Научная статья на тему 'Педагогические задачи как средство подготовки будущих учителей к инновационной деятельности'

Педагогические задачи как средство подготовки будущих учителей к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL PROBLEM / IMITATING MODELING / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Юлия Андреевна

Рассматриваются вопросы подготовки студентов педвуза к решению инновационных педагогических задач с целью формирования опыта педагогической деятельности, что обусловлено недостаточной ориентацией содержания общеобразовательных и специальных предметов на решение данной проблемы. Определены основные направления совершенствования содержания и структуры учебных предметов этого цикла с целью повышения профессионально-педагогической направленности их преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Юлия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the issues of how to train the pedagogical university students to solve the pedagogical problems and to have an experience of pedagogical activity. This is caused by insufficient content of general and special subjects. The general tendencies of improving the content and the structure of these school subjects aiming at raising teaching orientation are defined.

Текст научной работы на тему «Педагогические задачи как средство подготовки будущих учителей к инновационной деятельности»

известия вгпу

Рассмотренные изменения закономерно подводят нас к новой проблеме: определению дидактических средств в образовательном процессе современного вуза, которые позволят сделать образовательные программы адекватными требованиям информационного общества и концепции управления знаниями.

литература

1. Коулопоулос Т.М., фраппаоло К. Управление знаниями : пер. с англ. М., 2008.

2. Лабоцкий В.В. Управление знаниями (технологии, методы и средства представления, извлечения и измерения знаний). Минск : Современная шк., 2006.

3. Леднев B.C. Содержание образования : учеб. пособие. М. : Высш. шк., 1989. С. 285, 289.

4. Проект ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» (любое изд.).

5. Проекты Федерального государственного образовательного стандарта и примерных образовательных программ бакалавра и магистров по направлению подготовки высшего профессионального образования «Геология» (опыт МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006 г.).

6. URL : www.archipelag.ru/index/biograhy_ drncker/.

7. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. проф. И.А. Зимней. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Агентство «Издательский сервис», 2005.

8. Филонович С.Р. Life-long learning: последствия для высшей школы // Российский журнал менеджмента. 2003. № 2, 3.

Changing in the education process at a contemporary higher school in the condition of knowledge management

There is system changing in the higher

professional education: an approach to school

management - changing from structure

subdivision management

to education program management;

education programs - changing the goals, the content

of professional education, approaches to its selection

and representation for students. So,

all the education and method set is being changed

thus the organization of education process is going

to be changed too.

Key words: education program, the content of professional education, education and method set, contemporary university.

Ю.А. НвАИовА (волгоград)

педагогические задачи как средство подготовки будущих учителей к инновационной деятельности

Рассматриваются вопросы подготовки студентов педвуза к решению инновационных педагогических задач с целью формирования опыта педагогической деятельности, что обусловлено недостаточной ориентацией содержания общеобразовательных и специальных предметов на решение данной проблемы. Определены основные направления совершенствования содержания и структуры учебных предметов этого цикла с целью повышения профессионально-педагогической направленности их преподавания.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическая задача, имитационное моделирование, инновационные технологии, межпредметные связи.

Одним из важнейших социальных приоритетов современного российского общества становится образование. Международное сотрудничество, развитие информационных технологий, инновационная деятельность и другие факторы формируют новые требования к высшим учебным заведениям, коренным образом меняют цель, средства и парадигму образования. Целью образования становится формирование личности духовной, с развитым интеллектуальным и нравственным потенциалом, способной осуществить свободный и ответственный выбор оптимального развития - как индивидуального, так и социального. Таким образом, формирование новой среды учебного заведения становится сегодня одной из стратегических задач модернизации образования. осознание этой задачи приводит многие вузы к поиску новых методов и форм обучения и воспитания, к серьезному повороту в сторону гуманизации и гуманитаризации образования.

