Научная статья на тему 'Педагогические задачи совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся начальной школы сообщение 2: обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжка в длину с разбега учащихся III классов'

Педагогические задачи совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся начальной школы сообщение 2: обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжка в длину с разбега учащихся III классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВИЖЕНИЯ / KINEMATIC STRUCTURE OF MOVEMENTS / ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА / LONG JUMPS / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / MOTOR READINESS / БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / BIOMECHANICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сергеев А. П., Ведринцев А. В., Мельников В. В., Фролов С. С., Головина В. А.

Исследовали биомеханические характеристики прыжков в длину с разбега, двигательную подготовленность мальчиков и девочек III классов. Выявлены значительные различия в кинематической структуре прыжков мальчиков и девочек в начале учебного года. Обоснованы педагогические задачи совершенствования техники прыжков в длину с разбега для учащихся III классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сергеев А. П., Ведринцев А. В., Мельников В. В., Фролов С. С., Головина В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the study of the biomechanical characteristics of the long jumps and motor readiness in boys and girls of the 3rd-grade. There were revealed significant differences in the kinematic structure of the long jumps in boys and girls at the beginning of the academic year. The paper reveals pedagogical tasks of improving the long jumps technique for the 3rd-grade school children.

Текст научной работы на тему «Педагогические задачи совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся начальной школы сообщение 2: обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжка в длину с разбега учащихся III классов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Сообщение 2: Обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжка в длину с разбега учащихся III классов

С.А. Баранцев, А.П. Сергеев1, А.В. Ведринцев, В.В. Мельников, С.С. Фролов, В.А. Головина

Исследовали биомеханические характеристики прыжков в длину с разбега, двигательную подготовленность мальчиков и девочек III классов. Выявлены значительные различия в кинематической структуре прыжков мальчиков и девочек в начале учебного года. Обоснованы педагогические задачи совершенствования техники прыжков в длину с разбега для учащихся III классов.

Ключевые слова: Кинематическая структура движения, прыжки в длину с разбега, двигательная подготовленность, биомеханический анализ.

Pedagogical tasks of improving the kinematic structure of long jumps in primary school children. Message 2: Rationale for improving the kinematic structure of long jumps in the 3rd grade pupils. The paper presents the study of the biomechanical characteristics of the long jumps and motor readiness in boys and girls of the 3rd grade. There were revealed significant differences in the kinematic structure of the long jumps in boys and girls at the beginning of the academic year. The paper reveals pedagogical tasks of improving the long jumps technique for the 3rd grade school children.

Key words: Kinematic structure of movements, long jumps, motor readiness, biomechanical analysis.

Новизна исследования заключается в новом подходе к обоснованию педагогических задач совершенствования техники ациклических локомоций школьников - прыжков в длину с разбега (ПД).

Цель работы - обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся III классов (8-9 лет).

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования, используемые в эксперименте, описаны в предыдущей статье [3].

Организация исследования частично изложена в предыдущей статье.

В лонгитудинальном эксперименте приняли участие 24 мальчика и 24 девочки III классов школы-гимназии №710 г. Москвы. Все испытуемые по состоянию здоровья относились к основной медицинской группе.

Контакты: 1 Сергеев А.П. - E-mail: <sl_sergeevy@mail.ru>

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале учебного года мальчики III классов достоверно превосходили девочек в результатах прыжков, в скорости разбега, результирующей скорости движения ОЦМТ, скорости движений маховой ногой, эффективности отталкивания, кинетической энергии, горизонтальной составляющей скорости махового движения руками при завершении отталкивания, амплитуде движений рук, горизонтальном перемещении маховой ноги за период опоры, они выше поднимают бедро маховой ноги при завершении отталкивания. Все это свидетельствует о значительных отличиях в технике выполнения прыжков мальчиков и девочек III классов, что учитывали при разработке методики совершенствования техники движения.

В начале учебного года мальчики превосходят девочек в развитии абсолютной и относительной силы, скоростно-силовых способностей. У девочек лучше развита гибкость. В течение учебного года мальчики и девочки достаточно точно дифференцируют движения в пространстве, но допускают значительные ошибки при дифференцировке движений во времени.

Корреляционный анализ кинематических характеристик ПД учащихся III класса выявил взаимосвязь результата прыжка в длину со скоростью разбега (r = 0,544; р < 0,05 - у мальчиков и r = 0,663; р < 0,01 - у девочек). Кроме того, у мальчиков, в отличие от девочек, результат ПД достоверно взаимосвязан со скоростью ОЦМТ в начале фазы амортизации (r = 0,599). В то же время не наблюдалось достоверной взаимосвязи результата ПД со скоростью ОЦМТ в момент окончания фаз амортизации и отталкивания. Кроме того, отрицательная взаимосвязь показателя скорости разбега со временем опоры (r = -0,588; p < 0,05) дает основание утверждать, что увеличение скорости разбега у мальчиков приведет к уменьшению времени отталкивания. Следовательно, повышение эффективности выполнения ПД учащихся III класса связано, прежде всего, с увеличением скорости разбега и умением сохранять её в отталкивании.

