники движения. На этом основании можно предположить, что при совершенствовании прыжков в длину с разбега девятиклассникам следует больше внимания уделять развитию необходимых двигательных качеств.

У девушек вклад исследуемых показателей в результат прыжков в длину с разбега соответствовал 1:5. Следовательно, девушкам IX классов значительно больше внимания нужно уделять развитию необходимых двигательных качеств по сравнению с совершенствованием компонентов техники прыжков в длину с разбега.

На основании результатов исследования были определены педагогические задачи совершенствования следующих компонентов техники прыжков в длину с разбега учащихся IX классов:

- разбега (с акцентом на повышение скорости);

- постановки ноги на опору: увеличение угла в коленном суставе опорной ноги и уменьшения угла наклона туловища вперед при постановке ноги на опору (юноши);

- отталкивания: увеличение подъема бедра маховой ноги при завершении отталкивания и амплитуды движений руками; увеличение угла отталкивания за счет более полного разгибания толчковой ноги в коленном суставе (юноши) и голеностопном суставе (девушки); уменьшение наклона туловища вперед при завершении отталкивания (девушки);

- увеличение скорости махового движения ногой;

- развитие скоростно-силовых возможностей (юноши и девушки); быстроты, силы мышц-разгибателей ног, способности дифференцировать движения в пространстве (юноши); силовых возможностей и способности дифференцировать движения во времени (девушки).

Кроме того, при совершенствовании компонентов техники прыжков в длину с разбега учащимся не следует стремиться к увеличению сгибания маховой ноги в коленном суставе при отталкивании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалаков В.М. Новая аппаратура для изучения спортивной техники. - М., ФиС, 1960. - 40 с.

2. Баранцев С.А. Кинематическая структура основных естественных локомо-ций детей и подростков: закономерности формирования и технология совершенствования: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 2002. - 39 с.

3. Баранцев С.А., Якунин Н.А. Комплекс технических средств для изучения локомоций человека и его метрологическая оценка // Новые методы и средства обучения: Сб. науч. трудов межвузовский / Под общ. ред. Н.Н. Евтихиева. - М., 1993. - С. 98-101.

4. Бондаревский Е.Я. Надежность тестов, используемых для характеристики моторики человека // Теор. и практ. физ. Культуры. - 1970. - № 5. - С. 15-18.

5. Вайнер И.М. Использование количественной информации в совершенствовании управления безопорной фазой прыжка: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1972. - 24 с.

6. Васильев Е.П. Исследования гибкости тела и экспериментальное обоснование средств и методов ее воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1966. - 21 с.

7. Васютина А.И. Изменение пространственной оценки движений у детей дошкольного и школьного возраста // Труды П научн. конф. по вопр. возрастной морфологии, физиологии, биохимии. - М., 1955. - 279 с.

8. Дежников А.Г. Исследование вопросов обучения детей младшего школьного возраста умениям оценивать пространственные, временные и силовые характеристики движений : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1977. - 25 с.

9. Дешле С.А. Методика педагогического контроля за уровнем физической подготовленности учащихся I-Ш классов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1982. - 23 с.

10. Донской Д.Д. Биомеханика: Учебное пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с.

11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: (Основы теории и методики воспитания). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.

12. Зациорский В.М. Биомеханика двигательных конечностей // Биомеханика. - М., 1979. - 264 с.

13. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.

14. Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н. Биомеханика двигательного аппарата человека. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 143 с.

15. Сергеев А.П. Методика совершенствования техники прыжков в длину с разбега у учащихся 9-10 классов на основе особенностей кинематико-динамической структуры движения: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 234 с.

16. Шалманов А.А. Взаимодействие с опорой как предмет обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1986. - 20 с.

17.Шлемин А.М., Дежников А.Г. Умение различать временные параметры // Физическая культура в школе. - 1977. - № 7. - С. 32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.