Гуманизация педагогической деятельности придает ей черты, среди которых особенно важны предвидение и проектирование влияния любого педагогического

© Иванова Ю.А., 2010

воздействия: урока, внеклассного мероприятия, направленного на развитие личности школьника; создание условий для самоопределения школьника в социальной и духовной сферах. от сегодняшнего учителя требуется умение ориентировать учебновоспитательный процесс на личность ученика, на систему его общекультурных компетенций, осуществлять педагогическую рефлексию, т.е. воспринимать и регулировать свою учебно-воспитательную деятельность как процесс, состоящий из закономерных этапов формирования личности, ситуаций, актуализирующих ее творческий потенциал, а не как набор уроков и мероприятий. Будущий учитель должен овладеть технологией создания воспитательных ситуаций с различными образовательновоспитательными функциями, умением включить свой предмет в целостную систему воспитательно-дидактических средств, обеспечивающих формирование личности. При этом особенно важно научиться преподавать свой предмет в органической связи с разнообразными видами деятельности, социальным опытом учащихся, использовать методы имитационного моделирования различных социальных ситуаций.

В основу инновационных технологий обучения в процессе преподавания общеобразовательных и специальных предметов мы заложили задачный подход, исходя из идеи о том, что в основе педагогической деятельности лежит решение системы особого рода задач по организации учебно-воспитательного процесса. Фрагменты, связанные с разрешением некоторой проблемной ситуации, получили название педагогической задачи. Представляя содержание учебного занятия в виде познавательной задачи, учитель погружает учащихся в естественную ситуацию добывания знания. Сущность технологии задач-ного подхода состоит в том, что фрагменту содержания в предложенных ситуациях придается процессуально-деятельностная форма, т.е. форма некоторого движения к цели, что можно обеспечить, лишь представив фрагмент изучаемого содержания в виде задачи. Задача организует и направляет деятельность ученика, приучает его к ясному осознанию ситуации, обусловленной дефицитом какого-то жизненно важного ресурса, постановке целей ее преоб-

разования, выявлению условий и способов действия, необходимых для этого. Всякое решение непременно включает в себя намерение, план, креативность, придание смысла, принятие на себя определенной ответственности, оценивание результата. А это уже личностные аспекты решения. В этом смысле задача - это событие, требующее перехода от одной жизненной ситуации к другой.

Развивающие возможности задачи возрастают, когда она носит характер проблемы, что создает для ученика условия, предполагающие максимальное напряжение его творческих сил и, соответственно, наибольший развивающий эффект обучения; представление содержания учебного материала как собственной проблемы для ученика; наиболее полную реализацию учеником позиции субъекта учебной деятельности, осознание его логики методологических основ; преодоление отчужденности ученика от содержания и продуктов учения, поскольку вместо приготовленного кем-то он усваивает добытое им самим -собственное, «живое» знание.

следует отметить, что большинство исследований связаны с использованием педагогических задач на практических занятиях по дисциплинам психологопедагогического цикла. Необходимость же повышения профессиональной направленности большинства вузовских дисциплин требует, чтобы задачи включались в процесс изучения общеобразовательных и специальных предметов систематически и вместе с тем в целесообразном объеме. В этом случае мы реализуем так называемый контекстный подход. Суть последнего в том, что содержание и метод обучения формируются в контексте профессиональных целей, благодаря чему создается определенная направленность обучения. Контекстная задача - это вопрос, задача, проблема, изначально ориентированные на тот смысл, который данные феномены имеют для обучающегося. При этом учитываются его мотивация, ценностные ориентации, его жизненные и профессиональные планы, стиль учебной деятельности, личностная позиция, видение места науки в пространстве человеческого бытия. Профессиональный контекст лучше всего обеспечивается посредством так называемого имитационно-игрового подхода.

Игра вводит формирующегося человека в ситуацию необходимости быть творцом и субъектом новых видов деятельности, развивает сознание личности и ее готовность к поиску личностных смыслов деятельности. Неся в себе элементы творчества и, в какой-то мере, искусства, игра богаче, чем однообразная повторяющаяся жизнь по расписанию. «Правда искусства выше обыденной “правды жизни”!» (А.П. Чехов). Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации. Работа сознания проявляется в игровом поведении иначе, чем в утилитарно-ориентированной практике: правила игры являются жесткими, не подлежащими никакому изменению, в отличие от технологии любой практической деятельности - в противном случае игра оказывается просто-напросто невозможной: мастерство и талант игрока проявляются в способности находить в пределах этих правил неожиданные -и для него самого - импровизационно-инсайтные решения в зависимости от складывающейся ситуации и поведения партнера. В игре, как правило, имеющей на уроке форму групповой работы, происходит наложение учебной деятельности на деятельность общения, что приводит к качественно новым образовательноразвивающим эффектам. При этом, вероятно, следует помнить, что учебная деятельность является индивидуальной по самой своей природе (никто не может обучиться за меня!) и назначение групповой работы в конечном счете в том, чтобы оптимизировать индивидуальный учебный процесс для каждого ученика.