Следует также учитывать, что у мальчиков сокращение времени амортизации влечет за собой увеличение угла в коленном суставе "опорной" ноги в момент окончания отталкивания. Об этом свидетельствует отрицательная взаимосвязь между показателем угла сгибания "опорной" ноги в коленном суставе и временем амортизации (r = -0,501; р < 0,05).

У девочек результат прыжка коррелирует (r = 0,509; р < 0,05) с показателем горизонтального перемещения ОЦМТ от вертикали, проходящей через стопу, до момента окончания отталкивания. Поэтому, чем больше этот путь ОЦМТ в фазе отталкивания, тем лучше будет результат ПД. Следовательно, повышение эффективности выполнения отталкивания в прыжках в длину с разбега у учащихся III класса связано с сокращением времени амортизации.

Таким образом, при обучении прыжку в длину с разбега учащихся III класса необходимо уделять внимание, прежде всего, совершенствованию кинематической структуры прыжка. Данные корреляционного анализа биомеханических характеристик ПД указывают на необходимость увеличения скорости разбега при обучении отталкиванию в прыжках в длину с разбега.

Кроме того, был проведен корреляционный анализ биомеханических характеристик и показателей физических способностей учащихся Ш класса.

У мальчиков отмечено отсутствие достоверной взаимосвязи результата ПД с показателями двигательной подготовленности, а у девочек выявлена его взаимосвязь со скоростно-силовыми качествами. Об этом свидетельствует нелинейная взаимосвязь между результатом ПД и показателями прыжка в длину (п = 0,507) и вверх с места (п = 0,494; р < 0,05). Следовательно, девочкам для повышения результативности ПД необходимо включить в методику упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых возможностей.

Наряду с этим выявлен ряд корреляций между показателями физической подготовленности и кинематическими характеристиками прыжка в длину учащихся Ш класса. Показатель силы мышц разгибателей ног взаимосвязан с углом сгибания "опорной" ноги в коленном суставе в конце фазы амортизации (п = 0,515; р < 0,05) - у мальчиков и со скоростью ОЦМТ в конце фазы отталкивания (r = 0,522; р < 0,05) - у девочек, а также отрицательно взаимосвязан с углом вылета ОЦМТ у девочек (r = -0,541; р < 0,05). У мальчиков отмечена отрицательная взаимосвязь результата прыжка вверх с места и времени амортизации (r = -0,607; р < 0,05).

Интересно отметить, что у мальчиков показатель развития быстроты (результат бега на 10 метров с хода) отрицательно взаимосвязан (r = -0,515; р < 0,05) со скоростью ОЦМТ в начале фазы амортизации и положительно - с временем опоры при отталкивании (r = 0,668; р <0,01). Следовательно, уровень развития физических качеств оказывает влияние на технику прыжка в длину учащихся Ш класса.

Соотношение показателей техники прыжков и двигательных способностей у девочек III классов равно 1,0:2,5, у мальчиков 3,2:1,0. Следовательно, акцент в методике совершенствования компонентов техники ПД девочек III классов делали в большей мере на развитие двигательной подготовленности, а у мальчиков - на совершенствовании компонентов техники прыжков в длину с разбега.

На основании проведённого исследования были определены следующие задачи совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега третьеклассников:

- совершенствование отталкивания при постепенно увеличивающейся скорости разбега и с акцентом на снижение стопорящей постановке ноги на опору;

- освоение полета в прыжке в "шаге";

- обучение целостному выполнению прыжка в длину с разбега;

- развитие скоростно-силовых способностей (девочки).

Методики совершенствования компонентов техники прыжков в длину с разбега мальчиков и девочек III классов представлены в работе А.В. Ведринцева (1992) и С.А. Баранцева (2002).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранцев С.А. Кинематическая структура основных естественных локо-моций детей и подростков: закономерности формирования и технология совершенствования: дис. ... докт. пед. наук. - М., 2002. - 678 с.

2. Ведринцев А.В. Методика обучения прыжковым упражнениям учащихся 7-10 лет на основе анализа структуры движений (на примере прыжков в длину и высоту с разбега): дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 205 с.

3. Баранцев С.А. Педагогические задачи совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся начальной школы. Сообщение 1: Обоснование педагогических задач совершенствования кинематической структуры прыжков в длину с разбега учащихся II классов С.А./ Баранцев, С.В. Фролов, А.П. Сергеев, А.В. Ведринцев, В.В. Мельников // Новые исследования. -2016. - № 1, (46). - С. 56-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.