Межпредметные инновационные педагогические задачи при многоуровневом образовании должны, как показал опыт, разрабатываться усилиями представителей различных кафедр. Так, на практических занятиях по общеобразовательным и специальным дисциплинам студенты, наряду с собственно научными и языковыми проблемами, могут разбирать ситуации из педагогической практики, решать вопросы о способах доступного изложения сложного теоретического материала, постановке школьного эксперимента и т.п. При этом будущий учитель смотрит

на специальную науку и общеобразовательный предмет с позиций школьника, продумывает, как учащиеся разного возраста будут воспринимать, понимать и применять данный материал. Основой реализации межпредметных связей становится решение педагогических задач, которые межпредметны по своей природе. Решение инновационной педагогической задачи - это система действий педагога по анализу, проектированию и реализации целостной педагогической ситуации, т.е. такого фрагмента образовательного процесса, в ходе которого актуализируются необходимые движущие силы, факторы и условия достижения педагогической цели.

Повышение педагогической квалификации, как и всякое развитие вообще, выражается в становлении ее системности, в данном случае в формировании основ будущей системы работы учителя, представляющей собой комплекс технологических приемов, обеспечивающих выполнение основных профессиональных функций педагога, решение учебно-воспитательных задач. При разборе инновационных педагогических задач у будущего учителя формируются умения вырабатывать педагогическую идею, пронизывающую всю работу единой педагогической установкой; понимать учебно-воспитательные задачи и выбирать средства их решения; определять оптимальные место и время для применения каждого воспитательного метода и приема; осуществлять разностороннее воздействие на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых, ведущих свойств личности и др.

Необходимым условием подготовки студентов к решению реальных инновационных педагогических задач при переходе педвуза на многоуровневую систему образования должна стать их активная, педагогически ориентированная деятельность в процессе овладения всеми элементами педагогического образования, а не только методическими дисциплинами. Введение инновационных педагогических задач в структуру учебного материала при обучении студентов общеобразовательным и специальным предметам является необходимым условием активизации профессионального мышления в процессе овладения знаниями. Дидактическая ценность подоб-

ных инновационных педагогических задач заключается в том, что студенты усваивают материал математики, физики, иностранного языка и других дисциплин в контексте своей будущей деятельности, синтезируя материал разных предметов вокруг профессионально значимой проблемы.

В процессе обучения будущий учитель должен получить опыт поведения в инновационной ситуации, т.е. обрести инновационную компетентность. для этого при решении учебных задач должны быть актуализированы такие аспекты, как критическое восприятие педагогической ситуации, мышление посредством опережающих прогностических моделей, выбор приоритетных целей, владение ориентировочной основой для прогноза развития событий, оценка собственной компетентности, непрерывное самообучение и повышение эффективности своей теоретической базы, умение принимать педагогические решения, планировать логику реализации проекта, принятие на себя ответственности за последствия инновационной деятельности.

Инновационные педагогические задачи, предлагаемые студентам, должны быть связаны с важнейшими компонентами педагогической деятельности. Среди этих компонентов - анализ педагогической ситуации, постановка цели, проектирование того вклада, который вносит данный процесс в развитие социокультурных компетенций учащихся, выбор воспитательных и дидактических средств, с помощью которых будет реализовываться проект на практике. Подготовка студентов к решению инновационных педагогических задач эффективна в том случае, когда в этом процессе проектируется развитие всех основных пед-структур готовности к педагогической деятельности - идейно-мотивационных, этико-поведенческих, профессионально-исполнительских.

для того чтобы реализовать личностноразвивающую функцию обучения, учитель должен быть вооружен системой определенных умений, которые связаны с готовностью к решению аналитических, организаторских и оценочных задач. к группе умений ориентации в педагогической ситуации и осуществления ее анализа отнесены умения формулировать критерии для оценки воспитательных возможностей ситуа-

ции; в состав умений целеполагания и проектирования входят умения изучать личность учащихся, формулировать воспитательные цели, продумывать операционный состав, алгоритм, организацию деятельности, разнообразные формы педагогического общения; группа умений реализации педагогического замысла включает в себя организаторские и коммуникативные умения, умения реализовывать на практике основные методы и приемы обучения; корректировать форму педагогического воздействия, находить эффективные и оптимальные педагогические решения, оценивать эффективность собственных педагогических действий.

Изучение передовой практики работы специально-научных, общеобразовательных кафедр и собственная опытная работа позволили определить основные направления совершенствования содержания и структуры учебных предметов этого цикла с целью повышения профессиональнопедагогической направленности их преподавания при подготовке бакалавров и магистров. Среди этих направлений в первую очередь необходимо указать следующие: 1) включение в содержание материала по этим дисциплинам задач, требующих специально-научных и общеобразовательных знаний, используемых в педагогических ситуациях; в такой роли могут выступать предлагаемые студентам задания на установление связи изучаемого материала с практикой; отыскание способов изложения определенного материала для учащихся разного возраста; составление научнопопулярных бесед, викторин по своему предмету; конструирование методов и форм учебной работы и др.; 2) расширение методического опыта будущего учителя при изучении специально-научных и общеобразовательных дисциплин, что возможно лишь при достаточно разнообразной и эффективной методике их преподавания и при постоянной координации деятельности специальных, общеобразовательных и профилирующих кафедр; 3) создание инновационной ситуации с педагогической направленностью при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин не от случая к случаю, а в определенной последовательности, соответствующей этапам овладения педагогической деятельностью.

«Отработка» педагогических понятий и умений на занятиях по общеобразовательным и специальным дисциплинам требует определенной согласованности с изучением соответствующих понятий и умений по курсам психолого-педагогического цикла. Просто хорошее обучение еще не обеспечивает подготовку специалиста-педагога. Необходимо обучение, подчиненное задачам его профессионального становления.

для формирования готовности студентов к решению инновационных педагогических задач на материале общеобразовательного предмета «Иностранный язык» на неспециальном факультете можно выделить два этапа: 1) стимулирование интереса к решению инновационных педагогических задач, предложенных в условиях иноязычного общения (репродуктивный этап - подготовка бакалавров); 2) самостоятельный отбор и использование педагогических понятий и схем при разборе педагогической ситуации, выработка собственных решений (творческий этап - подготовка магистров).

Постановка инновационной педагогической задачи на первом этапе может осуществляться через использование текстов, содержащих школоведческую, психолого-педагогическую и специально -научную информацию; заданий, требующих собственных оценок, суждений о каком-либо фрагменте педагогического опыта; на втором этапе - через организацию обсуждения методики занятий, эффективности той или иной формы изложения и контроля, ролевые игры, дидактические ситуации, требующие самоанализа, переноса знаний в новые ситуации и др. При решении инновационных педагогических задач студенты могут использовать иностранный язык в профессиональных целях: диалог по поводу педагогической ситуации, аннотирование педагогических текстов, моделирование ситуаций, фрагментов уроков и воспитательных мероприятий.

Переработка традиционного материала в инновационные задачи с педагогическим содержанием должна способствовать выработке у студентов умения воспринимать предмет глазами будущего учителя и его учеников, выделять содержательные, процессуальные и целевые характеристики материала. Инновационные педагоги-

ческие задачи в данном случае становятся не дополнением к основному материалу, а приоритетным компонентом учебного занятия.

Pedagogical problems as means for future teachers training to innovative activity

There are considered the issues of how to train the pedagogical university students to solve the pedagogical problems and to have an experience of pedagogical activity. This is caused by insufficient content of general and special subjects. The general tendencies of improving the content and the structure of these school subjects aiming at raising teaching orientation are defined.

Key words: pedagogical activity, pedagogical problem, imitating modeling, innovative technologies, interdisciplinary connections.

в.а. лимонова

(Астрахань)

компоненты готовности будущих менеджеров и технологов по организации услуг общественного питания к реализации этноэтикета в профессиональной деятельности

Описывается проблема профессиональной подготовки будущих менеджеров и технологов по организации услуг общественного питания. Поднят вопрос о компонентах готовности таких специалистов к реализации этноэтикетов профессиональной деятельности; раскрыты социально-педагогические функции этноэтикета.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, сфера услуг, этноэтикет, компоненты, социально-педагогические функции.

Современные требования к профессиональной подготовке выпускников профессиональных учебных заведений предполагают достижение интегрированного ко-

© Лимонова В.А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.